1
Оглавление
Информационная карта дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программы «Школа рисования»………………….2
II.
Комплекс основных характеристик программы………………………3
III. Формы контроля и подведения итогов освоения программы………..9
IV. Содержание дополнительной общеобразовательной………………..10
V.
Методическое и материально-техническое обеспечение
образовательного процесса……………………………………………26
VI. Социальное партнерство при реализации образовательной
программы. Кадровое обеспечение реализации программы………..28
VII. Список литературы и интернет ресурсов………………………….....29
VIII. Приложение…………………………………………………………….32
I.
I.
Информационная карта
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
«Школа рисования»
Наименование учреждения, Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного
где реализуется программа образования
«Детско-юношеский центр г. Челябинска»
Наименование программы
Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая)
программа «Школа рисования»
Направленность программы художественная
Тип программы
модифицированная
Образовательная область
искусство, изобразительная деятельность
Уровень освоения
общекультурный базовый
Продолжительность
освоения
2 года
Возраст обучающихся
7-16 лет
Форма
организации групповая
образовательного процесса
2
II.
Комплекс основных характеристик программы
Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Школа рисования» является программой художественной направленности.
Содержание программы направлено на приобщение детей к творчеству,
приобретение практических навыков в области изобразительного творчества,
формирование художественного вкуса. Разработанный педагогом ряд
специальных
заданий
на
наблюдение,
сравнение,
домысливание,
фантазирование служат для достижения этого.
Программа «Школа рисования» является модифицированной и разработана на
основе следующих нормативно-правовых документов, регламентирующих
деятельность дополнительного образования:
– Федеральный закон РФ от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
– Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав
ребенка в Российской Федерации»;
– Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года (утв.
распоряжением Правительства РФ от 31 марта 2022г. №678-р);
– Национальный проект «Образование» (утв. президиумом Совета при
Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам
(протокол от 24 декабря 2018 г.№16) «Успех каждого ребёнка», «Цифровая
образовательная среда», «Молодые профессионалы», «Социальная активность»;
– Приказ Министерства просвещения Российской Федерации № 629 от 27 июля
2022 г. «Об утверждении порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам»;
– Постановление Главного государственного
санитарного врача РФ от 28
сентября 2020 года N 28 об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
– Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 №09-3242 «О
направлении рекомендаций» (вместе с Методическими рекомендациями по
проектированию дополнительных общеразвивающих программ);
– Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025
года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 29
мая 2015 г. № 996-р);
Документы и локальные акты учреждения:
– Устав МБУДО «ДЮЦ»;
– Программа развития МБУДО «ДЮЦ»;
– Программа воспитания МБУДО «ДЮЦ»;
– Положение МБУДО «ДЮЦ» о дистанционном обучении;
– Положение о системе оценок, форм, порядке и периодичности промежуточной
и итоговой аттестации обучающихся.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
3
«Школа рисования» художественной направленности. Уровень освоения
программы: базовый.
Актуальность программы
В процессе обучения по программе у детей развиваются не только
интеллектуальные и творческие способности, но и формируются определённые
качества личности. Появляется оптимизм, потому что с помощью педагога дети
учатся организовывать свой досуг весело, интересно, обретают бодрый
эмоциональный настрой. Деятельная, дружественная атмосфера в коллективе
помогает пробудить у них чувство радости от общения друг с другом, интерес к
жизни других людей. Посредством изобразительной деятельности педагог
может решать так же и воспитательные задачи, воспитывая в детях трудолюбие,
старание, способность оценивать вою работу и своих сверстников. А так же
умение видеть и понимать красоту окружающего мира, что способствует
воспитанию культуры чувств, развитию художественно-эстетического вкуса,
воспитанию целеустремленности, усидчивости, чувства взаимопомощи. Занятия
изобразительным искусством являются эффективным средством приобщения
детей к изучению народных традиций, национальных особенностей, что в свою
очередь формирует чувство сопричастности, гражданской идентичности,
патриотизма.
Отличительные особенности программы
Новизна программы состоит в том, что в процессе обучения учащиеся
получают знания о простейших закономерностях строения формы, о линейной и
воздушной перспективе, цветоведении, композиции, декоративной стилизации
форм в комплексе. Каждое занятие направлено на овладение основами
изобразительного искусства, на приобщение детей к активной познавательной и
творческой работе. Процесс обучения изобразительному искусству строится на
единстве активных и увлекательных методов и приемов учебной работы, при
которой в процессе усвоения знаний, законов и правил изобразительного
искусства у школьников развиваются творческие начала.
Образовательный процесс имеет ряд преимуществ:
− занятия проводятся в удобное для обучающегося время, могут дополняться
домашним заданием с целью улучшить качество работы;
− обучение организовано на добровольных началах всех сторон (дети, родители,
педагоги);
− детям предоставляется возможность удовлетворения своих интересов и
сочетания различных направлений и форм занятия;
Адресат программы
В реализации данной программы участвуют дети и подростки в возрасте
7 -16 лет.
Возрастные особенности обучающихся:
Младший школьный возраст – 7-9 лет. Особенности занятия творчеством в
этом возрасте психологи определяют как «стихийную стадию»: ребенок не
4
располагает еще достаточными художественными, предметными или
логическими средствами и подает свой замысел больше подражательно. Поэтому
на занятиях используется больше демонстрационного материала, и больше
времени отводится на педагогический рисунок.
Средний школьный возраст – 10-13 лет. Спонтанность творческой
деятельности сменяется более осмысленным подходом, отношение к продукту
своего труда становится рассудочным, ответственным. У ребенка начинает
развиваться критическое мышление, дети начинают не только воспринимать
знания, но и активно их перерабатывать. Поэтому больше времени занимает
обсуждение работы (ее этапов, и окончания), задания менее конкретны и имеют
больше возможностей для разнообразной их трактовки.
Старший школьный возраст – 14-16 лет. Старший школьник стоит на пороге
вступления в самостоятельную жизнь. Это создает новую социальную ситуацию
развития. Задача самоопределения, выбора своего жизненного пути встает перед
старшим школьником как задача первостепенной важности. Это новая
социальная позиция изменяет для них и значимость обучения, его задач и
содержания. Старшие школьники оценивают учебный процесс с точки зрения
того, что он дает для их будущего. Поэтому программа должна содержать и
элементы профориентации.
Форма организации образовательной деятельности:
• очная,
• групповая (аудиторная).
Занятия проводятся в разновозрастных группах, индивидуально, сочетая
принцип группового обучения с индивидуальным подходом. Численный состав:
оптимально 10 – 12 человек.
Объем общеобразовательной программы.
Срок реализации программы «Школа рисования» – 2 года.
Форма обучения – очная, дистанционная
Основными формами организации образовательного процесса являются:
групповая, подгрупповая, индивидуальная
Организация образовательного процесса.
При организации учебного процесса учитывается:
- возрастные физиологические возможности детей;
- постепенность подачи материала (от простого к сложному);
- чередование видов деятельности и своевременное переключение с одного
вида на другой;
- гигиенические требования к помещению и материалам.
Групповая форма позволяет ощутить помощь со стороны друг друга,
учитывает возможности каждого, ориентирована на скорость и качество работы.
5
Индивидуальная форма формирует и оттачивает личностные качества
обучающегося, а именно: трудолюбие, усидчивость, аккуратность, точность и
четкость исполнения. Данная организационная форма позволяет готовить
обучающихся к участию в выставках и конкурсах.
Основной формой работы по программе являются учебные занятия:
практикумы, праздники, творческие мастерские, экскурсии и др.
Теоретическая часть даётся в форме мини-лекций, бесед с просмотром
иллюстрированного материала, презентаций и видеоматериала.
Условия набора, режим занятий:
Набор в творческое объединение осуществляется на добровольной основе
по желанию детей и на основании заявления родителей (законных
представителей) обучающихся. Наличие специального уровня подготовки не
предусмотрено. Вступительных испытаний нет. В группах 1 и 2 годов обучения
занятия проводятся 2 раза в неделю по 1 часу, 72 часа в год или 2 раза в неделю
по 2 часа, 144 часа в год. При этом происходит усложнение творческих заданий
в соответствии с возрастом.
Занятия в группах всех годов обучения проходят с обязательным
10-минутным перерывом, согласно Сан ПиН.
Цель и задачи дополнительной общеобразовательной программы:
Цель программы:
Развитие навыков и умений изобразительной деятельности, обучение
теоретическим и практическим основам изобразительной грамоты, навыкам
рисования с натуры, по воображению, по представлению, по памяти.
Задачи программы:
Для реализации цели программы осуществляются следующие задачи:
Задачи программы
Предметные:
- научить практическим приемам и навыкам изобразительного мастерства (в
рисунке, живописи, композиции)
- изучить разновидности техник выполнения в изобразительном искусстве.
- научить раскрывать тему в изображении.
Метапредметные:
- развить умения грамотно сочетать цвета, используемые в деятельности.
- развивать фантазию, воображение, образное мышление, представление,
используя занятия на цвет и фактуру и т.д.
- развить способность достигать профессионального уровня в изобразительном
творчестве,
- сформировать интерес к творчеству, путём посещения музеев, выставок.
Личностные:
- воспитать любовь к народным традициям.
6
- сформировать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру
через художественное творчество,
- воспитать чувство красоты,
- воспитать аккуратность,
- воспитать терпение в работе,
- воспитать целеустремлённость,
- поддержать одарённых и талантливых детей.
Ожидаемые результаты
Планируемые результаты освоения программы формулируются через
перечисление знаний, умений, компетенций, которые формируются у
воспитанников в процессе освоения теоретической и практической частей
программы.
Предметные результаты.
К концу 1-го года обучающиеся будут знать и уметь:
- основные свойства материалов для изобразительного творчества;
- инструкцию по технике безопасности;
- о строении композиции;
- о роли выразительных средств (форме, цвете, фактуре)
- о цветовом круге;
- особенности выполнения работы в рисунке, в живописи;
- особенности оформления работы;
уметь:
- правильно и безопасно пользоваться необходимыми материалами;
- определять нужный формат листа и расположение при выборе композиции;
- отличать теплые и холодные цвета;
- находить цветовой контраст;
- пользоваться основными законами композиции;
- определять техники выполнения;
- выполнять работы в изученных техниках (с натуры, по представлению)
Личностные результаты.
Результаты воспитывающей деятельности.
Учащиеся будут знать и понимать:
- как вместе добиваться интересной композиции, разрабатывая идеи воплощения
и замысла;
- будут иметь представление о возможном сотрудничестве в планировании
совместной работы по своим творческим замыслам.
- будут уметь работать коллективно, оказывая помощь в работе, путём
исправления ошибок товарища, в случае необходимости.
- обучающиеся смогут реализовать полученные навыки в практической
деятельности, в повседневной жизни.
Результаты развивающей деятельности.
Учащиеся будут знать и понимать:
7
- как выполнять работу в зависимости от техники, степени сложности, тем самым
развивая внимание.
- как рисовать тот или иной объект с натуры или по памяти, развивая таким
образом память.
- будут иметь представление, как воплощать природные формы посредством
схематизации.
Метапредметные результаты:
На разных этапах обучения у учащихся формируются метапредметные УУД,
отражающие работу с информационными источниками (поиск, синтез, анализ
информации); исследовательскую деятельность в рамках предметной области;
перенос предметных знаний в практику собственной жизни.
Понимание:
- Умеет сопоставлять степень сложности выполняемой работы, деля её на этапы.
- Умеет составлять эскизы, композицию, в зависимости от возрастной категории
обучающихся.
Применение:
- Может применить полученные знания в раскрытии нового направления в
изобразительном творчестве.
Анализ:
- Умеет сравнивать цвета, давая обоснование выбранным сочетаниям.
- Может использовать цвет, основываясь на психологию восприятия или
традиционный выбор.
Синтез:
- Может предложить вариант, позволяющий быстрее и легче выполнить работу,
используя мыслительную деятельность.
- Может придумать способ выполнения оригинального изображения, который
содержит основу пройденного материала.
Оценка:
- Может оценить значимость пройденного материала для осуществления и
воплощения индивидуальных идей.
- Умеет рассуждать, давать оценку и высказывать свою позицию относительно
выполненной работы, как индивидуальной, так и коллективной.
Объем программы.
Срок реализации программы «Школа рисования» – 2 года.
Общее количество часов: 144/288 часов в год.
Форма обучения – очная с использованием дистанционных технологий.
Основными формами организации образовательного процесса являются:
групповая, подгрупповая, индивидуальная.
Групповая форма позволяет ощутить помощь со стороны друг друга,
учитывает возможности каждого, ориентирована на скорость и качество работы.
8
Индивидуальная форма формирует и оттачивает личностные качества
обучающегося, а именно: трудолюбие, усидчивость, аккуратность, точность и
четкость исполнения. Данная организационная форма позволяет готовить
обучающихся к участию в выставках и конкурсах.
Основной формой работы по программе являются учебные занятия:
практикумы, праздники, творческие мастерские, экскурсии и др.
Теоретическая часть даётся в форме мини-лекций, бесед с просмотром
иллюстрированного материала, презентаций и видеоматериала.
Условия набора, режим занятий.
Набор в творческое объединение осуществляется на добровольной основе
по желанию детей и на основании заявления родителей (законных
представителей) обучающихся. Вступительных испытаний нет. При наличии
художественной подготовки, предусмотрено зачисление на 2 год обучения. В
группах первого года обучения занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа, 144
часа в год. При этом происходит усложнение творческих заданий в соответствии
с возрастом.
Показатель
1-й год
обучения
2-й год
обучения
Количество учебных недель в год
36
36
Периодичность занятий в неделю
2
2
Продолжительность занятия, часы
2
2
2/4
2/4
144 часа
144 часа
Количество часов в неделю
Количество часов в год
Занятия в группах всех годов обучения проходят с обязательным
10-минутным перерывом, согласно Сан ПиН. В случае возникновения
экстремальных ситуаций, при которых невозможна очная форма реализации
программы, применяются дистанционные формы обучения. Материалы для
изучения, задания размещаются в группе ВКонтакте детского творческого
объединения.
Воспитательный аспект.
Занятия изобразительным творчеством имеют большие возможности в
реализации воспитательной направленности образования.
Каждое занятие предполагает воспитательные моменты, которые
гармонично вписываются в основную тему и в той или иной степени
способствуют:
- формированию уважения к национальным традициям (беседы, изучение и
выполнение творческих работ по мотивам народного искусства);
- воспитанию чувства патриотизма (просмотр картин великих русских
художников, «День космонавтики», тема ВОВ и др.);
9
- воспитанию чувства товарищества, чувства личной ответственности,
способности к сотрудничеству (выполнение коллективных творческих работ,
совместных творческих проектов);
- воспитанию нравственных качеств по отношению к окружающим
(доброжелательность, уважение к чужому мнению, уважение к старшим и пр.);
- воспитанию уважения к труду художника, развитию кругозора, интеллекта
(посещение экскурсий и выставок);
воспитанию разумной самооценки, ощущению сопричастности к миру
искусства (участие в конкурсах, выставках);
- воспитанию любви к природе, пониманию ее красоты (выполнение заданий на
пейзажную тематику).
Тематика занятий ИЗО позволяет раскрыть перед воспитанниками
ценность человеческого бытия, красоту природы. Акцентируя внимание на
общечеловеческих ценностях (патриотизм, материнство, доброта…) педагог
реализует идею гуманитаризации образования, помогая учащимся осмыслить
роль и место человека в обществе. (Календарный план воспитательной работы
см в «Приложении»)
III. Формы аттестации и контроля
Вводный контроль (входная диагностика) проводится в начале учебного
года (сентябрь) для определения уровня подготовки обучающихся. Форма
проведения –работа на свободную тему, собеседование.
Текущий контроль проводится по окончании изучения нового материала
в разных формах: практическая работа, самостоятельная работа, играсоревнование, опрос-викторина, обсуждение работ (выявление плюсов и
минусов), беседы по теории, истории изобразительного искусства.
Аттестация
Промежуточная аттестация проводится согласно положению о системе
оценок, форм, порядке и периодичности промежуточной и итоговой аттестации
обучающихся.
Промежуточная аттестация проводится в форме выставки рисунков, как
оценка результатов обучения за – полугодие (с 15 по 30 декабря) и год (с 15 по
30 апреля).
Промежуточная и итоговая аттестация обучающихся включает в себя
проверку теоретических знаний и практических умений и навыков учащихся,
может проводиться в следующих формах: творческие работы, самостоятельные
работы репродуктивного характера, отчетные выставки, собеседование.
Итоговая аттестация обучающихся может проводиться в форме отчетной
выставки.
Эффективность
освоения
дополнительной
общеобразовательной
программы определяется через мониторинг (см. Приложение), который
предполагает контроль освоения предметных знаний и умений по виду
10
деятельности, метапредметных способов деятельности и личностное развитие
обучающегося. Результаты мониторинга фиксируются в диагностических картах
(таблицах) по всем трём позициям и учитываются при проведении
промежуточной и итоговой аттестации (см. Положение о системе оценок, форм,
порядке и периодичности промежуточной и итоговой аттестации ДЮЦ).*
IV. Содержание программы
Календарный учебный график
Этапы образовательного 1 год обучения 2 год обучения
процесса
Начало учебного года
1 сентября
1 сентября
Продолжительность
36 недель
36 недель
учебного года
72/144 часа
72/144 часа
Продолжительность
учебного занятия
Промежуточная
аттестация
Итоговая аттестация
Окончание учебного
года
Каникулы зимние
Каникулы летние
45 минут
45 минут
15.12-30.12
15.04-30.04
15.12-30.12
15.04-30.04
31 мая
31 мая
01.01 -07.01
01.06 -31.08
01.01 -07.01
01.06 -31.08
Учебно-тематический план
1 года обучения
Формы
Кол-во
Практи
Теория
аттестации/конт
часов
ка
роля
№
ТТТТТема
п/п
1
Раздел 1. Вводный 4 ч.
1.
1.1 Вводное занятие. Условия безопасной 2
работы. Знакомство с планом работы.
Беседа о пожарной безопасности, о
правилах дорожного движения.
2
-
-
11
1.2 Материалы
и
инструменты 2
художника. Виды изобразительного
искусства.
1
1
Практическая
работа.
Беседа.
2.1 Цветоведение. Основные и составные 4
цвета. Цветовой круг.
1
3
2.2 Родственные цвета. Дополнительные 4
цвета.
1
3
Устный опрос
Практическая
работа
Практическая
работа
2.3. Праздник тёплых и холодных цветов 4
1
3
Практическая
работа
2.4. Контрастные цвета.
насыщенность цвета.
2.
Раздел 2. Живопись 20 ч.
Светлота
и4
1
3
Практическая
работа
2.5. Урок – экскурсия. Краски осени.
4
1
3
Практическая
работа
3. Раздел 3. Рисунок 20ч.
3.1. Линии – начало всех начал
4
1
3
Практическая
работа
3.2 .Композиция.
Выделение 4
композиционного центра
1
3
Практическая
работа
3.3. Узоры из точек.
4
1
3
3.4. Пятно.
4
1
3
3.5. Форма.
4
1
3
Практическая
работа
Практическая
работа
Практическая
работа
4
Раздел 4. Декоративное рисование 18ч.
4.1 Первый снег
2
2
Практическая
работа
4.2. Красавица зима
2
2
Практическая
работа
4.3 .Декоративные узоры
2
2
Практическая
работа.
4.4. Красота снежинок
2
2
Практическая
работа.
4.5. Дворец Снежной королевы.
2
2
Практическая
работа.
4.6. Новогодняя тема
6
6
Творческая
работа
элементами
дизайна.
Выставка
Промежуточная аттестация
2
с
5.
Раздел 5. Зимние пейзажи родного края 22ч.
12
5.1. Посещение картинной галереи
2
5.2. Красота вокруг нас
20
2
18
6. Раздел 6. Элементы формообразования животных и птиц 12ч.
6.1. Наши младшие друзья
6
1
5
6.2. Птицы родного края. Рисование 6
1
5
снегирей на снегу
7
Раздел 7. Пропорции тела и лица человека. 16ч.
7.
7.1. Фигура человека
8
1
7
7.2. Портрет. Пропорции лица.
8.
Практическая
работа
Практическая
работа.
Практическая
работа
Практическая
работа
8
1
7
12
1
11
Практическая
работа
16
2
14
Практическая
работа
Подготовка
к
выставке
Выставка
Раздел 8. Натюрморт. 12ч.
8.1. Живописный натюрморт
9.
Практическая
работа
Раздел 9. Линейная перспектива 16ч.
9.1. Комната моей мечты
Подготовка к итоговой выставке
2
2
Просмотр работ
ИТОГО
2
144
2
122
22
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
1 год обучения
Раздел 1. Введение в программу
Тема 1.1. Инструктаж по технике безопасности.
Беседа о пожарной безопасности, о правилах дорожного движения. Знакомство
с программой. Особенности первого года обучения.
Цель и задачи программы. Знакомство с учебным планом первого года
обучения. Основные формы работы. Знакомство детей друг с другом.
Тема 1.2. Материалы и инструменты художника. Виды изобразительного
искусства.
Техника безопасности в изостудии. Организация рабочего места. Знакомство с
художественными материалами и оборудованием. Рисование простых
предметов.
13
Раздел 2. Живопись
Живопись как язык цвета, цветное изображение мира. Отождествление
художника и волшебника в древние времена.
Тема 2.1. Цветоведение. Цветовой круг.
Теория: Показать цветовой круг. Объяснить какие цвета являются основными, а
какие составными.
Практика: Выполнить работу по самостоятельному созданию цветового круга.
Тема 2.2. Родственные цвета. Дополнительные цвета.
Теория: Рассказать, какие цвета являются родственными и дополнительными.
Особенность данных цветов в работе.
Практика: Нарисовать работу, используя родственные или дополнительные
цвета.
Тема 2.3. Праздник тёплых и холодных цветов.
Теория: Показать на примере картин художников принадлежность к холодной
или тёплой гамме. Деление цветов на тёплые и холодные. Особенности тёплых
цветов (ощущение тепла, согревания). Особенности холодных цветов (чувство
прохлады). Взаимодополнения тёплых и холодных цветов.
Практика: Сделать рисунок на тёплую или холодную гамму.
Тема 2.4 Контрастные цвета. Светлота и насыщенность цвета.
Теория: Рассказать, какие цвета являются контрастными по отношению друг к
другу. Понятие «насыщенности» и «светлости». Деления цветов на насыщенные
(яркие) и малонасыщенные (блеклые). Насыщенность как степень отличия цвета
от серого.
Практика: Сделать работу, используя контрастные сочетания цвета.
Приёмы постепенного добавления в яркий цвет белой или чёрной краски.
Блеклые красочные сочетания. Изменения «настроения цвета» при добавлении
белой краски. Цветовые ощущения в результате добавления белой краски
(нежность, лёгкость, воздушность). Цветовые ощущения при добавлении чёрной
краски цвета (тяжесть, тревожность, загадочность).
Тема 2.5. Урок – экскурсия. Краски осени.
14
Теория: Беседа о красоте осенней природы. Сбор осенних листьев.
Наблюдать природу и природные явления. Понимать разницу в изображении
природы в разное время года.
Практика: Работа с акварелью, гуашью. Выполнение заданий на тему
осени.
Раздел 3. Рисунок
Рисунок как непосредственный вид искусства. Рисунок простым
карандашом, фломастером, шариковой или гелиевой ручкой, углём, пастелью,
тушью, восковыми мелками.
Тема 3.1. Линии – начало всех начал.
Теория: Линии – начало всех начал. Классификация линий: короткие и
длинные, простые и сложные, толстые и тонкие. «Характер линий».
Практика: Выполнение заданий: «Линейная фантазия».
Тема 3.2. Композиция
Теория: Беседа о законах композиции. Выделение композиционного
центра.
Практика: Выполнение работы со смещением композиционного центра.
Тема 3.3. Узоры из точек.
Теория: Точка – «подружка» линии. Способы получения точки на бумаги:
лёгкое касание карандаша, касание другого рисующего предмета. «Характер
точек»: жирные и тонкие, большие и маленькие, круглые и сложной формы.
Техника пуантелизма (создание изображения при помощи одних лишь точек).
Особенности работы в технике пуантелизма с использованием разнообразных
изобразительных материалов (маркеры, пастель, цветные фломастеры и
карандаши).
Практика: Выполнение работы на заданную тему.
Тема 3.4. Пятно
Теория: Техника создание пятна в рисунке. Изображение пятна разными
способами: различным нажимом на рисовальный инструмент, наслоением
штрихов друг на друга, нанесением на лист бумаги множества точек, сеточек или
других элементов. Пятно, полученное с помощью заливки тушью (четкий
контур, схожесть с силуэтом).
Практика: Выполнение работы на заданную тему.
Тема 3.5 Форма.
15
Теория: Анализ формы предмета. Знакомство с различными видами форм
(геометрическими, природными, фантазийными), способы их изображения на
бумаге. Формы и ассоциации.
Практика: Выполнение рисунка на заданную тему. Прорисовывание
невидимых линий фигуры в виде каркаса из точек и линий.
Раздел 4. Декоративное рисование
Декоративное рисование развивает абстрактное мышление, творческую
импровизацию ребёнка.
Тема 4.1.«Первый снег» тематическая композиция
Теория: Красота зимней природы. Беседа по картине А.Пластова «Первый
снег». Зимний пейзаж в творчестве русских художников. Холодные цвета.
Практика: Рисование снега по фону, разными способами. Создавать
элементарные композиции на заданную тему на плоскости. Передавать с
помощью цвета характер и эмоциональное состояние природы.
Тема 4.2. «Красавица зима»
Теория : Беседа и наблюдение о красоте зимней природы. Анализ картины
К.Коровина «Зимой». Поиск композиции, индивидуальный творческий подход к
цветовому решению, использование разных художественных материалов.
Практика: Выполнение заданий: Наблюдать природу и природные
явления, различать их характер и эмоциональное состояние. Различать теплые и
холодные цвета. Овладевать основами языка живописи.
Тема 4.3. Декоративные узоры.
Теория: Беседа о узорах, анализ созданных природой узоров (снежинки,
ледяные узоры на стекле). Узоры, придуманные художником. Выразительные
возможности и многообразие узоров.
Практика: Выполнение заданий с использованием необычных для
рисования предметов – ватных палочек, расчёски и т.д.
Тема 4.4. Орнамент в круге.
Теория: Объяснить, как упрощается природная форма, превращаясь в
стилизацию: упрощение или добавление декорирования. Рассказать и показать,
стилизованную природную форму.
16
Практика: Нарисовать орнамент в круге. Создать элементарную композиции на
заданную тему.
Тема 4.5. Дворец Снежной королевы.
Теория: Ритм геометрических форм. Холодная цветовая гамма. Гуашь.
Рисование композиции. Беседа о сказке «Снежная королева»
Х.К. Андерсона.
Практика: Выполнение заданий с использованием необычных для
рисования
предметов,
нетрадиционных
техник
рисования
(акварель+соль+гуашь)
Тема 4.6. «Новогодняя тема»
Теория: Беседа о наступающем Новом годе. Поиск композиции,
индивидуальный творческий подход к цветовому решению, использование
разных художественных материалов.
Практика: Выполнение заданий с использованием необычных для
рисования предметов, нетрадиционных техник рисования (акварель+ соль+
восковые мелки)
Раздел 5. Зимние пейзажи родного края
Тема 5.1. Посещение картинной галереи.
Теория: Посещение художественных музеев и выставок, знакомство с
произведениями искусства (живописью, графикой, скульптурой).
Тема 5.2. «Красота вокруг нас»
Теория: Рассматривание фотографий зимних пейзажей. Самые
интересные по цвету – утренние или вечерние фотографии. Контраст теплых и
холодных цветов усиливает впечатление таинственности.
Практика: Обучать приемам создания цветовой гармонии. Развивать
глазомер и чувство цвета. Закреплять умение строить композицию картины.
Воспитывать любознательность, желание совершенствовать художественные
навыки.
Раздел 6. Элементы формообразования животных и птиц
Тема 6.1. Наши младшие друзья.
Теория: Показать и рассказать, как начинать рисовать птицу с натуры.
Объяснить, как рисовать птицу. Показать, как передать форму, используя свет и
17
тень. Рассматривание изображений различных животных. Беседа на тему
строения тела животных, повадках
Практика: Рисование по памяти или. Передать форму и объём (свет и тень,
блики, рефлексы).
Тема 6.2. Снегири прилетели
Теория: Рассматривание изображений различных птиц родного края.
Беседа на тему строения тела птиц.
Практика: Рисование по памяти или представлению. Простые и сложные
формы. Поэтапное рисование птиц, этапы рисования птиц на основе
геометрических фигур.
Раздел 7. Пропорции тела и лица человека
Тема 7.1. Фигура человека
Теория: Показать и рассказать, как начинать рисовать фигуру человека,
пропорции и особенности строения детской, женской, мужской фигуры.
Рассматривание изображений людей в различных позах. Беседа на тему строения
тела человека.
Практика: Изображение человека в движении с передачей особенностей
характерной позы и движений. Макет скелета человека. Наращивание объема на
проволочный макет скелета. Пропорции человеческой фигуры.
Тема 7.2. Портрет. Пропорции лица.
Теория: Показать и рассказать, как начинать рисовать портрет. Пропорции и
построение лица.
Практика: Рисование портрета с передачей характерных особенностей
внешнего вида, характера и настроения человека.
Раздел 8. Натюрморт.
Тема 8.1. Живописный натюрморт.
Теория: Рассматривание репродукции картин художников. Показать и
рассказать, как грамотно расположить предметы, сочетая цвет и форму, а также
расстояние между ними. Показать, как передать объём предметов, используя
светотень.
18
Практика: Нарисовать с натуры натюрморт. Рисование по всему листу бумаги
с передачей пропорциональных и пространственных отношений.
Раздел 9. Линейная перспектива.
Тема 9.1. Комната моей мечты.
Теория: Беседа о законах линейной перспективы интерьера, как строить
перспективу комнаты и предметов в ней. Рассматривание репродукций.
Практика: Выстраивание перспективу куба, как основа будущей комнаты.
Выставка в конце года.
Просмотр творческих работ. Оценка, анализ работ самими
обучающимися. Подготовка работ к выставке. Подготовка места выставки.
Выставка работ. Мероприятие для родителей. Подведение итогов учебного года.
Фото-отчёт.
Учебно-тематический план
2 года обучения
№
Кол-во
Тема
часов
п/п
1
1
1.1.
Теория
Практик Формы
а
аттестации/контроля
2
-
Собеседование.
Инструктаж
-
2
Тестирование
3
Устный опрос
Раздел 1. Вводный 4 ч.
Правила техники безопасности в студии
2
Знакомство с программой.
1.2.
Входная диагностика
2
Раздел 2. Цветоведение. 20 ч..
2.1.
Цветовой круг. Тёплые и холодные цвета
2
4
1
Практическая работа
2.2.
Родственные цвета. Дополнительные цвета.
2.3.
Контрастные
насыщенность.
2.4.
Природная форма.
цвета.
Светлота
4
1
3
Практическая работа
и4
1
3
Практическая работа
4
1
3
Самостоятельная
работа
19
4
1
3
Беседа.
Пленэр.
Индивидуальный
подход. Практическая
работа. Выставка.
Линейный рисунок
4
1
3
Практическая работа
3.2
.Этапы построения предметов.
4
1
3
Практическая работа
3.3.
Форма. Рисование простых форм (шар, куб)
4
1
3
Практическая работа
3.4.
Светотеневой рисунок.
4
1
3
Практическая работа
3.5.
Зарисовки растений, птиц, животных
4
1
3
Практическая работа
4.
Раздел 4. Живопись18ч.
4.1
Натюрморт с цветами.
2
2
Практическая работа
4.2
Натюрморт с фруктами
2
2
Практическая работа
4.3.
Натюрморт из 5-7 предметов
2
2
Практическая работа.
4.4.
Виды пейзажа. Линия горизонта. Городской 2
пейзаж. Линейная перспектива.
2
Практическая работа.
4.5.
Лесной
пейзаж.
перспектива.
Световоздушная 2
2
Практическая работа.
4.6.
Новогодняя тема
6
6
. Практическая работа.
Промежуточная аттестация
2
2.5
. Урок – экскурсия. Золотая осень.
3
Раздел 3. Рисунок 20ч.
3.1.
Выставка
Анализ работ
5.
5.1.
Раздел 5. Тематические композиции на заданную тему.22ч.
Изображение
природы
в
различных 2
состояниях
5.2.
Тематические композиции на заданную тему. 20
6.
Раздел 6. Графика 12ч.
6.1.
Черные коты маркерами
6.2.
6.3.
Беседа. Практическая
работа
2
18
Практическая работа
4
1
3
Беседа. Практическая
работа
Ракушки – графика фломастерами
4
1
3
Практическая работа.
Рыбки – графика фломастерами
4
4
Творческое задание
Выставка
20
7
Раздел 7. Пропорции тела и лица человека. 16ч.
7.
7.1.
Фигура человека. Пропорции. Особенности 12
детской, женской, мужской фигуры.
1
11
Беседа. Практическая
работа
7.2.
Портрет. Пропорции лица.
4
1
3
Практическая работа
8.
Раздел 8. Звери 12ч.
8.1.
Животные домашние (кошки, собаки и т.д.)
12
1
11
Практическая работа
9.
Раздел 9. Архитектура.16ч.
9.1.
Храмы. Дворцы. Жилые дома.
16
2
14
Беседа. Практическая
работа
Подготовка к итоговой выставке
2
2
Подготовка к выставке
Просмотр работ
2
2
Выставка
ИТОГО
144
22
122
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
2 год обучения
Раздел 1. Введение в программу
Тема 1.1. Инструктаж по технике безопасности.
Беседа о пожарной безопасности, о правилах дорожного движения.
Знакомство с программой. Особенности второго года обучения.
Цель и задачи программы. Знакомство с учебным планом второго года
обучения. Основные формы работы. Знакомство детей друг с другом.
Тема 1.2. Тестирование – входная диагностика – 2 часа практика.
Раздел 2. Цветоведение.
Тема 2.1. Цветовой круг. Тёплые и холодные цвета.
Теория: Показать цветовой круг. Объяснить какие цвета являются основными,
какие составными. Показать на примере картин художников принадлежность к
холодной или тёплой гамме.
21
Практика: Сделать рисунок на тёплую или холодную гамму.
Материалы: карандаши, фломастеры, бумага, краски, кисти (по выбору)
Тема 2.2. Родственные цвета. Дополнительные цвета.
Теория: Рассказать, какие цвета являются родственными и дополнительными.
Особенность данных цветов в работе.
Практика: Выполнить работу, используя родственные или дополнительные
цвета. Материалы: карандаши, фломастеры, бумага, краски, кисти (по выбору)
Тема 2.3. Контрастные цвета. Светлота и насыщенность цвета.
Теория: Рассказать, какие цвета являются контрастными по отношению друг к
другу. Понятие «насыщенности» и «светлости».
Практика: Сделать работу, используя контрастные сочетания цвета.
Материалы: карандаши, фломастеры, бумага, краски, кисти (по выбору)
Тема 2.4 Природная форма.
Теория: Объяснить, как упрощается природная форма, превращаясь в
стилизацию: упрощение или добавление декорирования.
Практика: Контрастная заливка фона. Передать в цвете различные настроения
осени (ранняя осень, поздняя, дождливая, ветреная, туманная). Пользоваться
элементами перспективы, светотени, композиции и т. д. в рисовании с натуры.
Тема 2.5. Урок – экскурсия. Золотая осень.
Теория: Работа с акварелью, гуашью. Беседа о красоте осенней природы
И.Левитан. «Золотая осень» Сбор осенних листьев. Наблюдать природу и
природные явления. Понимать разницу в изображении природы в разное время
года
Практика: Сделать работу осеннего дерева с натуры. Цветом
обозначается и заливается пятно кроны дерева, плотно расположенное в листе.
Затем кистью прорисовывается ствол, ветки и плоды. Декоративная проработка
кроны листьями, узора на ветках, стволе.
Раздел 3. Рисунок
Рисунок как непосредственный вид искусства. Рисунок простым
карандашом, фломастером, шариковой или гелиевой ручкой, углём, пастелью,
тушью, восковыми мелками.
Тема 3.1. Линейный рисунок
22
Теория: Беседа о видах линейного рисунка. Линия в передаче объема и
фактуры предметов.
Практика: Выполнение заданий способом передачи объема с учетом
воздушной перспективы с помощью линий разной толщины и яркости.
Тема 3.2. Этапы построения предметов.
Теория: Беседа о создание рисунка, о том что, нужно начинать от общего
к частному. Анализ изображения.
Практика: Выполнить разметку местоположения основных объектов на
листе. Разобрать сложные формы на простые, набросать их, соблюдая
пропорции.
Тема 3.3. Форма. Рисование простых форм (шар, куб)
Теория: Устный анализ композиции.
Практика: Прорисовывание невидимых линий фигуры в виде каркаса из
точек и линий.
Тема 3.4. Светотеневой рисунок.
Теория: Понятие свет, тень, блик. На примере рисунка шара, куба. Беседа
о том, где находятся перечисленные области светотени. Но теперь подробнее о
каждой.
Практика: Выполнение работы на заданную тему.
Тема 3.5 Зарисовки растений, птиц, животных.
Теория: Понимание формы предмета. Знакомство с различными видами
форм (природными: растений, птиц, животных), способы их изображения на
бумаге. Формы и ассоциации.
Практика: Зарисовки растений, птиц, животных.
Раздел 4. Живопись
Живопись как язык цвета, цветное изображение мира. Отождествление
художника и волшебника в древние времена.
Тема 4.1.Натюрморт с цветами.
Теория: Объяснить, что такое «натюрморт». Показать, как художники
изображали натюрморт в зависимости от времени, в котором жили.
Практика: Нарисовать с натуры натюрморт. Показать объём предметов (свет и
тень, блики, рефлексы).
23
Тема 4.2. Натюрморт с фруктами.
Теория: Показать и рассказать, как грамотно расположить и построить
предметы, сочетая цвет и форму, а также расстояние между ними. Показать, как
нарисовать цветы, передать объём предметов, используя светотень.
Практика: Нарисовать с натуры натюрморт с цветами. Показать объём
предметов (свет и тень, блики, рефлексы).
Тема 4.3. Натюрморт из 5-7 предметов.
Теория: Показать и рассказать, как грамотно расположить и построить
предметы, сочетая цвет и форму, а также расстояние между ними. Показать, как
нарисовать предметы, передать объём предметов.
Практика: Нарисовать с натуры натюрморт из 5-7 предметов. Передать объём
предметов (свет и тень, блики, рефлексы).
Тема 4.4. Виды пейзажа. Линия горизонта. Городской пейзаж.
Линейная перспектива.
Теория: Объяснить, что такое «пейзаж». Показать, как художники изображали
пейзаж в зависимости от страны и времени, в котором жили. Показать и
рассказать, как начинать рисовать пейзаж. Как показать ближний, средний и
дальний план на листе.
Практика: Нарисовать различные виды пейзажа на заданную тему.
Тема 4.5. Лесной пейзаж. Световоздушная перспектива.
Теория: Показать и рассказать, как начинать рисовать пейзаж. Как рисовать
деревья, как показать ближний, средний и дальний план на листе. Показать, как
передать объём деревьев, предметов, используя свет и тень.
Практика: Нарисовать с пейзаж в графике. Передать объём предметов (свет и
тень, блики, рефлексы).
Тема 4.6. Новогодняя тема.
Теория: Рисование композиции. Беседа о наступающем Новом году.
Практика: Создавать композиции на новогоднюю тему на плоскости.
Поиск композиции. Красочное оформление новогодней композиции используя
разные материалы.
Раздел 5. Тематические композиции на заданную тему.
Тема 5.1. Изображение природы в различных состояниях
24
Теория: Беседа о том, как художники изображают природу. Настроение
природы. Звонкие и глухие цвета.
Практика: Изображение контрастных состояний природы. Пейзаж
времени суток (рассвет, закат, ночь)
Тема 5.2. Тематические композиции на заданную тему.
Теория: Рассматривание фотографий зимних пейзажей. Самые
интересные по цвету – утренние или вечерние фотографии. Контраст теплых и
холодных цветов усиливает впечатление таинственности.
Практика: Выполнение работы на заданную тему.
Раздел 6. Графика
Графика — это разновидность изобразительного искусства, где
изображение создаётся преимущественно с помощью линий, штриховки и пятен,
которые рождают тональные нюансы.
Тема 6.1. Черные коты маркерами
Теория: Рассматривание изображений кошек. Беседа на тему строения тела
кошки и их повадках. Графические приемы изображения – точка, линия, пятно.
Практика: Представляем фигуру кота в виде геометрических фигур – овалов,
кругов, треугольников. Рисуем силуэт кота черным маркером.
Тема 6.2. Ракушки – графика фломастерами
Теория: Изучаем строение различных ракушек с натуры.
Практика: Зарисовываем ракушки карандашом. Фломастерами заполняем
абрис ракушки, используя цвет и различные графические приемы.
Тема 6.3. Рыбки – графика фломастерами
Теория: Изучаем строение различных рыбок по изображениям.
Практика: Зарисовываем рыбок карандашом. Фломастерами заполняем
внутреннее пространство рыбки, используя цвет и различные графические
приемы.
Раздел 7. Пропорции тела и лица человека
Тема 7.1. Фигура человека. Пропорции. Особенности детской,
женской, мужской фигуры.
Теория: Рассматривание изображений людей в различных позах. Беседа
на тему строения тела человека.
25
Практика: Изображение человека в движении с передачей особенностей
характерной позы и движений. Макет скелета человека. Наращивание объема на
проволочный макет скелета. Пропорции человеческой фигуры.
Тема 7.2. Портрет. Пропорции лица.
Теория: Рассматривание репродукции картин художников портретистов.
Альбомы с семейными фотографиями. Беседа о строении лица человека.
Практика: Рисование портрета с передачей характерных особенностей
внешнего вида, характера и настроения человека.
Раздел 8. Звери
Тема 8.1. Животные домашние (кошки, собаки и т.д.)
Теория: Показать и рассказать, как начинать рисовать домашних животных на
примере собаки, кошки, хомяка, кролика.
Практика: Нарисовать кошку, собаку, кролика, хомяка. Передать форму
и объём
Раздел 9. Архитектура.
Тема 9.1. Храмы. Дворцы. Жилые дома.
Теория: Объяснить и рассказать, какие виды архитектуры бывают в зависимости
от назначения. Основные стили.
Практика: Нарисовать храмы, различные по внешнему виду.
Итоговая выставка
Просмотр творческих работ. Оценка, анализ работ самими обучающимися.
Подготовка работ к выставке. Подготовка места выставки. Выставка работ.
Мероприятие для родителей. Подведение итогов учебного года. Фото-отчёт.
IV. Методическое и материально-техническое обеспечение программы
1. Обеспечение программы различными видами методической продукции.
- После изложения теоретических сведений педагог вместе с детьми переходит к
практической деятельности. Метод непосредственного показа очень важен, т.к.
учит детей технике обращения с различными художественными материалами
(акварель, гуашь, пастель, тушь, восковые мелки). Педагог демонстрирует, как
нужно работать с разными инструментами (кисть, карандаш, перо, палитра и
др.). При этом используется для показа учебная доска или лист бумаги,
прикрепленный на мольберт. Таким образом, педагог раскрывает творческие
возможности работы над определённым заданием.
26
- Дети после объяснения приступают к работе. Практическая деятельность
обучающихся строится от простого к сложному, от учебных упражнений до
построения композиции.
- В конце занятия для закрепления полученных знаний и умений уместно
провести анализ выполненной работы и разбор типичных ошибок. После
подведения итогов занятия педагог может дать рекомендации детям в виде
домашнего задания.
- Чтобы дети не уставали, а полученные результаты радовали и вызывали
ощущение успеха, задания должны быть зрительно эффектными.
- На первых занятиях особенно важно похвалить каждого ребёнка за
выполненную работу, внушить уверенность в себе, воодушевить на продолжение
обучения.
- Перед началом занятий, а также когда дети устают, полезно проводить игровую
разминку для кистей рук.
- Игровая гимнастика в виде упражнений (рисунок в воздухе) помогает ребёнку
быстрее освоить основы изобразительного творчества.
- Чтобы дети быстро не утомлялись и не теряли интерес к предмету, полезно
вводить смену видов деятельности и чередование технических приёмов с
игровыми заданиями.
- Например, любой акварельный «подмалевок» может послужить фоном для
следующих заданий, где могут быть использованы трафарет, аппликация,
дорисовка тушью, пастелью, мелками и др.
- Нередко игровая смена различных приёмов и техник оказывается настолько
удачной, что из рисунка-«золушки» рождается сказочной красоты «шедевр».
- Удачи окрыляют даже самых неуверенных детей, пробуждают желание
экспериментировать, творить, дать своей фантазии «космическую» свободу.
- В условиях предвкушения удачи образовательный процесс будет проходить
легко, вызывая активный интерес каждого подростка, независимо от его
способностей, что приведет к желаемому результату. Ведь художественное
образование не должно ориентироваться только на наиболее способных к
изобразительной деятельности детей.
2. Дидактические материалы
Дидактические материалы (наглядные пособия, демонстрационные
карточки, образцы выполненных заданий и др.) используются на каждом
занятии, кроме занятий по развитию фантазии, воображения и проверочных
занятий.
Детям предоставляется возможность углубить и расширить знания в
процессе познания мира животных, птиц, человека, пейзажа и т.д.
Материально-техническое обеспечение
Успешная реализация программы во многом зависит от материальнотехнического обеспечения.
27
Кабинет для занятий имеет необходимое естественное и электрическое
освещение и достаточную площадь для занятий группы в количестве 10-12
человек (в соответствии с требованиями СанПиН); оборудован необходимой
мебелью: столы, стулья, стеллажи, шкафами для хранения инструментов, красок.
Расходные материалы обеспечиваются за счёт родительских средств.
№
Наименование оборудования
Количество единиц
Печатные пособия
1
Многотомник «Великие художники» от
1
ЗАО Издательский дом
«Комсомольская правда»
Технические средства обучения
1
Ноутбук
1
2
Монитор
1
3
Магнитная доска
1
Учебно-практическое (учебно-лабораторное, специальное,
инструменты и т. п.) оборудование
1
мольберт
7
2
доска
1
3
клеёнка на рабочий стол
3
4
голова гипсовая
4
5
гипсовая фигура
17
6
карандаш HB, B1, B2, B3
6 (резерв)
7
альбомы
2 (резерв)
8
кисть круглая № 2, 4, 6
10 (резерв)
9
кисть плоская № 2, 4, 6
10 (резерв)
10
гуашь
3 набора (резерв)
11
акварель
10 наборов (резерв)
12
восковые мелки
10 наборов (резерв)
13
палитра
10
14
непроливайка
10
15
бумага формата А3
2 пачки (резерв)
16
крафт-бумага
1 рулон
17
тушь
10 баночек
18
набор линеров
1набор
19
набор гелевых ручек чёрного и белого
2 шт
цвета
20
игра МЕМО «Картины русских
1 шт
художников»
Мебель
1
стол
7
2
стул
20
28
3
V.
шкаф
Социальное партнерство при реализации
программы, кадровое обеспечение программы
2
образовательной
Взаимодействие с родителями в рамках реализации программы
осуществляется по нескольким направлениям: участие в совместных с детьми
праздниках, посещение выставок работ обучающихся, привлечение к
обеспечению материально-технических условий. Социальное взаимодействие
осуществляется и с учреждениями культуры: посещение выставок, музейных
экспозиций, концертов, спектаклей. Активной формой организации социального
партнерства является разработка и реализация совместных проектов.
Сотрудничество с учреждениями образования города – ещё одно важное
направление
социального
партнёрства.
На
приобретение
навыков
самопрезентации, обогащение познавательного и социального опыта
обучающегося влияет взаимодействие с общеобразовательными учреждениями,
на базе которых предполагается проведение тематических выставок работ и
мастер-классов для обучающихся школ. Сотрудничество с высшими учебными
заведениями в рамках посещения «Дней открытых дверей» способствует выбору
будущей профессии в области дизайна, изобразительного искусства,
архитектуры.
В процессе осуществления социального партнерства с социальными
организациями, учащиеся не только усваивают универсальные учебные
действия, но и видят социальную значимость своих работ, понимают ценность и
значимость своей деятельности, растут духовно и нравственно. На это
направлено участие обучающихся в изготовлении подарков для приобщения к
различным волонтёрским проектам.
Реализация программы «Школа рисования» должна обеспечиваться
педагогическими кадрами, имеющими: высшее педагогическое образование и
образование в области изобразительного искусства; практические навыки в
области
декоративно-прикладного
искусства.
Помимо
хорошей
профессиональной подготовки, педагогу необходимо обладать определенными
способностями к работе в сфере художественного творчества детей, умением
создавать общую атмосферу доверия и заинтересованного общения.
VI. Список литературы и интернет ресурсов
29
Список литературы для педагога
1. Комарова Т.С. «Изобразительная деятельность в детском саду» (программа и
методические рекомендации) - М. «Мозаика - Синтез» 2006.
2. Лахути М.Д. «Как научиться рисовать» - М. «РОСМЭН» 2001.
3. Галанов А.С., Корнилова С.Н., и др. Занятия с дошкольниками по
изобразительному искусству. – М.: ТЦ “Сфера”, 1999.
4. Казакова Р.Г. «Рисование с детьми дошкольного возраста: методические
рекомендации.» – М.: Мозаика-Синтез, 2006.
5. Казакова Р.Г. «Рисование с детьми дошкольного возраста» Нетрадиционные
техники, планирование, конспекты занятий.– М.: ТЦ Сфера, 2005 г.
6. Борисова Е. Развиваем творческие способности старших дошкольников в
рисовании.// Дошкольное воспитание. – 2002. – №2.
7. Щербакова И.В. «Обучение детей нетрадиционным способам изображения
объектов живой и неживой природы» // Дошкольная педагогика. – 2007. - №5,
№7, №8.
8. Григорьева Г.Г. «Игровые приёмы в обучении дошкольников изобразительной
деятельности» - М. «Просвещение» 1995.
9. Трофимова М.В., Тарабарина Т.И. «И учёба, и игра: изобразительное
искусство» - Я. «Академия развития» 1997 г.
10. М.Г. Дрезнина «Каждый ребёнок - художник» - М. «ЮВЕНТА» 2002.
11. Женевьев Кастерман «Живопись» Детское справочное бюро. – М. АСТ.
АСТРЕЛЬ 2002.
12. В.И. Вислоушкин «Экспресс – рисование» Программа. – Вуктыл. МУ «Центр
Изобразительного искусства». 2001.
13. Е.В. Баранова, А.М. Савельева «От навыков к творчеству» Обучение детей 2
– 7 лет технике рисования. М. «Мозаика – Синтез». 2009.
14. Т.В. Калинина «Цветы и травы» Первые успехи в рисовании. С-Пт.
Творческий Центр «Сфера». 2009.
15. Т.В. Калинина «Большой лес» Первые успехи в рисовании. С-Пт. Творческий
Центр «Сфера». 2009.
16. Т.В. Калинина «Башня, растущая в небо» Первые успехи в рисовании. С-Пт.
Творческий Центр «Сфера». 2009.
17. Т.В. Калинина «Птицы, звери, комары и мухи» Первые успехи в рисовании.
С-Пт. Творческий Центр «Сфера». 2009
1.
2.
3.
4.
Список литературы для учащихся
Энциклопедия для детей. Искусство. Т.7. Ч. 1. Архитектура,
изобразительное и декоративно-прикладное искусство XVII-XIXвеков. - М,
1999.
Изобразительное искусство: 4-е изд. - М.: Дрофа, 2003.
Ячменева В.В. Занятия и игровые упражнения по художественному
творчеству с детьми 7-14 лет. - М.: Туманит. Изд. Центр «Владос», 2003.
Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство: Ч.1. Основы рисунка. –
Обнинск: Титул, 2004.
30
5. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство: Ч.2. Основы живописи. –
Обнинск: Титул, 2005.
6. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство: Ч.3. Основы композиции.
– Обнинск: Титул, 2005
7. Аллекова Е.М. Живопись. - М.: Слово, 2001.
Рекомендуемые интернет - ресурсы
1. Российская академия художеств. Люди, события, факты истории
[Электронный ресурс] : Российская академия художеств. - Режим доступа:
http://www.rah.ru/content/ru/home_container_ru.html.
2. Всемирная энциклопедия искусства [Электронный ресурс] : artprojekt.ru. Режим доступа : http://www.artprojekt.ru/
3. Энциклопедия живописи и графики [Электронный ресурс] : Art-каталог. Режим доступа : http://www.art-catalog.ru/
4. Галерея Arttrans [Электронный ресурс] : каталог русских и знаменитейших
мировых художников. - Режим доступа : http://www.arttrans.com.ua/sub/artists/
5. История изобразительного искусства. Изобразительное искусство,
архитектура. Русская живопись [Электронный ресурс] : путеводитель по
истории мирового искусства. - Режим доступа : http://la-fa.ru/
6. История русской живописи Александра Бенуа [Электронный ресурс] :
Русская школа живописи XIX веке. - Режим доступа :
http://www.benua-rusart.ru/main.html
7. Уроки рисования [Электронный ресурс] : Opox. - Режим доступа :
http://opox.ru/
8. Библиотека изобразительных искусств [Электронный ресурс] : ArtLib.ru. Режим доступа : http://www.artlib.ru/
9. Русская живопись [Электронный ресурс] : Энциклопедия русской
живописи. - Режим доступа : http://www.artsait.ru/index.htm
10. Музеи стран мира. Художники [Электронный ресурс] : museum-online. Режим доступа : http://museum.museum-online.ru/
11. Коллекция книг о живописи и искусстве [Электронный ресурс] : сайт для
учащихся в художественных учебных заведениях. - Режим доступа :
http://hudozhnikam.ru/index.html
12. Руссие художники – пейзажи [Электронный ресурс] : soft-light.ru. - Режим
доступа : http://soft-light.ru/pic/20155-russkie_khudozhniki__pejjzazhi.html
13. Современное искусство [Электронный ресурс] : интернет магазин картин. Режим доступа : http://artnow.ru/ru/index.html
14. Картинная галерея. Книги о живописи [Электронный ресурс] :
энциклопедия живописи. - Режим доступа : http://painting.artyx.ru/
15. Цвет : Изобразительное искусство, уроки живописи и рисунка
[Электронный ресурс] : сайт для художников. - Режим доступа :
http://www.linteum.ru/category27.html
16. Основные направления изобразительного искусства XX века
[Электронный ресурс] : 20century-art.ru. - Режим доступа :
31
http://20centuryart.ru/
17. Галерея живописи [Электронный ресурс] : Виртуальный музей шедевров
мирового искусства. - Режим доступа : http://smallbay.ru/grafica.html
18. Технология живописи [Электронный ресурс] : сайт о живописи. – Режим
доступа : http://paintingart.ru/articles.html
19. Живопись и рисование [Электронный ресурс] : Электронная библиотека. Режим доступа : http://rubooks.ws/risovanie/
20. Живопись фигуры – А. А. Унковский [Электронный ресурс] : Коллекция
книг о живописи и искусстве для учащихся в художественных учебных
заведениях. - Режим доступа : http://hudozhnikam.ru/zhivopis_figuri.html
21. Русская портретная живопись 1930 — 1990 годов [Электронный ресурс]
:Ленинградская школа живописи : история, художники, творческое наследие.
- Режим доступа : http://www.leningradschool.com/port_r.html#54
Для разработки программы использованы материалы:
- Грибовская А.А. «Ознакомление дошкольников с графикой и живописью»,
Москва «Педагогическое общество.России», 2004 г.
- Уильям Ф. Пауэлл. Основы рисования.
- Курбатова Н.В. «Учимся рисовать», Москва «Слово», 2002 г.
- Рутковская А. «Рисование в начальной школе», Москва, Олма-Пресс, 2003 г.
- Федотова И.В. «Изобразительное искусство», Волгоград «Учитель», 2006 г.
- Фатеева А.А. «Рисуем без кисточки», Ярославль «Академия развития», 2006 г.
- ФионаУотт «Как научиться рисовать», Москва «Росмэн», 2002 г.
- ФионаУотт «Я умею рисовать», Москва «Росмэн», 2003 г.
- Шпикалова Т.Я. «Изобразительное искусство», Москва «Просвещение», 2000
г.
- Шалаева Г.П. «Учимся рисовать», Москва «Слово», 2004 г.
- Сарафанова Н. А. «Подарки к праздникам». Москва «Мир книги» 2005.
- Гибсон Р. «Карнавал. Маски. Костюмы». Москва «Росмэн» 2002.
- Хайнс К., Харви Д., Дангворд Р., Гибсон Р. «Домашний кукольный
театр». Москва «Росмэн» 2002.
- Мартин Б. «Рисуем с удовольствием». Минск «Попурри» 2003.
- Блейк В. « Начинаем рисовать». Минск «Попурри» 2003.
-http://pedsovet.su/load/254-1-0-3794
VII. Приложение
1.Тест
для итогового контрольного опроса обучающихся
на выявление уровня знаний теоретического материала
ФИ ребёнка______________________
№ Перечень вопросов
Ответы (в баллах)
32
Правильный
ответ
3 балла
Не во всём Неверный
правильный
ответ
ответ
1 балл
2 балла
1 Какие цвета нужно смешать,
чтобы получить оранжевый цвет?
фиолетовый цвет?
зелёный цвет?
2 Какие цвета относятся к тёплой
гамме?
3 Какие
цвета
относятся
к
холодной гамме?
4 Что такое симметрия? Какие
предметы имеют симметричную
форму?
5 Какие геометрические фигуры ты
знаешь?
6 Чем
отличаются
предметы,
изображенные на первом и
дальнем планах?
7 Какая
разница
между
вертикальным и горизонтальным
форматом листа?
8 С чего лучше начинать рисунок (с
мелких деталей или с крупных
частей)?
9 Что такое орнамент?
.
ИТОГО:
27 - 23 – высокий уровень
22 – 15 – средний уровень
14 – 9 баллов – низкий уровень
2. Мониторинг результатов обучения ребенка (диагностическая карта)
№ ФИ обучающегося
Результаты
1
Уровни освоения
Предметные результаты
Методы
Различает разные техники Высокий: обучающийся усвоил большинство
нетрадиционного рисования, теоретических знаний и приемов рисования
используя
различные и самостоятельно применяет их на практике
художественные материалы
3 балла
и приемы работы с ними;
Средний: обучающийся освоил основные
теоретические знания и приемы рисования,
но не может применять их на практике без
помощи педагога
Наблюде
ние,
беседа
2 балла
33
Низкий: обучающийся освоил некоторые
теоретические знания, но часто путает их
1 балл
2
Создает изображения на
плоскости графическими
средствами
Высокий:
обучающийся
использует
художественные материалы и приёмы
работы с ними для передачи собственного
замысла
3 балла
Наблюде
ние,
беседа
Средний:
обучающийся
использует
различные художественные материалы и
приёмы работы с ними для передачи
собственного замысла, но не в полной мере
2 балла
Низкий: обучающийся выполняет каждое
действие, опираясь на подсказку, намек
1 балл
3
Использует выразительные
средства изобразительного
искусства: композицию,
форму, ритм, линию, цвет,
объем, фактуру; различные
художественные материалы
для воплощения
собственного
художественно-творческого
замысла
Высокий:
обучающийся
освоил
большинство теоретических знаний и
самостоятельно применяет их на практике
для
воплощения
собственного
художественно-творческого замысла
3 балла
Средний: обучающийся усвоил основные
теоретические знания, но не может
применять их на практике без помощи
педагога
2 балла
Наблюде
ние,
беседа
Низкий: обучающийся освоил некоторые
теоретические знания, но не уверен и путает
их, не может на практике обойтись без
помощи педагога
1 балл
4
Выбирает художественные
материалы, средства
художественной
выразительности для
создания образов природы,
человека, явлений и
передачи своего отношения
к ним
Высокий: обучающийся самостоятельно
выполняет эскиз и выбирает выразительные
средства
3 балла
Наблюде
ние,
беседа
Средний: обучающийся не может обойтись
без помощи педагога в выполнении эскиза и
выборе выразительных средств
2 балла
Низкий: обучающийся с трудом выполняет
эскиз
1 балл
12-высокий 8- средний 4 - низкий
ИТОГ :
Метапредметные
5
Умение определять цель
работы, проявлять
инициативу и
самостоятельность в
обучении
Высокий: обучающийся самостоятельно
определяет
цель
работы,
проявляет
инициативу и самостоятельность в обучении
3 балла
Средний:
обучающийся
не
всегда
самостоятельно определяет цель работы,
Наблюде
ние,
беседа
34
проявляет инициативу и самостоятельность
в обучении
2 балла
Низкий:
обучающийся
не
может
самостоятельно определить цель работы,
проявить инициативу и самостоятельность в
обучении
1 балла
6
Навыки самостоятельно
Высокий:
обучающийся
всегда
организовывать своё рабочее самостоятельно организует своё рабочее
место
место
3 балла
Наблюде
ние,
беседа
Средний: обучающийся иногда нарушает
правила организации рабочего места 2 балла
Низкий: обучающийся часто нарушает
правила организации рабочего места 1 балл
7
Рефлексия (то есть
самооценка,
самонаблюдение,
самоконтроль) в процессе
работы над изображением
Высокий:
обучающийся
проявляет
самостоятельность мышления почти во всех
моментах работы с педагогом, не боится
высказывать своё мнение, умеет доказывать
его
3 балла
Наблюде
ние,
беседа
Средний:
обучающийся
проявляет
самостоятельность мышления в некоторых
моментах работы, иногда высказывает своё
мнение, не всегда приводит аргументы в
пользу своей точки зрения
2 балла
Низкий: обучающийся редко проявляет
самостоятельность мышления, почти не
высказывает своё мнение и не может его
доказать
1 балл
8
Умение выразить и отстоять
свою точку зрения, принять
другую
Высокий: обучающийся осознанно выражает
и отстаивает свою точку зрения, в процессе
работы способен принять другую 3 балла
Наблюде
ние,
беседа
Средний: обучающийся пытается отстаивать
свою точку зрения, но не всегда слышит
мнение педагога и сверстников
2 балла
9
Способность ставить и
формулировать для себя
цели действий,
прогнозировать результаты,
анализировать их (причём
как положительные, так и
отрицательные), делать
выводы в процессе работы и
по её окончании,
корректировать намеченный
Низкий: обучающийся путается в принятии
решений, с трудом отстаивает свою точку
зрения, не слышит мнение окружающих
1 балл
Высокий:
обучающийся
ставит
и
формулирует для себя цели действий,
прогнозирует результаты, анализирует их,
делает выводы в процессе работы и по её
окончании, корректирует намеченный план,
ставит новые цели
3 балла
Наблюде
ние,
беседа
Средний: обучающийся не всегда ставит и
формулирует для себя цели действий,
прогнозирует и анализирует результаты,
делает выводы в процессе работы и по её
35
план, ставить новые цели
окончании.
2 балла
Низкий: обучающийся не способен ставить и
формулировать для себя цели действий,
прогнозировать результаты, анализировать
их, делать выводы в процессе работы и по её
окончании.
1 балл
15 – высокий; 10– средний; 5 - низкий
ИТОГ:
Личностные
10
Осознанное оказание
поддержки и помощи
другому, взаимопонимание
Высокий: обучающийся демонстрирует
готовность к осознанному оказанию
поддержки и помощи другому
3 балла
Наблюде
ние,
беседа
Средний:
обучающийся
не
всегда
демонстрирует готовность к осознанному
оказанию поддержки и помощи другому
2 балла
Низкий:
обучающийся
не
готов
к
осознанному оказанию поддержки и помощи
другому
1 балл
11
Мотивация к конкурсной и
выставочной деятельности
Высокий: обучающийся всегда проявляет
интерес к участию в выставках и конкурсах
и часто самостоятельно участвует в них
3 балла
Средний: обучающийся проявляет интерес к
участию в выставках и конкурсах, но сам
редко проявляет инициативу участия
2 балла
Низкий: обучающийся не проявляет интерес
к участию в выставках и конкурсах 1 балл
Наблюде
ние,
беседа
12
Ответственное отношение к
учению, готовность и
способность к саморазвитию
Высокий: обучающийся всегда проявляет
ответственность в работе, готовность и
способность к саморазвитию
3 балла
Наблюде
ние,
беседа
Средний: проявление ответственности у
обучающегося наблюдается лишь на
некоторых этапах работы, готовность и
способность к саморазвитию проявляются не
активно
2 балла
Низкий:
поведение
обучающегося
в
отношении
работы
нередко
требует
внимания учителя и напоминаний о
необходимости быть ответственным 1 балл
13
Аккуратность и
пунктуальность
Высокий: обучающийся вовремя приходит
на занятия, опрятно выглядит, без подсказки
убирает рабочее место
3 балла
Средний: обучающийся иногда опаздывает
на занятия, забывает необходимые
инструменты для работы, убирает рабочее
место с подсказки педагога
2 балла
Наблюде
ние,
беседа
36
Низкий: обучающийся часто опаздывает на
занятия, не опрятно выглядит, не убирает
рабочее место
1 балл
12 – высокий; 8 – средний; 4 – низкий;
ИТОГ:
3. Критерии оценки работ
3.1 Критерии оценки творческой работы
№
п/п
Критерии оценки
выставочной работы
Степень выраженности критерия
Последовательность выполнения
работы
Последовательность нарушена
1
Последовательность выполнена частично
правильно
Последовательность выполнения работы
выполнена грамотно
Работа выполнена не аккуратно
2
Аккуратность частичная
2
Работа выполнена грамотно
3
Работа выполняется под руководством
руководителя
Обучающийся
частично
применяет
творческую самостоятельность
Обучающийся самостоятельно реализует
творческий замысел
1
Аккуратность работы
Проявление творческой
самостоятельности при работе
Баллы
3
1
2
3
0-3 - низкий уровень освоения программы;
4-6- средний уровень освоения программы;
7-9 - высокий уровень освоения программы;
3.2 Критерии оценки выставочной работы
№
п/п
Критерии оценки
выставочной работы
Композиция
Степень выраженности критерия
Композиция соответствует замыслу.
Компонует предметы в листе простой
композиции.
Композиция соответствует замыслу.
Изображаемые предметы уравновешены в
плоскости листа.
Композиция соответствует замыслу.
Изображаемые предметы уравновешены в
плоскости листа.
Детальность
изображения.
Выбор
материала
в
соответствии
с
замыслом.
Баллы
1
2
3
37
Освоение
художественных
материалов
Цветовое решение
Законченность
работы
(полное
наполнение листа цветом и тоном). Умеет
пользоваться
карандашами,
фломастерами, мелками.
Законченность работы (полное
наполнение листа цветом). Умеет
пользоваться гуашью, карандашами и
другими графическими материалами.
Аккуратность при работе с контуром.
Законченность работы
(полное
наполнение листа цветом).
Умеет пользоваться
гуашью,
акварелью
карандашами и другими графическими
материалами. Аккуратность при работе с
контуром. Аккуратность при работе с
деталями.
1
Использование в работе открытых и
сложных цветов (работа с палитрой).
Умение отличать тепло-холодные цвета.
Использование в работе открытых и
сложных цветов (работа с палитрой).
Применение сложного чистого цвета в
работе с гуашью. Создание теплого и
холодного оттенка одного цвета.
Использование в работе открытых и
сложных цветов (работа с палитрой).
Применение сложного чистого цвета в
работе с акварелью или гуашью.
Создание теплого и холодного оттенка
одного цвета. Умеет с помощью цвета
сделать необходимый акцент в работе.
1
2
3
2
3
0-3 - низкий уровень освоения программы;
4-6- средний уровень освоения программы;
7-9 - высокий уровень освоения программы;
38
Календарный план воспитательной работы
№
п/п
Название события,
мероприятия
Форма
проведения
Сроки
Воспитательный результат
1
День открытых дверей.
Выставка работ
участников
творческого
объединения за 20222023 уч.г.
«Дети – дороги, дороги
- опасны»
Выставка
Сентябрь
Познакомить детей и родителей с
объединениями и рассказать об
обучении.
Беседа
Игра-викторина
Сентябрь
3
День Матери «Моя
Мама»
Беседа, работа в
объединении
Ноябрь
4
День народного
единства «В дружбе сила!».
Беседа, работа в
объединении
Ноябрь
Расширение знаний правил
дорожного движения и правил
безопасного поведения на улице.
Расширить представления о
празднике «День Матери», вызвать
положительные эмоции от
совместной работы в процессе
продуктивной деятельности
Знакомство детей с историей
праздника. Воспитание у детей
патриотических чувств, любовь к
Родине.
2
Информационный продукт,
иллюстрирующий
успешное достижение цели
события (ссылки на
размещение)
Размещение фото и
видеоотчётов на сайте и в
сообществе ДЮЦ в ВК
Фотоотчёт
Выставка рисунков.
Оформление афиши к
театральной постановке.
Выставка рисунков
39
5
Новогодний праздник
«Праздник к нам
приходит».
Беседа, работа в
объединении
Декабрь
6
«Я в ответе за
собственное здоровье»
Беседа
Декабрь
7
«День Защитника
Отечества»
Беседа, работа в
объединении
Февраль
8
Масленичная неделя
Беседа, работа в
объединении
Февраль
9
Международный
женский день «8
марта»
Беседа, работа в
объединении
Март
Расширить представления о
Выставка рисунков.
празднике «Новый год», вызвать
Оформление афиши к
положительные эмоции от
театральной постановке.
совместной работы в процессе
продуктивной деятельности
Познакомить детей с основными
Просмотр документального
ценностями здорового образа жизни.
фильма.
Формировать знания о здоровье, как
его поддерживать и беречь. Дать
детям представление о привычках.
Расширить представления о
Выставка рисунков.
празднике «День Защитника
Просмотр патриотического
Отечества», вызвать чувство
фильма
гордости за Российскую армию,
желание быть похожими на сильных
и смелых воинов
Расширить представления о
Выставка рисунков.
«Масленицы», вызвать
Проведение народных игр.
положительные эмоции от
Совместное приготовление
совместной работы в процессе
угощения к масленице.
продуктивной деятельности
Знакомство с историей
Выставка рисунков.
возникновения праздника.
Изготовление подарка для
Воспитание любви к матери и
Мамы.
уважения к женщине, расширение
представления детей о весеннем
празднике – 8 Марта.
40
10
Профилактическая
беседа «Нет
алкоголизму и
табакокурению!»
Беседа
Март
11
«День космонавтики»
Беседа, работа в
объединении
Апрель
12
Праздник Светлой
Пасхи
Беседа, работа в
объединении
Апрель
13
Конкурс рисунков на
асфальте "Миру-мир!",
посвященный
Международному Дню
мира.
День Победы
Беседа, работа в
объединении
Май
Беседа, работа в
объединении
Май
14
Формирование активного
Просмотр документального
негативного отношения детей к
фильма о вреде алкоголя и
табакокурению и алкоголю.
табакокурения.
Формированию здорового образа
жизни
Познакомить детей с историей
Выставка рисунков
развития отечественной
космонавтики, с теми, кто внес свой
вклад в покорение космоса.
Воспитывать чувство гордости за
свою Родину.
Расширить представления о
Выставка рисунков.
празднике «Пасха», вызвать
Оформление афиши к
положительные эмоции от
театральной постановке.
совместной работы в процессе
продуктивной деятельности
Повышение интереса к
Рисунки на асфальте
изобразительному искусству.
Раскрытию творческого потенциала,
заложенного в детях.
Расширить знания детей о празднике
«День Победы», о том, как
защищали свою страну русские
люди в годы Великой
Отечественной войны. Воспитание
патриотизма у детей, вызвать
положительные эмоции от
Выставка рисунков.
Оформление афиши к
театральной постановке.
41
15
"Внимание – дети!".
Беседы "Опасное
движение. Рисунки на
асфальте "Светофор".
Беседа
Работа на улице
Май
совместной работы в процессе
продуктивной деятельности
Расширение знаний правил
дорожного движения и правил
безопасного поведения на улице.
Рисунки на асфальте
42