Мир театра

Информационная карта
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программы «Мир театра»
Тип программы

Модифицированная

Образовательная область

театральное искусство

Направленность деятельности

Художественная

Способ

освоения

содержания репродуктивный, творческий

освоения

содержания стартовый

программы
Уровень
программы
Возрастной

уровень

реализации 5-7 лет

программы
Форма реализации программы
Продолжительность

групповая, индивидуальная

реализации 3 года

программы
Год разработки программы

2017 год

Комплекс основных характеристик программы
Пояснительная записка.
2

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
разработана в 2017 году и является программой художественной направленности.
Содержание программы нацелено на формирование и развитие творческих
способностей детей средствами театрального искусства. Реализация программы
позволяет стимулировать способность детей к образному и свободному
восприятию окружающего мира, которое расширяет и обогащает их кругозор.
Программа разработана в соответствии с современными нормативно –
правовыми документами, регламентирующими деятельность дополнительного
образования.
– Конвенция ООН «О правах ребёнка», одобренная Генеральной Ассамблеей
ООН 20.11 1989г.
– Федеральный закон от 29 декабря 2012 № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации» (ред. от 17.02.2023) (с изм. и доп., вступ. в силу с
28.02.2023).
– Национальный проект «Образование» (утв. президиумом Совета при
Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам
(протокол от 24 декабря 2018 г.№16) «Успех каждого ребёнка», «Цифровая
образовательная среда», «Молодые профессионалы», «Социальная активность»/
– Распоряжение Правительства РФ от 31 марта 2022 № 678-р «Об утверждении
Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 г. и плана
мероприятий по ее реализации».
– Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28
сентября 2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
– Приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 30.12.2020
№ 01/2795 «Об утверждении Концепции развития региональной системы
воспитания и социализации обучающихся Челябинской области на 2021–2025
годы».
– Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03 сентября 2019
№ 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем
дополнительного образования детей».
– Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 02 февраля 2021
№ 38 «О внесении изменений в Целевую модель развития региональных систем
дополнительного образования детей, утвержденную приказом Министерства
просвещения Российской Федерации от 03 сентября 2019 № 467».
– Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27 июля 2022 №
629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
– Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 22
сентября 2021 № 652н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог
дополнительного образования детей и взрослых».
– Письмо Министерства просвещения России от 30 декабря 2022 № АБ-3924/06
«О направлении методических рекомендаций» (вместе с Методические
3

рекомендации «Создание современного инклюзивного образовательного
пространства для детей с ограниченными возможностями здоровья и детейинвалидов на базе образовательных организаций, реализующих дополнительные
общеобразовательные программы в субъектах Российской Федерации»).
– Письмо Минобрнауки РФ от 18.11.2015 №09-3242 «О направлении
рекомендаций» (вместе с Методическими рекомендациями по проектированию
дополнительных общеразвивающих программ).
– Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года
(утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая
2015 г. № 996-р);
– Закон Челябинской области от 29.08.2013 № 515-30 «Об образовании в
Челябинской области».
Документы и локальные акты учреждения:
– Устав МБУДО «ДЮЦ»;
– Программа развития МБУДО «ДЮЦ»;
– Программа воспитания МБУДО «ДЮЦ»;
– Положение МБУДО «ДЮЦ» о дистанционном обучении;
– Положение о системе оценок, форм, порядке и периодичности промежуточной и
итоговой аттестации обучающихся.
– Положение о разработке дополнительной общеобразовательной программы в
МБУДО «ДЮЦ»
– Положение об организации образовательного процесса в МБУДО «ДЮЦ».
Кроме этого, в программе использованы материалы:
– Рабочая программа «Театр детям», г. Тейково
– План работы кружка «Сказка», Муниципальное бюджетное дошкольное
образовательное учреждение «Детский сад № 47 – Центр развития ребёнка»
города Бийска.
Программа реализуется на бюджетной основе.
Актуальность и отличительные особенности программы:
Художественно-эстетическое воспитание занимает одно из ведущих мест в
содержании воспитательного процесса детей дошкольного возраста и является
его приоритетным направлением. Для эстетического развития личности ребенка
огромное значение имеет разнообразная художественная деятельность —
изобразительная, музыкальная, художественно-речевая и др. Важной задачей
воспитания является формирование у детей эстетических интересов,
потребностей, вкуса, а также творческих способностей. Богатейшее поле для
эстетического развития детей, а также развития их творческих способностей
представляет театрализованная деятельность.
Синтетический характер театрального искусства позволяет в полной мере
решать задачу развития личности ребенка, ведь именно театр, объединяющий в
себе различные виды искусства, становится для детей тем волшебным краем, в
котором ребенок радуется, играя, а в игре он познает мир.
4

Преимущества развития детей средствами театрального искусства
заключены, прежде всего, в коллективной природе театра. В то же время
театральное искусство глубоко индивидуально и в полной мере позволяет
реализовать индивидуально–дифференцированный подход в воспитании
дошкольников.
Важнейшим в детском творческом театре является процесс репетиций,
процесс творческого переживания и воплощения, а не конечный результат.
Поскольку именно в процессе работы над образом происходит развитие личности
ребенка, развиваются символическое мышление, двигательный, эмоциональный
контроль. Происходит усвоение социальных норм поведения, формируются
высшие произвольные психические функции.
На развитие творческого воображения, на создание оригинального образа
того или иного героя огромное воздействие оказывает музыка. То, что дети не
могут выразить словами, они пытаются выразить с помощью жеста, мимики,
пластики.
Каждому ребенку, выходящему на сцену, приходится самостоятельно
решать задачи реализации творческого образа, а небольшие этюды, направленные
на создание такого образа - пластического, музыкального, речевого, становится
важным этапом в развитии творческой личности ребенка, способствуют его
раскрепощению, развивают его фантазию и воображение.
Таким образом, театральная деятельность помогает всесторонне развивать
ребёнка. Занятия строятся на использовании методов и приемов театральной
педагогики, технологии актёрского мастерства, адаптированной для детей, с
использованием игровых элементов. Для того, чтобы интерес к занятиям не
ослабевал, дети принимают участие в театральных постановках. Это служит
мотивацией и даёт перспективу показа приобретённых навыков перед зрителями.
В течение учебного года ставится минимум две творческие работы. В
процессе подготовки каждый пробует себя в разных ролях, играет то, что ему
хочется.
Совершенно очевидно, что театр своей многомерностью и многоликостью
помогает ребенку в постижении окружающего мира. Он заражает детей добром,
желанием делиться своими мыслями и умением слышать других, развиваться,
творя и играя. Именно игра является непременным атрибутом театрального
искусства. Игра и игровые упражнения выступают способом приспособления
ребенка к окружающей среде.
На занятиях создаётся доброжелательная атмосфера, оказывается помощь
ребенку
в
раскрытии
себя
в
общении
и
творчестве.
Большую роль в формировании творческих способностей учащихся отводится
тренингу, который проводится с учетом возрастных особенностей детей.
Задача тренинга - пробудить творческую фантазию ребят, развить пластические
качества психики и отзывчивости нервной системы на любой условный
раздражитель.
Занятия лучше всего проводить в просторном, театральном зале, где было
бы достаточно места, необходимого для подвижных игр.
5

Принципы реализации программы:
Принцип адаптивности, обеспечивающей гуманный подход к развивающейся
личности ребёнка.
Принцип развития, предполагающий целостное развитие личности ребёнка и
обеспечение готовности личности к дальнейшему развитию.
Принцип психологической комфортности. Предполагает психологическую
защищённость ребёнка, обеспечение эмоционального комфорта, создание условий
для самореализации.
Принцип целостности содержания образования. Представление дошкольника о
предметном и социальном мире должно быть единым и целостным.
Принцип смыслового отношения к миру. Ребёнок осознаёт, что окружающий его
мир – это мир, частью которого он является и который так или иначе переживает
и осмысляет для себя.
Принцип систематичности. Предполагает наличие единых линий развития и
воспитания.
Принцип ориентировочной функции знаний. Форма представления знаний должна
быть понятной детям и принимаемой ими.
Принцип
овладения
культурой.
Обеспечивает
способность
ребёнка
ориентироваться в мире и действовать в соответствии с результатами такой
ориентировки и с интересами и ожиданиями других людей.
Принцип обучения деятельности. Главное – не передача детям готовых знаний, а
организация такой детской деятельности, в процессе которой они сами делают
«открытия», узнают что-то новое путём решения доступных проблемных задач
Принцип опоры на предшествующее (спонтанное) развитие. Предполагает опору
на предшествующее спонтанное, самостоятельное, «житейское» развитие ребёнка.
Креативный принцип. В соответствии со сказанным ранее необходимо развивать
и прививать у дошкольников способность переносить ранее сформированные
навыки в ситуации самостоятельной деятельности.
Содержание программы направлено:
- на развитие у детей эмоциональной отзывчивости на театральное действие,
обучение знаниям и умениям, которые нужны для активного восприятия
художественных образов, а затем и их воплощения (исполнения);
- художественное образование и воспитание детей дошкольного возраста;
- формирование эстетического вкуса;
- воспитание нравственного начала;
- развитие коммуникативных качеств личности;
- воспитание воли, развитие памяти, воображения, фантазии, речи;
- снятие напряженности, решение конфликтных ситуаций через игру.
Содержание занятий включает в себя:
- просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним;
- игры – драматизации;
- разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок;
6

- упражнения по формированию выразительности исполнения (вербальной и
невербальной);
- упражнения по социально – эмоциональному развитию детей.
Адресат программы
Программа предназначена для работы с детьми дошкольного возраста (5-7 лет).
Возрастные особенности детей 5-7 лет. В дошкольном периоде быстро
развиваются различные психические процессы: память, внимание, восприятие и
другие. Важной особенностью является то, что они становятся более
осознанными, произвольными: развиваются волевые качества, которые в
дальнейшем обязательно пригодятся. Типом мышления, характерным для ребенка
данного возраста, является наглядно – образное мышление. Это значит, что в
основном действия детей носят практический, опытный характер. Для них очень
важна наглядность. Однако по мере взросления мышление становится
обобщенным и к старшему дошкольному возрасту постепенно переходит в
словесно-логическое. Значительно увеличивается объем памяти: он уже способен
запомнить большее количество упражнений, игр, более ответственно выполнять
поручение взрослого. Повышаются произвольность и устойчивость внимания:
дошкольники могут в течение определенного времени (30 минут) сосредоточенно
заниматься каким-либо видом деятельности. Но основным видом деятельности
является игра, поэтому приоритетными в обучении детей 5-7 лет будут игровые
технологии.
Общий объем программы
Срок реализации программы 3 года, общее количество часов по программе
составляет 216 часов.
1-й год- 72часа
2-й год- 72 часа
3-й год- 72 часа
Форма обучения – очная, очная с применением дистанционных технологий.
Условия набора и режим занятий. В детское творческое объединение
принимаются все дети в возрасте от 5 до 7 лет, проявляющие интерес к данному
виду творчества, по заявлению родителей (законных представителей).
Режим занятий
Показатель
1 год обучения
Количество учебных 36
недель в год
Периодичность
2
занятий в неделю
Продолжительность
1
занятия, часы
Количество часов в
2
неделю
Количество часов в год
72

2 год обучения
36

3 год обучения
36

2

2

1

1

2

2

72

72
7

Общее
количество
часов по программе

216 часов

Продолжительность одного часа занятий: 30 мин., между занятиями
предусмотрен 10 мин. организованный отдых, согласно СанПиН.
При возникновении ситуаций, связанных с неблагоприятной погодной или
санитарно-эпидемиологической
ситуацией
в
обучении
применяются
дистанционные технологии, позволяющие продолжать обучение непрерывно.
Общение с родителями организуется при помощи Viber, материалы для занятий
размещаются в группе творческого объединения ВКонтакте.
Цель программы:
Формирование и развитие
театрального искусства.
Задачи программы:

творческих

способностей

детей

средствами

1. Предметные:
- Ознакомить детей с различными видами театров (кукольный, драматический,
музыкальный, детский, театр зверей).
- Приобщить детей к театральной культуре, обогатить их театральный опыт:
знания детей о театре, его истории, устройстве, театральных профессиях,
костюмах, атрибутах, театральной терминологии, театрах города.
- Формировать умение свободно чувствовать себя на сцене.
2. Метапредметные:
- Формировать умение выстраивать линию поведения в роли, используя атрибуты,
детали костюмов, маски;
- Развивать желание выступать перед зрителем.
- Развивать психические процессы: память, восприятие, внимание, мышление,
фантазию, воображение детей.
- Формировать и развивать коммуникативные способности детей.
3. Личностные:
- Формировать и развивать творческую активность детей
- Способствовать формированию артистических качеств, раскрытию творческого
потенциала;
- Воспитывать аккуратность, старательность.
Ожидаемые результаты освоения программы:
- психологическая комфортность,
- раскрепощенность,
- расширение импровизационных способностей детей: мимика, жест,
пантомимика,
- развитие нравственно - коммуникативных и волевых качеств личности
(общительность, вежливость, чуткость, доброта, умение довести дело до конца);
8

произвольных познавательных
любознательность).

процессов

(внимание, память,

восприятие,

К концу реализации программы предполагается овладение детьми следующими
знаниями, умениями и навыками:
Предметные
Дети будут знать:
- назначение театра;
- деятельность работников театра;
- виды театров;
- виды и жанры театрального искусства: музыкальный, кукольный, театр зверей,
клоунада.
- передавать образы с помощью вербальной и невербальной стороны речи;
- иметь представление о сценическом движении;
- знать об оформлении спектакля (декорации, костюмы)
Метапредметные.
- уверенно чувствовать себя на сцене;
- уметь произнести небольшой монолог перед зрительской аудиторией;
- владеть навыком произнесения развернутых диалогов в соответствии с сюжетом
инсценировки;
- понимать о выразительном исполнении с помощью мимики, жестов, движений.
Личностные.
- воплощать свои замыслы собственными силами и организовывать деятельность
других детей;
- легко и непринуждённо вступать во взаимодействие с партнёрами на
сценической площадке;
- развивать в себе чувство старательности, аккуратности;
- овладеть навыками ультурного поведения в театре;
-владеть навыками психологического настроя на выполнение предстоящего
действия.

Учебно-тематический план
1 года обучения
№

Названия раздела, темы

Количество часов

Форма
9

теория
1.

Вводное занятие.
«Что такое театр»

2.

Ознакомление с театральными
профессиями
«Кто работает в театре»
Сюжетно-ролевая
игра
«Театр»

2.1
3.

Кукольный театр «Репка»

3.1

Ознакомление с видами театра
«Виды театров»

3.2

Практическое занятие
«Ритмопластика»
Знакомство с пальчиковым
театром
Практическое занятие
«Психогимнастика»
Пересказ русской народной
сказки «Теремок»
Драматизации
сказки
«Теремок»
Спектакль сказки «Теремок»

3.3
3.4
3.5
3.6
3.7

5.

Заучивание стихотворения А
Прокофьева «Все бело»
Играем в кукольный театр
«Этюдные сюжеты»
«Когда страшно видится то,
чего и нет»
Рассказывание сказки «Козлик
и Мариночка»
Инсценировка «Козлик
и
Мариночка»
Репетиция сказки «Козлик и
Мариночка»
Итоговое
занятие.
Показ
спектакля
«Козлик и Мариночка»
Итоговое занятие

6.

Промежуточная аттестация

3.8
3.9
4.
4.1
4.2
4.3
4.4

Итого:

практика

всего

аттестации\контр
оля
Беседа,
анкетирование

2

-

2

2

-

2

2

-

2

Творческая
работа

12

28

40

Контрольное
занятие

2

2

4

-

4

4

2

4

6

-

2

2

2

2

4

-

4

4

2

4

6

2

4

6

2

4

6

8

16

24

2

4

6

2

6

8

2

4

6

2

4

6

2

2

2

2

48

72

24

Самостоятельная
работа
Контрольное
занятие

Презентация
творческих работ

Учебно-тематический план
2 года обучения
10

№

Количество часов

Названия раздела,темы

1.

Вводное занятие

2.

теория

практика

всего

2

-

2

Работа актера над образом.
Логика действия

4

8

12

2.1

Ознакомление
с
жанром
басни. Инсценировка басен.

2

4

6

2.2

Компоновка,
показ басен.

2

4

6

3.

Я
в
предлагаемых
обстоятельствах

3.1

4.

Работа над образом по методу
физических действий.
Компоновка, репетиции и
показ
спектакля
по
прозаическим отрывкам.
Работа над ролью

4.1

репетиция

и

4

8

12

2

4

6

2

4

6

10

20

30

Изучение жизни персонажа

2

4

6

4.2

Фантазирование о роли.

2

4

6

4.3

Вскрытие подтекста.

2

4

6

4.4

2

4

6

4.5

Объяснение
понятия:
внешняя характерность.
Домашние этюды «на образ».

-

4

4

4.6

Одноактная пьеса.

2

4

6

5.

Репетиционно- постановочная
работа.

4

8

12

6.

Итоговое занятие.

2

2

7.

Промежуточная аттестация

2

2

48

72

3.2

Итого:

24

Форма
аттестации\конт
роля
Беседа,
анкетирование
Творческая
работа

Контрольное
занятие, конкурс
опрос

Открытое
занятие

Самостоятельна
я работа
Контрольное
занятие,
конкурс, зачёт

Учебно-тематический план
3 года обучения
11

№

Названия раздела, темы

1.

Вводное занятие

2.

Работа над пьесой

2.1

Первое впечатление.

2.2

Застольный период.

2.3

Репетиции в выгородке.

3.
3.1

Работа над ролью в процессе
проката спектакля
Первое
впечатление

3.2

Застольный период

3.3

Репетиции в выгородках

4.

Посещение театров

5.

Репетиционноработа.

теория

практика

всего

2

-

2

4

26

30

2

4

6

2

4

6

-

20

20

4

18

20

2

4

6

2

4

6

-

10

10

4

4

-

постановочная

6.

Итоговое занятие.

7.

Промежуточная
аттестация

Итого:

Количество часов

-

и

итоговая
10

12

12

2

2

2

2

62

72

Форма
аттестации\конт
роля
Беседа,
анкетировани
е

опрос

Самостоятельна
я работа
Контрольное
занятие
Творческая
работа
Самостоятельна
я работа
Защита
рефератов
Открытое
занятие,
конкурс, зачёт

Содержание программы 1 год обучения

12

Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности.
образовательную программу.
Раздел 1. Теоретическое занятие. «Что такое театр»
Теория. Рассказ педагога о театре. Игра - общение «Какой, я»
Практика. Обыгрывание по ролям

Введение

в

Раздел 2. Теоретическое занятие «Кто работает в театре»
Теория. Рассказ воспитателя о театральных профессиях.
Практика. Самостоятельное обыгрывание сказки.
Тема 2.1. Сюжетно- ролевая игра «Театр».
Теория. Беседа о театре. Распределение ролей.
Практика. Разыгрывание выбранной сказки.
Раздел 3. Кукольный театр.
Теория. Разъяснить детям выражения «зрительская культура»; «театр начинается
с вешалки».
Практика. Рассматривание иллюстраций к сказкам
Показ сказки.
Тема 3.1. Теоретическое занятие «Виды театров».
Теория. Беседа о видах театров
Практика. Заучивание стихотворения «Театр»
Тема 3.2. Практическое занятие «Ритмопластика».
Теория. Рассказ о темпе и ритме.
Практика. Этюды под музыку «Листочки», «Лесные жители». Обыгрывание
сценки с помощью жестов и мимики.
Тема 3.3. Знакомство с пальчиковым театром.
Теория. Беседа с показом иллюстраций.
Практика. Самостоятельное обыгрывание сказки.
Тема 3.4. Практическое занятие «Психогимнастика».
Теория. Использование кукольного театра.
Практика. Разыгрывание кукольного театра.
Тема 3.5. Перессказ русской народной , например - «Теремок».
Теория. Предложить по желанию пересказать сказку по ролям.
Практика. Дети в парах работают над образом героев.
Тема 3.6. Драматизация сказки «Теремок».
Теория. Чтение сказки. Распределение ролей.
13

Практика. Драматизация сказки.
Тема 3.7. Спектакль по сказке.
Теория. Рассказ об уверенности в своей роли.
Практика. Приготовление костюмов с детьми.
Тема 3.8. Заучивание стихотворения А. Прокофьева «Всё бело».
Теория. Беседа о временах года, рассматривание репродукций
художников.
Практика. Использовать наблюдение, зарисовки.

картин

Тема 3.9.Играем в кукольный театр «Этюдные сюжеты».
Теория. Чтение стихотворения. Пантомимическая игра «Изобрази героя».
Практика. Обыгрывание по ролям.
Раздел 4. «Когда страшно, видится то, чего нет».
Теория. Слушание русской народной сказки «У страха глаза велики».
Практика. Изображение эмоции страха.
Тема 4.1. Рассказывание сказки (напр.) «Козлик и Мариночка».
Теория. Беседа о заботе, умении помочь друг другу.
Практика. Обыгрывание по ролям.
Тема 4.2. Инсценировка сказки (напр.) «Козлик и Мариночка».
Теория. Распределение ролей.
Практика. Игра «Попроси вежливо», работа над образом.
Тема 4.3. Репетиция сказки (напр.) «Козлик и Мариночка»
Теория. Рассказ о мимике и пластике.
Практика. Отработка деталей образа. Подготовка реквизита к спектаклю.
Тема 4.4. Показ спектакля (напр.) «Козлик и Мариночка»
Теория. Как настроить себя перед выходом на сцену.
Практика. Работа на сцене.
Тема 5. Итоговое занятие. Проведение отчетного концерта
Ожидаемые результаты
В результате занятий на 1 году обучения воспитанники получают следующие
навыки и умения:
- умеют выражать свои впечатления словом, мимикой и жестом;
- овладевают навыками самостоятельно найти выразительные средства для
создания образа персонажа, используя движения, позу, жест, речевую интонацию;
- умеют создавать художественные образы, используя для этой цели игровые,
песенные и танцевальные импровизации;
14

- выступают перед зрителями, не испытывая дискомфорта, а получая
удовольствие от творчества;
- умеют анализировать свои поступки, поступки сверстников, героев
художественной литературы;
- умеют взаимодействовать с партнером по сцене.
Содержание тем 2 года обучения
Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности. Работа актера над
образом.
I Раздел. Работа актера над образом. Логика действия
Тема 1. Басни. Инсценировка басен.
Теория: Понятие Басня. Изучение материала (жанра, идеи, стиля и др.). События и
событийный ряд в басне. Поиск выразительных средств. Баснописцы:
И.А.Крылов, С.Михалков.
Практика: Читка басен. Выбор басен для инсценировки. Постановочные
репетиции басен.
Тема 2. Компоновка, репетиция и показ басен.
Практика: Компоновка басен по темам, репетиция и показ басен.
II Раздел. Я в предлагаемых обстоятельствах
Тема 1: Работа над образом по методу физических действий.
Теория: Объяснение темы. Этапы процесса оценки: собирание признаков, момент
установки нового отношения, проявление характера персонажа.
Практика: Этюдные импровизации (я в лесу, на острове, под водой, в незнакомом
городе, в пустыне и т.д.).
Тема 2. Компоновка, репетиции и показ спектакля по прозаическим отрывкам.
Теория: Ознакомление с темой. Понятие художественная проза.
Практика: Выбор прозаического произведения для инсценировки. Читка
прозаических произведений. Репетиции, компоновка и показ спектакля по
прозаическим отрывкам.
III Раздел. Работа над ролью
Тема 1. Изучение жизни.
Теория: Объяснение темы. К.С.Станиславский о работе актера над ролью.
Практика: Накопление запасов «творческой пищи» для последующей работы
актерской фантазии. Наблюдение жизни, обобщение своих наблюдений. Изучение
жизни персонажа. Ознакомление с эпохой, в которой жил персонаж.
Тема 2. Фантазирование о роли.
Теория: Объяснение темы.
15

Практика: Актер сочиняет жизненные обстоятельства, не предусмотренные
фабулой пьесы, мысленно ставит в эти обстоятельства себя в качестве данного
персонажа и старается найти убедительный ответ на вопросы. Фантазирование о
прошлом героя.
Тема 3. Вскрытие подтекста.
Теория: Объяснение термина подтекст.
Практика: Анализ текста с целью вскрытия глубинного смысла его подтекста.
Тема 4. Объяснение понятия: внешняя характерность.
Практика: Подбор костюма персонажа. Внешний вид. Отработка повадок,
профессиональных привычек предлагаемого персонажа. Разработка элементов
высшей характеристики.
Тема 5. Домашние этюды «на образ».
Теория: Объяснение понятия образ.
Практика: Поиск убедительного варианта сценического образа для духовного и
физического перевоплощения.
Тема 6. Одноактная пьеса.
Теория: Пьеса, как драматургический материал. Жанр. Виды пьес.
Практика: Выбор одноактной пьесы для постановки. Репетиции. Показ спектакля.
IV Раздел. Репетиционно- постановочная работа.
Теория: Читка сценария. Распределение ролей.
Практика: Репетиция малых актёрских постановок (Этюдные работы), репетиции
новогоднего спектакля программы, репетиции одноактной пьесы.
К концу второго года обучения дети будут:
Знать:
-основы актерской грамоты: способы и приемы тренировки памяти и внимания,
Иметь представление:
- о литературном сценарии,
- о сценическом воплощении роли,
уметь
- согласованно действовать в темпе и ритме, заданном педагогом,
ориентироваться в пространстве игровой площадки, сцены;
-организовать и провести игру со сверстниками и младшими товарищами;
-пользоваться микрофоном;
-выражать свои чувства и настроение интонацией голоса, мимикой, жестами,
позой;
- четко и выразительно говорить, исполняя роль.
- придумать и показать несложный сюжет, мини-спектакль в малой группе.
16

Содержание тем 3 года обучения
Вводное занятие . Инструктаж по технике безопасности. Работа над пьесой.
I Раздел. Работа над пьесой
Тема 1. Первое впечатление.
Теория: Знакомство с литературным произведением. Общие сведения об авторе.
Творческая манера драматурга.
Тема 2. Застольный период.
Теория: Раскрытие основного замысла будущего спектакля, выбор методов
достижения цели. Идейно-тематический анализ пьесы. Характеристика образов.
Изучение действительности литературного материала.
Тема 3. Репетиции в выгородке.
Практика: Эскизная работа над ролью в пространстве с элементами бутафории,
декорации и сценического костюма. Поиск мизансцен.
II Раздел. Работа над ролью в процессе проката спектакля
Тема 1 Постановка и показ спектаклей по жанрам (трагедия, комедия).
Теория: Объяснение темы. Театральные жанры.
Практика: Работа в режиме текущего момента. Регулярный показ спектаклей
разного жанра по мере их постановки. Постановочный материал подбирается
таким образом, чтобы каждый из воспитанников играл несколько разноплановых
ролей, демонстрируя, таким образом весь объем навыков.
Тема 2. Первое впечатление;
Теория: Знакомство с литературным произведением. Общие сведения об авторе.
Творческая манера драматурга.
Тема 3 .Застольный период;
Теория: Раскрытие основного замысла будущего спектакля, выбор методов
достижения цели. Идейно-тематический анализ пьесы. Характеристика образов.
Изучение действительности литературного материала.
Практика : Работа над образом. Читка по ролям.
Тема 4.Репетиции в выгородках.
Теория: Эскизная работа над ролью в пространстве с элементами бутафории,
декорации и сценического костюма. Поиск мизансцен.
III Раздел. Посещение театров
Посещение репетиций театральных постановок в театрах и театральных
коллективах с целью пополнения практических знаний.
Просмотр репетиций.
17

IV Раздел. Репетиционно- постановочная работа.
Теория: Читка сценария. Распределение ролей.
Практика: Репетиция театрализованной программы, прогоночные и генеральные
репетиции спектакля, компоновочные, прогоночные и генеральные репетиции
новогодней программы, репетиции малыми группами и сводные репетиции,
компоновочные, прогоночные и генеральные репетиции жанрового спектакля.
К концу третьего года обучения дети будут:
Знать:
- особенности интерактивного театра как вида искусства, специальные термины;
- игры и упражнения актерского тренинга;
- основы сценической грамоты, правила пользования микрофоном, безопасного
поведения на сцене.
Уметь
- исполнить роль в постановке;
- организовать и провести игру со сверстниками и младшими товарищами;
- придумать сюжет из жизненного опыта, составить несложный сценарий;
- заинтересованно заниматься театрально-игровой деятельностью;
- разыгрывать несложные представления по знакомым литературным сюжетам,
используя выразительные средства (интонацию, мимику, жест);
- четко и выразительно говорить;
- изготовить несложные атрибуты, реквизит;
- ориентироваться в пространстве игровой площадки, сцены;
- овладеют средствами творческого самовыражения;
- овладеют основами выразительной речи, пластики, движения.
Будут сформированы:
- навыки общения;
- активное, деятельное отношение к окружающей действительности;
- гибкость мышления, умение видеть ситуацию или задачу с разных позиций, в
разном контексте и содержании;
- умение работать в команде, полностью отвечая за качество процесса и результат
своей собственной деятельности.

2. Комплекс организационно-педагогических условий
18

Формы и способы определения результативности освоения программы
- Текущий контроль осуществляется в ходе повседневной работы по мере
прохождения темы методом педагогического наблюдения за группой и каждым
ребенком в отдельности.
- Промежуточная аттестация проводится в соответствии с Положением о
системе оценок, форм, порядке и периодичности промежуточной и итоговой
аттестации обучающихся МБУДО «ДЮЦ» дважды в год, по полугодиям в
установленные сроки в форме зачетного занятия.
- Итоговая аттестация проводится по окончании освоения программы в форме
открытого занятия, творческой работы, спектакля, представления. В творческом
плане очень наглядны сравнения первых открытых уроков и роль в спектакле
последнего года обучения.
Педагогический мониторинг позволяет в системе отслеживать
результативность образовательного процесса. Педагогический мониторинг
включает в себя традиционные формы контроля (текущий, тематический,
итоговый), диагностику творческих способностей; характеристику уровня
творческой активности воспитанника.
Эффективность освоения дополнительной общеобразовательной программы
определяется через мониторинг, который предполагает контроль освоения
предметных знаний и умений по виду деятельности, метапредметных способов
деятельности и личностное развитие обучающегося. Результаты мониторинга
фиксируются в диагностических картах (таблицах) по всем трём позициям и
учитываются при проведении промежуточной и итоговой аттестации (см.
Положение о системе оценок, форм, порядке и периодичности промежуточной и
итоговой аттестации ДЮЦ).
Важным показателем подведения итогов по программе является также
участие воспитанников театра-студии в театральных конкурсах, смотрах,
фестивалях
городского,
регионального,
Российского
уровня.
По окончании курса обучения воспитанники получают сертификаты студийца и
могут перейти на следующий уровень – программу для детей младшего и
среднего школьного возраста.
Календарный учебный график
Этапы образовательного
процесса
Начало учебного года
Продолжительность учебного
года
Продолжительность учебного
занятия
Промежуточная аттестация
Итоговая аттестация

1 год обучения

2 год обучения

3 год обучения

01 сентября
36 недель
72 часа

01 сентября
36 недель/
72 часа

01 сентября
36 недель
72 часа

45 минут

45 минут

45 минут

С 15 по 30 декабря
С 15 по 30 апреля
-

С 15 по 30 декабря
С 15 по 30 апреля
-

С 15 по 30 декабря
С 15 по 30 апреля
19

Окончание учебного года
Каникулы зимние

31 мая
С 1 по 7 января
2024

31 мая
С 1 по 7 января
2024

31 мая
С 1 по 7 января 2024

Каникулы летние

С 1 июня 2024 г.

С 1 июня 2024 г.

С 1 июня 2024 г.

Методическое обеспечение программы.
Образовательный процесс включает в себя различные методы обучения:
репродуктивный (воспроизводящий), проблемный (педагог ставит проблему и
вместе с воспитанниками ищет пути ее решения), эвристический (проблема
формулируется детьми, ими и предлагаются способы ее решения).
Виды занятий: Учебное занятие, комбинированное занятие, занятие-репетиция,
открытое занятие.
Формы организации учебного занятия:
Тренинг, соревнование, концерт, экскурсия, диспут, творческий отчет, круглый
стол, занятие-лекция, занятие-репортаж, занятие-путешествие, заочная экскурсия,
творческая мастерская, занятие-игра.
Способы проверки результата:
- педагогическое наблюдение;
- собеседование;
- самооценка;
- отзывы детей и родителей;
- коллективное обсуждение работы;
- участие в концертах и конкурсах;
- творческая практика.
Способы фиксации результата.
- фото-видеоотчеты;
- грамоты, дипломы;
- анкеты;
- тесты;
- портфолио;
- отзывы;
- афиши.
Педагогический мониторинг.
Методами мониторинга являются анкетирование, интервьюирование,
наблюдение.
Программой предусмотрены наблюдение и контроль за развитием личности
воспитанников, осуществляемые в ходе проведения анкетирования и диагностики
(рекомендации по использованию диагностических методик, анкет даны в
20

приложении). Результаты диагностики, анкетные данные позволяют педагогам
театра-студии лучше узнать детей, проанализировать межличностные отношения
в группе, выбрать эффективные направления деятельности по сплочению
коллектива воспитанников, пробудить в детях желание прийти на помощь друг
другу. На начальном этапе обучения программой предусмотрено обязательное
выявление интересов, склонностей, потребностей воспитанников, уровень
мотивации,
а
также
уровень
творческой
активности.
В конце каждого учебного года проводится повторная диагностика с
использованием вышеуказанных методик с целью отслеживания динамики
развития личности воспитанников.
Материально-техническое обеспечение
- наличие учебных и служебных помещений ( зала для проведения репетиционных
занятий, сцены, гардероба, санитарных комнат);
- стулья;
- кубы различных форм;
- прожекторы;
- зеркала, грим;
- реквизиты, костюмы;
- магнитофон;
- видеофонд записей постановок тетра-студии
Кадровое обеспечение. Реализацию программы осуществляет педагог
дополнительного образования, имеющий специальную подготовку в области
театрального искусства.
Список литературы
- Г.В.Лаптева «Игры для развития эмоций и творческих способностей».
Театральные занятия для детей 5-9 лет. С.-П.:2011г.
- И.А. Лыкова «Теневой театр вчера и сегодня» С.-П.:2012г.
- И.А.Лыкова «Театр на пальчиках» М.2012г.
- Е.А. Алябьева «Тематические дни и недели в детском саду»М.:2012г.
- О.Г.Ярыгина «Мастерская сказок» М.:2010г.
- А.Н.Чусовская «Сценарии театрализованных представлений и развлечений»
М.:2011г.
- Л.Е.Кыласова «Родительские собрания» Волгоград: 2010г.
- И.Г.Сухин «800 загадок, 100 кроссвордов». М.1997г.
- Е.В.Лаптева «1000 русских скороговорок для развития речи» М.:2012г.
- А.Г.Совушкина «Развитие мелкой моторики (пальчиковая гимнастика).
- Артемова Л. В. «Театрализованные игры дошкольников» М.:1983г.
- Алянский Ю. «Азбука театра» М.:1998г.
- Сорокина Н. Ф. «Играем в кукольный театр»М.: АРКТИ, 2002.
- Е.В.Мигунова «театральная педагогика в детском саду». Методические
рекомендации.М.:2009г.
- Г.П.Шалаева «Большая книга правил поведения» М.:200
21

- А.Г.Распопов «Какие бывают театры» Изд-во: Школьная пресса 2011г.
- Н.Б.Улашенко «Организация театральной деятельности. Старшая группа»
Издательско-торговый дом г.Волгоград 2009г.
- Г.В.Генов «Театр для малышей» М.1968г
- Н.Б.Улашенко «Организация театральной деятельности. Старшая группа»
Издательско-торговый дом г.Волгоград 2009г
- О.И.Лазаренко «Артикуляционно- пальчиковая гимнастика». Комплекс
упражнений.М.:2012г
Приложение
ПЕРВИЧНАЯ ДИАГНОСТИКА
Цель: выявить начальный уровень развития актерских способностей детей
старшего дошкольного возраста средствами игры – драматизации.
Методы исследования на данном этапе:
1.Беседа с детьми;
2.Наблюдение и анализ театрализованной деятельности;
3.Экспериментальные занятия.
Диагностика изучения игровых позиций дошкольников в играх- драматизациях
Цель наблюдения: изучение актерских, режиссерских, зрительских умений
обучающихся в играх-драматизациях.
Наблюдение проводится в естественных условиях за самостоятельной игройдраматизацией детей.
Результаты наблюдения фиксируются в таблице, оценивая умения значками
«+»,«-», фиксирую умения, которые наиболее характерно проявляются у ребенка в
процессе игровой деятельности.
С помощью таблицы можно определить, какую позицию занимает ребенок в
играх - драматизациях
Диагностика игровых позиций детей.
Фамилия,

Структурные компоненты игры - драматизации

имя
замысел

роль

восприятие

22

впечатлений

Воспроизведение

сопереживание

внимание

образа
импровизация

передача

принятие

планирование

комбинирование

интерпретация

ребёнка

Диагностика результатов
Акцент в организации театрализованной деятельности с дошкольниками
делается на организацию коллективной творческой деятельности в процессе
создания спектакля.
1.Основы театральной культуры.
Высокий уровень – 3 балла: проявляет устойчивый интерес к театральной
деятельности; знает правила поведения в театре; называет различные виды театра,
знает их различия, может охарактеризовать театральные профессии.
Средний уровень – 2 балла: интересуется театральной деятельностью;
использует свои знания в театрализованной деятельности.
Низкий уровень – 1 балл: не проявляет интереса к театральной деятельности;
затрудняется назвать различные виды театра.
2. Речевая культура.
Высокий уровень – 3 балла: понимает главную идею литературного
произведения, поясняет свое высказывание; дает подробные словесные
характеристики своих героев; творчески интерпретирует единицы сюжета на
основе литературного произведения.
Средний уровень – 2 балла: понимает главную идею литературного
произведения, дает словесные характеристики главных и второстепенных героев;
выделяет и может охарактеризовать единицы литературного изведения.
Низкий уровень – 1 балл: понимает произведение, различает главных и
второстепенных героев, затрудняется выделить литературные единицы сюжета;
пересказывает с помощью педагога.

23

3. Эмоционально-образное развитие.
Высокий уровень – 3 балла: творчески применяет в спектаклях и
инсценировках знания о различных эмоциональных состояниях и характерах
героев; использует различные средства выразительности.
Средний уровень – 2 балла: владеет знания о различных эмоциональных
состояниях и может их продемонстрировать; использует мимику, жест, позу,
движение.
Низкий уровень – 1 балл: различает эмоциональные состояния, но
использует различные средства выразительности с помощью воспитателя.
4. Основы коллективной творческой деятельности.
Высокий уровень - 3 балла: проявляет инициативу, согласованность
действий с партнерами, творческую активность на всех этапах работы над
спектаклем.
Средний уровень – 2 балла: проявляет инициативу, согласованность
действий с партнерами в коллективной деятельности.
Низкий уровень – 1 балл: не проявляет инициативы, пассивен на всех этапах
работы над спектаклем.

№

ФИО ребёнка

Основы
театральной
культуры

Речевая
культура

Эмоционально- Основы
итого
образное
коллективной
развитие
творческой
деятельности

Проективная методика "Неоконченные рассказы" (Т.П.Гаврилова)
Цель: изучение характера эмпатии: эгоцентрическая, гуманистическая
Материал: 3 неоконченных рассказа.
Проведение исследования.
Исследование проводится индивидуально. Ребенку говорят: "Я расскажу тебе
рассказы, а ты, послушав их, ответишь на вопросы". Если испытуемым является
девочка, то в рассказах фигурировать должна девочка.
Рассказы:
1. Мальчик мечтал завести собаку. Однажды знакомые привели свою
собаку и попросили поухаживать за ней, пока они будут в отъезде. Мальчик очень
привязался к собаке, полюбил ее. Он ее кормил, водил гулять, ухаживал за ней.
Но собака очень тосковала по своим хозяевам, очень ждала их возвращения.

24

Через некоторое время знакомые вернулись и сказали, что мальчик сам должен
решить - вернуть собаку или оставить ее себе.Как поступит мальчик? Почему?
2. Мальчик нашел на улице котенка и принес его домой. Бабушка сказала, что
котенок может быть больным и выкинула его на улицу. Мальчик очень
рассердился и накричал на бабушку. Вечером бабушка сказала: "Ну что ж,
придется мне уезжать домой, хотя мне там и одиноко". Как поступит мальчик?
Почему?
3. Вася разбил окно. Он испугался, что его накажут и сказал воспитателю, что
окно разбил Андрей. Ребята в детском саду об этом узнали и перестали с Васей
разговаривать, не брали его в игры. Андрей подумал: "Простить мне Васю или
нет?".Как поступит Андрей? Почему?
Интерпретация ответов детей: если ребенок решает ситуацию в
пользу другого (собаки, бабушки, Васи), то это указывает на гуманистический
характер эмпатии; решение ребенком ситуации в свою пользу - об
эгоцентрическом характере эмпатии.
Диагностика способностей детей к партнерскому диалогу
(А.М.Щетинина)
В способности к партнерскому диалогу мы выделили три основных
компонента:
1 - способность слушать партнера;
2 - способность договариваться с партнером;
3 - способность к эмоционально-экспрессивной пристройке, т.е. заражение
чувствами партнера, эмоциональная настройка на его состояние,
чувствительность к изменению состояний и переживаний партнера по общению и
взаимодействию.
Психолог или педагог наблюдают в течение 2-3 недель за особенностями
проявления детьми этих показателей в спонтанно возникающих ситуациях или
специально смоделированных. Затем проводится анализ данных наблюдений, и
его результаты вносятся в таблицу (или это могут быть три таблицы - по каждому
из показателей - как удобнее).

25

Таблица: Проявление способностей у детей к партнерскому диалогу
Показззатели

экспрессивно пристраиваться

может
взрослых
Совсем

эмоционально-

с
трудом
с
Пристраивается

партнёру

не

к
пристраивается
экспрессивно
Легко

Не умеет договариваться

Иногда спорит не соглашается, раздражается

помощью

Способность к эмоционально-экспрессивной
пристройке

Способность
договариваться

Договаривается легко и спокойно

Не умеет слушать

Иногда перебивает

Умение слушать

Спокойно терпеливо слушает партнера

Имя фамилия
№
ребенка

На основании данных таблицы можно установить уровень развития у ребенка
способности к партнерскому диалогу.
Высокий уровень - ребенок спокойно, терпеливо слушает партнера, легко с ним
договаривается и адекватно эмоционально пристраивается.
Средний уровень - может характеризоваться рядом вариантов:
а) ребенок умеет слушать и договариваться, но не обнаруживает способности
эмоционально пристраиваться к партнеру;
в) иногда (в некоторых ситуациях) проявляет недостаточно терпения при
слушании партнера, не вполне адекватно понимает его экспрессию и затрудняется
договориться с ним.
Низкий уровень - только иногда проявляется одно из указанных свойств.
Нулевой уровень - не проявляется ни одного из компонентов способности к
партнерскому диалогу.
Приложения
Для выявления у ребенка артистических способностей, предлагаем разыграть
игровую ситуацию, при этом наблюдаем, как ребенок двигается, проявляет
эмоции, чувства, выразительность, фантазию, меняет силу голоса, тональность.
Наблюдаем, как ребенок создает оригинальные образы, насколько ему интересен
сам процесс актерской игры. Во время музыкальных номеров смотрим на
пластичность, на умение слышать и понимать настроение произведения.
26

Для
выявления
артистических
способностей
можно
использовать
театрализованные упражнения на способность выражать эмоциональное
состояние персонажа в движениях, умение передавать мимику – в выразительных
движениях мышц лица, в пантомимике - выразительных движениях всего тела, в
вокальной мимике - выразительности речи.
Упражнения на вокальную мимику.
1). Упражнения для расслабления мышц речевого аппарата, формирования
правильного дыхания :"В саду" "Лисичка в саду" "Насос" "Отдыхаем".
2). Упражнения, помогающие поработать над интонацией и тембром голоса
(поможет ребенку заговорить голосом волка, мышки, чайника, медвежонка,
дождика): "Приехали в гости" "Здравствуйте" "Настроение" "Как хочу, так
говорю"
3). Выявление чувств, воображения, выразительности движений: этюды "Добрый
мальчик" "Спи, Танюша" "Посещение больного"
4). Выявить, насколько ребенок раскован, смел, уверен в себе, помогут игровые
упражнения: "Резинка" "Здравствуйте" "Я - Алла Пугачева" " Нарисуем
солнышко". Эти упражнения помогают снять эмоциональное напряжение,
развивают выразительность, фантазию.
Упражнение на выразительность мимики
Упражнения, этюды, игры: "Кривляки" "Представьте себе" "Что в коробочке"
"Куда мы попали" "Удивление" "Ласка" "Нарисуй портрет"
Упражнениена выразительность движений тела:
Игры, этюды: "Походка" "На стуле" "Кошка" "Лето" "Кто я?" "Сказка"
Приложение № 2
Тест Торренса
Прелагаемый вариант теста Торренса представляет собой набор картинок с
некоторым
набором
элементов
(линий),
используя
которые
испытуемым необходимо дорисовать
картинку
до
некоторого
осмысленного изображения. В данном варианте теста используется 6 картинок,
выбранных из 10 оригинальных.

27

ОЦЕНОЧНЫЙ ЛИСТ КРАТКОГО ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ
___________________
№
Фамилия
Беглость
Гибкость
Оригинальность
Разработанность
Коммуникативные способности
28

Методические рекомендации по воспитанию у юного актера творческого
начала, творческого воображения, творческого внимания и сценического
самочувствия.
I. В основу авторской школы К.С. Станиславского, которая получила название
психотехнической школы, положен принцип "подсознательное – через
сознательное, непроизвольное – через произвольное"; "подсознательное
творчество природы – через сознательную психотехнику артиста".
Еще в конце прошлого века в очень интересной брошюре музыкальный мастер М.
Курбатова писал: "Вполне понятно стремление, … однако дело чрезвычайно
затрудняется тем обстоятельством, что художественными приемами следует
пользоваться бессознательно… стоит только заострить внимание на исполняемом
приеме, как он становится деланным, преднамеренным". Сам Станиславский
отмечает в книге "Работа актера над собой" "напрасны все старания искусственно
превратить в сознательный процесс все то, что по природным законам происходит
бессознательно". Следовательно, в контексте театральной педагогики, следует
искать окольные подходы к цели, кружные пути сознательного управления
подсознательными
процессами.
Важнейшим
средством,
помогающим
исполнителю роли найти убедительные приемы, является целенаправленность и
целеустремленность действия. Для технического совершенствования требуется в
меньшей степени физические упражнения, а гораздо большей психически ясное
представление о задаче. Воспитание устремленности к цели вместо обучения
движениям – таков психотехнический принцип, который должен быть положен в
основу методики обучения актерскому мастерству каждого педагога.
Станиславский известен как сторонник "искусства переживания". Поэтому в его
работах так много месте занимаю рекомендации по воспитания творческого
воображения, творческого внимания и сценического самочувствия. Помочь
растущему актеру усвоить мысль автора и сделать его личным достоянием – одна
из основных задач педагога. Необходимо в ребенке воспитывать "чувство веры и
правды" ("Искренность исполнения придает художественному произведения силу
и
жизненность").
Усилия педагога и воспитанника должны быть направлены, в первую очередь, на
умение сосредотачиваться на объекте. "Добиться полной сосредоточенности…
крайне трудно", но "эта способность, несомненно, поддается развитию".
Автор психотехнической школы считает, что область обучения исполнительскому
искусству должна быть расширена, что должна включать в себя воспитание
"культуры внимания", "силы и воли характера", высокой этичности… Воспитание
этих качеств касается области педагога-психолога, но Станиславский советует
смело подходить к непроизвольным психологическим процессам и учить
подопечного управлять ими. Педагогу следует быть крайне наблюдательным к
своим ученикам, суметь уловить его индивидуальность и воздействовать на нее
для развития способностей ребенка. Станиславский советует необходимым
покорить воле не только "аппарат воплощения", но в первую очередь "творческий
аппарат переживания". Учитель должен пытаться найти методы, которые дали бы
возможность влиять на "сценические чувства", сосредоточенность, воображение,
29

самообладание

и

сценическое

самочувствие.

II. Значение педагогической школы актера определяется ценностью и
прогрессивностью той художественной цели, к которой она ведет ученика, и
соответствует между этой целью, с одной стороны, и педагогическими
принципами, приемами, методами обучения и воспитания – с другой.
Педагогические идеи Станиславского тесно связаны с художественными
принципами и отличается гармоничной согласованностью цели и пути, идеала и
метода подведения к нему. Взгляды на задачи обучения, на взаимоотношения
педагога и воспитанника, имеет важное значение для театральной педагогики.
Художественная правда и искренность должны лежать в основе эстетической и
педагогической концепции воспитателя и ученика. Только прочувствовав и
внутренне согласившись с авторской мыслью, исполнитель начнет говорить от
своего имени. "Нельзя творить то, чему сам не веришь, что считаешь неправдой".
Нельзя
убедить
другого
в
том,
в
чем
не
убежден
сам".
III. Главная задача педагога – ввести ребенка в мир искусства, разбудить его
творческие способности и вооружить техникой игры. Эта цель осуществима через
упражнения для развития "аппарата переживания" и "аппарата воплощения". Если
педагог занят только показом игры, ему никогда не подвести воспитанника к
творчеству. Работа над ролью не может являться целью. Каждое поставленное
задание должно помочь юному актеру приобрести какое-то новое качество.
Известно, что творчеству научить нельзя, работать творчески можно. Управлять
грамотно этим процессом является обязательной работой для педагога. Этому
способствует высокая культура и профессиональное мастерство учителя, которые
совершенствуются ежедневно через неутомимый поиск и труд над собой.
По мысли Станиславского, надо осудить такие убийственные для воспитания
"чувства правды и веры" и, следовательно, для искусства, педагогические методы,
как натаскивание, подражание и копирование. Натаскивание влечет за собой
неосмысленное, а потому вредное копирование. Педагог, стремясь сократить
процесс развития, сам того не замечая, превращает этот процесс в длинный и
нередко
в
самый
худший
путь.
При натаскивании используется копирование, которое не следует отождествлять с
первым. Показ и использование подражания на первых порах работы возможно,
т.к. является одной из характерных для детей форм поведения. В этот момент они
позволяют и приспосабливаются к внешнему миру, что способствует их развитию.
Для примера можно вспомнить жизнь великих людей в период их формирования.
Они испытывали на себе влияние творческих индивидуальностей и нередко
подражали им. Не всегда показ влечет за собой "пассивное копирование": хорошо
скопировать вовсе не просто, ведь это требует активного осмысления.
В данный момент может возникнуть вопрос об индивидуальности формируемого
объекта. По Мартинсену, начиная заниматься с ребенком, педагог должен в
хаотической бесформенности еще не сложившейся индивидуальности своего
30

воспитанника найти черты его природной эстетической устремленности. Как это
сделать? - постоянно экспериментировать и пробовать. Таким путем можно
выявить к какому из трех типов относится учащийся: к статическому
(классическому),
экстатическому
(романтическому)
и
экспансивному
(экспрессионистскому). Когда "индивидуальность" определена можно приступать
к формированию Я-концепции. "Индивидуальность" – это не только природные
задатки, это сложная изменяющаяся категория. А потому, развитие творческих
способностей не только не помешает "индивидуальности", наоборот, раскрасит ее
пышным
цветом.
Система творческого воспитания противостоит авторитарной – воспитать по
образу и подобию учителя; противостоит они и методам "свободного
выращивания" ученика. Она требует индивидуализации путей работы с
воспитанником, своевременности в развитии, т.е. его природосообразности. Она
предполагает понимание педагогом известной истины: воспитать у ребенка
желание
и
умение
приобретать
знания
и
навыки.
Немаловажную роль в актерской педагогике отводится не только воспитанию
чувственных и творческих способностей, но и технических – все "тело" –
органика
и
неорганика
должны
выражать
смысл.
Система творческого воспитания предъявляет к личности учителя огромные
требования, ведь он не только обучает основам театрального искусства, но,
воспитывает "душевный аппарат", является художественным и эстетическим
руководителем
объекта
обучения
и
воспитания.
Система творческого воспитания призывает к борьбе с беспочвенностью и
бессистемностью,
к
научной
проверке
практических
методов.
IV. В основу программы формирования исполнителя "по-Станиславскому"
положены три психологических принципа, которые помогли найти ключ к
воспитанию творческой страстности, воображения, исполнительской воли и
сценического
самообладания.
1. "Подсознательное – через сознательное". Этот принцип направляет на поиски
наиболее "доступных и сговорчивых" элементов психики, подчиняющихся воле
человека. Такими являются ум, и все чувствительные модальности = зрение, слух,
обоняние и т.д.; они подчиняются педагогическому воздействию и вместе с тем
способны
возбудить
чувство.
2. «Тесно связан с первым и из него вытекает» – использование взаимосвязи
между различными сторонами психики ученика. Развивая каждую способность,
она, в свою очередь, становится "манком", возбудителем для ряда других. К
примеру, воображение будит внимание и "поднимает градус творчества".
Творческий нагрев, возникший самопроизвольно, в процессе увлечения "потянет"
сосредоточенность
и
творческую
фантазию.
3. Заключается в том, что отдельные психические способности становятся
"манками" друг для друга и вместе с тем возбудителями творческого самочувствия
только при одном условии: если каждая проводимая работа и каждое упражнение,
каждое творческое действие доведены до предела. Научиться "предельности"
31

является основой практических методов воспитания "душевного аппарата
переживания".
V. Воспитание творческого воображения имеет целью развитие инициативности,
гибкости,
ясности
и
рельефности.
Культивируя актерские способности ученика, воспитанию воображения
необходимо отвести ведущее место. Продуктивность творческого воображения
зависит от опыта и культурного уровня обучающегося. Работа с воображаемыми
предметами важна для юного актера потому, что "при реальных предметах многие
действия инстинктивно, по жизненной механичности, сами собой проскакивают,
так что играющий не успевает уследить за ними… при беспредметном действии"
невольно приковывается внимание к самой маленькой составной части большого
действий. В развитии творческого воображения большую роль могут сыграть
сопоставления и сравнения, в работе они становятся возбудителями фантазии.
Вводимые сопоставления помогают творчески осмыслить образ. С помощью
наводящих вопросов (метод), сравнение и сопоставление (метод) помогают
воспитать творческую) инициативу. Здесь еще раз следует напомнить советы
Станиславского – ничего не делать формально и механически. Бессмысленная
работа пагубным образом сказывается на творческой фантазии и притупляет ее.
Вот почему стоит запретить проигрывание упражнений бесцельно.
Сосредоточенное внимание, т.е. направлять и длительно концентрировать на чемлибо психическую деятельность, - необходимая предпосылка творческой работы.
Станиславский повторял, что "центром человеческого творчества является
внимание", мало того – "обладатель длительного внимания – есть человек
талантливый". Он предложил специальную тренировку внимания актера, которая
эффективно
ложится
на
процесс
воспитания
юного
актера.
1.
Сосредоточиться на рисовании простых фигур: круга, квадрата.
2.
Из
массы
звуков
сосредоточиться
на
одном.
3.
Двое читают вслух; переносить внимание с одного на другого.
4. Сосредоточиться на каком-нибудь вычислении, отвлечься, а затем продолжить
мысль.
5.
Сосредоточиться на чтении и абстрагироваться от внешнего мира.
Эти упражнения на концентрацию, переключение и перераспределение внимания
требуют
ежедневного
и
систематического
повторения.
К числу способностей, которые имеют решающее значение для успеха актера,
относится творческое сценическое самочувствие. "Когда актер выходит на сцену,
то он от испуга, конфуза, застенчивости, ответственности, трудностей может
потерять самообладание". Станиславский рекомендовал в момент выступления
сосредоточиться на самом действии. Уместно в этот момент напомнить о
мышечном напряжении, которое может дезорганизовать "аппарат воплощения",
вызывая тем технические неполадки. Телесные "зажимы" сковывают душевные
переживания и творческое воображение. Станиславский предлагает путем
специальной тренировки выработать в себе "мышечного контроллера". "Он
должен неустанно как в жизни, так и на сцене следить за тем, чтобы нигде не
32

появлялось мышечных зажимов и судорог. Процесс снятия напряжения должен
быть
доведен
до
механической
бессознательной
приученности.
Руководствуясь рекомендациями К.С. Станиславского, в театре-студии "Маска"
разработан комплекс упражнений, который апробирован и успешно реализуется в
образовательном
процессе.
Прогоночные и генеральные репетиции проходят при участии всех педагогов
театра-студии, на которых каждый педагог оценивает уровень подготовки
студийца по своему предмету, а также корректирует его работу.
Приложение
№7
Понятийный
комментарий
к
программе
детского
театрального
коллектива
(воспитательный
аспект)
Театр своей многомерностью, своей многоликостью и синтетической природой
способен помочь ребенку раздвинуть горизонты окружающего его мира, заразить
добром, научить слышать других, развиваться через творчества и игру.
Учреждения дополнительного образования позволяют расширить круг общения
ребенка, создать атмосферу равноправного сотрудничества, создать условия для
социального
взаимодействия
и
социальных
отношений.
Специфика воспитания артиста детского театра предполагает необходимость
активизации всех качеств социальной, профессиональной и личностной
направленности.
Встав на позицию актера-творца, воспитанник накапливает эмоциональный,
интеллектуальный, нравственный, социальный, трудовой опыт, и, в итоге,
совершенствует
свою
творческую
и
актерскую
культуру.
Программа базируется на основных принципах системы Станиславского,
достижениях современной педагогики и возрастной психологии и состоит из 3-х
взаимосвязанных частей: сценическая теория, артистическая техника,
составляющие в совокупности целостное учение об актерском творчестве и
воспитательный модуль, направленный на воспитание компетентного
исполнителя, грамотного зрителя и человека культурного программа воспитания
юного актера основывается на идеях Гармонии, Добра, Красоты.
Идея, облагораживающего влияния театра на воспитанников и зрителей –
обращенность к классическим и современным литературным, поэтическим и
музыкальным произведениям, народному творчеству. Синтез театрального
действа позволяет донести до детей гуманистические и эстетические идеи театра.
Идея создания театрального образа, отличного от реального жизненного,
положена в основу жизнедеятельности детского театра. Искусство театра – это
сложный процесс внутреннего и внешнего перевоплощения актера в образ
другого человека, характеризующийся индивидуальностью создания и раскрытия
его.
По мнению Станиславского, это уникальная возможность «не представиться в
роли и даже не имитационно сыграть ее перед зрителем, а именно отразиться в
ней, как в образе выражения себя, своих чувств, мироощущений, личных
социальных и нравственных смыслов в другой роли, в другой судьбе, а, главное, в
33

другой
системе
жизненных
мотиваций
и
целеустремлений».
Отсюда, воспитание личности формируется в деятельности, и только она создает
условия
для
самореализации.
Идея социализации ребенка осуществляется через создание учебной среды
приближенной
к
реальному
социуму.
Идея восхождения воспитанников к общечеловеческим ценностям: Красота.
Гармония.
Духовность.
Познание.
Реализация всех перечисленных идей позволяет воспитать, прежде всего,
человека, а это самая основная задача, которая стоит перед педагогом, режиссером
и
руководителем
детского
творческого
объединения.
Чтобы воспитать художника, недостаточно вооружить его только техникой
искусства, нужно помочь своему воспитаннику сформироваться как личность и
утвердиться
в
эстетических
позициях.
Способы и формы воспитания в детском театре совсем иные, чем в семье или
школе, они обусловлены спецификой деятельности, но задачи едины: воспитать
честных, умн6ых, добрых людей; способствовать выработке позитивных
нравственных
оценок
и
принципов.
А это означает, что семья вместе со школой и учреждениями дополнительного
образования создает тот важнейший комплекс факторов воспитывающей среды,
который определяет успешность либо неспешность всего учебно-воспитательного
процесса.
Одним из продуктивных способов привлечения родителей является демонстрация
успехов их ребенка. Когда родители видят заинтересованность педагога в
результате их ребенка, они готовы к сотрудничеству.
В театре существуют различные формы работы с родителями: собеседование,
«день открытых дверей», родительское собрание, приглашение на спектакли,
прямое и косвенное участие родителей в выпуске спектакля и других публичных
выступлениях детей: фестивалях, конкурсах и других культурно-массовых
мероприятиях, организация выездов, гастролей, презентаций за пределами
учреждения.
В практике взаимодействия руководителей детской студии – театра с родителями
сложились некоторые функции данного направления работы, которые определяют
содержание
воспитательной
работы
с
семьей:
- ознакомление родителей с содержанием и методикой учебно-воспитательного
процесса, обусловленного необходимостью выработки единых требований, общих
принципов, определения цели и задач, содержания и организационных форм
воспитания;
- интеграция усилий педагогов и родителей с целью увеличения позитивного
влияния
на
ребенка;
- взаимодействие с родительским активом для решения локальных задач детского
театра.
Идея А.С. Макаренко о коллективе нацелена на воспитание социальных качеств и
навыков: ответственности, толерантности, чувства долга, товарищества и др. и
34

требует
глубокого
осмысления
этих
понятий.
Решающим условием эффективности воспитательного процесса является
компле6ксность,
систематичность,
последовательность,
логичности
и
целенаправленность.
От педагогического такта и мастерства, осторожности и чуткости педагога
особенно зависит успех в деле воспитания коллектива и каждого его члена,
поэтому новые подходы к обучению и воспитанию в дополнительном образовании
требуют возрастающего педагогического профессионализма. Педагог в первую
очередь должен предвидеть результаты своей работы, иметь теоретическую
подготовку, постоянно самосовершенствоваться. Это позволяет прогностически
конструировать педагогический процесс, искать оптимальные варианты
педагогического взаимодействия с воспитанниками и коллегами, осознанно
получать новые количественные и качественные характеристики воспитательной
деятельности.
Особое внимание уделяется приемам и методам общения взрослого с ребенком
через понимание, признание и принятие личности ребенка, умение взрослого
стать на позицию ребенка, учесть его точку зрения, уважать чувство достоинства
ребенка.
Сложность процесса воздействия театрального искусства на нравственные
качества воспитанников и одновременно становление этих качеств в их
собственном эстетическом освоении действительности требуют осмысленного
подбора форм и методов обучения и воспитания, начиная от способов
организации творческой деятельности детей до развития театральной культуры
самого педагога, определения его личной свободы в выборе и интерпретации того
или
иного
спектакля,
форм
его
обсуждения.
Готовить детей к восприятию театрального искусства следует непосредственно в
процессе их собственной деятельности при условии формирования критериев
оценки конечного результата. Для полноценной реализации этой педагогической
установки необходимы определенные условия: возможность использования на
занятиях элементов театрального костюма, реквизита, декораций; желательно
также иметь сценическую площадку, выносной свет и театральную аудио и медиа
установку.
Никто не рождается с готовыми представлениями о жизни, мировоззрение не
передается по наследству, как черты лица или характера, оно формируется в
сознании годами, а фундамент его закладывается в детстве и юности.
Каким будет человек – добрым или злым? Какие ценности будут возведены им в
ранг принципиальных? Будет ли он любить искусство? Удовлетворит ли он свои
интеллектуальные, профессиональные и социальные амбиции? Как воспитать
гражданина? Такие проблемы ставит перед собой коллектив детского театра,
продолжая свой путь к цели.

35


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».