1. Комплекс основных характеристик программы
1.1. Пояснительная записка
Направленность программы. Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа
социально-гуманитарной направленности
разработана для детей дошкольного возраста. За основу взята программа
Картушиной М.Ю. Логоритмика для малышей:
Конспекты Логоритмических занятий в детском саду5-6 лет –М.: ТЦ
«Сфера»,2004 -144 с
Конспекты Логоритмических занятий в детском саду 6-7 лет –М.: ТЦ
«Сфера»,2004 -144 с. Содержание программы нацелено на формирование и
развитие чистой, правильной речи у детей дошкольного возраста через
взаимодействие музыки, речи и движения, что способствует всестороннему
развитию личности ребёнка.
Программа разработана на основании следующих нормативно-правовых
документов:
– Конвенция ООН «О правах ребёнка», одобренная Генеральной Ассамблеей
ООН 20.11 1989г.
– Федеральный закон от 29 декабря 2012 № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации» (ред. от 17.02.2023) (с изм. и доп., вступ. в силу с
28.02.2023).
– Национальный проект «Образование» (утв. президиумом Совета при
Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам
(протокол от 24 декабря 2018 г.№16) «Успех каждого ребёнка», «Цифровая
образовательная среда», «Молодые профессионалы», «Социальная
активность»/
– Распоряжение Правительства РФ от 31 марта 2022 № 678-р «Об
утверждении Концепции развития дополнительного образования детей до
2030 г. и плана мероприятий по ее реализации».
– Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28
сентября 2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
– Приказ Министерства образования и науки Челябинской области от
30.12.2020 № 01/2795 «Об утверждении Концепции развития региональной
системы воспитания и социализации обучающихся Челябинской области на
2021–2025 годы».
– Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03 сентября
2019 № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных
систем дополнительного образования детей».
– Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 02 февраля
2021 № 38 «О внесении изменений в Целевую модель развития региональных
систем дополнительного образования детей, утвержденную приказом
Министерства просвещения Российской Федерации от 03 сентября 2019 №
467».
– Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27 июля
2022 № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам».
– Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации
от 22 сентября 2021 № 652н «Об утверждении профессионального стандарта
«Педагог дополнительного образования детей и взрослых».
– Письмо Министерства просвещения России от 30 декабря 2022 № АБ3924/06 «О направлении методических рекомендаций» (вместе с
Методические рекомендации «Создание современного инклюзивного
образовательного пространства для детей с ограниченными возможностями
здоровья и детей-инвалидов на базе образовательных организаций,
реализующих дополнительные общеобразовательные программы в субъектах
Российской Федерации»).
– Письмо Минобрнауки РФ от 18.11.2015 №09-3242 «О направлении
рекомендаций»
(вместе
с
Методическими
рекомендациями
по
проектированию дополнительных общеразвивающих программ).
– Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025
года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от
29 мая 2015 г. № 996-р);
– Закон Челябинской области от 29.08.2013 № 515-30 «Об образовании в
Челябинской области».
Документы и локальные акты учреждения:
– Устав МБУДО «ДЮЦ»;
– Программа развития МБУДО «ДЮЦ»;
– Программа воспитания МБУДО «ДЮЦ»;
– Положение МБУДО «ДЮЦ» о дистанционном обучении;
– Положение о системе оценок, форм, порядке и периодичности
промежуточной и итоговой аттестации обучающихся.
– Положение о разработке дополнительной общеобразовательной программы
в МБУДО «ДЮЦ»
– Положение об организации образовательного процесса в МБУДО «ДЮЦ».
Программа реализуется на бюджетной основе. Обучение проводится на
русском языке.
Актуальность программы. Своевременное овладение правильной чистой
речью способствует формированию у ребенка уверенности в себе, развитию
его мышления, коммуникативных качеств. Речь не врожденная
способность, она формируется постепенно.
Одним из видов речевой работы является логоритмика. Она помогает
соединить речь с движением, способствует развитию чувства ритма,
нормализации и регулированию темпа высказывания (Э. Жак-Далькроз, В.А.
Гринер, Г.А. Волкова).
Отличительные особенности программы. Основополагающий принцип
проведения занятий - взаимодействие речи, музыки и движения. На
логоритмических занятиях решаются следующие задачи:
- Активизация высшей психической деятельности через развитие слухового и
зрительного внимания;
- Развитие слухового и зрительного восприятия;
- Увеличение объема памяти;
- Развитие артикуляционного аппарата;
- Развитие двигательных навыков;
- Развитие пространственной ориентации и зрительно-моторных
координаций;
Логоритмические занятия составлены с опорой на лексические темы.
В сюжете занятий использованы рассказы и сказки русских и зарубежных
писателей, русские народные сказки, что соответствует возрасту детей и
позволяет решать коррекционные задачи в игровой форме. Театральное
разыгрывание сказочных сюжетов способствует выработке двигательных,
слуховых речевых навыков. Содержание занятий изменяется по мере
поэтапного усложнения речевого материала. Игровое построение занятий
создает доброжелательную, эмоционально-насыщенную атмосферу
совместного творчества детей и педагога, побуждает каждого ребенка
принять активное участие в учебном процессе, поддерживает
познавательный интерес и внимание, активизирует речь…
Итогом работы является лучшее усвоение знаний и формирование
умений и навыков у детей. На занятиях помимо речевых задач решаются
также этические задачи, большое внимание уделяется развитию
эстетического вкуса.
Логоритмическое занятие включает следующие элементы:
-логопедическую
гимнастику
—
комплекс
упражнений
для
укрепления
мышц
органов
артикуляционного
аппарата,
рекомендованные Т.В. Буденной;
- чистоговорки для автоматизации и дифференциации звуков;
- пальчиковую гимнастику для развития тонких движений пальцев рук;
- упражнения на развитие общей моторики, соответствующие возрастным
особенностям детей, для мышечно-двигательного и координационного
тренинга;
- фонопедические упражнения по методу В.В. Емельянова для укрепления
гортани и привития навыков речевого дыхания;
- вокально-артикуляционные упражнения для развития певческих данных и
дыхания;
- песни и стихи, сопровождаемые движениями рук, для развития плавности и
выразительности речи, речевого слуха и речевой памяти, координационного
тренинга;
- музыкальные игры, способствующие развитию речи, внимания, умению
ориентироваться в пространстве;
- мело и ритмо-декламация для координации слуха, речи, движения;
- упражнения для развития мимических мышц, эмоциональной сферы,
воображения и ассоциативно-образного мышления;
- коммуникативные игры и танцы для развития динамической стороны
общения, эмпатии, эмоциональности и выразительности невербальных
средств общения, позитивного самоощущения;
- упражнения на релаксацию для снятия эмоционального и физического
напряжения.
Структура занятия не всегда включает все перечисленные элементы.
Общеразвивающие упражнения должны соответствовать возрастным
особенностям детей.
На занятии должна быть атмосфера радости и доброжелательности.
Педагог должен создать условия для возникновения удивления, интереса и
выражения своих чувств, помочь каждому ребенку обрести веру в себя,
организовать ситуацию успеха, поощряя любое усилие с его стороны,
радуясь его творческим находкам.
Адресат программы
Программа рассчитана на обучение детей дошкольного возраста с 5 до
7 лет. Продолжительность каждого занятия в соответствии с требованиями
СанПиН составляет 30 мин., все занятия проводятся в игровой форме.
Оптимальное количество обучающихся в группе – не более 8 человек.
Количество часов, отведенных на конкретную тему в программе, и
хронологический порядок изучаемых тем может изменяться с учетом
способностей обучающихся, уровня их подготовленности, с темпами
усвоения материала, а так же сложностью выбранных тренингов,
упражнений и т.д.
Возрастные особенности
Возраст от 5 до 6 лет
К 5-6-летнему возрасту сформированность структур и функций мозга
ребенка близка, по ряду показателей, к мозгу взрослого человека.
Современные данные возрастной психологии позволяют утверждать, что
мозг 6-летнего ребенка готов к усвоению доступной информации в процессе
систематического обучения. Однако следует иметь в виду, что в
индивидуальном развитии детей одного и того же возраста наблюдаются
отклонения от средних показателей темпа созревания мозга и всего
организма - опережение или отставание. Кроме того, нужно учитывать и
половые различия. В физиологическом отношении мальчики в среднем
отстают от девочек на год-полтора, хотя те и другие имеют от рождения
одинаковое количество лет.
Продолжает совершенствоваться восприятие цвета и их оттенки, но и
промежуточные цветовые оттенки; форму прямоугольников, овалов,
треугольников. Воспринимают величину объектов, легко выстраивают в ряд
по возрастанию или убыванию до 10 различных предметов.
В старшем дошкольном возрасте продолжает развиваться образное
мышление. Продолжает совершенствоваться обобщение, что является
основой словесно -логического мышления. Продолжает совершенствоваться
речь, в том числе её звуковая сторона. Развивается связная речь. Дети могут
пересказывать, рассказывать по картинке, передавая не только главное, но и
детали. Развивается умение обобщать, причинное мышление, воображение,
произвольное внимание, речь, образ Я.
Воображение будет активно развиваться лишь при условии проведения
специальной работы по его активизации.
Возраст от 6 до 7 лет
К 6-7 годам дети усваивают понятие пола (к противоположному полу
относятся терпимо, доброжелательно), начинают сознательно регулировать
свое поведение. Для них характерна устойчивость, непосредственность,
жизнерадостность, веселое настроение. Они способны испытать наслаждение
и переживание от восприятия прекрасного. Проявляется потребность во
внешних впечатлениях, слушании музыки, в посещении концертов, театров,
после чего дети часто изображают увиденное. Большое место в этом возрасте
занимает игра - это психологическая потребность осмысления новых знаний
через игры.
У детей продолжает развиваться восприятие, однако они не всегда могут
одновременно учитывать несколько различных признаков.
Продолжает развиваться внимание дошкольников, оно становится
произвольным.
В 7 лет завершается дошкольный возраст. К концу дошкольного возраста
ребёнок обладает высоким уровнем познавательного и личностного развития,
что позволяет ему в дальнейшем успешно учиться в школе.
Условия набора и режим занятий
В детское объединение принимаются все дети в возрасте от 5 лет по
заявлению родителей (законных представителей) ребёнка.
Режим занятий
Показатель
1 год обучения
2 год обучения
Количество учебных недель
36
36
Периодичность занятий в неделю
2
2
Продолжительность занятия, часы
1
1
Количество часов в неделю
2
2
Количество часов в год
72
72
Итого
144 часа
Продолжительность одного часа занятий составляет 30 минут согласно
СанПиН.
Форма обучения очная, возможна очная с применением дистанционных
технологий.
Формы организации образовательного процесса, виды занятий.
В процессе освоения программы на занятиях применяются различные
формы и методы обучения: игра, объяснение, повторение, репетиция,
открытый урок, задания на импровизацию и др.
Ведущее место в процессе обучения детей дошкольного возраста занимает ИГРА. Так как игра - это не только удовольствие и радость для
ребенка, что само по себе очень важно. С помощью игры гораздо лучше
развивать внимание, память, мышление, воображение, т.е. те качества,
которые необходимы для дальнейшей жизни. Играя, ребенок приобретает
новые знания, умения, навыки, развивает способности.
Но главное – создают радостную, игровую, творческую атмосферу
занятий, в которой наиболее полно раскрывается индивидуальность каждого
ребенка.
Педагогические принципы обучения заключаются в нравственном и
интеллектуальном обогащении детей, в широком использовании возможностей игровой стихии, в использовании потребности детей в рефлексии, в
общей атмосфере доверия.
Принципы обучения:
- принцип постепенного перехода от простого к более сложному;
- принцип последовательности и постепенности.
Разумно направленная работа служит средством разностороннего воспитания
и творческого развития ребенка.
Объем программы
Образовательная программа «Логоритмика» рассчитана на 2 года
обучения.
Общее количество часов по программе составляет 144 часа.
Цель программы: Формирование и развитие познавательной активности,
мышления, коммуникативных способностей детей дошкольного возраста
посредством овладения правильной чистой речью.
Задачи программы:
– Формирование и развитие интереса к родной речи;
– Воспитание уверенности в себе;
– Воспитание трудолюбия и самостоятельности;
– Воспитание культуры общения;
– Развитие познавательного интереса;
– Развитие слухового и зрительного восприятия;
– Увеличение объема памяти;
– Развитие артикуляционного аппарата;
– Развитие двигательных навыков, навыков пространственной ориентации и
зрительно-моторных координаций;
Ожидаемые результаты
Личностные:
Проявление:
– интереса и потребности к познанию нового;
– трудолюбия, усидчивости, внимательности;
– умения общаться в коллективе.
Метапредметные:
Проявление:
– эмоциональной отзывчивости на музыку, слово;
–умения словесно, в движении выразить эмоциональное впечатление от
музыкального произведения;
– первичных двигательных навыков и качеств (координации, ловкости и
точности движений, пластичности);
– первичных навыков учебной деятельности.
Предметные:
Наличие:
– первичных представлений о мелодии, ритме, темпе.
Умение:
–воспринимать и передавать в интонации, движении основные средства
выразительности музыкальных произведений;
–передавать игровые образы, используя импровизации;
Проявление:
– первоначальных навыков творческой деятельности (выступления на
концертах в качестве участника);
№
Учебно-тематический план
1 год обучения
Количество часов
Разделы, название темы
Теория
I
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
Вводное занятие
Адаптация. Игры на знакомство
Спор грибов и ягод
Путешествие язычка
В гостях у лесного гнома
Яблоко
Пых
Спор овощей
Колосок
Приключения дождика
Краски осени
Палочка-выручалочка
Как Коза в лесу избушку построила
Кот, Петух и Лиса
Теремок-холодок
Елка
Дед Мороз построил Дом
Промежуточная аттестация
Отчего у белого медведя нос черный
Снеговик на елке
Морозята
Мороз Иванович
Приключения Снежинки
Снежная книга
Мороз, Солнце и ветер
Гуси-лебеди
Я маму мою обидел
Кем быть?
Откуда у носорога шкура?
Откуда у верблюда горб?
Откуда у кита такая глотка?
Космическое путешествие
Лекарство от зевоты
Пасха
Промежуточная аттестация
Колобок
Волшебное зеркальце
Как Муравьишка дом Солнышка искал
Как Гном построил дом
Итоговое занятие
Итого:
Прак
тика
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
35
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
37
Формы аттестации
(контроля)
Всего
1
1
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
1
1
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
1
1
2
2
2
1
1
72
Тренировочная эвакуация
Наблюдениие
Игровое занятие
Игровое занятие
Игровое занятие
Игровое занятие
Игровое занятие
Игровое занятие
Игровое занятие
Игровое занятие
Игровое занятие
Игровое занятие
Игровое занятие
Игровое занятие
Игровое занятие
Игровое занятие
Игровое занятие
Концерт
Игровое занятие
Игровое занятие
Игровое занятие
Игровое занятие
Игровое занятие
Игровое занятие
Игровое занятие
Игровое занятие
Игровое занятие
Игровое занятие
Игровое занятие
Игровое занятие
Игровое занятие
Игровое занятие
Игровое занятие
Игровое занятие
Открытое занятие, игра
Игровое занятие
Игровое занятие
Игровое занятие
Игровое занятие
Концерт
Содержание учебно-тематического плана 1 года обучения.
1. Вводное занятие.1 час
Правила поведения на занятиях. Правила техники безопасности. Инструктаж.
Тренировочная эвакуация.
2. Адаптация. Игры на знакомство.1 час.
Игры «Как тебя зовут», «Два притопа, Два прихлопа», «Цветная
радуга»
«Я здороваюсь всегда»
3. Спор грибов и ягод.2 часа
Двигательные упражнения «Прогулка в лес», Пальчиковая игра
«Здравствуй!», Чистоговорка «С — С», Коммуникативная игра «Здравствуй,
друг!», Массаж спины под песню «Дождик», Русская народная закличка
«Дождик, лей!»,
Двигательные упражнения «Грибы»,
Игра «Гриб
волнушка». Упражнение на развитие внимания «По ягоды».
4. Путешествие язычка.2 часа
Пальчиковая игра «Здравствуй!», Чистоговорка «С — С», Коммуникативная
игра «Здравствуй, друг!», Массаж спины под песню «Дождик», Русская
народная закличка «Дождик, лей!», Игра «Гриб волнушка», Стихотворение с
движениями «Меж еловых лап», Двигательное упражнение «Электричка»,
Упражнение на развитие мимических мышц «Пассажиры».
5. «В гостях у лесного гнома».2 часа
Попевка «Осенины», Ритмическая игра «Лешкин клен», Двигательное
упражнение
«В
гости
к
гному»,
Пальчиковая
игра
«Здравствуй!»,Чистоговорка «С — 3», Упражнение на развитие
ритмического слуха «По ягоды», Упражнение на увеличение выдоха
«Страшная сказка», Стихотворение с движениями «Меж еловых лап»,
Попевка «Кап-кап-кап», Массаж спины под песню «Дождик», Русская
народная закличка «Дождик, лей!», Игра на развитие внимания «Лужа».
6. «Яблоко» по мотивам сказки В. Сутеева2 часа
Пальчиковая игра «Здравствуй!», Ритмическая игра «Лешкин клен»,
Упражнение на развитие внимания «Полет», Стихотворение с движениями
«Меж еловых лап», Игра «Гриб волнушка», Чистоговорка «Т — Т'», Попевка
«Кап-кап-кап», Массаж спины «Дождик», Логопедическая гимнастика.
7. «Пых»по мотивам белорусской сказки2 часа
Попевка «Кап-кап-кап», «Осенины», ритмические игры, игры с движениями,
упражнения на развитие дыхательных мышц и укрепление голосового
аппарата «Ветер», стихотворение с движениями «Малина», пальчиковая игра
«Варим суп», дыхательные упражнения «Звуковое дыхание», чистоговорка
«Д-Д*», игра на развитие быстроты реакции «Ёжик».
8. «Спор овощей»2 часа
Фонопедическое упражнение «Осень», ритмические и хороводные игры
«Здравствуй, осень!», попевка «Кап-кап-кап», массаж спины «Дождь»,
общеразвивающие упражнения «На огороде», чистоговорка «Ох-ох-ох»,
логопедическая гимнастика, пальчиковые и коммуникативные игры.
«Колосок» (по мотивам украинской народной сказки) 2 часа
Речевое упражнение «Петушок», пальчиковые и коммуникативные игры
«Варим суп», «По малину», логопедическая гимнастика, попевки,
хороводная игра «Здравствуй, осень!».
9. «Приключения дождика»2 часа
Чистоговорка «Л-Л*», коммуникативная игра «Туча», логопедическая
гимнастика, стихотворение с движениями «Меж еловых лап», упражнение на
развитие внимания «Дождик поливает грядки», хоровод «Урожай собирай»,
пальчиковая игра «Варим суп», игра «Кто скорее?», попевки.
10.«Краски осени»2 часа
Распевка «Осенние листья», хороводная игра «Здравствуй, осень!»
фонопедические упражнения «Перед дождем», стихотворение с движениями
«Малина», пальчиковая игра «Осень», «Варим суп», чистоговорка «Ц-Ц*»,
попевки, слушание песни об осени.
11.«Палочка-выручалочка» (по мотивам сказки В. Сутеева) 2 часа
Пальчиковая игра «Осень», чистоговорка «Ц-Ц*», попевки, слушание песни
об осени, упражнения на развитие внимания и мимики, логопедическая
гимнастика, французская народная игра «Зайцы и волк».
12. «Как коза в лесу избушку построила» по мотивам р. н. сказки 2
часа Скороговорки, упражнение на развитие внимания «Замри»,
чистоговорка «Д-Д*», стихотворение с движениями «Ёлка»,
французская народная игра «Зайцы и волк», пальчиковые игры «Строим
дом», «Осень», логопедическая гимнастика.
13. «Кот, петух и лиса» по мотивам русской народной сказки 2
часа
Попевка «Небо синее», «Качели», пальчиковые игры «Строим дом»,
«Осень», фонопедическое упражнение «Листочек», чистоговорка «Р»,
речевое упражнение «Петушок», стихотворение с движениями «Ёлка»,
логопедическая гимнастика.
14. «Теремок-холодок»2 часа
Чистоговорка «Холода», попевка «Небо синее», игра на развитие внимания
«Птицы», стихотворение с движениями «Ёлка», логопедическая гимнастика,
песня с движениями «В лесу родилась елочка», фонопедические упражнения,
упражнения на развитие воображения «Дорожка», двигательные упражнения
«Ты шагай», пальчиковая игра «Снеговик».
15. «Дед Мороз построил дом» 1 час
Попевка «Небо синее», чистоговорка «Л-Л*», фонопедические упражнения
«Метель», упражнения на развитие воображения «Дорожка», игра на
развитие внимания «Лесные звери», логопедические гимнастика,
пальчиковые и ритмические игры.
16. «От чего у белого медведя нос черный» по мотивам
юкагирской народной сказки 2 часа
Попевки,слушание песни о зиме, упражнения на развитие воображения
«Дорожка», чистоговорка «С-С*», упражнение на развитие внимания «Белый
медведь»,
логопедическая гимнастика, фонопедические упражнения «Напугаем
медведя», ритмическое упражнение «Мороз».
17. «Елка» по мотивам сказки В. Сутеева2 часа
Пальчиковая игра «Снеговик», «Украшаем елочку», фонопедические
упражнения «В лесу», игра «Ветер северный», «Заморожу», чистоговорка
«П-П*»,
логопедическая
гимнастика,
упражнение
на
внимание
«Сорока»,ритмическое упражнение «Мороз».
18. «Снеговик на елке» 2 часа
Чистогоровка «В-В*», фонопедическое упражнение «Зима», ритмическое
упражнение «Мороз», логопедическая гимнастика, новогодний хоровод.
19. «Морозята» 2 часа
Фонопедическое упражнение «Морозята», слушание песен о зиме,
стихотворение в сочетании с движениями «Осторожный снег», чистоговорка
«З-З*», пальчиковые и хороводные игры.
20. «Мороз Иванович» по мотивам сказки В. Одоевского 2 часа
Логопедическая гимнастика «Потягушки», упражнения на координацию речи
и движения «Умелые ручки», «Зимние забавы», двигательные упражнения
«Ты шагай!», чистоговорка «К-К*», пальчиковая игра «Вышла чашка
погулять».
21. «Приключения снежинки» 2 часа
Фонопедическое упражнение «Снежинка», слушание песен о зиме,
двигательное упражнение «Лесные жители», чистоговорка «Ц»,
логопедическая гимнастика, упражнения на координацию речи и движения
«Умелые ручки», «Зимние забавы».
22. «Снежная книга» по мотивам рассказа В. Бианки 2 часа
Логопедическая гимнастика «Язычок», коммуникативная игра «Здравствуй,
дружок», двигательное упражнение «Лесные жители», упражнение на
развитие мимических мышц, скороговорки, стихотворение в сочетании с
движениями «Осторожный снег».
23. «Мороз, солнце и ветер» по мотивам русской народной сказки
2 часа Упражнение на развитие внимания «На лошадке»,
фонопедическое упражнение «Кто как кричит», логопедическая
гимнастика, упражнение на координацию речи и движения «Умелые
ручки», коммуникативная игра «Здравствуй, дружок», чистоговорка «ЛЛ*».
24. «Гуси-лебеди» по мотивам русской народной сказки2 часа
Упражнение на развитие внимания «На лошадке», упражнение на
координацию речи и движения «Умелые ручки», логопедическая гимнастика,
стихотворение с движением «Поедалочка», чистоговорка «К-К*»,
пальчиковая игра «Вышла чашка погулять», игра «Спрячься от гусейлебедей», слушание песни о маме (по выбору).
25. «Я маму мою обидел» по стихотворению Э. Мошковской 2
часа Стихотворение с движением «Поедалочка», ритмическая игра
«Молоточек», логопедическая гимнастика, игра «иголка и нитка»,
пальчиковая игра «Две мартышки», игры на развитие внимания, памяти.
26. «Кем быть?» 2 часа
Ритмическая игра «Молоточек», упражнение на координацию речи и
движения «Умелые ручки», игра «иголка и нитка», логопедическая
гимнастика, координация речи и движения «Самолет», чистоговорка «Р-Р*»,
игры на развитие внимания, памяти, игра «Звездочки»
27. «Откуда у носорога шкура» (по мотивам сказки Р. Киплинга) 2
часа
Координация речи и движения «У моря», «Обезьяны», логопедическая
гимнастика, пальчиковая игра «Две мартышки», двигательное упражнение
«Кто как идет», самомассаж тела «Черепаха», игра на внимание «Купание»,
чистоговорка «К-К*».
28. «Откуда у верблюда горб» (по мотивам сказки Р. Киплинга) 2
часа
Игра «Горячий конь», чистоговорка «З-З*», упражнения на развитие
дыхания, логопедическая гимнастика, координация речи и движения
«Обезьяны», «Умелые руки», двигательное упражнение «В пустыне»,
самомассаж тела «Черепаха».
29. «Откуда и кита такая глотка» (по мотивам сказки Р. Киплинга)
2 часа Координация речи и движения «У моря», коммуникативная игра
«Рыбки», песня с движениями «Рыбка», самомассаж тела «Черепаха»,
логопедическая гимнастика.
30. «Космическое путешествие» 2 часа
Пальчиковая и логопедическая гимнастика, стихотворение с движением «Где
петушок носит гребешок?», упражнение на координацию речи и движения
«Обезьяны», «Полет», скороговорки, фонопедическое упражнение «Ракета»,
упражнения на развитие мимических мышц «Цветы», коммуникативная игра
«Рыбки», самомассаж тела «Черепаха».
31. «Лекарство от зевоты» 2 часа
Фонопедическое упражнение, слушание песни о весне, логопедическая
гимнастика на стимуляцию движений нижней челюсти, упражнение на
координацию речи и движения «Обезьяны», пальчиковая и логопедическая
гимнастика, скороговорки, стихотворение с движением «Где петушок носит
гребешок?», ритмическое упражнение «Смешинка», игра «Солнечные
зайчики и тучка» (ритмодекламация).
32. «Пасха» 1 час
Стихотворение с движением «Где петушок носит гребешок?», хороводная
игра «Колобки», коммуникативная игра «Рыбки», песня с движениями
«Рыбка».
33. «Колобок». 2 часа
Фонопедическое упражнение, слушание песни о весне, логопедическая
гимнастика на стимуляцию движений нижней челюсти, упражнение на
координацию речи и движения «Обезьяны», пальчиковая и логопедическая
гимнастика, скороговорки, стихотворение с движением.
34. «Волшебное зеркальце»( по мотивам чешской народной сказки)
2 часа Закличка «Солнышко - ведрышко», слушание песен о солнце,
игра «Солнечные зайчики и тучка» (ритмодекламация), динамическая
пауза «Принцесса», «Рыбки», коммуникативная игра,
песня с
движениями «Рыбка», логопедическая гимнастика, скороговорки,
двигательные упражнения «Мишка-воришка», игра «Мишка и пчелы».
35. «Как Муравьишка дом Солнышка искал» 2 часа
Фонопедическое упражнение, слушание песни о весне, логопедическая
гимнастика, ритмическое упражнение «Смешинка», игра «Солнечные
зайчики и тучка» (ритмодекламация), динамическая пауза «Принцесса».
36. «Как Гном построил дом» 1 час
Фонопедическое упражнение «Утро», стих с движ. «Солнечные зайчики»,
логопедическая гимнастика, ритмическое упражнение «Молоточек», игра
«Маляр» , игра «Паучок и мушки»
Учебно-тематический план
2 год обучения
Разделы, название темы
№
№
п/п
1
Количество часов
Теор
ия
Вводное занятие
1
Адаптация. Игры на знакомство
Дядюшка АУ
1
Медведь и хвост
5
Практ
иа
Всего
Формы
аттестации
(контроля)
1
Тренировочная
эвакуация
1
1
1
2
1
1
2
Магазин «Природа»
1
1
2
6
Сивка-Бурка
1
1
2
7
Как Заяц и Дрозд урожай растили
1
1
2
8
Вершки и корешки
1
1
2
9
Петушок – Золотой гребешок
1
1
2
10
Лягушка-путешественница
1
1
2
11
Новый каравай
1
1
2
12
Четыре желания
1
1
2
13
Разноцветная книга
1
1
2
14
Проказы Зимы
1
1
2
15
Заяц, медведь и Дед Мороз
1
1
2
16
Почтовая история
1
1
2
17
18
Как Ворона Снегурочкой стала
Промежуточная аттестация
1
1
1
1
19
Двенадцать месяцев
1
1
2
20
Серебряное копытце
1
1
2
21
Зима-пекариха
1
1
2
22
Госпожа Метелица
1
1
2
23
Каша из топора
1
1
2
Наблюдение
Игровое
занятие
Игровое
занятие
Игровое
занятие
Игровое
занятие
Игровое
занятие
Игровое
занятие
Игровое
занятие
Игровое
занятие
Игровое
занятие
Игровое
занятие
Игровое
занятие
Игровое
занятие
Игровое
занятие
Игровое
занятие
Концерт
Игровое
занятие
Игровое
занятие
Игровое
занятие
Игровое
занятие
Игровое
занятие
Игровое
занятие
2
3
4
24
Стойкий оловянный солдатик
1
1
2
25
Сказка об Иване – крестьянском сыне и Ытыре-Фытыре
1
1
2
26
Звездный мальчик
1
1
2
27
Заколдованный холм
1
1
2
28
Два клена
1
1
2
29
Как поп работницу нанимал
1
1
2
30
Снегурочка
1
1
2
31
Звездный бал
1
1
2
32
Космонавтом быть хочу
1
1
2
33
Робот
1
1
2
34
Беляночка и Розочка
1
35
Итоговая аттестация
36
Баллада о юном барабанщике
37
1
1
1
1
1
2
В гостях у лесных гномов
1
1
2
38
Подарки гномов
1
1
2
39
Приключения Буратино
1
1
40
41
Итоговое занятие
Итого:
1
37
1
72
35
Игровое
занятие
Игровое
занятие
Игровое
занятие
Игровое
занятие
Игровое
занятие
Игровое
занятие
Игровое
занятие
Игровое
занятие
Игровое
занятие
Игровое
занятие
Игровое
занятие
Открытое
занятие, игра
Игровое
занятие
Игровое
занятие
Игровое
занятие
Игровое
занятие
Концерт
Содержание учебно-тематического плана 2 года обучения.
1. Вводное занятие.1 час
Правила поведения на занятиях. Правила техники безопасности. Инструктаж.
Тренировочная эвакуация.
2. Адаптация. Игры на знакомство.1 час
Игры «Приятно познакомиться», «Снежный ком», «Море волнуется - раз»,
«Путаница»
3. «Дядюшка Ау»2 часа
Распевка с движением «Листопад», упражнения на развитие слухового
внимания «Мы идем», игра «Деревья», стихотворение с движением «Зайкин
день», упражнение на развитие творческих способностей «Замри», игра на
развитие координации «Будь внимательным», ритмическая игра «Эхо».
4. «Медведь и хвост»2 часа
Распевка
с
движением
«Листопад»,
упражнение
на
развитие
фонематического слуха «Скок-поскок», разучивание скороговорки «У
рябины черный дрозд», логопедическая гимнастика, пальчиковая игра «По
грибы», разучивание считалочки «Раз – волнушка…», коммуникативная игра
«Повернись и поздоровайся», слушание песни об осени (по выбору).
5. «Магазин «Природа» 2 часа
Распевка с движением «Листопад», танец-импровизация «Падают листья»,
слушание песни об осени (по выбору), коммуникативная игра «Повернись и
поздоровайся», общеразвивающие упражнения «Цветы», логопедическая
гимнастика «Орешек», чистоговорка «Н-Нь», пальчиковая игра «По грибы»,
ритмическая игра «Капли».
6. «Сивка-Бурка»2 часа
« Фонопедические упражнения, русская народная закличка с движениями
«Гром гремучий», ритмическая игра «Капли», логопедическая гимнастика,
стихотворение с движениями «Где вы были?», чистоговорка «С-Сь», игра
«Найди свое дерево», игра «Перстенек», танец-импровизация «Падают
листья»
7. «Как Заяц и дрозд урожай растили»2 часа
Чистоговорка «Д-Д*», стихотворение с движениями «Дрозд-дроздок», игра
«Ритмическое эхо», стихотворение с движениями «Зайкин день»,
ритмическая игра «Капли», игра «Деревья», Логопедическая гимнастика,
общеразвивающие упражнения «Овощи», пальчиковая игра «По грибы»,
стихотворение с движениями «Где вы были?»
8. «Вершки и корешки»2 часа
Игра «Тропинка», Чистоговорка «Х-Х*»,стихотворение с движениями «Где
вы были?», игра «Горошина», Логопедическая гимнастика, упражнение на
развитие координации «Колоски»,
игра «Чучело», пальчиковая игра
«Пирог».
9. «Петушок – Золотой гребешок и чудо меленка» 2 часа
Динамическая пауза «Посевная», Попевка «Тучка», ритмическая игра
«Капли», упражнение на развитие координации «Колоски», Чистоговорка
«Ч», игра «Чучело», массаж пальцев«Овощи», пальчиковая игра «Пирог».
Стихотворение с движениями «Петушок», логопедическая и дыхательная
гимнастика, игра «Горошина»,
10.«Лягушка-путешественница»2 часа
Попевка «Тучка», ритмическая ига «Лягушка», логопедическая гимнастика
на укрепление мышц языка, стихотворение с движениями «Где вы были?»,
упражнение на внимание, упражнение на развитие музыкально-слухового
восприятия «Быстро-медленно», массаж пальцев «Овощи», «Урожайный
хоровод», чистоговорка «Ц», французская народная игра «Чучело», игра на
развитие умения ориентироваться в пространстве «Будь внимателен», игра на
развитие творческих способностей и воспитание выдержки «Цапля».
11.«Новый каравай» 2 часа
Динамическая пауза «Посевная», попевка «Тучка», ритмическая игра
«Капли», упражнение на увеличение продолжительности выдоха,
логопедическая гимнастика, игра на увеличение продолжительности выдоха,
игра на умение ориентироваться в пространстве «Не ошибись», русский
народный хоровод «Каравай».
12.«Четыре желания»2 часа
Игра на умение ориентироваться в пространстве «Не ошибись», пальчиковая
игра «Пирог», логопедическая гимнастика, чистоговорка «Д-Дь»,
динамическая пауза «Посевная», ритмическая игра «Лягушка», игра на
развитие творческих способностей и воспитание выдержки «Цапля», попевка
«Тучка», стихотворение с движениями «Петушок», массаж пальцев
«Овощи».
13.«Разноцветная книга»2 часа
Пальчиковая игра «Пирог», логопедическая гимнастика, ритмическая игра
«Лягушка», игра на развитие творческих способностей и воспитание
выдержки «Цапля», игра «Горошина», чистоговорка «З-Зь», массаж пальцев
«Овощи», попевка «На лыжах», «Снегири», упражнение на координацию
движений «Отлет птиц», скороговорка «Орешки», упражнение на
координацию речи и движения.
14.«Проказы Зимы»2 часа
Пальчиковая игра «Пирог», логопедическая гимнастика, попевка «На
лыжах», «Снегири», упражнение на координацию движений «Отлет птиц»,
скороговорка «Орешки», упражнение на координацию речи и движения «Про
медведя», игра «Снеговик Егорка», массаж рук «Зимняя разогревалочка».
15. «Заяц, Медведь и Дед Мороз» 2 часа
Скороговорка
«Орешки»,логопедическая
гимнастика
на
развитие
мимической мускулатуры, упражнение на координацию движений «Отлет
птиц», попевка «Снегири», упражнение на координацию речи и движения
«Про медведя», ритмическая игра «Мосток», попевка «На лыжах»,игра
«Снеговик Егорка», массаж массаж рук «Зимняя разогревалочка».
16.«Почтовая история» 2 часа
Скороговорка «Три сороки», артикуляционная гимнастика, Игра на внимание
«Самолет», ритмическая игра «Мосток», игра «Ритмическое эхо», массаж рук
«Зимняя разогревалочка», танец Снежинок, попевка «Снегири»
17.«Как Ворона Снегурочкой стала» 1 час
Пальчиковая игра «На елке», логопедическая гимнастика, попевка «На
лыжах», «Снегири», Скороговорка «Три сороки», упражнение на
координацию движений «Про медведя», скороговорка «Орешки»,
упражнение на координацию речи и движения игра, «Снеговик Егорка»,
массаж рук «Зимняя разогревалочка»
18. «»Двенадцать Месяцев» 2 часа
Пальчиковая игра «На елке», стихотворение с движениями «12 месяцев»,
попевка «На лыжах», Логопедическая гимнастика, дыхательное упражнение
«Мы идем», массаж рук «Зимняя разогревалочка», упражнение на
координацию движений «Про медведя», упражнение на развитие чувства
ритма «Собери подснежники», игра «Ледяные фигуры».
19. «Серебряное копытце» 2 часа
Логопедическая
гимнастика,
чистоговорка
«Ш»,
попевка
«На
лыжах»,упражнение на координацию движений «Синичка», игра «Ледяные
фигуры», попевка«Снегири»,стихотворение с движениями «12 месяцев»,
Пальчиковая игра «На елке», игра «Ритмическое эхо», финская народная
песня «У оленя дом большой»
20. «Зима-пекариха» 2 часа
Речевая игра «Едем на лошадке», упражнение на координацию движений
«Синичка», чистоговорка «Лиса», финская народная песня «У оленя дом
большой», игра «Ледяные фигуры», попевка«Снегири», игра «Ритмическое
эхо», пальчиковая игра «Пироги пшеничные», игра «Пусть делают все так,
как я».
21. «Госпожа Метелица» 2 часа
скороговорка «Орешки»,упражнение на координацию движений «Синичка»,
попевка«Снегири», дыхательное упражнение «Снегирек», дыхательное
упражнение «Мы идем», финская народная песня «У оленя дом большой»,
чистоговорка «Д-Д*», пальчиковая игра «Пироги пшеничные», игра
«Ледяные фигуры».
22. «Каша из топора» 2 часа
Попевка «Труба», игра на внимание, чистоговорка «Х-К-К*», игра «Заяц и
Лис», речевая игра «Барабан», финская народная песня «У оленя дом
большой», пальчиковая игра «Пироги пшеничные», логопедическая
гимнастика, игра «Пусть делают все так, как я», считалка «Ту-ту-ту»,
пальчиковая игра «Аты-баты».
23. «Стойкий оловянный солдатик» 2 часа
Пальчиковая игра «Аты-баты», Попевка «Труба», речевая игра «Барабан»,
игра «Пусть делают все так, как я», считалка «Ту-ту-ту», упражнение на
раскачивание «Лодочка», игра «Заяц и Лис», пальчиковая игра «Пироги
пшеничные», речевое упражнение «Оловянный солдатик».
24.«Сказка об Иване – крестьянском сыне и Ытыре-Фытыре» 2 часа
Логопедическая гимнастика на укрепление мускулатуры губ и щек, попевка
«Труба», ритмическая игра «Кузнец», польская народная игра «Сапожник»,
чистоговорка «Н-Нь», упражнение на координацию речи и движения «На
коне», упражнение на раскачивание «Лодочка», дразнилка со звучащими
жестами «Ытыр-Фытыр»
25.«Звездный мальчик»2 часа
дразнилка со звучащими жестами «Ытыр-Фытыр», Логопедическая
гимнастика, ритмическая игра «Кузнец», игра «Ритмическое эхо»,
чистоговорка «Л-Л*», упражнение на раскачивание «Лодочка»,
упражненение на коррекцию речи и движения «Башмачок», считалка «Интер,
мици», польская народная игра «Сапожник», пальчиковая игра «Пироги
пшеничные», речевая игра «Барабан».
26.«Заколдованный холм»2 часа
Упражнение на координацию речи и движения «Веник», «Мы шагаем»,
«Башмачок», чистоговорка «Р-Рь», упражнение на развитие боковых мышц
«Пильщики», стихотворение с движениями «Потеря»,польская народная игра
«Сапожник», логопедическая гимнастика, ритмическая игра «Кузнец»,
дразнилка со звучащими жестами «Ытыр-Фытыр», упражнение на внимание
«Смерч».
27.«Два клена»2 часа
Упражненние «На коне», потешка с движениями «Бабка-ежка», упражнение
«Мы шагаем», Упражнение на координацию речи
и движения
«Веник»,логопедическая гимнастика, скороговорка «Серый ворон»,
стихотворение с движениями «Потеря», считалка «Интер, мици», польская
народная игра «Сапожник»,упражненение на коррекцию речи и движения
«Башмачок», упражнение на развитие боковых мышц «Пильщики».
28.«Как поп работницу нанимал»2 часа
Речевая игра «Бегут, бегут со двора», логопедическая гимнастика,
стихотворение с движениями «Потеря»,считалка «Интер, мици», польская
народная игра «Сапожник», пальчиковая игра «Наперсток»,
29.«Снегурочка»2 часа
Логопедическая гимнастика, чистоговорка с движениями «Веселые слоги»,
упражнение «Мы шагаем», пальчиковая игра «Наперсток», Упражнение на
координацию речи и движения «Веник», упражнение «Чайник», закличка
«Солнышко», ритмическая игра «Шаловливые сосульки»,Речевая игра
«Бегут, бегут со двора», упражнения на координацию движений
«Цветок»,двигательная игра «Медведь», игра на внимание «Облака».
30.«Звездный бал»2 часа.
Ритмическая игра «Шаловливые сосульки», русская народная закличка с
движением «Солнышко», пальчиковая игра «Наперсток», игра на внимание
«Собираемся на бал», логопедическая гимнастика, чистоговорка «Р-Рь»,
двигательная игра «Медведь», упражнения на координацию движений
«Цветок», игра «Звездочет», коммуникативная игра «Звезды».
31.«Космонавтом быть хочу» 2 часа
Комплекс «Будем космонавтами», двигательная игра «Медведь»,
ритмическая игра «Молоточки», пальчиковая игра «Наперсток»,
логопедическая гимнастика, чистоговорка «Т-Т*»,игра «Звездочет», Игра на
внимание «Приземление».
32..«Робот» 2 часа
Упражнение на внимание «Робот», ритмическая игра «Шаловливые
сосульки», песня о весне (по выбору), коммуникативная игра «Звезды»,
упражнения на развитие речевого дыхания, скороговорка, игра «Звездочет»,
логопедическая гимнастика, чистоговорка «Д-Дь», ритмическая игра
«Молоточек».
33.«Беляночка и Розочка» 1 час
Упражнения на координацию движений «Цветочек», пальчиковая игра
«Герасим-грачевник», песня о весне (по выбору), ритмическая игра
«Шаловливые сосульки», логопедическая гимнастика на развитие
подвижности нижней челюсти, коммуникативная игра «Звезды»,
двигательное упражнение «По дороге мы идем», русская народная закличка с
движением «Солнышко», чистоговорка «Ж», стихотворение с движениями
«Плясовая».
34.«Баллада о юном барабанщике» 2 часа
Фонопедическое упражнение «Наше оружие», пальчиковая игра «Герасимграчевник», двигательное упражнение «По дороге мы идем»,чистоговорка,
попевка «На рассвете», речевая игра «Барабан».
35.«В гостях у лесных гномов» 2 часа
Пальчиковая игра «Герасим-грачевник», песня о весне (по выбору),
двигательное упражнение «По дороге мы идем», речевая игра «Эхо»,
стихотворение «Дни недели», логопедическая гимнастика, скороговорка
«Возле грядки», пальчиковая игра «Чебурек», стихотворение с движениями
«Плясовая», французский народный хоровод.
36.«Подарки гномов» 2 часа
Пальчиковая игра «Герасим-грачевник», двигательное упражнение «Мы
идем
по
кругу»,
логопедическая
гимнастика,
речевая
игра
«Эхо»,чистоговорка «Р-Р*», стихотворение «Дни недели», голландская
народная игра «Седьмой прыжок», попевка «На рассвете», русская народная
закличка с движением «Солнышко», русская народная игра «Зоренька-заря»,
скороговорка «Возле грядки», пальчиковая игра «Чебурек», стихотворение с
движениями «Плясовая».
37.«Приключения Буратино» 1 час
Упражнение на координацию «Раз-два!», стихотворение «Дни недели»,
пальчиковая игра «Чебурек», артикуляционная игра «Азбука», речевая игра
«Эхо».
Методическое обеспечение программы
Организация образовательного процесса с использованием
дистанционных образовательных технологий.
Дистанционное обучение - это обучение на расстоянии, когда педагоги и
обучающийся разделены пространственно. Данная модель реализуется с
целью дополнения учебного процесса, осуществляемого в очной форме.
Переход на обучение с применением дистанционных технологий
применяется:
- в связи с эпидемическим подъёмом заболеваемости гриппом и ОРВИ и др.
Данная мера направлена на ограничение контактов между учащимися. Эти
ограничения рекомендованы в целях сохранения здоровья детей и всех, кто
рядом с ними;
- в связи с отменой занятий из-за неблагоприятных погодных условий;
- в связи с невозможностью ребенка посещать занятия из-за болезни и др.
Общая технология работы применения дистанционного обучения в рамках
реализации программы такова:
− педагог размещает для родителей обучающихся своих учебных групп
учебные материалы, соответствующие содержанию программы, в сети
Интернет (сайт образовательной организации, группа Структурного
подразделения в социальных сетях);
− обучающиеся с помощью родителей изучают материалы, выполняют
задания. Родители присылают отчеты педагогу, консультируются с ним в
режиме offline, обсуждают разные вопросы в группах, публикуют результаты
выполнения творческих заданий;
Такая модель способствует:
- непрерывной реализации дополнительной общеобразовательной програмы,
- дополняет традиционный учебный процесс,
- обеспечивает открытость учебного процесса, доступ обучающихся к
материалам занятия в любое время.
Занятия в режиме отложенного времени невозможны без активной
заинтересованности и помощи родителей дошкольников, которые ввиду
возраста не умеют читать и самостоятельно пользоваться техническими
средствами, самостоятельно контролировать время и качество занятий.
Дистанционный формат может быть эффективен при следующих условиях:
- заинтересованность родителей в систематическом, непрерывном
образовательном процессе;
- наличие учебных, методических и информационных материалов в рамках
учебного дистанционного курса, разработанного педагогом и доступного
родителям обучающихся;
- наличие в учебном курсе необходимого содержания и средств контроля
уровня компетентности обучающимися в освоении этого содержания;
- сопровождение обучающихся педагогом с помощью средств
коммуникации в реальном или отложенном времени (сообщения
электронной почты, форума, чата и т. п.), включая вопросы-ответы, рассылка
материалов;
- наличие доступа у обучающихся и педагога к необходимому
компьютерному оборудованию и электронным образовательным ресурсам, в
том числе для самостоятельной работы в учреждении дополнительного
образования или дома;
- наличие доступа в интернет со скоростью, достаточной для обмена
сообщениями,
возможности
просмотреть
или
скачать
учебные
видеоматериалы;
- психологическая готовность и мотивированность родителей дошкольников
и педагогов, особенно в режиме отложенного времени, когда обучающийся
вынужден работать под руководством и педагога и родителей.
Материально-техническая база обучения с использованием дистанционных
образовательных технологий (ДОТ) включает следующие составляющие:
1. Каналы связи.
2. Компьютерное оборудование.
3. Периферийное оборудование.
4. Программное обеспечение.
Разработка дистанционного курса. Программа дистанционного курса
составляется на основе дополнительной общеобразовательной программы по
данному очному курсу. В теорию курса продуктивнее включать максимум
наглядности (видеоролики, мультфильмы, видеоуроки, рисунки, которые
могут быть размещены как на сайте курса, так и в различных средах сетевых сообществах, электронных библиотеках, тематических сайтах и т.
д.), а не только текстовые файлы.
Для детей дошкольного возраста занятие не может проходить более 20
минут.
Дистанционный формат обучения не заменит традиционного очного, живое
общение учителя с учениками останется приоритетным. Процесс
социализации проходит через непосредственное общение, и дополнительное
образование во многом завязано на общении. Да, можно обмениваться
сообщениями, но интенсивность этого общения и его восприятие совершенно
другое.
Материально-техническое обеспечение реализации программы
Демонстрационный и раздаточный материал, игрушки, карточки, доска,
мультимедийное оборудование, ноутбук для просмотра обучающего
материала, рабочие тетради, простые и цветные карандаши. Занятия должны
проводиться в светлом, просторном проветренном помещении с учетом
оборудования рабочей зоны соответствующей возрасту мебелью.
Кадровое обеспечение. Реализацию программы обеспечивает педагог
дополнительного образования, имеющий специальную подготовку в данной
области знаний.
Список используемой литературы
1. Алямовская В.Г. Как воспитать здорового ребенка. М.: ЛИНКАПРЕСС,1993;
2. Буренина А. И., Колунтаева Л. И. Проектирование интегративной
программы предшкольного образования.- СПб.: ЛОИРО, 2007;
3. Гаврючина Л.В. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ:
Методическое пособие. - М.: ТЦ Сфера, 2008;
4. Галанов А.С. Оздоровительные игры для дошкольников и младших
школьников. СПб.: Речь, 2007;
5. Дедюхина Г. В., Яньшина Т. А., Могучая Л. Д. Логопедический массаж
и лечебная физкультура с детьми 3-5 лет, страдающими детским
церебральным параличом. Учебно-практическое пособие для
логопедов и медицинских работников. – М.: Издательство «Гном и Д»,
2001;
6. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической
работы в условиях дошкольного образовательного учреждения. - СПб.:
ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2001;
7. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ./Автор-сост. Н. И. Еременко.
– Волгоград: ИТД «Корифей». 2009;
8. Ефименко Н.Н. Материалы к оригинальной авторской программе
«Театр физического развития и оздоровления детей дошкольного и
младшего школьного возраста». - М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 1999;
9. Здоровячок. Система оздоровления дошкольников./Авт.-сост. Т. С.
Никанорова, Е. М. Сергиенко. – Воронеж: ЧП Лакоценин С. С., 2007.
10.Картушина М.Ю. Быть здоровыми хотим. М.: ТЦ Сфера, 2004;
11.Картушина М.Ю. Зеленый огонек здоровья: Программа оздоровления
дошкольников. - М.: ТЦ Сфера, 2007;
12.Картушина М. Ю. Логоритмика для малышей: Сценарии занятий с
детьми 3-4 лет. - М.: ТЦ Сфера, 2005;
13.Картушина М. Ю. Логоритмические занятия в детском саду:
Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2004;
14.Ковалько В.И. Азбука физкультминуток для дошкольников:
Практические разработки физкультминуток, игровых упражнений,
гимнастических комплексов и подвижных игр. - М.: ВАКО, 2005;
15.Коноваленко В. В., Коноваленко С. В.Развитие связной речи. – М.:
«Издательство ГНОМ и Д», 2000;
16.Кузнецова Е.В. Логопедическая ритмика в играх и упражнениях для
детей с тяжелыми нарушениями речи. - М.: Издательство ГНОМ и Д,
2002;
17.Кузнецова С. В., Котова Е. В., Романова Т. А. Система работы с узкими
специалистами ДОУ: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2008.
18.Куликовская Т.А. Артикуляционная гимнастика в стихах и картинках.
Пособие для логопедов, воспитателей и родителей. - М.: «Издательство
Гном и Д», 2005;
19.Кудрявцев В.Т., Егоров Б. Б. Развивающая педагогика оздоровления. –
М.: Линка-Пересс, 2000;
20.Нищева Н. В. Система коррекционной работы в логопедической группе
для детей с общим недоразвитием речи. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС,
2001;
21.Радынова О.П. Музыкальное воспитание дошкольников: Пособие для
студентов пед.ин-тов, учащихся пед. Уч-щ и колледжей,
муз.руководителей и воспитателей дет.сада/О.П.Радынова, А. И.
Катинене, М. Л. Палавандишкили. - М.: Просвещение Владос, 1994;
22.Ткаченко Т. А. Учим говорить правильно. – М.: «Издательство ГНОМ
и Д», 2003;
23.Тютюнникова Т. Э. Речевые игры // Дошкольное воспитание. - 1998. № 9, с. 115-119;
24.Тютюнникова Т. Э. Инструменты Карла Орфа // Дошкольное
воспитание. - 1998. - №2, с. 141-144;
25.Узорова О.В. Пальчиковая гимнастика/О.В.Узорова, Е. А. Нефедова. М.: ООО «Издательство АСТ», 2004;
26.Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Воспитание и обучение детей
дошкольного возраста с фонетико-фонематическим развитием. – М.:
Школьная Пресса, 2002;
27.Хрестоматия для маленьких/Сост. Л.Н.Елисеева. - М.: Просвещение,
1987;
28.Цвынтарный В.В. Играем, слушаем, подражаем – звуки получаем.
СПб.: Издательство «Лань», 2002;
29.Чистякова М.И. Психогимнастика. М.: Издательство: Просвещение,
Владос, 1995;
30.Щетинин М.Н. Стрельниковская дыхательная гимнастика для детей/М.
Н. Щетинин. - М.: Айрис-пресс, 2007;
Мониторинг результатов обучения
по дополнительной образовательной программе
Ф.И. обучающегося, год обучения__________________________________________
Показатели
(оцениваемые
параметры)
Теоретическая
подготовка
Владение
специальной
терминологией
Практические
умения и навыки
Критерии
Начало
года
Соответствие
теоретических знаний
обучающегося
программным требованиям
Осмысленность и
правильность
использования терминов
Проявление
эмоциональной
отзывчивости
Соответствие
на музыку, слово
практических умений
Умение словесно, в
и
навыков
движении выразить
программным
эмоциональное
требованиям
впечатление
от музыкального
произведения
Умение
передавать
игровые
образы,
используя импровизации
Владение
первичными
двигательными навыками
и
качествами
(координации, ловкости и
точности
движений,
пластичности);
Общеучебные
умения и навыки
Учебноинтеллектуальные
умения
Учебнокоммуникативные
умения:
Учебноорганизационные
умения и навыки:
умение организовать
свое рабочее место,
навыки соблюдения
правил безопасности,
умение
аккуратно
выполнять работу
Проявление
самостоятельности
Адекватность восприятия
информации, идущей от
педагога
Свобода владения и подачи
информации
Умение слушать и слышать
педагога
Умение выступать перед
аудиторией
Самостоятельная
подготовка рабочего места
Аккуратность
и
ответственность в работе
Соблюдение
правил
безопасности
Количество баллов
Конец
Конец уч.
полугодия
года
Степень выраженности оцениваемого качества
Низкий уровень – обучающийся овладел менее половины объема знаний, навыков,
предусмотренных программой, испытывает серьезные затруднения при работе с
литературой, специальным оборудованием избегает употреблять специальные термины
(1 балл)
Средний уровень – объем освоенных знаний, умений и навыков составляет более
половины объема, предусмотренных программой, обучающийся сочетает специальную
терминологию с бытовой, работает с литературой и оборудованием при помощи
родителей или педагога (2 балла)
Высокий уровень – обучающийся освоил практически весь объем знаний, умений и
навыков, предусмотренных программой за конкретный период, специальные термины
употребляет осознанно и в полном соответствии с их содержанием, со специальной
литературой и оборудованием работает самостоятельно и не испытывает затруднений
(3балла)
Мониторинг личностного развития обучающегося в процессе освоения
им дополнительной образовательной программы
Ф.И. обучающегося, год
обучения____________________________________________________________
Показатели
(оцениваемые
параметры)
Критерии
Степень
Уровень
выраженности
оцениваемого
1 полугодие 2 полугодие
качества
1. Организационно-волевые качества
Терпение
Способность
Терпения хватает
переносить известные менее, чем на ½
нагрузки в течение занятия
определенного
Более, чем на ½
времени,
занятия
преодолевать
На все занятие
трудности
Воля
Способность активно Волевые усилия
побуждать себя к ребенка
практическим
побуждаются
действиям
извне
Иногда – самим
ребенком
Всегда – самим
ребенком
Самоконтроль
Проявление навыка Ребенок
безопасного
постоянно
поведения
в действует
под
окружающем
воздействием
пространстве.
контроля извне
Проявление
Периодически
бережного
контролирует себя
отношения
к сам
собственному
Постоянно
здоровью и здоровью контролирует себя
окружающих;
сам
2. Ориентационные качества
Самооценка
Способность
Завышенная
оценивать
себя
адекватно реальным Заниженная
достижениям
Нормальная
Интерес
к Осознанное участие Продиктован
занятиям
в ребенка в освоении ребенку извне
объединении
образовательной
Периодически
программы
поддерживается
самим ребенком
Постоянно
поддерживается
ребенком
самостоятельно
Конфликтность
(отношение
ребенка
к
столкновению
интересов
(спору)
в
процессе
взаимодействия)
3. Поведенческие качества
Способность занять Периодически
определенную
провоцирует
позицию
в конфликты
конфликтной
ситуации
Сам в конфликтах
не
участвует,
старается
их
избежать
Пытается
самостоятельно
уладить
возникающие
конфликты
Тип
Умение
Избегает участия
сотрудничества воспринимать общие в общих делах
(отношение
дела
как
свои
ребенка к общим собственные
делам детского
объединения)
Участвует
при
побуждении извне
Инициативен
в
общих делах