Оглавление
1.
1.1.
Комплекс основных характеристик программы .........................................................................2
Пояснительная записка ..............................................................................................................2
Направленность программы. .................................................................................................................3
Актуальность программы. ....................................................................................................................5
Отличительные особенности и новизна программы...........................................................................5
Адресат программы................................................................................................................................6
Возрастные особенности детей 5-6 лет ................................................................................................6
Воспитательный потенциал программы ..............................................................................................7
Условия набора и режим занятий .........................................................................................................8
Формы организации образовательного процесса и виды занятий: ...................................................8
1.2.
Цель и задачи программы..........................................................................................................9
1.3.
Планируемые результаты ....................................................................................................... 10
1.4.
Учебно-тематический план .................................................................................................... 10
1.5.
Содержание программы.......................................................................................................... 13
2.
Комплекс организационно-педагогических условий реализации программы ...................... 19
2.1. Календарный учебный график .................................................................................................... 20
2.2.
Виды и формы контроля освоения содержания программы ............................................... 20
2.3.
Контрольно-измерительные и оценочные материалы ......................................................... 21
2.4.
Материально-техническое обеспечение и оснащенность ................................................... 31
образовательного процесса ................................................................................................................ 32
2.5.
Методическое обеспечение программы ................................................................................ 32
2.6. Календарный план воспитательной работы .............................................................................. 34
2.7. Список литературы для педагога ................................................................................................ 35
2.8. Список литературы для обучающихся и родителей ................................................................. 36
1. Комплекс основных характеристик программы
1.1. Пояснительная записка
2
Направленность программы.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
художественной направленности «Смешарики» разработана на основании
нормативно-правовых документов, регламентирующих деятельность
дополнительного образования:
– Конвенция ООН «О правах ребёнка», одобренная Генеральной
Ассамблеей ООН 20.11 1989г.
– Федеральный закон от 29 декабря 2012 № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации» (ред. от 17.02.2023) (с изм. и доп., вступ. в силу с
28.02.2023).
– Национальный проект «Образование» (утв. президиумом Совета при
Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам
(протокол от 24 декабря 2018 г.№16) «Успех каждого ребёнка»,
«Цифровая образовательная среда», «Молодые профессионалы»,
«Социальная активность»/
– Распоряжение Правительства РФ от 31 марта 2022 № 678-р «Об
утверждении Концепции развития дополнительного образования детей до
2030 г. и плана мероприятий по ее реализации».
– Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28
сентября 2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания
и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
– Приказ Министерства образования и науки Челябинской области от
30.12.2020 № 01/2795 «Об утверждении Концепции развития
региональной системы воспитания и социализации обучающихся
Челябинской области на 2021–2025 годы».
– Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03
сентября 2019 № 467 «Об утверждении Целевой модели развития
региональных систем дополнительного образования детей».
– Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 02
февраля 2021 № 38 «О внесении изменений в Целевую модель развития
региональных систем дополнительного образования детей, утвержденную
приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 03
сентября 2019 № 467».
– Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27 июля
2022 № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам».
– Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской
Федерации от 22 сентября 2021 № 652н «Об утверждении
3
профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования
детей и взрослых».
– Письмо Министерства просвещения России от 30 декабря 2022 № АБ3924/06 «О направлении методических рекомендаций» (вместе с
Методические рекомендации «Создание современного инклюзивного
образовательного
пространства
для
детей
с
ограниченными
возможностями здоровья и детей-инвалидов на базе образовательных
организаций, реализующих дополнительные общеобразовательные
программы в субъектах Российской Федерации»).
– Письмо Минобрнауки РФ от 18.11.2015 №09-3242 «О направлении
рекомендаций» (вместе с Методическими рекомендациями по
проектированию дополнительных общеразвивающих программ).
– Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до
2025 года (утверждена распоряжением Правительства Российской
Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р);
– Закон Челябинской области от 29.08.2013 № 515-30 «Об образовании в
Челябинской области».
Документы и локальные акты учреждения:
– Устав МБУДО «ДЮЦ»;
– Программа развития МБУДО «ДЮЦ»;
– Программа воспитания МБУДО «ДЮЦ»;
– Положение МБУДО «ДЮЦ» о дистанционном обучении;
– Положение о системе оценок, форм, порядке и периодичности
промежуточной и итоговой аттестации обучающихся.
– Положение о разработке дополнительной общеобразовательной
программы в МБУДО «ДЮЦ»
– Положение об организации образовательного процесса в МБУДО
«ДЮЦ».
Содержание программы направлено на развитие воображения,
творческих способностей воспитанников, овладение элементарными
знаниями и умениями, необходимыми в создании мультипликационных
сюжетов.
Программа реализуется на бюджетной основе. Обучение
проводится на русском языке. Программа имеет стартовый уровень
освоения содержания.
4
Актуальность программы. Одной из задач «Концепции развития
дополнительного образования детей до 2030 года» является развитие
индивидуальных творческих способностей детей, приобретение ими
знаний, умений, навыков в области выбранного вида искусства, опыта
творческой деятельности.
Программа соответствует актуальным аспектам Концепции
развития дополнительного образования и основным направлениям ее
реализации:
- тесно связана с практикой и подразумевает создание персонального
продукта;
- дает возможность применить на практике полученные знания и навыки;
- способствует ранней профориентации обучающихся.
Отличительные особенности и новизна программы
Идея разработки данной программы возникла из анализа
существующих программ, методических пособий, публикаций в
профессиональных журналах, специальной литературы по детской
мультипликации, из личного опыта педагога. При анализе
дополнительных программ по данному виду деятельности можно сделать
вывод, что большинство из них построено на взаимодействии разных
видов изобразительного искусства (рисунок, живопись, лепка) и
технической деятельности (работа с фото, - видео, - аудио аппаратурой,
компьютерной техникой), а для сценарной основы мультфильмов
используются общеизвестные сюжеты – песенки, сказки, считалки,
небольшие рассказы.
Новизна программы «Смешарики» проявляется:
Во-первых, в применении проектного метода обучения, который
позволяет решить сложную проблему интеграции разных предметных
областей (искусства и технической деятельности) достаточно
естественным путем. Когда создание конечного творческого продукта –
мультфильма - рассматривается как проект, тогда освоение технического
оборудования и компьютерных инструментов, которые необходимы при
создании
мультфильма, становится естественно встроенным в общий процесс и не
требует выведения в отдельную предметную область;
Во-вторых,
во
включении
в
содержание
обучения
культурологических сведений о мультипликации как виде искусства, о
шедеврах анимации, о знаменитых мультипликаторах с обязательной
демонстрацией мультипликационных фильмов;
5
В-третьих, в основе мультфильма, создаваемого в рамках
программы, - собственный сценарий, написанный детьми. И это требует
введения еще одного содержательного компонента – основ литературного
творчества.
В-четвертых: все созданные в рамках мастерской «Смешарики»
мультфильмы становятся доступными для просмотра в семье, в том числе
и
через
группу
в
социальных
сетях
"В
контакте"
https://vk.com/club167581680, что способствует укреплению детскородительских отношений и мотивирует учащихся на новую творческую
работу.
Программа «Смешарики» создает условия для использования в системе
дополнительного образования цифровых инновационных технологий, в
том числе мультипликационных и видео студий.
Новизна программы состоит и в том, что обучающиеся, играя, получают
первоначальные знания пользователя персонального компьютера,
понимают
роль компьютера, как средства применения творческих возможностей в
производстве мультфильмов.
Адресат программы
Возрастные особенности детей 5-6 лет
Возраст 5-6 лет - это старший дошкольный возраст. Он является очень
важным этапом в развитии познавательной сферы ребенка,
интеллектуальной и личностной. Его можно назвать базовым возрастом,
когда в ребенке закладываются многие личностные качества,
формируется образ «Я», половая идентификация. 90% всех черт личности
ребенка закладывается в возрасте 5-6 лет.
Очень важный возраст, когда мы можем понять, каким будет человек в
будущем. Ведущая потребность в этом возрасте – потребность в общении
и творческая активность. Общение детей выражается в свободном
диалоге со сверстниками и взрослыми, выражении своих чувств и
намерений с помощью речи и неречевых средств (жестов, мимики).
Творческая активность проявляется во всех видах деятельности.
Ведущая деятельность – игра, в игровой деятельности дети уже могут
распределять роли и строить отношения, придерживаясь роли.
Удовлетворение полученным результатом начинает доставлять ребёнку
радость, способствует эмоциональному благополучию и поддерживает
положительное отношение к себе. Ведущая функция – воображение, у
детей бурно развивается фантазия. Воображение – важнейшая
психическая функция, которая лежит в основе успешности всех видов
творческой деятельности человека. В 5-6 лет ребенок, как губка,
6
впитывает всю познавательную информацию. Научно доказано, что
ребенок в этом возрасте запоминает столько материала, сколько он не
запомнит потом никогда в жизни. В познавательной деятельности
продолжает совершенствоваться восприятие цвета, формы и величины.
Дети называют не только основные цвета, но и их оттенки, знают формы.
В этом возрасте ребенку интересно все, что связано с окружающим
миром, расширением его кругозора. Это период наивысших
возможностей для развития всех познавательных процессов: внимания,
восприятия, мышления, памяти, воображения. Необходимо привить детям
вкус к размышлению и рассуждению, поиску решений, научить
испытывать удовольствие от прилагаемых интеллектуальных усилий и
получаемого в виде решения проблемы интеллектуального результата.
Важно, чтобы ребятам сопутствовал успех. В работе с детьми данного
возраста целесообразно сохранять упор на продуктивную деятельность и
организацию интересного, проблемного или развивающего опыта в
противовес умозрительным рассуждениям. Так вот, в этот период нужно
как можно больше рассказать детям, показать, направить в нужное русло.
Воспитательный потенциал программы
Включение дошкольников в процесс создания мультипликации позволяет
развить творческие, интеллектуальные способности, элементарные
технические навыки ребенка. Погружаясь в процесс создания
мультфильма, воспитанники, приобщаются к культуре родного края,
своего народа, к лучшим образцам мировой мультипликации, к чтению и
экранизации сказок и детских литературных произведений, учатся
общению и сотрудничеству в команде, приобщаются к работе с техникой.
Важным фактором воспитания является то, что ребенок с помощью
взрослого создает собственный творческий продукт, делится своим
творчеством с другими людьми. Первый опыт участия в конкурсах дает
возможность утвердиться в собственных силах, почувствовать
уверенность в себе, научиться радоваться успехам других участников
конкурса. Важным фактором воспитания является привлечение родителей
к участию в создании творческого проекта ребенка. Это содействует
сплочению семьи, укреплению взаимоотношений детей и взрослых,
созданию ситуации успеха для каждого воспитанника, что очень важно
для раскрытия творческих способностей ребенка, развития фантазии,
воображения, культуры общения, технических навыков, способности
терпеливо трудиться и доводить начатое до конца.
Объем программы: Срок реализации программы 1 год. Общее
количество учебных часов -144.
Форма обучения – очная. При необходимости возможна реализация
7
программы дистанционно, на платформе Сферум. Дистанционные
занятия осуществляются только при согласии и содействии родителей.
Форма организации учебного процесса: групповая, группы постоянного
состава.
Особенности организации образовательного процесса
Практические занятия предназначены непосредственно для создания
мультфильма. На этих занятиях идет осмысление теоретического
материала,
формируется
умение
убедительно
формулировать
собственную точку зрения, приобретаются элементарные навыки
планирования, работы с оборудованием. Разнообразные формы
проведения практических занятий: игра в сценаристов, мастерская
художников, упражнения в технике стоп-моушен позволяют детям
почувствовать себя настоящими мультипликаторами.
Условия набора и режим занятий
В детское творческое объединение принимаются все дети, в том числе
дети с ОВЗ, проявляющие интерес к творческой деятельности по
заявлению родителей (законных представителей) ребенка. Все дети
проходят собеседование.
Наполняемость группы 8-10 человек.
Режим занятий:
Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа, 144 часа в год из расчета 36
учебных недель.
Продолжительность одного занятия - 30 минут. Занятия проводятся с
обязательным с 10-минутным перерывом, согласно Сан ПиН.
Формы организации образовательного процесса и виды занятий:
Индивидуальные, групповые, фронтальные.
– Занятие-игра, занятие-импровизация (взрослый – ведущий проблемноигровой ситуации).
– Занятие - беседа + практика (взрослый – ведущий организатор
проблемной ситуации или ведущий.
диалога).
– Занятие-консультация;
– Практическое занятие.
В зависимости от содержания занятия используются следующие формы
работы с детьми:
– Разработка сюжета и образов героев мультфильма самим ребенком или
по выбранному детьми сценарию из всемирной библиотеки сказок.
– Создание героев картины или другого материала для создания сюжета.
8
– Создание декораций: ребенок изучает всевозможные оттенки красок и
подходящие фактуры материалов, знакомится с особенностями природы,
архитектуры и т.д.
– Съемки мультфильма. Покадровое перемещение героев внутри сцены,
учитывая особенности строения тела человека или животного, а также
происходящего действия.
– Подбор музыкального оформления.
– Озвучивание. Дети с выражением читают текст, который в дальнейшем
звучит на фоне происходящего действия.
– Каждый участник группы создает свой персонаж и участвует в
анимации определенной сцены.
– Звук: ребенок озвучивает свой отрывок стиха или песни к видеоряду.
– Размещение готового мультфильма.
– Выставка работ студии.
– Мультпрезентация.
1.2. Цель и задачи программы
Цель программы: развитие интеллектуальных, творческих способностей
детей старшего дошкольного возраста в процессе приобщения к созданию
мультфильмов.
Задачи воспитания:
– воспитание аккуратности, трудолюбия, терпения, культуры общения и
поведения.
Задачи развития:
– формирование нестандартного мышления, творческого подхода к
поставленной задаче;
– развитие навыков работы в команде;
– развитие речи, способности к общению;
– формирование умения планировать и последовательно доводить
начатое до конца;
– развитие навыка организации рабочего места;
– формирование устойчивого интереса к изобразительной и декоративноприкладной деятельности.
Задачи обучения:
– формирование комплекса элементарных теоретических знаний в
области создания мультипликационного фильма;
– обучение навыкам работы с различными техническими устройствами:
ноутбук, фотоаппарат, звукозаписывающее устройство;
– овладение практическими основами работы с различными материалами;
9
– обогащение словарного запаса через овладение терминами, названиями
оборудования, процессов в компьютерных программах при создании
мультфильма.
1.3. Планируемые результаты
Личностные результаты:
– проявление аккуратности, трудолюбия, терпения, культуры общения и
поведения.
Метапредметные результаты:
Проявление:
– нестандартного мышления, фантазии, творческого подхода к
поставленной задаче;
– навыков работы в команде, способности к общению;
– способности планировать и последовательно доводить начатое до
конца;
– навыка организации рабочего места;
–устойчивого интереса к изобразительной и декоративно-прикладной
деятельности.
Предметные результаты:
– сформированность комплекса элементарных теоретических знаний в
области создания мультипликационного фильма, знаний о правилах
техники безопасности и личной гигиены;
– понимание назначения различных технических устройств: ноутбука,
фотоаппарата, звукозаписывающего устройства; проявление навыка
работы с фотоаппаратом;
– владение практическими способами работы с бумагой и пластилином;
– владение основами работы с инструментами и графическими
материалами (карандашами, гуашью, акварелью, тушью, кистью,
палитрой, белой и цветной бумагой, перьями и палочками);
– владение элементарной специальной терминологией.
1.4.
№
I
1.1
Учебно-тематический план
Наименование разделов и тем
«Теоретические
основы мультипликации»
Вводное
занятие.
Условия
обще В том числе
е
колво
Теория
Практик
учебн
а
ых
часов
12
5
7
2
1
1
Формы
контроля/аттес
тации
Фронтальный
10
1.2
1.3
1.4
1.5
II
2.1
2.2
2.3
2.4
2.5
2.6
2.7
2.8
2.9
2.10
2.11
2.12
III
3.1
безопасной работы. Введение в
образовательную
программу.
Инструктаж
по
технике
безопасности.
Развитие навыков восприятия в
процессе просмотра и обсуждения
мультфильма.
Знакомство
с
историей
мультипликации.
Знакомство
с
видами
мультипликации. Просмотр и
обсуждение
мультфильмов.
Вводный контроль.
Итоговое занятие
«Первые шаги к
созданию мультфильма»
Сказка на экране. Образ героя в
книге и на экране. Выбор
произведения
(сказки)
для
экранизации.
Изготовление
героев,
сценымакета из бумаги и картона.
Распределение ролей. Пробы.
Репетиции.
Знакомство
с
вэб-камерой.
Возможности съёмки. Учебнотренировочные упражнения.
опрос
2
1
1
Разгадывание
кроссворда
2
1
1
Опрос
4
1
3
Опрос
2
36
1
10
1
26
Устный опрос
2
1
1
Фронтальный
опрос.
6
1,5
4,5
Беседа.
4
1
3
Беседа.
2
1
1
Беседа
2
0,5
1,5
Беседа.
8
2
6
Беседа.
Озвучивание мультфильма-сказки.
Просмотр отснятого материала.
Обсуждение.
Монтаж мультфильма-сказки.
2
1
1
Опрос
2
1
1
Беседа.
Знакомство
с
титрами,
субтитрами, аудиофайлами.
Наложение
титров,
музыки.
Подготовка
фильма
к
демонстрации.
Демонстрация
фильма.
Обсуждение.
Итоговое занятие.
«Пластилиновая анимация»
Просмотр
и
обсуждение
пластилиновых мультфильмов
2
1
1
Беседа.
2
1
1
Беседа.
2
1
1
Беседа
2
46
2
1
14
1
1
32
1
Обсуждение
Подготовка
к
съемке
мультфильма-сказки. Установка
сцены-макета, расстановка героев.
Посещение кинотеатра «Люмен
фильм».
Стоп-кадровая съемка сцен сказки.
Просмотр отснятого материала.
Обсуждение.
11
3.2
3.3
3.4
3.5
3.6
3.7
3.8
3.9
3.10
3.11
3.12
IV
4.1
4.2
Придумывание сюжета, героев,
декораций (Коллективная работа)
Работа
над
сценарием
мультипликационного
фильма
(Коллективная работа)
Создание героев, сцены-макета.
Распределение ролей. Пробы.
Репетиции.
Подготовка
к
съемке
мультфильма. Установка сценымакета, расстановка героев.
Участие
в
Новогоднем
мероприятии Центра.
Стоп-кадровая
съемка
сцен.
Просмотр отснятого материала.
Обсуждение.
Озвучивание
мультфильма.
Просмотр отснятого материала.
Обсуждение.
Монтаж мультфильма
Наложение
титров,
музыки.
Подготовка
фильма
к
демонстрации.
Демонстрация
фильма.
Обсуждение.
Итоговое занятие.
«Кукольная анимация»
Просмотр
и
обсуждение
кукольных мультфильмов.
Работа над составлением сюжета и
сценария для нового мультфильма.
Текущий контроль.
Написание
сценария.
Распределение ролей.
6
1
5
Обсуждение
1
1
Беседа.
2
6
Беседа.
1
1
2
8
14
2
12
«Упражнение
закончи
предложение»
Рефлексия
настроения
Беседа.
2
1
1
Обсуждение
2
2
1
1
1
1
Беседа.
Беседа.
2
1
1
Обсуждение
2
32
2
1
8
2
1
24
-
Обсуждение
4
1,5
2,5
2
0,5
1,5
2
2
1
1
Фронтальный
опрос
Беседа
4.4
Изготовление героев и декораций.
6
1
5
4.5
4.6
Покадровая съемка сюжета
Озвучивание
и
создание
мультфильма.
Монтаж мультфильма.
Участие в конкурсе, посвященном
празднованию Дня космонавтики
Наложение
титров,
музыки.
Подготовка
фильма
к
демонстрации.
Демонстрация
фильма.
Обсуждение.
Итоговое занятие
« Основы сыпучей анимации »
8
2
4
1
4
1
Рефлексия
деятельности.
(знаю,
понимаю,
умею)
Рефлексия
настроения
Беседа
Беседа.
2
2
1
1
1
1
Беседа.
Беседа.
2
1
1
Беседа.
2
1
1
Обсуждение
2
18
1
6
1
12
Беседа.
4.3
4.7
4.8
4.9
4.10
4.11
V
12
5.1
Просмотр и обсуждение
мультфильмов в технике сыпучая
анимация
2
2
-
5.2
Из чего можно сделать мультик
2
1
1
5.3
«Песочные
превращения»
Маленькие
мультики
своими
руками.
(Индивидуальные
проекты).
Итоговый контроль.
Итоговое занятие.
2
5.4
5.5
Всег
о
2
Рефлексия
деятельности.
(знаю,
понимаю,
умею)
Рефлексия
деятельности.
(знаю,
понимаю,
умею)
Вопрос-ответ
10
2
8
Индивидуальн
ые творческие
проекты
2
144
2
41
103
Обсуждение
1.5. Содержание программы
Раздел I Теоретические основы мультипликации (12 ч.)
Тема 1.1 Вводное занятие. Знакомство с планом работы объединения.
Инструктаж по ТБ. Рисование. (2 ч)
Теоретическая
часть.
Знакомство
со
студией
(кабинетом)
мультипликации «Мир мультиков». Знакомство с планом работы
объединения. Порядок и содержание занятий, Правила поведения в
кабинете во время занятий. Инструктаж по технике безопасности Условия
безопасной работы.
Практическая часть. Рисование на свободную тему с целью выявления
умений, навыков и интересов обучающихся.
Тема 1.2 Просмотр мультфильмов. Наблюдение за поведением героев,
характером, мимикой. Рисование. (2 ч)
Теоретическая часть. Беседа о любимых мультфильмах. Наблюдение за
поведением, мимикой, передвижениями героев. Обсуждение поступков
героев.
Практическая часть. Рисование любимого героя мультфильма с целью
выявления навыков рисования и настроения ребенка через выбор цвета.
Тема 1.3 Презентация на тему «История мультипликации». Словарная
работа (мультипликация, анимация). (2 ч)
Теоретическая часть. Знакомство с понятиями «мультипликация»,
«анимация» - словарная работа. Просмотр презентации и обсуждение.
Обсуждение правил безопасности при работе с ножницами.
13
Практическая часть. Рисование, раскраска косыми линиями в разных
направлениях, вырезание круга (мяча), передвижение его по листу бумаги
– имитация прыжков мяча без участия человека.
Тема 1.4 Знакомство с видами мультипликации (презентация). Просмотр
и обсуждение мультфильмов. (4 ч)
Теоретическая часть. Просмотр презентации и обсуждение различных
видов мультипликации:
1. Кукольная анимация.
2. Пластилиновая анимация.
3. Силуэтная и коллажная анимация.
Повтор правил безопасности при работе с ножницами.
Практическая часть. Вырезание из бумаги героев мультфильмов по
шаблону с целью выявления навыков вырезания. Наклеивание на картон
вырезанных героев.
Тема1.5 Итоговое занятие. Опрос по пройденному материалу.
Разгадывание кроссворда про героев мультипликации. Раскрашивание. (2
ч)
Теоретическая часть. Повторение пройденного. Словарная работа.
Разгадывание загадок про героев мультфильмов.
Практическая часть. Рисование по точкам (закрепление знания чисел от
1 до 41), раскраска героев. Выбор лучших работ путем голосования
(критерии оценки: последовательное соединение чисел, аккуратность).
Раздел II. «Первые шаги к созданию мультфильма» (36ч.)
Тема 2.1 Подготовка к созданию мультфильма (выбор сказки,
обсуждение плана действий пошагово). (2 ч)
Теоретическая часть. Выбор темы мультфильма из предложенных
сказок. Создание плана пошаговых действий для мультфильма.
Обсуждение сценария, декораций и героев.
Практическая часть. Запись пошаговых действий.
Тема 2.2 Изготовление героев, сцены-макета из бумаги и картона.
Распределение ролей. Пробы. Репетиции. (6 ч)
Теоретическая часть. Беседа по созданию героев мультфильма. Что
такое декорации? Виды декораций. Продумывание декораций для
мультфильма. Повтор правил работы с ножницами и ножом.
Практическая часть. Подбор материала для изготовления героев
мультфильма и декораций. Создание образов героев, декораций.
Тема 2.3 Знакомство с программой для съемки мультфильма, вэбкамерой. Инструкция по ТБ при работе с компьютером (презентация) (4
ч)
14
Теоретическая часть. Информация о программе Windows Movie Maker»
и её возможностях. Элементы управления. Текущий инструктаж по
технике безопасности при работе с компьютером.
Практическая часть. Знакомство с программой и ее свойствами.
Тема 2.4. Установка макета-сцены, декораций, героев. Пробные стопкадровые съемки (упражнения) (2 ч)
Теоретическая часть. Создание условий для съемки.
Практическая часть. Установка декораций, расстановка героев.
Тема 2.5. Ролевая игра «Мы идём в кинотеатр». (2 ч)
Практическая часть. Просмотр фильма
Тема 2.6. Порядок действий при стоп-кадровой съемке. Словарная работа
(«раскадровка»). Съемка. Просмотр. Обсуждение. 8 ч)
Теоретическая часть. Объяснение порядка действий при покадровой
съемке («захват кадра», «раскадровка») фильма.
Практическая часть. Съемка фильма согласно сценарию сказки.
Обсуждение по окончанию просмотра снятого материала, выявление и
исправление ошибок.
Тема 2.7 Озвучивание мультфильма-сказки. Просмотр отснятого
материала. Обсуждение. (2 ч)
Теоретическая часть. Знакомство с понятиями «титры», «субтитры».
Определение места хранения аудиофайлов в ноутбуке. Обсуждение
подходящей музыки для сказки.
Практическая часть. Создание названия и титров (тренировочные
упражнения). Самостоятельный поиск музыки в ноутбуке.
Тема 2.8 Монтаж мультфильма (добавление речи героев, музыки,
титров). Сохранение готового фильма. (2 ч)
Теоретическая часть. Объяснение порядка добавления «титров»,
«субтитров» и музыки в фильм. Объяснение порядка действий при
монтаже.
Практическая часть. Добавление титров и музыки в фильм. Монтаж
мультфильма-сказки (наложение записанного звука на дорожку с
кадрами)
Тема 2.9 Знакомство с титрами, субтитрами, аудиофайлами (2 ч)
Теоретическая часть. Знакомство с понятиями «титры», «субтитры».
Практическая часть. Создание названия и титров (тренировочные
упражнения).
Тема 2.10 Наложение титров, музыки. Подготовка фильма к
демонстрации. (2 ч)
Теоретическая часть. Определение места хранения аудиофайлов в
ноутбуке. Обсуждение подходящей музыки для сказки.
15
Практическая часть. Самостоятельный поиск музыки в ноутбуке.
Тема 2.11. Демонстрация фильма. Обсуждение (2 ч)
Теоретическая часть. Сохранение готового мультфильма. Подготовка к
просмотру.
Практическая часть. Знакомство с функцией сохранения фильма. Всей
командой просматривается мультфильм. Обсуждаются замечания,
предложения и пожелания.
Тема 2.12 Итоговое занятие. Тест-опрос пройденного материала.
Награждение наиболее активных детей. (2 ч)
Теоретическая часть. Тест-опрос.
Практическая часть. Обсуждение планов на будущее. Награждение.
Раздел III. «Пластилиновая анимация» (46 ч.)
Тема 3.1 Просмотр и обсуждение пластилиновых мультфильмов. Съемка
мультфильма в рамках проведения конкурса. (2 ч)
Теоретическая часть. Просмотр и обсуждение пластилиновых
мультфильмов.
Практическая часть. Планирование процесса съемки мультфильма на
конкурс. Съемка мульфильма.
Тема 3.2 Придумывание сюжета, героев, декораций (Коллективная
работа) (6 ч)
Теоретическая часть. Придумывание сюжета к мультфильму
Практическая часть. Рисование сцен к мультфильму.
Тема 3.3 Работа над сценарием мультфильма (2 ч)
Теоретическая часть. Раскручивание сценария.
Практическая часть. Составление и запись сценария на листе бумаги.
Описание героев, их характеров и действий на сцене.
Тема 3.4 Создание героев, сцены-макета. Распределение ролей. Пробы.
Репетиции. (8 ч)
Теоретическая часть. Раскручивание сценария. Продумывание, выбор
материала для изготовления декораций.
Практическая часть. Рисование сцен к мультфильму.
Тема 3.5 Подготовка к съемке мультфильма. Установка сцены-макета,
расстановка героев. (2 ч)
Теоретическая часть. Постановка задач. Распределение ролей между
детьми.
Практическая часть. Изготовление героев, декораций. Запись
озвучивания ролей.
Тема 3.6 Участие в Новогоднем утреннике Центра. Установка сцены,
расстановка героев. Пробные съемки. (2 ч)
16
Теоретическая часть. Повторение правил поведения в общественных
местах.
Практическая часть. Участие в Новогоднем утреннике, организованном
МБУДО «ДЮЦ» СП клуб «ЛАД»
Тема 3.7 Стоп-кадровая съемка мультфильма. (14 ч)
Теоретическая часть. Повтор составленного сценария. Обсуждение
процесса съемки сцен фильма.
Практическая часть. Съемка. Обсуждение при просмотре.
Корректировка по необходимости.
Тема 3.8 Озвучивание мультфильма. Просмотр отснятого материала.
Обсуждение. (2 ч)
Теоретическая часть. Подготовка детей к записи речи героев.
Практическая часть. Прослушивание ролей. Запись звука. Наложение
звука. Просмотр.
Тема 3.9 Монтаж мультфильма. (2 ч)
Теоретическая часть. Знакомство с программой Windows Movie Maker.
Объяснение правил и показ монтажа.
Практическая часть. Пробные упражнения по монтажу снятого
материала.
Тема 3.10 Наложение титров, музыки. Подготовка фильма к
демонстрации. (2 ч)
Теоретическая часть. Пояснение правил наложения титров в программе
Windows Movie Maker.
Практическая часть. Создание титров, наложение музыки. Просмотр и
корректировка смонтированного фильма. Сохранение готового
мультфильма. Просмотр мультфильма, выявление и обсуждение способов
устранения недочетов.
Тема 3.11 Демонстрация фильма. Обсуждение. (2 ч)
Теоретическая часть. Подготовка к просмотру.
Практическая часть. Просмотр мультфильма. Высказывание пожеланий
при съемке следующего фильма.
Тема 3.12 Итоговое занятие. (2 ч)
Теоретическая часть. Проверка знаний учащихся.
Практическая часть. Обсуждение планов на будущее. Награждение
наиболее отличившихся детей
Раздел IV. «Кукольная анимация» (32 ч.)
Тема 4.1 Просмотр и обсуждение кукольных мультфильмов. (2 ч)
Теоретическая часть. Объяснение создания кукольной анимации.
Практическая часть. Просмотр кукольных мультфильмов. Обсуждение.
Тема 4.2 Работа над составлением сюжета и сценария (4 ч)
17
Теоретическая часть. Придумывание сюжета к мультфильму
Практическая часть. Прорисовывание героев
Тема 4.3 Написание сценария. Распределение ролей. (2 ч)
Теоретическая часть. Придумывание сюжета к мультфильму на тему
«Загадочный космос»
Практическая часть. Рисование на тему «Космос»
Тема 4.4 Создание героев и декораций. (6 ч)
Теоретическая часть. Объяснение и повторение правил ТБ при работе с
клеем, ножницами перед изготовлением декораций и героев.
Практическая часть. Изготовление героев, использование готовых
игрушек (при наличии у детей)
Тема 4.5 Покадровая съемка сцен мультфильма. (8 ч)
Теоретическая часть. Повторение сценария.
Практическая часть. Съемка сцен мультфильма по частям. Создание
папки для хранения проектов будущего мультфильма на рабочем столе
компьютера. Сохранение отснятого материала. Просмотр мультфильма,
обсуждение.
Тема 4.6 Озвучивание и создание мультфильма. (2 ч)
Теоретическая часть. Знакомство с программой «Аудио Мастер» для
записи звука, изменения голоса, наложения фона в мультфильм. Выбор
музыкального сопровождения.
Практическая часть. Запись звука в программе «Аудио Мастер».
Добавление нужных эффектов для озвучивания мультфильма.
Сохранение записанных звуков в созданной папке на рабочем столе
компьютера. Обсуждение, учет замечаний.
Тема 4.7 Монтаж мультфильма. (2 ч)
Теоретическая часть. Обзор возможностей программы Windows Movie
Maker. Объяснение правил монтажа.
Практическая часть. Нахождение в компьютере сохраненных проектов
мультфильма. Упражнения по монтажу снятого материала. Подбор
музыки из предложенных вариантов. Сохранение смонтированного
материала.
Тема 4.8 Участие в конкурсе. Монтаж мультфильма. (2 ч)
Теоретическая часть. Знакомство с Положением конкурса. Инструктаж.
Практическая часть. Участие в конкурсе. Нахождение в компьютере
сохраненных проектов мультфильма. Упражнения по монтажу снятого
материала. Подбор музыки из предложенных вариантов. Сохранение
смонтированного материала.
Тема 4.9 Наложение титров, музыки. Подготовка фильма к
демонстрации. (2 ч)
18
Теоретическая часть. Повтор правил наложения титров в программе
Windows Movie Maker.
Практическая часть. Создание титров, наложение музыки. Просмотр и
корректировка смонтированного фильма. Сохранение готового
мультфильма в компьютере. Обсуждение, учет замечаний, предложений и
пожеланий при съемке следующего фильма.
Тема 4.10 Демонстрация фильма. Обсуждение. (2 ч)
Теоретическая часть. Подготовка к просмотру.
Практическая часть. Просмотр мультфильма. Обсуждение
Тема 4.11 Итоговое занятие (2 ч)
Теоретическая часть. Опрос учащихся.
Практическая часть. Обсуждение планов на будущее. Награждение
наиболее активных детей
Раздел V. «Основы сыпучей анимации» (18ч.)
Тема 5.1 Просмотр и обсуждение мультфильмов в технике сыпучая
анимация. (2 ч)
Теоретическая часть. История создания песочной анимации.
Практическая часть. Просмотр мультфильмов в технике сыпучая
анимация
Обсуждение.
Тема 5.2 Из чего можно сделать мультик? (2 ч)
Теоретическая часть. Совместно с педагогом сочиняют занимательную
историю, дополняют ее характеристикой поступков героев, детальным
описанием декораций.
Практическая часть. Игра «Фантазеры».
Тема 5.3 «Песочные превращения». (2 ч)
Теоретическая часть. Как создаются мультфильмы.
Практическая часть. Создание анимации.
Тема 5.4 Маленькие мультики своими руками. (Индивидуальные
проекты). Итоговый контроль. (10 ч)
Теоретическая часть. Объяснение процесса съемки. Определение.
Практическая часть. Создание мультэтюда с помощью сыпучих
материалов (манка, рис, гречка, чечевица, макароны, заварка, кофе)
Тема 5.5. Итоговое занятие (2 ч)
Практическая часть. Подведение итогов. Просмотр творческих работ.
Обсуждение планов на будущее. Награждение наиболее активных детей.
2. Комплекс организационно-педагогических условий реализации
программы
19
2.1. Календарный учебный график
№
п/п
1.
2.
3.
4.
5.
6.
Основные характеристики образовательного
процесса
Количество учебных недель
Количество учебных часов в год
Количество часов в неделю
Режим занятий
Продолжительность академического часа
Каникулы
7.
Праздничные дни
8.
9.
Дата начала обучения по программе
Сроки проведения аттестации:
- промежуточная/
- итоговая
Дата окончания обучения по программе
10.
Показатель
36
144
4
2 раза в неделю по 2 часа
30 минут
С 1 января по 8 января, с 31
мая по 31 августа
4 ноября, 1 января - 08
января, 23 февраля, 8
марта, 01 мая, 09 мая.
1 сентября
С 15 по 30 декабря
С 15 по 30 апреля
31 мая
2.2. Виды и формы контроля освоения содержания программы
Оценка
эффективности
реализации
дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программы осуществляется на
основании Положения
о системе оценок, форм, порядке и периодичности промежуточной и
итоговой аттестации обучающихся МБУДО «ДЮЦ»
Вид контроля
Текущий контроль
Промежуточная
аттестация
Итоговая аттестация
Содержание контроля
Форма контроля
Текущий контроль обучающихся
Опрос, беседа,
проводится с целью установления
тест-игра, тестфактического
уровня задание, , решение
теоретических знаний по темам
кроссворда
(разделам)
дополнительной
общеобразовательной программы,
их практических умений и
навыков.
Промежуточная
аттестация Творческий проект
проводится
как
оценка
результатов
обучения
за
определённый
промежуток
учебного времени – полугодие,
год. Промежуточная аттестация
обучающихся включает в себя
проверку теоретических знаний и
практических умений и навыков.
Итоговая аттестация обучающихся Творческий проект
проводится
по
окончанию
обучения по дополнительной
20
общеобразовательной программе.
Критерии оценки результативности.
Критерии оценки уровня теоретической подготовки:
– высокий уровень – обучающийся освоил практически весь объём
знаний 100-80%, предусмотренных программой за конкретный период;
специальные термины употребляет осознанно и в полном соответствии с
их содержанием;
– средний уровень – у обучающегося объём усвоенных знаний
составляет 70-50%; сочетает специальную терминологию с бытовой;
– низкий уровень – обучающийся овладел менее чем 50% объёма
знаний, предусмотренных программой; ребёнок, как правило, избегает
употреблять специальные термины.
Критерии оценки уровня практической подготовки:
– высокий уровень – обучающийся овладел на 100-80% умениями и
навыками, предусмотренными программой за конкретный период;
работает с оборудованием самостоятельно, не испытывает особых
трудностей; выполняет практические задания с элементами творчества;
– средний уровень – у обучающегося объём усвоенных умений и
навыков составляет 70-50%; работает с оборудованием с помощью
педагога; в основном, выполняет задания на основе образца;
– низкий уровень – ребёнок овладел менее чем 50%,
предусмотренных умений и навыков; ребёнок испытывает серьёзные
затруднения при работе с оборудованием; ребёнок в состоянии выполнять
лишь простейшие практические задания педагога.
Критерии оценивания творческого проекта:
– оригинальность замысла и сюжета;
– общее впечатление от работы;
–техничность,
последовательность,
аккуратность;(
разнообразие
технических приемов, плавность движения объектов;
– степень самостоятельности в работе над проектом;
– способность к сотрудничеству.
Формы подведения итогов реализации образовательной программы:
– опросы;
– тесты-задания, тесты-игры;
– творческие задания;
– самостоятельная практическая работа;
– презентация творческих проектов;
– выпуск анимационных фильмов.
– участие в конкурсах и фестивалях институционального,
муниципального уровня.
2.3.
Контрольно-измерительные и оценочные материалы
Мониторинг результатов обучения
21
по дополнительной общеобразовательной программе
«Смешарики»
Ф.
И.
Показатели
(оцениваемые
параметры)
Теоретическая
подготовка
Критерии
Степень выраженности
оцениваемого качества
баллы
Освоение
правил
безопасности труда и
личной гигиены на
занятиях;
Высокий уровень: Знает и
может
назвать
основные
правила безопасности труда и
личной гигиены на занятиях;
Средний уровень: затрудняется
в
перечислении
основных
правил безопасности труда и
личной гигиены на занятиях;
Низкий уровень: не знает
правил, не применяет на
занятии
Высокий
уровень:
четко
определяет особенности работы
с
различными
художественными
материалами, применяет знания
во время занятия
Средний уровень: особенности
работы
с
различными
художественными материалами
определяет
частично,
применяет избирательно
Низкий
уровень:
имеет
представление о некоторых
особенностях
работы
с
различными художественными
материалами
Высокий уровень: ребенок
быстро усваивает термины и
использует в речи осмысленно
Средний уровень: запоминает
термины, но редко использует в
речи
Низкий уровень: запоминает
термины
с
трудом,
не
использует в речи
Высокий
уровень:
самостоятельно определяет и
применяет способы и приемы
работы
с
различными
художественными
материалами, инструментами
3
Освоение
правил
работы
с
художественными
материалами
Владение специальной
терминологией
Практические Владение приемами
умения
и работы с бумагой,
навыки
пластилином,
красками, кистями; и
т.д.
2
1
3
2
1
3
2
1
3
22
Средний уровень: способы и
приемы работы с различными
художественными материалами
и инструментами определяет
частично,
применяет
избирательно
Имеет
представление
о
некоторых способах работы с
различными художественными
материалами и инструментами,
нуждается
в
постоянной
помощи взрослого.
Владение способами Высокий уровень: проявляет
работы с техникой
интерес к работе с техникой,
быстро
осваивает
способы
работы,
стремится
к
самостоятельности в работе
Средний уровень: проявляет
интерес, осваивает способы
работы, но работает с помощью
взрослого
Низкий уровень: испытывает
затруднения,
в
освоении
способов работы, работает
только
в
сопровождении
взрослого
Проявление
Высокий уровень: ребенок
способен
проявлять
творческих навыков.
нестандартное
мышление,
фантазировать,
оригинально
мыслить.
Средний
уровень:
ребенок
иногда
проявляет
оригинальность, фантазирует.
Низкий
уровень:
ребенок
выполняет
задания
репродуктивно, не проявляет
фантазии.
Общеучебные
Проявление интереса к Высокий
уровень: ребенок
умения
и литературному
проявляет устойчивый интерес
навыки
материалу, способность к
чтению сказок, других
выделять главное
литературных
произведений,
Учебнопересказывает, задает вопросы,
интеллектуальн
выделяет главное
ые умения
Средний уровень: проявляет
интерес
к
чтению,
:
пересказывает с трудом
Низкий
уровень:
любит
слушать , но внимание и память
неустойчивы
2
1
3
2
1
3
2
1
3
2
1
23
Учебнокоммуникативн
ые умения
Проявление
общительности,
способности
сотрудничеству
к
Умение слушать Адекватность
и
слышать восприятия
педагога
информации, идущей от
педагога
Умение
Способность проявить
выступать перед уверенность,
аудиторией
самостоятельность
Учебноорганизационн
ые умения и
навыки: умение
организовать
свое
рабочее
место,
навыки
соблюдения
правил
безопасности,
умение
аккуратно
выполнять
работу
Самостоятельная
подготовка и уборка
рабочего места
Аккуратность
ответственность
работе
и
в
Высокий уровень: ребенок
всегда
проявляет
общительность,
доброжелательность,
вежливость.,
способность
продуктивно сотрудничать
Средний уровень: проявляет
общительность, но теряется в
команде
Низкий уровень: не проявляет
общительности, не стремится
работать в команде
Высокий
уровень:
всегда
внимателен,
воспринимает
адекватно слова педагога и
точно действует в соответствии
с указаниями
Средний уровень: не всегда
внимателен, часто обращается
за помощью
Низкий уровень: невнимателен,
часто действует вразрез с
указаниями педагога
Высокий уровень: ребенок
проявляет желание выступать
перед аудиторией, проявляет
уверенность в своих силах,
самостоятельно
умеет
справляться с волнением
Средний
уровень:
ребенок
способен
выступить
перед
аудиторией, но с помощью
взрослого
Низкий уровень: не проявляет
желания выступать.
Высокий уровень: способен
самостоятельно
подготовить
рабочее место, осуществляет
уборку без напоминания
Средний уровень: не всегда
способен к самостоятельной
организации рабочего места
Низкий уровень Организация
рабочего места всегда с
помощью педагога
Высокий
уровень:
всегда
проявляет
аккуратность
и
ответственность в работе
Средний уровень: аккуратность
и ответственность проявляет не
всегда
3
2
1
3
2
1
3
2
1
3
2
1
3
2
24
Соблюдение
безопасности
Низкий уровень: проявляет
аккуратность и ответственность
только при напоминании
правил Высокий
уровень: ребенок
знает и применяет правила
Средний уровень: знает, но
применяет не всегда
Низкий
уровень:
всегда
испытывает
затруднения,
применяет при напоминании
1
3
2
1
МОНИТОРИНГ ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА В ПРОЦЕССЕ
ОСВОЕНИЯ ИМ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Фамилия,
имя
ребенка
Показатели
(оцениваемые
параметры)
Степень
выраженности
оцениваемого
качества
1. Организационно-волевые качества
Терпение
Трудолюбие
Воля
Самоконтроль
Критерии
Способность
переносить известные
нагрузки в течение
определенного
времени,
преодолевать
трудности
Возможно
е число
баллов
Терпения хватает
менее, чем на ½
занятия
Более, чем на ½
занятия
На все занятие
1
Стремление много и Желание трудиться
усердно
работать, побуждается извне
трудиться
Желание трудиться
ребенок проявляет
иногда
Всегда проявляет
способность
и
желание трудиться
1
Способность активно
побуждать себя к
практическим
действиям
Волевые
усилия
ребенка
побуждаются
извне
Иногда – самим
ребенком
Всегда – самим
ребенком
Умение
Ребенок постоянно
контролировать свои действует
под
2
3
2
3
1
2
3
1
25
поступки(приводить
воздействием
к должному свои контроля извне
действия)
Периодически
контролирует себя
сам
Постоянно
контролирует себя
сам
Самооценка
Интерес
занятиям
объединении
2. Ориентационные качества
Способность
Завышенная
оценивать
себя Заниженная
адекватно реальным Нормальная
достижениям
к Осознанное участие Продиктован
в ребенка в освоении ребенку извне
образовательной
Периодически
программы
поддерживается
самим ребенком
Постоянно
поддерживается
ребенком
самостоятельно
3. Поведенческие качества
Конфликтность Способность занять Периодически
(отношение
определенную
провоцирует
ребенка
к позицию
в конфликты
столкновению
конфликтной
Сам в конфликтах
интересов
ситуации
не
участвует,
(спору)
в
старается
их
процессе
избежать
взаимодействия)
Пытается
самостоятельно
уладить
возникающие
конфликты
Культура
Способность
Понимает, но часто
поведения,
понимать
и нарушает правила
общения
соблюдать
нормы поведения,
поведения
общения.
Знает, понимает,
но
иногда
нарушает правила
поведения, вежлив
со взрослыми.
Знает, понимает,
всегда выполняет
правила поведения,
со всеми вежлив.
Тип
Умение
Избегает участия в
2
3
1
2
3
1
2
3
1
2
3
1
2
3
1
26
сотрудничества воспринимать общие общих делах
(отношение
дела
как
свои
ребенка к общим собственные
Участвует
при
делам детского
побуждении извне
объединения)
Инициативен
в
общих делах
2
3
Критерии оценивания творческого проекта
№
Критерий
1
Проявление
воображения
2
Общее впечатление от
работы
3
Техничность,
последовательность,
аккуратность;
(разнообразие
технических приемов,
плавность движения
объектов;
Степень
самостоятельности в
работе над проектом;
4
5
Способность к
сотрудничеству.
Степень выраженности критерия
Высокий уровень
Средний уровень
Низкий уровень
Воображение
Проявляет
Не
склонен
развито,
элементы фантазии, придумывать,
импровизирует,
образы интересны, образы
фантазирует.
но
не
придает малоинтересны. В
Образы необычны, внимания деталям.
основном
большое внимание
использует
идеи
уделяет деталям.
других детей.
Эмоционален.
Творчество
Образы интересны, Творческий
самобытно,
детализированы, но продукт
имеет
оригинально,
проект
требует незавершенный
несет
отпечаток доработки.
вид.
личности ребенка.
Творческий
продукт
имеет
полностью
завершенный вид
Ребенок
умеет Ребенок проявляет Затрудняется
в
режиссировать,
знания
о последовательности
озвучивать
и последовательности в
работе
и
монтировать
в
работе,
но применении
мультфильмы
в технические
технических
предложенной
приемы
приемов.
технике
однообразны.
Ребенок находится За
выполнение Ребенок
в постоянном
творческих работ испытывает
поиске любых
берется
с трудности
с
возможностей для удовольствием,
организацией
выхода своей
однако
самостоятельной
творческой
продуктивность
работы,
поэтому
энергии и
недостаточно
практически всегда
получает
высокая.
Ищет нуждается
в
удовлетворение
возможности
помощи
учителя
скорее от самого
выразить себя в или товарищей.
процесса, чем от
творчестве,
но
результата.
интерес к нему
В помощи
непостоянен.
В
педагога не
помощи нуждается
нуждается.
иногда.
Умеет эффективно Успешно
Ребенок
не
взаимодействовать взаимодействует с заинтересован
в
с
коллективом, коллективом, но не предстоящей
видеть
пути всегда высказывает творческой работе,
27
решения
свою точку зрения,
проблемы
и боясь критики.
выбирать
наиболее удачный
из них.
не
стремится
участвовать в её
коллективных
видах, не проявляет
инициативу,
не
стремится делиться
своими
творческими
замыслами
с
товарищами.
Оценка творческих способностей
Оценка уровня изобразительной и анимационной деятельности детей
Отслеживание результатов деятельности детей в процессе реализации
программы осуществляется на диагностических занятиях в начале
(сентябрь) и в конце (май) учебного года.
Цель: определение уровня изобразительной и анимационной деятельности
детей.
Форма проведения: может проводиться индивидуально или по подгруппам
(2-3 человека).
Инструкция.
1 задание. Ребенку предлагается серия картинок, на которых изображены
кадры из мультипликационных фильмов (рисованные, аппликационные,
объемные), среди которых нужно найти определенный вид анимации.
2 задание. Ребенку предлагается ответить на вопросы:
- Как создается мультфильм?
- Кто работает над созданием мультфильма?
- Что делает режиссер, сценарист, художник, аниматор, звукорежиссер,
оператор?
3 задание. Ребенку предлагается нарисовать сцену из любимого
мультфильма.
Материал:
- серия картинок, на которых изображены кадры из мультипликационных
фильмов (рисованные, аппликационные, объемные);
- лист бумаги формата А4, простой карандаш, фломастеры, кисти, гуашь,
баночка с водой.
Оценка результатов проводится по 3-бальной системе, по следующим
критериям:
- общая осведомленность о процессе создания анимационных фильмов;
- навыки анимационной деятельности;
- передача образов;
- композиционное решение художественных работ;
- навыки работы с художественными материалами;
28
- композиционное решение художественных работ;
- воображение.
Суммируя результаты выполнения всех заданий, определяется общая
сумма результатов, которая соотносится с уровнем изобразительной и
анимационной деятельности детей.
Высокий уровень: 17-21 баллов
Ребенок имеет сформированное представление о процессе создания и
видах анимационных фильмов, владеет навыками анимационной
деятельности; в рисунке передает сходство с реальными предметами и
объектами, свободно ориентируется на листе бумаги, владеет навыками
работы с разными художественными материалами, использует широкий
спектр цветовой гаммы, свободно придумывает и воплощает в рисунке
задуманную идею.
Средний уровень: 11-16 баллов
Ребенок имеет представление о процессе создания и видах анимационных
фильмов, частично владеет навыками анимационной деятельности; в рисунке
встречаются ошибки при передаче сходства с реальными предметами и
объектами, расположении на листе бумаги, владеет навыками работы с
художественными материалами, подбирает цвета, создает изображение
самостоятельно при небольшой словесной помощи взрослого.
Низкий уровень: 7-10 баллов
Ребенок имеет нечеткое представление о процессе создания и видах
анимационных фильмов, не владеет навыками анимационной
деятельности; испытывает трудности при передаче в рисунке реальных
предметов и объектов, не ориентируется на листе бумаги, неуверенно
владеет техникой работы художественными материалами, использует
ограниченную цветовую гамму, делает лишь некоторые попытки
создания сюжета.
Критерии оценки результатов:
Общая осведомленность о процессе создания анимационных
фильмов
З балла
– У ребенка сформированы представления о процессе создания и
видах анимационных фильмов: о профессиях: сценарист, художниканиматор, оператор, режиссер. Ребенок владеет такими понятиями, как:
анимация, съемка, сценарий, кадр, план, панорама, титры, озвучивание и
использует их в своей речи.
2 балла
29
- Ребенок имеет представление о процессе создания и видах
анимационных фильмов; о профессиях: сценарист, художник-аниматор,
оператор, режиссер, звукорежиссер и их значимости; знаком с такими
понятиями, как: анимация, съемка, сценарий, кадр, план, панорама,
титры, озвучивание.
1 балл
– Ребенок имеет нечеткое представление о процессе создания,
видах анимационных фильмов (рисованные, аппликационные, объемные),
о таких понятиях, как: анимация, съемка, сценарий, кадр, план, панорама,
титры, озвучивание; знает название некоторых профессий людей,
принимающих участие в создании мультфильма, но не понимает их
значимости.
Навыки анимационной деятельности
3 балла – Ребенок свободно владеет навыками анимационной
деятельности располагает и перемещает предметы в пространстве,
самостоятельно выполняет съемочный процесс.
2 балла - Ребенок частично владеет навыками анимационной
деятельности, иногда нуждается в помощи при расположении и
перемещении предметов в пространстве, выполнении съемочного
процесса.
1 балл - Ребенок не владеет навыками анимационной деятельности,
нуждается в помощи при расположении и перемещении предметов в
пространстве, выполнении съемочного процесса.
Передача образов
3 балла - Ребенок передает сходство с реальными объектами и
предметами; форму, строение, пропорции, использует ось симметрии;
изображения динамичны, присутствуют характерные позы, жесты,
мимика.
2 балла - Ребенок передает сходство с реальными объектами и
предметами; встречаются незначительные ошибки при передаче формы,
строения, пропорций; предпочитает статичные позы при изображении
объектов.
1 балл - Ребенок испытывает трудности при передаче в рисунке
реальных предметов и объектов; изображает обобщенные формы,
строение передает примитивно (главные части), без детализации.
Композиционное решение художественных работ
3 балла – Ребенок свободно ориентируется на листе бумаги;
выделяет линию горизонта; передает дальний, средний и ближний планы.
30
2 балла – Ребенок ориентируется на листе бумаги, выделяет линию
горизонта, но допускает ошибки при изображении предметов и объектов
на разных планах.
1 балл - Ребенок не ориентируется на листе бумаги, не выделяет
линию горизонта, не передает планы.
Навыки работы с художественными материалами
3 балла – Ребенок свободно владеет навыками работы разными
художественными материалами: гуашь, акварель, восковые карандаши,
фломастеры; самостоятельно выполняет изображение в разных техниках:
по- сырому, мазками, отпечатыванием; движения быстрые, уверенные,
разнообразные.
2 балла – Ребенок владеет навыками работы художественными
материалами: гуашь, акварель, восковые карандаши, фломастеры,
нуждается в помощи при использовании некоторых техник изображения;
движения достаточно уверенные, хотя и не столь быстрые.
1 балл - Ребенок неуверенно владеет техникой работы
художественными материалами; движения неуверенные, хаотичные.
Цветовое решение художественных работ
3 балла - Ребенок использует в работе широкий спектр цветовой
гаммы для передачи настроения, отношения к изображаемому, знает
свойства цвета (светлота, насыщенность, контраст), самостоятельно умеет
получать новые оттенки, пользоваться палитрой.
2 балла - Ребенок передает характерные признаки предметов цветом
– свое отношение к изображаемому, умеет пользоваться палитрой,
получать цветовые оттенки, иногда спрашивает совета при подборе
цветов, не всегда верно дает характеристику цветовым отношениям.
1 балл - Ребенок создает изображение в цвете, но цветовая гамма
работ весьма ограничена. Умеет пользоваться палитрой, нуждается в
подсказке при подборе цветовых оттенков.
Воображение
3 балла – Ребенок свободно придумывает и воплощает в рисунке
задуманную идею; образы хорошо узнаваемы и эмоционально
выразительны.
2 балла – Ребенок создает изображение самостоятельно при
небольшой словесной помощи взрослого; образы узнаваемы, но мало
эмоциональны.
1 балл – Ребенок отказывается рисовать или делает лишь некоторые
попытки; образы мало узнаваемы и невыразительны.
2.4.
Материально-техническое обеспечение и оснащенность
31
образовательного процесса
Необходим хорошо освещенный просторный кабинет для занятий.
№
Наименование оборудования
Количество
единиц
Печатные пособия
1.
Литературные произведения для детей дошкольного
возраста
2.
Сборники русских народных сказок
3.
Сборники сказок народов мира
Технические средства обучения
1.
Экран
1
2.
Мультимедийный проектор
1
3.
Компьютер
1
4.
Фотоаппарат
1
5.
Штатив
1
Учебно-практическое (учебно-лабораторное, специальное,
инструменты и т. п.) оборудование
1.
Бумага цветная
12 наборов
2.
Бумага белая
2 пачки
3.
Картон цветной
12
4.
Ножницы
12
5.
Клей-карандаш
12
6.
Пластилин цветной в наборе
12
7.
Простой карандаш
12
8.
Набор цветных карандашей
12
9.
Лист ватмана
24
Мебель
1.
Учебный стол
1
2.
Стулья
15
3.
Шкаф для учебных пособий
1
Дидактические материалы
1.
Презентации по темам
2.
Сборники мультфильмов для детей дошкольного
возраста
2.5. Методическое обеспечение программы
Для развития навыков творческой работы учащихся, программой
предусмотрены методы дифференциации и индивидуализации на
различных этапах обучения, что позволяет педагогу полнее учитывать
индивидуальные возможности и личностные особенности ребенка,
достигать более высоких результатов в обучении и развитии творческих
32
способностей детей младшего школьного возраста. Применяются
следующие средства дифференциации:
а) разработка заданий различной трудности и объема;
в) вариативность темпа освоения учебного материала;
г) индивидуальные и дифференцированные домашние задания.
Основной задачей дифференциации и индивидуализации при объяснении
материала является формирование умения у обучающихся применять
полученные ранее знания. При этом, на этапе освоения нового материала
учащимся предлагается воспользоваться ранее полученной информацией.
В процессе освоения программы применяются на 3 вида заданий:
–тренировочные, в которых предлагается работа по образцу, с
иллюстрацией, дополнительной конкретизацией. Они используются с
целью довести до стандартного уровня первоначальные знания, умения,
навыки;
- частично-поисковые, где учащиеся должны самостоятельно выбрать тот
или иной известный им способ изображения предметов;
- творческие, для которых характерна новизна формулировки, которую
ученик должен осмыслить.
Педагогические технологии:
– коммуникативная технология обучения,
– технология игровой деятельности
– проектная технология
Методы обучения:
– объяснительно-иллюстративный;
– проблемного изложения;
– частично-поисковый;
– исследовательский;
– словесный;
– наглядный;
– практический.
В занятия по каждой новой теме включен теоретический материал и
практическая деятельность, которая занимает в программе значительное
место.
Кадровое
обеспечение:
Реализацию
содержания
программы
обеспечивает педагог дополнительного образования, имеющий
специальную подготовку в области создания мультипликационных
фильмов.
Приложение №1
33
2.6. Календарный план воспитательной работы
1. Реализация патриотического направления «Горжусь своей страной!»
2. Реализации проектов «Живое дело», «Ровесник-ровеснику»;
3. Знакомство детей с миром профессий.
4. Предоставления возможности активного участия в жизнедеятельности
объединения.
5. Включенность в деятельность Российского движения детей и молодежи
«Время первых»: «Благотвори», «Будь здоров», «Найди призвание».
№
п/п
Название события,
мероприятия
Форма
проведения
Сроки
Воспитательный
результат
Изучение правил
поведения на
улице
1
Месячник по
профилактике детского
дорожно-транспортного
травматизма
Мероприятия по ПДД
беседы,
викторины,
конкурсы
сентябрь
2
Техника безопасности на
занятиях
Беседа
Сентябрь
3
Поздравление посвящённого Дню пожилого
человека
Экскурсия в музей
4
5
Экологическая акция
«Кормушка для птиц»
Изготовление
угощения для
птиц
Изучение правил
техники
безопасности
Октябрь
Создание
поздравительной
мультоткрытки
В течении Воспитание
года
патриотизма,
любви и уважения
к Родине,
общественнополезному труду,
к другим народам;
эстетическое
воспитание, а
также расширение
кругозора,
получение
дополнительных
знаний в
различных
областях науки и
культуры .
Ноябрь- Формирование
март
экологического
сознания,
Информационный
продукт,
иллюстрирующий
успешное достижение
цели события (ссылки
на размещение)
фотопрезентация
Работы размещаются
на страничке в ВК
Работы размещаются
на страничке в ВК
Фотографии и видео
размещаются на
страничке в ВК
Фотографии и видео
размещаются на
страничке в ВК
34
7
Международный день
памяти жертв Холокоста,
День полного
освобождения
Ленинграда от
фашистской блокады
Участие в конкурсах
8
Профилактика ДДТТ
9
Просмотр сделанных
мультфильмов.
6
Просмотр
фильма,
мультфильма,
обсуждение
Создание
мультфидьма
беседы,
викторины,
конкурсы
Просмотр,
обсуждение
январь
гуманное
отношение к
птицам,
привлечение
внимания к
зимующим
пернатым,
объединение детей
в желании оказать
заботу и помощь
птице
познакомить
Рисунки, Фотографии
учащихся с
и видео размещаются
историей
на страничке в ВК
Холокоста
В течении даёт возможность
года
ребёнку показать
другим свои
достижения,
умения и таланты,
выделиться из
массы.
Апрель- Совместная работа
март
в коллективе
Май
даёт возможность
ребёнку показать
другим свои
достижения
Фотографии и видео
размещаются на
страничке в ВК
Работы размещаются
на страничке в ВК
Работы размещаются
на страничке в ВК
2.7. Список литературы для педагога
1. Анофриков П.И. Принцип работы детской студии мультипликации.
Учебное пособие. Детская киностудия «Поиск» / П.И. Ануфриков. Новосибирск, 2008 г.
2. Баженова Л.М. В мире экранных искусств: книга для учителя
начальных классов, воспитателей и родителей. – М., 1992.
3. Баженова Л.М. Наш друг экран. Вып.1, 2 – М.,1995.
4. Бондаренко Е. А. Диалог с экраном. – М., 1994
5. Гаевский А.Ю. Самоучитель WINDOWS ВСЕ ВЕРСИИ ОТ 98 ДО ХР
установка, настройка и успешная работа, учебное пособие, 2006г.
6. Грошев С.В, Коцюбинский А.О. Самоучитель. Работы с фото, аудио,
видео, DVD на домашнем компьютере. МОСКВА, 2007г.
7. Дронов В. MacromediaFlashMX — «БХВ — Петербург, 2003г.
8. Дубова М.В. Организация проектной деятельности младших
школьников/ М.: Палас, 2010г.
9. Ермолаева М.В. Практическая психология детского творчества. – М.:
МПСИ; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2005. – 304с.
35
10. Ильин Е.П. Психология творчества, креативности, одарённости.. –
СПб.: Питер, 2012.: ил.- (Серия «Мастера психологии»
11. Кабаков Е.Г., Дмитриева Н.В. Мультипликация в школьной практике
– средствами мобильного класса.
12. Киркпатрик Г., Питии К. Мультипликация во Flash. – М.: НТ Пресс,
2006.
13. Колеченко А.К. Энциклопедия педагогических технологий: пособие
для преподавателей. СПб: КАРО, 2004г.
14. Дубова М.В. Организация проектной деятельности младших
школьников / М.: Палас, 2010г.
15. Методическое пособие для начинающих мультипликаторов. Детская
киностудия «Поиск»
15. Норштейн Ю. Снег на траве: Фрагменты книги: Лекции по искусству
анимации. М.: ВГИК, 2005г.
16. Хитрук Ф.С. Профессия - аниматор /(в 2 т.) - М.: Гаятри, 2007
(http://bookre.org)
17. Цифровая фотография: практические советы профессионала (Питер К.
Баранин 2006г.)
Интернет-ресурсы:
18. Мастер-класс для педагогов "Создание мультфильмов вместе с
детьми"
19. Мини-проект «Пластилиновый мультфильм» (педагогический
интернет)
20.
Фестиваль
педагогических
идей
«открытый
урок»
http://festival.1september.ru/articles/643088/
21.Проект пластилиновый мультфильм
http://www.docme.ru/doc/272791/proekt-plastilinovyj-mul._tfil._m
22. «Пластилиновый мультфильм» (Учитель для коллег и родителей )
http://uchitel39.ru/tvorchectvo/proekty/proekt-plastilinovyj-multfilm
Интернет- ресурс wikipedia.org – портал - «О детстве»
http://www.toondra.ru/
http://www.progimp.ru/
http://www.lostmarble.ru/help/art_cartoon/
юhttp://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/206921
Mufilm.ru
Аnimashky.ru
2.8. Список литературы для обучающихся и родителей
1. Кристофер Харт. Мультики для начинающих. Издательство: Попурри,
2002
2. Марк Саймон. Как создать собственный мультфильм. Издательство: НТ
Пресс2006
3. Т.Е.Лаптева. Пластилиновые чудеса. Забавные человечки.
Издательство: Просвещение2011г.
36
4.
Наталья
Кривуля.
Лабиринты
анимации.
Исследование
художественного образа российских анимационных фильмов второй
половины XX века Издательство: Грааль, 2002 г.
5. Джесси Рассел. Мультипликация (технология) Издательство: Книга по
Требованию, 2012г
6. С.В. Асенин. Мир мультфильма. Издательство: Книга по Требованию,
2012г
7. Дмитрий Кирьянов, Елена Кирьянова.Видеомонтаж, анимация и DVDавторинг для всех. Издательство: Книга по Требованию,2013г.
8. Печатные пособия:«Искусство рисования в PAINT», Москва 2007 год,
«Учитель»;
9. «Как нарисовать все, что вы узнали о мультяшках», Е.Мартинкевич
2001, «Попурри».
37