Народный стилизованный вокал

Информационная карта
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программы «Народный стилизованный вокал»
Тип программы
Модифицированная
Образовательная область
Народный вокал
Направленность деятельности
Художественная
Способ освоения содержания
Репродуктивный, творческий
программы
Уровень освоения содержания
базовый
программы
Возрастной уровень реализации
7 -10 лет
программы
Форма реализации программы
Групповая, индивидуальная
Продолжительность реализации
3 года
программы
Год разработки программы
2020 год

I. Комплекс основных характеристик программы
1.1. Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Народный стилизованный вокал» имеет художественную направленность,
разработана в 2020 году. Программа направлена на ознакомление с
традициями русского народного песенного творчества и особенностями
современного эстрадного вокала; постановку народной стилизованной
манеры пения, улучшение физического и эмоционального состояния,
формирование коммуникативных навыков.
Программа разработана на основании следующих нормативных документов
для проектирования дополнительной общеобразовательной программы:
– Федеральный закон от 29 декабря 2012 № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации» (ред. от 17.02.2023) (с изм. и доп., вступ. в силу с
28.02.2023).
– Национальный проект «Образование» (утв. президиумом Совета при
Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам
(протокол от 24 декабря 2018 г.№16) «Успех каждого ребёнка», «Цифровая
образовательная среда», «Молодые профессионалы», «Социальная
активность».
– Распоряжение Правительства РФ от 31 марта 2022 № 678-р «Об
утверждении Концепции развития дополнительного образования детей до
2030 г. и плана мероприятий по ее реализации».
– Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28
сентября 2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
– Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03 сентября
2019 № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных
систем дополнительного образования детей».
– Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 02 февраля
2021 № 38 «О внесении изменений в Целевую модель развития региональных
систем дополнительного образования детей, утвержденную приказом
Министерства просвещения Российской Федерации от 03 сентября 2019 №
467».
– Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27 июля
2022 № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам».
– Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации
от 22 сентября 2021 № 652н «Об утверждении профессионального стандарта
«Педагог дополнительного образования детей и взрослых».
– Письмо Минпросвещения России от 30 декабря 2022 № АБ-3924/06 «О
направлении методических рекомендаций» (вместе с Методические
рекомендации «Создание современного инклюзивного образовательного

пространства для детей с ограниченными возможностями здоровья и детейинвалидов на базе образовательных организаций, реализующих
дополнительные общеобразовательные программы в субъектах Российской
Федерации»).
– Письмо Минобрнауки РФ от 18.11.2015 №09-3242 «О направлении
рекомендаций»
(вместе
с
Методическими
рекомендациями
по
проектированию дополнительных общеразвивающих программ).
– Приказ Минобрнауки России № 882, Минпросвещения России № 391 от 05
августа 2020 «Об организации и осуществлении образовательной
деятельности при сетевой форме реализации образовательных программ»
(вместе с «Порядком организации и осуществления образовательной
деятельности при сетевой форме реализации образовательных программ»).
– Закон Челябинской области от 29.08.2013 № 515-30 «Об образовании в
Челябинской области».
– Приказ Министерства образования и науки Челябинской области от
30.12.2020 № 01/2795 «Об утверждении Концепции развития региональной
системы воспитания и социализации обучающихся Челябинской области на
2021–2025 годы».
Документы и локальные акты учреждения:
– Устав МБУДО «ДЮЦ»;
– Программа развития МБУДО «ДЮЦ»;
– Программа воспитания МБУДО «ДЮЦ»;
– Положение МБУДО «ДЮЦ» о дистанционном обучении;
– Положение о системе оценок, форм, порядке и периодичности
промежуточной и итоговой аттестации обучающихся.
– Положение о разработке дополнительной общеобразовательной программы
в МБУДО «ДЮЦ»
– Положение об организации образовательного процесса в МБУДО «ДЮЦ».
Программа реализуется на бюджетной основе
Для разработки программы также использованы материалы:
Дополнительная
общеобразовательная
общеразвивающая
программа
художественной направленности «Образцовая Студия современного вокала
«Эклектика»», автор-составитель Шубина Татьяна Юрьевна, педагог
дополнительного образования.
Дополнительная
общеобразовательная
общеразвивающая
программа
художественно-эстетической направленности "Вокал", автор-составитель
Юлия Сергеевна Коленкова, педагог дополнительного образования.
Актуальность программы заключается в обучении детей основным
певческим навыкам и народной стилизованной манере пения через познание
русского народного песенного творчества, которое не может не повлечь за
собой знакомство с народными традициями и их сохранение. Само понятие
«народное творчество» подразумевает всесторонний подход к обучению:

развитие не только вокальных данных, но и навыков импровизации, как
интонационной, так и ритмической, а также обучение простейшим элементам
народно - стилизованного танца. Народный вокал помогает бережно развить
голосовые и интонационные возможности воспитанников, обеспечить
необходимую вокальную подготовку в домутационном периоде развития
ребёнка, что позволяет в дальнейшем оптимальным образом миновать
критический этап взросления голоса. Изучение народного творчества
открывает учащимся богатство национальной духовной культуры,
воспитывает интерес и любовь к ней. Народный стилизованный вокал в
контексте народного творчества, как и любая область искусства, помогает
детям найти и проявить себя в этом мире, не зацикливаясь на узком
направлении развития, а применяя полученные компетенции при исполнении
других вокальных произведений, написанных в эстрадном и академическом
направлении.
Отличительные особенности программы заключаются в сочетании
изучения народного песенного творчества и сценического исполнительства,
тем самым развивая не только вокальные данные ребёнка, но и творческий
потенциал в общем.
Данная программа охватывает младший школьный возраст и длится 3 года;
включает в себя работу над основными певческими навыками и слухоголосовой координацией путём как игровых методов и методов наглядности
и объяснения, так и других методов вокального обучения (концентрический
метод М.И. Глинки, фонетический метод, метод мысленного пения и
сравнительного анализа). Включает прослушивание народных песен и сказок
с элементами пения и первоначальный анализ применяемых средств
выразительности; знакомство со строением голосового аппарата через
иллюстрации и простейшими элементами народного танца, прослушивание
аудиозаписей, просмотр видео концертов.
Первый год обучения опирается на развитие дыхательной мускулатуры и
формирование дыхания на опоре для последующего формирования плотного
звучания голоса; на развитие правильной певческой артикуляции и
координации движений для возможности двигаться во время пения, а также
включает работу над хоровым и ансамблевым пением (что в свою очередь
предполагает воспитание через коллектив), пением под сопровождение и без.
Второй год обучения направлен на развитие и укрепление основных
певческих навыков для возможности уделить внимание художественному
воплощению произведений, исполняемых как в хоре, так и сольно; а также на
формирование адекватной самооценки у обучающихся и умение спокойно
воспринимать замечания педагога.

Третий год обучения нацелен на понимание воспитанниками певческого
процесса со стороны физиологии и важности здорового образа жизни для
пения и в общем; на развитие и укрепление основных певческих навыков и
художественному воплощению произведений.
Программа строится на следующих принципах:
- принцип наглядности;
- принцип взаимодействия обучающего и обучающегося;
- принцип доступности;
- принцип систематичности и последовательности;
- принцип прочности;
- принцип связи теории и практики;
- принцип индивидуального подхода;
- принцип сознательности.
Формы организации образовательного процесса и виды занятий
Формы организации деятельности обучающихся: групповые и
индивидуальные.
Виды занятий.
- учебное занятие – такая форма организации учебного процесса, где
проводится вся основная работа над навыками и умениями детей с помощью
различных упражнений;
- занятие - игра – это занятие, пронизанное элементами игры, которая
является естественной для ребёнка формой обучения; игровая форма
обучения облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала;
- занятие - репетиция – это такая форма организации учебного процесса, при
которой оттачиваются как певческие навыки, так и навык концертного
исполнительства для конкретных произведений.
- занятие-викторина – это занятие, на котором проводится беседа-опрос на
определенную тему с целью проверки уровня усвоения материала.
Примерная схема учебного занятия:
- приветствие;
- разучивание нового материала или закрепление пройденного;
- подведение итогов;
- рекомендации для самостоятельной подготовки.
Методы, применяемые на занятиях: игровой, наглядный, практический,
мотивационный, концентрический, фонетический, объяснительно –
иллюстративный в сочетании с репродуктивными, методы сравнительного
анализа и мысленного пения. Формы подведения итогов по изучению
разделов: беседа-опрос, тематический кроссворд (см. Приложение №2),
открытое занятие, отчётный концерт.

Адресат программы. Реализация данной программы охватывает возрастной
диапазон учащихся от 7 до 10 лет.
Младший школьный возраст характеризуется особенно активной
восприимчивостью к получаемой информации. Характер мышления детей
данной возрастной категории – образный, что требует от преподавателя
применения наглядных методов. Этот возраст является домутационным
периодом, однако в силу плавного роста голосовой аппарат укрепляется, а
диапазон расширяется, что позволяет постепенно усложнять вокальные
задачи. Ещё особенности: быстрая утомляемость и разный уровень
внимательности у детей, поэтому в ходе урока деятельность будет меняться.
Объём программы. Срок освоения данной образовательной программы
рассчитан на 3 года обучения. Общее количество часов в год по программе 432 часа.
Форма обучения образовательной программы – очная. В случае отмены
занятий по погодным условиям или другим непредвиденным
обстоятельствам вводится комплекс мер по переходу на дистанционное
обучение в соответствии с положением о дистанционном обучении в МБУДО
«ДЮЦ».
Условия набора и режим занятий. В творческое объединение принимаются
все дети, проявляющие интерес к вокальному творчеству по заявлению
родителей (законных представителей).
Режим занятий.
Показатель
Количество учебных
недель в год
Периодичность
занятий
Продолжительность
занятия
Кол-во часов в неделю
Кол-во часов в год
Итого

Год обучения
1-ый
36

2-ой
36

3-ий
36

2 раза в неделю

2 раза в неделю

2 раза в неделю

2 часа

2 часа

2 часа

4
144

4
144
432 часа

4
144

Продолжительность одного часа занятий составляет - 45 минут.
Между занятиями перерыв 10 минут, согласно Сан ПиН.
В случае перехода на дистанционное обучение разработан Вариативный
учебный план – см. Приложение №1
Цель программы – приобщение к вокальной культуре через обращение к
народной песне и сохранение интереса к ней путём стилизации;
формирование современного взгляда на русское народное песенное
творчество.

Задачи обучения:
- сформировать основы теоретических знаний в области вокальной
деятельности;
- развивать основные певческие навыки (чистота интонирования, певческое
дыхание, дикция, манера пения);
- научить анализировать произведения и исполнение;
- научить средствам музыкальной выразительности (собственный тембр,
динамика, фразировка, темп, дикция, мелизматика);
- сформировать представление о различных музыкальных направлениях.
Задачи развития
- развивать чувство ритма;
- раскрыть артистичность на первоначальном этапе и развить в
последующем;
- содействовать устранению психологических зажимов;
- содействовать устранению имеющихся природных или приобретённых
недостатков
голосообразования
(носовое
звучание,
гортанный
форсированный звук, узкий звуковысотный диапазон);
- развивать творческое мышление и фантазию;
- развивать коммуникативность через работу в коллективе;
- научить решать конфликтные ситуации в коллективе;
- развить способность анализировать свои действия.
Задачи воспитания
- сформировать бережное отношение к культуре своего народа и других
народов;
- сформировать интерес к истории и желание сохранить знания о ней;
- воспитывать такие нравственные качества как доброжелательность,
ответственность, терпение, вежливость.
Оздоровительные задачи
- приобщать к здоровому образу жизни;
- сформировать бережное отношение к своему голосовому аппарату.
Ожидаемые результаты освоения образовательной программы:
Ожидаемые результаты:
Личностные:
Сформированность:
– доброжелательного отношения к другому человеку;
– бережного отношения к традициям народной песни;
– трудолюбия, самостоятельности.
Освоенность:
– правил поведения в группах взрослых и ровесников;
– правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в
чрезвычайных ситуациях.

Метапредметные:
Сформированность:
– готовности слушать и вести диалог;
– элементарных навыков анализа, сравнения, синтеза, обобщения;
– стремления к самовыражению.
Предметные:
Наличие знаний:
- о традициях народной песни;
– о средствах музыкальной выразительности;
– о строении голосового аппарата;
- о значении правильного дыхания;
Сформированность:
– устойчивого интереса к певческой деятельности;
– умения петь с микрофоном;
– навыков певческого дыхания;
– умения осознанного чистого интонирования;
– навыков выполнения вокальных упражнений
– умения исполнять несложные танцевальные элементы во время пения;
В конце 1 года обучения предполагается:
Предметные:
- формирование основных певческих навыков (правильный набор воздуха и
равномерное распределение дыхания, пение в близкой речевой позиции,
понимание значения правильной артикуляции в звукообразовании);
- становление координации движений, готовность к танцевальным нагрузкам
во время пения;
- умение исполнить простейшие элементы народно - стилизованного танца;
- знание специальной терминологии;
- умение передать характер песни путём эмоционально – выразительного
исполнительства;
- начальное представление о составляющих певческого процесса и их
строения;
- умение петь с сопровождением и без;
Метапредметные:
- знание культуры поведения во время выступления и за кулисами;
- умение анализировать свои действия;
Личностные:
- устойчивая заинтересованность к вокальной деятельности, стремление к
самовыражению через творчество;
- умение адекватно воспринимать замечания.
В конце 2 года обучения предполагается:

Предметные:
- понимание взаимодействия составляющих певческого процесса и их
строения;
- стабильное развитие основных певческих навыков;
- развитие пластичности голоса (освоение и понимание разницы различного
округления гласных для последующей индивидуальной работы над единой
манерой пения);
- умение осознанного чистого интонирования;
- умение исполнять более сложные танцевальные элементы во время пения;
- проявление навыка хорового пения (артикуляционный, интонационный и
др. виды хорового ансамбля, двухголосное пение простейших интервалов);
- наличие представления о средствах музыкальной выразительности;
- умение анализировать своё исполнение и исполнение других;
Метапредметные:
- знание культуры поведения во время выступления и за кулисами;
- умение анализировать свои действия;
- способность открыто коммуницировать в коллективе;
Личностные:
- умение ответственно подойти к работе в коллективе;
- стремление к вокально – творческому самовыражению;
- стремление участвовать в концертно – конкурсной деятельности.
В конце 3 года обучения предполагается:
Предметные:
- проявление навыков хорового пения (одноголосное и двухголосное пение,
ансамблевое пение);
- умение применять такие виды дыхания, как пофразное, цепное;
- умение осознанно чисто интонировать;
- уверенное исполнение с сопровождением и без;
- представление о различных жанрах и их особенностях русского народного
песенного творчества и сравнительный анализ с особенностями других
музыкальных направлений.
Метапредметные:
- знание культуры поведения во время выступления и за кулисами;
- умение анализировать свои действия;
- способность открыто коммуницировать в коллективе;
- умение контролировать свои действия в коллективе во избежание
конфликтных ситуаций в коллективе
Личностные:
- умение ответственно подойти к работе в коллективе;
- стремление к вокально – творческому самовыражению;
- стремление участвовать в концертно – конкурсной деятельности.

- способность к децентрации.
Мониторинг учебной деятельности.
Условия набора в коллектив обусловлены первичной диагностикой.
Первичная диагностика проходит в форме прослушивания и определяет
индивидуальные особенности поступающего в коллектив и подразумевает
дальнейшую разработку индивидуального подхода:
- интерес к вокальной деятельности;
- желание заниматься творчеством;
- музыкальный слух;
- музыкальная память и чувство ритма;
- эмоциональная открытость;
- артистичность.
Эффективность освоения дополнительной общеобразовательной программы
определяется через мониторинг, который предполагает контроль освоения
предметных знаний и умений по виду деятельности, метапредметных
способов деятельности и личностное развитие обучающегося. Мониторинг
качества обучения позволяет педагогу своевременно вносить необходимые
изменения в содержание программы, условия её реализации, планирование
творческого процесса и организацию педагогической поддержки
обучающимся.
В середине и конце учебного года осуществляется промежуточная
аттестация с целью отслеживания динамики развития творческих
способностей детей и корректировки образовательного процесса. Для
проверки теоретических знаний проводится беседа-опрос, проверка
практических умений осуществляется с помощью открытого занятия. При
дистанционном обучении проводится тестирование (Промежуточные тесты
для учащихся - см. Приложение №3)
По окончании освоения данной программы проводится итоговая аттестация.
Теоретические
знания
проверяются
с
помощью
тестирования,
охватывающего вопросы по всем пройденным темам (Итоговый тест для
учащихся – см. Приложение №3); для проверки практических умений
проходит открытое занятие.
Результаты мониторинга фиксируются в диагностических картах (таблицах)
по всем трём позициям и учитываются при проведении промежуточной и
итоговой аттестации. (см. Приложение №5 и Приложение №6)

Формы выявления, фиксации и предъявления результатов.
Способы и формы выявления
результатов
Прослушивание на
репетициях;
беседа;
опрос;
наблюдение; выступления на
открытом занятии, концертах,
конкурсах, фестивалях;
участие в праздничных
мероприятиях;
контрольно-измерительные
материалы

Способы и формы
фиксации результатов
Грамоты;
дипломы;
благодарственные
письма;
журнал;
анкеты;
протоколы аттестации

Способы и формы
предъявления результатов
Устная оценка (похвала,
педагогическая поддержка);
конкурсы;
фестивали;
концерты;
портфолио

Оценки уровня освоения программы
Теоретическая подготовка.
Высокий уровень: обучающийся освоил теоретическую сторону обучения на
высоком уровне, может без помощи педагога ответить на теоретические
вопросы. (3балла)
Средний уровень: обучающийся освоил теоретическую сторону обучения на
среднем уровне, может ответить самостоятельно на некоторые вопросы
самостоятельно, иногда с помощью педагога. (2 балла)
Низкий уровень: слабое усвоение обучающимся теории. Может ответить на
вопросы в основном с помощью педагога. (1балл)
Практические умения и навыки, творческие навыки.
Высокий уровень: обучающийся осознанно управляет певческим процессом,
умеет анализировать свои вокальные действия, музыкальные способности
ребёнка и основы вокала развиваются заметно, танцевальные навыки
соответствуют требованиям программы. (3 балла)
Средний уровень: обучающийся не всегда следит за певческим процессом, но
может проанализировать свои ошибки, музыкальные и вокальные
способности развиваются средне, имеются затруднения с исполнением
некоторых танцевальных элементов. (2 балла)
Низкий уровень: обучающийся не следит за певческим процессом и не
анализирует свои вокальные действия, музыкальные и вокальные
способности развиваются слабо, танцевальные элементы исполняются с
большим трудом. (1 балл)

Навык сценического исполнения:
Высокий уровень: обучающийся свободно выступает публично, не стесняясь
эмоционального исполнения, свободно держится на сцене. (3 балла)
Средний уровень: обучающийся имеет небольшие трудности при публичном
выступлении, но старается исполнять произведение эмоционально, на сцене
чувствует себя не совсем свободно. (2 балла)
Низкий уровень: обучающийся чрезмерно зажат при публичном выступлении
и на сцене, не пытается исполнить произведение эмоционально. (1 балл)
Общеучебные умения и навыки.
Высокий уровень: обучающийся знает правила поведения при выступлении,
а так же правила поведения за кулисами – т.е. владеет культурой поведения
во время выступления на высоком уровне. (3 балла)
Средний уровень: обучающийся владеет культурой поведения во время
выступления на среднем уровне. (2 балла)
Низкий уровень: обучающийся владеет культурой поведения во время
выступления на низком уровне. (1 балл)
Учебно-организационные умения и навыки.
Высокий уровень: обучающийся обладает большой аккуратностью и
ответственностью в работе, соблюдает правила техники безопасности. (3
балла)
Средний уровень: обучающийся проявляет аккуратность и ответственность к
работе на среднем уровне, соблюдает правила техники безопасности не
всегда. (2 балла)
Низкий уровень: обучающийся не проявляет аккуратность в работе и не
обладает чувством ответственности, правила техники безопасности
соблюдает на низком уровне. (1 балл)
Критерии оценки результативности.
Критерии оценки уровня теоретической подготовки:
- высокий уровень – обучающийся освоил практически весь объём знаний
100-80%, предусмотренных программой за конкретный период; специальные
термины употребляет осознанно и в полном соответствии с их содержанием;

- средний уровень – у обучающегося объём усвоенных знаний составляет 7050%; сочетает специальную терминологию с бытовой;
- низкий уровень – обучающийся овладел менее чем 50% объёма знаний,
предусмотренных программой; ребёнок, как правило, избегает употреблять
специальные термины.
Критерии оценки уровня практической подготовки:
- высокий уровень – обучающийся овладел на 100-80% умениями и
навыками, предусмотренными программой за конкретный период; не
испытывает особых трудностей; выполняет практические задания с
элементами творчества;
- средний уровень – у обучающегося объём усвоенных умений и навыков
составляет 70-50%; в основном выполняет задания на основе образца;
- низкий уровень - ребёнок овладел менее чем 50%, предусмотренных умений
и навыков; ребёнок в состоянии выполнять лишь простейшие практические
задания педагога.
Результаты итоговой аттестации фиксируются в «Протоколе» итоговой
аттестации обучающихся объединения, который является одним из отчётных
документов и хранится у администрации учреждения. (Приложение №4).
Целевые ориентиры воспитания
Воспитательный раздел программы направлен на обеспечение духовнонравственного развития и воспитания; социализации; профессиональной
ориентации, культуры здорового и безопасного образа жизни детей младшего
школьного возраста.
Цели и задачи воспитания реализуются на каждом учебном занятии.
Ожидаемые результаты воспитательной деятельности в процессе
реализации программы:
- формирование сознания российской гражданской принадлежности
(идентичности), единства с народом России и Российским государством в его
тысячелетней истории и в современности, в настоящем, прошлом и будущем;
-воспитание этнической, национальной принадлежности, формирование
знания и уважения истории и культуры своего народа;
- формирование сознания принадлежности к многонациональному народу
Российской Федерации, Российскому Отечеству, российской культурной
идентичности;
- воспитание деятельного ценностного отношения к историческому и
культурному наследию народов России, российского общества, к языкам,
литературе, традициям, праздникам, памятникам, святыням, религиям

народов России, к российским соотечественникам, защите их прав на
сохранение российской культурной идентичности;
-сознания ценности жизни, здоровья и безопасности, значения
личных усилий в сохранении и укреплении здоровья (своего
и других людей), соблюдения правил личной и общественной
безопасности, в том числе в информационной среде;
-ориентирование на осознанный выбор сферы профессиональных интересов,
профессиональной деятельности в российском обществе с учётом личных
жизненных планов, потребностей семьи, общества;
-формирование уважения к художественной культуре народов России,
мировому искусству, культурному наследию;
-воспитание восприимчивости к вокальному искусству, ориентации на
творческое самовыражение, реализацию своих творческих способностей в
искусстве;
-формирование опыта творческого самовыражения в искусстве, опыта
участия в концертах; стремления к сотрудничеству, уважения к старшим;
ответственности; воли и дисциплинированности в творческой деятельности.
Формы и методы воспитания.
В воспитательной деятельности с детьми по программе используются методы
воспитания: метод убеждения (рассказ, разъяснение, внушение), метод
положительного примера (педагога и других взрослых, детей); метод
упражнений (приучения); методы одобрения и осуждения поведения детей,
педагогического требования (с учётом преимущественного права на
воспитание детей их родителей (законных представителей), индивидуальных
и возрастных особенностей детей младшего возраста) и стимулирования,
поощрения (индивидуального и публичного); метод переключения в
деятельности; методы руководства и самовоспитания, развития самоконтроля
и самооценки детей в воспитании; методы воспитания воздействием группы,
в коллективе.
Методы оценки результативности реализации программы в части
воспитания:
- педагогическое наблюдение, в процессе которого внимание
сосредотачивается на проявлении в деятельности детей и в её результатах
определённых в данной программе целевых ориентиров воспитания, а также
на проблемах и трудностях достижения воспитательных задач программы;
-оценка творческих работ и проектов экспертным сообществом (педагоги,
родители, другие обучающиеся, приглашённые внешние эксперты и др.) с
точки зрения достижения воспитательных результатов

Календарный план воспитательной работы
№
п/п

Название
события,
мероприятия

Форма
проведен
ия

Сроки

1.

Показательные
выступления для
воспитанников
1-го года
обучения

Урокконцерт

Сентябрь

2.

Посвящение в
воспитанники
ДЮЦ

Празднич
ное
мероприя
тие

сентябрь

3.

Концерт,
приуроченный
ко Дню
народного
единства

Урокконцерт

6 ноября

4.

Отчётный
концерт по
результатам 1-го
полугодия

Урокконцерт

Декабрь

Воспитательный
результат

Формирование:
восприимчивости к
вокальному искусству;
уважения к
культурному
наследию(устному
народному
творчеству);
мотивации проявлять
себя через вокальное
искусство;
Воспитание культуры
общения,
формирование
понимания
принадлежности к
большому творческому
сообществу ДЮЦ
Формирование:
сознания
принадлежности к
многонациональному
народу РФ;
ценностного
отношения к
историческому и
культурному наследию
народов России;
уважения к
художественной
культуре народов
России
формирование опыта
творческого
самовыражения в
искусстве, опыта
участия в концертах

Информацион
ный продукт,
иллюстрирую
щий успешное
достижение
цели события
(ссылки на
размещение)
Фото- и
видеоматериал
ыс
выступлением
детей

фотоотчёт

Фото- и
видеоматериал
ыс
выступлением
детей

Фото- и
видеоматериал
ыс
выступлением
детей

5.

Концерт,
приуроченный к
Масленице

Урокконцерт

Март

6.

Отчётный
концерт по
результатам 2-го
полугодия

Урокконцерт

Май

воспитание
этнической,
национальной
принадлежности,
формирование знания
и уважения истории и
культуры своего
народа; воспитание
деятельного
ценностного
отношения к
традициям, праздникам
формирование опыта
творческого
самовыражения в
искусстве, опыта
участия в концертах

Фото- и
видеоматериал
ыс
выступлением
детей

Фото- и
видеоматериал
ыс
выступлением
детей

Учебно – тематический план первого года обучения
№
п/п

1.

2.

3.

Наименование разделов и тем

Вводное занятие
1.1 Инструктаж по технике
безопасности. Правила поведения,
охрана голоса, введение в
образовательную программу
Понятие о музыке
2.1 Беседы о знакомых жанрах
детского фольклора, об истории
становления народной песни
сценической, о появлении эстрадного
направления. Слушание музыки.
2.2 Знакомство с
музыкальной
терминологией (понятия: название
нот, интервалы, лад
движение мелодии, характер музыки,
темп, ритм, динамические оттенки,
мелодия)
Понятие о вокале
3.1 Беседа-опрос о певческом процессе
и его составляющих
3.2 Знакомство с вокальной
терминологией (понятия:
дыхательный, голосовой,
артикуляционный аппараты,
пофразное и цепное дыхание,

Количество часов
Практ
ика

Формы
аттестации/контроля

Всег
о

Теория

1

1

3

2

1

Беседа-опрос,
наблюдение

4

2

2

Беседа-опрос

1

1

4

2

Беседа-опрос
2

Беседа-опрос

4.

регистры и резонаторы, певческая
артикуляция, хоровое пение)
Вокальная работа
4.1 Речевые игры и упражнения.
Скороговорки, чистоговорки
4.2 Упражнения на развитие
дыхательных мышц и формирование
певческого дыхания
4.3 Развитие голоса, слуха,
музыкальной памяти. Работа с
регистрами и резонаторами.
Интонационно-фонетические и
вокальные упражнения.
4.4 Развитие координации движений.
Работа над движениями в песне
4.5 Упражнения для распевания
4.6 Работа над репертуаром.
Формирование исполнительских
навыков
Итого

18

1

17

22

1

21

Наблюдение,
урок игра
Наблюдение,
урок-игра

24

24

Наблюдение,
урок-игра

16

16

Наблюдение

26
25

26
25

Наблюдение
Открытый урок

144

10

134

Учебно – тематический план второго года обучения
№
п/п

1.

2.

3.

4.

Наименование разделов и тем

Вводное занятие
1.1 Инструктаж по технике
безопасности. Введение в
образовательную программу
Понятие о музыке
2.1 Беседы о жанрах песенного
фольклора и региональных
особенностях исполнения; об
особенностях эстрадного и
академического направления.
Слушание музыки.
2.2 Знакомство с музыкальной
терминологией (лад, интервалы,
аккорды, динамические оттенки)
Понятие о вокале
3.1 Беседа о сходстве и различии
народного и эстрадного вокала
3.2 Знакомство с вокальной
терминологией (атака звука,
слухоголосовая координация, цепное
дыхание)
Вокальная работа
4.1 Упражнения на формирование
певческой артикуляции
4.2 Упражнения на развитие
дыхательных мышц и формирование

Количество часов
Практ
ика

Формы
аттестации/контроля

Всег
о

Теория

1

1

4

2

2

Беседа-опрос,
наблюдение

2

1

1

Беседа-опрос

2

1

1

Беседа-опрос

3

1

2

18

2

16

Наблюдение

20

2

18

Наблюдение

5.

певческого дыхания. Работа над
пофразным и цепным дыханием
4.3 Развитие голоса, слуха,
музыкальной памяти. Работа с
регистрами, резонаторами и над
атакой звука
4.4 Работа над хоровым и
ансамблевым пением: ансамбль и
строй
Работа над сценическим
воплощением песни
5.1 Работа над репертуаром.
Формирование исполнительских
навыков
5.2 Работа над движениями в песне
5.3 Работа над средствами
художественной выразительности и
артистизмом
Итого

20

Наблюдение

20

Наблюдение

18

18

Наблюдение

16
18

16
18

Наблюдение
Открытый урок

20

22

2

144

12

132

Учебно – тематический план третьего года обучения
№
п/п

Наименование разделов и
тем

1.

Вводное занятие
1.1 Инструктаж по технике
безопасности. Введение в
образовательную программу

2.

3.

Вокальная работа
2.1 Упражнения на
формирование певческой
артикуляции
2.2 Упражнения на развитие
дыхательных мышц и
формирование певческого
дыхания
2.3 Развитие голоса, слуха,
музыкальной памяти. Работа
с регистрами, резонаторами
и над атакой звука
2.4 Работа над хоровым
пением: ансамбль и строй
Работа над сценическим
воплощением песни
3.1 Работа над репертуаром.
Формирование
исполнительских навыков
3.2 Работа над движениями

Количество часов
Всего

Теори Практи
я
ка

Формы
аттестации/контроля

1

1

20

2

18

Наблюдение

18

2

16

Наблюдение

24

Наблюдение

20

Наблюдение

26

26

Наблюдение

18

18

Наблюдение

24

21

1

в песне
3.3 Работа над средствами
художественной
выразительности и
артистизмом
Итого

16

144

16

6

Открытый урок

138

Содержание программы первого года обучения по программе
«Народный стилизованный вокал»
Тема №1 – Вводное занятие
Теория: приветствие; инструктаж по технике безопасности и правилам
поведения. Беседа об охране голоса.
Тема №2 – Понятие о музыке
Задача темы: сформировать представление об истории становления такого
современного направления в музыке, как эстрадный вокал.
1. Беседы о знакомых жанрах детского фольклора, об истории становления
народной песни сценической, о появлении эстрадного направления.
Теория: беседы о знакомых жанрах детского фольклора, об истории
становления народной песни сценической, о появлении эстрадного
направления.
Практика: слушание музыки.
2. Знакомство с музыкальной терминологией.
Теория: понятие о звуковысотности, интервальном и аккордовом изложении,
темпоритме, динамики.
Практика: формирование знания нот и их звуковысотности, умения
различать высокие и низкие звуки в пределах октавы, постепенное и
скачкообразное движение мелодии вверх и вниз, умения повторить простой
ритмический рисунок хлопками, ложками и голосом в заданном темпе,
умения петь на «форте» и «пиано».
Тема №3 – Понятие о вокале
1. Беседа-опрос о певческом процессе и его составляющих
Теория: беседа-опрос о составляющих певческого процесса с использованием
иллюстраций.
2.Знакомство с вокальной терминологией

Теория: формирование знания о дыхательном, голосовом, артикуляционном
аппаратах, регистрах и резонаторах с применением иллюстраций; о
пофразном и цепном дыхании, певческой артикуляции, хоровом пении с
помощью просмотра видео.
Практика: просмотр учебных видеоматериалов.
Тема №4 – Вокальная работа
1. Речевые игры и упражнения.
Теория: беседа-опрос о составляющих артикуляционного аппарата.
Практика: распевки-упражнения на работу составляющих артикуляционного
аппарата. Скороговорки-распевки, чистоговорки. Формирование свободного
положения челюстей и губ. Соотношение дикционной чёткости с качеством
звучания. Округление гласных и звуков, правила переноса согласных звуков
в пении.
2. Упражнения на развитие дыхательных мышц и формирование певческого
дыхания.
Теория: понятие о певческом дыхании. Понятие пения на опоре. Изучение
работы диафрагмы с применением иллюстраций.
Практика: упражнения на дыхание по методике А.Стрельниковой,
дыхательные распевки-упражнения. Упражнения на активизацию
диафрагмальных мышц.
3. Развитие голоса, слуха, музыкальной памяти. Работа с регистрами и
резонаторами.
Практика: упражнения на различение и исполнение звуков по высоте в
пределах октавы, определение количества услышанных звуков. Упражнения
на точное интонирование, удерживание интонации на повторяющихся
звуках. Выравнивание позиции звука. Формирование умения петь по памяти.
Распевки-упражнения на переключение регистров и нахождение
резонаторов. Упражнения на расширение диапазона.
4.Развитие координации движений. Работа над движениями в песне
Практика: песенки-упражнения и чистоговорки с пальчиковой гимнастикой.
Разучивание простых элементов народно – стилизованного танца.
Подготовка к исполнению песни с движением.
5.Упражнения для распевания

Практика: обучение пению естественным голосом, без напряжения,
правильно брать дыхание между музыкальными фразами и перед началом
пения. Обучение исполнять песни лёгким звуком в подвижном темпе и
напевно в умеренном. Выразительное пение свободным звуком, пропевание
гласных и согласных в словах. Работа над унисонным пением и унисонным
пением с элементами двухголосия а’капелла и под минусовую фонограмму.
6. Работа над репертуаром и хоровым пением. Организация первоначальных
исполнительских навыков
Практика: работа с песней, выработка умения совместно начинать и
заканчивать пение, чисто интонировать мелодию, чувствовать тяготение к
тонике, точно исполнять ритмический рисунок песен, работа над унисонным
пением, двухголосием и дикцией в исполнении песен. Формирование
эмоционального исполнения песни в соответствующем характере.
Формирование умения петь а’капелла и под минусовую фонограмму.
Содержание программы второго года обучения по программе
«Народный стилизованный вокал»
Тема №1 – Вводное занятие
Теория: приветствие; инструктаж по технике безопасности. Введение в
образовательную программу.
Тема №2 – Понятие о музыке
1. Беседы о знакомых жанрах песенного фольклора и региональных
особенностях исполнения, об особенностях эстрадного и академического
направления.
Теория: беседы о знакомых жанрах песенного фольклора и региональных
особенностях исполнения, об особенностях эстрадного и академического
направления.
Практика: слушание музыки.
2. Знакомство с музыкальной терминологией
Теория: понятие о ладах, интервальном и аккордовом изложении,
динамических оттенках.
Практика: формирование знания простых народных ладов, натуральный и
гармонический мажор, натуральный и гармонический минор, умения петь на
«форте» и «пиано», постепенно менять динамику.
Тема №3 – Понятие о вокале

1. Беседа о сходстве и различии народного и эстрадного вокала.
Теория: беседа о сходстве и различии народного и эстрадного вокала с точки
зрения звукоизвлечения.
Практика: прослушивание записи вокала носителей традиции, вокала певиц
советской эстрады и современного эстрадного вокала.
2. Знакомство с вокальной терминологией.
Теория: понятие об атаке звука, слухоголосовой координации, цепном
дыхании.
Практика: формирование умения применять различную атаку звука, владеть
цепным дыханием в ансамблевом пении.
Тема №4 – Вокальная работа
1. Упражнения на формирование певческой артикуляции
Теория: беседа-опрос о составляющих артикуляционного аппарата, их
взаимодействии и влиянии на звукоизвлечение.
Практика: распевки-упражнения, скороговорки в быстром темпе.
Формирование умения чувствовать и управлять артикуляционным
аппаратом, знания о значении артикуляции для звукоизвелечения.
Соотношение дикционной чёткости с качеством звучания. Округление
гласных и звуков, правила переноса согласных звуков в пении.
2. Упражнения на развитие дыхательных мышц и формирование певческого
дыхания. Работа над пофразным и цепным дыханием.
Теория: беседа-опрос о дыхательном аппарате и взаимодействии с голосовым
аппаратом.
Практика: упражнения на дыхание по методике А.Стрельниковой,
дыхательные распевки-упражнения. Упражнения на активизацию
диафрагмальных мышц. Формирование навыка пофразного и цепного
дыхания с помощью распевок и дирижёрских жестов преподавателя.
3. Развитие голоса, слуха, музыкальной памяти. Работа с регистрами,
резонаторами и над атакой звука.
Практика: упражнения на чистое интонирование. Выравнивание позиции
звука на протяжении всего диапазона. Формирование умения петь по памяти
и с листа. Распевки-упражнения на переключение регистров и нахождение

резонаторов. Упражнения на расширение диапазона. Распевки на
формирование навыка мягкой, твёрдой и придыхательной атаки звука.
4.Работа над хоровым и ансамблевым пением: ансамбль и строй.
Теория: понятие дикционного, тембрового, метроритмического и
динамического ансамбля.
Практика: работа над дикционным, тембровым, метроритмическим,
динамическим ансамблем, над унисонным и двухголосным пением а’капелла
и под минусовую фонограмму.
Тема №5 – Работа над сценическим воплощением песни
1. Работа над репертуаром. Формирование исполнительских навыков.
Практика: работа с песней и микрофоном, формирование ансамблевого пения
и эмоционального исполнения песни в соответствующем характере.
Формирование умения петь а’капелла и под минусовую фонограмму,
держать свою партию, слышать всех участников.
2. Работа над движением в песне.
Практика: разучивание элементов народно-стилизованного танца,
формирования умения сохранять плотный звук и равномерное дыхание при
пении в движении.
3. Работа над средствами художественной выразительности и артистизмом.
Практика: формирование навыка применять такие средства художественной
выразительности, как: фразировка, цезуры, динамические оттенки, мелизмы.
Формирование свободного ощущения на сцене, устранение скованности
движений. Формирование умения передать характер песни с помощью
эмоциональной мимики. Работа над словом.
Содержание программы третьего года обучения по программе
«Народный стилизованный вокал»
Тема №1 – Вводное занятие
Теория: приветствие; инструктаж по технике безопасности. Введение в
образовательную программу.
Тема №2 – Вокальная работа
1. Упражнения на формирование певческой артикуляции
Теория: беседа-опрос о составляющих артикуляционного аппарата, их
взаимодействии и влиянии на звукоизвлечение.

Практика: тренировка артикуляционного аппарата. Распевки-упражнения,
скороговорки в быстром темпе.
2. Упражнения на развитие дыхательных мышц и формирование певческого
дыхания.
Теория: беседа-опрос о дыхательном аппарате и взаимодействии с голосовым
аппаратом.
Практика: упражнения на дыхание по методике А.Стрельниковой,
дыхательные распевки-упражнения. Упражнения на активизацию
диафрагмальных мышц. Упражнения на короткий вдох, на распределение
дыхания по всей фразе.
3. Развитие голоса, слуха, музыкальной памяти. Работа с регистрами,
резонаторами и над атакой звука.
Практика: упражнения на чистое интонирование. Выравнивание позиции
звука на протяжении всего диапазона. Формирование умения петь по памяти
и с листа. Распевки-упражнения на переключение регистров и нахождение
резонаторов. Упражнения на расширение диапазона. Распевки на
формирование навыка мягкой, твёрдой и придыхательной атаки звука.
4.Работа над хоровым и ансамблевым пением: ансамбль и строй.
Теория: понятие дикционного, тембрового, метроритмического и
динамического ансамбля.
Практика: работа над дикционным, тембровым, метроритмическим,
динамическим ансамблем, над унисонным, двухголосным и трёхголосным
пением а’капелла и под минусовую фонограмму.
Тема №3 – Работа над сценическим воплощением песни
1. Работа над репертуаром. Формирование исполнительских навыков.
Практика: работа с песней и микрофоном, формирование ансамблевого пения
и эмоционального исполнения песни в соответствующем характере.
Формирование умения петь а’капелла и под минусовую фонограмму,
держать свою партию, слышать всех участников.
2. Работа над движением в песне.
Практика: разучивание элементов народно-стилизованного танца,
формирования умения сохранять плотный звук и равномерное дыхание при
пении в движении.
3. Работа над средствами художественной выразительности и артистизмом.

Практика: формирование навыка применять такие средства художественной
выразительности, как: фразировка, цезуры, динамические оттенки, мелизмы.
Формирование свободного ощущения на сцене, устранение скованности
движений. Формирование умения передать характер песни с помощью
интонаций и эмоциональной мимики.

Календарно-тематическое планирование первого года обучения по
программе «Народный стилизованный вокал»
Темы

Месяцы
XII
I
II

1.1 Вводное занятие.

1

Всег
о
1

2.1

3

3

4

4

1

1

№

2.2

3.1
3.2

4.1

4.2
4.3

4.4
4.5
4.6

Инструктаж по технике безопасности.
Правила поведения, охрана голоса,
введение в образовательную программу
Понятие о музыке.
Беседы о знакомых жанрах детского
фольклора, об истории становления
народной песни сценической, о появлении
эстрадного направления. Слушание
музыки.
Знакомство с
музыкальной
терминологией (понятия: название нот,
интервалы, лад
движение мелодии, характер музыки,
темп, ритм, динамические оттенки,
мелодия)
Понятие о вокале.
Беседа-опрос о певческом процессе и его
составляющих
Знакомство с вокальной терминологией
(понятия: дыхательный, голосовой,
артикуляционный аппараты, пофразное и
цепное дыхание, регистры и резонаторы,
певческая артикуляция, хоровое пение)
Вокальная
работа.
Речевые игры и упражнения.
Скороговорки, чистоговорки
Упражнения на развитие дыхательных
мышц и формирование певческого
дыхания
Развитие голоса, слуха, музыкальной
памяти. Работа с регистрами и
резонаторами. Интонационнофонетические и вокальные упражнения.
Развитие координации движений. Работа
над движением в песне
Упражнения для распевания
Работа над репертуаром. Формирование
исполнительских навыков
Открытый урок
Концертно-исполнительская
деятельность
Всего часов

IX

X

XI

III

IV

V

1

1

2

4

4

4

2

1

2

4

4

4

3

2

1

1

2

2

2

4

4

4

6

3

2

2

2

2

2

3

16

2

2

4
2

4
2

5
4

2
4

1
6

26
22

1

1
1

1
2

16

16

144

16

16

16

4

16

16

6
4

16

16

3

18

1

22

24

Календарно-тематическое планирование второго года обучения по
программе «Народный стилизованный вокал»
№

Темы

IX

1.1

Вводное занятие.
Инструктаж по технике безопасности.
Введение в образовательную программу
Понятие о музыке.
Беседы о жанрах песенного фольклора и
региональных особенностях исполнения;
об особенностях эстрадного и
академического направления. Слушание
музыки.Беседы о знакомых жанрах
детского фольклора, исполнение и анализ
содержания знакомого произведения
Знакомство с музыкальной терминологией
(лад, интервалы, аккорды, динамические
оттенки)
Понятие о вокале.
Беседа о сходстве и различии народного и
эстрадного вокала
Знакомство с вокальной терминологией
(атака звука, слухоголосовая координация,
цепное дыхание)
Вокальная
работа.
Упражнения на формирование певческой
артикуляции
Упражнения на развитие дыхательных
мышц и формирование певческого
дыхания. Работа над пофразным и цепным
дыханием
Развитие голоса, слуха, музыкальной
памяти. Работа с регистрами,
резонаторами и над атакой звука
Работа над хоровым и ансамблевым
пением: ансамбль и строй
Работа над сценическим воплощением
песни.
Работа над репертуаром. Формирование
исполнительских навыков
Работа над движениями в песне
Работа над средствами художественной
выразительности и артистизмом
Открытый урок
Концертно-исполнительская
деятельность
Всего часов

1

2.1

2.2

3.1

3.2

4.1

4.2

4.3

4.4
5.1

5.2
5.3

X

XI

Месяцы
XII
I
II

III

IV

V

Всег
о
1

2

2

4

1

1

2

2

2

1

2

5

4

1

2

4

2

4

5

3

2

2

3

3

4

4

4

4

1

1

2

2

16

16

3

16

16

2

18

2

2

2

20

2

20

3

4

4

3

22

2

5

2

2

2

15

2
2

2
4

2
4

2
4

2
4

14
18

1

1
4

16

144

16

16

2

2

16

16

Календарно-тематическое планирование первого года обучения по
программе «Народный стилизованный вокал»
Месяцы
№
1.1

2.1

2.2

2.3

2.4
3.1

3.2
3.3

Темы
Вводное занятие.
Инструктаж по технике безопасности.
Введение в образовательную программу
Вокальная
работа.
Упражнения на формирование певческой
артикуляции
Упражнения на развитие дыхательных
мышц и формирование певческого
дыхания
Развитие голоса, слуха, музыкальной
памяти. Работа с регистрами,
резонаторами и над атакой звука
Работа над хоровым пением: ансамбль и
строй
Работа над сценическим воплощением
песни.
Работа над репертуаром. Формирование
исполнительских навыков
Работа над движениями в песне
Работа над средствами художественной
выразительности и артистизмом
Открытый урок
Концертно-исполнительская
деятельность
Всего часов

IX

X

XI

XII

6

4

4

4

3

2

1

2

5

3

4

3

2

I

II

V

IV

2

2

4

2

2

18

2

2

2

4

24

2

2

3

3

6

21

4

6

6

4

2
1

2
1

2
2

6
6

1

2

16

16

Всег
о
1

III

16

2

16

16

16

20

2

1
2

1
2

2

2

16

16

Материально-техническое обеспечение программы.
Занятия проводятся с применением:
- эл. фортепиано,
- ПК с выходом в сеть,
- звуковое оборудование;
- аудио и видеозаписи,
- минусовые фонограммы.
При дистанционном обучении используются такие платформы для вебконференций как Zoom и Discord.

24

1
2

15
16

1

1
4

16

144

№
1.
1.
2.
4.

1.
1.
2.

1.

Материально-техническое обеспечение и оснащенность
образовательного процесса
Наименование оборудования
Количество единиц
Печатные пособия
Нотный материал
20
Технические средства обучения
Аудиосистема
1
Микрофон
15
Персональный компьютер с выходом в
1
сеть
Учебно-практическое (учебно-лабораторное, специальное,
инструменты и т. п.) оборудование
Электронное фортепиано
1
Мебель
Стол
2
Стулья
15
Дидактические материалы
Набор карточек с изображениями
великих композиторов

10

Кадровое обеспечение программы.
Реализацию программы могут осуществлять педагоги дополнительного
образования по предмету «Вокал».
Программа предусматривает работу с родителями учащихся с целью
создания психолого-педагогических условий для взаимодействия детей и
родителей, укрепление партнерских отношений педагогов, родителей и детей
в мобилизации социокультурного потенциала семьи для создания
единой гуманной, доброжелательной воспитательной среды.
Формы работы с родителями:
- родительское собрание:
- Организационное - собрания, на которых составляются и утверждаются
планы работы, избирается родительский комитет;
- Установочные (инструктивные) – собрания, на которых родителей знакомят
с изменениями, происходящими в жизни и деятельности детского
коллектива, режиме его работы, воспитательно-образовательном процессе,
нормативно-правовой базе и т. д.;
- Внеплановые – собрания, созываемые по поводу какой-либо чрезвычайной
ситуации;
- Тематические – собрания, посвященные обсуждению наиболее актуальных
и сложных вопросов воспитания, развития и образования воспитанников
данной группы.

- открытый урок;
- индивидуальная консультация.
В случае дистанционного обучения связь с родителями осуществляется с
помощью социальных сетей и мессенджеров.

Список литературы для обучающихся и родителей:
1) Е.С. Железнова Читаем, рисуем, играем, поём. Альбом для обучения
пению – М.: Издательский Дом Катанского, 2007
2) Л.В. Михеева Музыкальный словарь в рассказах – М.: Советский
композитор, 1984
3) А.С. Клёнов Там, где музыка живёт – М.: Педагогика, 1985
Список литературы для педагога:
1) Г.П. Сутулова Развитие детского голоса в процессе обучения пению –
М.: «Прометей», 1992
2) Ю.Б.Алиев Настольная книга школьного учителя-музыканта – М.:
ВЛАДОС, 2000
3) В.В. Емельянов Фонопедический метод формирования певческого
голосообразования: Методические рекомендации для учителей музыки
– Новосибирск «Наука», 1991
4) И.П. Козлянинова Произношение и дикция– М.: Всерос. театр. о-во,
1977
5) А.М. Егоров Гигиена голоса и его физиологические основы– М.:
Музгиз, 1962
6) Н.А. Александрова Вокал. Краткий словарь терминов и понятий –
СПб.: «Лань», 2015
7) Г.П. Стулова Теория и практика работы с детским хором –М.:
ВЛАДОС, 2002
8) Г.М. Науменко Этнография детства– М.: Беловодье, 1998
9) А.А. Климов Основы русского народного танца – М.: Искусство, 1981

Примерный репертуарный план 1-го года обучения
Русская народная песня «Весна красна»
Русская народная песня «Ку-ка-ре-ку, петушок»
Примерный репертуарный план 2-го года обучения
Русская народная песня в обр. Е. Шелеманова «Где ж ты был мой черный
баран»?
Прибаутка-потешка «Чича, чича, сорока»
Примерный репертуарный план 3-го года обучения
Русская народная песня «Я на камушке сижу»
Украинская народная песня в обр. Н. Нестеровой «Веснянка»

Приложение№2

Тематический кроссворд как пример подведения итогов по изучению
разделов 1-го года обучения
Данный кроссворд включает в себя вопросы из первого тематического
раздела (Вводное занятие) и проверяет знания обучающихся по технике
безопасности на дороге, в учебном кабинете, правил поведения на занятиях и
об охране голоса.

Приложение №3

Промежуточный компьютерный тест для мониторинга в середине
учебного года
Педагогом разработан промежуточные тесты для обучающихся в программе
Microsoft PowerPoint. Тест представлен в виде презентации с набором
вопросов на выбор правильного ответа на электронном носителе и направлен
на подведение и анализ итогов промежуточной аттестации в середине
учебного года по программе «Народный стилизованный вокал».
Промежуточный компьютерный тест для мониторинга в конце учебного
года
Педагогом разработан промежуточные тесты для обучающихся в программе
Microsoft PowerPoint. Тест представлен в виде презентации с набором
вопросов на выбор правильного ответа на электронном носителе и направлен
на подведение и анализ итогов промежуточной аттестации в конце учебного
года по программе «Народный стилизованный вокал».
Итоговый компьютерный тест
Педагогом разработан итоговый тест для обучающихся в программе
Microsoft PowerPoint. Тест представлен в виде презентации с набором
вопросов на выбор правильного ответа на электронном носителе и направлен
на подведение и анализ итогов обучения по программе «Народный
стилизованный вокал».

Приложение №4

ПРОТОКОЛ РЕЗУЛЬТАТОВ
20____/20____учебный год

итоговой аттестации воспитанников объединени____________________________
Название объединения_________________________________________________
Фамилия, имя, отчество педагога_________________________________________________
Дата проведения

__________________________________________________________

Форма проведения

__________________________________________________________

Форма оценки результатов: уровень (высокий, средний, низкий) _____________________
Члены аттестационной комиссии.________________________________________________
(Ф.И.О., должность)

_________________________________________________
_________________________________________________

Результаты итоговой аттестации

п/п

Фамилия имя ребенка

Год обучения

Итоговая оценка

1.
2.

Всего аттестовано _________ воспитанников. Из них по результатам аттестации:
высокий уровень_________чел.
средний уровень ___________чел.
низкий уровень _________чел.
Подпись педагога
Подписи членов
аттестационной комиссии

Приложение №5

Форма индивидуального мониторинга результатов обучения по
дополнительной общеобразовательной программе «Народный стилизованный
вокал»
Ф.И. обучающегося________________________________________________________

Показатели

Критерии

Количество баллов
(от 1 до 3)

(оцениваемые
параметры)
Начало
уч. года

Теоретическая
подготовка

Знание и осмысленное использование
специальной терминологии
Знание основ музыкальной грамоты

Практические
умения и навыки,
творческие
навыки

Общеучебные
умения и навыки
Учебноорганизационные
умения и навыки

Умение пользоваться голосовым и
артикуляционным аппаратом,
певческим дыханием
Умение слушать музыку, вступать и
петь в темпоритме, при исполнении
а’капелла соблюдать темпоритм
Владение танцевальными навыками
Владение навыком сценического
исполнения
Владение культурой поведения во
время выступления
Соблюдение правил техники
безопасности
Аккуратность и ответственность в работе

Середина
уч. года

Конец уч.
года

Мониторинг личностного развития обучающегося в процессе освоения им
дополнительной образовательной программы
Ф.И. обучающегося, год
обучения____________________________________________________________
Показатели
(оцениваемые
параметры)

Степень
Уровень
выраженности
оцениваемого
1 полугодие 2 полугодие
качества
1. Организационно-волевые качества
Терпение
Способность
Терпения хватает
переносить известные менее, чем на ½
нагрузки в течение занятия
определенного
Более, чем на ½
времени,
занятия
преодолевать
На все занятие
трудности
Воля
Способность активно Волевые усилия
побуждать себя к ребенка
практическим
побуждаются
действиям
извне
Иногда – самим
ребенком
Всегда – самим
ребенком
Самоконтроль
Умение
Ребенок
контролировать свои постоянно
поступки(приводить
действует
под
к должному свои воздействием
действия)
контроля извне
Периодически
контролирует себя
сам
Постоянно
контролирует себя
сам
2. Ориентационные качества
Самооценка
Способность
Завышенная
оценивать
себя
адекватно реальным Заниженная
достижениям
Нормальная
Интерес
к Осознанное участие Продиктован
занятиям
в ребенка в освоении ребенку извне
объединении
образовательной
Периодически
программы
поддерживается
самим ребенком
Постоянно
поддерживается
ребенком
самостоятельно
Конфликтность

Критерии

3. Поведенческие качества
Способность занять Периодически

(отношение
ребенка
к
столкновению
интересов
(спору)
в
процессе
взаимодействия)

определенную
позицию
конфликтной
ситуации

провоцирует
в конфликты

Сам в конфликтах
не
участвует,
старается
их
избежать
Пытается
самостоятельно
уладить
возникающие
конфликты
Тип
Умение
Избегает участия
сотрудничества воспринимать общие в общих делах
(отношение
дела
как
свои
ребенка к общим собственные
делам детского
объединения)
Участвует
при
побуждении извне
Инициативен
в
общих делах

Приложение №6

Форма мониторинга результатов обучения по дополнительной общеобразовательной
программе «Народный стилизованный вокал»
№ п/п

Ф.И. ребенка

Теоретическая
подготовка
Знание и
осмыслен
ное
использо
вание
специаль
ной
терминол
огии

Знание
основ
музыкальн
ой
грамоты

Практические
умения и навыки,
творческие навыки

Умение
пользоваться
голосовым и
артикуляцион
ным
аппаратом,
певческим
дыханием

Умение слушать
музыку,
вступать и петь в
темпоритме, при
исполнении
а’капелла
соблюдать
темпоритм

Владение
танцеваль
ными
навыками

Общеучебные
умения и
навыки

Владение
навыком
сценическ
ого
исполнен
ия

Владение
культурой
поведения во
время
выступления

Учебно-организационные
умения и навыки
Соблюдение
правил
техники
безопасности

Аккуратнос
ть и
ответственн
ость в
работе


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».