Театр моды Кружева

Марьина Анжелика Рафкатовна

МБУДО «ДЮЦ г. Челябинск»

1

Марьина Анжелика Рафкатовна

МБУДО «ДЮЦ г. Челябинск»

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы

«Театр моды «Кружева»
Тип программы

Модифицированная

Образовательная область

Швейное дело, искусство

Направленность деятельности

Художественная

Способ освоения содержания
программы

Объяснительно-иллюстративный,
творческий, практический,
алгоритмический, исследовательский

Уровень освоения содержания
программы

Продвинутый

Возрастной уровень реализации
программы

12-18 лет

Форма реализации программы

Групповая

Продолжительность реализации
программы

1 год

Год разработки программы

2022 год

2

Марьина Анжелика Рафкатовна

МБУДО «ДЮЦ г. Челябинск»

КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Направленность
программы.
Дополнительная
общеобразовательная
общеразвивающая программа художественной направленности «Театр моды
«Кружева» разработана на основании нормативно-правовых документов:
– Конвенция ООН «О правах ребёнка», одобренная Генеральной Ассамблеей ООН
20.11 1989г.
– Федеральный закон от 29 декабря 2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации» (ред. от 17.02.2023) (с изм. и доп., вступ. в силу с 28.02.2023).
– Национальный проект «Образование» (утв. президиумом Совета при Президенте
РФ по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24
декабря 2018 г.№16) «Успех каждого ребёнка», «Цифровая образовательная
среда», «Молодые профессионалы», «Социальная активность»/
– Распоряжение Правительства РФ от 31 марта 2022 № 678-р «Об утверждении
Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 г. и плана
мероприятий по ее реализации».
– Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября
2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи».
– Приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 30.12.2020 №
01/2795 «Об утверждении Концепции развития региональной системы воспитания
и социализации обучающихся Челябинской области на 2021–2025 годы».
– Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03 сентября 2019
№ 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем
дополнительного образования детей».
– Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 02 февраля 2021 №
38 «О внесении изменений в Целевую модель развития региональных систем
дополнительного образования детей, утвержденную приказом Министерства
просвещения Российской Федерации от 03 сентября 2019 № 467».
– Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27 июля 2022 №
629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
– Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 22
сентября 2021 № 652н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог
дополнительного образования детей и взрослых».
– Письмо Министерства просвещения России от 30 декабря 2022 № АБ-3924/06 «О
направлении методических рекомендаций» (вместе с Методические рекомендации
«Создание современного инклюзивного образовательного пространства для детей с
ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов на базе

3

Марьина Анжелика Рафкатовна

МБУДО «ДЮЦ г. Челябинск»

образовательных
организаций,
реализующих
дополнительные
общеобразовательные программы в субъектах Российской Федерации»).
– Письмо Минобрнауки РФ от 18.11.2015 №09-3242 «О направлении
рекомендаций» (вместе с Методическими рекомендациями по проектированию
дополнительных общеразвивающих программ).
– Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года
(утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015
г. № 996-р);
– Закон Челябинской области от 29.08.2013 № 515-30 «Об образовании в
Челябинской области».
Документы и локальные акты учреждения:
– Устав МБУДО «ДЮЦ»;
– Программа развития МБУДО «ДЮЦ»;
– Программа воспитания МБУДО «ДЮЦ»;
– Положение МБУДО «ДЮЦ» о дистанционном обучении;
– Положение о системе оценок, форм, порядке и периодичности промежуточной и
итоговой аттестации обучающихся.
– Положение о разработке дополнительной общеобразовательной программы в
МБУДО «ДЮЦ»
– Положение об организации образовательного процесса в МБУДО «ДЮЦ».
Содержание программы направлено на воспитание и сохранение устойчивого
интереса к ручному труду - швейному ремеслу, развитие творческой личности,
объемно-пространственного
мышления,
формирование
многочисленных
практических навыков, реализации способностей и желаний, на создание условий
для самореализации и самосовершенствования личности ребенка.
Программа реализуется на бюджетной основе.
АКТУАЛЬНОСТЬ, ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТЬ,
ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОГРАММЫ.
Шить своими руками и представлять свои изделия как творения миру – это
лучший способ быть индивидуальным, выглядеть оригинально, а также
возможность создать красивое пространство и собственный быт вокруг себя.
Когда создаешь что-то неповторимое, - это приносит огромную радость, при
этом, можно выразить свою эксклюзивность и найти собственный стиль, а мода
предоставляет безграничный простор для фантазии.
Из всего многообразия видов творчества швейное искусство заметно
«набирает обороты» и является наиболее популярным видом самореализации и
профессиональной успешности среди мастеров, любителей рукоделия. Видеть
красоту швейных изделий, попробовать изготовить их своими руками – это важно
и интересно!
Сегодня швейное дело можно смело называть искусством, потому что никто
не усомнится в важности формирования эстетической составляющей части нашей
4

Марьина Анжелика Рафкатовна

МБУДО «ДЮЦ г. Челябинск»

жизни. Нельзя сказать, что человек, украшая себя, работает только в одном
направлении, он непрерывно анализирует и стремится улучшить все, что его
окружает.
В современном мире с появлением больших технических возможностей и
удобного оснащения заниматься шитьем очень интересно, модно, доступно и
«затягивает». А насыщенность рынка материалами и инструментами для
творчества не оставляет равнодушными никого и позволяет создавать изделия как
опытным мастерицам, так и любителям швейного дела.
Людей привлекает красота, необычность и изысканность изделий и
материалов. Все чаще модники подходят индивидуально к созданию своего
образа. Без него не обходится ни один бал для старшеклассников или утренник,
выпускной для детей младшего возраста. В завершение работы над модным
костюмом, изготавливают подходящие аксессуары в виде украшений или что-то из
галантерейной группы.
Швейные цеха и творческие студии приобретают все большую популярность
населения, радуют своим развитием и доступностью к реализации мечты. Все
вокруг что-либо изобретают и создают, но развивающийся мир шитья
предполагает непрерывное получение новейших знаний и навыков.
Большой интерес к изготовлению индивидуальной одежды проявляют как
младшие, так и старшие школьники и способны выполнять швейные работы в
соответствии со своими умениями по возрасту. Возможность проявить свою
фантазию, изобретательность, удовлетворить свои амбиции, привлекает как
девочек, так и мальчиков.
Включение в дело портного детей, преимущественно начиная с
подросткового возраста, - одно из главных условий полноценного эстетического
воспитания ребенка, его художественно-творческих способностей и качественного
обучения ремеслу, а также формированию своевременной профессиональной
ориентированности школьников.
Направленность программы. Данная образовательная программа имеет
художественную направленность, которая позволяет реализовать многие
позитивные идеи отечественных мастеров, а также сделать обучение детей
радостным и интересным. Основным моментом занятий является деятельность
самих учащихся, когда они наблюдают, сравнивают, классифицируют,
группируют, фантазируют, делают выводы, выясняют закономерности и
действуют.
Программа направлена на воспитание и сохранение устойчивого интереса к
ручному труду - швейному ремеслу, развитие творческой личности, объемнопространственного мышления, формирование многочисленных практических
навыков, реализации способностей и желаний, на создание условий для
самореализации и самосовершенствования личности ребенка. Она нацелена на
планомерное
развитие
творческой
инициативы,
самопрезентации,
самостоятельности и высокой самооценки детей. Это является залогом
формирования склонностей к определенной деятельности. Ведь важно приобщить
ребенка к рукоделию, так как такие занятия еще и развивают у ребенка разные
5

Марьина Анжелика Рафкатовна

МБУДО «ДЮЦ г. Челябинск»

области рук, мелкую моторику пальцев, учат лучшей координации движений, что
повышает общий умственный потенциал ребенка, а также позволяет получить
удовольствие от процесса, создать авторские коллекции с применением различных
техник, вложить в них частичку себя.
Программа весьма актуальна, поскольку проблема развития детского
творчества в настоящее время является одной из наиболее важных и уязвимых тем,
как в теоретическом, так и в практическом плане, ведь речь идет об условии
формирования индивидуального своеобразия искусства в воспитании детей. Оно
пробуждает первые яркие, образные представления о Родине, её культуре,
способствует воспитанию чувства прекрасного, развивает творческие способности
детей. А разнообразие занятий помогает поддерживать у детей высокий уровень
интереса к шитью и самопрезентации; является комплексной, вариативной,
предполагает
формирование
ценностных
эстетических
ориентиров,
художественно-эстетической оценки и овладение основами деятельности, дает
возможность каждому воспитаннику реально открывать для себя волшебный мир
швейного ремесла, проявить и реализовать самые смелые задумки, используя свои
способности.
Актуальность программы также обусловлена несомненным ростом интереса
населения по всему миру к собственноручному созданию одежды и текстильных
предметов, украшений и аксессуаров ручной работы, обучению увлекательному и
полезному ремеслу, чтобы нравиться себе и окружающим, а ещё – удивлять своей
работой единомышленников и всех окружающих.
Новизна программы состоит в том, что она показывает развивающие
функции швейного дела народов России и мира, как целостного этнического,
культурно-исторического и социально-педагогического феномена, что эти функции
в их интегрированном виде ориентированы на обеспечение личностного роста
детей. Исходя из этого, программа построена на эстетическом воспитании
школьников, сочетающая опору на культурную традицию и инновационную
направленность.
Ее
развитие
предполагает
реализацию
научно
–
исследовательских проектов по созданию авторских работ индивидуальной
разработки.
Отличительной особенностью данной общеобразовательной программы
является то, что она дает возможность каждому ребенку попробовать свои силы в
разных видах швейного искусства и его подачи.
Можно выбрать приоритетное направление и максимально реализовать себя
в нем, применяя нестандартные образы мышления. Помимо применения созданных
швейных изделий по своему прямому назначению, прекрасные предметы
гардероба и аксессуары, созданные своими руками, могут участвовать и стать
призерами, обладателями памятных наград в конкурсно-выставочной
деятельности, модных показах, научно-исследовательской работе.
Педагогическая целесообразность программы состоит в том, что она
направлена
на
организацию
содержательного
досуга
обучающихся,
удовлетворение их потребностей в активных формах познавательной деятельности,
чтобы нести в мир детства и взросления все нравственные ценности, помочь
6

Марьина Анжелика Рафкатовна

МБУДО «ДЮЦ г. Челябинск»

ребенку открыть этот мир во всем богатстве и многообразии. А, значит, любое
занятие, творческое дело, встреча, беседа и другие мероприятия подчинены
единственной цели – всесторонне развивать личность ребенка и раскрыть лучшие
человеческие качества.
Программа построена на педагогическом принципе поэтапного усложнения
материала и учитывает возрастные и индивидуальные возможности
воспитанников.
Педагогические приемы обусловлены следующими факторами:
- формированием взглядов учащихся – убеждение, пример, разъяснение;
- организацией деятельности – приучение, упражнение, показ, подражание,
требование;
- стимулированием и коррекцией – поощрение, похвала, соревнование,
оценка и др.;
- сотрудничеством, позволяющим руководителю и воспитаннику быть
партнерами в увлекательном процессе образования.
Наблюдается, что ребенок, увлеченный швейным занятием, становится
трудолюбивым, усидчивым, аккуратным, собранным, самокритичным, активным,
более сдержанным, дисциплинированным, инициативным, настойчивым,
терпимым, и дружелюбным. В процессе обучения он привыкает самостоятельно
думать, принимать решения, доводить дело до конца, не унывать при неудачах,
всем помогать, тем самым, улучшая качество жизни.
Индивидуальному общению и обучению способствует форма в режиме
дистанционного обучения. Получение знаний и навыков в таком формате
позволяет компенсировать пропущенные занятия в кружке и освоить
дополнительный материал по теме/предмету. Позаниматься можно, пообщавшись в
прямом эфире, просмотрев видео/фото уроки на специально подготовленных
платформах. Темы, изучаемые в «дистанте» имеют переменное значение в
зависимости от причины перехода на данный вид обучения в определенный период
времени (завершение и повторение задания).
По мере получения учебных материалов и освоению тем, учащимися
организуется обратная связь с педагогом: презентуются выполненные работы для
оценивания и дальнейших рекомендаций.
Дистанционное обучение также может вводиться в случае отмены очной
формы занятий в вынужденной мере: погодные условия, карантинные
мероприятия, каникулярное время и др. В подобной ситуации темы занятий
подаются с одинаковой формулировкой для всех годов обучения, но в каждой из
них предлагается вариация с учетом уровня подготовленности учащегося.
Следует отметить, что, как правило, учебный материал в онлайн-формате
направлен на повторение и закрепление пройденного в очной форме, прохождение
коротких курсов – мастер-классов (фото/видео и др.), так как новые темы могут
иметь высокую степень усвоения только при очной форме обучения с
возможностью наглядного показа, корректировок и отработки (см. Приложение 1).
Дистанционное обучение не призвано стать заменой очной формы занятий в
дополнительной системе образования, но в современном мире находит свою
7

Марьина Анжелика Рафкатовна

МБУДО «ДЮЦ г. Челябинск»

высокую значимость как дополнение к образовательной программе, а также может,
являться её «особенным украшением».
АДРЕСАТ ПРОГРАММЫ И СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ
ПРОГРАММЫ
Образовательная программа «Кружева» разработана на один год обучения.
Программа предусматривает изучение необходимых теоретических сведений по
выполнению швейных изделий и участие в тематических мероприятиях.
Содержание теоретических сведений согласовывается с характером
практических работ по каждой теме. На теоретическую часть отводится не более
30% общего объема времени. Остальное время посвящается практической работе.
Теория преподносится в форме лекции, беседы, видео занятий, сопровождается
презентацией, объяснением приемов работы и ответами на вопросы обучающихся.
В ходе обучения происходит общее знакомство учащихся со швейным делом,
основной «капсулой» повседневной одежды и белья, их практическая отработка.
Далее ребята получают более углубленные знания и навыки швейного дела,
выполняют усложненные изделия, разрабатывают авторские стилизованные
коллекции, знакомятся с услугами ателье, выполняя ремонтные работы на одежде,
участвуют в модных показах и конкурсах, проводят обучающие мастер-классы.
Помимо этого, они непрерывно обучаются, посещая мастер-классы и
производственные экскурсии, репетиции и примерки для модных показов, с
помощью которых появляется возможность быть всегда в курсе и тренде в
области ручного труда.
Планируемая на занятиях практическая работа не является жестко
регламентированной. Учащиеся реализуют свои творческие замыслы, готовят
изделия, украшения и аксессуары к различным торжествам в комфортном ритме.
Такой подход, ориентированный на запрос детей и их родителей, позволяет
повысить уровень знаний и поддерживать постоянный интерес и спрос учащихся.
Практические результаты и темп освоения программы является
индивидуальными показателями, так как зависят от уровня подготовленности и
творческого потенциала.
Возраст детей для реализации данной образовательной программы – 12 - 18
лет. Дети этого возраста способны на высоком уровне осваивать разнообразную
информацию, преобразовывать в виде материальных объектов и оценивать в
соответствии с предложенными критериями свои работы и остальных учащихся, а
также давать рекомендации. Большую роль для подростков играют благоприятные
условия объединения в окружении сверстников и общение с ними, поэтому в
коллективе всех ждет уютная атмосфера и теплый прием. В общении формируются
и развиваются коммуникативные способности.
Характерной особенностью возраста 12-18 лет является готовность и
способность ко многим различным видам обучения. Они проявляют трудолюбие и
самостоятельность, а также настойчивость на пути к достижению цели. Данная
8

Марьина Анжелика Рафкатовна

МБУДО «ДЮЦ г. Челябинск»

программа предусматривает разные модули, участие в конкурсах и модных
показах. Подростковый возраст отличается повышенной интеллектуальной
активностью, которая стимулируется не только естественной возрастной
любознательностью, но и желанием развить, всегда красиво и необычно выглядеть,
продемонстрировать окружающим свои способности, получить высокую оценку с
их стороны, но и сами готовы к критике других.
Часто возрастной особенностью является совершенствование самоконтроля
деятельности. В труде идет активный процесс становления тех практических
умений и навыков, которые в будущем могут понадобиться для совершенствования
творческих способностей, а иногда и выбора профессии.
Требований специальных знаний и вступительных испытаний при
зачислении в объединение не предусмотрено. В группу преимущественно
принимаются дети, владеющие определенными умениями и наделенные большим
интересом в области шитья, приветствуется прием выпускников швейных
объединений.
Занятия проводятся в группах, но с индивидуальным подходом и
консультированием каждого обучающегося.
РЕЖИМ ЗАНЯТИЙ И УСЛОВИЯ РАБОТЫ
Программа рассчитана на 1 год обучения. Занятия проводятся 2 раза в
неделю по 3 часа, из расчёта 36 учебных недель, 216 учебных часов в год.
Продолжительность одного часа занятий 45 мин. Занятия проводятся с 10минутным перерывом, согласно Сан ПиН. Занятия могут проводиться и быть
разработаны как в очной форме обучения, так и дистанционно (удаленно) в
соответствии с условиями текущих событий.
Наполняемость группы обучения составляет 10 человек.
- занятия проводятся во внеурочное время;
- обучение организовано на добровольных началах обучающихся и на
основании заявления родителей;
- группы сформированы по возрастному признаку: первая группа - 11-12 лет,
вторая - 13-18 лет, возможно обучение в разновозрастных группах;
- детям предоставляется возможность приятного времяпровождения путем
удовлетворения общения с единомышленниками в сочетании с изучением
различных направлений рукоделия;
- допускается переход воспитанников из одной группы в другую, а также на
режим дистанционного обучения, при возникновении объективных условий..
Дети могут менять расписание своих занятий при следующих условиях:
пропуски, изменения времени школьных уроков, стремление к освоению
дополнительных знаний и умений или углубленному изучению выбранного
модуля.
В период школьных каникул, по причине пропусков занятий по
уважительной причине, отмены занятий вследствие различных обстоятельств
коллектив переходит на обучение в дистанционной форме. Её прохождение
9

Марьина Анжелика Рафкатовна

МБУДО «ДЮЦ г. Челябинск»

предусматривает создание/наличие закрытой группы в социальной сети и
просмотр/выполнение в ней, предложенных педагогом мастер-классов,
видео/фотоматериалов, здесь же задаются вопросы (в виде комментариев или
лично), решаются затруднения, обсуждается работа над ошибками.
По ходу освоения онлайн занятий – по окончании каждого раздела
образовательной программы, обучающиеся предоставляют видео/фотоотчеты о
проделанной работе.
Обеспечение условий, способствующих самоопределению, саморазвитию,
самореализации, адекватной самооценке личности – один из важнейших принципов
работы.
ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
И ВИДЫ ЗАНЯТИЙ
Каждое занятие специфично по своей конкретной цели по логике и по своей
структуре. Основные функции методов обучения состоят в том, чтобы:
- обеспечить взаимосвязанную деятельность педагога и обучающегося по
обеспечению освоения учебного содержания в соответствии с задачей;
- способствовать воспитанию и развитию учащихся;
- активизировать учебно-познавательную деятельность ребенка
Исходя из этого, при выборе определенных методов обучения учитывается
особенность контингента детей. Каждое занятие является формой реализации всех
функций процесса обучения, организует мотивированную учебно-познавательную
деятельность каждого ребенка, качества знаний формируется в системе,
индивидуализация обучения осуществляется через дифференцированный подход
путем создания условий для усвоения учебного материала с учетом темпа и дозы
индивидуально. В целом, работа педагога характеризуется особым собственным
стилем, манерой работы.
Форма организации образовательного процесса - групповая с
индивидуальным подходом. Она имеет свои преимущества и особенности.
Групповая форма организации деятельности позволяет осваивать правила
работы в команде, «тандеме» в профессиональном и психологическом плане.
Разделение труда значительно сокращает временные затраты и ориентирует на
создание работ высокой сложности в короткие сроки. Данная форма организации
деятельности очень помогает в процессе подготовки к выставкам.
К практическим заданиям, конкурсам, выставкам и показам, адресованным
обучающимся, могут привлекаться и родители.
Учитывая возрастные и психологические особенности воспитанников в ходе
реализации программы, используются различные формы и методы обучения – это
рассказ, беседа, лекция, объяснение, практические упражнения, экскурсия,
творческая мастерская и др.
В пределах одного занятия виды деятельности могут несколько раз меняться.
Это способствует удержанию внимания учащихся и позволяет не допустить их
переутомления, отдохнуть.
10

Марьина Анжелика Рафкатовна

МБУДО «ДЮЦ г. Челябинск»

Таблица 1
Формы и методы обучения
Основная форма
Познавательное
Теоретическая часть

Образовательная задача,
решаемая на занятиях
занятие. Передача информации

Методы

Беседа,
рассказ,
лекция, видеоурок,
презентация
Практическое занятие по
Обучение.
Упражнения,
отработке определенного
Вырабатывать
умение эксперименты,
умения
обращаться
с
предметами, наглядные мастеринструментом,
материалами. классы
Научить применять теорию в
практике,
учить
трудовой
деятельности
Самостоятельная
Поиск
решения
проблемы Упражнения,
деятельность детей
самостоятельно
обсуждения,
рекомендации
Творческие упражнения
Применение знаний в новых Упражнения,
условиях,
обмен
идеями, взаимная
опытом, работа на качество и проверка,
скорость.
Повышенная временная работа
сложность работы
в группах
Игровая форма
Создание
ситуации Короткая
игра,
занимательности
игра-оболочка
Конкурсы
Контроль знаний, развитие Игра,
коммуникативных отношений. тестирование,
Корректировка знаний, умений, тренинги
развитие
ответственности,
самостоятельности
Выставки, модные показы
Массовая
информация
и Экспозиция
наглядная
информация,
пропаганда творчества, оценка
роста мастерства
Тематические
экскурсии, Обмен или предоставление Презентации,
Мастер-классы
опыта
обучение
Занятие соревнование
Закрепление умений, знаний, Игра
навыков
Занятие – деловая игра
Усиление мотивации учения, Урокформирование познавательной путешествие,
деятельности, углубление и урок-экскурсия,
расширение знаний, перенос урок-интервью,
11

Марьина Анжелика Рафкатовна

Занятие - зачет

Модульное занятие

МБУДО «ДЮЦ г. Челябинск»

теоретического
учебного
материала в практическую
деятельность
Подведение итогов, выявление
осознанности
знаний,
повышение ответственности за
результат своего труда
Способствует пооперационному
усвоению материала, контроль
знаний, умений, навыков, их
коррекция

урок-презентация
и т.д.
Индивидуальное
или
групповое
занятие,
собеседование
Самостоятельная
деятельность

Создание ситуаций успеха для каждого ребенка – один из главных принципов!

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цели программы:
Воспитание собственного уникального стиля у обучающихся через
приобщение детей к швейному искусству, желанию быть оригинальными через
систему презентации результатов и конкуренции.
2.
Создание условий для развития и реализации творческого потенциала
одаренных детей через погружение в научно-исследовательскую деятельность в
области швейного дела и модной индустрии.
1.

Достигаются указанные цели через решение следующих задач:
обучения:
- формирование интереса к швейным изделиям, их проектированию и созданию;
- освоение практических навыков разноплановых групп швейных работ и узлов;
- развитие художественного вкуса, выражение своих эмоций через эскиз изделия;

12

Марьина Анжелика Рафкатовна

МБУДО «ДЮЦ г. Челябинск»

- изучение, анализ свойств и выбор качественных используемых инструментов и
материалов;
- введение обучающихся в проектную деятельность
развития:
- формирование творческой активности, настойчивости, терпимости;
- развитие стремления к самореализации и самосовершенствованию;
- раскрытие творческих способностей, индивидуальности, фантазии
воспитания:
- содействие умению работать в команде;
- формирование мотивации к проведению своего досуга за швейным делом;
-воспитание трудолюбия, терпеливости, старательности, самостоятельности,
дружелюбия, позитивности, волевых качеств;
- проявление и поддержание инициативных решений и действий

13

Марьина Анжелика Рафкатовна

МБУДО «ДЮЦ г. Челябинск»

КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ
РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
№
п/п

Раздел, тема

Общее
количество Теория
часов

Прак
тика

Формы
аттестации и
контроля
Тестирование,
анкетирование,
обсуждение

I

Вводное занятие. Инструктаж по
технике безопасности.
Годовое планирование.
Презентация готовых образцов

3

2

1

II

МОДУЛЬ 1
Введение в науку.
Исследовательская деятельность.
Творческий проект. Реферат

27

16

11

1

Понятие научного исследования.
Виды. Методики исследования

3

2

1

2

Структура и содержание научноисследовательского проекта

3

2

1

3

Правила и этапы создания научноисследовательского проекта

3

2

1

4

Регламент научноисследовательской работы.
Стандарты оформления

3

2

1

5

Работа над текстом. Научный стиль
и язык. Работа с литературой

3

2

1

6

Приложения в научной работе.
Разновидности

3

2

1

3

2

1

3

2

1

3

-

3

7

8

9

Правила формулирования темы
научно-исследовательского проекта
Секреты успешного выступления
перед аудиторией.
Мастер-класс по «Актерскому
мастерству»
Участие в Олимпиаде школьников

Мультимедийная
презентация,
Практическая и
творческая
работа, выставка
работ,
обсуждение,
редактирование,
опрос,
самостоятельная
работа

14

Марьина Анжелика Рафкатовна

III

1

2

3

МОДУЛЬ 2
Наука в швейном деле
Швейное дело как искусство. Хобби,
ремесло или профессиональная
деятельность. История
возникновения
Условия работы и современный
подход швейника к искусству.
Требования к мастеру
Известные мастера, модельеры и
дизайнеры мира, региона.
Секреты успеха

МБУДО «ДЮЦ г. Челябинск»

36

16

20

3

2

1

3

2

1

3

2

1

4

Влияние активности на создание
ситуации успеха

3

2

1

5

Основные конкурсные направления.
Критерии оценивания

3

2

1

6

Область изучения в швейном деле –
дизайн и пошив

9

1

8

7

Влияние уровня мероприятия на
качество и длительность подготовки

3

2

1

8

Индивидуальный «почерк» и
авторский стиль мастера

3

2

1

9

Швейные мастерские. Виды.
Назначение. Обустройство.
Экскурсии (мастерские города,
творческие мастер-классы и др.)

6

1

5

IV

МОДУЛЬ 3
Технология создания швейных
изделий в условиях проектной
деятельности (выставки,
конкурсы, модные показы)

45

10

35

1

Выбор техники выполнения изделия.
Смета на материалы и инструменты.
Правила составления

3

1

2

2

Работа над созданием конкурсного
экспоната

21

7

14

3

Участие в конкурсе-выставке
творческих работ. Технология
создания выставочного экспоната.
Проведение МК. Промежуточная

9

1

8

Лекции, опрос,
тестирование,
творческая
работа, показ,
теоретическое
тестирование,
самостоятельная
работа

15

Марьина Анжелика Рафкатовна

МБУДО «ДЮЦ г. Челябинск»

аттестация
4

Фотосессия изделий.
Промежуточная аттестация

3

-

3

5

Публикация в СМИ. Репортаж о
коллективе на ТВ (интервью)

3

-

3

6

Участие в показе модной коллекции

3

-

3

7

Экскурсии
(Текстильный колледж, швейное
производство, модельное агентство,
фото и телестудия и др.)

3

1

2

V

МОДУЛЬ 4
Разработка и создание авторского
проекта творческих работ в
формате научноисследовательской работы

1

105

16

89

Определение концепции, выбор
направления и темы научного
исследования

6

2

4

2

Теоретическая работа над научным
исследованием в процессе создания
проекта

36

6

30

3

Практическая работа над научным
исследованием в процессе создания
проекта

33

3

30

4

Создание мультимедийной
презентации, слайд-шоу для защиты
творческого проекта

6

1

5

5

Работа над докладом. Правила
составления. Отработка

9

2

7

6

Итоговая аттестация.
Защита творческого проекта

3

-

3

7

Обмен опытом. Мастер-классы
(проводят обучающиеся)

6

2

4

6

-

6

216

60

156

8

Итоговое занятие.
Экскурсии

Итого часов

Практическая
работа, выставки
и показы
творческих работ,
подготовка к
выступлению,
выступление

16

Марьина Анжелика Рафкатовна

МБУДО «ДЮЦ г. Челябинск»

СОДЕРЖАНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности
Теория: Ознакомление с планом работы на год. Правила поведения в ДЮЦ и
организации рабочего места. Ознакомление с планом работ на учебный год.
Презентация образцов. Правила техники безопасности
Практика: Мини-выставка работ, просмотр иллюстраций с образцами работ.
Игры, направленные на знакомство. Беседа и тестирование по ПДД. Тренинги.
Анкетирование на темы: «Чему я планирую научиться», «Что я умею и люблю»
Модуль 1. Введение в науку. Исследовательская деятельность. Творческий
проект. Реферат. Понятие. Особенности
Теория: Основные источники и принципы работы с научной информацией.
Издания, диссертации, документы, справочники и т.д. Виды научных изданий.
Реферирование. Понятие и необходимые навыки. Ссылки, сокращения. Правила
применения цитат. Стандарты оформления
Практика: Работа с учебными изданиями и поисковыми браузерами.
Использование сервисов. Формирование реферата. Работа над ошибками, анализ.
Применение теоретических материалов на практике
Модуль 2. Наука в швейном деле
Теория: Особенности швейного дела как науки. Классификации. Место
швейного дела в творчестве. Шитье как ремесло, хобби и профессиональная
деятельность. Психологический, культурологический, политический и
экономический подход к индивидуальному пошиву. История возникновения.
Знакомство с работами известных творческих исследователей. Современные
требования к портному. Профессиональные и личные качества. Авторское право.
Индивидуальный «почерк» и стиль мастера. Выдающиеся мировые кутюрье и
успешные дизайнеры города и региона.
Практика: Работа со справочной литературой. Знакомство с электронной
библиотекой. Работа над рефератом. Поисковые системы. Правила работы. Работа
над ошибками. Антиплагиат. Рефлексия. Игра-тренинг. Экскурсии в мастерские

17

Марьина Анжелика Рафкатовна

МБУДО «ДЮЦ г. Челябинск»

Модуль 3. Технология создания швейных изделий в условиях проектной
деятельности (выставки, конкурсы, модные показы)
Теория: Оформление научно-исследовательского документа. Формирование
эскизов и сбор информации для создания модной швейной коллекции
Практика: Работа над научным исследованием в процессе создания
продукта. Защита проекта и участие в модном показе
Модуль 4. Разработка и создание авторского
проекта творческих работ в формате научно-исследовательской работы. Итоговая
аттестация
Теория: Знакомство с каналами модных показов. Анализ контента. Поиск
новых стилей. Приемы литературного редактирования текста. Стилистическое
редактирование. Выявление типичных ошибок. Доклад. Мультимедийная
презентация.
Практика: Применение полученных знаний на практике, применение знаний
в собственном научном исследовании Разработка эскизов. Технология
изготовления швейных изделий для формирования модной коллекции.
Редактирование научно-исследовательской работы. Работа в программах на ПК.
Уроки актерского мастерства в качестве репетиции выступления. Защита проекта.
Обмен опытом. Мастер-классы (проводят обучающиеся). Итоговое занятие.
Подведение итогов года. Награждение. Экскурсии

18

Марьина Анжелика Рафкатовна

МБУДО «ДЮЦ г. Челябинск»

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ, ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ, СПОСОБЫ
ОПРЕДЕЛЕНИЯ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ
Планируемые результаты освоения программы
Предметные – усвоение обучаемыми конкретных элементов социального
опыта, изучаемого в рамках отдельного учебного предмета – рукоделие.
К концу года обучения:
- наличие знаний по классификации видов швейных узлов повседневной
одежды, умение выбрать и применить технику для выбранной работы;
- освоение базовых техник по всем изучаемым видам рукоделия;
- понимание важности качества работ и многообразия материалов и
инструментов;
- наличие знаний и умений составления эскиза изделия;
- наличие навыков видеть результат в начале работы;
- приобретение умений выполнять сложные работы с использованием
длительных техник;
- умение быть автором творческих работ
Метапредметные – освоенные обучающимися на базе одного, нескольких
или всех учебных технологий способы деятельности.
К концу года обучения:
- приобретение навыков анализа и комментирования работ;
- освоение навыков выявления ошибок и последствий их устранения;
приобретение
навыков
работы
со
швейной
машиной,
электроинструментами, изучение сопутствующих дисциплин;
- приобретение навыков по созданию авторского и фантазийного образа;
- освоения навыков «считывания тем»;
- развитие образного мышления при создании композиций путем смешения
техник шитья и рукоделия;
- приобретение навыков проведения мастер-классов;
- освоение основных этапов и правил в организации постановки номера;
- приобретение знаний требований для участия в выставках и конкурсах;
- умение проведения рефлексии
Личностные – сформировавшаяся в образовательном процессе система
ценностных отношений обучающихся к себе, другим участникам образовательного
процесса, самому образовательному процессу и его результатам.

19

Марьина Анжелика Рафкатовна

МБУДО «ДЮЦ г. Челябинск»

К концу обучения:
- продуктивная работа в парах, в команде;
- осознанное оказание поддержки и помощи друг другу, взаимопонимание;
- высокая нацеленность на отличный результат, осознание полезной
деятельности;
- активная жизненная позиция, повышение самооценки, желание к
саморазвитию;
- эффективное осознанное сотрудничество в коллективе и взаимопомощь;
- высокая мотивация к творчеству, конкурсной и выставочной деятельности;
- ответственное отношение к своему настроению и здоровью;
- получение навыков наблюдения, обмен опытом у мастеров;
- понимание необходимости участия в конкурсах, выставках;
- наличие высокой трудоспособности, стремление к достижению лучшего
результата работы;
- умение принимать любой результат работы, извлекать и применять опыт

20

Марьина Анжелика Рафкатовна

МБУДО «ДЮЦ г. Челябинск»

ФОРМЫ И СПОСОБЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ
Внутренний мониторинг. Отслеживание результатов осуществляется в виде
входного, текущего, промежуточного и итогового контроля, согласно Положению
о системе оценок, форм, порядке и периодичности промежуточной и итоговой
аттестации обучающихся в МБУДО «ДЮЦ».
Входной контроль проводится в различных формах с целью корректировки
программы с учетом индивидуальных особенностей детей. Это могут быть
тренинги, игры, портфолио, тестирование для выявления способностей,
накопленных знаний, состояния здоровья, интересов, окружения ребенка. Чаще
всего, обучающимися группы НОУ становятся выпускники кружка рукоделия или
одаренные дети, имеющие значимые результаты и желание.
Текущий контроль осуществляется на каждом занятии методом наблюдения,
наличием домашних заданий. Его проведение позволяет педагогу получить
информацию о соответствии знаний обучающихся планируемым этапам усвоения
программы. На каждом занятии учащиеся выполняют практическую творческую
работу, закрепляя теоретический материал. В конце занятия педагогом проводится
оценка результативности деятельности обучающегося похвалой и указанием на
недочеты для последующего стимулирования.
По мере накопления детьми знаний и опыта педагогом разрабатываются
усложненные и комбинированные швейные фасоны изделий, создание коллекций
или собственного бренда. Это является особой формой оценки результатов
освоения материала.
Теоретические знания проявляются в практических работах при
качественном их исполнении, проводятся тестирование, анкетирование и
обсуждения работ. Критериями оценки являются владение профессиональной
терминологией, знание большего количества пунктов в тестах.
Промежуточный контроль выявляет степень усвоения раздела или темы
программы. Полученная информация создает условия для своевременной
коррекции процесса усвоения знаний, приобретения учений и навыков. Формами
промежуточного и итогового контроля являются:
- самостоятельная практическая работа;
- контрольная работа («срез»);
- опрос;
- доклад, презентация;
- проверочная работа;
- словарный диктант по терминологии;
- мини-выставка работ, постановка, модный показ
Итоговый контроль проводится с целью оценивания работ учащихся после
прохождения всего учебного курса. Для этого педагогом разрабатываются
тематические задания и проводятся в виде игры-тренинга, а также организуются
просмотры выполненных работ, показы, участия в конкурсах, собранные в видеопрезентациях с последующими комментариями.
21

Марьина Анжелика Рафкатовна

МБУДО «ДЮЦ г. Челябинск»

Мониторинг результатов обучения программе отслеживается различными
способами и методами. В процессе изучения каждого раздела учебной программы
обучающимся предлагаются развивающиеся и творческие задания, выступления,
участия, выполнение которых оценивается следующим образом:
Таблица 3
Мониторинг предметных результатов освоения программы
№
Название разделов
п/п
1 ВВОДНОЕ
ЗАНЯТИЕ

Критерии результатов обучения

Методы отслеживания,
бальная оценка

Шитье в жизни человека. Правила поведения в
мастерской. ТБ. ПДД

Высокий уровень:
уверенно владеет
теоретическим
материалом и
придерживается правил
техники безопасности
–3
2 МОДУЛЬ 1
Понятие научного исследования. Виды. Методики Высокий
уровень: знает
балла;
Введение в науку исследования
и
применяет – 3 балла;
Структура и содержание научноСредний уровень: знает
знает,
исследовательского проекта
теорию,
не
но не применяет – 2
Правила и этапы создания научнопридерживается
правил
балла;
исследовательского проекта
техники безопасности – 2
Регламент научно-исследовательской работы.
Низкий
балла; уровень: не знает
Стандарты оформления
и не применяет – 1 балл
Работа над текстом. Научный стиль и язык. Работа Низкий уровень: не знает
с литературой
теории – 1 балл
Приложения в научной работе. Разновидности
Правила формулирования темы научноисследовательского проекта
3 МОДУЛЬ 2
Швейное дело как искусство. Хобби, ремесло или Высокий уровень: знает
Наука в швейном профессиональная деятельность. История
и применяет – 3 балла;
деле
возникновения
Условия работы и современный подход швейника Средний уровень: знает,
но не применяет – 2
к искусству. Требования к мастеру
Известные мастера, модельеры и дизайнеры мира, балла;
региона.
Низкий уровень: не знает
Секреты успеха
и не применяет – 1 балл
Влияние активности на создание ситуации успеха
Основные конкурсные направления. Критерии
оценивания
Область изучения в швейном деле – дизайн и
пошив
Влияние уровня мероприятия на качество и
22

Марьина Анжелика Рафкатовна

МБУДО «ДЮЦ г. Челябинск»

длительность подготовки
Индивидуальный «почерк» и авторский стиль
мастера
Швейные мастерские. Виды. Назначение.
Обустройство
4 МОДУЛЬ 3
Выбор техники выполнения изделия. Смета на
Технология
материалы и инструменты. Правила составления
создания швейных Работа над созданием конкурсного экспоната
изделий в условиях Участие в конкурсе-выставке творческих работ.
проектной
Технология создания выставочного экспоната.
деятельности
Проведение МК. Промежуточная аттестация
(выставки,
конкурсы, модные Фотосессия изделий. Промежуточная аттестация
показы)
Публикация в СМИ. Репортаж о коллективе на ТВ
(интервью)
Участие в показе модной коллекции
Экскурсии
(Текстильный колледж, швейное производство,
модельное агентство, фото и телестудия и др.)
5 МОДУЛЬ 4
Разработка
и
создание
авторского проекта
творческих работ в
формате
научноисследовательской
работы

Разработка и создание авторского
проекта творческих работ в формате научноисследовательской работы
Определение концепции, выбор направления и
темы научного исследования
Теоретическая работа над научным исследованием
в процессе создания проекта
Практическая работа над научным исследованием
в процессе создания проекта
Создание мультимедийной презентации, слайдшоу для защиты творческого проекта
Работа над докладом. Правила составления.
Отработка

Высокий уровень: знает
и применяет – 3 балла;
Средний уровень: знает,
но не применяет – 2
балла;
Низкий уровень: не знает
и не применяет – 1 балл

Высокий уровень: знает
и применяет – 3 балла;
Средний уровень: знает,
но не применяет – 2
балла;
Низкий уровень: не знает
и не применяет – 1 балл

23

Марьина Анжелика Рафкатовна

МБУДО «ДЮЦ г. Челябинск»

Таблица 4
Мониторинг метапредметных результатов освоения программы
№
п/п
1

Название разделов
Анализ
комментирование
работ

Методы отслеживания, бальная
оценка

Критерии результатов обучения
и Навыки
комментирования
рекомендации

работ, Высокий уровень: уверенно
владеет теоретическим
материалом -3 балла;
Средний уровень: не уверенно
знает теорию – 2 балла;
Низкий уровень: не знает теории
– 1 балл

2

Ошибки в работах, Навыки выявления
правила их устранения устранения

ошибок

и

их Высокий уровень: знает и
применяет – 3 балла;
Средний уровень: знает, но не
применяет – 2 балла;
Низкий уровень: не знает и не
применяет – 1 балл

3

Работа на швейной Навыки работы со швейной машиной
машине

Высокий уровень: знает и
применяет – 3 балла;
Средний уровень: знает, но не
применяет – 2 балла;
Низкий уровень: не знает и не
применяет – 1 балл

4

Авторство
в Навыки по созданию авторского и Высокий уровень: знает и
работах. Фантазийные фантазийного образа
применяет – 3 балла;
образы
Средний уровень: знает, но не
применяет – 2 балла;
Низкий уровень: не знает и не
применяет – 1 балл

5

Развитие образного Навыки развития образного мышления
мышления
при
создании композиций
путем
смешения
техник рукоделия

Высокий уровень: знает и
применяет – 3 балла;
Средний уровень: знает, но не
применяет – 2 балла;

24

Марьина Анжелика Рафкатовна

МБУДО «ДЮЦ г. Челябинск»

Низкий уровень: не знает и не
применяет – 1 балл

Таблица 5
Мониторинг личностных результатов освоения программы
№
п/п

Название
разделов

Критерии результатов
обучения

1 Коллективная
Работа
в
парах,
в
работа
на команде,
оказание
занятиях.
помощи друг другу
Эффективное
сотрудничество

Методы отслеживания, бальная оценка
Высокий уровень: уверенно владеет
теоретическим материалом и придерживается
правил техники безопасности – 3 балла;
Средний уровень: знает теорию, не
придерживается правил техники безопасности –
2 балла;
Низкий уровень: не знает теории – 1 балл

2 Результаты на Нацеленность
на
занятиях,
результат, мотивация к
осознание
конкурсно-выставочной
полезности
деятельности
деятельности

Высокий уровень: знает и применяет – 3 балла;

3 Активная
Повышение самооценки,
жизненная
стремление
к
позиция.
саморазвитию
Самооценка
и
саморазвитие

Высокий уровень: знает и применяет – 3 балла;

4 Настроение
здоровье

Средний уровень: знает, но не применяет – 2
балла;
Низкий уровень: не знает и не применяет – 1
балл

Средний уровень: знает, но не применяет – 2
балла;
Низкий уровень: не знает и не применяет – 1
балл

и Ответственное
Высокий уровень: знает и применяет – 3 балла;
отношение
к
своему
настроению и здоровью Средний уровень: знает, но не применяет – 2
балла;
Низкий уровень: не знает и не применяет – 1
балл

25

Марьина Анжелика Рафкатовна

МБУДО «ДЮЦ г. Челябинск»

Внешний мониторинг
Внешний мониторинг осуществляется через оценку результативности участия
обучающихся в мероприятиях разного уровня, которые проходят вне своего
объединения. Это является, своего рода, контролем знаний, умений и навыков,
полученных на занятиях.
К ним относятся:
- проектная деятельность (конференции, олимпиады сборы и др);
- выставочно-конкурсная деятельность (выставки, показы);
- тематические мероприятия (игры, тренинги и др);
- праздники, фестивали по профилю;
- фотосессии;
- участия в публикациях, съемках и т.д.
Главным результатом реализации программы является профориентация,
нахождение собственного стиля, проявление лидерских качеств, удовлетворение
творческих амбиций через получение призовых мест на мероприятиях
показательного характера.
Конечным результатом обучения считается умение создать как одно изделие,
так и полноценную коллекцию, а также участие в проектной деятельности на
высоком уровне. При этом изделия будут сложными и выполненными
самостоятельно от начала до конца. Это предполагает определенную прочность
приобретенных знаний и навыков, умение применять их на практике.
Критериями является оригинальность и сложность выбранного образа, подбор
материалов, соответствие исходному эскизу и теме, качество работы «люкс».
Объем полученных по программе знаний и умений достаточен для успешного
участия в фестивалях, модных показах, выставках, конкурсах, а также научных
конференциях и для дальнейшего повышения мастерства путем самообразования и
развития.
Стать участником отчетного мероприятия – цель и неотъемлемая часть
мастеров, гордость обучающегося, сформировавшего «достойное» портфолио.
Организация выставок, показов, участие в научных конференциях – это
контроль роста ребенка, способ выражения творческих способностей, обмен
опытом, воспитание ответственности и желания работать интереснее.
Отчетное мероприятие, как контроль освоения образовательной программы
организуется по окончании прохождения каждого модуля обучения.
Приветствуется, если творческие работы создаются по технологии от «простого к
сложному» и сочетаются между собой, сливаясь в единую концепцию/коллекцию.
26

Марьина Анжелика Рафкатовна

МБУДО «ДЮЦ г. Челябинск»

К оценочным материалам относятся:
Тестирования, анкетирования, опросы, собеседования;
− анализ работ, рефлексия;
− дневник достижений/портфолио;
− участие в «круглых столах»;
− применение полученных знаний и навыков;
− результаты педагогических наблюдений

27

Марьина Анжелика Рафкатовна

МБУДО «ДЮЦ г. Челябинск»

Материально-техническое обеспечение программы
Важным условием реализации программы является проведение техники
безопасности на занятиях, которая проводится педагогом два раза в год. Изучаются
правила работы с утюгом, ножницами, швейными иглами, булавками,
электрическими приборами и др.
Успешная реализация программы во многом зависит от материальнотехнического обеспечения, психологической готовности мастеров и наглядноиллюстративной базы.
Оборудование:
Учебный
класс,
соответствующий
санитарно-гигиеническим
и
противопожарным требованиям, имеет хорошее освещение и позволяет разместить
до 12 учащихся. В учебном помещении размещены столы, стулья, шкафы,
стеллажи,
магнитно – маркерная доска, компьютер, проектор, а также
оборудование для шитья и ВТО, примерочная.
Инструменты и материалы:
Бумага для принтера, калька, масштабная бумага, картон, мел, маркеры,
ткань, нитки, фурнитура и др.
Простые карандаши, линейки, канцелярские ножи, швейные иглы, булавки,
ножницы, сантиметровая лента, клей - момент, клеевой пистолет, портновские
булавки, пинцеты, специальные инструменты и др.
Специальная литература:
Книги, журналы, учебники, брошюры по шитью и рукоделию и др.
Наглядно-иллюстративные и дидактические материалы:
Выкройки, шаблоны, таблица «Этапы работы…», ниток, материалов,
образцы ручных швов, готовые изделия, инструкционные карты, дидактические
карточки, анкеты, фото работ ребят и мастеров, цитаты, видеоматериалов модных
показов.

Кадровое обеспечение программы
28

Марьина Анжелика Рафкатовна

МБУДО «ДЮЦ г. Челябинск»

Данная
образовательная
программа
должна
быть
обеспечена
квалифицированными педагогическими кадрами. Принимая во внимание
стандарты современной педагогики, помимо того, что педагог должен иметь
высшее педагогическое образование, он должен быть творческой личностью,
обладать художественным вкусом, навыками и умениями в области швейного
искусства и модельного дела, а также быть, своего рода, психологом для создания
на занятиях доброжелательных отношений, доверия и благоприятного
микроклимата.
Новым направлением в практике ведения творческой кружковой деятельности
планируется проведение некоторых коллабораций для достижения общих целей,
обмена знаний и получения значимого результата, совместно организуя
масштабное мероприятие.
Педагог – «швейник» - дизайнер считается творцом с развитой интуицией,
которая необходима для того, чтобы улавливать новые тенденции, уметь их
применить и, тем самым, удерживать устойчивый высокий интерес воспитанников
к занятиям.
Одним из наиболее перспективных направлений работы объединения
является взаимодействие образовательного учреждения с семьями воспитанников.
Роль родителей в организации учебного процесса и досуга нельзя недооценить.
Они помогают улучшить материально – техническую базу, организовать и
посетить мероприятие. В конце каждого модуля обучения для родителей
проводятся модные показы и совместные мастер – классы. В ходе таких занятий
родители и дети осознают их большую ценность, значимость и важность, так как
приобретают много новых навыков и заряд эмоций, энергии, что положительно
сказывается на учебе в целом.

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

29

Марьина Анжелика Рафкатовна

МБУДО «ДЮЦ г. Челябинск»

Приемы и методы организации учебно-воспитательного процесса
В образовательной программе используются все виды деятельности,
развивающие личность - игра, труд, познание, обучение, общение, творчество. Для
каждого вида творчества существует своя технология, при этом можно выделить
ряд общих существенных положений образовательного процесса:
- обязательное формирование у детей положительной мотивации к
творческой деятельности;
- получение ими новой информации, новых знаний при решении конкретных
практических задач;
- обогащение чувственным опытом и опытом мыслительной и практической
деятельности не только в ходе учебной работы, но и во внеурочное время, в
условиях межличностного общения;
-обретение трудовых умений и навыков без принуждения;
- занятость каждого ребенка в течение всего занятия
В процессе создания коллекции большое внимание уделяется подбору
изделий, над которыми работают обучающиеся.

Таблица 7
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

30

Марьина Анжелика Рафкатовна

МБУДО «ДЮЦ г. Челябинск»

Наименование раздела

Формы
организаци
и УВП

Формы
организации
деятельности
воспитанников
Групповая

ВВОДНОЕ ЗАНЯТИЕ.
Инструктаж
по
технике безопасности.
Годовое планирование.
Презентация готовых
образцов

Беседа,
Лекция,
Учебное
практическ
ое занятие

МОДУЛЬ 1
Введение в науку.
Исследовательская
деятельность.
Творческий проект.
Реферат

Беседа,
Лекция,
Учебное
практическ
ое занятие

Групповая,
работа в парах

МОДУЛЬ 2
Наука в швейном деле

Беседа,
Лекция,
Учебное
занятие

Групповая

МОДУЛЬ 3
Технология создания
швейных изделий в
условиях проектной
деятельности
(выставки, конкурсы,
модные показы)

Лекция,
Учебное
занятие,
практическ
ая работа,
конкурсы,
выставки

Групповая,
Индивидуальная

МОДУЛЬ 4
Разработка и создание
авторского
проекта творческих
работ в формате
научноисследовательской
работы

Практическ
ое занятие

Групповая,
индивидуальная

Дидактический
комплекс,
оборудование

Формы подведения
итогов по разделу

Мультимедийная
презентация,
видеоуроки по
профилю. Наглядные
материалы (таблицы,
схемы, маршрутные
карты). Готовые
швейные изделия как
образцы для
презентации рабочего
плана
Схемы,
рисунки,
картины
и
фотографии
с
изображениями
творческих
работ,
готовые проекты в
качестве наглядного
пособия
Обучающие схемы и
образовательные
маршрутные
карточки,
оборудование
мультимедиа
(проектор, ПК),
учебные издания,
теоретические
пособия
Инструкции, швейное
и ВТО оборудование,
материалы
и
инструменты
для
шитья,
готовые
образцы изделий

Творческая работа,
тестирование,
анкетирование
Участие
в
тематическом
мероприятии

Творческая работа,
опрос, участие в
олимпиаде
школьников,
рефлексия

Самостоятельная
работа. Выступления
с докладами

Опрос, обсуждение и
анализ
работ.
Выставка. Просмотр.
Самостоятельная
творческая работа

Техническое
и Творческая работа.
швейное
Выставка. Модные
оборудование
показы. Обсуждение
(фотоаппарат, ПК и работ
др.)

31

Марьина Анжелика Рафкатовна

МБУДО «ДЮЦ г. Челябинск»

Швейное искусство было всегда преимущественно бытовым. Изучая его
приемы, традиции, своеобразную художественную структуру, дети создают
нужные для всех изделия, которые сразу находят себе применение. Такое обучение
делает занятия серьезными, интересными, захватывающими, практическими,
необходимыми. Успех участников в процессе изготовления швейных изделий
рождает уверенность в своих силах, воспитывает готовность к проявлению
творчества в любом виде труда, они преодолевают барьер нерешительности,
робости перед новыми видами работ. Для поддержания постоянной увлеченности
учащихся к занятиям, в тематическом плане предусматривается частая смена видов
деятельности (изготовление аксессуаров и украшений, посещения экскурсий и др.)
Каждое занятие спланировано таким образом, чтобы в конце ребенок видел
результаты своего труда. Это необходимо для того, чтобы проводить постоянный
сравнительный анализ работ, важный не только для педагога, но и для детей.
Освоение любого трудового навыка происходит в несколько этапов.
Основной вид занятий – практический
Методы организации учебной деятельности: фронтальный, коллективный,
индивидуально-фронтальный, групповой
Методы обучения: объяснительно-иллюстративный,
частично-поисковый, научно-исследовательский, проектный

репродуктивный,

Методы проведения занятия
Желание достичь лучшего результата, превзойти себя, повысить свое
мастерство возникает у детей на протяжении всего периода обучения: на первом
этапе – в ходе учебной игры, на втором этапе – в ходе проведения показов, на
третьем этапе – в результате осознанного стремления к самосовершенствованию,
т.е. к мастерству и авторству.
Большие изделия выполняются коллективно, что ускоряет процесс
творчества и дает учащимся навыки совместной работы.
На первом этапе обучения разделов в процессе тренировочных упражнений
учащиеся отрабатывают элементарные трудовые умения. Умение – это знание в
действии. Всякое трудовое действие осуществляется воспитанником с тщательным
продумыванием каждого выполненного элемента. Осмысление и освоенные
трудовые действия постепенно объединяются в трудовые приемы. Основная цель
упражнений на первом этапе заключается в том, чтобы ребенок ясно осознал, как
правильно выполнять трудовой прием, и стремился согласовывать свои действия с
имеющимися представлениями о действии.
На следующем этапе обучения вырабатывается система трудовых движений
на основе сознательного совершенствования умений, повышается культура труда.
Основная цель тренировочных упражнений заключается в том, чтобы воспитанник

32

Марьина Анжелика Рафкатовна

МБУДО «ДЮЦ г. Челябинск»

ясно осознал пути совершенствования умений и постепенно от трудовых приемов
переходил к трудовым операциям.
Далее знания и умения (сознательные действия) становятся устойчивыми и
постепенно перерастают в навыки (автоматизированные действия). Умения и
навыки дополняют и обусловливают друг друга. В конечном итоге каждый ребенок
осваивает следующие умения и навыки: планирует трудовой процесс,
организовывает рабочее место, проводит технологические операции и
самоконтроль.

33

Марьина Анжелика Рафкатовна

МБУДО «ДЮЦ г. Челябинск»

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Для педагогов:
1.
Андреева Т. В. Создание развивающего пространства при познании
конструирования швейных изделий / Т. В. Андреева. – СПб. : Речь, 1994. – 244 с.
2.
Бабанский
Ю. К.
Методы
обучения
в
современной
общеобразовательной школе / Ю. К. Бабанский. – М.: Просвещение, 1985. – 256 с.
3.
Балашова М. Я. Техника ручного вязания / М. Я. Балашова. – Минск:
Вышэйшая школа, 1973. – 185 c.
4.
Белая Н.П. Кружевная ностальгия / Н.П. Белая. – Минск:
Полымя, 1999. – 382 с.
5.
Богданов В.В. Истории обыкновенных вещей / В.В. Богданов. – М.:
Педагогика-Пресс, 1992. – 208 с.
6.
Бондаревская Е.В.
Ценностные
основания личностно
ориентированного воспитания / Е.В. Бондаревская // Педагогика. – № 4. – 1995. –
С. 29-36.
7.
Жарова Л.В. Учить самостоятельности / Л.В. Жарова. –
М.: Просвещение, 1993. – 205 с.
8.
Казакевич В.М. О новой программе по технологии и ее использовании
в образовательном процессе / В. М. Казакевич // Школа и производство. – № 1. –
2016. – С. 4-9.
9.
Конышева Н.М. Сборник учебных ситуаций. Методика трудового
обучения младших школьников. Основы дизайн образования / Н.М. Конышева. –
М.: Академия, 1999.
10. Давид Инна. Цветы из кожи: Пошаговые мастер-классы.М.:»Контэнт», 2016.-80 с.; цв. ил.
11. Симпсон Кристи. Вяжем пинетки для сладких ножек: Крючок. / Пер.с
англ. – М.: «Контэнт», 2016. – 32 с.; цв. ил.
12. Столярова А.М. Вязаная игрушка / А.М. Столярова. – Минск: Полымя,
2000. – 94 с.
13. Тильда. История появления: Тильды и другие позитивные игрушки //
http://www.tilda-mania.ru/
14. Ханашевич Д.Р. Подружки-рукодельницы / Д.Р. Ханашевич.
Малыш, 1981. – 18 с

– М.:

15. Лидия Мудрагель: Ателье для кукол. Полный курс кройки и шитья
одежды, обуви и аксессуаров с выкройками и описаниями/ Л. Мудрагель, Ю.
Драмашко . – М.: Эксмо, 2019. – 344с
16.

http://jurnali-online.ru/rukodelie
34

Марьина Анжелика Рафкатовна

МБУДО «ДЮЦ г. Челябинск»

Для детей и родителей:
1.
Войнатовская Е. Авторская текстильная кукла / Е. Войнатовская. –
Спб.: Питер, 2013. - 128 с.
2.
Войнатовская Е. Текстильные ангелы и Феи / Е. Войнатовская. – Спб.:
Питер, 2013. - 32 с.
3.
Войнатовская Е. Текстильные куклы на каркасе / Е. Войнатовская. –
Спб.: Питер, 2014. – 32 с.
4.
Вязание - спицами, крючком, для детей, мужчин и т. д. Обучающие
материалы, бесплатные выкройки // http://vse-sama.ru/
5.
Гиппенрейтер Ю.Б. Как общаться с ребенком? / Ю.Б. Гиппенрейтер –
М.: АСТ: Астрель; Владимир: ВКТ, 2010. – 238 с.
6.
Дубровская Ю. Цветы из фоамирана: Стильные аксессуары /
Ю. Дубровская. – М.: Контент, 2015. – 96 с.
7.
Журнал «Валя-Валентина». – 2013-2014.
8.
Журналы «Бурда Моден». – 2012-2016.
9.
Ильина Н. Растить дочь. Как? / Н. Ильина. – СПб.: Вектор, 2010. –
208 с.
10. Каплан Н.И. Народное декоративное искусство РСФСР / под ред. Н.И.
Каплан. – М.: Всесоюзное кооперативное, 1957. – 378 с.
11.
Коблякова Е.Б. Основы конструирования одежды. Учебное пособие
для вузов. 2-е изд., перераб. и доп. / Е.Б. Коблякова. – М.: Легпромбытиздат, 1992.
– 320 с.
12. Козырева В. Б. Основы конструирования одежды: учебное пособие /
В. Б. Козырева. - Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2013. - 89 с.
13. Корелова А. Цветы из шелка. Создание украшений / А. Корелова –
Ростов н/Д: Феникс, 2015. – 110 с.
14.
Краткая энциклопедия для женщин/Пер. с нем. – М.: Мысль, 1992. 351 с.
15.
Литвак Б.Г. Управленческие решения. Учебник/ Б.Г. Литвак. – М.:
Тандем; ЭКМОС, 1998. – 248 с.
16. Макарова М.В. Бурда – Практика шитья / М.В. Макарова; перевод с
немецкого. – М.: Бурда, 2016. - 248 с.
17. Максимова М., Кузьмина М. Вязание крючком / М. Максимова. - М.:
Эксмо-Пресс, 2000. – 152 с.
18. Мастер-класс по валянию: романтичные рукавички ко дню Святого
Валентина // http://modnoerukodelie.ru/
19. Мастер-класс по декупажу на дереве «Доска в винтажном стиле» //
http://www.mastera-rukodeliya.ru/
20. Семенова А. Цветы из фоамирана. – Изд. 3-е. – Ростов н/Д: Феникс,
2016. – 78 с.
21. Скворцов К.А.
Графика и дизайн. Закономерности и средства
композиции // Школа и производство. – № 1. –2016. – С. 27-30

35

Марьина Анжелика Рафкатовна

МБУДО «ДЮЦ г. Челябинск»

22. https://shjem-krasivo.ru/novoe/rekomendatsii/rukodelie-polza-rukodelijapravda-i-mify.html
23. https://zen.yandex.ru/media/id/5ad492b3bcf1bcc1f2949c3a/interesnye-fakty-orukodelii-5ad4c452bcf1bcace431c0ba
24. http://43idei.ru/istorii-uspeshnyx-rukodelnic
25. https://nsportal.ru/shkola/tekhnologiya/library/2014/02/10/statya-o-polzerukodeliya

36


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».