Содержание
Информационная карта .................................................................................................................3
Комплекс основных характеристик программы .........................................................................4
Пояснительная записка .................................................................................................................4
Ожидаемые результаты .................................................................................................................9
Вариативный учебно-тематический план .................................................................................11
Содержание программы. 1 год обучения ..................................................................................13
План воспитательной работы .....................................................................................................16
Методическое обеспечение программы ....................................................................................17
Мониторинг освоения образовательной программы ...............................................................22
Список литературы для педагога ...............................................................................................24
Список литературы для обучающихся ......................................................................................24
Приложение..................................................................................................................................26
2
Информационная карта дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программы
«Медиа-центр»
Тип программы
Модифицированная
Образовательная область
Медиа-технологии
Направленность деятельности
Социально-гуманитарная
Способ освоения содержания программы
Репродуктивный, творческий, исследовательский
Уровень освоения содержания программы
Базовый
Возрастной уровень реализации про- 12-17 лет
граммы
Форма реализации программы
Групповая, подгрупповая, индивидуальная
Продолжительность реализации про- Краткосрочная,
граммы
72 часа
Год разработки программы
2020 год
3
Комплекс основных характеристик программы
Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-гуманитарной направленности «Медиа-центр» разработана и реализуется в экспериментальном режиме с 2020 года. Срок реализации программы
в зависимости от социального заказа. В результате освоения содержания программы обучающиеся познакомятся с технологиями в медиа, научатся разбираться в вопросах обработки и продвижения полученной информации. Содержание дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
«Медиа-центр» разработано в соответствии с нормативно-правовыми документами, регламентирующими деятельность дополнительного образования:
– Федеральный закон от 29 декабря 2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ред. от 17.02.2023) (с изм. и доп., вступ. в силу с
28.02.2023).
– Национальный проект «Образование» (утв. президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол
от 24 декабря 2018 г.№16) «Успех каждого ребёнка», «Цифровая образовательная среда», «Молодые профессионалы», «Социальная активность»/
– Распоряжение Правительства РФ от 31 марта 2022 № 678-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 г. и
плана мероприятий по ее реализации».
– Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
– Приказ Министерства образования и науки Челябинской области от
30.12.2020 № 01/2795 «Об утверждении Концепции развития региональной системы воспитания и социализации обучающихся Челябинской области на
2021–2025 годы».
– Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03 сентября
2019 № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем
дополнительного образования детей».
– Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 02 февраля
2021 № 38 «О внесении изменений в Целевую модель развития региональных
систем дополнительного образования детей, утвержденную приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 03 сентября 2019 № 467».
– Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27 июля 2022
№ 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
– Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от
22 сентября 2021 № 652н «Об утверждении профессионального стандарта
«Педагог дополнительного образования детей и взрослых».
4
– Письмо Министерства просвещения России от 30 декабря 2022 № АБ3924/06 «О направлении методических рекомендаций» (вместе с Методические рекомендации «Создание современного инклюзивного образовательного
пространства для детей с ограниченными возможностями здоровья и детейинвалидов на базе образовательных организаций, реализующих дополнительные общеобразовательные программы в субъектах Российской Федерации»).
– Письмо Минобрнауки РФ от 18.11.2015 №09-3242 «О направлении рекомендаций» (вместе с Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ).
– Закон Челябинской области от 29.08.2013 № 515-30 «Об образовании в Челябинской области».
Документы и локальные акты учреждения:
– Устав МБУДО «ДЮЦ»;
– Программа развития МБУДО «ДЮЦ»;
– Программа воспитания МБУДО «ДЮЦ»;
– Положение МБУДО «ДЮЦ» о дистанционном обучении;
– Положение о системе оценок, форм, порядке и периодичности промежуточной и итоговой аттестации обучающихся.
– Положение о разработке дополнительной общеобразовательной программы
в МБУДО «ДЮЦ»
– Положение об организации образовательного процесса в МБУДО «ДЮЦ».
Программа реализуется на бюджетной основе.
Актуальность программы.
В связи со стремительным изменением и развитием информационной
структуры общества требуется новый подход к формам работы с детьми. Информационная среда должна стать развивающей и вдохновляющей площадкой
для воспитания гармонично развитой личности.
Современные информационные технологии должны стать инструментом
для познания мира и осознания себя в нём, а также средством для продвижения
и распространения созидательных мыслей, целей и задач. Информационные
технологии должны быть использованы во благо себя и окружающего мира.
В значительной мере данная программа строится на актуализации и систематизации имеющегося у детей практического жизненного опыта, взаимодействия в природной и социокультурной среде. Освоение программы способствует развитию информационно-познавательных, практико-созидательных видов компетенций и формированию таких важных личностных качеств,
как коммуникабельность, общая эрудиция, выразительность речи, дисциплинированность и ответственность за порученное дело, что позволит учащимся
максимально проявить свои возможности в избранной деятельности и поможет в профессиональном самоопределении.
Отличительные особенности программы и педагогическая целесообразность. За основу реализации программы взят личностно-ориентированный
5
подход, в центре внимания которого, находится личность подростка, стремящаяся к реализации своих творческих и интеллектуальных возможностей, к
удовлетворению учебно-познавательных запросов.
Программа опирается на следующие педагогические принципы:
– принцип доступности обучения;
– учет возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся;
– учет индивидуального опыта, психологических особенностей, возрастных
характеристик участников программы;
– стимулирование проявления творческой активности и инициативы;
– систематичности и последовательности;
– научности;
– взаимосвязи теории и практики.
Программа рассчитана на обучающихся, не имеющих опыта работы в детских и подростковых медиа направлениях. Содержание программы состоит из
нескольких образовательных модулей, соответствующих современным
направлениям медиа-пространства. В содержании программы предусмотрена
практическая работа с различными нормативно-правовыми источниками.
В реализации программы используются интерактивные педагогические
технологии: игровые, дискуссионные, тренинговые, дистанционные.
Интерактивность заключает в себе постоянную, непрерывающуюся обратную связь между педагогом и воспитанниками, а также взаимодействие
обучающихся на пути достижения общей цели, определенной преподавателем
и осознанной участниками педагогического процесса. Образовательный процесс направлен на развитие самостоятельности обучающихся, интеграцию и
вариативность в применении различных областей знаний.
Самостоятельная работа обучающихся выступает эффективным средством решения образовательно-воспитательных задач. Самостоятельность
учащегося выражается в способности самостоятельно мыслить, ориентироваться в новой ситуации, понимать поставленную задачу и находить способы
решения. Осваивая содержание программы, учащиеся научатся самостоятельно планировать работу сообщества, продвигать новости, создавать контент в группе.
В связи с быстрым развитием и доступностью информационных технологий формы донесения информации обрели новый инструмент – дистанционные технологии. В образовательной среде этот формат может стать хорошим
помощником в освоении учебной программы: изучить дополнительный материал, посмотреть интервью, послушать подкасты, прочитать статьи от экспертов. Программа подразумевает, что учащиеся научатся самостоятельно находить информацию по изучаемой теме.
Учащиеся приобретут знания в области профессиональной деятельности,
получат практический опыт освещения различных событий и мероприятий,
общения со специалистами данного направления.
Программа реализуется во взаимодействии с объединением «Школа Лидер», программами и проектами «Школы Лидер», другими объединениями
6
Детско-юношеского центра, а также Общественной организацией «Общее
дело».
Часть учебного времени отводится на экскурсионные мероприятия,
встречи с интересными людьми различных профессий, участие в конкурсных
мероприятиях ДЮЦ, района, города.
Адресат программы. Программа рассчитана на обучающихся 12-17 лет.
Возрастные особенности обучающихся 12-17 лет.
Подростковый возраст от 11-14 лет. Переход от детства к взрослости составляет главный смысл и специфическое различие этого этапа. Подростковый
период считается «кризисным», такая оценка обусловлена многими качественными сдвигами в развитии подростка. Именно в этом возрасте происходят интенсивные и кардинальные изменения в организации ребенка на пути к биологической зрелости и полового созревания. Анатомо-физиологические сдвиги
в развитии подростка порождают психологические новообразования: чувство
взрослости, развитие интереса к противоположному полу, пробуждение определенных романтических чувств. Характерными новообразованиями подросткового возраста есть стремление к самообразованию и самовоспитанию, полная определенность склонностей и профессиональных интересов.
Старший школьный возраст 15-17 лет (ранняя юность). Главное психологическое приобретение ранней юности — это открытие своего внутреннего
мира, внутреннее «Я». Главным измерением времени в самосознании является
будущее, к которому он (она) себя готовит. Ведущая деятельность в этом возрасте — учебно-профессиональная, в процессе которой формируются такие
новообразования, как мировоззрение, профессиональные интересы, самосознание, мечта и идеалы.
Срок освоения программы. Данная программа рассчитана на время от
четырех месяцев до года, в зависимости от социального заказа.
Общее количество часов по программе. Программа «Медиа-центр»
рассчитана от двух до шести учебных часов в неделю – зависит от социального
заказа.
Форма обучения: очная, с применением дистанционных технологий.
Основными формами реализации программы выступают учебное занятие, лекция, семинар, конференция, практическое занятие, консультация, самостоятельная работа, круглый стол, дискуссия, кейс-технология, беседа, экскурсия, зачет и др.
Программа предусматривает комплексный подход к построению и проведению занятия. Оно должно включать различные формы работы: коллективную, групповую, индивидуальную. Каждая из этих форм имеет свою цель и
систему обучения, но все они тесно связаны друг с другом.
Условия набора. Группы объединения «Медиа-центр» формируются по
разновозрастному принципу на свободной основе по заявлению родителей (законных представителей). Число обучающихся по программе 15 человек. Состав постоянный.
7
Режим занятий. Занятия по программе «Медиа-центр» проводятся 1 раз
в неделю по 2 часа, 72 часа в год из расчета 36 учебных недель. Продолжительность одного часа занятий 45 минут. Занятия проводятся с обязательным
10-минутным перерывом согласно Сан ПиН.
Дистанционное обучение. При введении карантина, режима повышенной
готовности или ЧС программа реализуется с применением дистанционных образовательных технологий. Под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с
применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии учащихся и педагогических работников.
Формы дистанционных образовательных технологий: Вконтакте
(https://vk.com/media_sch); e-mail; оnline тестирование; работа на платформе
«Сферум». При реализации программы используются видео-лекции; мастерклассы; презентации; практические задания, видеоконференции с выполнением заданий в режиме реального времени и т.д. Формат видеоконференций
эффективен при обсуждении проектов, вопросов, вынесенных на обсуждение,
рефлексии.
Целесообразно использовать следующие виды дистанционной активности:
– совместное принятие правил взаимодействия в виртуальном общении и
добровольность их соблюдения;
– виртуальная экскурсия с последующим обсуждением впечатлений в
чате;
– тематические игры;
– дискуссии и др.
Основными принципами применения дистанционного обучения являются:
– принцип интерактивности, выражающийся в возможности постоянных
контактов всех участников учебного процесса с помощью, специализированной информационно-образовательной среды (в том числе, форумы, электронная почта, Интернет-конференции, online-уроки и др.);
– принцип адаптивности, позволяющий легко использовать учебные материалы нового поколения, содержащие цифровые образовательные ресурсы,
в конкретных условиях учебного процесса, что способствует сочетанию разных дидактических моделей проведения уроков с применением дистанционных образовательных технологий и сетевых средств обучения: интерактивных
тестов, тренажеров, лабораторных практикумов удаленного доступа и др.;
– гибкости, дающий возможность участникам учебного процесса работать в необходимом для них темпе и в удобное для себя время;
– принцип модульности, позволяющий использовать ученику и преподавателю необходимые им сетевые учебные курсы (или отдельные составляющие учебного курса) для реализации индивидуальных учебных планов;
8
– принцип оперативности и объективности оценивания учебных достижений обучающихся.
Продолжительность проведения занятия: 45 минут.
При организации интернет-коммуникации педагогу важно уделять значительное внимание системе обратной связи, удобной и комфортной для всех:
чаты и онлайн-конференции для непосредственного общения и видео, фото,
аудио запись результатов заданий и т.д.
Общее количество часов по программе составляет 72 часа.
Цель программы: формирование медиакультуры обучающихся посредством их знакомства с инструментами медиа и применения этих инструментов
в продвижении социальных проектов.
Задачи программы:
Личностные:
- содействовать формированию гуманистических ценностей и эстетического вкуса;
- способствовать формированию ответственного отношения к происходящему вокруг;
- содействовать воспитанию культуры общения в коллективе.
Предметные:
- ознакомить с основами медиа;
- научить создавать социально значимую информационную продукцию в
различных форматах: текст, фото, графика, видео, аудио;
- выработать навыки ориентирования в современном информационном и
культурно образовательном пространстве;
Метапредметные:
- развивать умение анализировать, обобщать, классифицировать и систематизировать;
- содействовать развитию внимания, речи, коммуникативных способностей;
- развивать умение работать в режиме творчества.
Ожидаемые результаты
(предметные, метапредметные, личностные)
Личностные результаты
Предметные результаты
1 год обучения
- сформированность гуманистических ценностей и эстетического вкуса;
- сформированность ответственного отношения к происходящему вокруг;
- воспитание культуры общения в коллективе.
- ознакомление с основами медиа;
9
Метапредметные
таты
- развито умение создавать социально значимую информационную продукцию в различных форматах: текст, фото,
графика, видео, аудио;
- выработаны навыки ориентирования в современном информационном и культурно образовательном пространстве;
резуль- - развиты умение анализировать, обобщать, классифицировать и систематизировать;
- развиты внимание, речь, коммуникативные способности;
- развито умение работать в режиме творчества
Оценка эффективности реализации программы. С целью оценки знаний, умений, навыков, полученных обучающимися в процессе освоения программы, педагогом проводится входная диагностика, осуществляется текущий
контроль, промежуточная и итоговая аттестация на основании «Положения о
системе оценок, форм, порядке и периодичности промежуточной и итоговой
аттестации обучающихся Муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Детско-юношеский центр г. Челябинска».
Входная диагностика проводится на первом занятии в форме устного
опроса. Текущий контроль проводится с целью отслеживания уровня освоения
предметной и метапредметной областей, личностного обучающихся в рамках
реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы.
Периодичность и порядок текущего контроля осуществляется в течение
года по каждой изученной теме (разделу) дополнительной общеобразовательной программы.
Промежуточная аттестация обучающихся проводится как оценка результатов обучения за определённый промежуток учебного времени – полугодие,
год (в период с 15 по 30 декабря и с 15 по 30 апреля) и включает в себя проверку теоретических знаний и практических умений и навыков.
Итоговая аттестация обучающихся проводится по окончании обучения по
дополнительной общеобразовательной программе.
Промежуточная и итоговая аттестация проходит в форме тестов.
Разработаны критерии оценивания уровня освоения программы обучающимися на предметном, метапредметном и личностном уровнях, материалы
представлены в разделе «Мониторинг».
По итогам освоения общеобразовательной программы обучающимся выдается Свидетельство о дополнительном образовании детей (при условии, что
они полностью освоили общеобразовательную программу и успешно прошли
итоговую аттестацию).
Способы определения результативности освоения программы
Вид результата
Результаты личностные
Способы оценивания
Анализ мотива прохождения обучения.
Анкетирование учащихся.
10
Наблюдение за участием в проектах и мероприятиях.
Результаты обучения
Результаты
метапредметные
Анализ работ.
Устный опрос (беседа, собеседование).
Подсчет количества выполненных работ и числа побед в
конкурсах по профилю деятельности объединения. Анализ
участия в конкурсах.
Наблюдение за использованием знаний в практической
работе.
Педагогический контроль: входной (форма – беседа); текущий (основная форма – наблюдение, собеседование, участие
в обсуждении работ; итоговый (основная форма – участие в
круглом столе).
Вариативный учебно-тематический план
№
п/п
1.
1.1
1.2
1.3
1.4
1.5
1.6
1.7
1.8
1.9
2.
2.1
2.2
2.3
2.4
2.5
Название разделов и тем
Количество часов
Всего
Теория Практика
Вводное занятие. Инструктаж по 1
1
технике безопасности. Введение
в образовательную программу.
Раздел 1. Создание фотогра14
5
9
фии
Экспозиция фотографии
1
1
Свет в фотографии – естествен- 1
1
ный свет, светотеневой рисунок,
виды искусственного освещения
Композиция в фотографии - ос- 2
1
1
новные правила
Композиция в фотографии - ли- 1
1
нии, позиция, геометрическая
форма
Композиция в фотографии - ба- 2
1
1
ланс и динамика
Композиция в фотографии - пер- 2
1
1
спектива
Композиция в фотографии 2
1
1
свет и цвет в композиции
Жанры фотографии - общий об- 1
1
зор жанров фотографии
Итоговое занятие раздела «Со2
2
здание фотографии»
Раздел 2. Создание видео
Постановка кадра, эпизода
Монтаж видео
Кадр – композиция, освещение,
съемка
Основы разработки сценариев
Разработка структуры видео
18
2
2
2
7
1
1
1
2
2
2
Формы аттестации/
контроля
Беседа
Создание портфолио по итогам раздела
11
1
1
1
2
11
2.6
2.7
3.
3.3
3.4
3.5
3.6
3.7
3.8
4.
4.1
4.2
4.3
4.4
4.5
4.6
4.7
4.8
5.
5.1
5.2
5.3
5.4
5.5
5.6
Работа над собственным видео
Итоговое занятие раздела «Создание видео»
Раздел 3. Информационная
безопасность
Манипуляции в рекламе
Воронки и скрипты продаж - манипуляции
Профилактика цифрового слабоумия
Проверка информации, или
фактчекинг
Итоговое занятие раздела «Информационная безопасность»
4
4
1
1
3
3
10
4
6
3
2
1
1
2
1
2
1
1
2
1
1
Промежуточная аттестация за
первое полугодие
Раздел 4. Основы копирайтинга
Что такое копирайтинг
Виды и типы текстов
Тексты для социальных медиа
Хороший заголовок — половина
успеха
Приемы по созданию хорошего
текста
Редактура
Основные ошибки в написании
статьи
Итоговое занятие раздела «Основы копирайтинга»
1
-
1
14
5
9
1
1
1
1
1
1
3
1
2
3
2
1
2
2
2
1
1
Раздел 5. Правила создания
презентаций
Дизайн для «недизайнеров»
Текст и другие объекты на слайдах презентации
Анимация и эффекты в презентации
Программы и приложения для
создания презентаций
Примеры интересных презентаций
Итоговое занятие раздела «Правила создания презентаций»
7
2
5
1
1
1
2
1
1
1
Создание видео по
итогам раздела
Защита творческих
работ – «Безопасность в современной информационной среде»
Тестирование
1
1
Написание статьи
«Что такое копирайтинг»
1
1
1
1
1
1
1
1
Разработка своей
презентации на
тему «Правила создания презентаций»
12
6.
Раздел 6. Продвижение в соци- 7
альных сетях, SMM (social
media marketing)
3
6.1
6.2
6.3
6.4
Цели, задачи сообщества
Виды контента
Создание контент-плана
Бесплатная раскрутка сообщества
Наполнение сообщества
Дизайн сообщества, работа в
приложении Canva Администрирование сообщества
Итоговое занятие раздела «Продвижение в социальных сетях
SMM (social media marketing)»
Итоговая аттестация
Итого часов:
1
1
6.5
6.6
6.7
7.
1
1
1
1
4
1
1
1
1
1
1
1
-
1
Создание и раскрутка сообщества
1
72
26
1
46
Тестирование
Содержание программы. 1 год обучения
Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности. Введение в образовательную программу.
Теория: Знакомство с детьми. Инструкция по пожарной безопасности, инструкция по электробезопасности, по правилам дорожно-транспортной безопасности. Планирование работы объединения на учебный год.
Раздел 1. Создание фотографии.
Тема 1. Экспозиция фотографии.
Теория: что такое экспозиция, как этот параметр изменять.
Практика: изменение экспозиции на фото.
Тема 2. Свет в фотографии – естественный свет, светотеневой рисунок, виды искусственного освещения.
Теория: виды света на фотографии.
Практика: создание фото с разными видами света.
Тема 3. Композиция в фотографии - основные правила.
Теория: правила композиции в фотографии.
Практика: создание композиции на фото.
Тема 4. Композиция в фотографии - линии, позиция, геометрическая
форма.
Теория: линии, позиция, геометрическая форма на фотографии.
Практика: создание фото.
Тема 5. Композиция в фотографии - баланс и динамика.
Теория: баланс и динамика на фото.
Практика: создание фото.
Тема 6. Композиция в фотографии – перспектива.
Теория: перспектива на фотографии.
Практика: создание фото.
13
Тема 7. Композиция в фотографии - свет и цвет в композиции.
Теория: свет и цвет в композиции на фотографии.
Практика: создание фото.
Тема 8. Жанры фотографии - общий обзор жанров фотографии.
Практика: общий обзор жанров фотографии.
Раздел 2. Создание видео
Тема 1. Постановка кадра, эпизода.
Теория: правила постановки кадра, эпизода.
Практика: постановка кадра, эпизода.
Тема 2. Монтаж видео.
Теория: правила монтажа видео.
Практика: монтаж видео.
Тема 3. Кадр – композиция, освещение, съемка.
Теория: что такое композиция, освещение, съемка на видео.
Практика: создание видео с применением композиции и освещения.
Тема 4. Основы разработки сценариев.
Теория: основы разработки сценариев
Практика: разработка собственного сценария.
Тема 5. Разработка структуры видео.
Теория: как разработать структуру видео.
Практика: разработка структуры видео.
Тема 6. Работа над собственным видео.
Практика: работа над собственным видео.
Раздел 3. Информационная безопасность.
Тема 1. Манипуляции в рекламе.
Теория: основные виды манипуляции в рекламе.
Практика: разбор основных видов манипуляции.
Тема 2. Воронки и скрипты продаж – манипуляции.
Теория: что такое воронки и скрипты продаж, основные манипуляции.
Практика: разбор основных видов манипуляции в скриптах продаж.
Тема 3. Профилактика цифрового слабоумия.
Теория: что такое цифровое слабоумие, как этого избежать.
Практика: упражнение на развитие мозга.
Тема 4. Проверка информации, или фактчекинг
Теория: что такое «фактчекинг».
Практика: проверка и анализ информации.
Промежуточная аттестация за первое полугодие. Тестирование.
Раздел 4. Основы копирайтинга.
Тема 1. Что такое копирайтинг.
Теория: обзор профессии копирайтер – основные обязанности,
14
что входит в работу копирайтера.
Практика: создание первого текста.
Тема 2. Виды и типы текстов.
Теория: виды и типы текстов.
Практика: создание текстов разных видов.
Тема 3. Тексты для социальных медиа.
Теория: особенности создания текстов для социальных медиа.
Практика: создание текстов для социальных медиа
Тема 4. Хороший заголовок — половина успеха.
Теория: как хороший заголовок влияет на весь текст.
Практика: написание интересных заголовков.
Тема 5. Приемы по созданию хорошего текста.
Теория: приемы создания хорошего текста
Практика: написание текстов.
Тема 6. Редактура.
Теория: что такое редактура, основные правила.
Практика: редактура текстов.
Тема 7. Основные ошибки в написании статьи.
Теория: какие ошибки бывают в написании статей.
Практика: разбор ошибок в своих текстах.
Раздел 5. Правила создания презентаций.
Тема 1. Дизайн для недизайнеров.
Теория: основные правила дизайна для новичков.
Практика: создание собственного дизайна группы.
Тема 2. Текст и другие объекты на слайдах презентации.
Теория: размещение объектов на слайдах, правила работы с текстом,
шрифтами в презентации.
Практика: работа с объектами презентации.
Тема 3. Анимация и эффекты в презентации.
Теория: виды анимаций в презентации, в каких случаях и когда
использовать.
Практика: работа с анимацией в презентации.
Тема 4. Программы и приложения для создания презентаций.
Теория: виды программ для создания презентаций.
Практика: работа в этих программах.
Тема 5. Примеры интересных презентаций.
Теория: поиск и изучение примеров интересных презентаций.
Раздел 6. Продвижение в социальных сетях, SMM (social media
marketing).
Тема 1. Цели, задачи сообщества.
Теория: постановка целей и задач сообщества, стратегия сообщества.
Практика: разработка своего сообщества.
15
Тема 2. Виды контента.
Теория: какой бывает контент, типы постов, цель разных постов.
Практика: создание постов.
Тема 3. Создание контент-плана.
Теория: что такое контент-план, для чего он нужен, составление календаря контент-плана.
Практика: создание контент-плана сообщества.
Тема 4. Бесплатная раскрутка сообщества.
Теория: как раскрутить, популяризировать сообщество, не вкладывая финансов, инструменты раскрутки.
Практика: раскрутка сообщества.
Тема 5. Наполнение сообщества.
Теория: содержание сообщества, материалы, контент.
Практика: наполнение сообщества разными материалами.
Тема 6. Дизайн сообщества.
Теория: основные правила дизайна сообщества, примеры интересных сообществ, основной инструментарий программ и приложений по дизайну.
Практика: установка приложений и программ.
Тема 7. Администрирование сообщества.
Теория: основные правила администрирования сообщества, что входит в
обязанности администратора сообщества.
Практика: администрирование сообщества.
Итоговое занятие. Итоговая аттестация.
Практика: Защита творческих работ. Подведение итогов года.
План воспитательной работы
№ п/п
Дата проведения
Содержание мероприятия
1.
Сентябрь
Мероприятия в ГКУК
«Челябинская областная универсальная научная
библиотека» по направленности информационных технологий
Участие в мероприятиях, посвященных празднованию «Дня учителя»
Экскурсия в Музей трудовой и боевой славы
(Музей ЧТЗ)
Участие в мероприятиях, посвященных празднованию «Нового года»
Музей бывших малолетних узников фашизма,
МБОУ «СОШ № 75 г. Челябинска»
Музей памяти воинов-интернационалистов
Октябрь
Ноябрь
Декабрь
Январь
Февраль
16
Март
Апрель
Май
Мероприятия в ГКУК
«Челябинская областная универсальная научная
библиотека» по направленности информационных технологий
Мероприятия в ГКУК
«Челябинская областная универсальная научная
библиотека» по направленности информационных технологий
Участие в мероприятиях, посвященных празднованию «Дня Победы»
Методическое обеспечение программы
Наименование
раздела (тема
учебно-тематического плана)
Формы организации
учебно-воспитательного
процесса
Вводное заня- Учебное
тие. Инструк- нятие
таж по технике
безопасности.
Введение в образовательную
программу.
Раздел 1. Про- Учебное
движение в со- нятие
циальных сетях,
SMM
(social media
marketing)
Формы органи- Методы
зации деятельности обучающихся
Первый год обучения
за- Фронтальная
Репродуктивные:
- словесные:
рассказ, беседа, объяснение;
- наглядные:
иллюстрация,
демонстрация.
за- Фронтальная,
Репродуктивгрупповая, ин- ные:
дивидуальная,
- словесные:
работа в парах. рассказ, беседа, объяснение;
- наглядные:
иллюстрация,
демонстрация;
Дидактический
Формы подведекомплекс, обору- ния итогов по
дование
разделу (теме)
Беседа
1. Оборудование
(компьютер).
2. Наглядность:
таблицы, схемы,
видеоматериалы и
т.п.
3. Дидактические
пособия (раздаточный материал).
Создание и раскрутка сообщества
17
Раздел 2. Пра- Учебное
вила создания нятие
презентаций
Раздел 3. Основы копирайтинга
Учебное
нятие
-практические:
практическая
работа, упражнения, дидактические игры.
Продуктивные:
дискуссия,
- проблемное
изложение,
- частично-поисковый.
за- Фронтальная,
Репродуктивгрупповая, ин- ные:
дивидуальная,
- словесные:
работа в парах. рассказ, беседа, объяснение;
- наглядные:
иллюстрация,
демонстрация;
-практические:
практическая
работа, упражнения, дидактические игры.
Продуктивные:
дискуссия,
- проблемное
изложение,
- частично-поисковый.
за- Фронтальная,
Репродуктивгрупповая, ин- ные:
дивидуальная,
- словесные:
работа в парах. рассказ, беседа, объяснение;
- наглядные:
иллюстрация,
демонстрация;
-практические:
практическая
работа, упражнения, дидактические игры.
Продуктивные:
дискуссия,
- проблемное
изложение,
- частично-поисковый.
4. Учебные пособия, учебная литература.
1. Оборудование
(компьютер).
2. Наглядность:
таблицы, схемы,
видеоматериалы и
т.п.
3. Дидактические
пособия (раздаточный материал).
4. Учебные пособия, учебная литература.
Разработка
своей презентации на тему
«Правила создания
презентаций»
1. Оборудование
(компьютер).
2. Наглядность:
таблицы, схемы,
видеоматериалы и
т.п.
3. Дидактические
пособия (раздаточный материал).
4. Учебные пособия, учебная литература.
Написание статьи «Что такое
копирайтинг»
18
Раздел 4. Создание фотографии
Учебное
нятие
Раздел 5. Создание видео
Учебное
нятие
Раздел 6. Информационная
безопасность
Учебное
нятие
за- Фронтальная,
Репродуктивгрупповая, ин- ные:
дивидуальная,
- словесные:
работа в парах. рассказ, беседа, объяснение;
- наглядные:
иллюстрация,
демонстрация;
-практические:
практическая
работа, упражнения, дидактические игры.
Продуктивные:
дискуссия,
- проблемное
изложение,
- частично-поисковый.
за- Фронтальная,
Репродуктивгрупповая, ин- ные:
дивидуальная,
- словесные:
работа в парах. рассказ, беседа, объяснение;
- наглядные:
иллюстрация,
демонстрация;
-практические:
практическая
работа, упражнения, дидактические игры.
Продуктивные:
дискуссия,
- проблемное
изложение,
- частично-поисковый.
за- Фронтальная,
Репродуктивгрупповая, ин- ные:
дивидуальная,
- словесные:
работа в парах. рассказ, беседа, объяснение;
- наглядные:
иллюстрация,
демонстрация;
-практические:
практическая
1. Оборудование
(компьютер).
2. Наглядность:
таблицы, схемы,
видеоматериалы и
т.п.
3. Дидактические
пособия (раздаточный материал).
4. Учебные пособия, учебная литература.
Создание портфолио из трех
лучших фото
1. Оборудование
(компьютер).
2. Наглядность:
таблицы, схемы,
видеоматериалы и
т.п.
3. Дидактические
пособия (раздаточный материал).
4. Учебные пособия, учебная литература.
Создание видео
по итогам раздела
1. Оборудование
(компьютер).
2. Наглядность:
таблицы, схемы,
видеоматериалы и
т.п.
3. Дидактические
пособия (раздаточный материал).
4. Учебные пособия, учебная литература.
Защита творческих работ «Безопасность в информационной
среде»
19
Итоговое занятие.
Учебное
нятие
за- Фронтальная,
индивидуальная.
работа, упражнения, дидактические игры.
Продуктивные:
дискуссия,
- проблемное
изложение,
- частично-поисковый.
Репродуктивные:
- словесные:
рассказ, беседа, объяснение;
- наглядные:
иллюстрация,
демонстрация.
1. Оборудование
(компьютер),
2. Наглядность:
таблицы, схемы,
видеоматериалы и
т.п.
Тестирование
20
Материально-техническое обеспечение программы
№ п/п
Наименование основного оборудования
Кол-во единиц
1. Технические средства обучения
1.
Персональный компьютер (рабочее место
педагога) Acer
1
2.
Внешний накопитель информации
1
3.
Зеркальная цифровая фотокамера Nicon
D5200
Smart Проектор Rombica Ray Quant
MPR-M480
2. Информационно-коммуникационные средства
(программные средства)
1
1.
Операционная система Windows 8
1
2.
Программа-архиватор WinRAR
1
3.
Мультимедиа проигрыватель, входящий в
состав операционной системы
1
4.
1
3. Мебель
1.
Стол
6
2.
3.
Стулья
Аудиторная доска (для письма фломастером
и мелом)
10
2
4.
Шкафы для хранения оборудования
2
Кадровое обеспечение программы
Реализацию программы обеспечивает педагог дополнительного образования, специалист в данной области знаний.
21
Мониторинг освоения образовательной программы
Название раз-
Форма аттестации
дела
Уровень освоения программы
Низкий
Средний
Высокий
Раздел 1. Со-
Создание портфо-
Фотографии
Фотографии
Фотографии
здание фото-
лио с фото по ито-
низкого каче-
разного каче-
высоко каче-
графии
гам раздела
ства, в порт-
ства, портфо-
ства, есть
фолио не
лио оформ-
идея, портфо-
прослежива-
лено в едином
лио оформ-
ется общая
стиле
лено в общем
идея
стиле
Раздел 2. Со-
Создание видео по
Видео низ-
Видео сред-
Видео высо-
здание видео
итогам раздела
кого каче-
него качества,
кого качества,
ства, не ис-
есть идея, но
есть дорабо-
пользуются
она не дора-
танная идея
переходы,
ботана
нет структуры, общей
идеи
Раздел 3. Ин- Защита творческих
Работа вы-
Материал вос- Материал вос-
формацион-
работ – «Безопас-
полнена
питанником
питанником
ная безопас-
ность в современ-
слабо, мате-
усвоен, но в
освоен, в
ность
ной информацион-
риал ребен-
творческой
творческой
ной среде»
ком не
работе не от-
работе все от-
усвоен
ражено
ражено
Раздел 4. Ос-
Написание статьи
Правила
Правила
Правила напи-
новы копи-
«Что такое копи-
написания
написания
сания статей
райтинга
райтинг»
статей не со-
статей соблю-
соблюдены,
блюдены,
дены, текст
текст соответ-
текст не соот- соответствует
ствует требо-
ветствует
требованиям,
ваниям, про-
требованиям
но не просле-
слеживается
оформления
общая идея
текста
22
живается общая идея текста
Раздел 5.
Разработка своей
Правила вос-
Правила со-
Правила со-
Правила со-
презентации на
питанником
здания воспи-
здания воспи-
здания пре-
тему «Правила со-
не освоены
танником
танником
зентаций
здания презента-
освоены, но
освоены, име-
ций»
отсутствует
ется творче-
творческий,
ский, креатив-
креативный
ный подход к
подход к со-
созданию пре-
зданию пре-
зентации
зентации
Раздел 6.
Создание и рас-
Общество со-
Общество со-
Общество со-
Продвиже-
крутка сообщества
здано, но нет
здано, есть
здано, есть об-
ние в соци-
оформления,
общее оформ-
щее оформле-
альных се-
цели и стра-
ление, нет
ние, цель и
тях, SMM
теги
цели и стра-
стратегя
(social media
теги
marketing)
23
Список литературы для педагога
1.
Бондаренко Е.А. Творческий проект как элективный курс Образовательные технологии XXI века ОТ’07 / под ред. С.И. Гудилиной, К.М. Тихомировой, Д.Т. Рудаковой. М., 2007 С. 188-194.
2.
Бондаренко Е.А. Формирование медиакультуры подростков как
фактор развития информационной образовательной среды // Образовательные
технологии XXI века / ред. С.И. Гудилина.
3.
Волков И.П. Приобщение школьников к творчеству: из опыта работы. -М.: Просвещение, 2002 – 144 с.
4.
Медиакультура. Программа для 1-11 кл. // Основы экранной культуры. Медиакультура: сб. программ / под ред. Ю.Н. Усова. М., МИПКРО,
1996.
5.
Мурюкина Е.В. Медиаобразование старшеклассников на материале прессы. Таганрог: Изд-во Ю.Д. Кучма, 2006 200 c.
6.
Питер Коуп – «Азбука фотосъемки для детей: Цифровые и пленочные камеры», Арт-Родник, 2006 г.
7.
Поличко Г.А. Изучение монтажа на медиаобразовательных занятиях // Медиаобразование. 2005, № 4 С.40-48.
8.
СМИ в пространстве Интернета: Учебное пособие / Лукина М.М,,
Фомичева И.Д. – М.: Факультет журналистики МГУ им. М.В. Ломоносова,
2005. – 87 с.
Список литературы для обучающихся
1. Агафонов А.В. , Пожарская С.Г. // Фотобукварь. М. , 1993, - 200с.
2. Андерес Г.Ф., Панфилов Н.Д.. «Справочная книга кинолюбителя» (под
общей редакцией Д.Н. Шемякина) – Лениздат, 1977 г.
3. Бабкин Е.В., Баканова А.И. //Фото и видео. М.,Дрофа, 1995, - 380с.
4. Гурский Ю., Корабельникова Г. Photoshop7.0. Трюки и эффекты - Спб.:
Питер, 2002
5. Игры для интенсивного обучения / Под ред. В.В. Петрусинского. М.,
1991.
6. Кеворков В.В. Рекламный текст. М., 1996.
7. Кишик А.Н. Adobe Photoshop 7.0. Эффективный самоучитель
8. Кожина М.Н. Стилистика русского языка. -М., 1983
9. Курский Л.Д., Фельдман Я.Д. //Иллюстрированное пособие по обучению фотосъемке. Практическое пособие. М., Высшая школа, 1991, 160 с.
10.Розенталь Д.Э. Практическая стилистика русского языка. М., 1974.
11.Розенталь Д.Э., Голуб И.Б. Занимательная стилистика. – М., 1988
Интернет-источники:
Сайт РДДМ https://будьвдвижении.рф
Медиашкола НКО http://schoolnko.ru/
Online библиотеки, каталоги: http://journalism.narod.ru/
Библиотека журналиста http://www.infohome-altai.ru/node/143
Книги для журналистов http://jurnalisti.clan.su/publ/
Каталог статей журналистам www.evartist.narod.ru/ 20
Сайт,
посвященный
журналистике,
рекламе
и
PR
http://www.mediasprut.ru/media/media.shtml
8. ПлешаковВ.А. Методические рекомендации по информационно-медийному направлению деятельности Российского движения школьников.
https://docplayer.ru/27167822-Metodicheskie-rekomendacii-poinformacionno-mediynomunapravleniyu-deyatelnosti-rossiyskogo-dvizheniyashkolnikov.html
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
25
Приложение: тесты, вопросники по темам, оценочные листы, конспект
занятия, методические рекомендации и пр.
Приложение 1.
Тест по фотографии
Вопрос 1. От каких трёх настроек зависит экспозиция фотографии?
1. ручной автофокус, диафрагма, ISO
2. ISO, баланс белого, выдержка
3. точка фокусировки, диафрагма, ISO
4. выдержка, диафрагма, ISO
Вопрос 2. На что ещё (кроме яркости) влияет время выдержки?
1. на степень размытия фона
2. на заморозку движущихся предметов в кадре
3. на цветовую гамму фотографии
4. на приближение/отдаление предметов в кадре
5. на появление цветовых пятен и зернистости на фото
Вопрос 3. Какую настройку очень важно скорректировать, когда мы фотографируем детей, бегающих или играющих в игрушки?
1.
2.
3.
4.
уменьшить выдержку, чтобы заморозить движения детей в кадре
увеличить диафрагму, чтобы сильно размыть фон
поставить автоматический баланс белого, чтобы сделать сбалансированные цвета
переключить объектив в режим ручной фокусировки, чтобы самостоятельно определять, что в кадре должно быть резким, а что – размытым
Вопрос 4. При каком соотношение мощности рисующего и заполняющего света объём
на лице модели будет наилучшим?
1. когда мощность рисующего света на одну-две ступени больше мощности заполняющего света
2. когда мощности рисующего и заполняющего света равны
3. когда мощность заполняющего света равна нулю (или почти нулю)
Вопрос 5. Моделирующий свет помогает фотографу:
1. нарисовать основные элементы фотографируемой сцены или лица модели
2. отделить модель от фона, создать эффектные блики на волосах модели
3. подсветить фон, сделав окружение модели более ярким и впечатляющим
Вопрос 6. Радужные блики на фотографии появляются:
1. когда фотографируют в контровом свете
2. когда используют подсветку фона
3. когда используют сплит-схему освещения
4. когда используют одинаковый по мощности рисующий и заполняющий свет
Вопрос 7. Глубина кадра повышается, если на фото:
1. присутствует множество предметов, которые формируют так называемый ритм
2. присутствуют сходящиеся диагонали
52
3. присутствует разделение планов с помощью размытия фона и предметов переднего плана
Вопрос 8. Как лучше располагать на фотографии модель, смотрящую в сторону, чтобы
композиция смотрелась гармонично:
1. лучше расположить модель по центру кадра
2. лучше расположить модель так, чтобы перед моделью оставалось побольше пространства, чем за ней
3. лучше расположить модель подальше от центра, чтобы создавалось ощущение
неравновесия в кадре
Вопрос 9. Что является принципиальным достоинством RAW-фотографии перед
JPEG-фотографией?
1. возможность восстанавливать детали в светах и тенях, если по яркости фотография сделана не совсем идеально или если динамический диапазон фотографируемой сцены был немного шире динамического диапазона фотоаппарата
2. попиксельная запись фотографии, позволяющая более точно производить последующую обработку фотографии в фоторедакторе
3. оба выше перечисленных варианта
Вопрос 10. Почему так сложно восстанавливать детали в светах и тенях на JPEG-фотографии, если кадр по яркости сделан не совсем идеально или если динамический диапазон фотографируемой сцены был немного шире динамического диапазона фотоаппарата?
1. потому что JPEG-фотографии, в отличие от RAW-фотографий, записываются не
попиксельно, а блочно
2. потому что JPEG-фотографии записывают меньшее количество цветовых вариаций, чем RAW-фотографии
3. потому что JPEG-фотография может содержать только 256 градаций яркости
27