Содержание программы
Информационная карта ................................. Ошибка! Закладка не определена.
Комплекс основных характеристик программыОшибка! Закладка не определена.
Пояснительная записка ................. Ошибка! Закладка не определена.
Цели и задачи программы ...................................................................................... 10
Воспитательный аспект программы ...................................................... 11
Определения эффективности освоения программы
12
Комплекс организационно-педагогических условий реализации программы ...... 15
Материально-техническое обеспечение и оснащенность образовательного процесса
................................................................................................................................ 31
Список литературы ............................................................................................. 35
Информационная карта
дополнительной общеобразовательной программы
«Страна песен Чудодетство»
2
Тип программы
модифицированная
Образовательная область
Направленность
Художественная
деятельности
Способ освоения
содержания образования
Уровень освоения
содержания программы
Возрастной уровень
реализации программы
Форма реализации
Продолжительность
реализации программы
Год разработки
программы
Многопрофильная (антропология вокального
искусства, культурная и социальная практика,
вокальное искусство, социализация личности)
Репродуктивный, творческий
стартовый
5- 7 лет
Индивидуальная, подгрупповая, групповая
2 года
2005 год
Комплекс основных характеристик программы
Пояснительная записка
3
Направленность
программы.
Дополнительная
общеобразовательная
общеразвивающая программа художественной направленности «Страна песен
Чудодетство» разработана в 2005 году, корректируется ежегодно и направлена на
освоение навыков успешной социализации учащихся вокально-эстетическими
средствами.
Актуальность программы: Современное российское общество переживает
трансформацию системы ценностей и социальных норм. Период конца ХХ – начала
XXI века характеризуется усилением трансляции продукции, выгодной интересам
шоу-бизнеса, способствующей формированию негативного социокультурного
пространства, нездорового образа мира с искажёнными ценностными ориентирами и
бездуховными составляющими, усилением социального неравенства населения.
Сочетание роста преступности, наркомании и других асоциальных явлений с
усилением потребности подростков в самостоятельности, независимости, свободе
выбора сферы самореализации и самоутверждения выявляет отсутствие умений
анализировать природу социальной деятельности, навыков успешных социальных
отношений и социального сознания. В этих условиях актуализируется проблема
интеграции воспитанников в систему социальных отношений, усвоения элементов
культуры, социальных норм и ценностей. Возрастает необходимость использования
воспитательных возможностей творческого разновозрастного объединения вокальноэстрадного творчества дополнительного образования для формирования социальной
культуры дошкольников.
Озабоченность государства проблемой социализации детей нашла отражение в
Концепции развития дополнительного образования детей (утв. распоряжением
Правительства РФ от 04 сентября 2014г. №1726-р), Федеральном Законе Российской
Федерации (от 29.12.2012 №273-ФЗ), распоряжении правительства РФ (4.09.2014.
№1726), а также других документах, регламентирующих деятельность
дополнительного образования, что подтверждает значимость деятельности творческих
объединений, как фактора социального развития личности через создание
благоприятной среды для передачи старшими поколениями младшим культурноисторических знаний, убеждений, этических и эстетических навыков, качеств
социально успешной личности через развитие творческой активности учащихся
посредством занятий в вокально-эстрадном коллективе:
– Конвенция ООН «О правах ребёнка», одобренная Генеральной Ассамблеей ООН
20.11 1989г.
– Федеральный закон от 29 декабря 2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации» (ред. от 17.02.2023) (с изм. и доп., вступ. в силу с 28.02.2023).
– Национальный проект «Образование» (утв. президиумом Совета при Президенте РФ
по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24 декабря 2018
г.№16) «Успех каждого ребёнка», «Цифровая образовательная среда», «Молодые
профессионалы», «Социальная активность»/
– Распоряжение Правительства РФ от 31 марта 2022 № 678-р «Об утверждении
Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 г. и плана
мероприятий по ее реализации».
– Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября
2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно4
эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи».
– Приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 30.12.2020 №
01/2795 «Об утверждении Концепции развития региональной системы воспитания и
социализации обучающихся Челябинской области на 2021–2025 годы».
– Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03 сентября 2019 №
467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем
дополнительного образования детей».
– Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 02 февраля 2021 № 38
«О внесении изменений в Целевую модель развития региональных систем
дополнительного образования детей, утвержденную приказом Министерства
просвещения Российской Федерации от 03 сентября 2019 № 467».
– Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27 июля 2022 № 629
«Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
– Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 22
сентября 2021 № 652н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог
дополнительного образования детей и взрослых».
– Письмо Министерства просвещения России от 30 декабря 2022 № АБ-3924/06 «О
направлении методических рекомендаций» (вместе с Методические рекомендации
«Создание современного инклюзивного образовательного пространства для детей с
ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов на базе образовательных
организаций, реализующих дополнительные общеобразовательные программы в
субъектах Российской Федерации»).
– Письмо Минобрнауки РФ от 18.11.2015 №09-3242 «О направлении рекомендаций»
(вместе с Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ).
– Закон Челябинской области от 29.08.2013 № 515-30 «Об образовании в Челябинской
области».
Документы и локальные акты учреждения:
– Устав МБУДО «ДЮЦ»;
– Программа развития МБУДО «ДЮЦ»;
– Программа воспитания МБУДО «ДЮЦ»;
– Положение МБУДО «ДЮЦ» о дистанционном обучении;
– Положение о системе оценок, форм, порядке и периодичности промежуточной и
итоговой аттестации обучающихся.
– Положение о разработке дополнительной общеобразовательной программы в
МБУДО «ДЮЦ»
– Положение об организации образовательного процесса в МБУДО «ДЮЦ».
Программа реализуется на бюджетной основе.
Новизна программы заключается в направленности на успешную социализацию
личности и инклюзию через актуальные психологические техники арт-терапии,
сказко-терапии, психологии социального успеха, танцевально-двигательной терапии.
Программа включает в себя инновационный компонент по социализации
дошкольников вокально-эстетическими средствами в виде интеграции содержания всех
разделов и акцентирования раздела «Развитие навыков самонаблюдения, самоанализа,
5
самоактуализации». Педагогическая целесообразность программы в ее построении на
актуальных
принципах
синергетического,
деятельностного
и
личностно
ориентированного подходов.
Отличительная особенность программы в разработке интегративного
содержания включающего блок развития навыков самонаблюдения, самоанализа,
рефлексии ориентированный на успешную социализацию личности и блока основ
вокально-сценического движения ориентированного на здоровьесбережение
обучающихся.
Для реализации программы педагогу помимо музыкального
образования необходимо иметь образование психолога сертифицированного в сфере
арт-терапии, танц - терапии, детско-родительских отношений и методического права
проведения тренингов.
Данная программа также предполагает занятия с одаренными детьми и с
детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья. Методы и формы работы с
такими детьми подбираются педагогом, исходя из индивидуальных особенностей
конкретного
ребенка,
акцентируют
педагогическую
деятельность
на
дифференцированный подход к воспитаннику. Данной категории детей
предоставляются индивидуальные часы обучения по скоректированному учебному
плану с учетом возможностей здоровья.
Изучение философской, психолого-педагогической литературы, материалов
диссертационных исследований, обобщение личного опыта работы в образовании
свидетельствует о том, что исследование проблемы социализации детей актуализирует
воспитательные
возможности
творческих
разновозрастных
объединений
дополнительного образования, теория и практика деятельности которых прошли
длительный путь развития (К.Д. Ушинский, С.Т. Шацкий, В.Н. Шацкая, В.А.
Сухомлинский, Н.Ф. Голованова, В.А. Караковский,
М.И. Рожков, и др.). Являясь
мобильной и открытой системой, творческие объединения создают необходимое
пространство по освоению социокультурных ценностей. Проблемам исследования
социокультурного пространства посвящены работы Ш.А. Амонашвили, Г.М.
Андреевой, Ю. Бореева, А.М. Гольдина, М.Е. Дуранова, Р.А. Литвак, А.А. Плигина и
др.
Социализация дошкольников рассматривается на основе применения различных
педагогических подходов. Анализ литературы показал, что проблема деятельности
творческих разновозрастных объединений, как фактора социализации дошкольников в
системе дополнительного образования, изучена недостаточно многосторонне. Не
выявлены средства, не обоснованы условия успешной социализации дошкольников.
Проблемы социализации дошкольников, требуют поиска новых педагогических
программ.
Основанием для выделения комплекса педагогических условий социализации
дошкольников вокально-эстетическими средствами служит сущность социальнообразовательного заказа на подготовку самостоятельной, ответственной и социально
мобильной личности, движимой мотивами высокой морали и нравственности
активного созидателя культурных ценностей, способной к успешной социализации. В
данной трактовке находит отражение единство теоретических представлений о
6
социальной культуре как ценности и необходимом элементе педагогической
деятельности по вокально-эстетическому развитию детей в аспекте социализации
личности.
В качестве оснований отбора соответствующих содержательных аспектов
данной программы вокально-эстетического развития детей выступают исследования
Ю.Б. Алиева, В.В. Емельянова, Ф.Ф. Заседателева, В.И. Петрушина и др. Важными
являются следующие положения:
1. Отбор содержания программы, объединяющей вокальные, эстетические,
хореографические,
актерские,
биологические,
хозяйственно-экономические,
социально-культурные,
психологические,
этнографические,
исторические
компоненты, носит интегративный характер.
2. Содержание программы не сводится к содержанию 1 предметной дисциплины
вокала,
а имеет систему межпредметных связей служащих формированию
социального интеллекта.
3. Пристальное внимание уделяется эмоционально-чувственному способу
освоения действительности.
4. Содержание программы направлено на решение задач по осуществлению
успешной социализации личности воспитанников.
В соответствии с этими положениями в содержание образовательной программы
вокально-эстетического развития дошкольников целесообразно включить следующие
разделы: «Основы вокального мастерства», «Развитие навыков самонаблюдения,
самоанализа, самоактуализации», «Импровизационное творческое мышление»,
«Показатели певческого голосообразования», «Вокально-сценическое движение»,
«Вокально-сценический имидж», «Выступления на сценических площадках».
Их освоение дошкольниками направлено на формирование принципов
гуманизма, эстетических и этических ценностей средствами певческой культуры в
высоком понимании вокального искусства, навыков успешной социализации.
Занятия в разновозрастном творческом коллективе вокальным мастерством
являются одной из форм получения образования на протяжении всей жизни для детей
и родителей, которые вовлекаются в процесс развития личности воспитанников через
совместную деятельность. Занятия являются популярными среди ребят и взрослых.
Создавая педагогические условия для вокально-эстетического развития детей, не
только поддерживаются и развиваются способности ребенка, но и решается ряд
проблем социализации личности дошкольников:
- формирование эмоционально-чувственного способа освоения действительности как
основы для успешной социализации и самоактуализации;
- организация полноценного социально-значимого досуга;
- возрождение культуры голосоведения;
- повышение уровня информации в жизненно важной сфере гигиены физиологической
системы голосового аппарата в организме ребенка;
7
- отрыв от улицы, т. е. от асоциального поведения (наркомания, преступность и т. п.).
В качестве элементов программы, которые направлены на формирование
способов социально успешной деятельности у дошкольников, имеет смысл
предложить систему заданий, которая учитывает направленность детей, их
потребности и склонности к самореализации в данном аспекте воспитательной работы
с дошкольниками. Руководствуясь целесообразностью, в образовательную программу
детского творческого разновозрастного вокального объединения включены примерные
направления изучения материала, на основании которых учащиеся могут осуществлять
углубленное изучение различных сторон вокально-эстетической деятельности. В тех
же случаях, когда учащиеся затрудняются в однозначном определении содержания
подготовки для дополнительного изучения, но проявляют при этом ярко выраженное
желание заниматься, значительно возрастает роль педагога. Функции его заключаются
в том, чтобы создать педагогическую ситуацию, содействующую конкретному ребенку
в выборе темы (или тем) для дополнительного изучения. При этом для педагога,
работающего в рамках личностно-ориентированного подхода, важной является
информация о склонностях и способностях ученика, о перспективах его дальнейшей
образовательной.
Составленную таким образом образовательную программу целесообразно
рассматривать как ориентировочную основу для организации процесса вокальноэстетического развития детей и формирования готовности к успешной социализации.
Ее реализация может быть осуществлена в системе дополнительного образования
общеобразовательных школ, детских юношеских центров и других учреждений
дополнительного образования.
Вокально-эстетическое развитие детей играет огромную роль в формировании
социального поведения, ибо как никакое другое образование оно способно с помощью
произведений вокального искусства обогащать внутренний мир ребенка, расширить
круг эстетических переживаний. Педагогу важно понимать свойственное детям
неосознаваемое следование образцам и идеалам, позволяющее преодолеть
собственную слабость и чувство нереализованности.
Образовательная программа направлена на формирование высоких эстетических
чувств, как необходимое условие развития гармоничной личности человека.
Отражение эмоций и чувств в процессе вокализации использовано в качестве метода
воздействия по формированию эстетических ориентиров.
Отличительная особенность программы в использовании воздействия через
эмоционально-чувственный способ освоения действительности в звуковедении, что
создает педагогические условия для формирования эмоционально-психологических
состояний организма путем устранения в процессе вокализации голосовых зажимов и
психологических комплексов. При разработке образовательной программы детского
вокального объединения внимательно учитывался интерес и стремление познавать
законы человеческих взаимоотношений. Это создает благоприятную почву для
вокально-эстетического развития посредством занятий в сфере дополнительного
образования, которое являет собой наилучшую среду для программного формирования
эмпатии и симпатии как важных элементов эстетической воспитанности
дошкольников и приверженности гуманистическим нормам, помогающим
8
формировать коммуникативные навыки взаимодействия дошкольников с другими
людьми.
Программа относится к программам базового уровня.
Базовый уровень
осваивается по учебно-тематическим планам первых двух лет обучения. В виду
использования дифференцированного подхода позволяющего внимательно учитывать
индивидуальные особенности каждого ребенка год обучения не является критерием
перехода учащегося на следующий этап освоения программы.
Адресат программы. Программа предназначена обучающимся в возрасте 5-7 лет.
Условия набора и режим занятий. Набор в детское творческое объединение
осуществляется на добровольной основе, принимаются все желающие в возрасте от 5
до 7 лет, проявляющие интерес в данной области по заявлению родителей (законных
представителей) учащегося. Специального отбора в коллектив не существует,
основное условие при приеме – личное желание заниматься вокальным творчеством.
Данная программа реализуется на базе детского творческого разновозрастного
объединения и ориентирована на работу с учащимися от 5 до 7 лет на добровольной
основе по заявлению родителей (законных представителей).
Группы формируются разновозрастными, что создает основополагающий фактор
успешной социализации. Для детей дошкольного занятия проводятся 2 раза в неделю
по 2 часа, 144 часа в год из расчёта 36 учебных недель. Продолжительность 1 часа
занятий для дошкольников и детей с ограниченными возможностями здоровья
составляет 30 минут, все занятия проводятся с обязательным 10-минутным перерывом
согласно СанПиН. Часть учебного времени отводится на занятия вокальным
мастерством, часть на вокально-сценическое движение, часть на развитие навыков
успешной социализации (освоение рефлексии, самоанализа и др.), часть на посещение
культурных центров.
Объём программы. Срок реализации программы 2 года. Общее количество часов по
программе составляет 288 часов.
Форма обучения – очная. В случае возникновения экстренных ситуаций, таких как
введение карантина, режима повышенной готовности, программа реализуется в режиме
обучения с использованием дистанционных образовательных технологий. Данные
технологии реализуются с применением информационно-телекоммуникационных сетей
при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагога.
Занятия могут проводиться в контакте, e-mail, on-lain, Zoom, Skype и др. При
реализации программы используются видео-лекции, мастер-классы, презентации,
практические задания. Используется следующие дистанционные коммуникации:
видеоурок, виртуальная экскурсия с совместным обсуждением, виртуальная передача
вокальных треков, видео и аудио игры по программной тематике, и др.
Формы организации образовательного процесса и виды занятий. Программа
ориентирована на преемственность структурных групп от среднего дошкольного
возраста к старшему дошкольному возрасту.
Она отражает индивидуальнодифференцированный подход в образовательном процессе с целью особо
заинтересованных и одаренных детей. Большое значение придается роли
воспитательного воздействия развития коллектива на формирование личности.
9
Организация занятий проводится через систему тренингов и упражнений по вокальносценическому мастерству, а также развивающих игр, бесед, и т. д.
Отбор приемов и методов осуществлен на основе эффективности их применения для
решения поставленных задач с учетом педагогической целесообразности.
Для реализации программы рекомендуются следующие педагогические методы: методы
формирования сознания личности; методы организации деятельности и формирования
опыта общественного поведения; методы стимулирования поведения и деятельности.
Формы работы:
-По составу участников - индивидуальный, подгрупповой и групповой тренаж.
-По способу организации учебно-воспитательной деятельности - учебные занятия,
вокально-эстрадные игры, репетиции, консультации, концертная деятельность
(фестивали, смотры, конкурсы, праздничные выступления, зрительская практика,
досуговые мероприятия, работа с родителями)
Методы формирования компетентностей:
1. Объяснительно-иллюстративные: рассказ, объяснение, беседа, иллюстрация,
демонстрация, инструктаж, алгоритмизация.
2. Практические: упражнения (репродуктивные и творческие), самостоятельная
работа.
3. Педагогические игры: использование игровых приемов и ситуаций, арттерапевтических элементов. Коллективное творческое дело.
Методы стимулирования и мотивации деятельности:
соревновательный, поощрение, порицание, создание «ситуации успеха»,
эмоциональное воздействие.
Для реализации программы важны следующие морально-психологические
условия: создание благоприятного психологического климата; поддержание
атмосферы креативности и социальной активности; обеспечение положительного
эмоционального фона, создание атмосферы доверия, теплоты, взаимопонимания;
построение взаимоотношений между воспитанниками и педагогами на основе
сотрудничества и партнерства; дифференцированный личностно-ориентированный
подход; учет возрастных особенностей; актуализация полученных знаний в жизненных
ситуациях; проведение диагностики, учет психологических качеств и свойств
личности; формирование положительных мотивационных установок и ценностносмысловых ориентиров.
Так как в группах объединяются учащиеся с различной степенью музыкальной
одаренности, образовательный процесс строится на личностно-ориентированном
подходе, на принципах выстраивания партнерских взаимоотношений, диалога и
сотрудничества.
В практике вокального объединения – активное участие воспитанников в
творческой жизни образовательной организации, района, города, области, страны.
10
Цель программы: развитие эстетической культуры, креативности, ценностносмысловых компетенций вокально-эстетическими средствами
для успешной
социализации детей.
Задачи обучения:
- Овладение навыками певческого голосоведения, как средством снятия зажимов и
страхов, мешающих развитию личности.
Задачи развития:
- Развитие навыков рефлексии и эмпатии методом самонаблюдения, самоанализа.
- Формирование специальных компетентностей в области вокального искусства.
Задачи воспитания:
- Воспитание чувства прекрасного в соприкосновении с миром музыкальной культуры
и искусства;
- Воспитание таких черт характера, как настойчивость, целеустремленность,
дисциплинированность, трудолюбие, коммуникативность, социальная активность.
Задачи здоровьесбережения:
- Укрепление мышечного корсета и голосового аппарата, коррекция нарушений осанки
у детей.
Воспитательный аспект программы
Задачи воспитания:
– формировать культуру личности;
– воспитать настойчивость, выдержку, трудолюбие, целеустремленность;
– воспитать чувство коллективизма;
– приобщать детей к основам музыкальной культуры;
– воспитать эстетический вкус учащихся;
– воспитать интерес к певческой деятельности и к музыке в целом;
– воспитать потребность постоянного совершенствования;
– воспитать постоянную творческую потребность в познании жизни и её законов
средствами вокального искусства.
Направления воспитательной деятельности в рамках программы:
– наставничество;
– профориентация;
– взаимодействие детей и родителей;
– формирование нравственных идеалов при работе над репертуаром.
11
Развитие наставничества. Обучающиеся, которые проявляют интерес и
склонность к наставничеству, а также осваивают программу на высоком уровне, могут
выступать в качестве помощников педагога и наставников младших, при этом
углубляя знания и совершенствуя своё мастерство, активно развивая концертную
деятельность.
Образовательная деятельность направлена на постановку концертных номеров с
возможными сольными партиями для участия в конкурсах различного уровня, а также
на реализацию уже полученных знаний, умений и навыков.
Передача опыта старшими младшим способствует дальнейшему развитию всех
воспитанников коллектива, мотивируя их к самореализации и совершенствованию
получаемых знаний, способствует сплочению внутри коллектива, что не менее важно
для дальнейшего развития и достижения высоких результатов.
Учащийся-наставник, получая определённый опыт, может в дальнейшем,
получив соответствующее образование, реализовать себя в данном направлении как
педагог, специалист по вокалу или стать профессиональным исполнителем в
известном коллективе.
В рамках реализации федерального проекта «Успех каждого ребёнка» в объединении
могут заниматься и дети с ОВЗ. При необходимости для них также разрабатывается
индивидуальный образовательный маршрут с учётом особенностей и возможностей
учащегося.
Определения эффективности освоения программы
Способом определения эффективности освоения программы служит
мониторинг личностных результатов, предметных знаний.
Промежуточная аттестация проводится 2 раза в год каждое полугодие, итоговая
аттестация проводится по окончанию освоения программы. По результатам аттестации
происходит переход воспитанника на следующий этап освоения программы.
Иерархия ожидаемых изменений у детей в ходе реализации программы
складывается следующим образом:
1. Улучшил свой уровень коммуникативности, стал более открытым, способным
легко высказывать свою точку зрения, приобрел вокальные знания о владении
голосовым аппаратом.
2. Свободно и радостно чувствует себя на сцене, способен делиться
положительными эмоциями и переживаниями со зрителями (навык публичного
выступления).
3. Стал успешнее в детском коллективе, улучшил формы общения со
сверстниками и с взрослыми.
4. Появляется интерес и внимание к своему внешнему облику и, что особенно
важно, к своему внутреннему психическому состоянию (эстетические навыки,
стремление к душевной гармонии).
12
5. Увеличился круг друзей, в общении проявляет доброжелательность, желание
слышать и слушать, деликатность, гибкость при поиске компромиссов (эмоциональная
компетентность, основы психологии культуры личности).
6. Появляется умение находить достойный выход из проблемной ситуации
(толерантность).
7. У вокально-одаренных детей появляются профессиональные навыки и умения
исполнительского мастерства в вокальном творчестве и возможность дальнейшей
вокальной ориентации.
Программа
обеспечивает
личностное,
социальное,
познавательное,
коммуникативное развитие учащихся, обуславливается характером организации их
музыкально-учебной, художественно-творческой деятельности и предопределяет
решение основных педагогических задач.
Планируемые результаты освоения программы
- формирование духовно-нравственных ценностей;
- реализация творческого потенциала в процессе коллективного (индивидуального)
музицирования.
- уметь слушать и слышать мнение других людей, излагать свои мысли о музыке;
- применять знаково-символические и речевые средства для решения
коммуникативных задач;
- использовать знаково-символические средства для решения задач;
Знать:
- элементарные способы
воплощения художественно-образного содержания
вокальных произведений в различных видах музыкальной и учебно-творческой
деятельности;
- правильную певческую установку;
- особенности музыкального языка.
Уметь:
- исполнять одноголосные произведения с дублирующим вокальную партию
аккомпанементом, правильно распределять дыхание в длинной фразе;
- выражать образное содержание музыки через пластику;
- создавать коллективные музыкально-пластические композиции;
- исполнять вокально-групповые произведения.
В основе отбора материала лежат принципы доступности, актуальности,
педагогической целесообразности.
В связи с зависимостью от задач года, контингента воспитанников, социального
заказа с опорой на программу в ход практической реализации программы может
вноситься корректировка.
Ведущая технология образовательного процесса – индивидуальный и групповой
тренаж. Основная форма контроля – показ вокально-эстрадных номеров с
последующим анализом.
Основные методы педагогической диагностики освоения программы
13
1. Педагогическое наблюдение, итоговый опрос-анкетирование воспитателей по
постановке и реализации целей «в зоне ближайшего развития».
2. Собеседование с родителями, администрацией учебного заведения по оценке
динамики изменений воспитанников.
3. Наблюдение.
4. Анализ при рефлексии.
При работе педагог использует:
1. Иллюстративный метод, обеспечивающий предъявление того феномена,
который изучается на занятии.
2. Метод убеждения, развивающий сознание в процессе формирования системы
взглядов и убеждений.
3. Метод упражнений, формирующий умения, навыки, привычки путем
организованного повторения определенных действий.
4. Метод социальных проб, обеспечивающий испытание воспитанником своих
качеств путем организации социально-педагогической деятельности.
5. Метод самоанализа, обеспечивающий развитие самосознания в процессе
организации деятельности воспитанников по осмыслению, анализу собственных
действий и их результатов.
6. Метод социальных проектов.
Комплекс организационно-педагогических условий реализации программы
14
Учебно-тематический план
1год обучения
№ наименование тем и разделов
из них
всего
часов
Формы аттестации/контроля
теория практика
Педагогическое наблюдение
1
Вводное занятие Инструктаж
по технике безопасности
2
2
-
2
Основы вокального мастерства
(репетиции)
28
8
20
3
Развитие
навыков
самонаблюдения, самоанализа,
самоимитации (рефлексия)
14
4
10
4
Импровизационное творческое
мышление
(репетиция,
рефлексия)
12
4
8
Концертные
выступления;
участие
в
конкурсах,
фестивалях,
конференциях;
педагогические наблюдения
5
Показатели
певческого
голосообразования.
28
4
24
Концертные
выступления;
участие
в
конкурсах,
фестивалях,
конференциях;
педагогические наблюдения
6
Вокально-сценическое
движение (репетиция)
26
6
20
Концертные
выступления;
участие
в
конкурсах,
фестивалях,
конференциях;
педагогические наблюдения
7
Вокально-сценический имидж
(репетиция, рефлексия)
10
5
5
Концертные
выступления;
участие
в
конкурсах,
фестивалях,
конференциях;
педагогические наблюдения
Концертные
выступления;
конкурсах, фестивалях,
участие
в
Педагогическое наблюдение
8
Выступления на площадках
8
2
6
Концертные
выступления;
участие
в
конкурсах,
фестивалях,
конференциях;
педагогические наблюдения
9
Ограничения в вокальном
творчестве (рефлексия)
6
2
4
Концертные
выступления;
участие
в
конкурсах,
фестивалях,
конференциях;
педагогические наблюдения
10 Воспитательные мероприятия
4
1
3
11 Итоговое занятие
2
2
12 Промежуточная аттестация
4
4
13 Итого:
педагогическое наблюдение
концертное выступление
144
38
Концертные выступления
106
15
Календарно-тематический план
I год обучения дошкольники
Сентябрь
Раздел,
тема
Вводное занятие
Октябрь
Но
-ябрь
Декабрь
Январь
Февраль
март
Апрель
Май
2
Основы вокального мастерства
4
2
4
4
2
4
2
4
2
2
28
(репетиции)
Развитие
Всего
часов
навыков
2
2
2
2
2
2
2
самонаблюдения, самоанализа,
14
самоимитации (рефлексия)
Импровизационное творческое
мышление
2
2
2
2
2
2
(репетиция,
12
рефлексия)
Показатели
певческого
4
4
2
4
2
4
4
2
2
28
голосообразования.
Вокально-сценическое
4
4
2
4
4
2
4
2
26
движение (репетиция)
Вокально-сценический имидж
4
2
2
2
10
(репетиция, рефлексия)
Выступления на площадках
Ограничения
в
2
вокальном
2
2
2
2
2
2
8
6
творчестве (рефлексия)
Воспитательные мероприятия
2
2
4
Итоговое занятие
2
Промежуточная аттестация
Итого:
2
16
18
16
18
2
14
16
18
16
2
4
11
144
16
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
2 ГОД ОБУЧЕНИЯ
№ наименование тем и разделов
из них
всего
часов
Формы аттестации/контроля
теория практика
Педагогическое наблюдение
1
Вводное занятие Инструктаж
по технике безопасности
2
2
-
2
Основы вокального мастерства
(репетиции)
28
8
20
3
Развитие
навыков
самонаблюдения, самоанализа,
самоимитации (рефлексия)
14
4
10
4
Импровизационное творческое
мышление
(репетиция,
рефлексия)
12
4
8
Концертные
выступления;
участие
в
конкурсах,
фестивалях,
конференциях;
педагогические наблюдения
5
Показатели
певческого
голосообразования.
28
4
24
Концертные
выступления;
участие
в
конкурсах,
фестивалях,
конференциях;
педагогические наблюдения
6
Вокально-сценическое
движение (репетиция)
26
6
20
Концертные
выступления;
участие
в
конкурсах,
фестивалях,
конференциях;
педагогические наблюдения
7
Вокально-сценический имидж
(репетиция, рефлексия)
10
5
5
Концертные
выступления;
участие
в
конкурсах,
фестивалях,
конференциях;
педагогические наблюдения
8
Выступления на площадках
8
2
6
Концертные
выступления;
участие
в
конкурсах,
фестивалях,
конференциях;
педагогические наблюдения
9
Ограничения в вокальном
творчестве (рефлексия)
6
2
4
Концертные
выступления;
участие
в
конкурсах,
фестивалях,
конференциях;
педагогические наблюдения
10 Воспитательные мероприятия
4
1
3
11 Итоговое занятие
2
2
12 Промежуточная аттестация
4
4
13 Итого:
Концертные
выступления;
конкурсах, фестивалях,
участие
в
Педагогическое наблюдение
педагогическое наблюдение
концертное выступление
144
38
Концертные выступления
106
17
Календарно-тематический план
2 год обучения дошкольники.
Сентябрь
Раздел,
тема
Вводное занятие
Октябрь
Но
-ябрь
Декабрь
Январь
Февраль
март
Апрель
Май
2
Основы вокального мастерства
4
2
4
4
2
4
2
4
2
2
28
(репетиции)
Развитие
Всего
часов
навыков
2
2
2
2
2
2
2
самонаблюдения, самоанализа,
14
самоимитации (рефлексия)
Импровизационное творческое
мышление
2
2
2
2
2
2
(репетиция,
12
рефлексия)
Показатели
певческого
4
4
2
4
2
4
4
2
2
28
голосообразования.
Вокально-сценическое
4
4
2
4
4
2
4
2
26
движение (репетиция)
Вокально-сценический имидж
4
2
2
2
10
(репетиция, рефлексия)
Выступления на площадках
Ограничения
в
2
вокальном
2
2
2
2
2
2
8
6
творчестве (рефлексия)
Воспитательные мероприятия
2
2
4
Итоговое занятие
2
Промежуточная аттестация
Итого:
2
18
18
16
18
2
14
16
18
16
2
4
10
144
18
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ
из них
всего
Формы аттестации/контроля
№
наименование тем и разделов
1
Вводное занятие
2
Основы вокального мастерства
(репетиции)
3
Развитие
навыков
самонаблюдения, самоанализа,
самоимитации (рефлексия)
4
Импровизационное творческое
мышление
(репетиция,
рефлексия)
6
1
5
Концертные выступления; участие в
конкурсах, фестивалях, конференциях;
педагогические наблюдения
5
Показатели
певческого
голосообразования.
14
4
10
Концертные выступления; участие в
конкурсах, фестивалях, конференциях;
педагогические наблюдения
6
Вокально-сценическое
движение (репетиция)
18
4
14
Концертные выступления; участие в
конкурсах, фестивалях, конференциях;
педагогические наблюдения
7
Вокально-сценический имидж
(репетиция, рефлексия)
2
1
1
Концертные выступления; участие в
конкурсах, фестивалях, конференциях;
педагогические наблюдения
8
Выступления на площадках
4
2
2
Концертные выступления; участие в
конкурсах, фестивалях, конференциях;
педагогические наблюдения
9
Ограничения в вокальном
творчестве (рефлексия)
4
2
2
Концертные выступления; участие в
конкурсах, фестивалях, конференциях;
педагогические наблюдения
10
Воспитательные мероприятия
2
1
1
11
Итоговое занятие
1
1
12
Промежуточная аттестация
2
2
13
Итого:
72
часов
1
15
теория практика
1
4
-
11
Педагогические наблюдения
Концертные выступления; участие в
конкурсах, фестивалях, конференциях;
педагогические наблюдения
Педагогические наблюдения
3
1
2
Педагогические наблюдения
концертное выступление
концертное выступление
21
51
19
Календарно-тематический план
для детей с ОВЗ
Сентябрь
.Раздел,
Октябрь
Но
Декабрь
-ябрь
тема
Вводное занятие
1
Основы вокального мастерства
4
Январь
Февраль
март
Апрель
Май
Всего
часов
1
1
2
2
2
2
2
15
(репетиции)
Развитие
навыков
1
2
самонаблюдения, самоанализа,
3
самоимитации (рефлексия)
Импровизационное творческое
мышление
2
2
2
(репетиция,
6
рефлексия)
Показатели
певческого
2
2
2
2
2
2
2
14
голосообразования.
Вокально-сценическое
2
2
2
2
4
2
4
18
движение (репетиция)
Вокально-сценический имидж
2
2
(репетиция, рефлексия)
Выступления на площадках
2
Ограничения
2
в
вокальном
2
4
2
4
творчестве (рефлексия)
1
Воспитательные мероприятия
1
2
Итоговое занятие
1
Промежуточная аттестация
1
1
1
2
Итого:
10
7
8
8
5
8
8
9
9
72
20
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ДЛЯ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ
из них
всего
Формы аттестации/контроля
№
наименование тем и разделов
1
Организационное занятие
2
Основы
вокального
мастерства (репетиции)
3
Развитие
навыков
самонаблюдения,
самоанализа, самоимитации
(рефлексия)
4
Импровизационное
творческое
мышление
(репетиция, рефлексия)
6
1
5
Концертные выступления; участие в
конкурсах, фестивалях, конференциях;
педагогические наблюдения
5
Показатели
певческого
голосообразования.
14
3
11
Концертные выступления; участие в
конкурсах, фестивалях, конференциях;
педагогические наблюдения
6
Вокально-сценическое
движение (репетиция)
16
4
12
Концертные выступления; участие в
конкурсах, фестивалях, конференциях;
педагогические наблюдения
7
Вокально-сценический
имидж
(репетиция,
рефлексия)
3
Концертные выступления; участие в
конкурсах, фестивалях, конференциях;
педагогические наблюдения
часов
1
14
4
4
теория практика
1
4
2
1
-
Концертные выступления; участие в
конкурсах, фестивалях, конференциях;
педагогические наблюдения
10
Концертные выступления; участие в
конкурсах, фестивалях, конференциях;
педагогические наблюдения
2
Концертные выступления; участие в
конкурсах, фестивалях, конференциях;
педагогические наблюдения
8
Выступления на площадках
4
1
3
Концертные выступления; участие в
конкурсах, фестивалях, конференциях;
педагогические наблюдения
9
Ограничения в вокальном
творчестве (рефлексия)
3
1
2
Концертные выступления; участие в
конкурсах, фестивалях, конференциях;
педагогические наблюдения
10
Воспитательные
мероприятия
3
1
2
Концертные выступления; участие в
конкурсах, фестивалях, конференциях;
педагогические наблюдения
11
Итоговое занятие
1
12
Промежуточная аттестация
2
Итого:
72
Концертное выступление
2
19
Промежуточная аттестация
53
21
СОДЕРЖАНИЕ ИЗУЧАЕМОГО КУРСА
Для освоения тематического
содержания
программы
мы предлагаем следующие
методические рекомендации:
1. Тема «Вводное занятие» предполагает знакомство с детьми, выявление
особенностей детей через опрос-анкетирование, задание на выявление ЗУН.
Происходит ознакомление с перспективами (задачи на год, репертуар, личностная
траектория развития). Проводится инструктаж по технике безопасности, правилам
поведения.
2. Раздел «Основы вокального мастерства» делится на составляющие: «Развитие
мелодического слуха», «Развитие метроритмического слуха», «Работа над развитием
гармонического слуха», «История мастерства в судьбах мастеров вокально-эстрадного
творчества».
3. Раздел темы «Самонаблюдение, самоанализ» включает знакомство с понятием
«точка сборки» восприятия; формирование навыков смещения «точки сборки» внутри
себя; развитие умений представлять «Модель спланированного будущего», что
находится в соответствии с потребностью в самореализации. В дошкольном возрасте
важно
формировать
деятельность
образного
верную
мышления.
через
игровую
манипулятивную
самоидентификацию;
Подобного
развивать
результата
можно
и
сюжетно-ролевую
фантазию,
достичь
возможности
при
условии
практического тренинга означенных действий в форме сказко-терапии и арт-терапии.
4. Тема «Импровизационное творческое мышление» предполагает знакомство
воспитанников с жанрами вокального искусства, развитие у детей интереса к
творчеству выдающихся деятелей в данном жанре, формирование умения
импровизировать.
5. Тематический раздел «Показатели певческого голосообразования» предполагает
развитие
следующих
вокальных
интонационно-фонетические
составляющих:
упражнения;
артикуляционная
голосовые
сигналы
гимнастика;
доречевой
коммуникации; тренировочные программы для грудного регистра; тренировочные
22
программы на переходе из грудного регистра в фальцетный, работа по развитию
певческого вибрато.
6. Тема «Вокально-сценическое движение» предполагает знакомство с вокальносценическим движением ведущих мастеров данного жанра. Педагог стремится
вооружить детей навыками актерского мастерства с целью раскрепощения зажимов,
развития фантазии, образного мышления, способностей к перевоплощению на сцене.
Проводится тренинговая работа по овладению комплексом вокально-сценических
движений.
7. Тема «Вокально-сценический имидж»: педагог знакомит детей с понятием
имиджа в целом и активизирует интерес к творческому поиску своего вокальносценического имиджа, отражающего личностные качества индивидуальности ребенка.
Ведется работа по формированию вокально-сценического имиджа ребенка как
личности.
8. Выступление детей на сценических площадках подразумевает показ зрителям
вокально-сценических номеров в исполнении воспитанников, а также просмотр и
участие
дошкольников
в
роли
зрителей,
что
дает
возможность
ребенку
самореализовываться, преодолевать свои комплексы, и оказывать помощь друзьям и
незнакомым участникам концерта в их самовыражении. Педагог использует данную
форму работы для воспитательного настроя на гуманное отношение к себе и к
окружающему миру, а также для получения сценической практики, закрепления
единства духа группы и уверенного состояния при выступлениях на сцене.
9. Тема «Чего нельзя делать, или ограничения в вокальном творчестве» дает
понимание положительных и отрицательных вокальных произведений, учит детей
умению ориентироваться в огромнейшем океане различной по качеству звучания и,
что особо важно, по качеству духовного и эстетического содержания современной
музыкальной
продукции.
Технологической
основой
социальной
деятельности
разновозрастного объединения служит метод спроектированного идеала. Данный метод
позволяет проектировать поведение детей средствами вокально-художественных
произведений через показ наиболее типичных поведенческих моделей социальных
23
отношений,
реализуемых
в
социуме
посредством
эмоционально-чувственного
освоения действительности. Осознанное действие проектируется через демонстрацию
обобщенных качеств личности, выраженных в вокальных образцах. Через восприятие
этот идеал возвращается к действительности, материализуясь в виде реально
существующего, искусственно организованного людьми, успешно социализирующего
пространства: коллективно принятых отношений, поведенческих норм, культурных
традиций, форм деятельности. Для ребенка такой возврат становится фактом
материализации
идеальных
личностно
значимых
качеств.
Таким
образом,
художественный образ отражает действительность в ее лучшем выражении, а
действительность изменяется под воздействием художественного образца.
Жанровое
своеобразие
произведений
соответствии с лучшими традициями
вокального
русской
творчества
классической
подбирается
в
школы, несущей
психологический элемент, разрабатывающей идеи гуманизма, гражданственности
воспитания и поиска общественного идеала. В произведениях усматривается путь
реализации принципов гуманного социального мироощущения человека.
10. Блок воспитательных мероприятий включает занятия, связанные с социально
значимой деятельностью детей и анализом проделанной или предполагаемой работы.
Например, рассуждения на тему выступления либо сводной или генеральной
репетиции, либо длительного по времени творческого процесса. Занятия проводятся
по следующим темам: «Подведение итогов»; «День именинника»; «Осенние
посиделки»; «Рождественские встречи»; «Проводы зимы»; «День матери»; «День
защитника Отечества»; «Весенние гулянья»; «Бал выпускников».
Разработаны и внедрены методические рекомендации по освоению программного
курса вокально-эстетического развития учащихся. Они предполагают освоение
содержания первого года обучения. Это ознакомление детей с вокальными навыками
певческого исполнительства, формирование правильного певческого звука – открытого,
но легкого, звонкого. Следует избегать резкого, зажатого, форсированного звучания.
Работа над дыханием должна начинаться с выработки певческой установки, основной
смысл которой заключается в том, чтобы при пении мышцы тела находились в
свободно-активном, но не расслабленном состоянии. Полезно, чтобы дети при вдохе
24
положили руки на ребра и проследили их движение во время дыхания. Вдох нужно
производить быстро, но спокойно, следить при этом за расширением нижних ребер. Ни
в коем случае не надо набирать много воздуха, а также поднимать плечи,
запрокидывать голову. Окончание вдоха совпадает с мгновенной задержкой дыхания.
Стимулом для развития дыхания является дыхательная гимнастика, а также вокальные
упражнения, развивающие длительность выдоха, умение правильно делать вдох.
В воспитании навыков красивого и выразительного пения особая роль
принадлежит артикуляции и дикции. Стимулом для развития дикции являются
специальные упражнения. Например, скороговорки, повторение за педагогом текста
вслух, без спешки, тщательно выговаривая слова, а также вокальные упражнения,
развивающие звукообразующие органы: губы, язык, челюсти, гортань, зубы. У
дошкольников артикуляционный аппарат часто работает слабо, он скован, зажат. Этот
недостаток необходимо устранять.
Важную
задачу
в
вокальном
воспитании
дошколников
представляет
формирование, правильной артикуляции и характера окраски звучания голоса.
Объем теоретических знаний, практических умений и навыков первого года
обучения заключается в том, что дошкольнику предлагают освоить элементарные
представления не только о строении голосового аппарата, но и о том, что такое:
правильная постановка корпуса при пении; певческое дыхание: спокойный, без
напряжения вдох, задержание вдоха перед началом пения (люфт-пауза), выработка
равномерного выдоха; правильное певческое формирование гласных в сочетании с
согласными звуками, четкое произношение согласных звуков; слуховое осознание
чистой интонации.
В программу первого года обучения входит: пение элементарных вокальных
упражнений в медленном темпе с использованием следующих интервалов: чистая
прима, малая и большая секунды, малая и большая терции, чистая октава;
формирование навыков пения с фонограммой; постановка корпуса и певческого
дыхания; формирование навыков вокально-сценического движения сценической
коммуникативности.
25
Текущий и промежуточный контроль по форме может быть разным: от
контрольного урока до публичного выступления на концертах, в зависимости от
исполнительского уровня учащихся.
Педагогическая технология по овладению певческими навыками имеет
следующие методические рекомендации. Важно в процессе обучения пению уделять
значение овладению певческими навыками. Эта работа часто протекает без достаточного
осознания учащимися ее цели, без понимания роли тех упражнений, которые они
выполняют. Следует даже на самом первом этапе обучения доводить до сознания детей,
для чего поется данное упражнение, чего следует добиваться в работе над ним, как его
надо исполнять.
Дети учатся понимать, что упражнения помогают овладению певческими
навыками, необходимыми для того, чтобы исполняемая песня звучала красиво, чисто,
выразительно. Для улучшения качества интонации большое внимание следует уделить
точному воспроизведению первого звука.
Очень важно с самого начала обучения воспитывать у дошкольников вокальный
слух, умение внимательно слушать себя.
Основа пения – гласные звуки. От правильного образования гласных зависит
красота тембра. Зачастую у учащихся тембр неровный, что обусловлено, главным
образом, «пестротой» гласных, возрастными особенностями и особенностями
физиологии. Ровность звучания достигается при сохранении высокого звучания
(позиции) на всех звуках певческого диапазона. Для этого полезно использовать
попевки и упражнения на гласные У, Ю, А; упражнения стабильного блока: на
дыхание, на медленный долгий выдох, на развитие артикуляции, на подвижность
диафрагмы, на развитие ровности тембрового звучания, гибкости голоса; упражнения
периодически обновляющегося блока: на легкость и подвижность голоса, на зубные
язычные согласные – Д, 3, Т, Р, Л, Н; на губные – Б, П, В, М.
Необходимо разделять при пении гласные, встречающиеся в одном слове или в
конце одного и начале другого слова. Согласные звуки произносят легко, четко, ясно и
26
энергично. Нужно приучать учащихся ясно произносить согласные в конце слов,
присоединять согласные к следующему слогу.
Условием грамотного звукообразования являются правильно открытый рот,
свободно опускающаяся челюсть, активные губы, четко артикулирующие каждый
звук. На начальном этапе, в основном, следует обращать внимание на то, чтобы
ребенок вдыхал правильно, распределяя выдох до конца слова или небольшой фразы,
не брал дыхание в середине слова.
В практических занятиях наряду с упражнениями рекомендуется пение
вокализов или песен напевного характера для выработки кантиленного звучания. Это
необходимо также для осознания малой формы в целом и на уровне отдельных
построений: фразы, предложения, периода, для усвоения ими понятий кульминации
произведения, коды и других.
В репертуар входят произведения гуманистической
направленности,
способные активизировать дошкольника к процессу гуманизации, развивающие
гуманные свойства личности, развивающие умения сотрудничества с другими
людьми;
определяющие
позитивную
Я-концепцию;
определяющие
законопослушание ребенка (сила «сверх-Я», ответственность и т. п.). Часть
репертуара
составляют
произведения,
способствующие
формированию
у
дошкольника знаний и умений социального взаимодействия с другими людьми.
Их могут содержать популярные детские песни, ретро-песни, русские народные
песни.
Содержание образовательного курса второго года обучения заключается в
продолжении знакомства с правилами пения и охраны голоса. Продолжается также
разностороннее
воспитание
и
развитие
музыкально-певческих
способностей:
музыкального слуха, певческого голоса, внимания, музыкального мышления, памяти,
эмоциональной компетентности, творческих способностей и потребностей, интересов,
вкусов,
готовности
к
художественному
труду
и
успешной
социализации.
Продолжается формирование вокально-технических знаний, умений, навыков, особо
важных для индивидуального развития дошкольника, обучение умению соблюдать в
27
процессе исполнения певческую установку, правильному звукообразованию (мягкая
«атака»), сохранению устойчивого положения гортани, сохранению вдыхательного
состояния при пении, спокойно-активному, экономному выдоху. Идет формирование у
учащихся основных свойств певческого голоса: звонкости, полетности, микстового, то
есть смешанного звучания,
тембровой ровности, пения с вибрато. Немаловажны
забота о сохранении индивидуального приятного тембра здорового голоса, обучение
умению петь активно, но не форсированно. Содержание образовательного курса
второго года подразумевает: обучение непринужденному, естественному, льющемуся
пению, гибкому владению голосом; правильное формирование гласных и обучение
учащихся четкому произношению согласных звуков; освоение закономерностей
работы с современной звуковой аппаратурой; формирование потребности неуклонно
выполнять все правила пения, перенося отработанное в упражнениях на исполняемое
произведение. Объем теоретических знаний, практических умений и навыков в
результате второго года обучения заключается в том, что дошкольнику предлагают
расширить освоенный ранее диапазон голоса, выровнять звучность гласных.
Продолжается работа над организацией дыхания, связанного с ощущением опоры,
совершенствуется работа с учебной фонограммой «минус». В работе над вокализами
учащийся должен уметь певуче, пластично вести звук, чувствовать движение мелодии,
динамику ее развития и кульминацию произведения, креативно мыслить, создавая
собственные вариации. В программу второго года обучения входит: пение вокальных
упражнений, включающих мажорные и минорные гаммы, трезвучия, опевания, скачки
на октаву вверх и вниз. Даются методические рекомендации по овладению певческими
навыками – каждое новое упражнение и его роль в музыкально-певческом развитии
учащегося нуждается в образном раскрытии. Необходим и рассказ о специальных
вокальных упражнениях для развития дыхания, гибкости голоса, ровности тембрового
звучания. Как правило, у дошкольников не развито чувство опоры, дыхание
ключичное.
Механизм работы дыхательного аппарата у детей строится по принципам
академического пения. В первую очередь, необходимо достигать правильного
диафрагматического
staccato
дыхания.
Полезны
упражнения,
которые
дают
возможность фиксировать работу мышц диафрагмы.
28
Необходимо следить за тем, чтобы дыхание было плавным, так как толчок
дыхания вызывает зажатие голосовой щели, напряжение связок, которые перестают
осуществлять
правильное
звукообразование.
Плавное
дыхание,
сохранение
постоянного чувства опоры — один из основных принципов развития ровности
диапазона. При этом полезны упражнения на legato.
Вокальные упражнения должны быть направлены на развитие и укрепление
правильного дыхания, его экономичного расходования, и на формирование правильной
позиции. Глотка всегда должна быть свободна, рот и губы — свободны и активны.
Очень важно с самого начала обучения воспитывать у дошкольников вокальный
слух, умение внимательно слушать себя и рефлексировать по поводу своих ошибок.
Полезны упражнения в пределах терции – квинты, основанные на сочетаниях гласных и
согласных, например: ми, зи, бре, кра, крэ, кри, трэ, дай, дой, дуй, фа, ты, ха, чха, хэй, прэй
и тому подобные. При этом необходимо следить за чистотой интонации.
Наряду с упражнениями осуществляется пение вокализов, детских популярных
песен, русских народных песен в современной обработке.
Объем теоретических знаний, практических умений и навыков второго года
обучения помогает отработать и закрепить полученные ранее вокально-технические
навыки. В соответствии со способностями дошкольник овладевает подвижностью
голоса, осознает тембр голоса, получает возможность работотать с фонограммой, со
звуковой аппаратурой, применяющей голосовые процессоры.
Контроль качества представлен следующими видами: контроль педагога
(индивидуальный, фронтальный), взаимоконтроль, самоконтроль, - и формах:
предварительный, текущий, итоговый. Текущий и итоговый контроль качества
образования реализуется во время показов вокально-эстрадных номеров и получения
при этом оценки экспертов (зрителей, жюри и т. д.). Показателем качества являются
документы (дипломы, грамоты, благодарности и т. д.) с конкурсов, фестивалей,
смотров, приглашения участвовать в концертах различных творческих коллективов
почетными гостями.
29
В связи с возможными социальными заказами и востребованностью творческих
проектов не исключена возможность интенсификации учебного процесса и увеличения
недельной часовой нагрузки в группах для выступления на сценических площадках, за
счет переноса учебных часов (и рабочего времени педагога) с менее загруженных
недель учебного года. Учащиеся начального периода обучения ориентированы на
выступление перед аудиторией детского сада. Дети последующего года обучения
нацелены на выступление в мероприятиях районного, городского, областного,
всероссийского и международного масштаба. Порядок выступлений определяется
планом мероприятий, социальным заказом.
В рамках исследования было выявлено, что философская проблема связи,
соотношения и взаимопроникновения идеального и материального, фантастического и
реалистического
определяет
эмоционально-чувственного
специфическую
освоения
особенность
действительности.
творческого
Метод
метода
помогает
формировать в ребенке активную жизненную позицию и воспитывать дошкольников
на идеях человечности, мужества и чувства справедливости не только с помощью
вокальных произведений культуры, но и в повседневной жизни в рамках детского
творческого разновозрастного вокального объединения.
Ключевым звеном образовательной программы «Страна песен - Чудодетство»
является раздел «Самонаблюдение, самоанализ».
Раздел знакомит с разнообразием спектра эмоций; развивает умения превратить
желаемое в «Модель спланированного будущего». Программный раздел «Развитие
навыков самонаблюдения, самоанализ» нацелен на формирование социальной культуры,
которая включает комплекс активно реализующихся культурно-психологических
устремлений и соответствующих возможностей для развития способностей, таких, как:
коммуникативные,
способности к
эмоционально-психологической саморегуляции
Раздел развивает творческий подход к делу, познавательную активность, адекватную
самооценку, позитивное мировоззрение.
Задачами данного раздела являются:
- развитие отношения к социальной культуре как к самоценности;
30
- формирование позитивного отношения воспитанников к здоровому образу
жизни;
- повышение уровня коммуникативной компетентности;
- обучение дошкольников навыкам саморегуляции.
Структура занятий составляется в соответствии с целями, задачами и
индивидуальными особенностями детей: приветствие; создание эмоционального
настроя; разминка или обсуждение домашнего задания; изучение новой теоретической
темы, закрепление темы; практическая часть; домашнее задание; прощание.
Для реализации поставленных задач используются личностно ориентированный,
деятельностный и системно-синергетический педагогические подходы, которые
обеспечивают комфортные, бесконфликтные, безопасные условия развития личности,
реализацию ее природных потенциалов.
Данный раздел состоит из четырех тем: «Формирование образа «Я»; «Я» и
окружение»; «Особенности поведения человека»; «Формирование ценностных
ориентаций, внутренней направленности личности».
Кадровое обеспечение. Для реализации данной программы необходима
слаженная
деятельность
хореографическое,
педагогов
имеющих
музыкальное
образование,
психологическое с наличием сертификатов дающих право
работать с актуальными техниками сфере арт-терапии, танц-терапии, детскородительских отношений и методического права проведения тренингов.
Материально-техническое обеспечение программы:
- компьютер,
- звуковая карта (полупрофессиональная или профессиональная);
- микшерский пульт минимум каналов, но с «фантомным» питанием
- акустические мониторы
- студийные микрофоны, поп-фильтр и микрофонные стойки
- наушники
- пространство актового зала и танцевального класса с наличием зеркал,
хореографических станков, музыкальной аппаратуры, фортепиано.
- собрание методической литературы и аудиозаписей
- материалы для сказка-терапии и арт-терапии
31
-аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для
крепления демонстрационного материала.
- печатные пособия.
Методическое обеспечение программы
Одним из видов методического обеспечения программы предлагается
методическое пособие кандидата педагогических наук Ермаковой А.А. включающее
теоретическое
основание
социализации
воспитаников
вокально-эстетическими
средствами в системе творческого разновозрастного объединения, педагогические
условия
социализации
детей
вокально-эстетическими
средствами
в
рамках
дополнительного образования, Вокально-эстетическое развитие детей как средство
социализации личности; методические рекомендации по освоению содержания курса
тематического раздела «Самонаблюдение, самоанализ, самоимитация», Методические
рекомендации по проведению воспитательных мероприятий, Методические рекомендации
по
внедрению
эмоционально-чувственного
способа
освоения
действительности,
Песенный репертуар для обучения, анкета для воспитателей на отслеживание знаний
по «Социальной культуре», мониторинговая карта.
СОЦИАЛИЗАЦИЯ ВОСПИТАНИКОВ ВОКАЛЬНО-ЭСТЕТИЧЕСКИМИ
СРЕДСТВАМИ
Методическое пособие
Челябинск 2008
32
Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Челябинский государственный педагогический университет»
СОЦИАЛИЗАЦИЯ ПОДРОСТКОВ ВОКАЛЬНО-ЭСТЕТИЧЕСКИМИСРЕДСТВАМИ
Методическое пособие
Челябинск 2008
УДК 3.71.037
ББК 74.200.544.3
В 66
Социализация подростков вокально-эстетическими средствами: методическое пособие / сост.
А.А. Ермакова. – Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2008. – 79 с.
Методическое пособие включает в себя как теоретические сведения по разделу
«Художественно-эстетическое образование», так и задания для практических, самостоятельных
работ. Методические рекомендации подготовлены для студентов вузов дневного и заочного
отделений, изучающих курс «Общая педагогика», и учащихся системы среднего и начального
профессионального образования; могут использоваться для проведения занятий учителями
дополнительного образования образовательных школ и детско-юношеских центров.
Рецензенты:
З.М. Большакова, доктор пед. наук профессор ЧГПУ
А.Я. Камалетдинова, кандидат пед. наук доцент ГОУ ДПО «ЧИППКРО»
© Издательство Челябинского государственного педагогического университета, 2008
33
Эффективность программы. В результате реализации данной программы
обучающиеся коллектива – постоянные гости концертных мероприятий городского,
областного, всероссийского масштаба. Они неоднократно становились финалистами,
дипломантами и лауреатами школьных, районных, городских, областных,
всероссийских и международных детских песенных конкурсов и фестивалей. Солисты
являются обладателями стипендии главы города Челябинска, главного управления
культуры и искусства администрации Челябинской области, а также стипендии
губернатора Челябинской области и президента Российской Федерации за творческие
достижения в области искусства и культуры. Выпускники отличаются активной
жизненной
позицией,
эмоциональной
и
эстетической
компетентностью,
способностями к гуманистическому преобразованию окружающей действительности в
процессе успешной социализации. За значительные успехи в организации и
совершенствовании учебного и воспитательного процессов, формирование
интеллектуального, культурного и нравственного развития личности, большой личный
вклад в практическую подготовку учащихся и воспитанников составитель программы
кандидат педагогических наук Ермакова А.А. награждена дипломом участника
энциклопедии «Одаренные дети – будущее России» в номинации «Учитель», медалью
«За вклад в развитие образования», Почетными грамотами районного, городского
управлений образования и министерства образования и науки Российской Федерации.
34
Библиографический список
•
Агеева, И. Д. Занимательные материалы по музыке, театру, кино. Методическое
пособие / И. Д. Агеева. – М. : ТЦ Сфера, 2006. – 240 с.
•
Алиев, Ю. Б. Настольная книга школьного учителя – музыканта / Ю. Б. Алиев. – М. :
«Владос», 2000. – 335 с.
•
Амонашвили, Ш. А. Размышления о гуманной педагогике / Ш. А. Амонашвили. – М. :
«Издательский Дом Шалвы Амонашвили», 2003. – 496 с.
•
Амонашвили, Ш. А. Почему не прожить нам жизнь героями духа / Ш. А. Амонашвили.
– М. : «Издательский Дом Шалвы Амонашвили», 2003. – 64 с.
•
Андреев, В. И. Педагогика: учебный курс для творческого саморазвития / В. И. Андреев.
- 2-е изд. - Казань : Центр инновационных технологий, 2000. – 237 с.
•
Андреева Г. М. Социальная психология / Г. М. Андреева. – М. : «Наука», 2001. – 340 с.
•
Андрианова, Г. А. Целеполагание и рефлексия в творчестве / Г. А. Андрианова. //
Школа творчества: сборник ученических работ – Ногинск, 1996. – С. 14-18.
•
Арсеньев, А. С. Подросток глазами философа / Возрастная психология: детство,
отрочество, юность / А. С. Арсеньев – М. : «Академия», 2003. – 335 с.
•
Аспелунд, Д. Н. Развитие певца и его голоса / Д. Н. Аспелунд. – М. : «Музгиз», 1952. –
•
Белкин, А. С. Нравственность, здоровье, семья. / А. С. Белкин, В. Д., А. В. Катаев, К. В.
175 с.
Попкова, Г.А. Сунгатулина. – Екатеринбург : «Учебная книга», 2001. – 196 с.
•
Бодалев, А. А. Как становятся великими и выдающимися / А. А. Бодалев, Л. А. Рудкевич. – СПб.:
Институт психотерапии, 2003. – 280 с.
•
Бореев Ю. Эстетика / Ю. Бореев. – М. : «АСТ; Астрель; Русь-Олимп», 2005. – 829 с.
•
Борисов, П. П. Компетентностно-деятельностный подход и модернизация содержания
общего образования / П. П. Борисов // Стандарты и мониторинг образования. – 2003. – № 1. – 58-61 с.
•
Бочкарев С. Ю. Психология музыкальной деятельности / С. Ю Бочкарев. – М. : «Музыка»,
1991. – 107 с.
•
Вайсбах, Х. Эмоциональный интеллект / Х. Вайсбах. – М. : «Лик- Пресс», 1988. – 160 с.
•
Васильев, Л. В. Личностно ориентируемая воспитательная деятельность как условие
эффективности образования учащихся лицея : дис. … канд. пед. наук
/ Л. В. Васильев. –
Магнитогорск, 1999. – 206 с.
•
Вендрова, Т. Е. Воспитание музыкой / Т. Е. Вендрова. – М. : «Просвещение», 1991. – 98
•
Вердербер Р. Психология общения / Р. Вердербер. – СПб. : «Прайм-Еврознак», 2006. –
с.
412 с.
35
•
Возрастная психология: детство, отрочество, юность : учеб. пособ. / сост. и науч. ред. В.
С. Мухина, А.А. Хвостов. – М. : Издательский центр «Академия», 2003. – 624 с.
•
Вехов, А. В. Вульфов, Б. 3. Дети и взрослые: учим друг друга / Б. 3. Вульфов // Тенденции
развития детских организаций и объединений в третьем тысячелетии. – Челябинск, 2003. – С. 3-12.
•
Власенко, О. П. Музыкально-эстетическое воспитание школьников / О. П. Власенко. –
Волгоград : «Учитель», 2007. – 111 с.
•
Выготский, Л. С. Психология искусства / Л. С. Выготский. – СПб. : «Азбука», 2000. – 415
•
Выготский, Л. С. Собрание сочинений в 6 т. / Л. С. Выготский. – М. : «Педагогика», 1984
с.
– Т. 6. – С. 400.
•
Выготский, Л. С. Педагогическая психология / Л. С. Выготский – М.: «Педагогика», 1991.
– 480 с.
•
Выготский, Л. С. Этюды по истории поведения. Обезьяна. Примитив. Ребенок. / Л. С.
Выготский, А. Р. Лурия. – М. : «Педагогика-Пресс», 1993. – 244 с.
•
Газман, О. С. Неклассическое воспитание. От авторитарной педагогики к педагогике
свободы. / О. С. Газман. – М. : «МИРОС», 2002. – 296 с.
•
Гин, А. А. Приёмы педагогической техники. Свобода выбора. Открытость. Деятельность.
Обратная связь. Идеальность : пособие для учителя / А. А. Гин. – М. : «Вита-Пресс», 1999. – 88 с.
•
Гиппиус, С. В. Актерский тренинг. Гимнастика чувств / С. В. Гиппиус. – СПб. : «Прайм-
Еврознак», 2006. – 377 с.
•
Голованова, Н. Ф. Социализация и воспитание ребенка. / Н. Ф. Голованова. – СПб. :
«Речь», 2004. – 272 с.
•
Гущина, Т.Н. Я и мои ценности… : тренинговые занятия для развития социальных
навыков / Т. Н. Гущина. – М. : «АРКТИ», 2008. – 128 с.
•
Дикун, Т. П. Учебный диалог как средство формирования личностно ориентированного
знания: дис. …канд. пед. наук / Т. П. Дикун. – Оренбург, 2000. – 195 с.
•
Данилов, Ю. А. Что такое синергетика / Ю. А. Данилов, – М., «Наука», 1983. – 159 с.
•
Дмитриев, Л. В. Рентгенологическое исследование строения и приспособления
голосового аппарата певцов / Л. В. Дмитриев. – М. : «Центральная медицинская библиотека», 1975. –
128 с.
•
Емельянов, В. В. Развитие голоса. Координация и тренаж / В. В. Емельянов. – СПб :
«Лань», 1997. – 141 с.
•
Закон об образовании / Закон РФ от 10 июля 1992 г. № 3266-1 в редакции Федеральных
законов от 13. 01. 96 № 12-ФЗ, от 16. 11. 97 № 144-ФЗ. – 1998. – 60 с.
•
Заседателев, Ф. Ф. Научные основы постановки голоса / Ф. Ф. Заседателев. – М. :
«Госполитиздат», 1978. – 130 с.
36
•
Изард, К. Э. Психология эмоций / К. Э. Изард. – СПб. : «Питер», 2006. – 464 с.
•
Ильин, Е. П. Эмоции и чувства / Е.П. Ильин. – СПб. : «Питер», 2002. – 580 с.
•
Ильин, Е. П. Мотивация и мотивы / Е. П. Ильин. – СПб. : «Питер», 2003. – 440 с.
•
Караковский, В. А. Грани воспитания (раздумья педагога) / В. А. Караковский.
–
Челябинск : «Южно-Уральское кн. изд-во», 1974. – 128 с.
•
Кирьякова, А. В. Теория ориентации личности в мире ценностей: монография / А. В.
Кирьякова. – Оренбург : ИПК «Южный Урал», 1996.– 188 с.
•
Кон, И. С. Социология личности / И. С. Кон. – М. : «Госполитиздат», 1997. – 158 с.
•
Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. – М. :
Правительство Российской Федерации, 2001.
•
Кривов, Ю. И. О месте понятия «социализация» в современной педагогике / Педагогика. – 2003.
– № 5. – 11-22 с.
•
Леонтьев, А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. / А. Н. Леонтьев – М. : «Академия», 2004.
– 352 с.
•
Лифинцев, Д. В. Современные концепции социальной работы в Соединенных Штатах Америки :
автореф. дис. … д-ра пед. наук / Д. В. Лифинцев. – Моск. гос. пед. ун-т. – М., 2005. – 420 с.
•
. Мижериков В. А. Психолого-педагогический словарь для учителей и руководителей
общеобразовательных учреждений / В. А. Мижериков. – Ростов- на-Дону, «Феникс», 1998. – 544 с.
•
Мудрик, А. В. Социализация и «смутное время» / А. В. Мудрик. – М., 1991. – 250 с.
•
Новер, Ж.Ж. Письма о танце и балетах / Ж.Ж. Новер. — М. : «Советский композитор»,
1965. – 340 с.
•
Образовательные технологии (из опыта развития глобального мышления учащихся) / под
ред. Ю.Н. Кулюткина, Е.Б. Спасской. – СПб. : КАРО, 2002. – 280 с.
•
Педагогический энциклопедический словарь / под общ. ред. Б. М. Бим-Бада. – М. :
Большая Российская энциклопедия, 2003. – 528 с.
•
Петрушин, В. И. Музыкальная психотерапия / В. И. Петрушин – М. : «Владос», 1999. –
•
Песенник. Песни и романсы для голоса и гитары (фортепиано, синтезатора) / сост. Н. Я.
176 с.
Крюков. – СПб. : «Композитор», 2005. – 157 с.
•
Плигин, А. А. Личностно ориентированное образование: история и практика :
монография / А. А. Плигин. – М. : КСП, 2003. – 432 с.
•
Реан, А. А. Психология личности. Социализация, поведение, общение /А. А. Реан. - СПб. :
«Прайм-Еврознак», 2004. – 416 с.
•
Рожков, М. И. Развитие самоуправления в детских коллективах : учеб. пособие / М. И.
Рожков. – М. : Гуманит. изд. центр «Владос», 2002. – 160 с.
37
•
Рожков, М. И. Теория и методика воспитания / М. И. Рожков, Л. В. Байбородова. – М. :
«Владос-пресс», 2004. – 384 с.
•
Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. – СПб. : «Питер»,
2002. – 720 с.
•
Смирнов М. А. Эмоциональный мир музыки / М. А. Смирнов. – М. : «Музыка», 1991. –
•
Современный словарь по педагогике / сост. Е. С. Рапацевич. – Минск : «Современное
320 с.
слово», 2001. – 928 с.
•
Фромм, Э. Человек для себя. Иметь или быть? / пер. с англ. Л. А. Чернышевой, Н. И.
Войскунской, И. И. Каменкович. – М. : Изд. В. П. Ильин, 1997. – 416 с.
•
Хейзинг Й. Homo Iudens. Статьи по истории культуры. / Й. Хейзинг. Пер., сост. и Х 35
вступ. ст. Д. В. Сильвестрова; коммент. Д. Э. Харитоновича. – М. : «Прогресс – Традиция», 1997. –
416 с.
•
Эванс, П. Искажение личности / пер. с англ. О. Е. Жуйковой. – М. : «ACT», 2004. – 270
•
Юнг, К. Г. Конфликты детской души / К. Г. Юнг. – М. : «Канон», 1994. – 336 с.
•
Якиманская, И. С. Личностно ориентированное обучение в современной школе / И. С.
с.
Якиманская. – М. : «Сентябрь», 1996. – 96 с.
•
Pade G. Т., Thomas J. В., Marshall A. R. International Dictionary of Education. – L., 1977. –
P. 314
218. The International Encyclopedia of Education / Research & stadies. – Oxford, 1985. – P. 46-64
38