Информационная карта
дополнительной общеобразовательной программы
«Увлекательный мир LEGO»
Тип программы
модифицированная
Образовательная область
конструирование
Направленность деятельности
техническая
Способ освоения содержания программы
творческий
Уровень освоения содержания программы
общекультурный базовый
Возрастной уровень реализации программы
7-10 лет
Форма реализации программы
групповая
Продолжительность реализации программы
3 года
Год разработки программы
2018 год
2
Комплекс основных характеристик программы
1. Пояснительная записка
Направленность программы. Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа технической направленности «Увлекательный
мир Lego» разработана и реализуется с 2018 года. Программа явилась
результатом корректировки программы «Развитие способностей детей в
конструктивно-игровой деятельности развивающей системы «Lego»,
реализуемой с 2007года, переименована (ранее «Lego») в 2021 г. в связи с
размещением в системе «Навигатор». Осваивая содержание программы,
учащиеся приобщаются не только к техническому творчеству, но и к основам
декоративно-прикладного творчества, стараясь воссоздать в lego-постройках
мотивы народно-художественных промыслов, «рисуя» с помощью legoкубиков, используя свои модели в театральных инсценировках. Программа
разработана на основе следующих нормативных документов:
– Конвенция ООН «О правах ребёнка»;
– Федеральный закон от 29 декабря 2012 № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации» (ред. от 17.02.2023) (с изм. и доп., вступ. в силу с
28.02.2023);
– Национальный проект «Образование» (утв. президиумом Совета при
Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам
(протокол от 24 декабря 2018 г.№16) «Успех каждого ребёнка», «Цифровая
образовательная среда», «Молодые профессионалы», «Социальная
активность»;
– Распоряжение Правительства РФ от 31 марта 2022 № 678-р «Об
утверждении Концепции развития дополнительного образования детей до
2030 г. и плана мероприятий по ее реализации»;
– Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28
сентября 2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
– Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03 сентября
2019 № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных
систем дополнительного образования детей»;
– Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 02 февраля
2021 № 38 «О внесении изменений в Целевую модель развития региональных
систем дополнительного образования детей, утвержденную приказом
Министерства просвещения Российской Федерации от 03 сентября 2019 №
467»;
– Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27 июля
2022 № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам»;
– Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации
от 22 сентября 2021 № 652н «Об утверждении профессионального стандарта
«Педагог дополнительного образования детей и взрослых»;
3
– Письмо Минпросвещения России от 30 декабря 2022 № АБ-3924/06 «О
направлении методических рекомендаций» (вместе с Методические
рекомендации «Создание современного инклюзивного образовательного
пространства для детей с ограниченными возможностями здоровья и детейинвалидов на базе образовательных организаций, реализующих
дополнительные общеобразовательные программы в субъектах Российской
Федерации»);
– Письмо Минобрнауки РФ от 18.11.2015 №09-3242 «О направлении
рекомендаций»
(вместе
с
Методическими
рекомендациями
по
проектированию дополнительных общеразвивающих программ);
– Закон Челябинской области от 29.08.2013 № 515-30 «Об образовании в
Челябинской области»;
– Приказ Министерства образования и науки Челябинской области от
30.12.2020 № 01/2795 «Об утверждении Концепции развития региональной
системы воспитания и социализации обучающихся Челябинской области на
2021–2025 годы»;
Документы и локальные акты учреждения:
– Устав МБУДО «ДЮЦ»;
– Программа развития МБУДО «ДЮЦ»;
– Программа воспитания МБУДО «ДЮЦ»;
– Положение МБУДО «ДЮЦ» о дистанционном обучении;
– Положение о системе оценок, форм, порядке и периодичности
промежуточной и итоговой аттестации обучающихся;
– Положение о разработке дополнительной общеобразовательной программы
в МБУДО «ДЮЦ»;
– Положение об организации образовательного процесса в МБУДО «ДЮЦ».
Программа реализуется на бюджетной основе.
Актуальность данной программы – в выполнении заказа государства
по формированию у детей целостного представления о той части
окружающей действительности, которая создаётся человеческим обществом.
Современный человек участвует в разработке, создании и потреблении
огромного количества материальных, энергетических, информационных
продуктов. Соответственно, он должен ориентироваться в окружающем мире
как сознательный субъект, адекватно воспринимающий появление нового,
умеющий ориентироваться в окружающем, постоянно изменяющемся мире,
готовый непрерывно учиться. Одним из вариантов помощи в формировании
необходимых компетенций являются занятия, где дети комплексно
используют свои знания. Курс «Увлекательный мир Lego» предназначен для
того, чтобы положить начало формированию целостного представления о
мире техники, устройстве конструкций, механизмов и машин, их месте в
окружающем мире, творческих способностей. Реализация данного курса
позволяет стимулировать интерес и любознательность, развивать
способности к решению проблемных ситуаций – умению исследовать
проблему, анализировать имеющиеся ресурсы, выдвигать идеи, планировать
4
решения и реализовывать их, расширить технический и математический
словари ребёнка. Конструирование теснейшим образом связано с
чувственным и интеллектуальным развитием ребенка. Особое значение оно
имеет для совершенствования остроты зрения, точности цветовосприятия,
тактильных качеств, развития мелкой мускулатуры кистей рук, восприятия
формы и размеров объекта, пространства. Кроме этого, реализация
программы помогает развитию коммуникативных навыков и творческих
способностей учащихся за счет активного взаимодействия детей в ходе
групповой проектной деятельности.
Новизна данной образовательной программы. В процессе освоения
программы, учащиеся приобщаются не только к техническому творчеству, но
и декоративно-прикладному, стараясь воссоздать в lego-постройках мотивы
народно - художественных промыслов, «рисуя» с помощью lego-кубиков, а
также используют свои модели в театральных постановках.
Отличительные особенности программы.
Освоение программы распределено по годам обучения. В программе
первого года обучения опора, в основном, на развитие сенсорного
воспитания, расширение и закрепление знаний об окружающем мире,
освоение сенсорных эталонов с вкраплением в конструктивно-игровую
деятельность приемов развития речи, расширение кругозора, закрепление
навыков культуры самообслуживания, поведения в обществе.
В качестве приемов организации процесса обучения выступают показ и
демонстрация образца, однако, эти приемы к концу первого года обучения
все больше заменяются на обозначение условий, стимулирующее
возникновение и развитие конструктивного замысла, который основывается
на первичных навыках анализа образца.
Речевое развитие направлено на формирование правильных
грамматических форм, предложно-падежных сочетаний, приобретение
навыка последовательного рассказывания сюжета, умению вступать в диалог.
В социальном плане акцентируется внимание на навыках
самообслуживания, бережливости, нормах поведения, знания об
окружающем мире, закрепляются знания о живой и неживой природе, о
человеческих взаимоотношениях.
Игровая среда создается в «Играй-городе» (игротеке). Используются
приемы сопровождения игры, которые формируют умения осуществлять
условные игровые действия с сюжетными игрушками и предметамизаместителями, развертывать цепочку из нескольких, связанных по смыслу,
игровых действий в индивидуальных играх. На основе этих умений идет
обучение парным играм, совместному конструированию, коллективной
работе.
Программа второго года обучения представляет собой следующую
ступень актуализации самовыражения ребенка. Здесь превалирует
социальная направленность игры. Полученные на предыдущем уровне
навыки сенсорно-моторного, конструктивного, речевого направления
используются детьми как способы отражения запечатленного мира.
5
Программа предполагает на втором году обучения архитектурноисторическую тематику. Задачей развития здесь выступает упор на
самостоятельный выбор детьми способа достижения игрового замысла.
Роль педагога состоит в том, чтобы помочь ребенку в самостоятельном
поиске решений, активизировать воображение и изобретательность. Каждое
последующее занятие должно открывать перед ребенком его новые
индивидуальные достижения. Такие возможности предоставляет серийность
конструктора Lego и его взаимозаменяемость. Немаловажной задачей этого
года обучения является стимулирование действий «второго плана»
(мыслительных). Необходимо создавать условия для перехода от
манипулирования с предметами (метода проб и ошибок) к элементам
аналитического подхода к воплощению своих задумок (с помощью
последовательно усложняющихся инструкций, анализа этапов и всей
проделанной работы в ходе игры, коллективных и индивидуальных
построек). На этом же этапе предполагается обучение способам организации
пространства вне видимости ребенка с дальнейшим отображением и
наоборот (чтение плана). Среди задач развития не теряют актуальности
направления культура общения и расширение кругозора.
Среди форм работы активизируются соревновательные: конкурсы,
выставки и др. Создаются условия для взаимодействия в игровой
деятельности.
Стратегия совместной деятельности педагога и детей – активизация
познавательного интереса каждого ребенка и раскрытие его индивидуальных
возможностей
Задачи педагогического сопровождения развития ребенка третьего года
обучения опираются на определенную базу сформированных умений и
навыков большинства детей. Третий год соответствует возрасту 9 – 10 лет. В
этом возрасте ребенок более наблюдателен, у него повышается
работоспособность,
сенсорные
способности,
как
правило,
уже
сформированы. Дальнейшее развитие предполагает стимулирование
способности ребенка к мобильному использованию имеющихся знаний,
умений, навыков в коллективном деле, совершенствованию конструктивных
навыков, конструктивного мышления; и, вместе с тем, стимулируется
проявление творческой активности.
Пользуясь полученными в 1 и 2 год обучения конструктивными
умениями, дети готовы сооружать более сложные и разнообразные
пространственные модели. Учащиеся изображают в своих постройках не
только те предметы, которые непосредственно наблюдают, но и те, с
которыми знакомы по репродукциям, художественным произведениям,
сооружают группы взаимосвязанных построек. На этом уровне дети
совершенствуются в отношении планирования работы: они способны
представить, какой будет их постройка; рассказать о ней, прежде чем
строить; обдумать, какой материал понадобится; в какой последовательности
они будут выполнять постройку; как сделать ее более устойчивой,
пропорциональной, красивой. На этом уровне продолжается обучение
6
коллективной деятельности. После того, как была задана тема постройки
(либо определена – коллективно), дети должны уметь разделить объект так,
чтобы каждый выполнял свою часть в соответствии с общим замыслом.
Задачи педагога по развитию речи заключаются в развитии интонационной,
связной речи, речи диалоговой, а также речи, совмещенной с действием. Все
это достигается в процессе театральной постановки.
Итогом выполнения задач третьего года обучения является участие
воспитанников в городских выставках-конкурсах не только технического, но
и декоративно – прикладного творчества.
Адресат программы.
Программа предназначена для работы с детьми младшего школьного
возраста.
В младшем школьном возрасте актуальными остаются такие виды
деятельности как игровая деятельность, трудовая, занятия спортом и
искусством.
Однако, несмотря на все это, ведущая деятельность – учебная. Учебная
деятельность не рассматривается только в качестве учебных занятий, она
рассматривается шире, с позиции получения новых знаний во время труда,
отдыха, игры. В этот период ребенок активно постигает новое и учится. Его
знания приобретают все более масштабный характер. Учебная деятельность
выступает в качестве деятельности, которая непосредственно направлена на
освоение знаний и умений, выработанных человечеством. В младшем
школьном возрасте у ребенка возникает множество позитивных изменений и
преобразований.
Это
сенситивный
период
для
формирования
познавательного отношения к миру, навыков учебной деятельности,
организованности и саморегуляции.
В процессе школьного обучения качественно изменяются,
перестраиваются все сферы развития ребенка. Начинается эта перестройка с
интенсивного развития интеллектуальной сферы. Основное направление
развития мышления в школьном возрасте – переход от конкретно-образного
к словесно-логическому и рассуждающему мышлению. Интеллектуальная
рефлексия (способность к осознанию содержания своих действий и их
оснований) является новообразованием, знаменующим начало развития
теоретического мышления у младших школьников. В процессе обучения
изменяются и другие познавательные процессы – внимание, восприятие,
память. С первых дней школьного обучения предъявляются чрезвычайно
высокие требования к вниманию, особенно с точки зрения его
произвольности, управляемости. Ребенок по указанию учителя должен
направлять и удерживать внимание на таких предметах, которые не обладают
чертами непосредственной привлекательности или необычности.
Восприятие из процесса узнавания, различения, опирающегося на очевидные
признаки, становится деятельностью наблюдения. Наблюдение сначала
осуществляется под руководством учителя, который ставит задачу
обследования предметов или явлений, знакомит учеников с правилами
восприятия, обращает внимание на главные и второстепенные признаки,
7
обучает способам регистрации результатов наблюдений (в виде записей,
рисунка,
схемы).
Восприятие
становится
синтезирующим
и
устанавливающим связи, преднамеренным, целенаправленным наблюдением
за объектом. Память развивается в двух направлениях - произвольности и
осмысленности. Дети непроизвольно запоминают учебный материал,
вызывающий у них интерес, преподнесенный в игровой форме, связанный с
яркими наглядными пособиями и т.д. Но, в отличие от дошкольников, они
способны целенаправленно, произвольно запоминать материал им не
интересный. С каждым годом все в большей мере обучение строится с
опорой на произвольную память. Младшие школьники так же, как и
дошкольники, обладают хорошей механической памятью, но в этом же
возрасте необходимо, чтобы происходило совершенствование смысловой
памяти, с помощью мнемонических приемов, т.е. рациональных способов
запоминания.
Деятельность младшего школьника направлена на постижение
окружающего мира, его восприятие. Посредством развивающих занятий
можно развить чувственное восприятие окружающего мира. Именно
поэтому, развитие творческих способностей является важным этапом в
становлении и развитии личности. Младший школьник через познание
окружающего мира с помощью конструкторской деятельности, где
моделируются не только виды и образы предметного мира, но и в сюжетноролевой
игре
–
социальные
отношения,
становится
более
социализированным и адаптированным к быстро меняющимся жизненным
условиям.
Объем программы, срок реализации программы 3 года, общее
количество часов по программе составляет 432 часа.
Форма обучения очная, очная с применением дистанционных
технологий.
Формы организации образовательного процесса и виды занятий.
Виды занятий:
- практическое занятие;
- занятие-игра;
- открытое занятие;
- интегрированное занятие.
Основной формой обучения с применением дистанционных технологий
является учебное занятие через сеть Интернет в режиме реального времени,
либо просмотр записи занятия на интернет-ресурсах. Место нахождения
участников образовательных отношений свободное, единственным условием
является обеспечение каждого компьютером, подключенным к сети
Интернет, и доступом к разработанным электронным учебным материалам
по курсу.
Обратная связь с учащимися осуществляется с использованием
возможностей информационной среды в форме фото-отчёта, видеоматериалов.
8
Методы / приёмы обучения (по А.В. Оганесяну):
- объяснительно-иллюстративный / подробное планирование действий
учащихся для достижения конкретных целей;
- модельно-эвристический / заданный конечный результат практической
деятельности;
- проблемный / постановка проблемной ситуации.
Условия набора и режим занятий. Набор в детское объединение
проводится на добровольной основе: принимаются все дети в возрасте 7-10
лет, проявляющие интерес к техническому творчеству по заявлению
родителей (законных представителей). Занятия проводятся по группам,
состав групп постоянный.
Режим занятий
Показатель
1 год обучения
Количество учебных
36
недель в год
Периодичность
2
занятий в неделю
Продолжительность
2
занятия, часы
Количество часов в
4
неделю
Количество часов в год
144
Итого
2 год обучения
36
3 год обучения
36
2
2
2
2
4
4
144
432 часа
144
занятия проводятся с обязательным 10-минутным перерывом, согласно Сан
ПиН. В случаях возникновения экстремальных ситуаций: отмены занятий по
погодным или санитарно-эпидемиологическим показаниям, обучение
проводится с применением дистанционных технологий, используя ресурс
Vaiber и ресурс группы объединения ВКонтакте для информирования
родителей и размещения материалов для самостоятельной работы детей с
родителями. Занятия с применением дистанционных технологий могут быть
также размещены и на сайте Детско-юношеского центра в разделе
«Дистанционное обучение». В качестве обратной связи обучающиеся
присылают фотоотчёт или видеоматериалы самостоятельного выполнения
задания.
1.2.
Цель программы: развитие творческих способностей обучающегося
посредством конструкторской деятельности с использованием конструктора
LEGO.
Задачи:
Задачи программы:
Предметные:
– обучать основным соединениям деталей LEGO конструктора;
9
– научить созданию простейших конструкций и моделей;
– содействовать освоению специальной терминологии.
Метапредметные:
– развивать творческие способности;
– развивать внимание, память, мышление;
– развивать способность к сотрудничеству.
Личностные:
– способствовать интегрированию в группу сверстников, учить
выстраиванию продуктивного взаимодействия со сверстниками и
взрослыми;
– воспитывать самостоятельность, трудолюбие.
Ожидаемые результаты:
Личностные: умение оценивать жизненные ситуации (поступки, явления,
события) с точки зрения собственных ощущений; называть и объяснять свои
чувства и ощущения; объяснять своё отношение к поступкам с позиции
общечеловеческих нравственных ценностей; самостоятельно и творчески
реализовывать собственные замыслы
Метапредметные:
- познавательные: определять, различать и называть детали конструктора,
конструировать по условиям, заданным взрослым, по образцу, по схеме;
строить самостоятельно; ориентироваться в своей системе знаний: отличать
новое от уже известного, перерабатывать полученную информацию: делать
выводы в результате совместной работы, сравнивать и группировать
предметы и их образы;
- регулятивные: уметь работать по предложенным инструкциям, уметь
излагать мысли в четкой логической последовательности, отстаивать свою
точку зрения, анализировать ситуацию и самостоятельно находить ответы на
вопросы путем логических рассуждений, определять и формулировать цель
деятельности на занятии сначала с помощью педагога, затем без помощи
педагога;
- коммуникативные: уметь работать в паре и в коллективе; проявлять
элементарные навыки анализа своей работы, уметь работать над проектом в
команде, эффективно распределять обязанности, уметь использовать
монологические и диалоговые словесные конструкции.
Предметные:
- знание простейших основ технологии, механики;
- владение специальной терминологией;
- владение практическими и технологическими способами конструирования;
- умение планировать предстоящую практическую деятельность, определять
объём работ и необходимое количество деталей, самостоятельно
осуществлять контроль качества результатов собственной практической
деятельности.
Оценка эффективности реализации программы.
Формы аттестации и контроля. Система оценок, формы, сроки,
10
порядок и периодичность текущего контроля, промежуточной и итоговой
аттестации обучающихся определяется в соответствии с принятым в МБУДО
«ДЮЦ» г. Челябинска «Положением об аттестации обучающихся».
Для отслеживания результатов предусматриваются в следующие формы
контроля:
1. Стартовый, позволяющий определить исходный уровень развития
обучающихся. Проводится в начале учебного года в форме беседы и
практической работы по выбору ребёнка.
2. Текущий контроль проводится в течение всего года, по мере
освоения темы или раздела. Направлен на определение степени освоения
обучающимися учебного материала. Определение готовности восприятию
нового материала. Повышение ответственности и заинтересованности
воспитанников в обучении. Выявление детей, отстающих и опережающих
обучение.
Формы: педагогическое наблюдение, самостоятельная работа.
Пооперационный
контроль
за
правильностью,
полнотой
и
последовательностью выполнения операций, входящих в состав действия при
конструировании объекта. Контроль по результату, который проводится после
осуществления учебного действия методом сравнения фактических
результатов или выполненных операций с образцом.
3. Промежуточная аттестация проводится с 15 по 30 декабря и с 15 по
30 апреля как оценка результатов обучения за полугодие, включает в себя
проверку теоретических знаний и практических умений и навыков.
Промежуточная аттестация обучающихся проводиться в следующих формах:
опрос, отчетная выставка.
4. Итоговая аттестация обучающихся проводится в конце 3 года
обучения с 15 по 30 апреля в форме выставки работ. Немаловажную роль
играет самооценка и самоконтроль определение учеником границ своего
«знания – незнания», своих потенциальных возможностей, а также осознание
тех проблем, которые ещё предстоит решить в ходе осуществления
деятельности.
Содержательный контроль и оценка результатов учащихся
предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения
предмета ребёнком и не допускает сравнения его с другими детьми.
Организация занятий в объединении дополнительного образования не
предполагает отметочного контроля знаний, в связи, с чем приняты
следующие критерии оценки результативности:
- высокий уровень – объём знаний и навыков 100-80%,
предусмотренных программой за конкретный период; специальные термины
употребляет осознанно и в полном соответствии с их содержанием; работает с
оборудованием самостоятельно, не испытывает особых трудностей;
выполняет практические задания с элементами творчества;
- средний уровень – объём знаний и навыков 70-50%; сочетает
специальную терминологию с бытовой; работает с оборудованием с помощью
педагога; в основном, выполняет задания на основе образца;
11
- низкий уровень – обучающийся овладел менее чем 50% объёма
знаний и навыков, предусмотренных программой; ребёнок, как правило,
избегает употреблять специальные термины. Обучающийся испытывает
серьёзные затруднения при работе с оборудованием; ребёнок в состоянии
выполнять лишь простейшие практические задания педагога.
Результаты обучающихся фиксируются в форме: фотоотчетов.
Результатом освоения программы является участие обучающихся в
конкурсах, городских выставках, фестивалях.
Выставочная деятельность является важным итоговым этапом занятий.
Выставки могут быть: однодневные — проводится в конце каждого занятия с
целью обсуждения; тематические — по итогам изучения разделов,
тем; итоговые – в конце года организуется выставка практических работ
учащихся, организуется обсуждение выставки с участием педагогов,
родителей, гостей.
Критерии оценки результатов освоения программы
1) входящий контроль:
- наличие начальных знаний в области конструирования LEGO;
- владение способами соединения деталей;
- владение навыками конструирования по образцу;
2) текущий контроль:
- понимание последовательности конструирования по образцу, схеме.
-умение соблюдать правила техники безопасности;
- умение подбирать гармоничные цвета и оттенки;
- навыки работы в паре, коллективе;
- проявление общительности, дружелюбия.
3) промежуточная и итоговая аттестация:
- знание терминологии, опорных понятий;
- умение аккуратно и точно выполнять работу;
- умение работать с образцом, схемой, рисунком самостоятельно;
- владение технологическими приёмами изготовления конструкций и
применения в общей композиции;
- проявление творчества;
- проявление трудолюбия, дисциплинированности.
Методы и формы педагогического контроля:
- педагогическое наблюдение / занятие, открытое занятие, конкурсы,
выставки;
- входная диагностика / диагностические карты;
- промежуточная и итоговая аттестация / групповая и индивидуальная форма
выполнения практических заданий и теоретических вопросов.
12
Учебно-тематический план
1 год обучения
№
п/п
1
2
2.1
2.2
2.3
2.4
2.5
2.6
Название раздела, темы
Вводное занятие
Правила поведения на занятии;
знакомство с миром
тематических наборов Lego;
Самостоятельное
конструирование
Базовые Постройки
Конструирование моделей
заборов, лестниц 1 и 2-х
сторонних, мостов различной
конфигурации
Конструкция дома в
трехмерном пространстве –
принцип кирпичной кладки;
дырчатая кладка; (выделение
основных составляющих
здания: фундамент,
стены(дверные, оконные
проёмы), крыша))
Конструирование
многоэтажного дома
Конструирование мебели
различного предназначении
( спальня, гостиная, кухня…)
Конструирование на плоскости
Лего-мозаика
Строительная и сюжетноролевая игра
3
Промежуточная аттестация
4
Тематические Постройки
Архитектура:
Конструирование зданий
различного предназначения:
жилой дом, магазин, школа,
развлекательный комплекс;
Службы особого назначения:
пожарная станция, станция
скорой помощи, полицейский
участок
Транспорт:
Конструирование легкового,
грузового, общественного
4.1
4.2
Количество часов
практи
всего теория
ка
4
2
2
2
8
2
6
1
4
2
8
1
2
Формы аттестации и
контроля
беседа; наблюдение;
опрос
40
2
самостоятельная работа;
выставка работ в
объединении;
опрос
4
наблюдение
2
конкурсно-игровая
программа с
элементами
конструирования
74
4
10
беседа; опрос;
наблюдение; выставка
работ в объединении
2
10
4
12
самостоятельная работа
13
4.3
4.4
5
5.1
5.2
5.3
видов транспорта
Животные:
Конструирование модели
животного: домашние, дикие,
сказочные
Люди:
Конструирование фигуры
человека – взрослые и дети;
в мире профессий –
конструирование фигуры
человека соответствующей
профессии
сказочные персонажи
Пространственные
постройки
Конструирование и
организация пространства по
теме «Мой двор», «На улицах
города»
Конструирование и
размещение в пространстве
моделей по теме «Спорт»
Конструирование и
организация пространства по
теме «Сказочная страна»
6
Промежуточная аттестация
7
Итоговое занятие
всего часов
4
8
4
4
8
самостоятельная работа
самостоятельная работа;
выставка работ в
объединении
4
20
2
4
выставка работ в
объединении
2
4
2
6
2
2
144
2
34
выставка работ в
объединении;
диагностические карты
2
110
Содержание программы
1. Вводное занятие (4 часа): теория - правила поведения на занятии;
знакомство с миром тематических наборов Lego; практика –
самостоятельное конструирование по замыслу
2. Базовые постройки (40 часов): теория – рассматривание иллюстраций
различного вида заграждений, лестниц, мостов на улицах города;
рассматривание иллюстраций домов разного типа (одно-, трёх-,
многоэтажных); беседа «Домашний адрес»; беседа о функциях и свойствах
мебели различного предназначения, о профессии столяра; понятие плоскости
и пространства
в Лего моделях; отличительные особенности
конструирования; на плоскости и в пространстве; практика конструирование
моделей
заборов,
лестниц,
мостов
различной
конфигурации; конструирование многоэтажного дома – индивидуальная и
коллективная работа; конструирование мебели (стол, стулья, диван, кровать,
шкаф, компьютерный стол…); Лего мозаика «Осенний день в городе»;
организация строительной и ролевой игры «Улица, на которой я живу»
14
3. Промежуточная аттестация (2часа): практика – конкурсно- игровая
командная программа с заданиями по конструированию
4. Тематические постройки (74 часов) теория: рассматривание
иллюстраций зданий различного вида и предназначения (жилой дом,
административное здание, здание культуры и искусства); выделение общих
составляющих (фундамент, стенные блоки, оконные проёмы, крыша),
нахождение особенностей конструкции домов и зданий в зависимости от
предназначения; беседа о номерах экстренных служб города «Кто нам
поможет»; рассматривание иллюстраций различного вида транспорта;
особенности использования городского транспорта; беседа о животных
«Братья наши меньшие»; беседа «Родословная моей семьи»; беседа «В мире
профессий»; рассматривание иллюстраций персонажей известных сказок;
практика- конструирование моделей ограждений, лестниц, мостов в
различных районах города; конструирование дома в 3-х мерном пространстве
–индивидуальная и коллективная работа; конструирование мебели
различного предназначения; Лего-мозаика – конструирование по замыслу;
организация строительной, сюжетной и ролевой игры «Мебельный магазин»,
«В гостях у сказки».
5. Пространственные постройки (20 часов): теория- беседа «Игры на
улице»; «Играем с друзьями; «Правила поведения на улицах города»; игравикторина «Дорожные знаки»; рассматривание иллюстраций о видах спорта;
беседа «Олимпийские игры»; беседа «Мои любимые сказки»; практикаконструирование в парах, тройках, коллективно «Мой двор», «Улицы нашего
района», «Спорт», «Сказочная страна»
6. Промежуточная аттестация (2 часа): выставка работ
7. Итоговое занятие(2часа): конкурсно-игровая программа с заданиями по
конструированию «Я – отличник»
Ожидаемые результаты
- Воспроизведение известных способов крепления кубиков: горизонтального,
вертикального, ступенчатого. Знание пространственных ориентировок:
спереди – сзади – сбоку; левее – правее; ближе – дальше.
- Умение соблюдать пропорциональность, устойчивость строений.
- Формирование понятия «плоскости» и «пространства» в моделях.
- Сформированность умения соразмерять части и целое одной постройки.
- Формирование умений целесообразной организации пространства.
- Формирование понятия о конструктивном едином замысле (как в процессе
единоличного конструирования, так и паре со сверстником).
- Умение расчленять целое на части в реальном предмете и деталях
конструктора.
- Использование в речи комментирования конструктивных действий, в т. ч.
последовательности этапов конструктивного замысла.
- Последовательное рассказывание сюжета игры.
- Совершенствование планирования игровых действий в паре между
сверстниками и педагогом, установление ролевых связей в определенном
15
сюжете. Умение осуществлять игровые действия в индивидуальной игре:
последовательное исполнение нескольких ролей.
Учебно-тематический план
2 год обучения
№
п/п
1
2
2.1
2.2
2.3
2.4
2.5
3
4
4.1
4.2
Название раздела, темы
Вводное занятие
Правила поведения на
занятии; правила
безопасного поведения на
дороге.
Самостоятельное
конструирование «Летние
впечатления»
Базовые постройки
Повторение:
конструирование дома в
трехмерном пространстве с
выделением основных
компонентов (фундамент,
оконные проемы, крыша)
Коллективная работамногоэтажный дом
Конструирование домов с
различной конфигурацией
фундамента: многоугольная,
круглая форма
Орнамент на фасаде дома
Карта района,
географическая карта земли,
карта звёздного неба, как
вариации конструирования
на плоскости
Промежуточная аттестация
Количество часов
всего теория практика
4
2
2
2
2
Формы контроля и
аттестации
беседа; викторина;
самостоятельная работа
34
2
опрос; самостоятельная
работа
1
8
1
6
2
10
2
Тематические постройки
«Наша планета глазами
100
Лего-конструкторов»
Зарождение жизни-мир
динозавров:
конструирование по замыслу
и инструкциям.
Новый год в парке Юрского
периода – коллективная
работа
Жизнь первобытных людей:
Первые поселения (принцип
ступенчатой кладки)
Сюжетно-ролевая игра с
элементами конструирования
2
2
6
2
4
конкурсно-игровая
программа
выставка работ в
объединении;
участие в городском
конкурсе-выставке
начального
технического
моделирования;
конкурсно-игровая
программа с элементами
конструирования;
наблюдение;
диагностические карты
16
4.3
4.4
4.5
4.6
4.7
4.8
«Охота первобытных людей»
Чудеса света древнего мира:
Пирамида Хеопса
Александрийский маяк
Коллос Родосский
Олимпийские игры Греции
Мир рыцарей:
конструирование по
словесной инструкции,
иллюстрациям, схемам
Славянский мир:
Деревянное зодчество Руси Воинская слава Руси:
Пехота и конница;
кораблестроение;
самолётостроение;
современные виды боевой
техники
Народные промыслы:
конструирование на
плоскости и в пространстве:
Хохломская роспись; Гжель;
Павлово-Посадские платки;
Тульский пряник; Матрёшка
Покорение космоса:
конструирование по
словесной инструкции и
замыслу
Страницы Великой истории:
Военная техника
Путешествие в Леголэнд
парк – коллективная работа
5
Промежуточная аттестация
6
Итоговое занятие
всего часов
2
8
2
8
2
2
2
16
2
6
2
8
2
2
2
12
2
6
2
2
2
2
144
2
114
30
выставка работ в
объединении;
выставка работ в
объединении;
конкурсно-игровая
программа с элементами
конструирования;
наблюдение
выставка работ в
объединении;
наблюдение
выставка работ в
объединении
выставка работ в
объединении
выставка работ в
объединении;
диагностические карты
Содержание программы
1. Вводное занятие (4 часа): теория - правила поведения на занятии;
правила безопасного поведения на дороге; практика – самостоятельное
конструирование «Летние впечатления»
2. Базовые постройки (34 часа): теория – повторение знаний о
конструировании домов в 3-х мерном пространстве, основных элементах
любого дома, здания; рассматривание иллюстраций архитектуры района и
города; понятие «Орнамент»; некоторые виды орнаментов; понятие «Карта»;
изучение карт района (нахождение на карте домашнего адреса, школы)
города, земли, неба; практика – конструирование многоэтажного жилого
дома; конструирование зданий со сложным фундаментом; конструирование
17
фасада здания с орнаментом; конструирование на плоскости карты района,
карты Земли, карты Созвездий;
3. Промежуточная аттестация (2часа): конкурсно – игровая программа
«Интересные названия на карте района»
4. Тематические постройки (100часов): теория – рассматривание
иллюстраций на тему «Наша планета – от зарождения мира до
современности»; беседы о значимых событиях в эпохах развития,
архитектурных памятниках столетий; рассматривание иллюстраций о
народных промыслах России; беседы о подвиге народа в Великой
Отечественной войне, детей (пионерах) -героях войны; рассматривание
иллюстраций парка развлечений Леголэнд; практика – конструирование
фигур динозавров; первых жилищ человека; конструирование архитектурных
сооружений древней Греции; конструирование рыцарского замка;
конструирование на плоскости «Народные промыслы»;
конструирование
модели
I
российского
космического
корабля;
конструирование модели космонавта – по словесной инструкции;
конструирование космических кораблей; космонавтов-пришельцев – по
схемам; внеземные цивилизации – конструирование по замыслу;
конструирование на плоскости – открытка «С днём Победы»; коллективная
работа «Парад победы»; коллективная работа «Путешествие в Леголэнд
парк»
5. Промежуточная аттестация (2часа): выставка работ в объединении
6. Итоговое занятие (2 часа): игровая программа с заданиями по
конструированию «Мы – мастера».
Ожидаемые результаты
- Умение соблюдать пропорциональность, устойчивость строений.
- Владение способами прочного крепления элементов конструктора.
- Умение видеть и анализировать конструкции реальной жизни и образцы.
- Умение соотносить элементы постройки с их графическими заменителями,
освоение понятия «схема», умение конструирования по схеме.
- Освоение новых географических понятий: карта, глобус, зарубежные
страны, столица. Знание названия своей страны, города, домашнего адреса.
- Умение сформулировать конструктивный замысел и следовать ему в
процессе постройки.
- Способность выражать свои мысли, чувства;
- Умение вступать в диалог, поддерживать беседу, последовательно
рассказывать сюжет игры.
- Проявление познавательного интереса.
- Проявление культуры общения, поведения, внешнего вида.
18
Учебно-тематический план
3 год обучения
№
п/п
1.
1.1
1.2
2.
2.1
2.2
2.3
3
2.4
2.5
2.6
2.7
2.8
Название раздела, темы
Вводное занятие
Правила поведения на
занятии; правила безопасного
поведения на дороге.
Самостоятельное
конструирование «Летние
впечатления»
Тематические Постройки:
«Я – гражданин России. Я –
гражданин мира»
Я живу в городе Челябинске:
городские постройки;
городские архитектурные
достопримечательности
Столица нашей Родины –
Москва
Интересные архитектурные
сооружения на территории
России и мира
Промежуточная аттестация
Количество часов
всего теория практика
4
Итоговая аттестация
5
Итоговое занятие
всего часов
2
беседа; наблюдение
2
134
2
12
2
14
4
16
2
Праздники народов России и
мира- конструирование по
иллюстрациям
Произведения для детей и
детские авторы – юбиляры
года- Лего иллюстрации
известных произведений
детских писателей и поэтов
Мой Космос –
конструирование по замыслу и
иллюстрациям
Страницы Великой истории:
Великая отечественная война
в Легоконструкциях
Я – путешественник –
конструирование по замыслу
4
Формы контроля,
аттестации
2
4
16
4
16
Наблюдение;
выставки в
объединении;
самостоятельное
конструирование
Участие в конкурсе
технического
моделирования;
выставка работ
самостоятельное
конструирование
2
14
4
14
2
8
2
2
2
144
2
118
26
выставка работ в
объединении
19
Содержание программы
1. Вводное занятие (4часа): теория - Правила поведения на занятии;
правила безопасного поведения на дороге; практика - самостоятельное
конструирование «Летние впечатления»
2. Тематические постройки (134часа): теория – рассматривание
иллюстраций зданий и сооружений родного города; архитектурные
памятники города; беседа «Столица нашей Родины»; рассматривание
иллюстраций архитектурных достопримечательностей Москвы;
рассматривание архитектурных достопримечательностях на территории
России; домашнее задание – подготовка мини-выступления «Я –
путешественник»; беседы о праздниках России и мира (День былинного
богатыря Ильи Муромца, День рождения автомобиля; Карнавалы мира;
масленица на Руси); подготовка иллюстраций детских произведений,
юбиляров текущего года; рассматривание иллюстраций «Мой космос»;
беседы об известных космонавтах, об этапах освоения космоса; беседы о
Великой Отечественной войне, военных профессиях, профессиях на войне;
рассматривание иллюстраций военной техники; беседы о городах мира,
памятных местах и интересных архитектурных сооружениях мира; практика
–
конструирование
городских
зданий
сложного
со
сложным
фундаментом(Цирк, Вокзал, Дворец спорта); конструирование по замыслу
«Город будущего»; конструирование Московского Кремля; Красной
площади; конструирование по замыслу и иллюстрациям архитектурных
сооружений городов России; конструирование персонажей древнеславянских
былин; карнавальных масок и героев карнавала; конструирование по замыслу
«изобретаем автомобиль»; конструирование персонажей известных детских
произведений; конструирование по схемам, иллюстрациям и замыслу «Мой
космос»; конструирование военной техники, фигуры человека- военного;
конструирование по замыслу «Я – путешественник»
3. Промежуточная аттестация (2 часа): участие в районном конкурсе
начального технического моделирования; выставка работ в объединении.
4. Итоговая аттестация (2 часа): выставка работ в объединении
5. Итоговое занятие(2часа): «Я люблю Лего» - выставка домашних работ.
Ожидаемые результаты
- Умение конструировать объемные модели.
- Умение передавать в моделях людей и животных особенности характера
персонажа.
- Умение планировать конструктивные действия.
- Сформированность понятия о едином конструктивном замысле.
- Умение конструирования части постройки в соответствии с общим
замыслом.
20
3. Воспитание
Цель, задачи, целевые ориентиры:
3.1 Развитие личности и социализация детей на основе духовнонравственных
ценностей и принятых в российском обществе правил и
норм поведения в
интересах человека, семьи.
3.2 - формирование интереса и потребности в техническом творчестве;
- формирование и развитие коммуникативных навыков путём создания
игровых условий для сюжетно-ролевой игры;
- формирование трудолюбия, дисциплинированности,
доброжелательности;
3.3 Восприимчивость к разным видам искусства, ориентации на творческое
самовыражение, реализацию своих творческих способностей, на
эстетическое обустройство своего быта в семье;
осознание ценности жизни, здоровья и безопасности, значения личных
усилий в сохранении и укреплении здоровья, соблюдения правил личной
и общественной безопасности;
установки на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение
гигиены, режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность
Формы и методы воспитания
Основной формой воспитания является практическое учебное занятие, в ходе
которого выполняются конструкторские задачи, организуются сюжетноролевые игры в индивидуальном порядке, в парах или подгруппах, итоговые
занятия - организация выставок.
Методами, формирующими сознание воспитанников, выступают: беседа,
объяснение, внушение, убеждение; методы организации деятельности:
инструктаж, упражнение, создание воспитывающих ситуаций; методы,
создающие мотивацию деятельности: поощрение, порицание, создание
ситуации успеха.
Все эти методы способствуют усвоению и применению правил поведения
и коммуникации, формированию позитивного и конструктивного отношения
к событиям, в которых они участвуют, к членам своего коллектива.
Анализ результатов воспитательной работы при реализации данной
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
происходит в процессе педагогического наблюдения, а также отзывов, так
называемых «внешних экспертов»: родителей, других обучающихся,
педагогов смежных направленностей.
21
Календарный план воспитательной работы
№
п/п
1
Название события,
мероприятия
Форма проведения
Посвящение в
воспитанники ДЮЦ
участие в
мероприятии
«Волшебный мир Лего»
вводное занятие,
беседа, практическая
деятельность
Правила поведения в
помещении СП и на
занятии
Правила дорожной
безопасности;
безопасности
жизнедеятельности
Я и моя семья
инструктаж
инструктаж;
беседа
цикл бесед
Сроки
сентябрь
Воспитательный результат
Информационный продукт,
иллюстрирующий успешное
достижение цели события
(ссылки на размещение)
Фотоотчёт в группе СП в
социальной сети ВК
Приобщение воспитанников к команде
ДЮЦ, знакомство с коллективом,
вовлечение в образовательный процесс
сентябрь
Вовлечение воспитанников группы 1 г.о. в Фотоотчёт для родителей в
творческую деятельность по
группе Вайбер
конструированию; знакомство
воспитанников 2,3г.о. с новинками Лего,
постановка задач учебного года для
возобновление интереса к техническому
творчеству
сентябрь
Воспитание уважения к правам и
январь
обязанностям человека; воспитание
социальной коммуникации
октябрь
Формирование ответственного и
январь
положительного отношения к личной
март
безопасности и здоровому образу жизни;
май
формирование активной жизненной
позиции в вопросах личной гигиены,
правил поведения на дороге, в быту, в
межличностном общении
ноябрь, март Углубление представления воспитанников
о ценности семьи, о различных
социальных ролях взрослых и детей в
семье(мама-папа, сын-дочь, бабушка дедушка, братья- сестры); о соблюдении
традиций, объединяющих близких людей;
воспитание уважительного отношения и
милосердия к членам семьи;
Скоро-скоро Новый год
выставка работ
внутри объединения
Участие в конкурсах
технического творчества
занятие
в течение
года
Проектная деятельность
подготовка
сообщения и
выступление с
мини-рефератами на
темы из УТП
в течение
года
С днем Защитников
Отечества
Международный
женский день
декабрь
выставка работ
февраль
выставка работ
март
формирование чувства любви к Родине,
как большой семье
Углубление интереса к творческой
конструкторской деятельности;
формирование художественного вкуса;
создание «ситуации успеха»;
развитие коммуникативных навыков при
работе в группе
Воспитание самоконтроля и
самостоятельности; предоставление
возможности самореализации; развитие
критического взгляда на результаты своей
деятельности, развитие умения
анализировать результаты и обобщать
полученный опыт для дальнейшего
совершенствования; повышение
самооценки, развитие мотивации
дальнейшего творческого
роста через создание портфолио
Формирование творческой,
саморазвивающейся личности;
приобретение опыта сотрудничества со
сверстниками и взрослыми;
создание положительного опыта
семейного взаимодействия в процессе
подготовки;
Воспитание российской гражданской
идентичности, чувства патриотизма;
воспитание уважительного отношения к
основным символам государства
Расширение знаний о культурных
традициях и государственных праздниках;
воспитание положительного отношения к
Фотоотчёт в группе СП
социальной сети ВК
Фотоотчёт для родителей в
группе Вайбер
Фотоотчёт для родителей в
группе Вайбер
Фотоотчёт для родителей в
группе Вайбер
23
День космонавтики
выставка работ
апрель
С Днём Победы
выставка работ
май
Ура, каникулы
Итоговое занятие
май
женщине; повышение интеллектуального
уровня воспитанников при знакомстве с
историей и традициями праздника;
активизация творческого потенциала;
укрепление дружеского отношения
внутри группы
Воспитание российской гражданской
идентичности, чувства патриотизма;
представление о национальных героях и
важнейшем событии в истории России
Воспитание российской гражданской
идентичности, чувства патриотизма;
представление о национальных героях и
важнейшем событии в истории России
Закрепление положительного отношения
к конструкторской деятельности;
формирование чувства удовлетворенности
от творческой самореализации и
устойчивого желания продолжить занятия
техническим творчеством
Фотоотчёт в группе СП
социальной сети ВК
Фотоотчёт в группе СП
социальной сети ВК
24
2. Комплекс организационно-педагогических условий реализации
программы
Календарный учебный график
Этапы образовательного процесса
1 год обучения
01 сентября
36 недель
144 часа
2 год
обучения
01 сентября
36 недель/
144 часа
Начало учебного года
Продолжительность учебного года
Продолжительность учебного
занятия
Промежуточная аттестация
01 сентября
36 недель
144 часа
45 минут
45 минут
45 минут
С 15 по 30
декабря
С 15 по 30
апреля
-
С 15 по 30
декабря
С 15 по 30
апреля
-
С 15 по 30
декабря
-
Окончание учебного года
Каникулы зимние
31 мая
С 1 по 7 января
2024
31 мая
С 1 по 7
января 2024
С 15 по 30
апреля
31 мая
С 1 по 7 января
2024
Каникулы летние
С 1 июня
2024 г.
С 1 июня
2024 г.
С 1 июня
2024 г.
Итоговая аттестация
3 год обучения
Методическое обеспечение программы
Учебно-методическое оснащение
- учебно-методические пособия по Lego-конструированию;
- наглядные пособия и образцы по темам программы;
- информационная и литературная подборка по темам занятий.
Материально-техническое оснащение
- специализированные столы для проведения занятий;
- пластины для крепления кубиков и моделей;
- 10 – 12 базовых игровых наборов Lego-sistem;
- дополнительные Lego-наборы (и детали) для создания игровых ситуаций;
Список литературы
Для педагога:
1. Б.П.Никитин «Ступеньки творчества или развивающие игры» М.:
Просвещение,1990.
2. Методика обучения игровой деятельности и конструированию.
3. под редакцией Т.С.Комаровой М. Просвещение ,1991.
4. Программа «Развитие» Руководитель JI. А.Венгер М.,1992.
5. Н.Ф. Тарловская «Конструирование. 4-5 лет.» М.: Молодая Гвардия,
1997.
6. М.В. Аксенов «Лего - мастер», М.: Кристалл, 1999.
7. Парамонова Л.А. «Детское творческое конструирование», М., 1999.
8. Н.М. Конышева «Конструирование как средство развития младших
школьников
на уроках труда. Пособие для учителей» М.: МПСИ, 2000.
9. И.Д. Демакова «Воспитательная деятельность педагога в современных
условиях». - С-Пб.: Каро, 2007.
10. Л.Н. Буйлов, Г.П. Буданова «Дополнительное образование.
Нормативно-правовые документы и материалы» М.: Просвещение, 2008.
11. Т.В. Плахова «Портфолио классного коллектива». Волгоград:изд.
Учитель, 2011.
12. Интернет – ресурс: www.phantoms.su/index.php?showtopic=20950
Для детей:
1. А. Дорохов «Зелёный, жёлтый, красный» М: Детская литература, 1975.
2. Л. Яхнин «Сколько братьев у нашего дома» М.: Малыш, 1981.
3. Журналы «ЛЕГО – самоделки» М.: Эгмонт Россия Лтд , 2000 – 2001.
4. Г. Харенко «Угадай сказки» М.: Аст-Пресс, 2000.
5. О.В. Артемьева «200 интересных фактов» М.: Росмэн – Пресс, 2002.
6. Военная энциклопедия М.: Росмэн, 2009.
26
№
ФИ
Предметные результаты
Общий балл
лидерские качества
дисциплинированность
проявление творчества
навыки работы в паре, в коллективе
конфликтность (проявление общительности,
дружелюбия)
Метапредметные результаты
соблюдение норм личной гигиены
Общий уровень знаний по окружающему
миру
умение создавать и презентовать
творческий проект
умение видеть и анализировать
конструкции реальной жизни и образцы
самостоятельное осуществление контроля
качества результатов собственной
практической деятельности
соблюдение правил техники безопасности
знание простейших основ технологии,
механики
умение планировать предстоящую
практическую деятельность, определять
объём работ и необходимое количество
деталей
конструирование по замыслу
конструирование по заданным
условиям
конструирование по образцу, схеме
практика: умение различными способами
крепить кубики
теория: владение специальной терминологией
конструкторской деятельности
Приложение 1
Контрольно-измерительные материалы
Мониторинг результатов освоения дополнительной образовательной программы «Увлекательный мир LEGO» (1-е полугодие/ 2-е полугодие)
Личностные результаты
1
Низкий уровень 0 - 6 баллов
Средний уровень 7-12 баллов
Высокий уровень 13-18 баллов
27
Приложение 2
Методическое обеспечение
Наименование раздела
I. ВВЕДЕНИЕ.
II. Базовые постройки
III. Тематические
постройки
Формы организации
УВП
Интегрированное
занятие
Учебное занятие
Интегрированное
занятие
Формы
организации
деятельности
воспитанников
Методы
Групповая
-словесные: рассказ,
беседа;
-наглядные:
демонстрация;
- практические:
практическая работа
(конструирование)
Групповая
-словесные:
объяснение;
-наглядные:
демонстрация;
-практические:
практическая
работа(конструир-ие)
Группа
словесные:
рассказ,беседа,
объяснение;
наглядные:
иллюстрации, схемы
Дидактический
комплекс,
оборудование
специализированные
столы, кубики Лего –
стандарт;
каталоги Лего, готовые
модели;
специализированные
столы, кубики Лего –
стандарт,
дополнительные Легоэлементы, Легочеловечки, аксессуары
к сюжетно-ролевым
играм по темам
занятий;
схемы, иллюстрации
раздаточный материалкарточки
Аналогично
разделу II
Формы подведения
итогов по разделу
Творческая работа
Диагностические
карты
Диагностические
карты, организация
выставок
28
IV.Пространственные
постройки
V. Промежуточная и
итоговая аттестация
Интегрированное
занятие
КТД, ИТД
Группа
работа в парах
Межгрупповая
практические:
конструирование,
дидактические игры
словесные: чтение
отрывков, краткий
пересказ,беседа;
наглядные:
иллюстрации
произведений по темам
занятий;
продуктивные:
дискуссия, частичнопоисковый
Репродуктивный:
практическая работа,
Продуктивный:
эвристический
Аналогично
разделу II
специализированные
столы, кубики Лего –
стандарт,
дополнительные Легоэлементы, Легочеловечки, аксессуары
к сюжетно-ролевым
играм по темам
занятий;
Иллюстрации, схемы;
учебные пособия
Диагностические
карты, организация
выставок, открытое
занятие
Участие в
районных,
городских
выставках,
конкурсах,
29
Учебно-тематический план (дистант)
2 год обучения
№
п/п
Название раздела, темы
2.4
Вводное занятие
Самостоятельное
конструирование «Летние
впечатления»
Базовые постройки
Повторение:
конструирование дома в
трехмерном пространстве с
выделением основных
компонентов (фундамент,
оконные проемы, крыша)
Конструирование домов с
различной конфигурацией
фундамента: многоугольная,
круглая форма
Орнамент на фасаде дома
3
Промежуточная аттестация
1
2
2.1
2.3
4
4.1
4.2
4.3
4.4
4.5
Количество часов
всего теория практика
2
1
1
1
2
Формы контроля и
аттестации
беседа; викторина;
самостоятельная работа
10
Тематические постройки
«Наша планета глазами
20
Лего-конструкторов»
Зарождение жизни-мир
динозавров:
конструирование по замыслу
и инструкциям.
Новый год в парке Юрского
периода – коллективная
работа
Жизнь первобытных людей:
Первые поселения (принцип
ступенчатой кладки)
Сюжетно-ролевая игра с
элементами конструирования
«Охота первобытных людей»
Чудеса света древнего мира:
Пирамида Хеопса
Александрийский маяк
Коллос Родосский
Олимпийские игры Греции
Мир рыцарей:
конструирование по
словесной инструкции,
иллюстрациям, схемам
Славянский мир:
Деревянное зодчество Руси Воинская слава Руси:
Пехота и конница;
кораблестроение;
опрос; самостоятельная
работа
1
1
2
4
2
2
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
конкурсно-игровая
программа
выставка работ в
объединении;
участие вонлайнконкурсе-выставке
начального
технического
моделирования;
конкурсно-игровая
программа с элементами
конструирования;
наблюдение;
диагностические карты
выставка работ в
объединении;
выставка работ в
объединении;
наблюдение
4.6
4.7
4.8
самолётостроение;
современные виды боевой
техники
Народные промыслы:
конструирование на
плоскости и в пространстве:
Хохломская роспись; Гжель;
Павлово-Посадские платки;
Тульский пряник; Матрёшка
Покорение космоса:
конструирование по
словесной инструкции и
замыслу
Страницы Великой истории:
Военная техника
Путешествие в Леголэнд
парк – коллективная работа
5
Промежуточная аттестация
2
6
Итоговое занятие
всего часов
2
44
1
4
1
4
1
4
выставка работ в
объединении;
наблюдение
выставка работ в
объединении
выставка работ в
объединении
выставка работ в
объединении;
диагностические карты
2
2
15
29
Учебно-тематический план (дистант)
3 год обучения
№
п/п
1.
1.1
2.
2.1
2.2
2.3
Название раздела, темы
Вводное занятие
Правила работы с
конструктором; правила
работы за компьютером
Тематические Постройки:
«Я – гражданин России. Я –
гражданин мира»
Я живу в городе Челябинске:
городские постройки;
городские архитектурные
достопримечательности
Столица нашей Родины –
Москва
Интересные архитектурные
сооружения на территории
России и мира
3
Промежуточная аттестация
2.4
Праздники народов России и
мира- конструирование по
Количество часов
всего теория практика
2
Формы контроля,
аттестации
2
36
1
3
1
3
1
4
2
2
1
4
Наблюдение;
выставки в
объединении;
самостоятельное
конструирование
Участие в конкурсе
технического
моделирования;
выставка работ
самостоятельное
конструирование
31
2.5
2.6
2.7
2.8
иллюстрациям
Произведения для детей и
детские авторы – юбиляры
года - Лего иллюстрации
известных произведений
детских писателей и поэтов
Мой Космос –
конструирование по замыслу и
иллюстрациям
Страницы Великой истории:
Великая отечественная война
в Легоконструкциях
Я – путешественник –
конструирование по замыслу
1
4
1
4
1
4
1
4
4
Итоговая аттестация
2
2
5
Итоговое занятие
всего часов
2
44
2
36
8
онлайн- выставка
работ в объединении
32