Театральные игры

Информационная карта
дополнительной общеобразовательной
«Театральные игры»
Тип программы

модифицированная

Образовательная область

театральное искусство

Направленность деятельности

художественная

Способ освоения содержания

репродуктивный, творческий

программы
Уровень освоения содержания

стартовый

программы
Возрастной уровень реализации

7-8лет

программы
Форма реализации программы

групповая, подгрупповая

Продолжительность реализации

1год

программы
Год разработки программы

2021 год

1.Комплекс основных характеристик программы
Пояснительная записка
1.Комплекс основных характеристик программы
Пояснительная записка
Направленность программы
Данная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
художественной направленности «Театральные игры» разработана в 2021 году.
Осваивая содержание программы, ребёнок получит представление об истории
возникновения разных жанров театрально-игрового искусства, об особенностях
театрального костюма, профессии актера, освоит элементарные практические
приёмы актёрского мастерства, приобретёт опыт сценического выступления,
участия в творческих, социальных проектах и самостоятельной творческой
деятельности.
Программа разработана на основании нормативно-правовых документов,
регламентирующих
деятельность
дополнительного
образования:
– Федеральный закон от 29 декабря 2012 № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации» (ред. от 17.02.2023) (с изм. и доп., вступ. в силу с
28.02.2023).
– Национальный проект «Образование» (утв. президиумом Совета при
Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам
(протокол от 24 декабря 2018 г.№16) «Успех каждого ребёнка», «Цифровая
образовательная
среда»,
«Молодые
профессионалы»,
«Социальная
активность»/
– Распоряжение Правительства РФ от 31 марта 2022 № 678-р «Об утверждении
Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 г. и плана
мероприятий по ее реализации».
– Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28
сентября 2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
– Приказ Министерства образования и науки Челябинской области от
30.12.2020 № 01/2795 «Об утверждении Концепции развития региональной
системы воспитания и социализации обучающихся Челябинской области на
2021–2025 годы».
– Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03 сентября
2019 № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем
дополнительного образования детей».
– Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 02 февраля
2021 № 38 «О внесении изменений в Целевую модель развития региональных

систем дополнительного образования детей, утвержденную приказом
Министерства просвещения Российской Федерации от 03 сентября 2019 №
467».
– Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27 июля 2022
№ 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам».
– Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от
22 сентября 2021 № 652н «Об утверждении профессионального стандарта
«Педагог дополнительного образования детей и взрослых».
– Письмо Министерства просвещения России от 30 декабря 2022 № АБ-3924/06
«О направлении методических рекомендаций» (вместе с Методические
рекомендации «Создание современного инклюзивного образовательного
пространства для детей с ограниченными возможностями здоровья и детейинвалидов
на
базе
образовательных
организаций,
реализующих
дополнительные общеобразовательные программы в субъектах Российской
Федерации»).
– Письмо Минобрнауки РФ от 18.11.2015 №09-3242 «О направлении
рекомендаций» (вместе с Методическими рекомендациями по проектированию
дополнительных общеразвивающих программ).
– Закон Челябинской области от 29.08.2013 № 515-30 «Об образовании в
Челябинской области».
Документы и локальные акты учреждения:
– Устав МБУДО «ДЮЦ»;
– Программа развития МБУДО «ДЮЦ»;
– Программа воспитания МБУДО «ДЮЦ»;
– Положение МБУДО «ДЮЦ» о дистанционном обучении;
– Положение о системе оценок, форм, порядке и периодичности
промежуточной и итоговой аттестации обучающихся.
– Положение о разработке дополнительной общеобразовательной программы в
МБУДО «ДЮЦ»
– Положение об организации образовательного процесса в МБУДО «ДЮЦ».
Программа реализуется на бюджетной основе.
Актуальность, педагогическая целесообразность программы.
Актуальность программы связана с тем, что театр своей многомерностью,
своей многоликостью и синтетической природой способен помочь ребёнку
раздвинуть рамки в постижении мира, «заразить» его добром, желанием
делиться своими мыслями и умением слышать других, развиваться, творя и
играя.
Театральные игры - это обучающая и развивающая среда;

театральные игры, как осуществление поиска новой театральной реальной
эстетики.
Содержание программы «Театральные игры» направлено, прежде всего,
на развитие творческого начала в каждом учащемся, на выражение его личного
«Я» и помогает решить следующие проблемы:
1) Занятия в детском театральном коллективе способствуют более
разностороннему раскрытию индивидуальных способностей учащихся,
которые не всегда удается рассмотреть на уроке в школе.
2) Обучение актерскому мастерству обеспечивает равномерные физические,
интеллектуальные и духовные нагрузки, способствует формированию и
физического и духовного здоровья.
3) Знакомство с основами театральной культуры расширяет кругозор
школьников, философские представления о мире в конкретных чувственных
формах, позволяет войти в пространство возможного и невозможного
посредством игры, формирует мировоззрение, эстетический вкус, пробуждает
самостоятельное и независимое мышление. Занятия театральным творчеством
приобщают учащихся к музыке, литературе, изобразительному искусству.
4) Привлечение учащихся к занятиям в детском театральном коллективе решает
одну из острейших социальных проблем, исключая возможность пребывания
учащихся «на улице».
5) Театр помогает социальной и психологической адаптации учащихся, их
личностному росту. Театральная модель жизненных ситуаций позволяет
учащимся приобрести полезные навыки для преодоления конфликтов и
создания вокруг себя комфортной среды. Театральное творчество богато
ситуациями совместного переживания, которое способствует эмоциональному
сплочению коллектива. Острота и глубина восприятия искусства, в
особенности театра, нередко определяют духовный облик школьника на всю
жизнь.
Театр способствует внешней и внутренней социализации ребёнка, т.е.
помогает ему легко входить в коллективную работу, вырабатывает чувство
партнёрства и товарищества, волю, целеустремлённость, терпение и другие
качества, необходимые для успешного взаимодействия с окружающей
социальной средой.
Театр активизирует и развивает интеллектуальные и одновременно образнотворческие способности ребёнка, он начинает свободно фантазировать и в
области текста, и в области компоновки пространства, и в области
музыкального оформления.
Театр побуждает интерес к литературе, дети начинают читать с удовольствием
и более осмысленно, чем раньше;
при использовании метода драматизации на занятиях по любым предметам,
дети усваивают материал неоспоримо лучше по нескольким причинам: он
становится для них личностно значимым, а, кроме того, пропускается через
моторику, через тело, которое гораздо лучше воспринимает информацию, чем

слух в отдельности. Деятельность педагога направлена на выработку
произвольного внимания, рабочей мобилизации, умения распределять
ответственность, умения читать поведение другого человека и правильно
выбирать свой тип поведения для решения жизненных задач.
За время работы по данной программе осуществляется значительное
количество творческих работ, но на протяжении всего процесса обучения перед
педагогом, прежде всего, стоят учебные, а не художественные задачи.
Отличительные особенности программы
Программа «Театральные игры» нацелена, прежде всего, на обучение
воспитанников саморегуляции и налаживанию межличностных процессов.
Программа предполагает быструю адаптацию вновь прибывших детей в
группах с постоянным контингентом, в любой временной период учебного
года. Программа базируется на комплексе практических основ актерского
мастерства, специальных, тренировочных и обще-эстетических дисциплин.
Данный комплекс в целом формирует актерские способности детей и создает
предпосылки к тому, чтобы в сценической практике совершенствовались
индивидуальные, личностные качества.
В программе используются различные техники и упражнения, которые
выделяют эту программу среди других, подобных, например, Дыхательная
гимнастика Стрельниковой, Психологический жест по М.Чехову, изучение
историко-бытовых и народных танцев.
Адресат программы
В творческое объединение принимаются все дети, в возрасте от 7 - 8 лет, без
предварительного отбора, по заявлению родителей (законных представителей),
проявляющие интерес к театральному искусству. Группы могут быть
сформированы как разновозрастные, так и по возрастному признаку. В
процессе реализации программы учитываются возрастные и интеллектуальные
особенности детей и возможности их здоровья.
Для успешной реализации программы целесообразно объединение
учащихся в учебные группы численностью от 10 до 15 человек. При этом
оптимальное число учащихся в группе составляет:
- для первого года обучения: 15 человек.
Возрастные особенности детей младшего школьного возраста (7-8 лет)
Социальная мотивация учения у младшего школьника настолько сильна, что он
не всегда стремится даже понять, для чего нужно выполнять то или другое
задание - раз оно исходит от учителя, дано в форме урока, значит, это нужно, и
он это задание будет выполнять, как можно более тщательно.
Способность к систематическому планомерному заучиванию учебного
материала возрастает на протяжении всего младшего школьного возраста. При
этом в начале младшего школьного возраста (7-8 лет) способность к
заучиванию еще мало чем отличается от способности к заучиванию у
дошкольников, и лишь в 9-11 лет школьники обнаруживают явное

превосходство.
В младшем школьном возрасте основной вид мышления - наглядно-образное.
Специфика данного вида мышления заключается в том, что решение любой
задачи происходит в результате внутренних действий с образами.
Учебная деятельность способствует активному развитию воображения как
воссоздающего, так и творческого.
Развитие воображения идет в следующих направлениях:
- увеличивается разнообразие сюжетов;
- преобразуются качества и отдельные стороны предметов и персонажей;
создаются новые образы;
-появляется способность предвосхищать последовательные моменты
преобразования одного состояния в другое;
-появляется
способность
управления
сюжетом.
В младшем школьном возрасте преобладает непроизвольное внимание. Детям
трудно сосредоточиться на однообразной и малопривлекательной для них
деятельности или на деятельности интересной, но требующей умственного
напряжения. Реакция на все новое, яркое необычно сильна в этом возрасте.
Ребенок не умеет еще управлять своим вниманием и часто оказывается во
власти внешних впечатлений. Все внимание направляется на отдельные,
бросающиеся в глаза предметы или их признаки. Возникающие в сознании
детей образы, представления вызывают сильные переживания, которые
оказывают тормозящее влияние на мыслительную деятельность.
Объем программы
Образовательная программа «Театральные игры» рассчитана на 1 год обучения.
Общее количество часов по программе составляет 72 часа.
Условия набора и режим занятий
В творческое объединение принимаются все дети, проявляющие интерес к
театральной деятельности по заявлению родителей (законных представителей)
ребёнка.
Режим занятий
Показатель
Количество учебных недель
Периодичность занятий в неделю
Продолжительность занятия, часы
Количество часов в неделю
Общее количество часов в год

1 год обучения
36
2
1
2
72 часа

Продолжительность одного часа занятий составляет 45 минут.
Для эффективного результата во время работы непосредственно над спектаклем
группу лучше делить на исполнительские составы.
Количество часов, отведенных на конкретную тему в программе, и
хронологический порядок изучаемых тем, может изменяться с учетом
способностей участников коллектива, уровня их подготовленности, с темпами

освоения материала, а так же сложностью выбранного репертуара для
постановок, тренингов, упражнений и т. д.
Форма обучения – очная, при необходимости возможна очная форма
обучения с применением дистанционных технологий.
Формы организации образовательного процесса. Виды занятий.
-Учебное занятие, практическое занятие, занятие-репетиция, мастер-класс.
Учебное занятие предполагает теоретическую часть и отработку теории на
практике.
- Актерский тренинг (сценическое движение);
- Голосо-речевой тренаж (сценическая речь);
- Тема по плану.
- Практическое занятие предполагает закрепление полученных знаний
(тренинг, этюды и т.д.)
- Занятие-репетиция может проводиться как в группе, так и индивидуально,
часть учебного времени может отводиться на участие в мастер-классах.
В процессе освоения программы на занятиях применяются различные формы и
методы обучения: тренинги, беседы, практическая работа, этюдная работа,
работа в предлагаемых обстоятельствах, сравнительный анализ, практических
задания и упражнения, наблюдение, подражание, диалог, импровизация
поведения в рамках правил, взаимооценка, сюжетно-ролевые, образные и
режиссерские игры и др.
Воспитательный аспект программы
Занятия актерским мастерством имеют большие возможности в
реализации воспитательной направленности образования.
Каждое занятие предполагает воспитательные моменты, которые
гармонично вписываются в основную тему и в той или иной степени
способствуют:
- формированию уважения к национальным традициям (беседы, изучение и
выполнение творческих работ по мотивам народного творчества);
- воспитанию чувства патриотизма (просмотр спектаклей по соответствующей
теме, ВОВ и др.);
- воспитанию чувства товарищества, чувства личной ответственности,
способности к сотрудничеству (участие в спектаклях, в совместных творческих
проектах);
- воспитанию нравственных качеств по отношению к окружающим
(доброжелательность, уважение к чужому мнению, уважение к старшим и пр.);
воспитанию уважения к творчеству, развитию кругозора, интеллекта
(посещение экскурсий, спектаклей);
воспитанию разумной самооценки, ощущению сопричастности к миру
искусства (участие в конкурсах, спектаклях);
- воспитанию любви к природе, пониманию ее красоты через прочтение
литературные произведения, через поэзию.

Тематика занятий позволяет раскрыть перед воспитанниками ценность
человеческого бытия, красоту природы. Акцентируя внимание на
общечеловеческих ценностях (патриотизм, материнство, доброта…) педагог
реализует идею гуманизации образования, помогая учащимся осмыслить роль и
место человека в обществе. (Календарный план воспитательной работы см в
«Приложении»).
1.2 Цель и задачи программы
Цель программы: формирование мотивации воспитанников к творческой
самореализации и социальной активности посредством приобщения к
театральной деятельности.
Задачи программы:
Задачи воспитания:
-увлечь детей театральным искусством;
-прививать культуру осмысленного чтения литературных и драматургических
произведений;
-воспитывать дух коллективизма, взаимовыручки и поддержки в группе;
-воспитывать художественный вкус;
-научить корректному общению друг с другом в процессе репетиций.
Задачи развития:
-развивать навык творческого подхода к работе над ролью;
-развивать пластические и речевые данные учащегося;
-развивать воображение, фантазию и память.
-развить коммуникативные способности и начальные навыки самоконтроля и
самоанализа.
Задачи обучения:
-расширить знания обучающихся в области драматургии.
- научить комплексу принципов и приёмов, необходимых для работы над
ролью;
-овладение специальной терминологией.
Ожидаемые результаты:
Личностные:
Проявление:
– интереса к театральной деятельности;
– культуры общения;
– трудолюбия, дисциплинированности;
– творческих способностей;
– бережного отношения к собственному здоровью и здоровью окружающих.
Метапредметные:
Сформированность:
– готовности к сотрудничеству, к взаимодействию со сверстниками;

– навыков межличностного взаимодействия;
– выносливости, концентрации внимания.
Предметные:
Наличие:
– знаний о видах, приемах и правилах театрально-игровой практики и культуры
речи;
– координации, подвижности двигательного аппарата, свободы движения;
– знаний театральной терминологии.
Способы определения результативности освоения программы:
Оценка эффективности реализации программы предполагает разработку
системы постоянного контроля получаемых результатов, в соответствии с
поставленными целями и задачами. Для оценки результатов используются как
количественные, так и качественные показатели.
Количественные показатели наиболее операциональны и просты в работе, но
они, в большинстве случаев, не могут отразить изменения в личности
обучаемого, и служат дополнительным источником оценки эффективности
программы.
К количественным показателям относятся:
- количество участников коллектива;
- стабильность состава коллектива;
- количество мероприятий и иных акций, подготовленных участниками
коллектива;
- количество посещенных участниками занятий коллектива (пропусков);
- объем знаний, освоенных участником коллектива в соответствии с
содержанием деятельности коллектива и данной программой;
- влияние занятий в коллективе на основную учебную деятельность в школе в
количественных показателях (оценки, пропуски, нарушения дисциплины,
участие в школьных и внешкольных мероприятиях и др.);
- количество инициатив участников коллектива предпринятых и реализованных
ими лично в рамках коллектива, школы, семьи и т.п.;
- и др.
К качественным показателям оценки эффективности реализации программы
относятся изменения, отследить которые представляется возможным только на
протяжении достаточно продолжительного периода времени. Это обусловлено
тем, что социально - культурные изменения в личности, общечеловеческие
ценности, формируемые в процессе реализации программы, происходят и
осваиваются достаточно медленно и под воздействием большого количества
факторов - экономических, политических, психологических, социальных,
культурных и т.п.

В этом случае эффективность реализации программы трудно оценить в отрыве
от эффективности влияния на участника коллектива школы, других групп,
средств массовой информации и т.п.
Для оценки качественных изменений используются следующие показатели:
- изменение ценностных и эстетических оснований жизни участника
коллектива (мировосприятие);
- изменение поведенческих характеристик в семье, школе, в творческом
коллективе, в иных референтных группах;
-формирование четких профессиональных и досуговых ориентаций личности
по выбору будущей профессии и форм проведения досуга;
- изменения в количестве и качестве чтения художественной литературы,
качества и количества «потребления» продукции средств массовой информации
(печать, радио, телевидение и др.);
- уровень социальной активности личности по отношению к самому себе, к
своей семье, ближнему окружению, к обществу, в т.ч. способность принимать
на себя ответственность за себя и свое окружение;
- и др.
Начальный или входной контроль.
Время
Цель
проведения проведения

Формы контроля

В
начале Определения
учебного
уровня
года
развития
детей,
их
творческих
способностей

Прослушивание,
беседа
Пластическое
задание
Музыкальное
задание
Игра,
импровизационный
спектакль
Выполнение
этюдов на чувство
партнера на сцене

Критерии оценки Оценка
(от 1 до
5
баллов)
Четкость речи,
громкость голоса
Пластичность
Чувство ритма,
музыки
Умение
импровизировать
Работа
партнером
сцене

с
на

Текущий контроль освоения программы
1. Текущий контроль освоения содержания программы осуществляется
педагогом по каждой изученной теме.
2. Достигнутые обучающимися результаты заносятся в диагностическую
карту.

3.Содержание материала контроля определяется педагогом на основании
содержания программного материала.
4. Форму текущего контроля определяет педагог с учетом контингента
обучающихся, уровня обученности детей, содержания учебного материала,
используемых им образовательных технологий и др.
5. Текущий контроль проводится в следующих формах: беседа, наблюдение;
прослушивание; вопросники, тестирование.
Промежуточная аттестация обучающихся
1. Промежуточная аттестация проводится как оценка результатов обучения за
определённый промежуток учебного времени – полугодие, год.
2. Промежуточная аттестация обучающихся включает в себя проверку
теоретических знаний и практических умений и навыков.
3. Промежуточная аттестация обучающихся может проводиться в следующих
формах: концерт, прослушивание, показ спектакля.
4. Промежуточная аттестация обучающихся проводится в период с 15 по 30
декабря и с 15 по 30 апреля.
Итоговая аттестация обучающихся
1.Итоговая аттестация обучающихся проводится по окончанию обучения по
дополнительной образовательной программе.
2.Итоговая аттестация обучающихся может проводиться в следующих формах:
самостоятельная творческая работа, отчетный концерт, фестиваль, показ
спектакля.
3.Для проведения итоговой аттестации формируется аттестационная комиссия,
в состав которой входят представители администрации учреждения, педагоги
дополнительного образования, имеющие высшую квалификационную
категорию.
4. Результаты итоговой аттестации обучающихся должны оцениваться таким
образом, чтобы можно было определить:
- насколько достигнуты прогнозируемые результаты дополнительной
образовательной программы каждым обучающимся;
- полноту выполнения дополнительной образовательной программы;
результативность самостоятельной деятельности обучающегося в течение
всех годов обучения.
5. Параметры подведения итогов:
- количество воспитанников (%), полностью освоивших дополнительную
образовательную программу, освоивших программу в необходимой степени,
не освоивших программу;
- причины не освоения детьми образовательной программы;
- необходимость коррекции программы.
6.Критерии оценки результативности.
Критерии оценки уровня теоретической подготовки:

-высокий уровень – обучающийся освоил практически весь объём знаний 10080%, предусмотренных программой за конкретный период; специальные
термины употребляет осознанно и в полном соответствии с их содержанием;
- средний уровень – у обучающегося объём усвоенных знаний составляет 7050%; сочетает специальную терминологию с бытовой;
- низкий уровень – обучающийся овладел менее чем 50% объёма знаний,
предусмотренных программой; ребёнок, как правило, избегает употреблять
специальные термины.
Критерии оценки уровня практической подготовки:
- высокий уровень – обучающийся овладел на 100-80% умениями и навыками,
предусмотренными программой за конкретный период; работает с
оборудованием самостоятельно, не испытывает особых трудностей; выполняет
практические задания с элементами творчества;
- средний уровень – у обучающегося объём усвоенных умений и навыков
составляет 70-50%; работает с оборудованием с помощью педагога; в основном,
выполняет задания на основе образца;
- низкий уровень - ребёнок овладел менее чем 50%, предусмотренных умений
и навыков;
ребёнок испытывает серьёзные затруднения при работе с оборудованием;
ребёнок в состоянии выполнять лишь простейшие практические задания
педагога.
Результаты итоговой аттестации фиксируются в «Протоколе» (Приложение 1)
итоговой аттестации обучающихся объединения, который является одним из
отчетных документов и хранится у администрации учреждения.
Календарный учебный график
Этапы образовательного процесса
Начало учебного года
Продолжительность учебного года
Продолжительность учебного
занятия
Промежуточная аттестация
Итоговая аттестация
Зимние каникулы
Каникулы летние
Окончание учебного года

1 год обучения
1 сентября
36 недель 72/144 часа
45 минут
15.12-30.12
15.04-30.04 С 01 по 07 января 2024 г.
С 01 июня 2024 г.
31 мая

Учебно-тематический план 1 года обучения
Наименование
№
разделов и тем
№

Общее
кол-во
часов

В том числе:
теория

практика

2

0

1

20
12

Формы
аттестации
/контроля

1.

Вводное занятие

2

2
2.1.

Актерское мастерство
Упражнения и игры на развитие
памяти, произвольного внимания,
воображения, наблюдательности

24
13

2.2.

Обучение навыкам работы с
воображаемыми предметами.
Озвучка.
Работа над выразительностью жестов.
Импровизация игр-драматизаций

3

1

2

2

0

2

2.4.

Взаимодействие на сцене в
различных предлагаемых
обстоятельствах

3

1

2

Самостоятельный
этюд.

2.5.

Развитие навыка органического
выражения эмоций.

3

1

2

Этюды на
эмоции и
вежливое
поведение.

3
3.1.

Сценическая речь
Артикуляционная гимнастика.
Устранение дикционных недостатков
и тренинг правильной дикции. Работа
над скороговорками.
Дыхательные упражнения.

35
16

5
1

30
15

4

2

2

Выполнение
упражнений.

4

1

3

Прослушивание

3.4

Коллективное сочинение сказок.
Диалог и монолог.
Работа над стихотворением и басней.

11

1

10

Прослушивание

4

Сценическое движение

11

1

10

4.1.

Коммуникативные, ритмические,
музыкальные, пластические игры и
упражнения
Развитие свободы и выразительности
телодвижений

6

1

5

2

0

2

Промежуточная и итоговая
аттестация

2

0

2

2.3.

3.2.
3.3.

4.2.

5.

4

Опрос
Выполнение
упражнений.
Этюды с
заданными
обстоятельствами.
Этюды с
заданными
обстоятельствами.

Прослушивание
скороговорочных
рассказов

Выполнение
творческого
задания
Выполнение
творческого
задания
Концертное
выступление

6.

Итоговое занятие

1

0

1

Итого:

72

12

60

Праздник,
подведение
итогов

ПЕРВЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ.
В первый год обучения одним из самых важных критериев оценки
педагогом работы учащихся является естественное и раскованное самочувствие
юных актёров на сценической площадке. Все усилия педагога направлены на
пробуждение в воспитанниках их природной органики. В младшем школьном
возрасте целесообразно применение игровых технологий.
Итогом творческой работы группы на первом году обучения являются
небольшие тематические зарисовки, миниатюры этюдного характера, которые
могут быть использованы в мероприятиях, посвящённых самым различным
событиям, небольшие спектакли. Работа над любым этюдом может включать в
себя распределение функций сочинителя, режиссёра, актёров, декораторов,
суфлёров и т.д.
Цель: развитие природной одарённости учащихся,
обучение элементарным основам по предметам театральных дисциплин,
воспитание общей культуры поведения и общения в творческом коллективе.
Задачи:
Задачи развития:
-развивать способность к перевоплощению через создание этюдов;
-развивать навык абстрагирования от окружающей действительности при
выполнении сценического действия через психофизический тренинг;
-развивать наблюдательность и память через актёрские упражнения.
Задачи обучения:
-научить основам психофизического тренинга;
-научить оценивать сценические события;
-познакомить с законами выстраивания простейшего сценического действия;
-научить взаимодействовать с партнером.
Задачи воспитания:
-воспитать навык корректной оценки собственных поступков и поступков
других воспитанников театрального коллектива;
-привить бережное отношение к театральному реквизиту, костюмам,
репетиционному помещению и т.д.;
-воспитывать
в
учениках
творческую
потребность
постоянного
совершенствования актерской психотехники путем индивидуального тренинга
и самовоспитания.

Программное содержание учебно-тематического плана 1 года обучения
1.Вводное занятие.
Игры на знакомство: «Визитная карточка», «Снежный ком», «Автограф» и
т.д. Ознакомительная беседа о театральном искусстве. Игра
«Импровизированный спектакль ». Инструктаж по технике безопасности на
занятиях в театральной студии.
2.Актерское мастерство.
2.1. Упражнения и игры на развитие памяти, произвольного внимания.
Теория.
Разбор понятий: память, внимание, произвольное внимание. Выявление
необходимости обладания для актера навыками, разбираемыми в этой теме.
Практика.
Упражнения: «Тень», «Наблюдательность», «Считалка», «Запоминание
предметов», «Ладошки», «Пальцы».
2.2. Обучение навыкам работы с воображаемыми предметами. Изучение
приемов озвучки.
Теория.
Разбор понятий: воображаемый предмет, озвучка воображаемого предмета.
Выявление потребности уметь работать с воображаемым предметом.
Рассмотрение примеров из спектаклей или фильмов где использовался данный
прием и разбор его необходимости там.
Практика.
Работа с реальным предметом, для запоминания формы, текстуры, звука и т.д.,
обучение работе с воображаемым предметом. Изучение приемов озвучки
воображаемого предмета.
2.3. Работа над выразительностью жестов. Импровизация игр-драматизаций.
Теория.
Разбор понятий: жест, выразительность. Объяснение необходимости органично
двигаться на сцене и применять уместные жесты.
Практика.
«Пошаговый» разбор жестов в произведении, над которым работают дети.
Импровизация игр-драматизаций. Игры-драматизации создаются по готовому
сюжету из литературного произведения или театрального представления. Чаще
всего основой игр-драматизаций являются сказки.
2.4. Взаимодействие на сцене в различных предлагаемых обстоятельствах.
Теория.
Разбор понятий: взаимодействие, предлагаемые обстоятельства.
Теоретический разбор различных предлагаемых обстоятельств и варианты
поведения актера в них на сцене.
Практика.
Практический разбор различных предлагаемых обстоятельств и варианты
поведения актера в них на сцене. Проработка взаимодействия между актерами в

предлагаемых обстоятельствах произведения, над которым работают дети и
варианты изменения этих обстоятельств.
2.5. Развитие навыка органического выражения эмоций.
Теория.
Разбор понятий: эмоции, органическое выражение эмоций на сцене.
Практика.
Упражнения на развитие выражения эмоций: «Зеркало», «Удиви мышку»,
«Прогони злость»
Разбор и проработка выражения эмоций в выбранных произведениях.
3.Сценическая речь.
3.1.Артикуляционная гимнастика. Устранение дикционных недостатков и
тренинг правильной дикции. Работа над скороговорками.
Теория.
Разбор понятий: артикуляционная гимнастика, дикционные недостатки, дикция,
скороговорки.
Разбор, какие бывают дикционные недостатки и какими способами они могут
быть устранены.
Практика.
Артикуляционная гимнастика, дикционная гимнастика.
Упражнения для развития дикции: сложные буквосочетания. Различные
вариации упражнения «Хоботок».
Работа над скороговорками.
3.2. Дыхательные упражнения.
Теория.
Разбор понятий: дыхание. Физиологическое и фонационное дыхание, типы
дыхания, типы выдыхания, качество дыхания.
Практика.
Упражнения на дыхание: «Кошечка», «С мячиком», «Кофемолка»,
«Колесница», «Коробочка», «Пловец» , «Черепашка».
3.3. Коллективное сочинение сказок. Диалог и монолог.
Теория.
Разбор понятий: сказка, диалог, монолог.
Практика.
Коллективное сочинение сказок. Работа над диалогами и монологами. Разбор
диалога, выявление эмоционального состояния участвующих в диалоге, работа
над выразительным прочтением. Разбор монолога, выявление эмоционального
состояния героя, работа над выразительным чтением, выявление главной мысли
монолога, постановка для себя цели, для чего рассказываем этот монолог.
3.4. Работа над стихотворением и басней.
Теория.
Разбор понятий: стихотворение, басня. Разговор на тему необходимости актеру
работать со стихотворениями и баснями.
Практика.

Разбор стихотворения, выявление главной мысли, работа над выразительным и
дикционно
четким
прочтением
стихотворения.
Разбор басни, выявление конфликта, проработка характерности персонажей
басни, работа над пластическим проживанием роли в басне, проработка
эмоционального и выразительного прочтения.
3.5. Постановка речевого голоса. Речь в движении.
Теория.
Разбор понятий: речевой голос, речь в движении. Разговор на тему
необходимости развития навыка речи в движении.
Практика.
Постановка речевого голоса. Работа над речью в движении.
Выполнение упражнений: «Стон», «Произнесение гласных», «Твердая атака»,
«Придыхательная атака», «Колыбельная», «Хочу молока», «Диктовка».
4.Сценическое движение
4.1. Коммуникативные, ритмические, музыкальные, пластические игры и
упражнения.
Теория.
Разбор понятий: Сценическое движение, коммуникация, ритмика, темпо ритм,
пластика. Разбор необходимости для актера сценического движения.
Практика.
Упражнения: «Веер», «Зовем, прогоняем, отталкиваем», «Камень», «Прыжок на
столбике», «На бревне над пропастью», «Горная река», «Чаша», «Белеет
парус».
4.2. Развитие свободы и выразительности телодвижений.
Теория.
Разбор понятий: свобода, выразительность, выразительность телодвижений.
Практика.
Упражнения на развитие свободы и выразительности телодвижений:
«Красивый петушок», «Веер», «Маляр», «Огонь», «Дождь», «Утро».
Ритмопластика.
5. Промежуточная аттестация.
Концертное выступление
6. Итоговое занятие.
Праздник, подведение итогов.
Ожидаемые результаты
К концу года обучения
Предметные:
- построить на основании заданной темы простой сюжетный рассказ с завязкой,
событием и развязкой;

- целесообразно выполнять цепочку простых физических действий в одиночном
этюде;
Метапредметные:
- понятия: “органика”, “этюд”, “оценка”, “органическое молчание”, “реквизит”,
“сценическое
событие”,
“декорации”,
“действие”,
“предлагаемые
обстоятельства”, “если бы я ...”;
- 5-10 упражнений психофизического тренинга; приемы разминки и разогрева
тела;
- 5-7 новых скороговорок на проблемные звуки;
- 5-10 упражнений речевого тренинга.
- обнаружить и самостоятельно снять мышечные зажимы;
- направлять звук в основные резонаторы трех регистров;
- создавать самостоятельно выбранный или заданный педагогом звуковой
образ;
- участвовать в воплощении пластического образа в этюде;
- подключать заданные педагогом, предлагаемые обстоятельства в создание
этюда;
- построить простейшее сценическое действие собственного персонажа в
небольшом отрезке сценического времени.
Личностные:
- интерес к занятиям;
- проявление трудолюбия, дисциплинированности.
Обучение с применением дистанционных технологий.
На время карантина по сезонным простудным заболеваниям, по
эпидемиологической обстановке, долгих болезней кого-то из детей и других
обстоятельств, предусмотрена возможность обучения с применением
дистанционных технологий.
Цель: организация непрерывного образовательного процесса.
Формы занятий: Онлайн - конференция с учащимися, просмотр мастерклассов, просмотр фильмов, спектаклей, мюзиклов, мультфильмов.
Выполнение упражнений учеником и запись на видео, разработка этюдов,
инсценировок. Работа над образами своих персонажей, разработка грима,
костюма, реквизита, отработка походки и говора персонажа. Работа над
сценической речью, выполнение дикционных упражнений, упражнений со
скороговорками, чтение стихов, басен и монологов, прослушивание стихов,
басен и монологов в исполнении профессиональных актеров.
В разделе постановочная работа уклон идет на разбор мизансцен, говора, веры
в предлагаемые обстоятельства, взаимодействия между партнерами и другое, на
основе просмотра спектаклей нашего коллектива, других детских коллективов
и профессиональных театров.
Форма аттестации и контроля: Тестирование, ответы на вопросы.

Материально-техническое обеспечение и оснащенность
образовательного процесса
Зрительный зал, сцена
№

Наименование оборудования

Количество единиц

Мебель
1.
2.
3.

Стулья
Кресла
Скамейки

10
20
2
Технические средства обучения

1
2

Магнитофон
Ноутбук

1
1
Учебно-практическое оборудование

1.

2.
3.
4.
5.
6.
1.

Специальные
театрально-декорационные
станки для работы (ступеньки, кубы разного
размера, ширмы, и т.п.).
ступеньки
кубы
ширмы
Сценические костюмы и реквизит.
Одежда сцены
Дидактические материалы
Презентационные материалы по темам

2
5
2

Список литературы
Для учащихся:
Белинский Б.Г. О театре.- М., «Детская литература», 1982 г.
Брудный Д.Л. Беседы о театре.- Ленинград, «Просвещение»,1983г.
Мочалов Ю.А. Первые уроки театра.- М., «Просвещение», 1986 г.
Чеботаревская Т. Путешествие по театральной программке. - М.,
«Просвещение», 1975 г.
5. Юрий Ломовцев. Представление начинается… История русского театра.,
«Белый город», 2016 г.
6. Александр Кондратенко. Театр. «ИД Мещерякова» ,2016 г.
7. Илзе Лиепа. Театральные сказки. «Рипол-Классик», 2014 г.
8. Самуил Маршак, Елизавета ВасильеваТеатр для детей. «
Издание Кубано-Черноморского отдела Народного образования» , 1922г.
9. Сергей Михалков. Театр для детей. «Искусство», 1976 г.
10.Светлана Петраудзе. Детям об искусстве. Театр. «Искусство - XXI век»,
2016 г.
1.
2.
3.
4.

11.Авторский Коллектив. Театр, где играют дети,2001 г.
Для педагога:
1. Ершов П.М. “Режиссура, как практическая психология” - М., 1999.
2. Гиппиус С.В. “Гимнастика чувств” - М., 1987.
3. Ершова А., Букатов В. “Актёрская грамота – детям” - С.-П., 2005.
4. Сидорина И.К., Ганцевич С.М. “От упражнения к спектаклю” - М., 2006.
5. Немеровский А. “Пластическая выразительность актёра” - М., 1982.
6. Козлянинов Г.И. “Упражнения по дикции” - М., 2004.
7. Ковакин Л.Д. “Классические основы режиссуры” - Кр., 1997.
8. Царенко Л. “От потешек к пушкинскому балу” - М., 2006.
9. Итина О.М. “Искусство звучащего слова” вып. 21 - М., 2002.
10.Петрусинский В.В. “На пути к совершенству. Искусство экспромта” М.,1990.
11.Голубовский В. “Актёр – самостоятельный художник” М. 2000.
12.Березкин В.И. Искусство оформления спектакля.- М.,"Знание", 1986г.
13.Бояджиев Г.Н. Душа театра.- М.,"Молодая гвардия", 1974 г.
14.Голубовский Б.Г. Пластика в искусстве актера.- М.,"Искусство", 1986 г.
15.Градова К.В. Театральный костюм.- М., Союз театральных деятелей
РСФСР, 1987 г.
16.Игнатьева Л.Д. Культура речи. Орфоэпия.- Челябинск, 1995 г.
17.Кнебель М.О. Поэзия педагогики.- М., ВТО, 1984 г.
18.Когтев В.Г. Грим и сценический образ.- Библиотечка "В помощь
художественной самодеятельности" № 4, М.,"Советская Россия", 1981 г.
19.Корогодский З.Я. Этюд и школа.- Библиотека " В помощь
художественной самодеятельности" № 22, М.,"Советская Россия", 1975г.
20.Культура речи: произношение и ударение. Методические рекомендации
для студентов режиссерских специализаций дневного и заочного
отделений. - Кафедра сценической речи ЧГИК, Челяб.,1990г.
21.Лисица А.П. Секреты бутафора.- Библиотечка "В помощь
художественной самодеятельности" № 20, М.,"Советская Россия",1977г.
22.Мерцалова М.Н. История костюма.- М.,"Искусство", 1972 г.
23.Мочалов Ю.А. Первые уроки театра.- М.,"Просвещение", 1986 г.
24.Нахимовский А.М. Театральное действо от А до Я. Пособие для классных
руководителей. – М., «Аркти», 2002г.
25.Немеровский А.Б. Пластическая выразительность актера. М.,"Искусство", 1988 г.
26.Основы сценического движения. Под ред. И.Э.Коха. – М.,
«Просвещение», 1976г.
27.Станиславский К.С. Моя жизнь в искусстве.- М.,"Искусство", 1980 г.
28.Станиславский К.С. Работа актера над собой.- Собрание сочинений, том
2,3, М.,"Искусство", 1955 г.
29.Театр, где играют дети. Под ред.Никитиной А.Б. – М., ВЛАДОС, 2001г.

30.Федорова В.Ф. Русский театр Х1Х века.- М.,"Знание", 1983 г.
31.Фольклорный театр.- М.,"Современник", 1988 г.
32.Чеботаревская Т. Путешествие по театральной программке.- М.,
"Просвещение", 1975 г.
33.Чурилова Э.Г. Методика и организация театральной деятельности
дошкольников и младших школьников. Программа и репертуар. – М.,
гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2003 г.
34.Школа творчества. - Учебно-методическая библиотечка, серия "Я вхожу в
мир искусств" № 3 (9), 1998г.

Приложение №1

Календарный план воспитательной работы
№
п/п

Название события,
мероприятия

Форма проведения

Сроки

Воспитательный результат

1

Проводится работа с
родителями

Родительские
собрания, публикация информа-ции
в группе ВК,
организация совместных праздников

В течении
года

2

Экскурсия в КСК «Буян»

экскурсия

сентябрь

3

Посещение театра

Просмотр спектакля

сентябрь

4

Осенний праздник для
воспитанников детских
объединений

Праздник на уровне
клуба

октябрь

5

День осеннего именинника

октябрь

6

Снятие видео с
поздравлением ко «Дню
мамы»
Экскурсия в музей железной
дороги

Чаепитие с игровой
программой
Съемка

октябрь

Воспитание чувства благодарности к
старшему поколению.

Видеоролик

экскурсия

Ноябрьосенние
каникулы
ноябрь

Знакомство с историей родного края,
усвоение навыков безопасного
поведения на ж/д
формировать чувство сопереживания,

Фото- и видео материалы,
информация в группу в ВК
клуба
Фото- и видео материалы

7

8

Праздничная программа для

Концертная

Знакомство родителей с целевыми
ориентирами воспитания
обучающихся и общими целевыми
установками воспитательной работы в
детском объединении. Объединение
усилий родителей и педагога по их
осуществлению.
Опыт общения с животными;
знакомство навыками верховой езды; с
профессиями, связанными с
лошадьми.
Сопереживание героям спектакля,
развитие эмпатии.
Проявление личностных качеств
каждого ребёнка;
- опыта участия в концертах,
выставках
Сплочение коллектива

Информационный продукт,
иллюстрирующий успешное
достижение цели события
(ссылки на размещение)
Протоколы собраний, Фото- и
видео материалы, информация
в группу в ВК клуба по
проведенным мероприятиям
совместно с детьми.
Фото- и видео материалы,
информация в группу в ВК
клуба
Спектакль
Фото- и видео материалы
с выступлением дете,
информация в группу в ВК
клуба
Фотографии мероприятия

родителей «День матери»

программа

любви и заботы по отношению к
матери;
-опыта участия в концертах
- опыта творческого самовыражения,
воли, настойчивости дисциплинированности в достижении целей;
формирование у детей стремления к
осмысленному и творческому
проведению досуга
- опыта творческого самовыражения
через представление масок на
новогоднем празднике; проявление
социальной активности через
голосование за лучшую маску в клубе
и в ВК
-поощрения победителей.
Опыт работы в команде, творческого
самовыражения.

9

Конкурс «Настольных игр»

Конкурс на уровне
клуба

январь

10

Выставка - конкурс
«Новогодняя маска»

Выставка работ на
уровне клуба, фото
выставка работ в
руппе ВК

декабрь

11

Новогодняя елка

Праздник на уровне
клуба

декабрь

12

День зимнего именинника

Чаепитие с игровой
программой

февраль

Сплочение коллектива

13

«Масленица годовая — наша
гостья дорогая»

Праздник на уровне
клуба

Февраль-март

14

Праздник «Пасхальные игры»

Праздник на уровне
клуба

апрель

15

Праздник для родителей «День
семьи»

Выставка работ на
уровне клуба

май

16

Субботник в КСК «Буян» с

Субботник,

май

Получение информации о народных
традициях, формирование гордости за
многолетнюю культуру своего народа
Получение информации о народных
традициях, воспитание духовности,
нравственности через народную
культуру.
уважения к старшим, людям труда,
воспитание семейных ценностей,
традиций
- мотивация на проявление

с выступлен. детей, инфор. в
группу в ВК клуба
Фото- и видео материалы
с выступлением дете,
информация в группу в ВК
клуба
Фото- и видео материалы,
информация в группу в ВК
клуба

Фото- и видео материалы
с выступлением. детей,
информация в группу в ВК
клуба
Фото- и видео материалы,
информация в группу в ВК
клуба
Фото- и видеоматериалы
с выступлением детей
Фото- и видео материалы,
информация в группу в ВК
клуба
Фото- и видео материалы,
информация в группу в ВК
клуба
Фото- и видео материалы,

катанием на лошадях

экскурсия

17

День Победы

Праздник на уровне
клуба

май

18

День весеннего и летнего
именинника
Отчетная праздничный
концерт.

Чаепитие, ировая
программа
Концерт

19

май

заинтересованности, активности в
реализации социальных инициатив
Знакомство с историей нашей Родины,
воспитание патриотизма через связь
поколений.
Сплочение коллектива

информация в группу в ВК
клуба
Фото- и видео материалы,
информация в группу в ВК
клуба
Фотоматериалы мероприятия

май

опыта творческого самовыражения

Фото- и видео материалы,
информация в группу в ВК

Приложение 2
ПРОТОКОЛ РЕЗУЛЬТАТОВ
20____/20____учебный год
итоговой аттестации воспитанников объединения____________________________
Название объединения_________________________________________________
Фамилия, имя, отчество педагога_________________________________________________
Дата проведения

__________________________________________________________

Форма проведения

__________________________________________________________

Форма оценки результатов: уровень (высокий, средний, низкий) _____________________
Члены аттестационной комиссии.________________________________________________
(Ф.И.О., должность)

_________________________________________________
________________________________________________

Приложение №2

Результаты итоговой аттестации
п/п

Фамилия имя ребенка

Год обучения

Уровень

1.
2.
Всего аттестовано _________ воспитанников. Из них по результатам аттестации:
высокий уровень_________чел.
средний уровень ___________чел.
низкий уровень _________чел.
Подпись педагога
Подписи членов
аттестационной комиссии

Приложение №3
Дата
занятия

Тема занятия

План работы на период дистанционного образования:
Ссылка на учебные материалы

Изучение басен И.А. Крылова «За человеком
каждый день»; «Щука и Кот»; «Муравей»

Изучение сказки А.С. Пушкина «Сказка о
золотом петушке»
Изучение сказки «Золушка»; просмотр
пасочного спектакля «Золушка»

Басни и их виды
Пантомима

Этюд в театре

«Парад Победы 1945 год. Москва»
«ЮЖНЫЙ УРАЛ В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ
ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ»
Просмотр мультфильма «Мой дедушка был
вишней»
Просмотр мультфильма «Ключи от времени»
«Эмоциональная память»
«Константин Райкин исполняет «Сказку о
царе Салтане» А. С. Пушкина»
Прослушивание стихов в исполнении Сергея
Безрукого

«Избавляемся от многоударности и держим
перспективу. Правила техники речи»

Форма контроля

http://stih.su/za-chelovekomkazhdyy-den-o-leni/
http://stih.su/shhuka-i-kot/
http://stih.su/muravey/
https://ilibrary.ru/text/458/p.1/in
dex.html
https://www.kostyor.ru/tales/tale
8.html
https://www.youtube.com/watch
?v=AtNekoZc99M
https://studylib.ru/doc/5068045/i
-ih-vidy-basni-3-klass
https://www.krugosvet.ru/enc/ku
ltura_i_obrazovanie/teatr_i_kino
/PANTOMIMA.html?page=0,1
https://www.youtube.com/watch
?v=vS2XolRFWEc
https://yunc.org/%D0%AD%D1
%82%D1%8E%D0%B4_%D0
%B2_%D1%82%D0%B5%D0
%B0%D1%82%D1%80%D0%
B5
https://ru.wikipedia.org/wiki/%
D0%AD%D1%82%D1%8E%D
0%B4_(%D1%82%D0%B5%D
0%B0%D1%82%D1%80)

Ответы на вопросы

https://youtu.be/gSKFRVh6Ah4
https://m.gubernator74.ru/yuzhnyyural-v-gody-velikoyotechestvennoy-voyny
https://zeroplus.tv/film/moydedushka-byl-vishney
https://zeroplus.tv/film/klyuchi-otvremeni
https://biography.wikireading.ru/28
2573
https://www.youtube.com/watch?v
=OTKFKnhb_tk
https://vimeo.com/54443270
https://vimeo.com/65111771
https://vimeo.com/65111661
https://vimeo.com/77201409
https://vimeo.com/104644994
https://www.youtube.com/watch?v
=eiO0rtj7LpQ

Ответы на вопросы
Ответы на вопросы

Рисунок по сюжету
сказки
Ответы на вопросы

Ответы на вопросы
Сочинение этюда

Сочинение этюда

Ответы на вопросы
Ответы на вопросы
Ответы на вопросы
Ответы на вопросы
Ответы на вопросы

Выполнить
упражнения, которые
показаны и записать
себя на видео

Мониторинг результатов обучения
по дополнительной образовательной программе
Ф.И. обучающегося, год обучения__________________________________________
Показатели
(оцениваемые
параметры)
Теоретическая
подготовка

Критерии

Соответствие
теоретических
знаний
обучающегося
программным
Владение
требованиям
специальной
Осмысленность
и
терминологией
правильность
использования терминов
Практические
Соответствие
умения и навыки
практических умений и
навыков
программным
требованиям
Общеучебные
Самостоятельность
в
умения и навыки
подборе и анализе спец.
литературы
УчебноСамостоятельность
в
интеллектуальные
пользовании
умения
компьютерными
источниками
УчебноАдекватность восприятия
коммуникативные
информации, идущей от
умения:
педагога
Умение слушать и Свобода
владения
и
слышать педагога
подачи информации
Умение
выступать
перед аудиторией
УчебноСамостоятельная
организационные
подготовка
и
уборка
умения и навыки: рабочего места
умение организовать Аккуратность
и
свое рабочее место, ответственность в работе
навыки соблюдения Соблюдение
правил
правил безопасности, безопасности
умение
аккуратно
выполнять работу

Количество баллов
Начало
Конец
Конец уч.
года
полугодия
года

Степень выраженности оцениваемого качества
Низкий уровень – обучающийся овладел менее половины объема знаний, навыков,
предусмотренных программой, испытывает серьезные затруднения при работе с
литературой, специальным оборудованием избегает употреблять специальные термины
Средний уровень – объем освоенных знаний, умений и навыков составляет более
половины объема, предусмотренных программой, обучающийся сочетает специальную
терминологию с бытовой, работает с литературой и оборудованием при помощи
родителей или педагога
Высокий уровень – обучающийся освоил практически весь объем знаний, умений и
навыков, предусмотренных программой за конкретный период, специальные термины
употребляет осознанно и в полном соответствии с их содержанием, со специальной
литературой и оборудованием работает самостоятельно и не испытывает затруднений

Мониторинг личностного развития обучающегося в процессе освоения им
дополнительной образовательной программы
Ф.И. обучающегося, год
обучения____________________________________________________________
Показатели
(оцениваемые
параметры)

Критерии

Степень
Уровень
выраженности
оцениваемого
1 полугодие 2 полугодие
качества
1. Организационно-волевые качества
Терпение
Способность
Терпения хватает
переносить известные менее, чем на ½
нагрузки в течение занятия
определенного
Более, чем на ½
времени,
занятия
преодолевать
На все занятие
трудности
Воля
Способность активно Волевые усилия
побуждать себя к ребенка
практическим
побуждаются
действиям
извне
Иногда – самим
ребенком
Всегда – самим
ребенком
Самоконтроль
Умение
Ребенок
контролировать свои постоянно
поступки(приводить
действует
под
к должному свои воздействием
действия)
контроля извне
Периодически
контролирует себя
сам
Постоянно
контролирует себя
сам
2. Ориентационные качества
Самооценка
Способность
Завышенная
оценивать
себя
адекватно реальным Заниженная
достижениям
Нормальная
Интерес
к Осознанное участие Продиктован
занятиям
в ребенка в освоении ребенку извне
объединении
образовательной
Периодически
программы
поддерживается
самим ребенком
Постоянно
поддерживается
ребенком

самостоятельно
Конфликтность
(отношение
ребенка
к
столкновению
интересов
(спору)
в
процессе
взаимодействия)

3. Поведенческие качества
Способность занять Периодически
определенную
провоцирует
позицию
в конфликты
конфликтной
ситуации

Сам в конфликтах
не
участвует,
старается
их
избежать
Пытается
самостоятельно
уладить
возникающие
конфликты
Тип
Умение
Избегает участия
сотрудничества воспринимать общие в общих делах
(отношение
дела
как
свои
ребенка к общим собственные
делам детского
объединения)
Участвует
при
побуждении извне
Инициативен
в
общих делах

Приложение

Учебно-тематический план 1 года обучения
№

Наименование
№
разделов и
тем

Общее
кол-во
часов

1.
2
2.1.

теория

Вводное занятие

2

2

Актерское мастерство
Упражнения и игры на
развитие памяти,
произвольного внимания,
воображения,
наблюдательности
Обучение навыкам работы с
воображаемыми
предметами. Озвучка.
Работа над
выразительностью жестов.
Импровизация игрдраматизаций
Взаимодействие на сцене в
различных предлагаемых
обстоятельствах

52
12

12
2

40
10

Выполнение упражнений.

8

2

6

Этюды с заданными
обстоятельствами.

12

4

8

Этюды с заданными
обстоятельствами.

10

2

8

Самостоятельный этюд.

2.5.

Развитие навыка
органического выражения
эмоций.

10

2

8

Этюды на эмоции и вежливое
поведение.

3
3.1.

Сценическая речь
Артикуляционная
гимнастика. Устранение
дикционных недостатков и
тренинг правильной дикции.
Работа над скороговорками.
Дыхательные упражнения.

48
8

16
4

32
4

8

2

6

Выполнение упражнений.

Коллективное сочинение
сказок. Диалог и монолог.
Работа над стихотворением
и басней.

12

4

8

Прослушивание

10

4

6

Прослушивание

3.5

Постановка речевого голоса.
Речь в движении

10

2

8

Выполнение упражнений в
движении

4
4.1.

Сценическое движение
Коммуникативные,
ритмические, музыкальные,
пластические игры и
упражнения

36
10

10
2

26
8

4.2.

Развитие свободы и
выразительности
телодвижений
Работа на освобождение от
зажимов мышц, приведение
их в тонус

10

2

8

Выполнение творческого
задания

10

4

6

Выполнение упражнений в
движении

Промежуточная аттестация

4

4

Концертное выступление

2.2.

2.3.

2.4.

3.2.
3.3.
3.4

4.4.

5.

В том числе:

Формы аттестации /контроля

практика
Опрос

Прослушивание
скороговорочных рассказов

Выполнение творческого
задания

6.

Итоговое занятие
Итого:

2
144

2
40

104

Праздник, подведение итогов


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».