1
ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОГРАММЫ
o
«Марья-искусница»
o
Педагога дополнительного образования Валитова М.А.
o
Тип программы модифицированная
o
Образовательная область декоративно-прикладное искусство
(профильная или многопрофильная: естествознание, математика,
искусство, словесность, социальная практика, культурология)
o
Направленность деятельности художественная
o
Способ освоения содержания образования репродуктивный,
эвристический, творческий
o
Уровень освоения содержания образования общекультурный
o
Уровень реализации программы начальное, основное и среднее
образование
o
Форма реализации групповая
o
Продолжительность реализации 3 года
o
Форма организации содержания и процесса педагогической
деятельности
модульная
1. Комплекс основных характеристик программы
2
1.1Пояснительная записка
Направленность программы
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
художественной направленности «Марья-искусница» разработана в 2007 г.,
корректируется ежегодно. Дополнительная образовательная программа
«Марья-искусница» являясь прикладной, носит практико-ориентированный
характер и направлена на овладение обучающимися основными приёмами
бисероплетения. Обучение по данной программе создаёт благоприятные
условия для интеллектуального и духовного воспитания личности ребенка,
социально-культурного и профессионального самоопределения, развития
познавательной активности и творческой самореализации воспитанников.
В настоящее время актуальной стала проблема сохранения культурной и
исторической самобытности России, национальных традиций, незыблемых
нравственных ценностей народа. Бисероплетение – забытое искусство, в
последние годы находит все больше поклонников. Искусство изготовления
украшений из мелких бусин, бисера, стекляруса – низание, один из очень
интересных видов народного творчества. Декоративно-прикладное искусство
органично вошло в современный быт и продолжает развиваться, сохраняя
национальные традиции в целостности. Оно содержит в себе огромный
потенциал для освоения культурного наследия, так как донесло до
сегодняшнего дня практически в неискаженном виде характер духовнохудожественного постижения мира.
Программа направлена на общее эстетическое развитие личности
ребёнка, рассчитана на 3 года обучения и предназначена для детей от 7 до 18
лет, в том числе для детей с ограниченными возможностями здоровья.
Дополнительная
общеобразовательная
программа
творческого
объединения «Марья-искусница» составлена в соответствии с современными
нормативно-правовыми документами:
– Конвенция ООН «О правах ребёнка», одобренная Генеральной Ассамблеей
ООН 20.11 1989г.
– Федеральный закон от 29 декабря 2012 № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации» (ред. от 17.02.2023) (с изм. и доп., вступ. в силу с
28.02.2023).
– Национальный проект «Образование» (утв. президиумом Совета при
Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам
(протокол от 24 декабря 2018 г.№16) «Успех каждого ребёнка», «Цифровая
образовательная среда», «Молодые профессионалы», «Социальная
активность»/
– Распоряжение Правительства РФ от 31 марта 2022 № 678-р «Об
утверждении Концепции развития дополнительного образования детей до
2030 г. и плана мероприятий по ее реализации».
– Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28
сентября 2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
3
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
– Приказ Министерства образования и науки Челябинской области от
30.12.2020 № 01/2795 «Об утверждении Концепции развития региональной
системы воспитания и социализации обучающихся Челябинской области на
2021–2025 годы».
– Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03 сентября
2019 № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных
систем дополнительного образования детей».
– Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 02 февраля
2021 № 38 «О внесении изменений в Целевую модель развития региональных
систем дополнительного образования детей, утвержденную приказом
Министерства просвещения Российской Федерации от 03 сентября 2019 №
467».
– Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27 июля
2022 № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам».
– Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации
от 22 сентября 2021 № 652н «Об утверждении профессионального стандарта
«Педагог дополнительного образования детей и взрослых».
– Письмо Министерства просвещения России от 30 декабря 2022 № АБ3924/06 «О направлении методических рекомендаций» (вместе с
Методические рекомендации «Создание современного инклюзивного
образовательного пространства для детей с ограниченными возможностями
здоровья и детей-инвалидов на базе образовательных организаций,
реализующих дополнительные общеобразовательные программы в субъектах
Российской Федерации»).
– Письмо Минобрнауки РФ от 18.11.2015 №09-3242 «О направлении
рекомендаций»
(вместе
с
Методическими
рекомендациями
по
проектированию дополнительных общеразвивающих программ).
– Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025
года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от
29 мая 2015 г. № 996-р);
– Закон Челябинской области от 29.08.2013 № 515-30 «Об образовании в
Челябинской области».
Документы и локальные акты учреждения:
– Устав МБУДО «ДЮЦ»;
– Программа развития МБУДО «ДЮЦ»;
– Программа воспитания МБУДО «ДЮЦ»;
– Положение МБУДО «ДЮЦ» о дистанционном обучении;
– Положение о системе оценок, форм, порядке и периодичности
промежуточной и итоговой аттестации обучающихся.
4
– Положение о разработке дополнительной общеобразовательной программы
в МБУДО «ДЮЦ»
– Положение об организации образовательного процесса в МБУДО «ДЮЦ».
Актуальность программы
Актуальность программы «Марья-искусница» заключается в том, что она
не дублирует ни одну из программ и, являясь существенным дополнением в
решении важнейших развивающих, воспитательных и образовательных задач
педагогики, призвана научить детей не только репродуктивным путём
осваивать сложные трудоёмкие приёмы и различные техники
бисероплетения, но и побудить творческую деятельность, направленную на
постановку и решение проблемных ситуаций при выполнении работы.
В программе прослеживаются межпредметные связи с другими
образовательными областями. Так, изучая основы материаловедения,
учащиеся пользуются знаниями, полученными на уроках окружающего мира,
физики, химии. При выполнении схем бисероплетения, эскизов изделий,
работе над композицией применяются знания из областей черчения,
рисования, математики. Отражает общую тенденцию к возрождению
народного творчества, опираясь при этом на русскую традицию проведения
досуга и воспитания девочек в семье, формировании привычки использовать
свободное время для повышения общекультурного уровня, и возможности
приобщения воспитанников с раннего возраста к миру декоративноприкладного искусства. Декоративно-прикладное искусство органично вошло
в современный быт и продолжает развиваться, сохраняя национальные
традиции в целостности.
Бисероплетение– это продуктивная деятельность, а именно – творческий
труд. Здесь ребенок выступает в роли создателя чего-либо нового, полезного
и красивого.
Все это готовит их к будущей жизни. Очень важно с самых ранних лет
научить детей видеть, понимать красоту рукотворных работ. И быть творцом
этой красоты. Не стесняться, уметь рассказать и показать свои таланты. У
него не только развивается координация движений, мелкая моторика рук,
вырабатывается усидчивость и внимание, терпение и аккуратность, но и
формируются его личностные качества через развитие его творческих
способностей.
Педагогическая целесообразность программы состоит в том, что в
процессе её реализации обучающиеся овладевают знаниями, умениями,
навыками, которые направлены на разрешение проблем взаимоотношений
человека (ребёнка) с культурными ценностями, осознанием их
приоритетности.
Отличительные особенности программы.
Отличительной особенностью данной программы является ее
практическая часть, дифференцированная для детей с различными
возможностями здоровья.
5
Освоение
содержания
дополнительной
общеобразовательной
программы «Марья-искусница»:
- обеспечивает приобретение необходимых практических навыков работы с
бисером детьми с ограниченными возможностями здоровья;
- способствует их социализации и адаптации к жизни в обществе;
- формирует общую культуру обучающихся.
Обучение по программе начинается с основ бисероплетения и
изготовления простейших плоских фигурок на проволоке. В программе
первой ступени предусмотрено знакомство с историей бисероплетения и
современными направлениями этого рукоделия, изучение условных
обозначений, схем, свойств материала, инструментами. Дети перенимают от
педагога необходимые умения: постановка рук, правильный выбор
материалов и инструментов и так далее. Дети учатся правилам безопасного
поведения и безопасности труда, приемам бисероплетения, алгоритмам
изготовления изделий, работе со схемами. Приобретают позитивный опыт
собственного художественного труда. Она даёт возможность приобрести
различные умения и навыки по бисероплетению, получить готовое изделие в
короткий срок.
Техника плетения постепенно усложняется, расширяются теоретические
знания детей в области бисероплетения, формируются умения выполнять
изделия различными способами и методами. Мы не только изучаем
технологию бисероплетения, но и развиваем образное мышление,
содействуем поиску детьми творческих решений.
Программа предусматривает связи с предметами школьной программы:
изобразительным творчеством, мировой художественной культурой,
технологией, литературой.
Адресат программы
Программа рассчитана на обучающихся от 7 до 18 лет.
Возрастные особенности младшего школьного возраста.(7-10 лет) .
У младшего возраста еще недостаточно развита мускулатура рук, мелкая
моторика рук, нет необходимой координации движений, слабо развит
глазомер. Данные обстоятельства требуют от педагога, кроме фронтального
инструктажа, широко использовать индивидуальный инструктаж.
Изготовление изделий строится на различном уровне трудности: по образцу,
простейшему чертежу, рисунку, по собственному замыслу обучающихся с
учетом индивидуальных особенностей и возможностей.
Средний школьный возраст 10-14 лет.
Дети склонны к фантазиям и воображениям, что позволяет развивать
творческие возможности, обучающие могут создавать свои уникальные
работы, появляется стремление выделиться, обратить на себя внимание.
Стремление неординарно выглядеть вызывает желание изготовления
собственных украшений. У обучающихся формируется целеустремленность,
6
поэтому занятия в объединение дают детям возможность доводить дело до
конца, добиваться поставленной цели.
Возрастные особенности детей 14-18 лет
Старшеклассник (период ранней юности с 14 – 18 лет) входит в новую
общественную ситуацию. В этот период ключевое значение приобретает
ценностно-ориентационная активность, которая обусловлена стремлением к
независимости.Старшеклассники
пытаются
определить
дальнейшую
стратегию в жизни, выбирают учебные заведения. У них возникает
потребность в самоопределении. У старшеклассника формируется
своеобразная форма учебной деятельности. Она определяется такими
элементами, как самостоятельность, креативность в решении задач, анализ
различных ситуаций, личностное самоопределение. На занятиях творческого
объединения происходит формирование творческих способностей личности
ребенка, способной реализовать свои индивидуальные качества, путём
обучения более сложной технике низания бисера, самостоятельной работе
над созданием изделий, участие в проектной деятельности
Особенности детей с ограниченными возможностями здоровья
На современном этапе развития общества обозначилась реальная тенденция
ухудшения здоровья детей и подростков, увеличилось число детей с
ограниченными возможностями здоровья.
Одним из важнейших направлений государственной политики Российской
Федерации в области образования является обеспечение реализации права
детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе детейинвалидов, на образование.
дети с ограниченными возможностями здоровья – это определенная
группа детей, требующая особого внимания и подхода к воспитанию. По
данной программе могут заниматься
- дети с нарушениями речи;
-дети с задержкой психического развития (ЗПР);
-дети с нарушениями интеллекта.
При этом мы учитываем индивидуальные способности каждого учащегося и
предоставляем ему возможность обучаться и развиваться, исходя из его
особенностей и потребностей, т. е. адекватно его персональному уровню
развития. Вариативная часть учебно-тематического плана подразумевает
изготовление более простых изделий за более продолжительный период
времени, что создает условия для освоения программы. Важно помнить, что
для детей с трудностями в обучении программа должна быть нацелена,
прежде
всего,
на
то,
чтобы
– обеспечить физическое, социально-нравственное, художественно
эстетическое
и
познавательное
развитие
учащихся;
– максимально полно адаптировать к жизни в обществе, семье, к
обучению.
7
Общие психолого-педагогические рекомендации, в работе с детьми,
имеющие ограниченные возможности здоровья
- Принимать ребенка таким, какой он есть.
- Как можно чаще общаться с ребенком.
- Избегать переутомления.
- Использовать упражнения на релаксацию.
- Не сравнивать ребенка с окружающими.
- Поощрять ребенка сразу же, не откладывая на будущее.
- Способствовать повышению его самооценки, но хваля ребенка он
должен знать за что.
- Обращаться к ребенку по имени.
- Не предъявлять ребенку повышенных требований.
- Стараться делать замечания как можно реже.
- Оставаться спокойным в любой ситуации.
Условия набора и режим занятий. В творческое объединение
принимаются все желающие без специального отбора по заявлению
родителей (законных представителей) ребёнка. В процессе реализации
программы учитываются возрастные и интеллектуальные особенности детей
и возможности их здоровья.
Для успешной реализации программы целесообразно объединение
учащихся в учебные группы численностью от 10 до 15 человек. При этом
оптимальное число учащихся в группе составляет:
- для первого года обучения: 12 – 15 чел., для детей с ОВЗ 10 – 12 чел.;
- для второго года обучения: 10 – 12 человек;
- для третьего года обучения: 8-10 человек.
Особенность курса обучения по программе заключается в том, что программа
предусматривает возрастные и психологические особенности детей: для
детей младшего школьного возраста предусматриваются более простые и не
слишком трудоемкие работы. Дети среднего и старшего школьного возраста
выполняют более сложные работы, композиции, требующие большей
усидчивости, внимательности и самостоятельности.
В группы первого года обучения принимаются дети, не имеющие
специальных навыков.
Объем программы.
Образовательная программа «Марья-искусница» рассчитана на 3 года
обучения
(с последующей разработкой дополнительных углубленных планов или
программ на последующие годы обучения, в зависимости от степени
подготовленности обучающихся).
Режим занятий
8
Показатель
1 год обучения
Количество учебных
36
недель
Периодичность
2
занятий в неделю
Продолжительность
2
занятия, часы
Количество часов в
4
неделю
Количество часов в год
144
Итого
2 год обучения
36
3 год обучения
36
2/3
2/3
2
2
4/6
4/6
144/216
432/576 часов
144/216
Общее количество учебных часов, запланированных на весь период
обучения, и необходимых для освоения программы составляет 576.
Форма обучения – очная, возможна очная с применением
дистанционных технологий.
Методы и формы организации образовательного процесса.
В процессе реализации программы используются разнообразные формы
занятий:
- беседа;
- практическое занятие;
- выставка;
- экскурсия;
- викторина;
- конкурс и другие.
Примерная структура проведения учебного занятия:
Вводный инструктаж к началу работы.
Особенности выполнения изделия.
Беседа.
Подбор материала для выполнения работы.
Практическое выполнение изделия. Оформление.
Представление изделия.
Методы, используемые при работе с учащимися:
Репродуктивная группа – обучающиеся осваивают готовые знания и
воспроизводят их:
− объяснительно-иллюстративный
(объяснение,
рассказ,
беседа,
иллюстрация, демонстрация).
Деятельность педагога: сообщение готовой информации с помощью
слов и наглядности.
Деятельность обучающихся восприятие, осознание, запоминание
информации.
− побуждающие репродуктивный
Деятельность педагога: организует и побуждает работу обучающихся в
9
целях формирования умений и навыков (объяснение, показ приемов работы,
алгоритмизация, инструктаж).
Деятельность
обучающихся
неоднократное
воспроизведение
сообщенных знаний (решение сходных задач, работа по образцам,
упражнение).
Продуктивная группа - обучающиеся добывают субъективно новые
знания в процессе творческой деятельности:
− проблемное изложение - предполагает усвоение учащимися способа и
логики раскрытия вопроса, но без умения применять их самостоятельно.
Деятельность педагога: ставит проблему и решает ее в ходе своего
изложения.
Деятельность обучающихся: воспринимают, запоминают, следят за
логикой доказательств, усваивают этапы решения проблемы.
В процессе реализации программы используются разнообразные
особенности организации образовательного процесса:
Беседа, на которой излагаются теоретические сведения, которые
иллюстрируются,
наглядными
пособиями,
презентациями,
видеоматериалами.
Практические занятия, (овладение материалом посредством выполнения
изделий, самостоятельных заданий), где дети осваивают техники выполнения
работ по бисероплетению, вышивке и вышивке лентами, когда полученные
знания находят применение на практике.
Заключительное занятие, завершающее тему. Проводится для самих детей,
педагогов, гостей.
Выездное занятие – посещение выставок, музеев, концертов, праздников,
конкурсов, фестивалей.
Основной дидактический принцип - обучение в предметно-практической
деятельности.
Организация образовательного процесса с использованием
дистанционных образовательных технологий.
Дистанционное обучение - это обучение на расстоянии, когда педагоги и
обучающийся разделены пространственно. Данная модель реализуется с
целью дополнения учебного процесса, осуществляемого в очной форме.
Переход на дистант необходим
- в связи с эпидемическим подъёмом заболеваемости гриппом и ОРВИ
Данная мера направлена на ограничение контактов между учащимися. Эти
ограничения рекомендованы в целях сохранения здоровья детей и всех, кто
рядом с ними.
- В связи с отменой занятий из-за неблагоприятных погодных условий.
- В связи с невозможностью ребенка посещать занятия из-за болезни и др.
Общая технология работы применения дистанционного обучения в рамках
реализации моей Программы такова:
10
− педагог размещает для обучающихся своих учебных групп учебные
материалы, соответствующие содержанию программы, в сети Интернет (сайт
образовательной организации, группа Структурного подразделения в
социальных сетях);
− обучающиеся изучают материалы, выполняют задания, присылают
результаты педагогу, консультируются с ним в режиме offline, обсуждают
разные вопросы в группах, публикуют результаты выполнения творческих
заданий;
Такая модель способствует:
• реализации дополнительных общеобразовательных программ,
• дополняет традиционный учебный процесс,
• обеспечивает открытость учебного процесса, доступ обучающихся к
материалам занятия в любое время.
Занятие в режиме отложенного времени может быть эффективно при
следующих условиях:
- наличие учебных, методических и информационных материалов в рамках
учебного дистанционного курса, разработанного педагогом и доступного
обучающимися;
- наличие в учебном курсе необходимого содержания и средств контроля
уровня компетентности обучающимися в освоении этого содержания;
- сопровождение обучающихся педагогом с помощью средств
коммуникации в реальном или отложенном времени (сообщения
электронной почты, форума, чата и т. п.), включая вопросы-ответы, рассылка
материалов;
- наличие доступа у обучающихся и педагога к необходимому
компьютерному оборудованию и электронным образовательным ресурсам, в
том числе для самостоятельной работы в учреждении дополнительного
образования или дома;
- наличие доступа в интернет со скоростью, достаточной для обмена
сообщениями, возможности просмотреть или скачать учебные материалы;
- психологическая готовность и мотивированность обучающихся и
педагогов, особенно в режиме отложенного времени, когда обучающийся
вынужден работать самостоятельно.
Материально-техническая база обучения с использованием дистанционных
образовательных технологий (ДОТ) включает следующие составляющие:
1. Каналы связи.
2. Компьютерное оборудование.
3. Периферийное оборудование.
4. Программное обеспечение.
Разработка дистанционного курса. Программа дистанционного курса
составляется на основе дополнительной общеобразовательной программы по
данному очному курсу. В теорию курса продуктивнее включать максимум
наглядности (видеоролики, схемы, рисунки, которые могут быть размещены
11
как на сайте курса, так и в различных средах - сетевых сообществах,
электронных библиотеках, тематических сайтах и т. д.), а не только
текстовые файлы.
Для начальной школы урок не может проходить более 20 минут, в основной
школе – 30минут
Дистанционный формат обучения не заменит традиционного очного, живое
общение учителя с учениками останется приоритетным. Бисероплетение, как
и любое рукоделие, в онлайн-формат перенести сложно, поскольку они
требуют практики, правильной постановки рук, особенности приемов
плетения, соединения элементов и т.д. Процесс социализации проходит через
непосредственное общение, и дополнительное образование во многом
завязано
на общении.
Да,
можно
обмениваться
сообщениями,
но интенсивность этого общения и его восприятие совершенно другое.
1.2. Цель и задачи программы
Цель программы – нравственно-эстетическое воспитание детей,
активизация познавательной и творческой деятельности; подготовка к
самостоятельной жизни в современном мире через обучение основам
бисероплетения.
Для успешной реализации поставленной цели программа предусматривает
выполнение следующих задач:
Обучения:
• овладение знаниями по истории и развитию искусства бисероплетения,
• овладение знаниями по основам композиции, цветоведения и
материаловедения,
• освоение различных технических приёмов бисероплетения;
развития:
• развитие моторных навыков,
• развитие образного мышления, внимания, фантазии,
• развитие творческих способностей,
• формирование эстетического и художественного вкуса.
воспитания:
• привитие интереса к культуре своей Родины, к истокам народного
творчества,
• воспитание эстетического отношения к действительности,
• воспитание трудолюбия, аккуратности, усидчивости, терпения, умения
довести начатое дело до конца,
• воспитание взаимопомощи при выполнении работы,
• экономичного отношения к используемым материалам, привитие основ
культуры труда,
• подготовка к самостоятельной жизни в современном мире, и
возможному дальнейшему профессиональному самоопределению.
12
Планируемые результаты
Личностные:
- проявление интереса к культуре своей Родины, к истокам народного
творчества,
- проявление трудолюбия, аккуратности, усидчивости, терпения, умения
довести начатое дело до конца,
- понимание экономичного отношения к используемым материалам,
проявление основ культуры труда,
- проявление устойчивого интереса к занятиям декоративно-прикладным
творчеством.
Метапредметные:
- проявление образного мышления, внимания, фантазии;
- проявление творческих способностей;
- проявление коммуникабельности, способности работать в коллективе;
- способность оказать взаимопомощь при выполнении работы;
Предметные:
- владение знаниями по истории и развитию искусства бисероплетения,
-владение знаниями по основам композиции, цветоведения и
материаловедения,
- владение различными техническими приёмами бисероплетения;
Формы аттестации и контроля
Критерии и формы оценки.
Для качественного освоения программы с каждым учащимся проводится
индивидуальная работа по отработке техники выполнения различных
приемов плетения и закрепления концов проволоки и лески. Каждая
созданная работа наглядно показывает возможности учащегося. С каждым
ребенком отрабатываются наиболее сложные элементы. Осуществляется
дифференцированный подход к учащемуся, все удачи поощряются, все
недочеты
тактично
и
мягко
исправляются. Контролируется
качество выполнения образцов с учетом следующих критериев:
- удовлетворительное качество работы и соответствие заданной схеме;
- четкое соблюдение технологической последовательности плетения изделия;
- оригинальность творческих работ.
Программа всех разделов усложняется от занятия к занятию в течение 3
лет. Постепенно, создавая работы, выполненные за короткое или длительное
время, наблюдается качественный и творческий рост от работы к работе.
В связи с этим мы определили критерии, по которым оценивается работа
учащихся на различных сроках обучения:
1-й год обучения — аккуратность, четкость выполнения изделия;
2-й год обучения — аккуратность, самостоятельность выполнения, наличие
творческого элемента.
3-й год обучения – самостоятельность, скорость выполнения,
индивидуальность, наличие творческого элемента, профессионализм.
Важным критерием оценивания качества выполненной работы является
13
участие в выставках и конкурсах различного уровня. Лучшие работы
отмечаются грамотами, дипломами, подарками.
Формами оценки качества работы могут быть мини-выставка, творческая
защита, самооценка, коллективное обсуждение и др.
Содержание и порядок проведения текущего контроля, промежуточной и
итоговой аттестации обучающихся определяется в соответствии с
Положением о системе оценок, форм, порядке и периодичности
промежуточной и итоговой аттестации учащихся Муниципального
бюджетного учреждения дополнительного образования «Детско-юношеского
центра г. Челябинска»
Аттестация обучающихся строится на следующих принципах:
- научность;
- учет индивидуальных и возрастных особенностей воспитанников;
- адекватность специфике детского объединения к периоду обучения;
- свободы выбора педагогом методов и форм проведения и оценки
результатов;
- открытости результатов для педагогов и родителей.
Текущий контроль освоения программы осуществляется по каждой
изученной теме. Форму текущего контроля определяет педагог с учетом
контингента обучающихся, уровня обученности детей, содержания учебного
материала.
Текущий контроль может проводиться в следующих формах:
творческие работы,
самостоятельные работы репродуктивного характера;
выставки;
срезовые работы;
вопросники, тестирование;
защита творческих работ, проектов;
фестиваль.
Промежуточная аттестация обучающихся
Промежуточная аттестация проводится как оценка результатов обучения за
определённый промежуток учебного времени – полугодие, год.
Промежуточная аттестация обучающихся включает в себя проверку
теоретических знаний и практических умений и навыков.
Промежуточная аттестация может проводиться в следующих формах:
творческие работы; самостоятельные работы репродуктивного характера;
отчетные выставки; срезовые работы; вопросники, тестирование; защита
творческих работ, проектов; фестиваль.
Промежуточная аттестация обучающихся проводится в период с 20 по 30
декабря и с 15 по 30 апреля.
Итоговая аттестация обучающихся
Итоговая аттестация обучающихся проводится по окончанию обучения по
14
дополнительной образовательной программе.
Итоговая аттестация обучающихся может проводиться в следующих формах:
творческие работы, отчетные выставки, защита творческих работ,
(проектов), фестиваль.
Для проведения итоговой аттестации формируется аттестационная комиссия,
в состав которой входят представители администрации учреждения, педагоги
дополнительного образования, имеющие высшую квалификационную
категорию. Результаты итоговой аттестации обучающихся должны
оцениваться таким образом, чтобы можно было определить:
насколько достигнуты прогнозируемые результаты дополнительной
образовательной программы каждым обучающимся;
полноту выполнения дополнительной образовательной программы;
результативность самостоятельной деятельности обучающегося в течение
всех годов обучения.
Критерии оценки результативности.
Критерии оценки уровня теоретической подготовки:
-высокий уровень – обучающийся освоил практически весь объём знаний
100-80%, предусмотренных программой за конкретный период; специальные
термины употребляет осознанно и в полном соответствии с их содержанием;
- средний уровень – у обучающегося объём усвоенных знаний составляет
70-50%; сочетает специальную терминологию с бытовой;
- низкий уровень – обучающийся овладел менее чем 50% объёма знаний,
предусмотренных программой; ребёнок, как правило, избегает употреблять
специальные термины.
Критерии оценки уровня практической подготовки:
- высокий уровень – обучающийся овладел на 100-80% умениями и
навыками, предусмотренными программой за конкретный период; работает с
оборудованием самостоятельно, не испытывает особых трудностей;
выполняет практические задания с элементами творчества;
- средний уровень – у обучающегося объём усвоенных умений и навыков
составляет 70-50%; работает с оборудованием с помощью педагога; в
основном, выполняет задания на основе образца;
- низкий уровень - ребёнок овладел менее чем 50%, предусмотренных
умений и навыков;
ребёнок испытывает серьёзные затруднения при работе с оборудованием;
ребёнок в состоянии выполнять лишь простейшие практические задания
педагога.
Результаты итоговой аттестации фиксируются в «Протоколе» итоговой
аттестации обучающихся объединения.
Свидетельство о дополнительном образовании детей выдается воспитаннику,
если он полностью освоил образовательную программу и успешно прошел
итоговую аттестацию.
Формы отслеживания образовательных результатов
• Готовые работы
15
•
•
•
•
•
•
Грамоты, Дипломы, Благодарственные письма
Журнал посещаемости
Материал анкетирования, тестирования
Фото
Свидетельство
Сертификат
Учебно-тематический план 1 года обучения
Количество часов
№
Разделы, название темы
Теория
1
Вводное занятие
2
2
Основы бисероплетения.
14
2.1
Традиции бисероплетения.
Виды бисера, инструменты,
фурнитура.
2
2.2
Плетение одной нитью
2.3
Плетение двумя нитями
2.4
Цепочки со стеклярусом
3.
Плетение на проволоке.
3.1
3.2
3.3
4.
Плетение на проволоке
плоских фигурок по теме
«Насекомые»
Плетение на проволоке
плоских фигурок по теме
«Аквариум»
Плетение на проволоке
плоских фигурок по теме
«Новый год»
Изготовление объемных
фигурок на леске.
Практ
Всего
ика
8
4
12
Формы аттестации
(контроля)
2
Беседа
30
Мини-выставка
2
Тест-викторина
16
самостоятельные работы
репродуктивного
характера
4
8
самостоятельные работы
репродуктивного
характера
4
4
самостоятельные работы
репродуктивного
характера
18
30
16
8
4
6
10
6
8
14
2
4
6
6
8
14
Творческие работы
Выставка
самостоятельные работы
репродуктивного
характера
самостоятельные работы
репродуктивного
характера
самостоятельные работы
репродуктивного
характера
Открытый урок для
16
родителей
Выставка
4.1
Изготовление животных и
насекомых
6
8
14
5.
Техника плетения простых
подвесок
4
4
8
5.1
Подвески одной нитью
2
2
4
5.2
Подвески двумя нитями
2
2
4
6.
Изготовление украшений из
бисера
12
18
30
6.1
Браслеты
4
6
10
6.2
Брошь «Золотая рыбка»
2
2
4
6.3
Декор резинок для волос
2
2
4
6.4
Простые колье
4
8
12
7.
Декоративные панно
6
18
24
7.1
Виды панно. Основа
составления композиции.
2
7.2
Изготовление элементов панно.
Сборка, оформление панно.
4
8.1
Промежуточная аттестация
9.1
Итоговое занятие
Итого
самостоятельные работы
репродуктивного
характера
Самостоятельная работа
по схеме
самостоятельные работы
репродуктивного
характера
самостоятельные работы
репродуктивного
характера
Выставка
самостоятельные работы
по схеме
самостоятельные работы
репродуктивного
характера
самостоятельные работы
репродуктивного
характера
самостоятельные работы
по схеме
2
Беседа практическое
занятие
22
Беседа практическое
занятие
4
4
Выставка работ
2
2
Выставка
62
18
82
144
К концу первого года обучения обучающийся будет знать:
- что такое «декоративно-прикладное искусство»;
- некоторые сведения из истории бисероплетения;
- основные виды и свойства материалов для бисерного рукоделия;
- терминологию и технологию выполнения изделий из бисера;
- правила безопасности при работе с инструментами;
- основные правила при работе с бисером;
- основы композиции;
- основы цветоведения;
17
- о роли выразительных средств (форме, цвете, фактуре) в построении
декоративного произведения;
- о цветовом круге.
Обучающийся будет уметь:
- правильно и безопасно пользоваться инструментами для бисероплетения;
- отличать теплые и холодные цвета;
- пользоваться основными законами композиции;
- закреплять и наращивать проволоку;
- читать схемы изделий;
- выполнять работы в разных техниках плетения.
Содержание учебно-тематического плана 1 года обучения.
Раздел 1. Вводное занятие. (2 часа)
Цель и задачи объединения. Режим работы. Демонстрация изделий.
Инструменты и материалы, необходимые для работы. Организация рабочего
места. Правила техники безопасности. Инструктаж.
Раздел 2. Основы бисероплетения. (30 часов)
2.1 Традиции бисероплетения. 2 час теория.
Теория: История и современные направления бисероплетения. Разнообразие
бисера, стекляруса, рубки, бусин и их цветовая гамма. Особенности плетения
на леске. Правильное закрепление лески и замена лески в плетеном изделии.
Практика: викторина по материалам, инструментам и фурнитуре
2.2 Плетение одной нитью. 8 часа теория, 8 часов практика.
Теория: Обучение детей технике выполнения простых цепочек из бисера
одной нитью: цепочка «Бутончики», «Листики», «Цветочки», «3+2»,
«Зигзаг», «Лесенка», «Восьмерка», «Колючка». Работа со схемами.
Практика: Плетение браслетиков и бус с застежками и без застежек.
Зарисовка схем.
Оборудование: Ножницы, бисер, леска. Схемы плетения, образцы.
2.3 Плетение двумя нитями. 4 часа теория, 4 часа практика.
Теория: Обучение детей технике выполнения простых цепочек двумя
нитями: цепочки «Крестика», «Жучок», «Колечки», «Змейка». Работа со
схемами.
Практика: Плетение браслетиков и бус с застежками и без застежек.
Зарисовка схем.
Оборудование: Ножницы, леска, бисер, стеклярус. Схемы плетения,
образцы.
2.4 Цепочки со стеклярусом 4 часа практика
Теория: Цветоведение. Подбор по цвету бисера и стекляруса для изделий.
Техника выполнения цепочки из стекляруса и бисера. Работа со схемами.
Практика: Плетение цепочек. Зарисовка схем.
18
Оборудование: Ножницы, леска, бисер, стеклярус. Схемы плетения,
образцы.
Знания и умения: Воспитанники должны знать историю развития
бисероплетения. Современные направления бисероплетения. Должны знать
особенности плетения на леске. Должны уметь заменять и закреплять леску в
плетеном изделии. Должны знать техники выполнения цепочек одной и
двумя нитями и уметь их выполнять. Должны уметь работать со схемой
плетения изделий.
Раздел 3. Плетение на проволоке. (30 часов)
3.1 Изготовление плоских фигурок на проволоке по теме «Насекомые». 4
4 чаас теория, 6 часов практика.
Теория: Основные приемы бисероплетения, при работе с проволокой.
Изучение техники параллельного низания, петельной техники. Анализ
образцов изделий. Изучение схем плетения насекомых. Строение насекомых.
Практика: Зарисовка схем плетения. Плетение бабочек, стрекозы, божьей
коровки, осы, паучка.
Оборудование: Ножницы, прволока, бисер, бусины, рубка, стеклярус.
Схемы плетения, образцы.
3.2 Изготовление плоских фигурок на проволоке по теме «Аквариум»
6 часа теория, 8 часов практика
Теория: Богатство подводного мира. Анализ образцов изделий. Изучение
схем плетения рыб и морских обитателей. Цветоведение.
Практика: Зарисовка схем плетения. Плетение рыбок, черепашки, дельфина,
морского конька, осьминожки, краба, золотой рыбки, водорослей, ракушек.
Оборудование: Ножницы, проволока, бисер, бусины, рубка,
стеклярус. Схемы плетения, образцы.
3.3 Изготовление плоских фигурок на проволоке по теме «Новый год»
2 часа теория, 4 часа практика
Теория: Символы Нового года и Рождества. Анализ образцов изделий.
Изучение схем плетения Ангела, Деда мороза и Снеговика.
Практика: Зарисовка схем плетения. Плетение Ангела, Деда мороза и
Снеговика.
Оборудование: Ножницы, проволока, бисер, бусины, рубка, стеклярус.
Схемы плетения, образцы.
Знания и умения: Воспитанники должны знать основы бисероплетения,
используемые при изготовлении изделий из проволоки и уметь ими
пользоваться. Знать техники параллельного и петельного низания и
пользоваться ими при изготовлении изделий. Должны уметь плести фигурки
животных, пользуясь схемами плетения изделия.
Воспитанники должны уметь работать со схемами.
19
Раздел 4. Изготовление объемных фигурок на леске. (14 часов)
Основные приемы бисероплетения, используемые для изготовления
объемных фигурок животных, насекомых из бисера на леске. Изучение
техники параллельного и петельного низания. Анализ образцов изделий.
4.1 Плетение на леске объемных фигурок животных и насекомых.
6 часа теория, 8 часов практика.
Теория: Проработка схем плетения пчелки, крокодильчика, мышки, ежика,
зайчика, лисички, белочки. Техника выполнения туловища, ушек, лапок.
Практика: Зарисовка схем. Выполнение фигурок пчелки, крокодильчика,
мышки, ежика, зайчика, лисички, белочки на основе изученных приемов.
Оборудование: Ножницы, леска, бисер, бусины. Образцы изделий, схемы
плетений.
Знания и умения: Воспитанники должны уметь работать со схемами. Знать
техники выполнения туловищ, лапок, ушек, усиков хвостиков и глазок, уметь
их выполнять. Должны уметь плести фигурки животных по схеме.
Раздел 5. Техника плетения простых подвесок. (8 часов).
5.1 Подвески одной нитью. 4 часа теория, 4 часа практика.
Теория: Обучение детей технике плетения простых подвесок «Листик»,
«Колючка».
Практика: Плетение простых подвесок. Зарисовка схем.
Оборудование: Ножницы, леска, бисер, бусины, рубка, стеклярус. Образцы
изделий схемы плетений, репродукции.
5.2 Подвески двумя нитями. 1час теория, 3 часа практика.
Теория: Принципы плетения подвески двумя нитями. Понятие симметрии.
Цветовая гамма. Цветосочетание.
Практика: плетение подвесок «Крестик», «Сердечко». Зарисовка схем.
Оборудование: Ножницы, леска, бисер, бусины, рубка, стеклярус. Образцы
изделий схемы плетений
Знания и умения: Воспитанники должны знать техники выполнения
простых подвесок одной и двумя нитями, уметь их выполнять. Должны
знать принципы крепления подвесок, уметь крепить фурнитуру. Должны
соблюдать симметрию.
Раздел 6. Изготовление украшения из бисера. (30 часов)
6.1. Браслеты 4 часа теория,6 часов практика.
Теория: Подбор бисера для браслетов. Последовательность выполнения
операций для плетения браслета. Работа со схемами.
Практика: Плетение браслетов «Ромбики», «Ромашки», «Змейка»,
«Ажурный с колечком». Изготовление застежки.
Оборудование: Ножницы, леска, бисер, бусины, рубка, стеклярус. Образцы
изделий, схемы плетений, репродукции.
6.2 Брошь «Золотая рыбка». 2 часа теория, 2 часа практика.
Теория: Подбор бисера и бусин для комплекта. Последовательность
выполнения изделия. Работа со схемой.
20
Практика: Плетение броши. Прикрепление фурнитуры к броши.
Оборудование: Ножницы, леска, бисер, бусины, рубка, стеклярус. Образцы
изделий схемы плетений, репродукции.
6.3 Декор резинок для волос 2 часа теория, 2 часа практика.
Теория: Последовательность выполнения декора с использованием
пайеток. Работа со схемой.
Практика: Подбор бисера и пайеток для комплекта. Плетение элемента
«Цветок». Расшивка резиночки бисером и пайетками. Работа со схемой.
Оборудование: Ножницы, леска, бисер, пайетки. Образцы изделий, схемы
плетений, репродукции.
6.4 Простые колье теория 4 часа, практика 8 часов
Теория: Подбор бисера и фурнитуры для колье. Расчет длины изделия. Виды
колье. Проработка схем. Анализ техник, использованных в работе.
Практика: Изготовление колье «Бисерное кружево», «Листики», «Иней».
Зарисовка схем.
Знания и умения: Знать последовательность выполнения изделия.
Воспитанники должны уметь читать схемы изделий, изменять цветовое
решение по своему усмотрению. Должны уметь работать по схемам, крепить
фурнитуру к изделиям.
Раздел 7. Декоративные панно. (24 часа) теория 6 часов, практика 18
часов
Теория: выбор сказочных персонажей, подбор бисера, композиционное
решение,
Практика: изготовление элементов панно, подготовка основы, крепление
крупных элементов на основу, крепление мелких элементов на основу.
Знания и умения: знать, что такое панно, основные законы композиции,
понятие «золотое сечение», уметь компоновать и закреплять отдельные
элементы панно.
Итоговое занятие. Выставка. Награждение по итогам года.
21
Учебно-тематический план 2 года обучения
№
Разделы, название темы
Количество часов
Теория
1
Вводное занятие
Практ
ика
2
Формы аттестации
(контроля)
Всего
2
Тренировочная эвакуация
1
Основы
бисероплетения.
10
18
28
Мини-выставка
2.1
Плетение одной нитью
6
12
18
самостоятельные работы
репродуктивного характера
2.2
Плетение двумя нитями
4
6
10
самостоятельные работы
репродуктивного характера
3
Цветы из бисера
20
36
56
Выставка
3.1
Цветы в технике
параллельного плетения
6
12
18
самостоятельные работы
репродуктивного характера
3.2
6
8
14
6
8
14
3.4
Цветы в технике
петельного плетения
Цветы во «Французской»
технике низания дугами
Деревце из бисера
2
8
10
самостоятельные работы
репродуктивного характера
самостоятельные работы
репродуктивного характера
самостоятельные работы
репродуктивного характера
4
Украшения из бисера
10
26
36
3.3
Творческие работы
Выставка
4.1
Браслеты
2
8
10
4.2
Колье
8
18
26
4
12
16
5.1
2
4
6
5.2
Оплетение
Пасхального яйца
Плетение ажурного
пояска
Оплетение макушек
2
4
6
5.3
Плетение подставки
4
4
Промежуточная
аттестация
Итоговое занятие
4
4
2
2
98
144
5
6
7
ИТОГО
46
самостоятельные работы по
схемам
самостоятельные работы по
схемам
Мини-выставка
Выставка
самостоятельные работы
репродуктивного характера
самостоятельные работы
репродуктивного характера
Выставка пасхальных яиц.
22
К концу второго года обучения обучающийся будет знать:
- историю, традиции бисероплетения;
- инструкцию по технике безопасности при работе с инструментами;
- основы композиции и цветоведения;
- особенности различных техник плетения изделий;
- правила ухода и хранения изделий из бисера.
Обучающийся будет уметь:
-пользоваться материалами и инструментами для бисероплетения;
- плести цветы на проволоке в петельной, параллельной и «Французской»
техниках;
- оплетать пасхальное яйцо;
- подбирать гармоничные сочетания цветов для бисерных работ;
- составлять композиции и схемы изделий из бисера;
- выполнять работы в разных техниках плетения изделий;
- передавать единство формы и декора в работе;
Содержание учебно-тематического плана 2 года обучения.
Раздел 1. Вводное занятие. (2 часа)
Цель и задачи объединения. Режим работы. Демонстрация изделий.
Инструменты и материалы, необходимые для работы. Организация рабочего
места. Правила техники безопасности. Инструктаж.
Раздел 2. Основы бисероплетения. (28 часов)
2.1 Плетение одной нитью. 6 часаов теория, 12 часов практика.
Теория: Повторение основных техник выполнения простых цепочек из
бисера одной нитью. Виды плотного плетения – мозаика и полотно.
Назначение и правила выполнения косого плетения: уголок, лепесток. Сетки
из бисера, как главный ажурный прием. Объёмное плетение. Жгуты, как
самостоятельные
изделия
в
виде
браслетов,
колье,
поясков.
Последовательность изготовления. Анализ схем.
Практика: Освоение изученных приёмов бисероплетения. Упражнения по
выполнению фенечек техникой мозаика, полотно, полотно с рисунком.
Выполнение сердечек и лепестков техникой косого мозаичного плетения.
Плетение сеток 3х3, 5х5. Декоративное расшивание сетки бусинками,
петельками. Плетение жгутов (жгут “мозаика”, “спираль”, ажурный жгут).
Оборудование: Ножницы, бисер, леска. Схемы плетения, образцы.
Знания и умения: Воспитанники должны знать основные приемы низания
одной нитью. Должны уметь плести изделия, пользуясь схемами плетения.
Уметь выполнять прибавления и убавления при косом плетении. Знать
понятие симметрии.
2.2 Плетение двумя нитями. 4 часа теория, 6 часов практика.
Теория: Низание из бисера “в две нити”: цепочка “в крестик”, “колечки”.
Различные способы плоского и объёмного соединения цепочек “в крестик”.
23
Практика: Плетение брелоков в технике широкий крестик. Упражнения по
изготовлению 2 – 3 ярусного полотна в крестик. Использование нескольких
цветов в изделии «Объемный крестик». Зарисовка схем.
Оборудование: Ножницы, леска, бисер, стеклярус, бусины. Схемы плетения,
образцы.
Знания и умения: Воспитанники должны знать основные приемы низания
двумя нитями. Должны уметь плести изделия, пользуясь схемами плетения.
Уметь выполнять объемные изделия двумя нитями. Знать понятие
симметрии.
Раздел 3. Цветы на проволоке. (50 часов)
3.1 Изготовление цветов на проволоке в технике параллельного низания.
6 часа теория, 12 часов практика.
Теория: Повторение основных приемов бисероплетения при работе с
проволокой. Повторение техники параллельного низания. Анализ образцов
изделий. Изучение схем плетения элементов цветка. Строение цветка.
Зарисовка схем.
Практика: Выполнение отдельных элементов цветов: серединки, лепестков,
чашелистиков, тычинок, листьев. Плетение Ромашки, Василька,
Подснежника, Колокольчика. Сборка букета цветов.
Оборудование: Ножницы, проволока, бисер, бусины, рубка, тейп-лента.
Схемы плетения, образцы.
Знания и умения: Воспитанники должны знать основные элементы цветка.
Знать технику параллельного низания и пользоваться ими при изготовлении
элементов изделий. Должны уметь плести полевые цветы, пользуясь
схемами плетения изделия.
3.2. Изготовление цветов на проволоке в технике петельного плетения
6 часа теория, 8 часов практика
Теория:
Повторение техники петельного низания. Анализ
образцов изделий. Изучение схем плетения элементов цветка.
Строение цветка.Зарисовка схем.
Практика:Выполнение отдельных элементов цветов: серединки, лепестков,
чашелистиков, тычинок, листьев. Плетение Ромашки, Одуванчика,
Хризантемы, Фиалки. Сборка букета цветов.
Оборудование: Ножницы, проволока, бисер, бусины, рубка, тейп-лента.
Схемы плетения, образцы.
Знания и умения: Воспитанники должны знать техникупетельного низания
уметь работать со схемами. Знать элементы цветка, уметь их выполнять.
Должны уметь плести цветы по схеме.
3.3 Изготовление цветов на проволоке «французской техникой» низания
дугами. 6 часов теория, 8 часов практика
Теория: Изучение техники низания дугами. Анализ образцов изделий.
Изучение схем плетения элементов цветка. Строение цветка.Зарисовка схем.
24
Практика: Выполнение отдельных элементов цветов: серединки, лепестков,
чашелистиков, тычинок, листьев.Плетение Розы.
Оборудование: Ножницы, проволока, бисер, рубка, тейп-лента. Схемы
плетения, образцы.
Знания и умения: Воспитанники должны знать технику низания дугами,
уметь работать со схемами. Уметь различать схемы параллельного,
петельного плетения и низания дугами. Должны уметь плести Розу по схеме.
3.4 Деревце из бисера. 2 часа теория, 8 часов практика
Теория: Основные приемы бисероплетения, используемые для изготовления
деревца из бисера. Основные элементы дерева. Анализ образцов изделий.
Техника выполнения веток, цветов. Правила композиции при сборке
готового изделия.
Практика: Зарисовка эскиза. Выполнение веток и цветов на основе
изученных приемов. Оформление ствола и изготовление гипсовой подставки.
Оборудование: Ножницы, проволока, бисер, алебастр, клей ПВА, тейплента. Образцы изделий, схемы плетения.
Знания и умения: Воспитанники должны знать основные элементы дерева.
Знать техники выполнения веточек и цветов, уметь их выполнять. Должны
уметь собирать готовое изделие, крепить его на подставке.
Раздел 4. Украшения из бисера. (36 часов).
4.1 Браслеты. 2 часа теория, 8 часов практика.
Теория: Подбор бисера для браслетов. Последовательность выполнения
операций для плетения браслета. Работа со схемами.
Практика: Плетение браслетов «Этнический», «Черно-белый». Крепление
застежки.
Оборудование: Ножницы, леска, бисер, застежка. Образцы изделий, схемы
плетений, репродукции.
4.2 Колье. 8 часов теория, 18 часов практика.
Теория: Виды колье. Подбор бисера и бусин для колье. Последовательность
выполнения изделия. Работа со схемой.
Практика: Плетение колье в технике «сетка»: «Летнее», «Вечернее»,
«Розовая фантазия», «Голубая фантазия». Плетение колье в технике косое
мозаичное плетение: «Уголок», «Загадка». Прикрепление фурнитуры к
колье.
Оборудование: Ножницы, леска, бисер, бусины, рубка, стеклярус. Образцы
изделий схемы плетений, репродукции.
Знания и умения: Знать последовательность выполнения изделия.
Воспитанники должны уметь читать схемы изделий, изменять цветовое
решение по своему усмотрению. Должны уметь работать по схемам, крепить
фурнитуру к изделиям.
Раздел 5. Оплетение пасхального яйца. (16 часов)
5.1 Плетение пояска. 2 часа теории, 4 часа практика
Теория: Традиции русского народа, связанные с празднованием пасхи.
25
Значение цвета в пасхальном яйце. Прием «сетка» для плетения пояска яиц.
Виды основы: папье-маше, парафиновая, деревянная. Расчет количества
ячеек сетки.
Практика: Плетение одноцветного пояска и пояска с орнаментом по схеме.
Соединение пояска на заготовке.
Оборудование: Ножницы, леска, бисер. Образцы изделий, схемы плетений,
репродукции.
Знания и умения: Знать последовательность выполнения изделия.
Воспитанники должны уметь читать схемы изделий, изменять цветовое
решение по своему усмотрению. Знать понятие «раппорт». Должны уметь
работать по схемам, соединять начало и конец пояска на заготовке.
5.2 Оплетение макушек яйца. 2 часа теории, 4 часа практики.
Теория: Правила убавления при плетении макушек яиц. Расчет количества
ячеек сетки. Простой вариант «Солнышко». Сложный вариант плотного
оплетения, переход «сетчатого» плетения в «мозаичное».
Практика: Плетение макушек в технике «солнышко». Плотное оплетение
макушек мозаичным плетением.
Оборудование: Ножницы, леска, бисер. Образцы изделий схемы плетений,
репродукции.
Знания и умения: Знать последовательность выполнения. Воспитанники
должны уметь читать схемы изделий, изменять цветовое решение по своему
усмотрению. Знать понятие «раппорт». Должны уметь оплетать круглую
форму простым и сложным способом, равномерно сокращая количество
бисера в наборе.
5.3 Плетение подставки для пасхального яйца. Практика 4 часа
Практика: плетение подставки из бусин в произвольной технике: крестиком,
колечком, параллельным низанием.
Оборудование: Ножницы, леска, бисер, бусины, стеклярус. Образцы
изделий, репродукции.
Знания и умения: учащиеся должны применить полученные знания для
изготовления подставки, проявить творчество, индивидуальность
26
Учебно-тематический план 3 года обучения
№
Разделы, название темы
Количество часов
Теория
1.
Вводное занятие
Практи
ка
2
Формы аттестации
(контроля)
Всего
2
Тренировочная
эвакуация
2.
Основы бисероплетения.
12
18
30
Мини-выставка
2.1
Ручное ткачество
4
6
10
самостоятельные
работы
репродуктивного
характера
2.2
«Кирпичный стежок»
4
6
10
самостоятельные
работы
репродуктивного
характера
2.3
Техника «ндебеле»
4
6
10
самостоятельные
работы
репродуктивного
характера
3.
Вышивка бисером
16
24
40
Выставка
3.1
Счетная вышивка по канве
4
6
10
3.2
Контурная вышивка
2
2
4
3.3
Фантазийная вышивка
6
8
14
3.4
Объемная вышивка
4
8
12
4.
Бисерное ткачество на станке
8
14
22
самостоятельные
работы
репродуктивного
характера
самостоятельные
работы
репродуктивного
характера
самостоятельные
работы
репродуктивного
характера
самостоятельные
работы
репродуктивного
характера
Творческие работы
Выставка
4.1
Одноцветное ткачество
2
4
6
4.2
Ткачество орнаментов
6
10
16
самостоятельные
работы по схемам
самостоятельные
работы по схемам
27
5.
Украшения из бисера
4
20
24
Выставка
5.1
Серьги
2
4
6
5.2
Воротники
6
10
16
5.3
Комплекты
2
8
10
Подарки из бисера
4
6
10
6.1
Оплетение формы
4
6
10
7.
Промежуточная аттестация
2
2
самостоятельные
работы
самостоятельные
работы
самостоятельные
работы
самостоятельные
работы
самостоятельные
работы
Выставка
8.
Итоговая аттестация
2
2
Защита своих работ
9.
Итоговое занятие
2
2
Выставка
ИТОГО
48
6
96
144
Содержание учебно-тематического плана 3 года обучения.
Раздел 1 Вводное занятие. (2 часа)
Цель и задачи объединения. Режим работы. Демонстрация
изделий. Инструменты и материалы, необходимые для работы.
Организация рабочего места. Правила техники безопасности.
Инструктаж.
Раздел 2. Основы бисероплетения. (30 часов)
2.1. Ручное ткачество. 4 часа теория, 6 часов практика.
Теория: Знакомство с новым способом плотного плетения – ручное
ткачество. Анализ схем.
Практика: Освоение новых приёмов бисероплетения. Упражнения по
выполнению брелоков «Слон», «Миньон» техникой ручное ткачество.
Оборудование: Ножницы, бисер, леска, капроновая нить, фурнитура. Схемы
плетения, образцы.
Знания и умения: Воспитанники должны знать приемы плотного плетения
одной нитью. Должны уметь плести изделия, пользуясь схемами плетения.
Уметь выполнять прибавления и убавления при плотном плетении. Знать
понятие симметрии.
2.2 «Кирпичный стежок». 4 часа теория, 6 часов практика.
Теория: Знакомство с новым способом плотного плетения – «кирпичный
стежок». Анализ схем.
Практика: Освоение новых приёмов бисероплетения. Упражнения по
выполнению брелоков «Сердечко» и «Панда»
техникой «кирпичный
стежок».
Оборудование: Ножницы, леска, капроновая нить, бисер, фурнитура. Схемы
плетения, образцы.
Знания и умения: Воспитанники должны знать основные приемы
28
«кирпичного стежка». Должны уметь плести изделия, пользуясь схемами
плетения.
2.3 Техника «Ндебеле» 4 часа теория, 6 часов практика
Теория: Знакомство с новым способом плотного плетения – «ндебеле».
Анализ схем.
Практика: Освоение новых приёмов бисероплетения. Упражнения по
выполнению брелоков «Знаки Зодиака» техникой «ндебеле».
Оборудование: Ножницы, леска, капроновая нить, бисер, фурнитура. Схемы
плетения, образцы.
Знания и умения: Воспитанники должны знать основные приемы
«ндебеле». Должны уметь плести изделия, пользуясь схемами плетения.
Раздел 3. Вышивка бисером. (40 часов)
3.1 Счетная вышивка по канве. 4 часа теория, 6 часов практика.
Теория: История русской вышивки. Особенности узоров и орнаментов
разных областей и районов России. Инструменты, приспособления и
материалы для вышивки. Ознакомление воспитанников со способом
вышивки по прямой. Запяливание ткани в пяльца.
Практика: вышивка по схеме монохромных оберегов.
Оборудование: Ножницы, канва, бисер, нить, пяльца. Схемы плетения,
образцы.
Знания и умения: Воспитанники должны знать историю русской вышивки.
Уметь вышивать по канве «вприкреп по диагонали», читать схему.
3.2 Контурная вышивка 2 часа теория, 2 часа практика
Теория: Техника выполнения украшающих контурных швов. Шов
«пунктир», шов «строчка», шов простыми узелками, шов «назад иголка».
Анализ образцов изделий.
Практика: Отработка навыков шитья и выполнение вышивки украшающими
контурными швами.
Оборудование: Ножницы, ткань, бисер, нить, пяльца. Схемы плетения,
образцы.
Знания и умения: Воспитанники должны знать технику выполнения
украшающих контурных швов и уметь их выполнять.
3.3 Фантазийная вышивка 6 часов теория, 8 часов практика
Теория: Техника выполнения заполнения контуров бисером, камнями,
бусинами, стеклярусом и т.д. Анализ образцов изделий.
Практика: Отработка навыков заполнения контуров бисером, камнями,
бусинами, стеклярусом и т.д.
Оборудование: Ножницы, ткань, бисер, нить, пяльца. Иллюстрации,
образцы.
Знания и умения: Воспитанники должны знать технику заполнения
контуров и уметь их выполнять.
3.4 Объемная вышивка. 4 часа теория, 8 часов практика
29
Теория: Техника выполнения объемных элементов бисером, камнями,
бусинами, стеклярусом и т.д. Анализ образцов изделий.
Практика: Отработка навыков выполнения объемных элементов бисером,
камнями, бусинами, стеклярусом и т.д.
Оборудование: Ножницы, ткань, бисер, камни, стеклярус, бусины, сколы,
пуговицы, нить, пяльца. Иллюстрации, образцы.
Знания и умения: Воспитанники должны знать технику выполнения
объемных вышитых элементов.
Раздел 4. Бисерное ткачество на станке. (22 часа).
4.1 Одноцветное ткачество. 2 часа теория, 4 часа практика.
Теория: Знакомство со станком.
Подбор бисера для ткачества.
Последовательность выполнения операций при ткачестве. Закрепление
нитей основы.
Практика: Крепление нитей основы. Ткачество браслета.
Оборудование: Ножницы, мулине, нить, бисер. Образцы изделий, схемы
плетений, репродукции.
4.2 Ткачество орнаментов. 6 часа теория, 10 часов практика.
Теория: Многообразие орнаментов и рисунков для ткачества. Подбор
бисера для ткачества. Последовательность выполнения изделия. Работа со
схемой.
Практика: Ткачество браслетов с полосками, с Именем, с многоцветным
орнаментом.
Оборудование: Ножницы, мулине, нить, бисер. Образцы изделий схемы
плетений, репродукции.
Знания и умения: Знать последовательность выполнения изделия на станке.
Воспитанники должны уметь натягивать нити основы на станке, читать
схемы изделий, изменять цветовое решение по своему усмотрению.
Раздел V. Украшения из бисера. (24 часа)
5.1ВСерьги. 2 часа теории, 4 часа практика
Теория: Варианты серег. Техники плетений в изделиях. Составление
авторской схемы
Практика: Подбор бисера и бусин по цвету для изделия. Изучение схемы
поэтапного плетения изделий. Плетение серег по схеме. Крепление швенз,
пусет.
Оборудование: Ножницы, леска, бисер, бусины, рубка, стеклярус, камни.
Швензы, пусеты. Схемы плетений, образцы изделий, репродукции.
5.1Воротники. 6 часов теории, 10 часов практика
Теория: Варианты ажурных воротников. Использование ажурных плетений
в изделиях. Составление авторской схемы
30
Практика: Подбор бисера и бусин по цвету для изделия. Изучение схемы
поэтапного плетения изделий. Плетение изделий «Мамино кружево»,
«Снежное», по собственной схеме.
Оборудование: Ножницы, леска, бисер, бусины, рубка, стеклярус, камни.
Схемы плетений, образцы изделий, репродукции.
5.2 Комплекты. 2 часа теории, 8 часов практики.
Теория: Комплекты могут состоять из кулона и сережек или колье и
сережек. Выбор схемы основных элементов. Подбор бисера и бусин для
комплекта. Последовательность выполнения изделий. Работа со схемами.
Практика: Изготовление 2 комплектов на выбор. Плетение основ для
кулона и сережек в любой технике плотного плетения. Плетение и
прикрепление цепочки к кулону. Закрепление швенз для сережек на основе.
Оборудование: Ножницы, леска или нить, бисер, бусины, рубка, стеклярус,
фурнитура. Образцы изделий схемы плетений, репродукции.
Раздел 6. Подарки из бисера. (10 часов)
6.1 Оплетение формы. 4 часа теория, 6 часов практика
Теория: Варианты декора баночек, вазочек, бутылок, фоторамок. Выбор
схемы оплетения формы. Подбор основы и бисера по цветовой гамме и
подбор бисера.
Практика: Изготовление основной части в ажурной технике. Изготовление
декоративных элементов. Сшивание двух частей. Подплетение декоративных
элементов к изделиям.
Оборудование: Ножницы, леска или нить, бисер, бусины, рубка, стеклярус.
Образцы изделий схемы плетений, репродукции.
Итоговое занятие. Подведение итогов года. Выставка работ.
31
Планируемые результаты.
Сформированность:
- знаний по декоративно-прикладному искусству России;
- навыков в выполнении различных бисерных изделий.
В конце учебного курса учащиеся будут иметь общие сведения о народном
искусстве и его видах и знать:
- правила техники безопасности;
- основы композиции и принципы построения орнамента;
- основы цветоведения;
- основные приёмы бисероплетения;
- последовательность выполнения изделий из бисера;
- правила подготовки и виды материалов, используемых для бисероплетения;
- правила работы с бисером;
- правила закрепления и наращивания нитей в бисероплетении.
будут уметь:
- гармонично сочетать цвета при выполнении изделий;
- правильно пользоваться ножницами иглами и булавками;
- четко выполнять основные приёмы бисероплетения;
- свободно пользоваться схемами;
- самостоятельно составлять схемы для бисероплетения;
- выполнять отдельные элементы и сборку изделия;
- изготавливать плоские и oбъемные фигурки, цветы, украшения на основе
изученных приёмов;
- составлять композиции;
- выполнять творческую работу;
-оформлять творческую работу (сделать законченное изделие с применением
кожи, замши, картона и других материалов).
Творческая работа включает:
- сбор материала по теме;
- работу над эскизами;
- методы разработки орнамента;
- решение композиции в цвете;
- выполнение технического рисунка;
- выполнение изделия в материале.
Материально-техническое обеспечение:
– соответствующее помещение, освещение лампами дневного света;
– коллекция разнообразной литературы по истории бисерного рукоделия,
литературы по различным техникам работы с бисером;
– коллекция альбомов, открыток, орнаментов для бисерных работ,
ксерокопий, фотографий;
– методический материал по предлагаемым темам работы;
– бисер разных оттенков, стеклярус, бусы, замочки;
– салфетки;
- линейка;
32
– нитки (капроновые, тонкие крепкие х\б), леска, иголки для бисера тонкие,
иголки для шитья;
– картон, кожа, бархат и др.;
– ножницы;
– клеи «Момент», ПВА;
– проволока тонкая;
- тейп – лента;
– предметы для отделки: деревянные коробочки, стаканчики, яйца, шары и
др.
- Учебные столы с комплектом стульев.
- Шкафы для хранения дидактических материалов, пособий, учебного
оборудования и пр.
- Рамки или паспарту для экспонирования детских работ (фронтальных
композиций) на выставках.
- Демонстрационный и раздаточный материал.
- Набор инструментов для работы с различными материалами в соответствии
с программой обучения
.
Учебно-дидактический комплекс
Список рекомендуемой литературы для детей:
Серия «Школа творчества» Бисер – М.,2006 г.
Виноградова Е. «Бисер для детей»: Игрушки и украшения. – М.: «Эксмо»;
СПб.: Валери СПД, 2004.
ГадаеваЮ.В. «Бисероплетение». Флора и фауна: Практическое пособие. –
СПб.: «КОРОНА принт», 1999.
ЛындинаЮ. «Фигурки из бисера». – М.: «Культура и традиции» 2001.
Носырева Т. Игрушки и украшения из бисера. – М., 2006.
Петрунькина А. Фенечки из бисера. – СПб., 1998.
Под ред. Савинова З. Модныефенечки для девочек. – М., 2000
Стародуб К., Ткаченко Т., Плетем насекомых из бисера. – Ростов-на-Дону,
2006 г.
Стародуб К., Ткаченко Т., Плетем цветы из бисера. – Ростов-на-Дону, 2006 г.
Список рекомендуемой литературы для педагога:
Андреева И.А. Энциклопедия шитье и рукоделие. Большая Российская
энциклопедия, М.,1998г.
Аполозова Л.М. Бисероплетение. – М., 1997.
Артамонова Е. Украшения и сувениры из бисера. – М., 1993.
Белякова Н. Пасхальные яйца. – СПб., 2000.
Берлина Н.А. Игрушечки. – М., 2000.
Бернхем С. 100 оригинальных украшений из бисера. – М., 2005.
33
Богданов В.В., Попова С.Н. Истории обыкновенных вещей. – М., 1992.
Божко Л. Бисер. – М., 2000.
Божко Л. Бисер, уроки мастерства. – М., 2002.
Бондарева Н. А. Рукоделие из бисера. – Ростов-на-Дону, 2000.
Вильчевская Е. Пасхальные яйца из бисера. – М. 2005.
Вирко Е. Стильный бисер. - М. 2002
Гадаева Ю. Бисероплетение: ожерелья и заколки. – СПб., 2000.
Гадаева Ю. Бисероплетение: флора и фауна. – СПб., 2000.
Гадаева Ю. Бисероплетение: цепочки и фенечки. – СПб., 2000.
Зайцева Н.К. Украшения из бисера. – М., 2002.
Исакова Э. Ю., Стародуб К.И., Ткаченко Т. Б. Сказочный мир бисера.
Плетение на леске. – Ростов-на- Дону 2004.
Куликова Л.Г. Короткова Л.Ю. Цветы из бисера: букеты, панно, бутоньерки. –
М.: Издательский дом МСП, 2001
Куликова Л.Г., Короткова Л.Ю. Цветы из бисера. – М., 2005
Кэрол БеннерДоуэлп. Цветы из бисера. – М., 2002.
Магина А. Изделия из бисера: Колье, серьги, игрушки. – М.–СПб.,2002.
Лукашова И.А. Бисер. – Ульяновск, 2006 г.
Ляукина М. Бисер. – М. 2005
Ляукина М.В. Подарки из бисера. – М., 2005.
Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012-2017 годы.
Петрунькина А. Фенечки из бисера. – СПб., 1998.
Рондели Л.Д. Народное декоративно-прикладное искусство. М.,
Просвещение, 1984г.
Фигурки из бисера. Сост. Лындина Ю. – М., 2001.
Хмара З.А., Хмара А.В. Поделки из бисера. – М., 2005
34
Мониторинг результатов обучения
по дополнительной образовательной программе
Ф.И. обучающегося, год обучения__________________________________________
Показатели
(оцениваемые
параметры)
Теоретическая
подготовка
Владение
специальной
терминологией
Практические
умения и навыки
Общеучебные
умения и навыки
Учебноинтеллектуальные
умения
Учебнокоммуникативные
умения:
Учебноорганизационные
умения и навыки:
умение организовать
свое рабочее место,
навыки соблюдения
правил безопасности,
умение
аккуратно
выполнять работу
Критерии
Начало
года
Количество баллов
Конец
Конец уч.
полугодия
года
Соответствие
теоретических
знаний
обучающегося
программным
требованиям
Осмысленность
и
правильность
использования терминов
Соответствие
практических умений и
навыков
программным
требованиям
Самостоятельность
в
подборе
необходимых
материалов
Самостоятельность
в
пользовании
выразительными
средствами
.
Умение
слушать
и
слышать педагога
Свобода
владения
и
подачи информации
Умение выступать перед
аудиторией
Самостоятельная
подготовка
и
уборка
рабочего места
Аккуратность
и
ответственность в работе
Соблюдение
правил
безопасности
35
Степень выраженности оцениваемого качества
Низкий уровень – обучающийся овладел менее половины объема знаний, навыков,
предусмотренных программой, испытывает серьезные затруднения при работе с
литературой, специальным оборудованием избегает употреблять специальные термины
Средний уровень – объем освоенных знаний, умений и навыков составляет более
половины объема, предусмотренных программой, обучающийся сочетает специальную
терминологию с бытовой, работает с литературой и оборудованием при помощи
родителей или педагога
Высокий уровень – обучающийся освоил практически весь объем знаний, умений и
навыков, предусмотренных программой за конкретный период, специальные термины
употребляет осознанно и в полном соответствии с их содержанием, со специальной
литературой и оборудованием работает самостоятельно и не испытывает затруднений
36
Мониторинг личностного развития обучающегося в процессе освоения им
дополнительной образовательной программы
Ф.И. обучающегося, год
обучения____________________________________________________________
Показатели
(оцениваемые
параметры)
Критерии
Степень
Уровень
выраженности
оцениваемого
1 полугодие 2 полугодие
качества
1. Организационно-волевые качества
Терпение
Способность
Терпения хватает
переносить известные менее, чем на ½
нагрузки в течение занятия
определенного
Более, чем на ½
времени,
занятия
преодолевать
На все занятие
трудности
Воля
Способность активно Волевые усилия
побуждать себя к ребенка
практическим
побуждаются
действиям
извне
Иногда – самим
ребенком
Всегда – самим
ребенком
Самоконтроль
Умение
Ребенок
контролировать свои постоянно
поступки (приводить действует
под
к должному свои воздействием
действия)
контроля извне
Периодически
контролирует себя
сам
Постоянно
контролирует себя
сам
2. Ориентационные качества
Самооценка
Способность
Завышенная
оценивать
себя
адекватно реальным Заниженная
достижениям
Нормальная
Интерес
к Осознанное участие Продиктован
занятиям
в ребенка в освоении ребенку извне
объединении
образовательной
Периодически
программы
поддерживается
самим ребенком
Постоянно
поддерживается
ребенком
самостоятельно
37
Конфликтность
(отношение
ребенка
к
столкновению
интересов
(спору)
в
процессе
взаимодействия)
3. Поведенческие качества
Способность занять Периодически
определенную
провоцирует
позицию
в конфликты
конфликтной
ситуации
Сам в конфликтах
не
участвует,
старается
их
избежать
Пытается
самостоятельно
уладить
возникающие
конфликты
Тип
Умение
Избегает участия
сотрудничества воспринимать общие в общих делах
(отношение
дела
как
свои
ребенка к общим собственные
делам детского
объединения)
Участвует
при
побуждении извне
Инициативен
в
общих делах
38
Календарный учебный график на 2021-2022 уч.год
Этапы образовательного процесса
Начало учебного года
Продолжительность учебного года
Продолжительность учебного
занятия
Промежуточная аттестация
Итоговая аттестация
Окончание учебного года
Каникулы зимние
Каникулы летние
1 год обучения
1 сентября
36 недель
144 ч
45 минут
2 год обучения
1 сентября
36 недель
144/216 ч
45 минут
3 год обучения
1 сентября
36 недель
144/216 ч
45 минут
С 15 по 30 декабря
С 15 по 30 апреля
31 мая
С 1 по 7 января 2024 г.
С 01 июня 2024 г.
С 15 по 30 декабря
С 15 по 30 апреля
31 мая
С 1 по 7 января 2024 г.
С 01 июня 2024 г.
С 15 по 30 декабря
С 15 по 30 апреля
31 мая
С 1 по 7 января 2024 г.
С 01 июня 2024 г.
39
Приложение
Анализ
Уровня освоения программы «Бисероплетение» ТО «Марья-искусница» 1 год обучения
Высокий уровень – Полностью самостоятелен, аккуратен, проявляет творчество
Средний уровень – Частично самостоятелен, аккуратен, проявляет творчество
Ннизкий уровень - Не самостоятелен, не аккуратен, не проявляет творчество
№
п\п
Фамилия, Имя уч-ся
Закрепление
бисера
1
2
Завершение
работы
1
2
Плетение
одной
нитью
1
2
Плетение
двумя
нитями
1
2
Плетение на
проволоке
1
2
Самостоятельность
1
2
Аккуратно
сть
1
2
Творчество
1
2
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
40
Анализ
Уровня освоения программы «Бисероплетение» ТО «Марья-искусница» 2 год обучения
Высокий уровень – Полностью самостоятелен, аккуратен, проявляет творчество
Средний уровень – Частично самостоятелен, аккуратен, проявляет творчество
Ннизкий уровень - Не самостоятелен, не аккуратен, не проявляет творчество
№
п\п
Фамилия, Имя уч-ся
Чтение
схем
1
2
Составление
схем
1
2
Цветовая
гамма
1
2
Цветы из
бисера
1
2
Пасхально
е яйцо
1
2
Самостоятельность
1
2
Аккуратност
ь
1
2
Творчество
1
2
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
41
Анализ
Уровня освоения программы «Бисероплетение» ТО «Марья-искусница» 3 год обучения
Высокий уровень – Полностью самостоятелен, аккуратен, проявляет творчество
Средний уровень – Частично самостоятелен, аккуратен, проявляет творчество
Ннизкий уровень - Не самостоятелен, не аккуратен, не проявляет творчество
№
п\п
Фамилия, Имя уч-ся
Чтение
схем
1
2
Составление
схем
1
2
Цветовая
гамма
1
2
Вышивка
бисером
1
2
Бисерное
ткачество
1
2
Самостоятельность
1
2
Аккуратность
1
2
Творчество
1
2
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
42
Приложение
Протокол результатов
Промежуточной ( итоговой) аттестации воспитанников объединения «Марьяискусница» (бисероплетение)
Название объединения группа №
Фамилия, имя,отчество педагога Валитова Мария Александровна
Дата проведения
Форма проведения
Выставка
Форма оценки результатов уровень (высокий, средний, низкий)
Результаты промежуточной аттестации
№ п/п Фамилия, имя ребенка
Год обучения
Итоговая оценка
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
Всего аттестовано ___ воспитанников. Из них по результатам аттестации
Высокий уровень ___ чел.
Средний уровень ___ чел.
Низкий уровень ___ чел.
Подпись педагога___________________
43