Исследовательская деятельность в археологии и краеведении

Раздел 1. Пояснительная записка
При составлении данной программы авторы опирались на следующие
нормативно-правовые акты: – Конвенция ООН «О правах ребёнка», одобренная
Генеральной Ассамблеей ООН 20.11 1989г.
– Федеральный закон от 29 декабря 2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации» (ред. от 17.02.2023) (с изм. и доп., вступ. в силу с 28.02.2023).
– Национальный проект «Образование» (утв. президиумом Совета при Президенте
РФ по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24
декабря 2018 г.№16) «Успех каждого ребёнка», «Цифровая образовательная среда»,
«Молодые профессионалы», «Социальная активность»/
– Распоряжение Правительства РФ от 31 марта 2022 № 678-р «Об утверждении
Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 г. и плана
мероприятий по ее реализации».
– Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября
2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи».
– Приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 30.12.2020 №
01/2795 «Об утверждении Концепции развития региональной системы воспитания и
социализации обучающихся Челябинской области на 2021–2025 годы».
– Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03 сентября 2019 №
467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем
дополнительного образования детей».
– Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 02 февраля 2021 №
38 «О внесении изменений в Целевую модель развития региональных систем
дополнительного образования детей, утвержденную приказом Министерства
просвещения Российской Федерации от 03 сентября 2019 № 467».
– Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27 июля 2022 № 629
«Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
– Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 22
сентября 2021 № 652н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог
дополнительного образования детей и взрослых».
– Письмо Министерства просвещения России от 30 декабря 2022 № АБ-3924/06 «О
направлении методических рекомендаций» (вместе с Методические рекомендации
«Создание современного инклюзивного образовательного пространства для детей с
ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов на базе
образовательных организаций, реализующих дополнительные общеобразовательные
программы в субъектах Российской Федерации»).
– Письмо Минобрнауки РФ от 18.11.2015 №09-3242 «О направлении рекомендаций»
(вместе с Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ).

– Закон Челябинской области от 29.08.2013 № 515-30 «Об образовании в
Челябинской области».
Документы и локальные акты учреждения:
– Устав МБУДО «ДЮЦ»;
– Программа развития МБУДО «ДЮЦ»;
– Программа воспитания МБУДО «ДЮЦ»;
– Положение МБУДО «ДЮЦ» о дистанционном обучении;
– Положение о системе оценок, форм, порядке и периодичности промежуточной и
итоговой аттестации обучающихся.
– Положение о разработке дополнительной общеобразовательной программы в
МБУДО «ДЮЦ»
– Положение об организации образовательного процесса в МБУДО «ДЮЦ».
Программа разработана на основе дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программы «Исследовательская деятельность в археологии и
краеведении» педагога дополнительного образования МАУДО «Дворец пионеров и
школьников им. Н.К. Крупской» Маркова С.В.
Направленность программы по содержанию реализуемых в её рамках
исследовательских проектов - туристско-краеведческая. Уровень освоения
программы – базовый.
Актуальность образовательной программы в преодолении ряда тенденций в
развитии современного общества, которые создают серьёзные затруднения для
формирования полноценной, самоактуализирующейся личности. Господство
массовой культуры примитивизирует мышление подростков. Мощный
информационный поток молодое поколение, которое не обладает в полной мере
навыками рефлексии, не успевает отсортировать, усвоить. В результате возникает
апатия и пассивность. У молодёжи возникает равнодушное или пренебрежительное
отношение к ценностям национальной культуры, историческому прошлому нашей
страны. Решение этих и других образовательных проблем формирующейся
личности – задача дополнительного образования. Значительным потенциалом
возможностей развития личности ребёнка обладают детские археологокраеведческие объединения при условии организации на их базе индивидуальной
исследовательской деятельности. По определению А.С. Обухова учебноисследовательская деятельность учащихся – это творческий процесс совместной
деятельности двух субъектов (учителя и ученика) по поиску неизвестного, в ходе
которого осуществляется трансляция между ними культурных ценностей,
результатом которой является формирование мировоззрения (Обухов А.С.
Исследовательская деятельность как возможный путь вхождения подростков в
пространство культуры. // Развитие исследовательской деятельности учащихся.
Методический сборник. – М.: Народное образование, 2001). Наиболее эффективно
формирование личности воспитанника в исследовательской деятельности
происходит в том случае, если эта деятельность осуществляется в социокультурной
образовательной среде и направлена на реализацию реальных, социально-значимых
проектов.

Преимущество данной образовательной программы в индивидуальном
подходе к учащимся при выполнении исследовательских проектов в области
археологии и краеведения, в активном сотрудничестве с научным сообществом
региона. Руководитель вместе с учащимся разрабатывает индивидуальный
исследовательский проект с учетом возраста, индивидуальных особенностей,
возможностей и склонности учащихся. Новизна программы в создании социальнообразовательной среды в рамках которой будут решаться задачи программы, через
систематическое взаимодействие с научным сообществом, научными и музейными
учреждениями и организациями Челябинска, Челябинской области и Уральского
региона.
Организация образовательного процесса с воспитанниками базируется на
обязательном учете их возрастных и личностных психологических особенностей.
Возрастной состав учащихся: от 14 до 15 лет. Актуальным обучение по данной
программе будет для учащихся обладающих следующими качествами:
любознательность, критичность, интерес к прошлому родного края, стремление
применить свои возможности, проявить себя в реальной общественно-полезной
деятельности и получить признание за нее. Потребность в уважении, доверии,
признании, самостоятельности, стремление к неизвестному, рискованному, к
приключениям. Стремление рассматривать взрослого как старшего соратника, иметь
собственную линию поведения, несмотря на несогласие взрослых или сверстников.
Цель Программы: Формирование основ исследовательского мышления,
умений и навыков через организацию исследовательской деятельности учащихся в
социокультурной образовательной среде детского археологического движения.
Задачи:
1. Метапредметные.
-Сформировать у учащихся умения и навыки исследовательской деятельности.
Научить учащихся разработке, реализации и защите исследовательских проектов,
оформлению учебно-исследовательских работ.
2. Предметные.
-Углубить знания по археологии, истории Южного Урала, истории материальной и
духовной культуры первобытных народов, а также по отдельным разделам научных
дисциплин необходимых для выполнения исследовательского проекта.
3. Личностные.
-Сформировать у воспитанников опыт личного участия в практической
деятельности в области археологии и краеведения, в сохранении культурного
наследия.
-Развить мотивацию к познанию, творчеству, поисковой и исследовательской
деятельности.
-Воспитать личностные качества необходимые исследователю: целеустремленность,
любознательность, аккуратность, критичность и т.п.
Ожидаемые результаты по итогам обучения образовательной программы
выражаются в наличии у выпускника объединения юных археологов следующих
позиций:

Метапредметные: Знание основ методики научно-исследовательской работы.
Владение умениями и навыками исследовательской деятельности (разработка,
реализация и защита исследовательских проектов, оформление учебноисследовательских работ).
Предметные: Наличие углублённых (за пределами школьной программы)
знаний по археологии, краеведению, истории материальной и духовной культуры
первобытных народов и древних цивилизаций, а также по отдельным разделам
научных дисциплин необходимых для ведения исследовательской работы по
древнейшей истории Южного Урала.
Личностные: Сформированная мотивация к познанию, творчеству, поисковой
и исследовательской деятельности.
Личный опыт участия в коллективной и индивидуальной исследовательской
деятельности: изучение археологических, культурных памятников, артефактов,
процессов, явлений; выполнения исследовательских проектов. Опыт участия в
сохранении культурного наследия родного края.
Наличие личностных качеств необходимых ученому-исследователю:
любознательность, творческое отношение к делу, трудолюбие, критичность,
самостоятельность, умение работать в коллективе и т.д.
Форма обучения - очная. Программа может быть реализована с
использованием дистанционных технологий.
Виды занятий – лекции-беседы, индивидуальные занятия по выполнению
исследовательских проектов, самостоятельная работа с археологическими,
этнографическими источниками, проведение экспериментов, реконструкций,
практические занятия по анализу артефактов, комплексов, процессов и явлений.
Срок реализации программы – 1 год. Количество часов необходимых для освоения
Программы – 216 часов.
Режим занятий: Учащиеся занимаются 3 раза в неделю по 2 академических
часа, с 10 минутным перерывом между занятиями - индивидуальная
исследовательская деятельность.
Набор обучающихся свободный, с учетом предрасположенности учащегося к
исследовательской деятельности в области археологии и краеведения. Количество
учащихся в группе – должно соответствовать требованиям нормативных актов
МБУДО «ДЮЦ». Группы формируются по принципу разновозрастного состава.
Распределение часов на каждый раздел программы является примерным и
может изменяться в зависимости от индивидуальных особенностей учащихся и
содержания исследовательских проектов, которые реализуют учащиеся. По уровню
сложности программа относится к базовому уровню.
Профориентационная работа с учащимися в рамках данной программы
проводится, прежде всего, при изучении всех разделов - отработка практических
исследовательских навыков необходимых в профессии археолога, краеведа,
музейного работника.

Раздел 2. Содержание Программы
Учебный план
Количество часов
№
п/п

1.

Наименование разделов и тем

Вводное занятие

1.1

Тема 1. Введение в наукуАрхеология
Тема 2. Знакомство с программой
деятельности.

1.2

Тема 3. Организация
исследовательской работы

2.

Организация исследовательской
работы

1.1

Всего

Теория

Практика

15

15

-

9

9

3

3

-

3

3

-

22

15

8

2.1

Тема 1. Формулировка проблемы.
Выбор темы.

3

3

-

2.2

Тема 2. Постановка цели и задач.
Выработка рабочей гипотезы.

6

3

3

2.3

Тема 3. Определение круга
источников. Выбор методов

6

3

3

2.4

Тема 4. Составление графика
работы.

6

4

2

3.

Теоретическая база
исследовательской работы

43

12

31

3.1

Тема 1. Подбор литературы по
теме.

4

3

1

3.2

Тема 2. Изучение литературы по
проблеме. Конспектирование.

12

-

12

3.3

Тема 3. Работа с энциклопедиями,
словарями, справочниками.

12

6

6

3.4

Тема 4. Корректировка научносправочного аппарата.

9

3

6

3.5

Тема 5. Оформление
теоретической части
исследования.

6

-

6

Формы аттестации /
контроля

Представление
проекта
исследовательской
работы. Зачет.

Представление
теоретической части
исследовательской
работы. Зачет.

4.

Практическая часть
исследовательской работы

59

23

36

4.1

Тема 1. Выбор и освоение методик
сбора и обработки информации.

6

3

3

4.2

Тема 2. Алгоритм сбора и
обработки информации.

9

6

3

4.3

Тема 3. Способы фиксации
полученных результатов
исследования.
Тема 4. Проведение практической
части исследования.

10

4

6

21

6

15

13

4

9

4.4
4.5

5.

5.1

5.2

Тема 5. Обобщение, осмысление
собранного в ходе исследования
материала.
Оформление исследовательской
работы
Тема 1. Окончательная
корректировка темы, содержания
(плана), цели, задач, методов
исследования, проблемы,
гипотезы.
Тема 2. Уточнение структуры
работы.

52

24

28

9

3

6

7

3

4

5.3

Тема 3. Оформление научносправочного аппарата.

12

9

3

5.4

Тема 4. Оформление текста,
выводов, иллюстраций.

12

3

9

5.5

Тема 5. Саморедактирование:
логика, ясность, стиль,
корректность, соответствие
нормам русского языка.
Самопроверка.
Защита исследовательской работы

12

6

6

12

2

10

3

-

3

3

-

3

3

-

3

6.

6.1

Тема 1. Составление тезисов
доклада.

6.2

Тема 2. Подготовка
иллюстративного материала на
конференцию.
Тема 3. Представление работы на
конференциях различного уровня.

6.3

Представление
практической части
исследовательской
работы. Зачет.

Представление
оформленного
текста работы с
приложением. Зачет.

Защита
исследовательской
работы. Зачет.

6.4

Тема 4. Рефлексия по результатам
выступления.

3

2

1

7.

Тема 1. Участие в мероприятиях
цетра

3

-

3

8.

Профориентационный компонент
«Мой выбор»

6

6

-

8.1

6

6

-

9.

Тема 1. Встреча с
профессиональным
исследователем.
Итоговое занятие

3

3

-

9.1

Тема 1. Итоговое занятие.

3

3

-

216

100

116

Всего часов

Вариативный учебный план
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
«Исследовательская деятельность в археологии и краеведении».
Предмет: археология, краеведение.
№

Наименование разделов и тем

Количество часов

Формы аттестации /

п/п

Практика

15

15

-

9

9

3

3

-

Всего

1.

Вводное занятие

контроля

Теори
я

1.1

Тема 1. Введение в наукуАрхеология
Тема 2. Знакомство с программой
деятельности.

1.2

Тема 3. Организация
исследовательской работы

3

3

-

2.

Организация исследовательской
работы

22

15

8

2.1

Тема 1. Формулировка проблемы.
Выбор темы.

3

3

-

2.2

Тема 2. Постановка цели и задач.
Выработка рабочей гипотезы.

6

3

3

2.3

Тема 3. Определение круга
источников. Выбор методов

6

3

3

2.4

Тема 4. Составление графика
работы.

6

4

2

3.

Теоретическая база
исследовательской работы

1.1

43

12

31

3.1

Тема 1. Подбор литературы по
теме.

4

3

1

3.2

Тема 2. Изучение литературы по
проблеме. Конспектирование.

12

-

12

3.3

Тема 3. Работа с энциклопедиями,
словарями, справочниками.

12

6

6

3.4

Тема 4. Корректировка научносправочного аппарата.

9

3

6

3.5

Тема 5. Оформление
теоретической части
исследования.
Практическая часть
исследовательской работы

6

-

6

4.

4.1

Тема 1. Выбор и освоение методик
сбора и обработки информации.

54

22

32

6

3

3

Представление проекта
исследовательской
работы. Зачет.

Представление
теоретической части
исследовательской
работы. Зачет.

Представление
практической части
исследовательской
работы. Зачет.

4.2

Тема 2. Алгоритм сбора и
обработки информации.

4.3

Тема 3. Способы фиксации
полученных результатов
исследования.
Тема 4. Проведение практической
части исследования.

4.4
4.5

5.

5.1

5.2

Тема 5. Обобщение, осмысление
собранного в ходе исследования
материала.
Оформление исследовательской
работы
Тема 1. Окончательная
корректировка темы, содержания
(плана), цели, задач, методов
исследования, проблемы,
гипотезы.
Тема 2. Уточнение структуры
работы.

9

6

3

10

4

6

20

5

15

9

4

5

40

18

22

9

3

6

7

3

4

5.3

Тема 3. Оформление научносправочного аппарата.

6

3

3

5.4

Тема 4. Оформление текста,
выводов, иллюстраций.

6

3

3

5.5

Тема 5. Саморедактирование:
логика, ясность, стиль,
корректность, соответствие
нормам русского языка.
Самопроверка.
Защита исследовательской работы

6

3

3

6.

6.1

Тема 1. Составление тезисов
доклада.

6.2

Тема 2. Подготовка
иллюстративного материала на
конференцию.
Тема 3. Представление работы на
конференциях различного уровня.

6.3

6

-

6

3

-

3

3

-

3

3

-

3

6.4

Тема 4. Рефлексия по результатам
выступления.

3

2

1

7.

Тема 1. Участие в мероприятиях
цетра

3

-

3

8.

Профориентационный компонент
«Мой выбор»

6

6

-

Представление
оформленного текста
работы с приложением.
Зачет.

Защита
исследовательской
работы. Зачет.

9.

Тема 1. Встреча с
профессиональным
исследователем.
Итоговое занятие

9.1

Тема 1. Итоговое занятие.

8.1

Всего часов

6

6

-

3

3

-

3

3

-

188

90

98

Содержание
1.
Вводное занятие
1.1 Знакомство с программой деятельности. Теория. Знакомство с
программой деятельности Основные направления работы. Инструктаж по ТБ.
Информация о необходимом учебном снаряжении.
1.2 Организации исследовательской работы Теория. Основы организации
исследовательской работы. Принципы научного исследования. Отличие
исследовательской работы от проекта и реферата. Структура исследования. Научносправочный аппарат.
Практика. Собеседование с целью определения интересов и уровня знаний
учащихся. Определение круга интересов воспитанников. Планирование
исследовательской работы.
2. Организация исследовательской работы
2.1 Формулировка проблемы. Выбор темы. Опора на личный опыт. Перебор
вариантов «проблема-тема».
2.2 Постановка цели и задач. Выработка рабочей гипотезы.
Теория. Основные принципы при постановке цели и задач, выработке
рабочей гипотезы.
2.3 Определение круга источников. Выбор методов.
Теория. Методы исследований. Полевые методы исследования.
Дистанционное обследование. Моделирование. Реконструирование. Анализ
письменных, фото и видео источников. Датирование. Типология. Метод аналогий.
2.4 Составление графика работы. Таблица.
Теория. Составление графика работы. Таблица.
3. Теоретическая база исследовательской работы
Теория в исследовательской работе. Назначение и структура реферативной
части исследования. Поиск источников. Работа с теоретическими источниками.
3.1 Подбор литературы по теме. Практика. Подбор литературы по теме.
Поиск в библиотеках. Поиск в Интернете. Консультации специалистов. Составление
библиографического списка.
3.2 Изучение литературы по проблеме. Конспектирование. Практика.
Изучение литературы по проблеме. Чтение литературы, характеризующей
исторический период и специальной литературы по конкретной проблеме,
поэтапное обсуждение прочитанного. Конспектирование. Выписки.
3.3 Работа с энциклопедиями, словарями, справочниками. Практика. Работа с
энциклопедиями, словарями, справочниками. Выписки, уточнения понятий и
терминологии исследуемой проблемы.
3.4 Корректировка научно-справочного аппарата. Практика. Корректировка
(в ходе изучения литературы) цели, задач, плана, методов исследования,
источников, формулировки проблемы, гипотезы.
3.5 Оформление теоретической части исследования.
Практика. Оформление теоретической части исследования.

4. Практическая часть исследовательской работы
4.1 Выбор и освоение методик сбора и обработки информации. Теория.
Методы исследований. Полевые методы исследования. Дистанционное
обследование. Моделирование. Реконструирование. Анализ письменных, фото и
видео источников. Датирование. Типология. Метод аналогий.
4.2 Алгоритм сбора и обработки информации
Практика. Выбор и освоение методик сбора и обработки информации.
Составить алгоритм сбора и обработки информации (или коррекция готового
алгоритма). Продумать и использовать различные способы фиксации полученных
результатов исследования (полевой дневник, рабочая тетрадь, ксерокопии, фото,
аудиозаписи, видеозаписи и т.п.).
4.3 Способы фиксации полученных результатов исследования
Практика. Проведение практической части исследования. Работа с
источниками. Записи идей, мыслей, вопросов, возникающих в ходе исследования.
Обобщение, осмысление собранного в ходе исследования материала. Проверка
полученных результатов.
4.4 Проведение практической части исследования
Практика. Обобщение, осмысление собранного в ходе исследования
материала. Выводы из результатов исследования. Составление схем, таблиц,
диаграмм, графиков, макетов, моделей и т.п. Корректировка (в ходе проведения
практического этапа) цели, задач, плана, методов исследования, источников,
формулировки проблемы, гипотезы. Написать черновой вариант практической
части.
4.5. Обобщение, осмысление собранного в ходе исследования материала.
Теория. Обобщение, осмысление собранного в ходе исследования материала.
Выводы из результатов исследования.
5. Оформление исследовательской работы
5.1 Окончательная корректировка темы, содержания (плана), цели, задач,
методов исследования, проблемы, гипотезы
Теория. Требования к оформлению исследовательской работы. Структура.
Логика. Разные варианты оформления научного текста. Ссылки. Оформление
библиографического списка. Оформление иллюстраций.
5.2 Уточнение структуры работы
Практика. Уточнение структуры работы, оформление текста, выводов,
иллюстраций. Окончательная корректировка темы, содержания (плана), цели, задач,
методов исследования, проблемы, гипотезы.
5.3 Оформление научно-справочного аппарата
Практика. Оформление текста, выводов, иллюстраций. Формат текста.
Соответствие выводов поставленной гипотезе, цели и задачам. Оформление
иллюстраций в приложение к исследованию: фото, рисунки, таблицы, карты,
графики и т.п.
5.4 Оформление текста, выводов, иллюстраций

Практика.
Оформление
научно-справочного
аппарата.
Проблема.
Актуальность. Цель, задачи. Гипотеза. Методы. Новизна. Практическая значимость.
Объект и предмет исследования. Хронологические и территориальные рамки.
Основные источники. Ссылки в тексте на литературу и приложения.
Библиографический список.
5.5 Саморедактирование: логика, ясность, стиль, корректность,
соответствие нормам русского языка. Самопроверка
Практика. Саморедактирование: логика, ясность, стиль, корректность,
соответствие нормам русского языка. Самопроверка.
6. Защита исследовательской работы
6.1 Составление тезисов доклада
Теория. Требования к презентации исследовательской работы Подготовка к
презентации результатов исследования.
6.2 Подготовка иллюстративного материала на конференцию
Практика. Доклад. Составление тезисов доклада. Продумать и отрепетировать
стиль выступления. Предварительное чтение работы в узком кругу (родители,
одноклассники, внутри детского объединения…). Выработка умения отвечать на
вопросы. Корректировка тезисов: отбор материала, выделение главного, четкость и
ясность текста, понятийного аппарата.
6.3 Представление работы на конференциях различного уровня
Практика. Иллюстративный материал на конференцию. Презентация.
Наглядный материал – макеты, реплики, музейные экспонаты. Видеофильмы.
Стенд.
6.4 Рефлексия по результатам выступления
Практика. Рефлексия по результатам выступления. Корректировка
исследовательской работы. Определение дальнейших перспектив исследования.
7. Институциональный компонент «Мой Дворец»
8.1. Участие в мероприятиях центра. Участие в конкурсах, делах
образовательного центра. Изучение истории, традиций МБУДО «ДЮЦ».
8. Профориентационный компонент «Мой выбор»
8.1. Встреча с профессиональным исследователем. Лекция с элементами
беседы с приглашенным специалистом, ученым, археологом, историкомкраеведом.
9.
Итоговое занятие
7.1 Итоговое занятие
Теория. Подведение итогов учебного года. Рефлексирование по итогам
проекта. Перспективы дальнейшего развития учащегося.

Раздел 3. Формы аттестации и оценочные материалы
Зачетные требования
Текущий контроль за результатами выполнения исследовательского проекта
учащегося производится по завершению каждого этапа (планирование,
теоретическая, практическая, оформление работы и её презентация) в форме
собеседования. Педагог анализирует результаты каждого этапа и обсуждает их с
учащимся: отмечает достижения, корректирует ошибочные решения, дает
рекомендации по дальнейшему продолжению проекта. Формой промежуточной
аттестации является презентация учебно-исследовательской работы на
конференциях и конкурсах школьных исследовательских (реферативноисследовательских) работ. В МБУДО «ДЮЦ»- Конкурс исследовательских и
проектных работ учащихся МБУДО «ДЮЦ».
Фонд оценочных средств текущего контроля
Форма контроля

Уровень
освоение
материала

Представление
Достаточный
проекта
исследовательской
работы.
Технологическая
готовность
учащегося
к
исследованию
(владение
понятийным
Средний
аппаратом
исследуемого
вопроса, умение и
навыки
использования
методов научного
познания)
Высокий

Зачетные требования

У ученика часто возникают трудности в
понимании текста. При изучении новых
понятий он пытается проиллюстрировать
их смысл примером; при решении задач
нового типа часто применяет ранее
известные ему алгоритмы; в условиях
работы с информацией концентрирует
внимание на отдельных элементах.
Ученик редко испытывает затруднения в
построении понятий, он осмысливает
определение через род и видовые отличия,
при решении нового типа задач умеет
осуществлять их анализ, применять
различные методы и приемы мышления.
Тщательная работа с понятиями, выделение
их главных структурных элементов
(ключевых слов), стремление дать свою
формулировку. При решении задач нового
типа может провести анализ их условия,
выдвинуть гипотезу для разработки способа
ее решения.

Представление
Достаточный
теоретической
части
исследовательской
работы.
Знание
основ
методики
НИР,
Средний
сформированность
умений и навыков
исследовательской
деятельности.

Высокий

Выполнение
Достаточный
практической
части
исследовательской
работы.
Средний

Высокий

Фиксирование
школьником
у
познавательных
объектов
противоположных свойств. Однако, их
рассмотрение идет без взаимосвязи, по
схеме «либо-либо»
Ученик анализирует противоположные
свойства объекта по схеме «и то, и это».
Противоположности им рассматриваются
как отдельные, хотя и присущие данному
объекту, стороны. Под руководством
педагога, успешно обобщает результаты
познавательных
действий
по
представленному алгоритму.
При описании, характеристике явлений
ученик
стремится
к
синтезу
противоположностей,
указывает
на
доминирующие
свойства,
а
также
использует новые подходы, знание других
предметов и методов научного поиска.
Описаны
все
этапы
проведения
эксперимента; Правильно воспроизведена
технологическая цепочка.
При
выполнении
задания
получен
аутентичный результат;
Описаны и проанализированы все этапы
проведения эксперимента
При
выполнении
задания
получен
эталонный результат;
Все этапы проведения эксперимента
описаны, проанализированы, выполнена
статистическая выборка.

Фонд оценочных средств промежуточной аттестации.
Форма контроля
Защита
исследовательской
работы

Уровень освоение
материала
Достаточный

Зачетные требования
-защита
работы
выстроена
не
корректно,
речевые
ошибки
присутствуют;
-при работе с вопросами на все вопросы
были даны четкие ответы, не было
допущено фактических ошибок

Средний

-защита работы выстроена корректно,
речевые ошибки присутствуют;
-при работе с вопросами были даны
четкие
ответы,
допущены
незначительные фактические ошибки;

Высокий

- защита работы выстроена корректно,
речевые ошибки отсутствуют;
- при работе с вопросами не даны
четкие ответы, допущены фактические

Раздел 4. Организационно-педагогические условия реализации программы
Учебно-методический комплекс дополнительной общеобразовательной программы
№

Структура
учебнометодического
комплекса

1

Материальнотехническое
обеспечение
Формы
аттестации

2

Содержание структурных компонентов

См Приложение 1
Представление проекта исследовательской работы.
Представление теоретической части исследовательской
работы.
Представление
практической
части
исследовательской
работы.
Выполнение
зачетного
практического задания. Защита исследовательской работы.
Формы промежуточной и итоговой аттестации могут быть
реализованы
с
использованием
дистанционных
образовательных технологий.

Зачет.

3

Оценочные
материалы

4

Методические
материалы

Контрольно-измерительные материалы (Приложение 2)
Краткий ориентировочный (отборочный) тест В.Н.Бузина.
(Показатель
общих
способностей)
Источник:
https://psylist.net/praktikum/00100.htm
Методические материалы
Форма обучения – очная. Программа может быть реализована
с
использование
дистанционных
образовательных
технологий.
При реализации данной программы отдаётся предпочтение
методам проблемного обучения, исследовательским методам,
методам практической деятельности, активным методам
обучения, методам индивидуальной и коллективной
творческой деятельности, в т.ч. числе игровым.
Методы воспитания (убеждение, поощрение, наказание,
упражнение,
стимулирование,
мотивация
и
др.)
осуществляются через индивидуальную практическую
социально-значимую деятельность.
Форма
организации
образовательного
процесса
индивидуально-групповая обоснована содержанием и
профилем деятельности воспитанников – моделирование
научного исследования в археологии и краеведении.
При реализации данной программы отдаётся предпочтение
методам проблемного обучения, исследовательским методам,
методам практической деятельности, активным методам
обучения, методам индивидуальной и коллективной
творческой деятельности, в т.ч. числе игровым.
Методы воспитания (убеждение, поощрение, наказание,
упражнение,
стимулирование,
мотивация
и
др.)
осуществляются через индивидуальную практическую
социально-значимую деятельность.
Форма
организации
образовательного
процесса
индивидуально-групповая обоснована содержанием и
профилем деятельности воспитанников – моделирование
научного исследования в археологии и краеведении.
При реализации образовательной программы применяются
следующие формы организации учебного занятия практическое занятие, индивидуальные занятия по
выполнению исследовательских проектов, проведение
реконструкций,
конференция,
конкурс,
защита
исследовательских проектов, консультация со специалистом,

5

Список
литературы
для педагога

индивидуальные консультации, самостоятельная работа с
источниками,
эксперимент,
камеральная
обработка
археологического материала.
В основе организации образовательного процесса по данной
программе лежит педагогическая технология организация
исследовательской деятельности учащихся. Используются
так же – технология проблемного обучения, технология
проектной деятельности, технология игровой деятельности.
1. Буровский,
А.
М.
Предмет
и
проблематика
«педагогической археологии»/ А. М. Буровский //
Вопросы методики школьных археологических кружков. –
Новосибирск, 1990. – С. 26–31;
2. Банникова И. Ю. Социально-образовательная среда как
главный фактор развития исследовательского мышления
детей. / И. Ю. Банникова, С. В. Марков //
Исследовательская работа школьников. 2003, №3. С. 8 –
17.
3. Громова
Т.В.
Организация
исследовательской
деятельности
/
Т.
В.
Громова
//
Практика
административной работы в школе. - 2016. - № 7. - С. 4953.
4. Ковалева Н. Б. Проблемы формирования мировоззрения
школьников в процессе становления субъектной позиции
в исследовательской деятельности. / Н. Б. Ковалева //
Исследовательский подход в образовании: проблема
подготовки педагога: Научно- методический сборник в
двух томах / Под общей редакцией профессора А.С.
Обухова. – М.: Общероссийское общественное Движение
творческих педагогов «Исследователь»; МПГУ, 2012. С.
250-261.
5. Левшина Н. С. Использование компьютерных технологий
в исследовательских проектах по краеведению. / Н. С.
Левшина // Исследовательская работа школьников. 2007,
№4. С.22-27.
6. Леонтович А.В. Построение образовательной среды для
реализации исследовательской деятельности учащихся. /
А. В. Леонтович. // Исследовательский подход в
образовании: проблема подготовки педагога: Научнометодический сборник в двух томах / Под общей
редакцией
профессора
А.С.
Обухова.
–
М.:
Общероссийское общественное Движение творческих
педагогов «Исследователь»; МПГУ, 2012. С. 406-412.
7. Леонтович
А.В.
Исследовательская
деятельность
учащихся: сборник статей. / А. В. Леонтович. - М. 2006.

8. Леонтович А.В. Концептуальные основания модели
организации исследовательской деятельности учащихся. /
А. В. Леонтович. - М. 2007.
9. Ляшко Л.Ю. Технологическое обеспечение работы
педагога дополнительного образования в объединении
юных исследователей. // Дополнительное образование. –
2002. №6.
10.Мандрыка П. Е. Методические рекомендации для
руководителей археологических объединений. / П.Е.
Мандрыка, А.П. Бородовский, Е.Л. Бородовская. Красноярск, 1993.
11.Марков С.В. Клуб юных археологов «Муравей». / С.В.
Марков. - Челябинск, 2003.
12.Марков С.В. Исторический артефакт в исследовательской
деятельности
школьников.
/
С.В.
Марков
//Исследовательская деятельность учащихся в Уральском
федеральном округе: проблемы и перспективы. Челябинск, 2009. С. 44-48.
13.Марков С. В. Юные археологи клуба «Формика» вчера,
сегодня и не только. / С.В. Марков // Наша новая школа –
путь к культуре граждан и развитию общества: науч.попул. издание в 6 т. / под общ. ред. А.Ф.Аменда. –
Челябинск: издание Чел. гос. пед. ун-та, 2011. –Т.2. «Наша
новая школа» - образование для всех и для каждого. С.
577-615.
14.Марков С. В. Профессиональные археологи и клуб
«Формика» - грани сотрудничества. / С. В. Марков //
Организация деятельности учащейся молодежи в деле
изучения, использования и охраны историко-культурного
наследия: сб. науч. трудов/ под ред. проф. В.Т.Фоменко. –
Ростов-на-Дону, 2011. С. 27-31.
15.Марков С. В. Выбор темы учебного исследования / С. В.
Марков // Вопросы организации системной работы по
выявлению, развитию и поддержке интеллектуально и
творчески одаренных учащихся. Челябинск, 2011, с.36-41.
16.Марков С.В. Анастасия Букачева - воспитанница НОУ:
путь от юного исследователя к профессионалу / С.В.
Марков //Одаренный ребенок – Научно-практический
журнал – М.: «Одаренный ребенок», - 2013 - №6. С. 148155.
17.Марков С.В. Развитие метапредметных компетенций у
учащихся младшего школьного и подросткового возраста
средствами учебно-исследовательской деятельности (на
пример краеведения и археологии): методические

рекомендации / С. В. Марков. – Челябинск: ЧИППКРО,
2016. – 76 с.
18.Марков С.В. Полевая учебно-исследовательская работа в
клубе юных археологов «Формика» // Камертон:
информационно-методический журнал. – Челябинск, 2019.
С.21-22.
19.Марков С. В., Непомнящий А. В., Непомнящая О. В. Из
истории
Уральских
археологических
школьных
конференций (1988–2020 гг.). //Колпинские чтения по
краеведению и туризму. Материалы межрегиональной с
международным
участием
научно-практической
конференции 26 марта 2020 года / Отв. ред. Н. Е.
Самсонова. С. И. Махов, Д. А. Субетто, В. Д. Сухоруков.
Научный редактор: А. А. Соколова. В 2 частях. Часть II.
СПб.: ЛОИРО 2020.
20.Обухов А.С. Педагог и исследователь: проблема
соотнесения личностно-профессиональных позиций. //
Исследовательский подход в образовании: проблема
подготовки педагога: Научно- методический сборник в
двух томах / Под общей редакцией профессора А.С.
Обухова. – М.: Общероссийское общественное Движение
творческих педагогов «Исследователь»; МПГУ, 2012. С.
87-93.
21.Обухов А.С. Одаренность как ориентир развития:
овладение даров в исследовательской деятельности //
Исследовательский подход в образовании: проблема
подготовки педагога: Научно- методический сборник в
двух томах / Под общей редакцией профессора А.С.
Обухова. – М.: Общероссийское общественное Движение
творческих педагогов «Исследователь»; МПГУ, 2012. С.
338-342.
22.Организация учебно-исследовательской деятельности
школьников в системе дополнительного образования
(Пособие для руководителей археологических и
краеведческих объединений). Самара. 2007
23.Педагогическая археология. Из опыта работы школьных
археологических объединений Челябинской области.
Челябинск. 2001.
24.Педагогическая археология: методические материалы.
Вып. 2. –Челябинск; Издательство ЧГПУ, 2008.
25.Педагогическая археология: методические материалы.
Вып. 3. –Челябинск; Издательство ЧГПУ, 2010.
26.Плюснин Ю.М. Как писать научные работы: Учебнометодическое пособие. Новосибирск. 2009.

27.Развитие исследовательской деятельности учащихся. //
Методический сборник. М., Народное образование. 2001.
28.Савенков А.И. Путь в неизведанное: Развитие
исследовательских способностей школьников. / А. И.
Савенков. - М.: Генезис, 2005.
29.Савенков А.И. Психологические основы использования
исследовательского метода обучения. / А. И. Савенков. М.: Ось-89, 2005
30.Савенков А.И. Путь в неизведанное: Как развивать свои
исследовательские способности. Учебник-тетрадь для
учащихся средней школы. / А. И. Савенков. М.: Генезис,
2005.
31.Сборник исследовательских работ участников XXVII
Всероссийского Конкурса юношеских исследовательских
работ им. В.И. Вернадского. — М.: журнал
«Исследователь/Researcher», 2020. — 482 с
32.Селевко Г.К. Научи себя учиться. – М.: Народное
образование. 2013.
33.Селевко Г.К. Современные образовательные технологии.
Учебное пособие. – М.: Народное образование. 1998.
34.Слободчиков, В.И. Исследовательская деятельность в
контексте
субъектно-деятельностного
подхода.
//
Исследовательский подход в образовании: проблема
подготовки педагога: Научно- методический сборник в
двух томах / Под общей редакцией профессора А.С.
Обухова. – М.: Общероссийское общественное Движение
творческих педагогов «Исследователь»; МПГУ, 2012. С.
215-218.
35.Уткина, Т. В. Достижение метапредметных результатов
через
учебно-исследовательскую
и
проектную
деятельность учащихся :учебное пособие / Т. В. Уткина,
Е.А. Низдиминова. – Челябинск :ЧИППКРО, 2014 – 192 с.
Список
1. Антипин Н.А., Самигулов Г.Х. (сост.) Южный Урал: от
литературы для
колесниц до мирного атома. Популярное издание. —
учащихся
Челябинск: Правительство Челябинской области, 2017. —
155 с.
2. Археология СССР. Серия в 20 томах. Российская академия
наук. Издательство «Наука». Москва. 1981-2003.
3. Археологическая экспедиция Якты-Куль – Кусимово
«Северные амуры»: научные исследования и школьный
лекторий. / Ответственные редакторы и составители
Псянчин А.В. и Савельев Н.С. – Уфа, Информреклама,
2020. - 44 с. (ISBN 978-5-91608-196-1)
4. Боталов, С.Г. Комплексы кочевой аристократии Южного

Урала: альбом / С.Г. Боталов, А.Д. Таиров, С.М. Арканов;
под ред. С.Г. Боталова, Н.О. Ивановой. — Челябинск:
Издательский центр ЮУрГУ, 2013. — 328 с.
5. Боталов, С. Г. Эпоха Великого переселения народов и
раннее Средневековье Южного Урала (II–VIII века) / С. Г.
Боталов // История Южного Урала : в 8 т. Т. 4. Челябинск :
Издательский центр ЮУрГУ, 2019. — 384 с.
6. Боталов, С. Г. У истоков южноуральских народов. Южный
Урал в эпоху Золотой Орды (IX — начало XV века) / С. Г.
Боталов и др. // История Южного Урала : в 8 т. Т. 5.
Челябинск : Издательский центр ЮУрГУ, 2019. 424 с.
7. Брей У., Трамп Д. Археологический словарь. – М.:
«Прогресс», 1990.
8. Виноградов, Н. Б. Горизонты далекого прошлого. 13
путешествий по Южному Зауралью /Н. Б. Виноградов. —
Челябинск, 2020. — 280 с.
9. Виноградов, Н.Б. Люди археологии Южного Зауралья
(ХVIII век – середина 1970-х годов) / Н.Б. Виноградов,
З.А. Валиахметова. – Челябинск: АБРИС, 2018. – 158 с.
10.Виноградов Н.Б. Страницы древней истории Южного
Урала: Учеб. для общеобразоват. шк., гимназий, лицеев,
колледжей. /Н. Б. Виноградов. – - Челябинск: ЮжноУрал. кн. изд-во, 1997.
11.Виноградов, Н.Б. Южный Урал и Зауралье в древности и
средневековье [Электронное издание]: учебное пособие /
науч. ред. А.В. Епимахов. — /Н. Б. Виноградов. Челябинск: АБРИС, 2015.
12.Древняя история Южного Зауралья. Том I. Каменный век.
Эпоха бронзы. – Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2000.
13.Древняя история Южного Зауралья. Том II. Ранний
железный век и средневековье. – Челябинск: Изд-во
ЮУрГУ, 2000.
14.История Южного Урала / сост. С. Г. Боталов. —
Челябинск : Издательский центр ЮУрГУ, 2019. 392 с.
15.Мартынов А.И., Шер Я.А. Методы археологического
исследования. – М.,1989.
16.Матюшин Г.Н. Археологический словарь. – М.: Просв.:
АО «Учеб. лит.», 1996.
17.Методика обработки коллекций: учеб. пособие / Т. И.
Нохрина, Л. В. Лбова, Л. Н. Мыльникова, А. П.
Бородовский, В. П. Мыльников, И. В. Сальникова, С. Г.
Скобелев; Новосиб. гос.ун-т. — Новосибирск : РИЦ НГУ,
2016. — 296 с.
18.Мосин, В. С. Южный Урал в каменном веке / В. С. Мосин

// История Южного Урала: в 8 т. Т. 1. Челябинск :
Издательский центр ЮУрГУ, 2019. 408 с.
19.Мосин, В. С. Кремень и яшма в материальной культуре
населения каменного века Южного Урала. / В. С. Мосин,
В.Ю. Никольский. - Екатеринбург: УрО РАН, 2008. 196 с.
+ 32 с. вклейка.
20.Мосин, В. С. Древние охотники Урала. / В. С. Мосин –
Челябинск: ЦИКР «Рифей», 2011. – 512 с.
21.Музейная коллекция. Изучение и научное описание
музейных предметов и коллекций : метод. пособие / сост.,
отв. ред.Н. О. Иванова ; Челяб. гос. краевед. музей ; М-во
культуры Челяб. обл. Челябинск, 2012
22.Нечвалода Е. Е. Традиционная материальная культура
русского
населения
северо-восточных
районов
Башкортостана / Елена Нечвалода; Ин-т этнол. исслед. им.
Р. Г. Кузеева Уфим. науч. центра РАН. - Москва : Старый
сад, 2016. - 299 с. : ил. - Библиогр.: с. 285-297. - ISBN 9785-89930-152-0
23.Нифонтов, В. И., Козымина Е. Ю. От реферата - к научноисследовательской работе. Методическое руководство для
учащихся и педагогов по подготовке и написанию
реферативных и научно-исследовательских работ. / В. И.
Нифонтов. - Екатеринбург: ИД «Гриф», 2015.
24.Петряева Е.Ю., Пластинина В.М., Содномова Л.П. Азбука
исследовательской деятельности. – У-У: издательство
«Феникс», 2006.
25.Радаев
В.В.
Как
организовать
и
представить
исследовательский проект: 75 простых правил. – М.: ГУВШЭ: ИНФРА-М, 2001. 35.
26.Савенков А.И. Я - исследователь. Учебник-тетрадь для
младших школьников. – М., Изд. Федоров, 2005.
27.Самигулов, Г. Х. Южное Зауралье (первая треть XV —
конец XIX века) / Г. Х. Самигулов, Д. Н. Маслюженко, М.
В. Моисеев // История Южного Урала : в 8 т. Т. 6.
Челябинск : Издательский центр ЮУрГУ, 2019. 432 с.
28.Свистунов, В. М. Горнозаводская политика России и
заводы Южного Урала (1734–1900) /В. М. Свистунов, А.
Г. Тептеев // История Южного Урала : в 8 т. Т.
7.Челябинск : Издательский центр ЮУрГУ, 2019. 432 с.
29.Сибиряков И. В. Южный Урал. Век двадцатый / И. В.
Сибиряков и др. // История Южного Урала: в 8 т. Т. 8. —
Челябинск : Издательский центр ЮУрГУ, 2019. — 432 с.
30.Следы в истории. К 75-летию Вячеслава Евгеньевича
Щелинского / Под ред. О.В. Лозовской, В.М. Лозовского,

Е.Ю. Гири. – СПб.: ИИМК РАН, 2015. – 272 с.
31.Степная Евразия в эпоху бронзы: культуры, идеи,
технологии: сб. науч. тр. к 80-летию Геннадия Борисовича
Здановича / отв. ред. Д. Г. Зданович. — Челябинск : Издво Челяб. гос. ун-та, 2018.
32.Челябинск неизвестный: Краеведческий сборник. Вып. 18, – Челябинск: ЦИКН, с 1996…
33.Челябинск. История моего города. – Челябинск:
Издательство ЧГПУ, 1999.
34.Челябинск : энциклопедия / [ред.-изд. совет: Е. А. Елисеев
(пред.) и др. ; сост. В. С. Боже, В. А. Черноземцев]. —
Испр. и доп. изд. — Челябинск : Камен. пояс, 2001. —
1119 с. : ил., карты, пл., портр.
35.Челябинская область : энциклопедия / [редкол.: К. Н.
Бочкарев (пред., гл. ред.) и др.]. — [Пилот. вып.]. —
Челябинск : Камен. пояс, 2003–2007.
Список электронных ресурсов для учащихся
1. www.archaeology.ru/ АРХЕОЛОГИ.РУ
2. ural.ru/spec/ency/ - Уральская энциклопедия.
3. book-chel.ru/index.html - Челябинская энциклопедия.
4. http://www.nashural.ru/UrBibl/Arheologiya.htm - В этом
разделе
"Уральской
библиотеки"
наиболее
интересные статьи об уральской археологии.
5. http://history.rin.ru – древняя история, археология.
6. http://www.incognita.ru – материалы по археологии.
7. http://www.ethnology.ru/ - Информационная система
"Этнография народов России".
8. www.arc.novgorod.ru/second.php3?menu=main&content=
news Археологические исследования в Великом
Новгороде и его окрестностях.
9. http://www.hrono.ru/index.sema Хронос. Всемирная
история в Интернете.
10.http://www.sci.aha.ru/map.htm
Картографическая
система online.
11.http://vm.kemsu.ru/ Первобытное искусство.
12.http://lesson-history.narod.ru/index.htm Компьютер на
уроках истории, обществознания и права.
13.http://www.hermitagemuseum.org
Государственный
Эрмитаж.
14.http://avorhist.narod.ru/ Русь Древняя и Удельная.
15.http://www.memo.ru. Документы по истории репрессий
в СССР, выставленные на сайтах общества
"Мемориал". Международное общество "Мемориал"

(Москва)
16.http://www.chelmuseum.ru.
Сайт
Челябинского
областного краеведческого музея.
17.www.public.kubsu.ru/~usr02898/slavonic1.htm
СЛАВЯНСКИЕ ДРЕВНОСТИ.
18.www.tgorod.ru/index.php?topgroupid=2 ТОЖЕ ГОРОД.
19.uic.bashedu.ru/encycl/oglav.htm
Башкирская
энциклопедия
20.rusarchives.ru - архивы России
21.www.mojgorod.ru/cheljab_obl/ Народная энциклопедия
городов и регионов России "Мой город" (Челябинская
область).
22.http://www.chelib.uu.ru/
Централизованная
библиотечная система г. Челябинска
23.http://unbi.uu.ru/ Челябинская областная юношеская
библиотека.
24.http://chodb.uu.ru/ Челябинская областная детская
библиотека им. В. В. Маяковского.
25.http://3darchaeology.3dn.ru/ "Археология 3D"
26.http://www.kurgangen.org/ История Зауралья.
27.http://www.kraeved74.ru/
Сайт
"Краеведение
Челябинской области".
28.http://chelhistory.ru/ Сайт Центра историко-культурного
наследия г. Челябинска.

Педагогическая технология
«Организация учебно-исследовательской работы школьников
– индивидуальная работа с воспитанниками»
Содержание
деятельности
воспитанника

Содержание деятельности руководителя
В совместной работе с
Подготовительная
воспитанником
работа и сопровождение
1.Подготовительный этап.

✓ Продумать систему «рекрутирования» школьников для
занятий УИР.
✓ Составить список тем (проблем) школьных УИР.
✓ Продумать систему сбора информации для УИР.
✓ Собрать информацию об организациях и учреждениях,
связанных с проблематикой УИР (адреса, телефоны,
имена специалистов, к которым можно обратиться за
консультацией).
✓ Выяснить заранее сроки и места проведения
конференций, конкурсов, чтобы спланировать участие.
✓ Продумать систему мотивов («глобальных» и
«локальных») для воспитанников, занимающихся
УИР.
✓ Предварительно познакомиться («освежить» знания) с
последними достижениями науки по направлению
учебно-исследовательской деятельности.
✓ Подготовить
методические
разработки
для
организации
УИР
(корректировка,
обновление
существующих, составление новых алгоритмов,
правил, требований, инструкций, методик и т.п.)
✓
2. Организационный этап
✓ Выбрать тему
✓ Помочь воспитаннику с ✓ Подготовить
(проблему)
выбором проблемы
организационное
исследования.
(темы) исследования –
занятие.
✓ Завести «рабочую
учет возраста,
Спланировать
тетрадь
интересов, уровня
организацию УИР:
исследователя».
подготовки, опыта.
место, время,
✓ Осознание и
✓ Проконсультировать
содержание
формулирование
воспитанника
консультаций.
проблемы, уточнение
(организация
✓ Продумать
темы УИР,
мыслительной
«локальную»
определение
деятельности
мотивацию для
гипотезы, постановка
воспитанника,
конкретного ребенка.
цели,
рефлексия):
✓ Определить

формулирование
задач, определение
предмета
исследования,
определение
хронологических и
территориальных
рамок исследования,
определение
источников
информации, выбор
методов сбора и
обработки
информации.
✓ Составить
календарный план
(график) проведения
УИР.
✓ Составить 1-й вариант
содержания УИР.
✓ Оформление
исследовательского
проекта.

- четкая формулировка
организации,
проблемы;
учреждения,
- формулировка цели и
специалистов с
задач УИР;
которыми
- выбор методов
предполагается
исследования;
сотрудничество в
- формулировка
ходе данной УИР.
гипотезы;
✓ Продумать
- определение
привлечение
источников
родителей, педагогов
информации;
к выполнению УИР.
- требования к рабочим
записям;
- составление плана
содержания УИР;
- планирование
графика УИР.
✓ Оформление
исследовательского
проекта.
✓ Создать атмосферу
сотрудничества с юным
исследователем в ходе
УИР (субъектсубъектные
отношения).
✓ Провести серию
индивидуальных бесед
по теме «Введение в
предмет исследования».

✓

✓

✓
✓
✓

✓

✓

✓

3.Теоретический этап
Составить
✓ Предложить список
✓ Предварительный
первоначальный
базовой литературы.
просмотр
список литературы
✓ Проконсультировать
теоретических
для ознакомления с
воспитанника по
источников,
отбор
предметом
вопросам:
необходимых
для
исследования и
поиск источников
УИР.
Составление
проблемой.
теоретической
рекомендательного
Познакомиться с
информации по
списка.
правилами чтения и
проблеме (правила
✓ Просмотр
и
конспектирования
работы в библиотеке,
корректировка
научной литературы.
Интернете);
чернового
варианта
Изучение и
правила чтения и
теоретической главы
конспектирование
конспектирования
УИР.
научной литературы.
научной литературы,
Расширение списка
различные формы
литературы по
фиксации
результатам поиска.
теоретической
Работа с
информации;
энциклопедиями,
подбор понятий и
словарями,
терминов связанных с
справочниками,
исследуемой проблемой
монографиями.
(рефлексия: проблема
Выписки, уточнения
выбора понятий !).
понятий и
✓ Контроль за процессом
терминологии
конспектирования,
исследуемой
просмотр записей,
проблемы.
проверка тщательности
Анализ прочитанной
и глубины осознания
литературы,
материала.
составление
Корректировка
аннотаций.
процесса работы с
Корректировка (в
литературой,
ходе изучения
постановка микрозадач.
литературы) цели,
Помощь в процессе
задач, методов
осмысления новой
исследования,
информации.
источников,
Выявление и разбор
формулировки
непонятных для
проблемы, гипотезы.
воспитанника
Написать
черновой
теоретических
вариант
положений.
теоретической главы ✓ Предложить вновь

УИР.

✓

✓

✓

✓
✓

вернуться к
формулировке цели,
задач, методов
исследования,
источников, проблемы,
гипотезы исходя из
вновь полученной
информации.
✓ Предложить написать
черновой вариант
теоретической главы
УИР. Сформулировать
требования к структуре
теоретической главы.
✓ Совместное обсуждение
чернового варианта
теоретической главы
УИР.

4.Практический (исследовательский) этап
Выбрать и осознать
✓ Консультации
✓ Предварительный
методики сбора и
воспитанника в выборе и
отбор
методов
обработки
освоении методик сбора
исследования
информации.
и обработки
применительно
к
Составить алгоритм
информации,
данной УИР.
сбора и обработки
оборудования и
✓ Организовать встречу
информации (или
инструментов.
со специалистом –
коррекция готового
✓ Провести собеседования
консультация по
алгоритма).
по применению
проверке
Продумать и
выбранных методик
корректности
использовать
исследования:
результатов.
различные способы
- изучение и описание
✓ Просмотр и
фиксации полученных
артефакта;
корректировка
результатов
- работа с архивными
чернового варианта
исследования
источниками;
практической главы
(полевой дневник,
- работа с печатными,
УИР.
рабочая тетрадь,
рукописными
ксерокопии, фото,
источниками,
аудиозаписи,
фотографиями и т.п.;
видеозаписи и т.п.).
- интервьюирование,
Выбор и подготовка
составление вопросника
необходимого
для интервью;
оборудования.
- анкетирование;
Провести
- проведение

исследование
отобранного
материала по
избранным
методикам. Подробно
зафиксировать
полученные
результаты. Записи
идей, мыслей,
вопросов,
возникающих в ходе
исследования.
✓ Обобщение,
осмысление
собранного в ходе
исследования
материала.
Составление схем,
таблиц, диаграмм,
графиков, макетов,
моделей и т.п.
✓ Написать
черновой
вариант практической
главы УИР.

-

✓

✓

✓

✓

✓ Окончательная
корректировка темы,
содержания, цели,
задач, методов
исследования,
проблемы, гипотезы.
✓ Написать черновики
вводной и
заключительной части
работы. Свести все
части работы
воедино.
✓ Оформить работу

социологического
исследования;
проведение
эксперимента (в т.ч. в
полевых условиях);
археологические
разведки и раскопки
и т.п.
Разбивка исследования
на отдельные действия,
совместная
формулировка
микрозадач для разных
этапов исследования.
Контроль за процессом и
результатами, проверка
их корректности
(совместное
осмысление).
Предложить написать
черновой вариант
практической главы
УИР. Сформулировать
требования к структуре
практической главы.
Совместное обсуждение
чернового варианта
практической главы
УИР.

5.Этап оформления УИР
✓ Познакомить
воспитанника с
требованиями к
оформлению УИР,
показать образцы.
Особо: познакомить с
требованиями к
оформлению научносправочного аппарата
работы.
✓ Провести беседу выбор оптимального
варианта оформления

✓ Отредактировать
черновой
вариант
работы - логика,
ясность,
стиль,
корректность,
соответствие нормам
русского языка.
✓ Проверить
окончательный
вариант УИР.
✓ Представить
оформленную работу
на
рецензию

согласно требованиям
к структуре и
оформлению УИР.
✓ Саморедактирование
УИР: логика, ясность,
стиль, корректность,
соответствие нормам
русского языка.
✓ Самопроверка:
оформление научносправочного аппарата.
✓ Составить тезисы
(текста) доклада,
исходя из требований
положения о
конференции.
✓ Подготовить
иллюстративный
материал на
конференцию. Выбор
способов и форм
наглядной
презентации
результатов УИР.
✓ Корректировка
тезисов: отбор
материала, выделение
главного, четкость и
ясность текста,
понятийного
аппарата.
✓ Продумать и
отрепетировать стиль
выступления.
✓ Предварительное
чтение работы в
узком кругу
(родители,
одноклассники,
внутри детского
объединения…).
Тренировка ответов
на вопросы.

работы.
✓ Обсудить конкретные
варианты и детали
оформления работы.
✓ Совместное обсуждение
проблем возникших при
оформлении УИР.
✓ Обсуждение рецензии.

6.Этап представления УИР
✓ Познакомить
воспитанника с
требованиями к устному
докладу УИР и
презентации результатов.
✓ Познакомить
воспитанника с
положением о
конференции, на
которую готовится
работа.
✓ Корректировка тезисов
выступления.
✓ Проконтролировать
оформление
иллюстраций. Если
необходимо
организовать помощь.
✓ На НПК: фиксировать
достижения и промахи
воспитанника, для
дальнейшего
обсуждения;
организовать и
мотивировать активное
участие воспитанника в
работе конференции;
способствовать созданию
комфортной атмосферы
на конференции;
выяснить мнение членов
жюри, специалистов по

специалисту.

✓ Оформить и
своевременно
отправить заявку на
конференцию.
✓ Организовать
предварительное
чтение и обсуждение
доклада в коллективе
юных
исследователей.
✓ Организовать
коллективное
обсуждение
результатов участия в
конференции
корректировку УИР,
определение
дальнейших
перспектив
исследования.
✓ Добиться
ситуации
успеха
для
воспитанника.

✓ Выступить на
результатам УИР;
конференции,
защитить интересы
конкурсе, чтениях и
воспитанника в случае
т.д. Участие в работе
конфликтной ситуации.
конференции –
✓ Обсуждение с
слушать и понимать
воспитанником
других докладчиков,
результатов участия в
общаться с
конференции,
коллегами,
корректировка УИР,
экспертами, задавать
определение дальнейших
вопросы докладчикам
перспектив
по интересующим
исследования.
проблемам...
✓ Рефлексия по
результатам
выступления:
корректировка УИР,
определение
дальнейших
перспектив
исследования.

Приложение 1
Материально-техническое обеспечение и оснащенность образовательного
процесса
№ п/п

Наименование основного
оборудования

Кол-во единиц

1.

I. Печатные пособия
II. Технические средства обучения
Экран настенный

1

2.

Мультимедиа проектор

1

3.

Персональный компьютер (рабочее место педагога)

1

Персональный компьютер (рабочее место учащегося)
3
Принтер лазерный
1
Принтер цветной
1
Сканер
1
Цифровой фотоаппарат
1
Устройство для чтения информации с карты памяти
1
(картридер)
11.
Цифровая видеокамера
1
12.
Web-камера
1
14.
Устройства вывода/ вывода звуковой информации –
1
микрофон, колонки и наушники
16.
Внешний накопитель информации
2
17.
Мобильное устройство для хранения информации
2
(флеш-память)
III. Информационно-коммуникационные средства (программные средства)
1
1. Операционная система
4.
5.
6.
8.
9.
10.

2.

Антивирусная программа

1

3.

Программа-архиватор

1

4.

Программа для записи CD и DVD дисков

1

5.

Мультимедиа проигрыватель, входящий в состав
операционной системы
Программа для проведения видеомонтажа и сжатия
видеофайлов
Редактор Web-страниц

1

6.
7.

1
1

8.

Браузер Firefox

9.

Мультимедиа проигрыватель, входящий в состав
1
операционной системы
Программа для проведения видеомонтажа и сжатия
1
видеофайлов
Программное обеспечение для работы цифрового
1
микроскопа
Коллекции цифровых образовательных ресурсов
(аудио-, видео-, фото-, интернет-источники-)
Учебно-практическое (учебно-лабораторное, специальное, инструменты
и т.п.) оборудование
Бинокулярный микроскоп
1

10.
11.
12.
IV.
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.

11.
12.
13.
14.
15.

16.

17.

Устройство для сопряжения микроскопа и цифровой
фотокамеры
GPS навигатор
Металлодетектор
Нивелир
Измерительные рейки 1 метр
Буссоль геологическая
Компас Андрианова
Чертежный планшет
Комплект чертежных принадлежностей (чертежный
планшет, карандаш, линейка, транспортир, ластик,
циркуль)
Рулетка 50 метров
Рулетка 10 метров
Лупа
Ступа и пест
Набор инструментов для реконструкции технологии
гончарства (пластиковый контейнер для разведения
глины 30л, электрический или ножной гончарный
круг, стеки, лощила, посуда, доски для лепки,
муфельная печь, стеллаж для изделий и т.д.)
Набор инструментов и материалов для
реконструкции технологии металлургии (формы,
заготовки, меха, брезентовые рукавицы, кусачки,
напильники, свинец, воск, тальк и т.д. )
Набор инструментов для реконструкции технологии
изделий из камня (отбойники из камня и рога,
отжимники, защитные очки, замшевый или кожаный
фартук и т.д.)

1

1
1
1
1
1
1
1
1
1

1
1
1
1
1

1

1

1

1.

Набор инструментов для реконструкции технологии
косторезного производства (ножи, напильники,
емкости для размягчения сырья и т.д.)
V. Мебель
Стол

2.
3.

Компьютерный стол
Стулья

2
6

4.

Аудиторная доска (для письма фломастером с
магнитной поверхностью /мелом)
Шкафы для хранения оборудования

1

Столы для лабораторных и камеральных работ
VI. Модели (макеты)
VII. Натуральные объекты
Раздаточный материал (распечатки памяток,
алгоритмов,)
Библиотечка литературы по археологии,
краеведению, истории, этнографии,
палеонтологии, ВИД.

2

18.

5.
6.

1.
2.

6

3

25 комплектов
1050

Приложение 2
Контрольно-измерительные материалы
Форма контроля
Защита
работы

Уровень освоение
материала
исследовательской Достаточный
Средний
Высокий

Бальная сиcтема
5-9 баллов
10-18 баллов
19-23 баллов

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ
Критерии защиты исследовательских и проектных работ
1.
Содержание работы (максимум – 6 баллов для исследовательской
работы и 8 баллов для проектной работы)
1.1. Актуальность исследования (максимум – 2 балла)
- актуальность исследования ярко выражена – 2 балла;
- актуальность исследования выражена – 1 балл;
- актуальность исследования не выражена – 0 баллов.
1.2. Соответствие содержание исследования заявленной теме (максимум – 2
балла)
- содержание исследования полностью соответствует заявленной теме – 2
балла;
- содержание исследования частично соответствует заявленной теме – 1 балл;
- содержание исследования не соответствует заявленной теме – 0 баллов.
1.3. Исследовательский характер работы (максимум – 2 балла)
- работа носит ярко выраженный исследовательский характер – 2 балла;
- в работе исследовательский характер присутствует – 1 балл;
- в работе отсутствует исследовательский характер – 0 баллов.
1.4. Апробация результатов проектной работы (максимум – 2 балла)
- работа апробирована – 2 балла;
- работа не апробирована – 0 баллов.
2.
Структура защиты работы (максимум – 3 балла)
2.1. Логика изложения материала (максимум – 2 балла)
- защита работы выстроена в логической последовательности, выступление
структурировано – 2 балла;
- имеются нарушения логики в изложении материала при защите работы, нет
четко структурованного выступления – 1 балл;
- доклад не структурирован – 0 баллов.
2.2. Соблюдение регламента при защите (максимум – 1 балл)
- регламент защиты соблюден – 1 балл;
- регламент защиты превышен более чем на 30 секунд – 0 баллов.
3.
Способ представления работы (максимум – 4 балла)

3.1. Культура речи (максимум – 2 балла)
- защита работы выстроена корректно, речевые ошибки отсутствуют – 2 балла;
- защита работы выстроена корректно, речевые ошибки присутствуют – 1
балл;
- защита работы выстроена не корректно, речевые ошибки присутствуют – 0
баллов;
3.2. Ответы на вопросы (максимум – 2 балла)
- при работе с вопросами на все вопросы были даны четкие ответы, не было
допущено фактических ошибок – 2 балла;
- при работе с вопросами были даны четкие ответы, допущены
незначительные фактические ошибки – 1 балл;
- при работе с вопросами не даны четкие ответы, допущены фактические
ошибки – 0 баллов.
4.
Особое мнение (максимум – 1 балл)
Дополнительный балл автор получает при использовании при защите работы
оригинальных по содержанию подходов представления материала (выставляется на
усмотрение эксперта с его обоснованием)
При проведении промежуточной и итоговой аттестации учащимся
засчитывается призовые или лауреатские места на следующих конкурсах и
конференциях:
Муниципальный уровень
Муниципальный этап Областной конференции исследовательских работ
«Отечество»
Городской конкурс исследовательских работ активов музеев образовательных
организаций «История одного экспоната»
Челябинский молодежный интеллектуальный форум «Шаг в будущее»
Конкурс научно-исследовательских работ патриотической направленности
Городская научно-исследовательская конференция юных краеведов в рамках
Всероссийской программы «Отечество» «Мой первый доклад»
Городская научно-исследовательская конференция юных краеведов в рамках
Всероссийской программы «Отечество» «Край родной»
Муниципальный этап областного фестиваля научно-исследовательских работ
«От старины до современности»
Городской конкурс реферативно-исследовательских и проектных работ
учащихся 1-х – 8-х классов «Интеллектуалы XXI века»
Городской конкурс учебно-исследовательских и проектных работ учащихся 9х – 11-х классов
«Интеллектуалы XXI века».
Региональный и межрегиональный уровень
Областная конференция исследовательских работ «Отечество»

Региональная
открытая
конференция
исследовательских
экологокраеведческих работ «Наследие»
Южно-Уральский молодежный интеллектуальный форум «Шаг в будущее»
Конкурс научно-исследовательских работ патриотической направленности
Областной фестиваль научно-исследовательских работ старшеклассников «От
старины до современности»
Уральская Археологическая Школьная Конференция (Полевской)
Межрегиональный конкурс детских работ по этнографии и краеведению
Челябинской области «Уральская слободка»
Открытый конкурс исследовательских работ "Юность. Наука. КультураУРАЛ" (Златоуст)
Региональная музейная конференция «Гороховские чтения»
Конкурс научных работ школьников по археологии (Уфа)
Региональная научно-практическая конференция «Наш край: прошлое,
настоящее, будущее»
Федеральный уровень
Всероссийский конкурс исследовательских краеведческих работ учащихся
«Отечество» (Москва)
Всероссийский конкурс юношеских исследовательских работ им. В. И.
Вернадского (Москва)
Всероссийский школьный конкурс исторических исследовательских работ
«Человек в истории. Россия – ХХ век» (Москва)
Всероссийский конкурс исследовательских работ и творческих проектов
дошкольников и младших школьников "Я-исследователь" (Сочи)
Всероссийский форум «Шаг в будущее» (Москва)
Всероссийский открытый конкурс исследовательских работ «Юность, Наука,
Культура» (Обнинск)
Всероссийская конференция «Шаги в науку» (Обнинск)
Всероссийский заочный конкурс "Шаги в науку" (Обнинск)
Всероссийского заочного конкурса "Юный исследователь" (Обнинск)
Всероссийская конференция «Юный исследователь» (Обнинск)
Всероссийский конкурс научно-исследовательских работ учащихся и
студенческой молодежи "Научный потенциал-XXI" (Обнинск)
Всероссийский конкурс научно-исследовательских и творческих работ
молодёжи «Меня оценят в XXI веке» (Москва)
Всероссийский детский конкурс научно-исследовательских и творческих
работ «Первые шаги в науке» (Москва)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».