Школа творческой ориентации

Содержание
Информационная карта .......................................................................................3
Пояснительная записка .......................................................................................4
Учебный план ...................................................................................................15
Содержание учебного плана первого года обучения ..........................................17
Организационно - педагогические условия реализации программы ....... Ошибка!

Закладка не определена.
Список литературы для педагога .......................................................................25
Список литературы для детей............................................................................25
ПРОТОКОЛ РЕЗУЛЬТАТОВ ............................................................................27
Результативность освоения образовательной программы ...................................28
Календарный учебный график первый год обучения ...... Ошибка! Закладка не
определена.
Свидетельство о дополнительном образовании ..................................................29
МОНИТОРИНГ ОБУЧЕННОСТИ
200__ – 200__ уч. год ........................30
Методические разработки сценариев .................................................................31

2

Информационная карта
дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программы
«Школа творческой ориентации»
Тип программы
Образовательная область

модифицированная
многопрофильная (досуг, социальное
проектирование, декоративноприкладное творчество)

Направленность деятельности
Способ освоения содержания
программы
Уровень освоения содержания
программы
Возрастной уровень реализации
программы
Форма реализации программы
Продолжительность реализации
программы
Год разработки программы

социально-гуманитарная
репродуктивный, творческий
общекультурный, базовый
7-10 лет
групповая, подгрупповая,
1 года
2021 год

3

Комплекс основных характеристик программы
Пояснительная записка
Направленность программы. Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа социально-гуманитарной направленности «Школа
творческой ориентации» разработана в 2021 году и реализуется в
экспериментальном режиме. Программа составлена на основании нормативноправовых документов:
– Федеральный закон от 29 декабря 2012 № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации» (ред. от 17.02.2023) (с изм. и доп., вступ. в силу с
28.02.2023).
– Национальный проект «Образование» (утв. президиумом Совета при
Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам
(протокол от 24 декабря 2018 г.№16) «Успех каждого ребёнка», «Цифровая
образовательная среда», «Молодые профессионалы», «Социальная активность»/
– Распоряжение Правительства РФ от 31 марта 2022 № 678-р «Об
утверждении Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 г.
и плана мероприятий по ее реализации».
– Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28
сентября 2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
– Приказ Министерства образования и науки Челябинской области от
30.12.2020 № 01/2795 «Об утверждении Концепции развития региональной
системы воспитания и социализации обучающихся Челябинской области на 2021–
2025 годы».
– Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03 сентября
2019 № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем
дополнительного образования детей».
– Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 02 февраля
2021 № 38 «О внесении изменений в Целевую модель развития региональных
систем дополнительного образования детей, утвержденную приказом
Министерства просвещения Российской Федерации от 03 сентября 2019 № 467».
– Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27 июля
2022 № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам».
– Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации
от 22 сентября 2021 № 652н «Об утверждении профессионального стандарта
«Педагог дополнительного образования детей и взрослых».
– Письмо Министерства просвещения России от 30 декабря 2022 № АБ3924/06 «О направлении методических рекомендаций» (вместе с Методические
рекомендации «Создание современного инклюзивного образовательного
пространства для детей с ограниченными возможностями здоровья и детейинвалидов на базе образовательных организаций, реализующих дополнительные
4

общеобразовательные программы в субъектах Российской Федерации»).
– Письмо Минобрнауки РФ от 18.11.2015 №09-3242 «О направлении
рекомендаций» (вместе с Методическими рекомендациями по проектированию
дополнительных общеразвивающих программ).
– Закон Челябинской области от 29.08.2013 № 515-30 «Об образовании в
Челябинской области».
Документы и локальные акты учреждения:
– Устав МБУДО «ДЮЦ»;
– Программа развития МБУДО «ДЮЦ»;
– Программа воспитания МБУДО «ДЮЦ»;
– Положение МБУДО «ДЮЦ» о дистанционном обучении;
– Положение о системе оценок, форм, порядке и периодичности
промежуточной и итоговой аттестации обучающихся.
– Положение о разработке дополнительной общеобразовательной
программы в МБУДО «ДЮЦ»
– Положение об организации образовательного процесса в МБУДО «ДЮЦ».
Программа реализуется на бюджетной основе.
Содержание программы «Школа творческой ориентации» направлено на
формирование и развитие познавательного интереса, социальной активности и
инициативности детей младшего школьного возраста посредством приобщения к
традициям своего народа, знакомства с устным и прикладным народным
творчеством. В программе предлагаются такие направления, как проектная
деятельность, прикладное творчество, знакомство с народным фольклором на
основе прослушивания сказок, былин, притчей разных народов, сказок писателей
разных стран, изготовление игрушек по мотивам сказок и постановка небольших
кукольных спектаклей для участия в благотворительных мероприятиях,
социальных акциях.
Актуальность программы. Современный ребёнок находится в
информационном и социальном пространстве, не имеющем чётких границ, на
него воздействуют потоки различной информации, получаемой из Интернета,
компьютерных игр, кинофильмов. Воздействие этих источников информации
сейчас является доминирующим в процессе развития и воспитания ребёнка.
В наше сложное время, когда потеряны многие духовные ценности и
ориентиры, проблема нравственности стала главной задачей воспитания. Особое
место в нравственном воспитании отводится работе с детьми младшего
школьного возраста, так как в этот период дети охотно открывают для себя мир
человеческих отношений, окружающий мир. У младших школьников развиваются
моральные чувства – товарищество, ответственность за коллектив, любовь к
Родине, толерантность по отношению к другим, честность, независимость.
Ценность сказок заключается в их влиянии на всестороннее
развитие ребенка. Сказки внушают уверенность в торжестве правды, победе
добра над злом, помогают воспитывать в детях духовность, милосердие,
гуманность.

5

Освоение содержания программы способствует не только приобщению к
мудрости народного творчества, но и пробуждению социальной активности
маленького гражданина.
Педагогическая целесообразность
Сказка для ребенка является не просто фантазией, а особой реальностью,
помогающей установить для себя мир человеческих чувств, отношений,
важнейших нравственных категорий, в дальнейшем - мир жизненных смыслов.
Сказка выводит ребенка за рамки обыденной жизни и помогает преодолеть
расстояние
между
житейскими
и
жизненными
смыслами.
Сказка учит смелости, доброте и другим хорошим человеческим качествам, но
делает это без скучных наставлений, просто показывает, что может произойти,
если человек поступает не по совести. Мудрость и ценность сказки в том, что она
отражает, открывает и позволяет пережить смысл важнейших общечеловеческих
ценностей и жизненного смысла в целом.
Работа со сказкой имеет различные формы:
- чтение сказок, пересказ, обсуждение поведения сказочных героев и причин их
успехов или неудач;
- разработка социальных проектов и проведение социальных акций, в рамках
которых дети делятся полученными знаниями со сверстниками, малышами
подшефного приюта, рассказывая им сказки, показывая мини спектакли по
мотивам сказок;
- театрализованное исполнение сказок, проведение конкурса знатоков сказок,
выставки рисунков детей по мотивам сказок и многое другое. При подготовке к
инсценировке сказки дети сами подбирают ее музыкальное сопровождение,
распределят роли. При таком подходе даже небольшие по объему сказки дают
ощутимый воспитательный эффект.
Процесс становления личности человека, формирование у него
активной жизненной позиции непрерывный, он не имеет фиксированных
сроков завершения и последовательно переходит из одной стадии в другую.
Сначала создаётся почва, благоприятная для творческой деятельности ребёнка,
затем обеспечивается сотрудничество в творческом процессе начинающих с
педагогами и сверстниками, затем следует самостоятельное творчество, которое
сопровождает человека всю жизнь, формируя потребность в творческом
восприятии мира и осмыслении самого себя в этом мире.
Отличительные особенности и новизна программы
В программе сочетаются такие направления деятельности, как знакомство с
народным фольклором, прикладное творчество (изготовление декораций,
персонажей по мотивам сказок), постановка небольших кукольных спектаклей и
участие в благотворительных мероприятиях для своих сверстников с миниспектаклями по мотивам сказок.
Изучение народных традиций происходит вместе с ознакомлением с
народными праздниками такими как, Осенины, Рождество, Масленица, Пасха.
Ребята знакомятся с историей праздника, разучивают и проводят игры для
сверстников, сами являются участниками народных праздников.
6

В организации образовательного процесса используются следующие
педагогические технологии:
- развивающего обучения,
- игровой деятельности,
- дифференцированного обучения,
- коллективно-творческой деятельности.
Педагогические технологии работы со сказкой
1) Проблемно-диалоговые технологии: организация работы в парах (составление
вопросов по тексту сказки, пересказ понравившихся эпизодов, подготовка и
выразительное чтение диалога персонажей).
2)Технология развития критического мышления направлена на развитие у
школьников умения анализировать, сравнивать, делать выводы.
3)ИКТ
–
информационные
коммуникативные
технологии
являются
универсальными для всех учебных предметов. Особая роль здесь отводится
использованию на занятии презентаций, видео, аудио материалов.
Формы организации образовательного процесса
Фронтальная работа (выразительное чтение, ответы на вопросы, составление
характеристик героев, лексическая работа);
Групповая работа (заполнение маршрутного листа по сказкам, инсценирование);
Работа в парах (выразительное чтение по ролям, пересказ);
Индивидуальная работа (применение дифференцированного подхода).
Особое внимание уделяется лексической работе, которая необходима на занятиях
по теме «Сказки». Изучение происхождения и значения устаревших слов,
словосочетаний, поговорок и пословиц расширяет словарный запас детей,
развивает их языковое чутье, память, внимание, кругозор.
Методы и приемы работы со сказками.
1) Объяснительно – иллюстративный метод. Это первичное восприятие сказки,
которое может быть организовано как выразительное чтение педагогом или
прослушивание сказки в аудио записи. Показ иллюстраций к сказкам. Вопросы по
тексту, которые помогают детям более внимательно и осмысленно прочитать
сказку.
2) Проблемный метод применяется педагогом при анализе поступков героев,
выдвижении гипотез. (Например, мог ли Иван – царевич избежать встречи с
Волком и к чему бы это привело?)
3) Частично поисковый метод наиболее продуктивно применять при
подключении родителей к самостоятельной поисковой деятельности
познавательного характера. [Интернет-ресурс]
4) Лексическая работа с текстом.
Методы и приемы работы по изготовлению игрушек по прочитанным
сказкам
В теоретической части учащимся рассказывается о народных промыслах по
изготовлению игрушек, традиционных орнаментах, легендах о создании кукол.
Объясняется технологический процесс изготовления игрушки, его особенности. В
практической части занятия дети подготавливают материал для работы, делают
раскрой деталей, собирают и оформляют игрушку. Практика является
7

естественным продолжением и закреплением теоретических сведений,
полученных учащимися.
По пройденным сказкам организуются ролевые игры, конструирование и
проигрывание жизненных ситуаций через сочинение собственных сказок,
рисование, лепку, чтение и обсуждение прочитанного, постановку кукольных
спектаклей, экспромты, театрализованные представления, конкурсы, экскурсии,
народные игры.
Адресат программы. Возраст детей, участвующих в реализации данной
программы 7-9лет.
Дети в возрасте 7-9 лет отличаются большой жизнерадостностью,
внутренней уравновешенностью, постоянным стремлением к активной
практической деятельности. Эмоции занимают важное место в психике этого
возраста, им подчинено поведение ребят. Дети этого возраста весьма
дружелюбны, легко вступают в общение. Для них все большее значение начинают
приобретать оценки их поступков не только со стороны старших, но и
сверстников. Их увлекает совместная коллективная деятельность. Они легко и
охотно выполняют поручения и отнюдь не безразличны к той роли, которая им
при этом выпадает. Они хотят ощущать себя в положении людей, облеченных
определенными обязанностями, ответственностью и доверием. Неудача вызывает
у них резкую потерю интереса к делу, а успех сообщает эмоциональный подъем.
Далекие цели, неконкретные поручения и беседы "вообще" здесь неуместны. В
этом возрасте ребята склонны постоянно меряться силами, готовы соревноваться
буквально во всем. Их захватывают игры, содержащие тайну, приключения, поиск,
они весьма расположены к эмоционально окрашенным обычаям жизни, ритуалам
и символам. Они охотно принимают руководство наставника. К его предложениям
относятся с доверием и с готовностью откликаются на них. Доброжелательное
отношение и участие взрослого вносят оживление в любую деятельность ребят, и
вызывает их активность.
Воспитательный аспект программы
1. Основные целевые ориентиры воспитания в программе определяются в
соответствии с предметными направленностями программы и приоритетами,
заданными «Концепцией развития дополнительного образования детей до 2030
года»; они направлены на воспитание, формирование:
– осознанного опыта выполнения своих обязанностей как гражданина своей
страны;
– этнокультурного самосознания, ценностного отношения к отечественной
культуре;
– уважения к старшим, людям труда, педагогам, сверстникам;
– способности к командной деятельности, ответственности;
– опыта творческого самовыражения, воли, настойчивости
дисциплинированности в творческой деятельности в достижении целей;
– опыта участия в концертах, выставках и т. п.;
– стремления к сотрудничеству, уважения к старшим;
– опыта художественного творчества, как социально значимой деятельности.
8

2. Формы и методы воспитания
Основной формой воспитания является учебное занятие. В ходе учебных
занятий обучающиеся: усваивают информацию, имеющую воспитательное
значение; получают опыт деятельности, в которой формируются, проявляются и
утверждаются ценностные, нравственные ориентации; осознают себя способными
к нравственному выбору, участвуют в освоении и формировании среды своего
личностного развития, творческой самореализации.
При работе с детьми младшего школьного возраста, на который рассчитана
программа, особое место занимает нравственное воспитание. Ценность сказок
заключается в их влиянии на всестороннее развитие ребенка. У детей развивается
моральное чувство товарищества, ответственность за коллектив, любовь к Родине,
толерантность по отношению к другим, честность, независимость.
Освоение содержания программы способствует не только приобщению к
мудрости народного творчества, но и пробуждению социальной активности
маленького гражданина.
Получение информации о традициях народного творчества — источник
формирования у детей сферы интересов, этических установок, личностных
позиций и норм поведения. Важно, чтобы дети не только получали эти сведения
от педагога, но и сами осуществляли работу с информацией: поиск, сбор,
обработку, обмен и т. д.
Практические занятия детей (репетиции, конструирование игрушек, подготовка
к конкурсам, выставкам, участие в дискуссиях, в коллективных творческих делах
и проч.) способствуют усвоению и применению правил поведения и
коммуникации, формированию позитивного и конструктивного отношения к
событиям, в которых они участвуют, к членам своего коллектива.
Использование в работе педагога такой формы, как самостоятельный выбор
музыкального сопровождения, распределение ролей при постановке мини
спектаклей дает ощутимый воспитательный эффект.
В коллективных играх проявляются и развиваются личностные качества:
эмоциональность, активность, нацеленность на успех, готовность к командной
деятельности и взаимопомощи.
Итоговые мероприятия: концерты, конкурсы, выставки, выступления—
способствуют закреплению ситуации успеха, развивают рефлексивные и
коммуникативные умения, ответственность, благоприятно воздействуют на
эмоциональную сферу детей.
Воспитательное значение активностей детей при реализации программы
наиболее наглядно проявляется в благотворительных и волонтёрских акциях,
которые планируются в течении года в соответствии с планом воспитательной
работы.
Для обеспечения понимания детьми, что личное, семейное благополучие и
их достижения являются воплощением национальных ценностей, что в их
деятельности и результатах находят своё выражение российские базовые
ценности, традиционные духовно-нравственные ценности народов России, в
детском объединении введены такие ритуалы, как обращения к государственной и
9

национальной символике в ходе церемоний награждения, праздников, конкурсов,
концертов, выставок и др.
3 К методам оценки результативности реализации воспитательной
работы относятся
– педагогическое наблюдение, в процессе которого, внимание педагога
сосредоточивается на проявлении в деятельности детей и в е результатах,
определённых в данной программе целевых ориентиров воспитания, а также на
проблемах и трудностях достижения воспитательных задач программы;
– оценку творческих работ экспертным сообществом (педагоги, родители,
другие обучающиеся) с точки зрения достижения воспитательных результатов,
поскольку в индивидуальных творческих работах неизбежно отражаются
личностные результаты освоения программы и личностные качества каждого
ребёнка;
Самоанализ и самооценка обучающихся по итогам деятельности, отзывы
родителей (законных представителей) и других участников образовательных
событий и мероприятий также дают возможность для выявления и анализа
наиболее значимых результатов воспитания детей.
Форма обучения – очная, при возникновении ситуаций, связанных с
неблагоприятными погодными или санитарно-эпидемиологическими условиями,
возможно заочное изучение некоторых тем с применением дистанционных
технологий.
Формы организации детей: групповая, подгрупповая, индивидуальная.
Формы организации образовательного процесса и виды занятий:
- чтение и аудио прослушивание сказок,
- обсуждение,
- просмотр мультфильмов и видео фильмов по сюжетам сказок,
- практические работы,
- беседы,
- экскурсии,
- знакомство с народными играми,
- участие в народных праздниках, социальных проектах и благотворительных
мероприятиях.
В случае возникновения ситуаций, связанных с отменой занятий по
объективным причинам, обучение переходит в дистанционный формат:
используются такие формы как видео-уроки, онлайн-мастер классы,
самостоятельное прочтение предложенных сказок с последующим обсуждением,
ответами на вопросы по пройденному материалу. Всё это способствует развитию
навыков самостоятельной работы, освоению способов познавательной
деятельности в пространстве дистанционного образования.
Условия набора и режим занятий. В объединение принимаются дети,
проявляющие интерес к данной области, по заявлению родителей (законных
представителей). Занятия в группах проводятся 2 раза в неделю по 2 часа, из
расчёта 36 учебных недель 144 часа в год, либо 2 раза в неделю по 1 часу, 72 часа
в год. Продолжительность одного часа занятия составляет 45 минут, перерыв
между занятиями составляет 10 минут, согласно СанПиН.
10

При возникновении ситуаций, связанных с неблагоприятными погодными
или санитарно-эпидемиологическими условиями, обучение переходит в
дистанционный формат. В процессе обучения педагогом используются групповые
чаты для обмена сообщениями с родителями – в WhatsApp и Viber, ресурс группы
ВКонтакте (социальная сеть) «Орбита официальная группа», где выкладываются
онлайн практические задания, теоретические материалы по изучаемым темам,
видеоуроки по изготовлению игрушек по прочитанным сказкам. Также в группу
добавляются тематические видео материалы из открытых источников, например,
с видеохостинга YouTube. По результатам работы организуются он-лайн
выставки, Детям предлагается участие в конкурсах, проводимых на различных
порталах сети Интернет.
Срок освоения программы: 1 год.
Общее количество часов по программе составляет 72/144 часа.
Место проведения: учебный кабинет (прикладное творчество, беседы,
лекции); зал (игровые программы, массовые мероприятия, показ кукольных
спектаклей, проведение народных игр), двор (массовые праздники).
Цель программы: Создание атмосферы взаимодействия, творческого
сотрудничества для развития воображения, фантазии, стимулирования
чувственно-эмоциональной сферы личности ребенка посредством приобщения к
миру сказок, прикладному творчеству и традициям народных праздников.
Задачи обучения:
- расширить знания детей в области устного народного творчества;
- познакомить с разными жанрами народных сказок;
- познакомить с традициями и правилами народных игр;
-познакомить с традициями проведения народных праздников (Рождество,
Масленица, Пасха)
- содействовать освоению элементарных технологических приемов изготовления
игрушек на основе прочитанных сказок;
- формировать компетенции учащихся в зависимости от их личных склонностей и
интересов;
- содействовать овладению культурными нормами и традициями постановки
кукольного спектакля;
- освоить эффективные способы организации свободного времени;
Задачи развития:
- развивать творческие способности детей;
- развивать навыки общения, коммуникации и чувства коллективизма;
- способствовать развитию и обогащению речи.
Задачи воспитания:
- мотивировать на проявление заинтересованности, активности в реализации
социальных инициатив;
- воспитывать трудолюбие, доброжелательность, культуру поведения;
- формировать чувство сопереживания, любви и заботы по отношению к
окружающим;
11

Ожидаемые результаты:
Личностные:
Проявление:
– интереса к культуре своей Родины, к истокам народного
творчества,
– готовности участвовать в общем деле;
– интереса к проектной деятельности;
− интереса к декоративно-прикладному творчеству;
– трудолюбия, воли;
− понимание культуры труда: проявление аккуратности, бережного и
экономного использования материала;
Метапредметные:
− проявление фантазии, воображения, творческого мышления;
− проявление доброжелательного отношения к сверстникам, уважения к
старшим;
− умение действовать по устной инструкции, шаблону, образцу;
− способность к выполнению работы в определенной последовательности;
− умение вносить коррективы в свою работу, умение адекватно оценивать
результат труда.
Предметные:
– знания о жанровых особенностях сказок;
– знания правил различных видов игр;
− знания об особенностях работы с различными материалами, об
элементарных правилах комбинирования материала для изготовления
игрушек;
− знания о средствах художественной выразительности: цвет, форма,
пропорции, пространство, композиция.
– владение практическими основами изготовления игрушек.
Формы контроля/ аттестации
Текущий контроль освоения программы осуществляется педагогом по
каждой изученной теме.
Для подведения итогов освоения образовательной программы в течение
года заполняется таблица результативности. (Приложение № 2, 3, 4) на каждого
обучающегося. Степень освоения темы оценивается в баллах:
4 балла – базовая степень освоения;
3 балла – ниже базовой;
5 баллов – выше базовой.
Содержание контроля определяется педагогом на основании содержания
программного материала.
Форму текущего контроля определяет педагог с учетом контингента
обучающихся, уровня обученности детей, содержания учебного материала,
используемых им образовательных технологий и др.
Текущий контроль проводится в следующих формах: беседа, опрос, ролевая
игра, выставка.
12

На основании «Положения о системе оценок, форм, порядке и периодичности
промежуточной и итоговой аттестации обучающихся», разработанного и
утвержденного МБУДО «ДЮЦ» от 14.10.2014 г. в соответствии с Законом РФ
«Об образовании», Уставом, аттестация воспитанников объединения строится на
следующих принципах:
- научность;
- учет индивидуальных и возрастных особенностей воспитанников;
- адекватность специфике детского объединения к периоду обучения;
- свобода выбора педагогом методов и форм проведения и оценки
результатов;
- открытости результатов для педагогов и родителей.
Промежуточная аттестация обучающихся
Промежуточная аттестация проводится как оценка результатов обучения за
определённый промежуток учебного времени – полугодие, год.
Промежуточная аттестация обучающихся включает в себя проверку
теоретических знаний и практических умений и навыков.
Промежуточная
аттестация
проводится
в
форме
выставки.
Промежуточная аттестация обучающихся проводится в период с 15 по 30
декабря. По результатам составляются протоколы (Приложение 1)
Итоговая аттестация обучающихся
Итоговая аттестация обучающихся проводится по окончании обучения по
дополнительной образовательной программе с 15 по 30 апреля.
Итоговая аттестация обучающихся может проводиться в следующих
формах: выставка, участие в социальной акции.
Для проведения итоговой аттестации формируется аттестационная
комиссия, в состав которой входят представители администрации учреждения,
педагоги дополнительного образования, имеющие высшую квалификационную
категорию.
Результаты итоговой аттестации обучающихся должны оцениваться таким
образом, чтобы можно было определить:
• насколько достигнуты прогнозируемые результаты дополнительной
образовательной программы каждым обучающимся;
• полноту выполнения дополнительной образовательной программы;
• результативность самостоятельной деятельности обучающегося в течение
всех годов обучения.
Критерии оценки уровня теоретической подготовки:
- высокий уровень – обучающийся освоил практически весь объём знаний 10080%, предусмотренных программой за конкретный период; специальные термины
употребляет осознанно и в полном соответствии с их содержанием;
- средний уровень – у обучающегося объём усвоенных знаний составляет 7050%; сочетает специальную терминологию с бытовой;

13

- низкий уровень – обучающийся овладел менее чем 50% объёма знаний,
предусмотренных программой; ребёнок, как правило, избегает употреблять
специальные термины.
Критерии оценки уровня практической подготовки:
- высокий уровень – обучающийся овладел на 100-80% умениями и навыками,
предусмотренными программой за конкретный период; работает с оборудованием
самостоятельно, не испытывает особых трудностей; выполняет практические
задания с элементами творчества;
- средний уровень – у обучающегося объём усвоенных умений и навыков
составляет 70-50%; работает с оборудованием с помощью педагога; в основном,
выполняет задания на основе образца;
- низкий уровень - ребёнок овладел менее чем 50%, предусмотренных умений и
навыков; ребёнок испытывает серьёзные затруднения при работе с
оборудованием; ребёнок в состоянии выполнять лишь простейшие практические
задания педагога.
Результаты итоговой аттестации фиксируются в «Протоколе» итоговой
аттестации обучающихся объединения, который является одним из отчетных
документов и хранится у администрации учреждения (приложение № 1).
Свидетельство о дополнительном образовании детей выдается
воспитаннику, если он полностью освоил образовательную программу и успешно
прошел итоговую аттестацию. (Приложение № 6).

14

Учебно-тематический план 1 года обучения

п/п

Количество часов

Название темы

1.

Вводное занятие

2.

Сказки о животных

Формы
аттестации/
контроля

теория
2

практика

всего
2

15

15

30

1
2

1
2

2
4

3

3

6

2.4

«Мышка-норушка»
«Курочка
ряба
и
петушок
золотой
гребешок»
«Заинька
беленький,
заинька серенький..»
«Лисичка-сестричка»

3

3

6

2.5

«Котик-братик»

3

3

6

2.6

«Мишка косолапый»

3

3

6

Новогодние сказки

8

8

16

3.1
3.2
3.3

«Морозко»
«Снегурочка»
«12 месяцев»

2
2
2

2
2
2

4
4
4

3.4

Рождественские сказки

2

2

4

Волшебные сказки

8

8

16

«Сивка бурка»
«Поди туда - не знаю
куда, найди то -. не
знаю что»
«Сказка
об
Иване
царевиче, жар-птице и
сером волке»
«Царевна лягушка»
Бытовые сказки

2
2

2
2

4
4

2

2

4

2
10

2
10

4
20

2
2
2
2
2

2
2
2
2
2

4
4
4
4
4

2.1
2.2

2.3

3

4

4.1
4.2

4.3

4.4
5
5.1
5.2
5.3
5.4
5.5

Репка
«Колобок»
«Терем теремок»
«Каша из топора»
«Сказка о попе и
работнике его балде»

Возможные
темы для
дистанта

Беседа, опрос
Опрос, беседа,
выставка,
ролевая игра

дистант

Беседа, опрос,
выставка

дистант

Опрос, беседа.
Анкетирование,
выставка

Беседа, опрос,
выставка

дистант

15

6

Сказки
русских
и
зарубежных писателей

6

8

14

6.1

А.С. Пушкин
«Сказка о рыбаке и
рыбке»
«Сказка о золотом
петушке»
«У лукоморья дуб
зеленый»
Г.Х.Андерсен
«Снежная королева»
«Русалочка»
П. Ершов
«Конек горбунок»
Эрнст Теодор Амадей
Гофман «Щелкунчик и
мышиный король»
А. Толстой
«Золотой ключик или
приключения
Буратино»
Изучение
традиций
народных праздников

2

2

4

1

1

2

1

1

2

1

3

4

1

1

2

6

14

20

7.1

Осинины

1

1

2

7.2
7.3

Рождество
Масленица

1
2

3
4

4
6

7.4

Пасха

2

6

8

Участие в социальных
акциях

4

6

Посещение
выставок
декоративноприкладного творчества
и
участие
в
выставочных
мероприятиях
Промежуточная,
итоговая аттестация

4

6

10

Беседа, оценка
выставленных
работ

дистант

4

4

Социальная
акция, выставка

дистант

Итоговое занятие

2

2

Беседа, опрос

ИТОГО:

65

6.2

6.3
6.4

6.5

7

8

9

10
11

10

79

Беседа, опрос,
выставка

дистант

Опрос, участие в
празднике,
организация
народных игр для
сверстников

дистант

Праздник,
игровая
программа,
концерт

144

16

Содержание учебного плана первого года обучения
1. Вводное занятие. Теория: включает в себя проведение инструктажа по
технике безопасности, правилам поведения в клубе. На занятиях, а также краткий
обзор содержания программы.
2. Сказки о животных
Теория: прослушивание детьми сказок, где главные действующие лицами
являются животные –мышка –норушка, курочка ряба, петушок золотой гребешок,
лиса и серый волк, котик братик. Обсуждение качеств, которыми наделены эти
герои. Разучивание народных игр в которых задействованы данные герои сказок.
Практика: изготовление игрушек по тематике пройденных сказок.
Разыгрывание мини-сценок по сказкам с применением выполненных своими
руками игрушек. Самостоятельный поиск в книгах и других источниках сказок
про пройденных героев и рассказ их на уроке для всех.
3 Новогодние сказки
Теория: прослушивание детьми сказок, в которых действие происходит
зимой, под новый год - «Морозко», «Снегурочка», «12 месяцев», а также в канун
рождества. Обсуждение характеров героев, темы добра и зла.
Знакомство с обрядом калядования, традиционными народными зимними
играми.
Практика: изготовление новогодних игрушек, масок, украшений.
Разучивание народных зимних игр.
Самостоятельный поиск в книгах и других источниках сказок про Новый год,
деда Мороза и рассказ их на уроке для всех.
4. Волшебные сказки
Теория: прослушивание детьми сказок с фантастическим сюжетом,
где герои используют волшебные предметы. Главные противники у
положительных героев не обычные люди, а представители сверхъестественных
темных сил: Змей Горыныч, Баба Яга, Кощей Бессмертный и прочие. Обсуждение
темы добра и зла, дружбы, взаимовыручки, потребности в справедливости,
стремление преодолеть жизненные невзгоды.
Разучивание народных игр, в которых задействованы данные герои сказок.
Практика: изготовление игрушек по тематике пройденных сказок.
Разыгрывание мини-сценок по сказкам с применением выполненных своими
руками игрушек. Самостоятельный поиск в книгах и других источниках
волшебных сказок или сочинение своих сюжетов. Рассказ на занятии для всех.
5. Бытовые (сатирические) сказки
Теория: прослушивание детьми сказок, тема которых близка к
повседневной жизни и даже не обязательно включает в себя чудеса: «Репка»,
«Колобок», «Терем теремок», «Сказка о попе и работнике его Балде». Героями
данных сказок являются простые, часто бедные люди. На их примере обсуждается
темы, что в жизни безнравственно, а что достойно осмеяния; темы важности
труда в жизни людей, сатирическое осуждение людских пороков и недостатков.
Практика: изготовление игрушек по тематике пройденных сказок.
Разыгрывание мини-сценок по сказкам с применением выполненных своими
17

руками игрушек. Самостоятельный поиск в книгах и других источниках бытовых
сказок или сочинение своих сюжетов. Рассказ занятии для всех.
6. Сказки русских и зарубежных писателей
Теория: знакомство со сказками А.С. Пушкин: «Сказка о рыбаке и рыбке»,
«Сказка о золотом петушке», «У лукоморья дуб зеленый»; Г.Х.Андерсен:
«Снежная королева», «Русалочка; П. Ершов «Конек горбунок»; Эрнста Теодора
Амадея Гофмана «Щелкунчик и мышиный король»; А. Толстой «Золотой ключик
или приключения Буратино».
Практика: изготовление поделок на тему прочитанных сказок
7. Изучение традиций народных праздников
Теория: знакомство с историей возникновения, традициями проведения
народных праздников: Осенины, Рождество, Масленица, Пасха.
Практика: разучивание народных игр, устного народного фольклора,
сопровождающего данные праздники. Изготовление народных игрушек,
украшений, узоров, роспись пасхальных яиц. Участие в данных праздниках,
традиционно проводимых в клубе «Орбита».
8. Участие в социальных акциях
Теория: понятие социального проектирования, социальной акции.
Практика:
- подготовка и проведение игровых программ и народных праздников для друзей
и детей СРЦ Ленинского района;
- изготовление подарков для детей СРЦ Ленинского района, которые вручаются
по окончании мероприятий;
- постановка и показ мини-спектаклей по пройденным сказкам для детей
дошкольного возраста, проживающих в СРЦ Ленинского района, родителей, на
общих праздниках клуба «Орбита».
9. Посещение выставок прикладного творчества, участие в
выставочных и конкурсных мероприятиях.
Теория: показ детям при посещении выставок прикладного творчества
разные виды народных ремесел, их технологии, знакомство с творчеством
мастеров и их сверстников из других объединений.
Практика: участие в выставках прикладного творчества района и города.
Дети делятся опытом, повышают самооценку, видят успехи товарищей.
Изучение данного раздела возможно в дистанционном формате. Учащиеся
знакомятся с видео материалами различных выставок прикладного творчества.
Организуются онлайн-выставки работ воспитанников, выполненных в домашних
условиях, как в рамках объединения, так и в масштабе города, области, РФ,
которые проводятся на различных сайтах Интернета.
10. Промежуточная аттестация
Проводится два раза в год. В декабре в форме социальной акции и в апреле в
форме итоговой выставки.
По итогам составляются протоколы результатов по каждому воспитаннику.
11. Итоговое занятие
Теория: подведение итогов работы за год. Отметить успехи воспитанников,
их достижения.
18

В ходе освоения программы у детей развиваются следующие компетенции:
- умение выражать в творчестве свои мысли, чувства, переживания;
- умение импровизировать, решать творческие задачи;
- способность анализировать, делать выводы;
- умение работать в команде, понимать и принимать других людей;
- умение позитивно общаться, устанавливать контакты;
- владение способами публичного выступления;
-способность к самообразованию, саморазвитию и планированию своей
деятельности;
- проявление социальной активности;
- способность адекватно оценивать свои силы и способности;
- способность к самоконтролю.
2. Комплекс организационно-педагогических условий
реализации программы
Календарный учебный график
Этапы образовательного процесса
Начало учебного года
Продолжительность учебного года
Продолжительность учебного занятия

1 год обучения
01 сентября
36 недель, 144 часа
45 минут

Промежуточная аттестация
Итоговая аттестация
Окончание учебного года
Каникулы зимние
Каникулы летние
Конец учебного года

С 15 по 30 декабря
С 15 по 30 апреля
31 мая
С 1 по 7 января 2024 г.
С 1 июня 2024 г.
31 мая 2024 года

Материально- техническое обеспечение и оснащенность образовательного
процесса.
№
п/п
1
2
3
1
2
3

Наименование основного оборудования
I. Печатные пособия
Книги с выкройками игрушек
Подборки с сценариями праздников,
спортивных и игровых программ.
Подборка книг со сказками
II. Технические средства обучения.
Мультимедиа проектор
Ноутбук
Принтер лазерный

Количество единиц

8
5

1
1
1
19

4
5
6
7
8

9

1
2
3
4
5
6
7

8

1
2
3

4

1

2
3
4
5
6.

Сканер
1
Цифровой фотоаппарат
1
Устройство для чтения информации с карты
1
памяти (картридер)
Устройства вывода/ вывода звуковой
1
информации - микрофон, колонки
Мобильное устройство для хранения
1
информации
(флеш-память)
Экран
1
III.Информационно- коммуникационные средства( программные
средства).
Операционная система
1
Антивирусная программа
1
Программа-архиватор
1
Мультимедиа проигрыватель, входящий в
1
состав операционной системы
Программа для проведения видеомонтажа и
1
сжатия видеофайлов
Браузер Firefox
1
Коллекции цифровых образовательных
ресурсов (аудио-, видео-, фото-, интернетисточники-диафильмы)
Микшерский пульт
1
IV.Учебно- практическое оборудование.
Швейная машина
1
Магнитная доска
1
Набор инструментов и материалов для
1
изготовления сувениров (ножницы, нитки,
иголки, наперстки, плоскогубцы, мех,
материал, бумага, клей)
Комплект образцов и наглядных пособий
1
для изготовления сувениров.
V. Мебель
Шкаф-стенка трех секционная для хранения 1
инструментов, материалов, книг и образцов
игрушек.
Стулья
11
Учебные столы
2
Стол учителя
1
Планшеты с образцами изделий
2
Ширма
1
VI. Дидактические материалы.
20

1

2
3

Наглядно-иллюстрационный материал
(фотографии, слайды, диафильмы сказок,
видео фильмы и т. д.)
Раздаточный материал (лекала игрушек,
образцы масок и т. д.)
Библиотека книг по изготовлению мягкой
игрушки, поделок из бумаги, сценариев
празднично-игровых программ, по
написанию социальных проектов.

15

Работа по реализации программы ведется в помещении детского клуба
«Орбита», в учебном классе – площадью -12 кв.м., поэтому состав групп на
основе норм СанПиН не превышает 10 чел. Празднично-игровые, конкурсные
программы, в рамках социальных проектов проходят в зале клуба с
использованием мультимедийного и аудио оборудования: магнитофон, мегафон,
микрофон, усилитель, фотоаппарат, проектор. В распоряжении учащихся и
педагога имеется подборка литературы с сценариями различных праздников и
конкурсов, костюмы для выступлений, гитары, спортинвентарь, наборы кукол для
кукольного театра, ширма.

21

Календарный план воспитательной работы
№
п/п

Название события,
мероприятия

Форма проведения

Родительские
собрания,
публикация
информации в
группе ВК,
организация совместных праздников
экскурсия

Сроки

Воспитательный результат

В течение Знакомство родителей с целевыми
года
ориентирами воспитания обучающихся и
общими целевыми установками
воспитательной работы в детском
объединении. Объединение усилий
родителей и педагога по их
осуществлению.
сентябрь Опыт общения с животными; знакомство
навыками верховой езды; с профессиями,
связанными с лошадьми.
Сентябрь- Знакомство с народной игрой «лапта»,
октябрь
мотивация на здоровый образ жизни

Информационный продукт,
иллюстрирующий успешное
достижение цели события
(ссылки на размещение)
Протоколы собраний, Фото- и
видео материалы, информация
в группу в ВК клуба по
проведенным мероприятиям
совместно с детьми.

1

Работа с родителями

2

Экскурсия в КСК «Буян»

3

Спортивная игра «Город за
городом»

Спортивная игра

4

Осенний праздник для
воспитанников детских
объединений

Праздник на уровне
клуба

октябрь

Проявление личностных качеств каждого
ребёнка;
- опыта участия в концертах, выставках

5

День осеннего именинника

октябрь

Сплочение коллектива

6

Конкурсная программа
«Настольные игры»

Чаепитие с игровой
программой
Конкурс на уровне
клуба

Фото- и видео материалы,
информация в группу в ВК
клуба
Фотографии с мероприятия,
информация в группу в ВК
клуба
Фото- и видео материалы
с выступлением дете,
информация в группу в ВК
клуба
Фотографии мероприятия

7

Экскурсия в музей железной
дороги

экскурсия

8

Праздничная программа для
родителей «День матери»

Концертная
программа

Ноябрьосенние
каникулы
Ноябрьосенние
каникулы
ноябрь

9

Конкурс «Настольных игр»

Конкурс на уровне
клуба

Способность к командной деятельности,
воспитание ответственности; развитие у
детей навыков работы в группе
Знакомство с историей родного края,
усвоение навыков безопасного поведения
на ж/д
формировать чувство сопереживания,
любви и заботы по отношению к матери;
-опыта участия в концертах
- опыта творческого самовыражения, воли,
настойчивости дисциплини-рованности в
достижении целей; формирование у детей

Фото- и видео материалы.
информация в группу в ВК
клуба
Фото- и видео материалы,
информация в группу в ВК
клуба
Фото- и видео материалы
с выступлен. детей, инфор. в
группу в ВК клуба
Фото- и видео материалы
с выступлением дете,
информация в группу в ВК

январь

20

стремления к осмысленному и
творческому проведению досуга
- опыта творческого самовыражения через
представление масок на новогоднем
празднике; проявление социальной
активности через голосование за лучшую
маску в клубе и в ВК
-поощрения победителей.
Опыт работы в команде, творческого
самовыражения.

10

Выставка - конкурс
«Новогодняя маска»

Выставка работ на
уровне клуба, фото
выставка работ в
руппе ВК

декабрь

11

Новогодняя елка

Праздник на уровне
клуба

декабрь

12

День зимнего именинника

Чаепитие с игровой
программой

февраль

Сплочение коллектива

13

«Масленица годовая — наша
гостья дорогая»

Праздник на уровне
клуба

Февральмарт

14

Выставка «Пасхальное яичко»

Выставка работ на
уровне клуба

апрель

Получение информации о народных
традициях, формирование гордости за
многолетнюю культуру своего народа
опыта художественного творчества, как
социально значимой деятельности

15

Праздник «Пасхальные игры»

Праздник на уровне
клуба

апрель

16

Праздник для родителей «День
семьи»

Выставка работ на
уровне клуба

май

17

Субботник в КСК «Буян» с
катанием на лошадях

Субботник,
экскурсия

май

18

День Победы

Праздник на уровне
клуба

май

19

День весеннего и летнего
именинника
Отчетная выставка работ за год

Чаепитие, ировая
программа
Выставка работ на
уровне клуба

май

- мотивация на проявление
заинтересованности, активности в
реализации социальных инициатив
Знакомство с историей нашей Родины,
воспитание патриотизма через связь
поколений.
Сплочение коллектива

май

опыта художественного творчества

20

Получение информации о народных
традициях, воспитание духовности,
нравственности через народную культуру.
уважения к старшим, людям труда,
воспитание семейных ценностей, традиций

клуба
Фото- и видео материалы,
информация в группу в ВК
клуба

Фото- и видео материалы
с выступлением. детей,
информация в группу в ВК
клуба
Фото- и видео материалы,
информация в группу в ВК
клуба
Фото- и видеоматериалы
с выступлением детей
Фото- и видео материалы,
информация в группу в ВК
клуба
Фото- и видео материалы,
информация в группу в ВК
клуба
Фото- и видео материалы,
информация в группу в ВК
клуба
Фото- и видео материалы,
информация в группу в ВК
клуба
Фото- и видео материалы,
информация в группу в ВК
клуба
Фотоматериалы мероприятия
Фото- и видео материалы,
информация в группу в ВК
21

Календарно-тематический план
Месяц, кол-во занятий/
Темы

1
2
2.1
2.2
2.3
2.4
2.5
2.6
3
4
5
6
7

сентяб
рь
7
2

Вводное занятие
Сказки о животных
2
«Мышка норушка»
«Курочка ряба и петушок 4
золотой гребешок»
«Заинька
беленький, 6
заинька серенький..»
«Лисичка-сестричка»
«Котик –братик»
«Мишка косолапый»
Новогодние сказки
Волшебные сказки
Бытовые сказки
Сказки
русских
и
зарубежных писателей
Изучение
традиций
народных праздников
Осинины
Рождество
Масленица

октябр
ь
8

ноябрь
8

Декабрь
9

6
8

8

январь
6

февраль
8

март
9

9
10
11

Участие в социальных
акциях
Посещение и участие в
выставках
Промежуточная,
итоговая аттестация
Итоговое занятие
итого 14

май
9

Итого
часов по
теме
2
30

6
6
16
12

4
4

16
2

12

16
20
14
20

2
4
6

.Пасха

8

апрель
8

2

2
2

2

2

2

2

16

16

18

8
2

2

10

2

2

10

2

12

16

18

16

4
2
18

144

22

Методическое обеспечение программы
Наименование раздела
(тема учебноготематического плана)
Вводное занятие

Формы
Формы
организации
организации
УВП (учебнодеятельности
воспитательного
воспитанников
процесса)
Учебное занятие

Учебное занятие,
интегрированное
занятие,),
воспитательноСказки русских и зарубежных досуговые
мероприятия.
писателей

Сказки о животных

групповая
групповая

Новогодние сказки
Волшебные сказки
Бытовые сказки

Изучение традиций народных
праздников

Учебное занятие
Организация
праздника

групповая

Методы

Дидактический комплекс,
оборудование

Словесные:
Инструкция по охране труда
беседа
ИОТ-ДЮЦ-16-2020
Словесные: объяснение I)Оборудование:
Наглядные:
Видео проектор, ноутбук, экран,
Демонстрация;
магнитофон;
Практическая работа;
. оборудование:
Дидактические, подвижные, 2. Швейная машинка, ножницы,
народные игры
иголки, нитки, ткани.
3. Лекала изделий, игрушек
4. учебные пособия, учебная
литература,
,5. методические рекомендации
II) Наглядность:
1/ Видео материалы, диафильмы
аудиозаписи
2) Учебная литература (Л.В.
Былеева «Русские народные
игры» изд. «Советская Россия»
1988 г.)
3) Афанасьева А. Н.Из сборника
Народные русские сказки.
Красноярск, 1988

Формы подведения
итогов по разделу
(теме)
опрос
Опрос, беседа,
выставка работ, показ
кукольного спектакля
по пройденной сказке с
сшитыми игрушками.

Словесные: объяснение 1)Оборудование:
Подготовка и участие в
Наглядные:
Видео проектор, ноутбук, экран, народном празднике
Демонстрация;
магнитофон;
«Масленица»;
Практические:
2) Наглядность:
«Осеннины»,
Дидактические, подвижные, Видео материаллы,
«Рождественские
народные игры
аудиозаписи
встречи»
3) Учебная литература (Л.В.
«Пасхальное яичко»
Былеева «Русские народные

23

игры» изд. «Советская Россия»
1988 г.)
Методические рекомендации по
казачьим народным играм

Участие в социальных акциях Учебное занятие, групповая
интегрированное
занятие, КТД,
репетиция(сводная
репетиция),

Посещение
выставках

и

Итоговое занятие

участие

в экскурсия, КТД,

Учебное занятие

групповая

групповая

Репродуктивные:
1) оборудование:
- словесные: , беседа,
Видео проектор, ноутбук,
объяснение;- наглядные: экран, магнитофон;
иллюстрация,
2) Наглядность:
демонстрация;Видео материалы,
практические:
аудиозаписи
практическая работа,
.3. дидактические пособия
упражнения,
(карточки, раздаточный
дидактические игры
материал),
Продуктивные:
4. учебные пособия, учебная
- проблемное изложение, - литература,
частично-поисковый ,5. методические
(эвристический) рекомендации
исследовательский
(креативный
Репродуктивные:
- словесные: наглядные:
иллюстрация,
демонстрация;практические: практическая
работа.
Словесные:
беседа

Наглядные материалы модели,
картины (репродукции),
видеоматериалы, аудиозаписи и
т.п
, методические рекомендации.
Методические рекомендации

- творческая работа,
- показательные
выступления,
- концерт,
- участие в выставке,
конкурсе,

- творческая работа,
- участие в выставке,
конкурсе.

Опрос, выставка,
проведение КТД

24

Список литературы для педагога
Традиционные
народные
праздники
в
общеобразовательных
учреждениях: Методическое пособие / Е. И. Якубовская, Н. В. Еремина и
др.; Под общей ред. У. И Якубовской.—СПб.: СПбАППО, 2005.-288с.:ил.
2. Шишов А. Э. Сценарии новогодних праздников (Текст) / А. Э. Шишов.-М. Школьная пресса, 2004.
3. Аникин В.П. Русское устное народное творчество. - М.:Высшая
школа,2001.
4. Арзамасцева И.Н. Детская литература. -М.:Академия, 2000.
5. Арзамасцева И.Н. Хрестоматия по детской литературе.
М.:Академия,2000
6. Тимофеев
Л.И.
Словарь
литературоведческих
терминов.
М.:Просвещение, 1974.
7. Афанасьева А. Н.Из сборника Народные русские сказки. Красноярск,
1988
8. Андерсен Г.Х. «Сказки и истории», Баку Гянджлик 1988.
9. Ермолаева Ю. В., Болотин Ю. Е. Современный опыт психологической
интерпретации некоторых русских народных сказок // Молодой ученый.
— 2015. — №22.1. — С. 133-136.
10. Интернет – ресурсы:
1.http://cyberleninka.ru/article/n/skazka-kak-sredstvo-nravstvennogovospitaniya-mladshih-shkolnikov.pdf
2. http://www.tale-store.ru/russkie-narodnye-skazki
3.http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/chtenie/2014/11/13/statya-metodikaraboty-nad-skazkami-v-nachalnoy-shkole
4.https://infourok.ru/metodicheskie-rekomendacii-po-rabote-so-skazkoy903831.html
5. https://ru.wikipedia.org/wiki/Цитата
1.

Список литературы для детей
1. Барышева Елизавета Новый год: сказка своими руками / Елизавета
БарБарышеышева, Анастасия Чесалова, Екатерина Пугачева.--М.:
ЭКСМО, 2014. –80с.:ил. –(Азбука рукоделия)
2. Бонсанс Кристоф Большая энциклопедия поделок (Текст) / Кристоф
Бонсанс, денни Кокету, Маюми Жезевски.-- М.: ЭКСМО, 2013.
3. Иванова Ю. В. Маленькие куколки. Модели из различных материалов
(Текст) / Ю. В.Иванова.–М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2014. – 64с.:ил. –
(Серебряная библиотека увлечений)
4. Ищук В. В. Народные праздники / В. В. Шщук , М. И. Нагибина.—
Ярославль: Академия развития: Академия, К0, Академия Холдинг,
2000.-160 с. , ил.
5. Моргуновская Юлия
«Обережные народные куклы» (Текст)
Ю.Моргуновская .--М. : изд. «ЭКСМО», 2015
25

6. Подборка журналов «Куклы в народных костюмах», сайт
www.deagostini.ru, 2012 – 2015 г.г.
7. Харди Эмма «Веселые поделки» (Текст) Э.Харди.--М.: Махаон, 2012.
8. Чудакова Н. В.Энциклопедия праздников / автор составитель Н. В.
Чудакова.-М. :изд. АСТ, 1997.-265с. С илл.
9. Дановский А.В. Детская литература // Хрестоматия с основами
литературоведения. - М.:Академия, 1997
10. Зубарева Е.Е. Детская литература. - М.:Просвещение, 1985.
11. Афанасьева А. Н.Из сборника Народные русские сказки. Красноярск,
1988
12. Андерсен Г.Х. «Сказки и истории», Баку Гянджлик 1988.

26

Приложение №1
ПРОТОКОЛ РЕЗУЛЬТАТОВ
20____/20____учебный год
итоговой аттестации воспитанников объединени____________________________
Название объединения_________________________________________________
Фамилия, имя, отчество педагога_________________________________________________
Дата проведения

__________________________________________________________

Форма проведения

__________________________________________________________

Форма оценки результатов: уровень (высокий, средний, низкий) _____________________
Члены аттестационной комиссии.________________________________________________
(Ф.И.О., должность)

_________________________________________________
________________________________________________

Результаты итоговой аттестации
п/п
1.
2.

Фамилия имя ребенка

Год обучения

Итоговая оценка

Всего аттестовано _________ воспитанников. Из них по результатам аттестации:
высокий уровень_________чел.
средний уровень ___________чел.
низкий уровень _________чел.
Подпись педагога
Подписи членов
аттестационной комиссии

27

Приложение № 2
Мониторинг освоения образовательной программы
«Школа творческой ориентации»

Масленица, Пасха

Знание
традиций
народных
праздников

Знание о средствах
художественной
выразительности
знания правил различных
народных игр;
Осенины, Рождество

Основы кроя и оформления

Виды швов

Овладение навыками
изготовления игрушек

.Изготовление лекал

Сказки русских и зарубежных
писателей

Ф.И.

Сказки волшебные и
рождественские
Бытовые сказки

№

Сказки о животных

знания сказок и их
жанровые
особенности

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10

3 балла –базовая степень освоения темы; 3 балла – ниже базовой; 5 баллов –
выше базовой

28

Приложение № 3

Управление по делам образования
г.Челябинска
Муниципальное бюджетное
учреждение дополнительного образования детей
детско-юношеского центра г.Челябинска

Свидетельство о дополнительном образовании
Выдано______________________________________
(фамилия, имя, отчество)

в том, что он(а) освоила полный курс дополнительной
образовательной программы_____________________
(название программы)

______________________________________________
______________________________________________
по виду деятельности___________________________
по_____________________________ направленности
продолжительность обучения_____________________
(количество лет)

в количестве___________часов

Директор

Регистрационный номер_________

м.п.
г.Челябинск

«____»______20___г.

29

Приложение № 4
МОНИТОРИНГ ОБУЧЕННОСТИ

200__ – 200__ уч. год

По освоению образовательной общеразвивающей программы «Школа творческой ориентации»
ПЕДАГОГ __________________________________________________________________________________

ГРУППА № ____________

Критерии или компетенции

Ф.И. ребёнка

умение
выражать в
Способность умение решать
умение
Умение работать Умение держать Владение речевым
творчестве свои
анализироват
творческие
импровизировать
в команде
внимание
аппаратом
мысли, чувства,
ь
задачи
переживания
В
В
В
В
В
В
В начаконце В начале В конце начале конце начале В конце В начале конце В начале конце
ле уч.
уч. уч. года уч. года
уч.
уч.
уч. уч. года уч. года
уч. уч. года
уч.
года
года
года года года
года
года

В начале
уч. года

Умение
позитивно
общаться,
устанавливать
контакты

Владение
навыками
мышечной
свободы

Итоговый
балл

В
В начВ
В
В конВ конце начале В конце але конце начаце уч.
уч. года
уч.
уч. года
уч.
уч. ле уч.
года
года
года года года

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
Итого:
• высокий уровень - ___________ человек,
• уровень выше среднего - ___________ человек,
• базовый уровень - ___________ человек,
Подпись педагога:

30

Приложение № 5

Методическое обеспечение
Сценарии
• Сценарий народного праздника «Масленица (видео презентация)
• Сценарий «Пасхальное яичко»; (видео презентация)
• Сценарии новогодних театрализованных праздников «Сампо»,
«Проделки нечистой силы», «Волшебное зеркало», «Баба Яга против»
(фото и видео презентации)
• Сценарий «День матери» (фото и видео презентации);
• Сценарий «День семьи» (фото и видео презентации)
• Сценарий праздника «День именинника» (фото и видео презентации)
• Сценарий праздника «Осень золотая» (фото и видео презентации)
• Сценарии к кукольным спектаклям («Машенька и медведь», «Терем
теремок», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» и др.)
• Технология проведения праздника - «Казачьи народные игры»

31

ПРИЛОЖЕНИЕ 6
Фрагмент занятия по устному народному творчеству
"Сестрица Аленушка и братец Иванушка", русская народная сказка.
Цель урока: Продолжение знакомства детей с устным народным
творчеством.
Задачи: - учить находить нужный отрывок в тексте по вопросу;
развивать память, внимание, речь учащихся.
Оборудование: Карточки с отрывками из сказок, репродукция картины
В.М. Васнецова "Аленушка".
Ход урока:
1.Организационный + (Дети слушают сказку).
момент.

-

Понравилась ли сказка?

+ Как случилось, что Иванушка превратился
2. Проверка

-

в козленочка?

домашнего задания. + Что ему говорила сестра?
-

Что предложил ей купец?

3. Постановка цели

+ Согласилась ли Аленушка выйти за него

урока.

-

4. Изучение нового

+ Что же произошло, пока купца не было

материала.

-

А) Первичное

+ Что хотела злая ведьма сделать с

чтение.

-

Б) Первичная

+ Удалось ли ей сделать задуманное? Кто ей

проверка

-

понимания.

+ Стал ли козленок снова мальчиком? Как?
-

замуж?
дома?
козленочком?
помешал?
Как поступили с ведьмой?

+ Мы с вами прочитали сказку и из нее
-

узнали, что происходит с Аленушкой. Но в

+ сказке нет описания, какая она.
+ А какой она вам представляется?
+ Добрая, ласковая, спокойная, нежная,
-

заботливая, внимательная.

32

5.

+ Когда и в какой момент вы особенно

Физкультминутка.

-

6. Закрепление

+ А как вы представляете себе облик

нового материала.

-

(Беседа по картине

+ беда?

и иллюстрации).

-

(Выборочное

+ Отличается ли ваше представление от

чтение).

-

переживали за Аленушку?
Аленушки в тот момент, когда случилась
Рассмотрите внимательно картину.
представления художника?

+ Посмотрите, какое настроение у
-

Аленушки?

+ Как вы думаете, почему она грустит?
-

А при помощи каких средств художник

+ показал, что девочка сирота)
-

На ней старая одежда, она босиком.

+ Как отразил он свое отношение к ней?
-

Лицо у нее печальное, но красивое и

+ доброе.
7. Итог урока.

Скажите, как Аленушка уговаривала

+ братца не пить из лужи?
-

Как ведьма утопила Аленушку?
Как козленок звал свою сестру?
Что отвечала ему сестра?
Скажите, как спасли Аленушку?
С какой сказкой познакомились сегодня?
К какому виду сказок относится эта
сказка?
Чему учит нас эта сказка?

33

Приложение 7

Фрагмент занятия по устному народному творчеству "Каша из
топора" (русская народная сказка).
Цель: Знакомство детей с новым видом сказок - бытовой сказкой - на
примере сказки "Каша из топора".
Задачи: - познакомить детей с новым видом сказок - бытовой сказкой;
обогащать речь учащихся, развивать мышление, внимание, память.
Ход урока:
1.Организационный
момент.

1.Читают хорошо читающие дети, по
+

ходу чтения – словарная работа:

2. Проверка

Служивый – солдат, военнослужащий;

домашнего задания. -

Побывка – приезд к кому-нибудь на

3. Постановка цели

+

короткое время;

урока.

-

изба – деревянный, крестьянский дом;

4. Изучение нового

+

вдоволь – достаточно.

материала.

-

2. Первичная проверка понимания:

+

Понравилась ли вам сказка? Чем

5. Физминутка.

-

понравилась?

6. Закрепление

+

Зачем солдат постучал в избу?

знаний.

Кто там жил?

А) Работа над

-

Что попросил солдат у старухи?

пословицами.

+

Как старуха отреагировала на просьбу

-

солдата?

+

Что придумал солдат? Что он сначала

-

попросил у старухи? А потом?

+

Что получилось у солдата сварить из
топора?

-

Как показана старуха в сказке? Каким –

+

солдат?

-

Почему он так поступил?

Б) Работа над

Прочитайте пословицы, которые

текстом.

записаны на доске.

34

Какая из этих пословиц больше подходит
+
7. Итог урока.

к нашей сказке:
Догадка и смекалка не хуже разума.

+

Сметка дороже всего.

-

Глупый киснет, а умный все промыслит.
(Читают дети по цепочке)

+

Обратите внимание на то, как приветливо

-

обращается к старухе солдат. Прочитайте

+

в тексте.
И как лицемерно отвечает ему старуха.

-

Прочитайте.

+

Давайте возьмем простые карандаши и

-

подчеркнем слова в тексте, с помощью

+

которых можно определить чувства,

-

состояние, скрытые мысли героев.

+

С какой новой сказкой познакомились на

-

уроке?

+

Добился ли солдат своего? Что ему

-

помогло?

+- Прав ли солдат?
Как вы думаете, на чьей стороне
сказитель? Почему?

35

36


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».