Информационная карта
дополнительной общеобразовательной программы
«Маленький конструктор»
Тип программы
Образовательная область
Направленность деятельности
модифицированная
конструирование
техническая
Способ освоения содержания
программы
репродуктивный, творческий
Уровень освоения содержания
программы
общекультурный стартовый
Возрастной уровень реализации
программы
6-8 лет
Форма реализации программы
Продолжительность реализации
программы
Год разработки программы
групповая
1 год
2018 год
2
Комплекс основных характеристик программы
1. Пояснительная записка
Адаптированная
дополнительная
общеобразовательная
общеразвивающая программа технической направленности «Маленький
конструктор» разработана и реализуется с 2018 года. Переименована (ранее
«Лего-старт») в 2021 году в связи с размещением в системе «Навигатор».
Содержание программы направлено на приобщение детей дошкольного
возраста с ограниченными возможностями здоровья (нарушения речи) к
техническому
творчеству,
формирование
и
развитие
речевых,
конструктивных и творческих способностей детей. Программа реализуется
на бюджетной основе.
Программа разработана на основе следующих нормативных документов:
- Конвенция о правах ребенка;
- Конституция Российской Федерации;
– Федеральный закон от 29 декабря 2012 № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации» (ред. от 17.02.2023) (с изм. и доп., вступ. в силу с
28.02.2023);
– Национальный проект «Образование» (утв. президиумом Совета при
Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам
(протокол от 24 декабря 2018 г.№16) «Успех каждого ребёнка», «Цифровая
образовательная среда», «Молодые профессионалы», «Социальная
активность»;
– Распоряжение Правительства РФ от 31 марта 2022 № 678-р «Об
утверждении Концепции развития дополнительного образования детей до
2030 г. и плана мероприятий по ее реализации»;
– Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28
сентября 2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
– Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03 сентября
2019 № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных
систем дополнительного образования детей»;
– Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 02 февраля
2021 № 38 «О внесении изменений в Целевую модель развития региональных
систем дополнительного образования детей, утвержденную приказом
Министерства просвещения Российской Федерации от 03 сентября 2019 №
467»;
– Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27 июля
2022 № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам»;
– Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации
от 22 сентября 2021 № 652н «Об утверждении профессионального стандарта
«Педагог дополнительного образования детей и взрослых»;
3
– Письмо Минпросвещения России от 30 декабря 2022 № АБ-3924/06 «О
направлении методических рекомендаций» (вместе с Методические
рекомендации «Создание современного инклюзивного образовательного
пространства для детей с ограниченными возможностями здоровья и детейинвалидов на базе образовательных организаций, реализующих
дополнительные общеобразовательные программы в субъектах Российской
Федерации»);
– Письмо Минобрнауки РФ от 18.11.2015 №09-3242 «О направлении
рекомендаций»
(вместе
с
Методическими
рекомендациями
по
проектированию дополнительных общеразвивающих программ).
– Закон Челябинской области от 29.08.2013 № 515-30 «Об образовании в
Челябинской области»;
– Приказ Министерства образования и науки Челябинской области от
30.12.2020 № 01/2795 «Об утверждении Концепции развития региональной
системы воспитания и социализации обучающихся Челябинской области на
2021–2025 годы»;
Документы и локальные акты учреждения:
– Устав МБУДО «ДЮЦ»;
– Программа развития МБУДО «ДЮЦ»;
– Программа воспитания МБУДО «ДЮЦ»;
– Положение МБУДО «ДЮЦ» о дистанционном обучении;
– Положение о системе оценок, форм, порядке и периодичности
промежуточной и итоговой аттестации обучающихся;
– Положение о разработке дополнительной общеобразовательной программы
в МБУДО «ДЮЦ»;
– Положение об организации образовательного процесса в МБУДО «ДЮЦ»;
– Положение об организации образовательного процесса с детьми с
ограниченными возможностями здоровья в МБУДО «ДЮЦ».
Актуальность программы
В «Концепции развития дополнительного образования» говорится о том,
что дополнительное образование, является важным фактором повышения
социальной стабильности и справедливости в обществе посредством
создания условий для успешности каждого ребенка независимо от места
жительства и социально-экономического статуса семей. Дополнительное
образование выполняет функции «социального лифта» для значительной
части детей, которая не получает необходимого объема или качества
образовательных ресурсов в семье и общеобразовательных организациях,
компенсируя, таким образом, их недостатки, или предоставляет
альтернативные возможности для образовательных и социальных
достижений детей, в том числе таких категорий, как дети с ограниченными
возможностями здоровья, дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации.
Легоконструирование больше, чем другие виды деятельности,
подготавливает почву для развития технических способностей детей с ОВЗ.
Легоконструирование
объединяет
в
себе
элементы
игры
с
экспериментированием, а, следовательно, активизирует мыслительно4
речевую
деятельность
дошкольников,
развивает
конструкторские
способности и техническое мышление, воображение и навыки общения,
способствует интерпретации и самовыражению, расширяет кругозор,
позволяет поднять на более высокий уровень развитие познавательной
активности дошкольников с ОВЗ. Конструирование является практической
деятельностью, направленной на получение определенного задуманного
продукта. Конструирование, прежде всего, важное средство в коррекции и
развитии зрительных, слуховых, осязательных восприятий, развитии
пространственных ориентировок, речи.
Отличительные особенности программы. Содержание программы
опирается на развитие сенсорного воспитания, ознакомление с окружающим
миром, освоение сенсорных эталонов с вкраплением в конструктивноигровую деятельность приемов развития речи, расширение кругозора,
ознакомления с начальными элементами культуры самообслуживания,
поведения в обществе. Отличительной особенностью программы является её
использование для детей с ограниченными возможностями здоровья, для
детей с задержкой речевого и психического развития. Конструктивная
деятельность таких детей в ходе развития предметных действий, развивает
подражательные способности, восприятие окружающей действительности.
При целенаправленной работе у них формируются элементы предметно игровой деятельности: дети овладевают некоторыми игровыми действиями и
умением выполнять постройки по образцу, а затем возможны и
самостоятельные действия. Практические занятия связаны с использованием
конструктом LEGO. Практические задания способствуют развитию у детей
творческих способностей, предоставление детям выбирать самостоятельно
тот или иной конкретный объект конструирования в рамках схемы.
Конструируя, дети учатся не только различать внешние качества предмета,
образца (форму,
величину и пр.), у них развиваются познавательные и практические
компетенции.
Формирование пространственных представлений происходит на
наглядном материале. Занятие по конструированию способствует развитию
речи детей, так как в процессе работы они учатся общаться друг с другом,
делиться своими замыслами, правильно обозначать в слове названия
направлений (верх, низ, далеко, близко, сзади, спереди, слева, справа и т.д.)
они овладевают и такими понятиями, как «широкий - узкий», «высокийнизкий», «длинный- короткий» и т.д. Связь между действием, образами и
словом возникает лишь в условиях специального, организованного,
коррекционного обучения. Развитие регулирующей функции речи, связь
воспринятого со словом, активизация представлений по слову
осуществляется на всех занятиях. Конструирование теснейшим образом
связано с чувственным и интеллектуальным развитием ребенка. Особое
значение оно имеет для совершенствования остроты зрения, точности
цветовосприятия, тактильных качеств, развития мелкой мускулатуры кистей
рук, восприятия формы и размеров объекта, пространства. Обучающиеся
5
пробуют установить, на что похож предмет и чем он отличается от других;
овладевают умением соизмерять ширину, длину, высоту предметов;
начинают решать конструктивные задачи «на глаз»; развивают образное
мышление; учатся представлять предметы в различных пространственных
положениях, мысленно менять их взаимное расположение. В процессе
занятий идет работа над развитием интеллекта, воображения, мелкой
моторики, творческих задатков, развитие диалогической и монологической
речи, расширение словарного запаса. Особое внимание уделяется развитию
логического и пространственного мышления. Дети учатся работать с
предложенными инструкциями, формируются умения сотрудничать с
партнером, работать в коллективе.
Используемые образовательные технологии:
- игровые технологии;
- информационно-коммуникативные технологии;
- здоровьесберегающие технологии;
- личностно-ориентированного обучения;
- индивидуализации обучения;
- групповые технологии.
В процессе обучения дети осваивают три основных вида
конструирования: по образцу, по условиям и по замыслу. Конструирование
по образцу - когда есть готовая модель того, что нужно построить (например,
изображение или схема). При конструировании по условиям - образца нет,
задаются только условия, которым постройка должна соответствовать
(например, домик для собачки должен быть маленьким, а для лошадки большим). Конструирование по замыслу предполагает, что ребенок сам, без
каких-либо внешних ограничений, создаст образ будущего сооружения и
воплотит его в материале, который имеется в его распоряжении. Этот тип
конструирования лучше остальных развивает творческие способности.
В ходе изучения курса детям предлагается участие в Lego-выставках и
конкурсах, что, кроме, формирования устойчивого интереса к Legoконструированию, является формой педагогической диагностики уровня
освоения программы.
Адресат программы.
Программа предназначена для работы с детьми с ОВЗ (нарушения речи,
задержка психического развития) в возрасте 6-8 лет.
Дети с речевыми нарушениями характеризуются как дети, которые
имеют проблемы с речью, при том, что у них нет проблем со слухом, а также
сохранен интеллект. Разновидностей речевых нарушений очень много. Они
проявляются в виде проблем в произношении, грамматического скелета речи,
скудностью словарного запаса, а также проблемы с нарушением темпа и
плавности речи. Степени тяжести речевых нарушений также бывают
разными. При некоторых видах подобных нарушений, ребенок может
спокойно посещать детский сад. У многих детей с нарушениями речи
психические функции имеют своеобразное развитие, что приводит к разной
6
степени выраженности отставания в психическом развитии и трудностям
обучения, о чем указывает ряд авторов (Г.В. Волкова, М.Б. Елисеева, Н.Л.
Крылова, Л.Г. Ефремова и др.)
Ощущения и восприятие:
- нарушения фонематического восприятия;
- бедность и недифференцированность зрительных образов;
- непрочная связь слова со зрительным представлением предмета;
- недостаточная сформированность целостного зрительного образа предмета;
- сравнение с образцом преимущественно путем примеривания, а не
зрительного соотнесения;
- пространственные нарушения (трудности ориентировки в пространстве, при
письме, при рисовании, при конструировании).
Внимание:
- неустойчивый характер внимания;
- более низкий уровень произвольного внимания;
- трудности сосредоточения в условиях словесной инструкции;
- трудности переключения;
- трудности в распределении внимания между практическим действием и
речью
(детям
свойственны
речевые
реакции
уточняющего
и
констатирующего характера);
- частые отвлечения от задания;
- низкий самоконтроль (дети не замечают свои ошибки и самостоятельно не
исправляют их).
Память:
- снижение слуховой памяти и продуктивности запоминания;
- отсроченное воспроизведение низкое;
- объем зрительной памяти в большинстве случаев не отличается от нормы;
- относительно сохранно смысловое, логическое запоминание.
Мышление:
- отставание в развитии наглядно-образного мышления (в большинстве
случаев связано с тяжестью речевого дефекта);
- трудности анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации,
умозаключения по аналогии;
- недостаточная сформированность внутренней речи, проявляющаяся при
переходе речевых образований в мыслительные и наоборот;
- недостаточный объем сведений об окружающем, о свойствах и функциях
предметов;
- трудности в установлении причинно-следственных связей.
Воображение:
- низкий уровень продуктивного воображения;
- быстрая истощаемость процессов воображения;
- для продуктов деятельности характерны штампы, однообразие;
- словесное творчество снижено (ответы односложны, рассказы бедны).
Психомоторика:
- нарушения равновесия;
7
нарушения координации движений;
- недифференцированность движений пальцев рук;
- недифференцированность артикуляционных движений.
Особенности деятельности. Игровая деятельность:
- трудности взаимодействия со сверстниками;
- трудности в играх с правилами;
- часто игры носят подражательный характер;
- речевое общение затруднено;
- игровой сюжет, как правило, простой, однообразный, не имеет
целенаправленного характера.
Изобразительная деятельность:
- нарушения мелкой моторики, влияющие на способность к рисованию,
лепке, конструированию и т.д.;
- бедность сюжетов, узость тематики.
Учебная деятельность:
- низкая общая организованность;
- неустойчивость;
- рассеянность внимания;
- слабость переключения внимания;
- уход от трудностей;
- низкий самоконтроль;
- трудности в анализе образца;
- механические приемы выполнения заданий.
Особенности развития эмоционально-волевой сферы и личности
Многим детям с речевыми нарушениями свойственны:
-зависимость от окружающих;
- пассивность;
- низкая работоспособность;
- сниженный уровень притязаний;
- неадекватная самооценка;
- расстройства настроения.
Дошкольный возраст – это время, когда развитие интеллекта и
творчества происходят непроизвольно, в игровой деятельности. В этом
возрасте, когда игра является ведущей деятельностью, именно она
определяет формирование личностных качеств, уровень познания,
мышления, глубину социальной адаптации. Для хорошей, интересной игры
нужна достойная игрушка, которая должна быть не только красивой,
безопасной, но и педагогически целесообразной и интересной детям, т.е.
развивающей. Обучение даёт возможность направить работу воображения
детей по пути не пустого фантазирования, а непосредственного претворения
творческих строительных замыслов в результативную практическую
деятельность.
Строительные игры обычно не являются самодостаточными. Чаще
постройки становятся частью сюжетно-ролевых игр, в которых отражаются
реальные события, практически осваиваются отношения между людьми. Так
-
8
идет взаимопроникновение разных видов игр, и решаются одновременно
задачи умственного развития и социальной адаптации.
В социальном адаптировании ребенка акцентируется внимание на
отдельных навыках самообслуживания, бережливости, нормах поведения в
обществе, в играх; закрепляются, расширяются имеющиеся знания о живой и
неживой природе, о родственных отношениях, о некоторых элементах труда
отдельных профессий.
Методы / приёмы обучения:
- объяснительно-иллюстративный / подробное планирование действий детей
для достижения конкретных целей;
- репродуктивный;
- коммуникативный.
- чередование умственной и практической деятельности, преподнесение
материала небольшими дозами, использование средств наглядности.
Объём программы. Срок реализации программы 1 год. Общее количество
часов по программе составляет 36/72 часа.
Форма обучения – очная, очная с применением дистанционных технологий.
Формы организации образовательного процесса и виды занятий.
Основной формой организации детей на занятии является групповая форма.
Количественный состав 10-12 человек, состав участников – постоянный.
Общие принципы и правила проведения занятий:
1. Индивидуальный подход к каждому воспитаннику.
2. Учёт возрастных и индивидуальных особенностей: предотвращение
наступления утомления, использование для этого разнообразных средств.
3.Принцип
активности:
использование
методов,
активизирующих
познавательную деятельность учащихся, развивающих их устную речь и
формирующих необходимые учебные навыки.
4. Проявление педагогического такта. Поощрение за успехи, своевременная и
тактичная помощь каждому ребёнку, развитие в нём веры в собственные
силы и возможности.
Приемами воздействия на эмоциональную и познавательную сферу
являются:
- игровые ситуации;
- дидактические игры, связанные с поиском видовых и родовых признаков
предметов;
- игровые ситуации, способствующие развитию умения общаться с другими;
- психогимнастика и релаксация, позволяющие снять мышечные спазмы и
зажимы, особенно в области лица и кистей рук.
Виды занятий:
- практическое занятие;
- занятие-игра;
- открытое занятие;
- интегрированное занятие.
9
Условия набора и режим занятий. Набор в детское объединение
проводится на добровольной основе по заявлению родителей (законных
представителей). Занятия проводятся в групповой форме 1-2 раза в неделю,
из расчёта 36 учебных недель 36/72 час в год. Продолжительность одного
часа занятий составляет 30 мин., занятия проводятся с обязательным 10минутным перерывом, согласно СанПиН. В случаях возникновения
экстремальных ситуаций: отмены занятий по погодным или санитарноэпидемиологическим показаниям, обучение проводится с применением
дистанционных технологий, используя ресурс Viber и ресурс группы
объединения ВКонтакте для информирования родителей и размещения
материалов для самостоятельной работы детей с родителями.
Цель программы: формирование ключевых компетенций (по А.В.
Хуторскому) дошкольников в процессе выполнения конструкторских задач и
моделирования социальных отношений средствами строительного материала
Lego-системы.
Задачи:
обучения:
- развитие познавательного интереса посредством ознакомления детьми с
простейшими внешними формами символизации и переход к
пространственному моделированию.
развития:
- развитие словарного запаса;
-освоение социальных ролей через игру.
Ожидаемые результаты:
Личностные:
- умение выражать свои чувства;
- проявление трудолюбия;
Метапредметные:
- способность определять, различать и называть детали конструктора,
конструировать по условиям, заданным взрослым, по образцу, строить
самостоятельно;
- способность работать по предложенным инструкциям, размышлять, умение
формулировать цель деятельности на занятии с помощью педагога.
- умение взаимодействовать в паре и в группе;
- проявление доброжелательности по отношению к окружающим.
Предметные:
- знание простейших основ технологии,
- умение определять необходимое количество деталей,
- с помощью педагога давать оценку собственной практической
деятельности.
Метапредметные связи: в процессе обучения по программе дети применяют
полученные знания, умения и навыки на занятиях по развитию речи,
математике, ИЗО, окружающему миру.
10
Оценка эффективности реализации программы.
Формы аттестации и контроля. Система оценок, формы, сроки,
порядок и периодичность текущего контроля, промежуточной и итоговой
аттестации обучающихся определяется в соответствии с принятым в МБУДО
«ДЮЦ» г. Челябинска «Положением об аттестации обучающихся».
Для отслеживания результатов предусматриваются в следующие формы
контроля:
1. Стартовый, позволяющий определить исходный уровень развития
обучающихся. Проводится в начале учебного года в форме беседы и
практической работы по выбору ребёнка.
2. Текущий контроль проводится в течение всего года. Направлен на
определение степени освоения обучающимися учебного материала.
Определение готовности восприятию нового материала. Повышение
ответственности и заинтересованности воспитанников в обучении.
Выявление детей, отстающих и опережающих обучение.
Формы: педагогическое наблюдение, самостоятельная работа.
Пооперационный контроль за правильностью, полнотой и
последовательностью выполнения операций, входящих в состав действия при
конструировании объекта. Контроль по результату, который проводится после
осуществления учебного действия методом сравнения фактических
результатов или выполненных операций с образцом.
3. Промежуточная аттестация проводится в декабре как оценка
результатов обучения за полугодие, включает в себя проверку теоретических
знаний и практических умений и навыков. Промежуточная аттестация
обучающихся проводиться в следующих формах: опрос, отчетная выставка.
4. Итоговая аттестация обучающихся проводится в апреле в форме
выставки работ. Немаловажную роль играет самооценка и самоконтроль
определение учеником границ своего «знания – незнания», своих
потенциальных возможностей, а также осознание тех проблем, которые ещё
предстоит решить в ходе осуществления деятельности.
Содержательный контроль и оценка результатов учащихся
предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения
предмета ребёнком и не допускает сравнения его с другими детьми.
Организация занятий в объединении дополнительного образования не
предполагает отметочного контроля знаний, в связи, с чем приняты
следующие критерии оценки результативности:
- высокий уровень – объём знаний и навыков 100-80%,
предусмотренных программой за конкретный период; специальные термины
употребляет осознанно и в полном соответствии с их содержанием; работает с
оборудованием самостоятельно, не испытывает особых трудностей;
11
выполняет практические задания с элементами творчества;
- средний уровень – объём знаний и навыков 70-50%; сочетает
специальную терминологию с бытовой; работает с оборудованием с помощью
педагога; в основном, выполняет задания на основе образца;
- низкий уровень – обучающийся овладел менее чем 50% объёма
знаний и навыков, предусмотренных программой; ребёнок, как правило,
избегает употреблять специальные термины. Обучающийся испытывает
серьёзные затруднения при работе с оборудованием; ребёнок в состоянии
выполнять лишь простейшие практические задания педагога.
Результаты обучающихся фиксируются в форме: фотоотчетов.
Результатом освоения программы является участие обучающихся в
конкурсах, городских выставках, фестивалях.
Выставочная деятельность является важным итоговым этапом занятий.
Выставки могут быть: однодневные — проводится в конце каждого занятия с
целью обсуждения; тематические — по итогам изучения разделов,
тем; итоговые – в конце года организуется выставка практических работ
учащихся, организуется обсуждение выставки с участием педагогов,
родителей, гостей.
Критерии оценки результатов освоения программы
1) начальный контроль:
- присутствие элементарных знаний в области конструирования LEGO;
- умение добиваться прочности соединения деталей;
- навыки конструирования по образцу.
2) текущий контроль:
- проявление познавательного интереса;
- знание последовательности конструирования по образцу;
-умение соблюдать правила техники безопасности;
- умение различать цвета и оттенки;
- навыки работы в паре, в группе;
3) итоговая аттестация:
- знание терминологии, опорных понятий;
- умение аккуратно и точно выполнять работу;
- умение работать с образцом самостоятельно, со схемами с помощью
педагога;
- навыки изготовления базовых форм и применение в общей композиции;
- проявление продуктивного творчества;
- проявление доброжелательности, трудолюбия, дисциплинированности.
12
Учебный план
Название раздела, темы
Общее кол-во
часов
4
1. Вводное занятие. Введение
в программу
2. Базовые постройки
3. Промежуточная аттестация
4. Реальный и сказочный мир
5. Итоговая аттестация
6. Итоговое занятие
Итого
теория
практика
2
2
4
24
2
28
2
2
60
28
2
34
2
2
72
6
12
Учебно-тематический план
Название раздела, темы
2
2.1
2.2
2.3
2.4
2.5
3
4.
4.1
4.2
4.3
4.4
Количество часов
всего
теория практика
Вводное занятие. Введение
в программу
Правила
поведения
на
занятии;
знакомство
с
4
деталями, первые понятия:
кубик, кирпичик, брусок;
свободное конструирование
Базовые постройки
28
Конструирование моделей:
ворота, заборчик, лесенка,
мостик
Конструкция
дома
в
одномерном пространстве
Конструирование мебели
Конструирование
на
плоскости Lego-мозаика
Строительная и сюжетноролевая игра
Промежуточная
2
аттестация
Реальный и сказочный
34
мир
Конструирование
модели
животного:
домашние,
дикие, сказочные
Конструирование
фигуры
человека
Конструирование различных
видов транспорта
Строительная и сюжетноролевая игра
2
2
1
4
1
4
1
7
1
5
беседа, опрос
самостоятельное
конструирование
4
наблюдение
2
выставка в
объединении
2
8
самостоятельное
конструирование
2
8
2
8
4
5.
Итоговая аттестация
2
2
6.
Итоговое занятие
всего часов
2
2
60
72
Формы контроля/
аттестации
12
наблюдение, беседа
выставка в
объединении,
диагностические
карты
13
Содержание программы
1. Вводное занятие. Введение в программу. (4 часа): теория: знакомство с
кабинетом; объяснение правил нахождения в кабинете и правил поведения во
время занятия; знакомство с деталями Лего и их названиями; практикаконструирование на свободную тему
2. Базовые постройки (28часов): теория: способы соединения деталей –
вертикальный, горизонтальный, со сдвигом; первые понятия - фундамент
дома, стены, оконные проёмы, крыша; классификация мебели по месту
расположения (для гостиной, спальни, кухни); отличие конструкций
пространственных и плоскостных; практика: конструирование моделей:
«Заборчик», «Ворота», «Лесенка», «Мостик»; конструирование модели дома
в одномерном пространстве; конструирование моделей различной домашней
мебели; постройки на плоскости; организация коллективного строительства и
совместной игры «Дом, в котором я живу», «Новоселье»
3. Промежуточная аттестация (2 часа): практика: конструирование
моделей на свободную тему из ранее пройденных
4. Реальный и сказочный мир (34часа): теория: рассматривание
иллюстраций домашних и диких животных; беседа для расширения знаний о
среде обитания и особенностях жизни животных; рассматривание
иллюстраций людей различного пола, возраста, профессий; беседа «Я и моя
семья»; рассматривание иллюстраций различного транспорта; классификация
транспорта(автомобильный, воздушный, морской, космический, сказочный);
практика: конструирование моделей Курочки, Собачки, Лошадки, Оленя,
Волка с их детёнышами; свободное конструирование сказочных персонажей
животных; конструирование фигуры человека по принципу « Ребёнок –
Взрослый», «Мальчик – Мужчина, Девочка – Женщина»; конструирование
легкового авто, самолёта, корабля, ракеты; конструирование по замыслусказочные средства передвижения; организация коллективного строительства
и совместной игры «В гостях у сказки», «Космическая станция»
5. Итоговая аттестация (2часа): конструирование по замыслу; подготовка
выставки внутри объединения.
6. Итоговое занятие (2часа): игровая программа с заданиями на
конструирование «Самый ловкий»
Ожидаемые результаты
1.
2.
3.
4.
Знания об особенностях простейших геометрических фигур: КУБИК,
КИРПИЧИК, БРУСОК.
Умение крепить кубики вертикально со сдвигом, горизонтально со
сдвигом, комбинированно.
Приобретение навыков конструирования по образцу и словесной
инструкции.
Закрепление навыков пространственного ориентирования: сзади,
спереди, слева, справа, ближе, дальше.
14
5.
6.
7.
8.
Приобретения умения определять характеристики предметов в
пространстве: форма, протяженность, размер.
Совершенствование умения сопоставлять постройки с реальным миром.
Приобретение навыка речевого диалога.
Совершенствование умений приветствия, прощания, благодарения.
3. Воспитание
Цель, задачи, целевые ориентиры:
3.1Развитие личности и социализация детей на основе духовно-нравственных
ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в
интересах человека, семьи.
3.2 Задачи:
- формирование интереса и потребности в техническом творчестве;
- формирование и развитие коммуникативных навыков путём создания
игровых условий для сюжетно-ролевой игры;
- формирование трудолюбия, дисциплинированности,
доброжелательности;
3.3 Восприимчивость к разным видам искусства, ориентации на творческое
самовыражение, реализацию своих творческих способностей, на
эстетическое обустройство своего быта в семье;
осознание ценности жизни, здоровья и безопасности, значения личных
усилий в сохранении и укреплении здоровья, соблюдения правил личной
и общественной безопасности;
установки на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение
гигиены, режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность
Формы и методы воспитания
Основной формой воспитания является практическое учебное занятие, в ходе
которого выполняются конструкторские задачи, организуются сюжетноролевые игры в индивидуальном порядке, в парах или подгруппах, итоговые
занятия- организация выставок.
Методами, формирующими сознание воспитанников выступают: беседа,
объяснение, внушение, убеждение; методы организации деятельности:
инструктаж, упражнение, создание воспитывающих ситуаций; методы,
создающие мотивацию деятельности: поощрение, порицание, создание
ситуации успеха.
Все эти методы способствуют усвоению и применению правил поведения
и коммуникации, формированию позитивного и конструктивного отношения
к событиям, в которых они участвуют, к членам своего коллектива.
Анализ результатов воспитательной работы при реализации данной
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
происходит в процессе педагогического наблюдения, а также отзывов так
называемых «внешних экспертов»: родителей, других обучающихся,
педагогов смежных направленностей.
15
№
п/п
1
Название события,
мероприятия
Посвящение в
воспитанники ДЮЦ
«Волшебный мир
Лего»
Правила поведения в
помещении СП и на
занятии
Я и моя семья
Календарный план воспитательной работы
Форма
Сроки
Воспитательный результат
проведения
участие в
мероприятии
сентябрь
вводное занятие,
беседа,
практическая
деятельность
инструктаж
сентябрь
цикл бесед
ноябрь,
март
сентябрь
январь
Приобщение воспитанников к
команде ДЮЦ, знакомство с
коллективом, вовлечение в
образовательный процесс
Вовлечение воспитанников группы
в творческую деятельность по
конструированию
Воспитание уважения к правам и
обязанностям человека; воспитание
социальной коммуникации
Углубление представления
воспитанников о ценности семьи, о
различных социальных ролях
взрослых и детей в семье(мама-папа,
сын-дочь, бабушка - дедушка,
братья- сестры); о соблюдении
традиций, объединяющих близких
людей; воспитание уважительного
отношения и милосердия к членам
семьи; формирование чувства любви
к Родине, как большой семье
Информационный продукт,
иллюстрирующий
успешное достижение цели
события (ссылки на
размещение)
Фотоотчёт в группе СП
социальной сети ВК
Фотоотчёт для родителей
в группе Вайбер
Скоро-скоро Новый
год
выставка работ
внутри
объединения
декабрь
С днем Защитников
Отечества
выставка работ
февраль
Международный
женский день
выставка работ
март
День космонавтики
выставка работ
апрель
С Днём Победы
выставка работ
май
Углубление интереса к творческой
конструкторской деятельности;
формирование художественного
вкуса; создание «ситуации успеха»;
развитие коммуникативных навыков
при работе в группе
Воспитание российской
гражданской идентичности, чувства
патриотизма; воспитание
уважительного отношения к
основным символам государства
Расширение знаний о культурных
традициях и государственных
праздниках; воспитание
положительного отношения к
женщине; повышение
интеллектуального уровня
воспитанников при знакомстве с
историей и традициями праздника;
активизация творческого
потенциала; укрепление дружеского
отношения внутри группы
Воспитание российской
гражданской идентичности, чувства
патриотизма; представление о
национальных героях и важнейшем
событии в истории России
Воспитание российской
Фотоотчёт в группе СП
социальной сети ВК
Фотоотчёт для родителей
в группе Вайбер
Фотоотчёт для родителей
в группе Вайбер
Фотоотчёт в группе СП
17
Ура, каникулы
Итоговое занятие
май
гражданской идентичности, чувства
патриотизма; представление о
национальных героях и важнейшем
событии в истории России
Закрепление положительного
отношения к конструкторской
деятельности; формирование
чувства удовлетворенности от
творческой самореализации и
устойчивого желания продолжить
занятия этим видом творчества в
школьном возрасте
социальной сети ВК
Фотоотчёт в группе СП
социальной сети ВК
18
Комплекс организационно-педагогических условий реализации
программы
Календарный учебный график
Этапы образовательного процесса
Начало учебного года
Продолжительность учебного года
1 год обучения
01 сентября
36 недель
72 часа
Продолжительность учебного занятия
30 минут
Промежуточная аттестация
С 15 по 30 декабря
С 15 по 30 апреля
31 мая
С 1 по 7 января 2024
С 1 июня 2024 г.
Итоговая аттестация
Окончание учебного года
Каникулы зимние
Каникулы летние
Методическое обеспечение программы
Учебно-методическое оснащение
- учебно-методические пособия по Lego-конструированию;
- наглядные пособия и образцы по темам программы;
- информационная и литературная подборка по темам занятий
Материально-техническое оснащение
- специализированные столы для проведения занятий;
- пластины для крепления кубиков и моделей;
- 10 – 12 базовых игровых наборов Lego-sistem;
- дополнительные Lego-наборы (и детали) для создания игровых ситуаций;
Кадровое обеспечение
Реализацию программы обеспечивает педагог дополнительного образования,
имеющий специальную подготовку в области конструирования Lego.
Список литературы
Для педагога:
1. Б.П.Никитин «Ступеньки творчества или развивающие игры» М.:
Просвещение,1990.
2. Методика обучения игровой деятельности и конструированию.
3. под редакцией Т.С.Комаровой М., Просвещение ,1991.
4. Программа «Развитие» Руководитель JI. А.Венгер М.,1992.
5. Н.Ф. Тарловская «Конструирование. 4-5 лет.» М.: Молодая Гвардия,
1997.
6. М.В. Аксенов «Лего - мастер», М.: Кристалл, 1999.
7. Парамонова Л.А. «Детское творческое конструирование», М., 1999.
8. Н.М. Конышева «Конструирование как средство развития младших
школьников
на уроках труда. Пособие для учителей» М.: МПСИ, 2000.
9. И.Д. Демакова «Воспитательная деятельность педагога в современных
условиях». - С-Пб.: Каро, 2007.
10. Л.Н. Буйлов, Г.П. Буданова «Дополнительное образование.
Нормативно-правовые документы и материалы» М.: Просвещение, 2008.
11. Т.В. Плахова «Портфолио классного коллектива». Волгоград:изд.
Учитель, 2011.
12. Интернет – ресурс: www.phantoms.su/index.php?showtopic=20950
Список литературы для детей и родителей
1. А. Дорохов «Зелёный, жёлтый, красный» М.:Детская литература, 1975.
2. Л. Яхнин «Сколько братьев у нашего дома» М.: Малыш, 1981.
3. Журналы «ЛЕГО – самоделки» М.: Эгмонт Россия Лтд, 2000 – 2001.
4. Г. Харенко «Угадай сказки» М.: Аст-Пресс, 2000.
20
Низкий уровень
Средний уровень
Высокий уровень
Общий балл
дисциплинированность
проявление творчества
навыки работы в паре, в коллективе
конфликтность /проявление
общительности, дружелюбия
Метапредметные результаты
Применение в речи слов приветствия,
прощания, благодарения
умение видеть и анализировать
предметы реальной жизни и
конструкторские образцы
умение давать характеристику моделей и
конструкций по одному или нескольким
признакам
Сформированность навыков
пространственного ориентирования: сзади,
спереди, слева, справа, ближе, дальше
умение определять характеристики
предметов в пространстве: форма,
протяженность, размер
Предметные результаты
соблюдение правил техники безопасности
конструирование по замыслу
конструирование по заданным
условиям
ФИ
конструирование по образцу, схеме
№
практика: умение различными способами
крепить кубики
теория: знание основных деталей
конструктора
Приложение 1
Мониторинг результатов освоения дополнительной образовательной программы «Маленький конструктор» (1-е полугодие/ 2-е полугодие)
Контрольно-измерительные материалы
Личностные результаты
1
0 – 5 баллов
6- 11 баллов
12 -15 баллов
21
Приложение 2
Методическое обеспечение
Наименование раздела
I. ВВЕДЕНИЕ.
II. Базовые постройки
Формы
организации
УВП
Интегрированно
е занятие
Учебное занятие
Формы
организации
деятельности
воспитанников
Групповая
Групповая
III. Реальный и
сказочный мир
Интегрированно
е занятие
Группа
IV. Промежуточная и
КТД, ИТД
Межгрупповая
Методы
-словесные: рассказ, беседа;
-наглядные: демонстрация;
- практические:
практическая работа
(конструирование)
-словесные: объяснение;
-наглядные: демонстрация;
-практические:
практическая работа
(конструирование)
словесные: рассказ,беседа,
объяснение;
наглядные: иллюстрации,
схемы
практические:
конструирование,
дидактические игры
Репродуктивный:
Дидактический комплекс,
оборудование
Формы подведения
итогов по разделу
специализированные столы,
кубики Лего – стандарт;
каталоги Лего, готовые
Творческая работа
модели;
специализированные столы,
кубики Лего – стандарт,
дополнительные ЛегоДиагностические
элементы, Лего-человечки,
карты
аксессуары к сюжетноролевым играм по темам
занятий;
схемы, иллюстрации
раздаточный материалкарточки
Аналогично
разделу II
Диагностические
карты, организация
выставок
специализированные столы, Участие в
22
итоговая аттестация
практическая работа,
кубики Лего – стандарт,
дополнительные Легоэлементы, Лего-человечки,
аксессуары к сюжетноролевым играм по темам
занятий;
Иллюстрации, схемы;
учебные пособия
районных,
городских
выставках,
конкурсах
23
Приложение 4
Учебно-тематический план (дистант)
Название раздела, темы
2
2.1
2.2
2.3
2.4
3
4.
4.1
4.2
4.3
4.4
Количество часов
всего
теория практика
Вводное занятие
знакомство с деталями,
первые понятия: кубик,
2
кирпичик,
брусок;
свободное конструирование
Базовые постройки
8
Конструирование моделей:
ворота, заборчик, лесенка,
мостик
Конструкция
дома
в
одномерном пространстве
Конструирование мебели
Строительная и сюжетноролевая игра
Промежуточная
2
аттестация
Реальный и сказочный
8
мир
Конструирование
модели
животного:
домашние,
дикие, сказочные
Конструирование
фигуры
человека
Конструирование различных
видов транспорта
Строительная и сюжетноролевая игра
Формы контроля/
аттестации
1
1
беседа, опрос
1
1
самостоятельное
конструирование
1
1
1
1
1
1
наблюдение
2
выставка в
объединении
1
1
самостоятельное
конструирование
1
1
1
1
1
1
наблюдение, беседа
выставка в
объединении,
диагностические
карты
5.
Итоговая аттестация
2
2
6.
Итоговое занятие
всего часов
2
24
2
15
9
24