Изумрудный город

1

Информационная карта
дополнительной общеобразовательной программы
«Изумрудный город»
Тип программы
Образовательная область
Направленность деятельности
Способ освоения содержания
программы
Уровень освоения содержания
программы
Возрастной уровень реализации
программы
Форма реализации программы
Продолжительность реализации
программы
Год разработки программы

модифицированная
изобразительное искусство
художественная
творческий
базовый
7-11 лет
групповая, индивидуальная
2 года
2016 год

2

1.Комплекс основных характеристик программы
1.1. Пояснительная записка
Нормативно-правовые основы разработки дополнительной
общеобразовательной программы «Изумрудный город»:
– Федеральный закон от 29 декабря 2012 № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации» (ред. от 17.02.2023) (с изм. и доп., вступ. в силу с
28.02.2023).
– Национальный
проект «Образование» (утв. президиумом Совета при
Президенте РФ по стратегическому развитию
и национальным проектам
(протокол от 24 декабря 2018 г.№16) «Успех каждого ребёнка», «Цифровая
образовательная среда», «Молодые профессионалы», «Социальная активность».
– Распоряжение Правительства РФ от 31 марта 2022 № 678-р «Об утверждении
Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 г. и плана
мероприятий по ее реализации».
– Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28
сентября 2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
– Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03 сентября
2019 № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем
дополнительного образования детей».
– Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 02 февраля
2021 № 38 «О внесении изменений в Целевую модель развития региональных
систем дополнительного образования детей, утвержденную приказом
Министерства просвещения Российской Федерации от 03 сентября 2019 №
467».
– Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27 июля 2022
№ 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам».
– Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от
22 сентября 2021 № 652н «Об утверждении профессионального стандарта
«Педагог дополнительного образования детей и взрослых».
– Письмо Минпросвещения России от 30 декабря 2022 № АБ-3924/06 «О
направлении методических рекомендаций» (вместе с Методические
рекомендации «Создание современного инклюзивного образовательного
пространства для детей с ограниченными возможностями здоровья и детейинвалидов
на
базе
образовательных
организаций,
реализующих
дополнительные общеобразовательные программы в субъектах Российской
Федерации»).
– Письмо Минобрнауки РФ от 18.11.2015 №09-3242 «О направлении
рекомендаций» (вместе с Методическими рекомендациями по проектированию
дополнительных общеразвивающих программ).
– Закон Челябинской области от 29.08.2013 № 515-30 «Об образовании в
Челябинской области».
3

– Приказ Министерства образования и науки Челябинской области от
30.12.2020 № 01/2795 «Об утверждении Концепции развития региональной
системы воспитания и социализации обучающихся Челябинской области на
2021–2025 годы».
Документы и локальные акты учреждения:
– Устав МБУДО «ДЮЦ»;
– Программа развития МБУДО «ДЮЦ»;
– Программа воспитания МБУДО «ДЮЦ»;
– Положение МБУДО «ДЮЦ» о дистанционном обучении;
– Положение о системе оценок, форм, порядке и периодичности
промежуточной и итоговой аттестации обучающихся.
– Положение о разработке дополнительной общеобразовательной программы в
МБУДО «ДЮЦ»
– Положение об организации образовательного процесса в МБУДО «ДЮЦ».
Направленность программы. Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая
программа
«Изумрудный
город»
является
модифицированной и имеет художественную направленность. Программа
«Изумрудный город» разработана для повышения уровня культуры и
компетентности детей и юношества в сфере изобразительного искусства.
Программа способствует формированию, раскрытию и развитию у
обучающихся художественных творческих способностей, художественноэстетического вкуса, развитию образного мышления, освоению различных
техник и приёмов для самовыражения посредством изобразительного
искусства.
Программа реализуется на бюджетной основе. Обучение проводится на
русском языке.
Актуальность программы связана с задачами, обозначенными Концепцией
развития дополнительного образования детей до 2030 года:
- создание условий для личностного развития учащихся, их позитивной
социализации и профессионального самоопределения;
- удовлетворение индивидуальных потребностей учащихся в художественноэстетическом творчестве;
- формирование и развитие творческих способностей учащихся, выявление и
поддержку талантливых учащихся;
- обеспечение духовно-нравственного, гражданского, патриотического и
трудового воспитания учащихся;
- формирование культуры, здорового и безопасного образа жизни, укрепление
здоровья учащихся.
Актуальность программы и в заинтересованности родителей в развитии
способностей детей в области изобразительного творчества.
Освоение содержания программы позволит приобщиться к лучшим
произведениям
изобразительного
искусства,
научиться
понимать
художественный язык, создавать собственные творческие работы на основе
приобретенных знаний и навыков.
4

Название программы «Изумрудный город» не случайно. В этой сказке
герои, в поиске волшебного города, где исполняются все желания,
претерпевают многие испытания по пути к реализации своей мечты. Они
помогают друг другу в трудную минуту, поддерживают, вдохновляют друг
друга, придумывают оригинальные способы решения возникающих на пути
проблем, и все вместе достигают цели. Развитие таких качеств как
целеустремленность, трудолюбие, эмпатия, доброжелательность, умение
работать в группе, креативность, будут способствовать стремлению к
самосовершенствованию и самореализации в жизни каждого ребёнка,
соприкоснувшегося с изобразительным искусством.
Отличительные особенности программы
Закон диалектики: «От простого к сложному», заложенный в основу
программы, позволит детям поэтапно осваивать все более сложные способы
передачи впечатлений от реального мира через изобразительное творчество,
повышая
уровень
творческих,
интеллектуальных,
социальных
и
общекультурных компетенций. Художественное видение, художественное
мышление, умение отображать свои мысли и чувства, умение правильно
изображать натуру, понимание художественного языка – эти качества
развиваются постепенно и остаются на всю жизнь.
Кроме того, освоение содержания программы позволит детям
познакомиться с разными видами и жанрами изобразительного искусства, что
значительно расширит их кругозор. Учащиеся познакомятся
с биографией
великих художников, с этапами и условиями достижения ими признания и
популярности. Дети научатся анализировать, исследовать произведения
искусства. Смогут определять их вид, жанр, идею, технику, тональность,
эмоциональность, смысловое значение и пр. При анализе произведений
искусства у детей формируются эстетические компетенции, гуманистические
чувства, эмпатия, синестезия, понимание исторического момента, духовного
наполнения и предназначения произведения.
Ребенок, с ранних лет жизни, стимулируемый к творчеству, к созданию
нового, к созиданию красоты, в будущем будет бережнее относиться к
Природе, к Фауне, Флоре, к культурным ценностям, созданным в процессе
исторического развития человечества в целом, и на его малой Родине, в
частности. Поэтому, при реализации данной программы, предусматриваются
занятия, направленные на ознакомление с культурой народов России, мира.
Особое внимание уделяется традиционным народным Российским промыслам
Гжели, Палеха, Хохломы, Жостово, Нижнего Тагила, Урала, Городца и др.
В начале обучения изобразительной грамоте, основной акцент ставится
на изучении материалов и инструментов, ознакомлении с техникой
безопасности при работе с инструментом и выполнении художественных
изобразительных работ в изостудии и самостоятельно, дома. Осуществляется
знакомство с различными видами изобразительного и декоративноприкладного искусства, с разными способами передачи информации о
реальности посредством символов, знаков, цвета, формы, трансформации
5

образа.
Преподаются
основы
графики,
живописи,
декоративнохудожественного оформления.
Дети узнают, что такое натюрморт, пейзаж, портрет, сюжетная и
абстрактная картина. Познакомятся с работами выдающихся художников, с
правилами и законами графического и живописного построения данных картин.
Сначала по образцам, а потом и самостоятельно учащиеся выполнят работы по
данным направлениям.
Ребята попробуют свои силы и в области декоративно-художественного
искусства, создавая панно, коллаж, поздравительные открытки, познакомятся с
закономерностями создания узоров, орнамента и орнаментальных композиций.
Адресат программы. Данная программа предназначена для обучения
детей в возрасте от 7 до 11 лет по направлениям:
1) основы изобразительной грамоты;
2) основы декоративно-художественного оформления.
Характеристика возрастных особенностей обучающихся
В младшем школьном возрасте художественно-эстетическое развитие
детей происходит успешно. Дети обычно очень интересуются рисованием,
лепкой, пением, музыкой. На основе соответствующей деятельности и
восприятия художественных произведений (стихотворения, музыка, картины,
скульптура) у них формируются эстетические чувства. В этом возрасте у детей
с формированием интересов и склонностей начинают формироваться и
способности. Как правило, в этом возрасте еще рано говорить о сложившихся
способностях, но уже выделяются дети, проявляющие относительно высокий
уровень способностей в области музыки, рисования и т. д. Одной из возрастных
особенностей детей этого возраста является общая недостаточность воли: они
еще не обладают большим опытом длительной борьбы за намеченную цель,
преодоления трудностей и препятствий. Они могут опустить руки при неудаче,
потерять веру в свои силы и возможности. Недостаточная способность к
волевому усилию сказывается в том, что ребенок порой отказывается от борьбы
с трудностями и препятствиями, охладевает к делу, часто оставляет его
незаконченным. Переделывать, совершенствовать свою работу он тоже не
любит. Постепенно формируется умение преодолевать трудности, проявлять
настойчивость и терпение, контролировать свои поступки. Важно создать
благоприятную психологическую обстановку для занятий ребенка, находить
слова поддержки для новых творческих начинаний, относиться к ним с
симпатией и теплотой. Аккуратно, ласково и ненавязчиво поддерживать
стремление ребенка к творчеству. И ещё в этом возрасте ему нужны постоянное
одобрение и поддержка педагога и родителей, чтобы заинтересованность,
радость творчества осталась на долгие годы. Занятия изобразительным
творчеством для детей младшего школьного возраста - это чаще всего
заполнение досуга интересным делом, но чем старше становится ребенок, чем
совершеннее становится техника выполнения работ, тем более он склоняется к
выбору профессии, связанной с этим видом искусства.

6

Воспитательный потенциал программы
Приоритетные направления воспитания обозначены в Стратегии развития
воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года:
- гражданское и патриотическое воспитание;
- духовно-нравственное развитие;
- приобщение детей к культурному наследию;
- физическое развитие и культура здоровья;
- трудовое воспитание и профессиональное самоопределение;
- экологическое воспитание.
Все эти направления реализуются в образовательной и в воспитательной работе
детского объединения.
Содержание программы нацелено на раскрытие творческого потенциала
ребенка и дает ему опыт познания себя и преображения окружающего мира по
законам красоты. Через опыт творческой деятельности дети приобщаются к
отечественной и мировой художественной культуре, знакомятся с традициями
и культурой своего народа, в том числе региона, области, города. Наблюдая за
явлениями природы, отражая её красоту в своих работах, дети учатся
бережливому отношению, сохранению окружающего мира. Через организацию
акций, выставок, конкурсов различных направлений, мероприятий Детскоюношеского центра или своего объединения, дети становятся активными
участниками общественной жизни, реализуют свой творческий потенциал.
Работая над коллективными проектами, воспитанники учатся общаться,
дружить, сотрудничать, проявлять уважение друг к другу. Организация и
проведение совместных мероприятий, экскурсий, развитие наставничества в
форме «ученик-ученик», способствуют сплочению детского коллектива,
социализации обучающихся. Освоение содержания программы способствует
ранней профессиональной ориентации обучающихся, т.к. в процессе обучения
воспитанники не только приобретают знания и осваивают технологические
основы изобразительного творчества, но и знакомятся с особенностями
различных творческих профессий: художник, дизайнер, скульптор, архитектор.
Участие родителей во всех мероприятиях объединения способствует
укреплению детско-родительских отношений, семейных традиций и ценностей.
Объём программы. Программа реализуется в течение 2 лет. Общее количество
часов по программе составляет 288 часов.
Форма обучения очная, в случае объявления карантина из-за эпидемии,
стихийных бедствий, неблагоприятных погодных условий и других
непредвиденных обстоятельств обучение проводится с применением
дистанционных технологий в соцсетях ВК группа «Разноцветный мир»
https://vk.com/club212595085, ВК «клуб «Лад» https://vk.com/ladcelybinsk?from=,
связь с родителями по телефону Вайбер.
Условия набора и режим занятий. Учащиеся в возрасте от 7 до 11 лет
принимаются в группу первого года обучения без предварительного отбора и
конкурсных испытаний. Приоритетом при приёме пользуются
дети,
прошедшие обучение в группах дошкольников объединения «Талантик».
7

В случае поступления учащегося в группы во втором полугодии, или не
освоении учащимся программы учебного года (ввиду болезни или других
уважительных причин), ребенок может пройти обучение повторно.
Занятия во всех группах проводятся из расчёта 36 учебных недель: 2 раза в
неделю по 2 часа, 144 часа в год.
Продолжительность учебного часа - 45 минут.
Занятия проводятся с 10-минутным перерывом, согласно Сан ПиН.
Количество обучающихся в группах 1 года обучения - 15 человек,
Количество обучающихся в группах 2 года обучения - 12 человек;
Форма организации обучающихся на занятии – групповая.
Регулярно планируется проведение выставок работ учащихся. Планируется
участие ребят в конкурсах и выставках в институционального, районного,
городского, Российского и Международного уровней.
Формы организации образовательного процесса и виды занятий
Формы организации занятий:
– занятие в форме творческой мастерской;
– мастер-класс;
– комбинированное занятие;
– занятие-игра;
– открытое занятие;
– экскурсия;
– конкурс.
Основные методы обучения и воспитания:
По источнику знаний:
- Словесные: рассказ, беседа, лекция, объяснение;
- Наглядные: иллюстрация, демонстрация;
- Практические: практическая работа, упражнения, дидактические игры;
По уровню познавательной деятельности:
- Объяснительно-иллюстративный
- Продуктивный
- Репродуктивный
- Проблемный
- Частично-поисковый (эвристический)
Методы воспитания:
- Убеждение
- Поощрение
- Упражнение
- Стимулирование
- Мотивация
- Установка
1.2. Цель и задачи программы
Цель программы: Формирование и развитие творческой, социально активной
личности, посредством обучения основам изобразительной грамоты в области
графики, живописи и художественно – оформительского искусства.
8

Задачи обучения:
− познакомить с видами и жанрами изобразительного искусства, его ярких
представителях;
−познакомить с особенностями работы различными художественными
материалами, инструментами;
–обучить технологическим основам в области графики, живописи,
художественно-оформительской деятельности;
– сформировать необходимый терминологический словарь.
Задачи развития:
− развивать чувственно-эмоциональные проявления: внимание, память,
фантазию, воображение;
− формировать и развивать колористическое видение;
− улучшить моторику, пластичность, гибкость рук и точность глазомера;
–развивать наблюдательность, зрительною память, пространственное
мышление и способность эмоционально воспринимать окружающую
действительность и передавать в художественно-творческой деятельности;
– развивать способность планировать свою деятельность, анализировать
результаты труда, делать выводы;
– развивать эстетический вкус на основе творческого анализа произведений
искусства;
– развивать коммуникативные способности, умение работать в команде.
Задачи воспитания
– формировать устойчивый интерес к занятиям изобразительным творчеством;
−способствовать
воспитанию
терпения,
усидчивости,
аккуратности,
трудолюбия, самостоятельности, культуры общения и поведения;
– формировать у детей гордость принадлежности к высокой духовной культуре
своего народа, уважение и интерес к мировому культурно-историческому
наследию.
Планируемые результаты
Предметные результаты
Сформированность:
− комплекса знаний о видах и жанрах изобразительного искусства,
выдающихся художниках;
−знаний об особенностях работы с различными художественными
материалами, инструментами;
–комплекса практических умений в области графики, живописи,
художественно-оформительской деятельности;
– владение специальной терминологией.
Метапредметные результаты:
− способность сосредоточиться на главном;
– умение запоминать и восстанавливать ход событий;
– проявление фантазии, развитого воображения;
– способность определять замысел и его выражение в цветовом решении;
– способность координировать свои действия, проявление точности глазомера;
9

–проявление
наблюдательности,
обладание
зрительной
памятью,
пространственным мышлением;
– способность эмоционально воспринимать окружающую действительность и
передавать в художественно-творческой деятельности;
–способность планировать свою деятельность, анализировать результаты труда,
делать выводы;
– проявление эстетического вкуса;
– способность к продуктивном\ общению, умение работать в команде.
Личностные результаты:
Проявление:
– устойчивого интереса к занятиям изобразительным творчеством;
– проявление интереса к профессиям, связанным с изобразительным
творчеством;
− терпения, усидчивости, аккуратности, трудолюбия, культуры общения и
поведения;
– понимание принадлежности к высокой духовной культуре своего народа,
проявление интереса к мировому культурно-историческому наследию.
Формируемые компетенции:
- практической творческой деятельности;
- культурного межличностного общения;
- когнитивной заинтересованности;
- социальной адаптивности;
- групповой деятельности;
- духовного эстетического развития;
- целевого планирования.
Формы подведения итогов по разделу (теме):
- Тестирование;
- Беседа;
- Опрос;
- Творческая работа;
- Открытое занятие;
- Участие в выставке, конкурсе;
Проводится мониторинг индивидуальный, групповой для определения уровня
освоения программы, для отслеживания коммуникативного состояния, для
определения сферы интересов учащихся и пожеланий их родителей, для
определения уровня одарённости.
Оценочные материалы
Рисуночный тест «Интерьер»;
Рисуночный тест «Пейзаж»;
Методика Вартега «Круги»;
Анкеты для детей и родителей и др.
Способы определения эффективности реализации программы
Мониторинг освоения программы осуществляется с помощью тестов,
опросников, наблюдения, оценки творческих работ, бесед с детьми и их
родителями.
Контроль реализации программы, соответствие учебного
10

процесса поставленным целям и задачам осуществляется посредством
промежуточной и итоговой аттестации, в соответствии «Положением о системе
оценок, форм, порядке и периодичности промежуточной и итоговой аттестации
обучающихся МБУДО «ДЮЦ».
Виды и формы контроля
Текущий контроль обучающихся проводится с целью установления
фактического уровня теоретических знаний по темам (разделам)
дополнительной общеобразовательной программы, их практических умений и
навыков. Текущий контроль осуществляется в форме опроса, беседы, выставки
творческих работ.
Промежуточная аттестация проводится как оценка результатов обучения за
определённый промежуток учебного времени – полугодие, год. Промежуточная
аттестация проводится с 15 по 30 декабря и с 15 по 30 апреля.
Промежуточная аттестация обучающихся включает в себя проверку
теоретических знаний и практических умений и навыков. Промежуточная
аттестация обучающихся проводится в форме выставки творческих работ.
Аттестация по итогам года проводится с целью выявления уровня развития
способностей и личностных качеств ребенка и их соответствия
прогнозируемым
результатам
дополнительной
общеобразовательной
программы. Аттестация проводится по окончанию обучения по
дополнительной общеобразовательной программе в форме выставки
творческих работ.
Критерии оценки результативности.
Критерии оценки уровня теоретической подготовки:
– высокий уровень – обучающийся освоил практически весь объём
знаний 100-80%, предусмотренных программой за конкретный период;
специальные термины употребляет осознанно и в полном соответствии с их
содержанием;
– средний уровень – у обучающегося объём усвоенных знаний составляет
70-50%; сочетает специальную терминологию с бытовой;
– низкий уровень – обучающийся овладел менее чем 50% объёма знаний,
предусмотренных программой; ребёнок, как правило, избегает употреблять
специальные термины.
Критерии оценки уровня практической подготовки:
– высокий уровень – обучающийся овладел на 100-80% умениями и
навыками, предусмотренными программой за конкретный период; работает с
оборудованием самостоятельно, не испытывает особых трудностей; выполняет
практические задания с элементами творчества;
– средний уровень – у обучающегося объём усвоенных умений и навыков
составляет 70-50%; работает с оборудованием с помощью педагога; в основном,
выполняет задания на основе образца;
– низкий уровень – ребёнок овладел менее чем 50%, предусмотренных
умений и навыков; ребёнок испытывает серьёзные затруднения при работе с
оборудованием; ребёнок в состоянии выполнять лишь простейшие
практические задания педагога.
11

Результаты аттестации фиксируются в «Протоколе» аттестации
обучающихся объединения, который является одним из отчетных документов и
хранится у администрации учреждения.
Критерии оценивания выставочной работы
1.Красота и гармония.
2.Соответствие теме.
3.Композиционное построение рисунка.
4.Развернутость картины.
5.Образность форм.
6.Живописная выразительность.
7.Оригинальность и креативность.
Собственные достижения учащиеся суммируют в портфолио для подготовки к
промежуточной и итоговой аттестации.
Для оценки эффективности реализации программы проводится
анкетирование и опрос родителей.
Учебно-тематический план 1-го года обучения
o
№
1

2

3

4

5

6

Темы занятий
Беседа ПБ, ТБ и ПДД. Инструктаж.
1.Введение.
Знакомство
изобразительным искусством.

всег
о
2

теори
я
2

практика

Формы
контроля
беседа, опрос

с
2

1

1

Средства изображения предметов
1.основы графики: линия, штрих, контур;
2.плоскостное изображение
3.объёмное изображение.

16

3

13

Основы композиции
1.статические композиции
2. динамические композиции;
3.композиционные решения.
Рисование фигур и тел с натуры
1.геометрические фигуры
2.геометрические тела;
3.изображение предметов интерьера
4.изображение экстерьера
Рисование живой натуры
1.изображение растений;
2.изображение насекомых
Промежуточная аттестация
3.изображение животных;
4.изображение человека.
Основы живописи:
1. техника акварели:
натюрморт,
пейзаж,

16

1
1
1
3
1
1
1
4
1
1
1
1
4
1
1
1
1
6

3
5
5
13
5
5
3
12
3
3
3
3
20
3
3
2
5
7
30

1
1

5
5

16

24

36

опрос
беседа
выставка

творческая
работа
творческая
работа

выставка
выставка

выставка

12

7

8

портрет;
2. работа гуашью:
натюрморт,
пейзаж,
портрет.
Основы
декор.
художественного
оформления
1. орнаменты
2.узоры
Промежуточная аттестация
3.народные промыслы России;
4.оформительское искусство;
Итоговое занятие
Всего часов:

1

5
выставка

30

1
1
1
5

5
5
5
25

1
1

3
5
2
8
7

2

2
1
2

144

29

выставка

выставка
опрос, анкета

115

Тематическое планирование 1 года обучения
Тема № 1
Беседа по ТБ, ПДД, ПБ, ПБЖ. Инструктаж.
1.1Введение в изобразительное искусство. Знакомство.
Тема №2
Средства изображения предметов
Задачи:
1.Рассказать об основных направлениях и техниках в графике;
2.Объяснить какие бывают линии, штрихи, как показать форму предмета через
его контур.
3.Научить изображать плоские и объёмные предметы.
Краткое содержание:
Анализ формы предметов. Изображаемый предмет и пространство.
Восприятие предмета человеческим глазом. Перспективный анализ натурной
формы в пространстве. Изображение плоских и объёмных предметов при
помощи линий и штриха. Плоскость в перспективе. Объем в перспективном
изображении. Освещение предмета. Техника рисования. Рисовальные
принадлежности и материалы. При усложнении работы выполняются гелиевой
ручкой и самостоятельно.
Теоретические сведения:
Каждый предмет находится в определенном положении в пространстве. Он
всегда соизмеряется либо с другими предметами, находящимися рядом, либо со
зрителем, который сравнивает предмет с самим собой. Как отобразить этот
объект на плоскости листа? Как показать его фактуру, объем, цвет с учетом
воздуха? Как оценивает предметы человеческий глаз? Как найти линию
симметрии? Именно на эти вопросы будет дан ответ на первых занятиях. А
также будет рассказано, что такое перспектива и правила ее построения на
плоскости листа. Далее будет объяснено, как влияет на цвет и форму предмета
его освещение и удаление от художника. Будет рассказано о материалах,
13

рисовальных принадлежностях и технике рисования карандашом, пером,
кистью; о приемах рисования с натуры. Начинающие ученики выполняют
работу простым карандашом. При усложнении, кроме карандаша,
используются перьевая или гелиевая ручка.
Практическая работа:
1.Построение линий и геометрических фигур.
2.Построение плоскости с предметами.
3.Построение куба, шара…
4.Освоение техники работы с карандашом, мелками.
Ключевые понятия: конструкция формы, детали, пространственная
организация, геометрическая структура, функциональное назначение формы,
композиционная связь, равновесие, горизонт, линия горизонта, точка схода,
плоская фигура, объемная фигура, освещенность, штрих, нажим.
Предполагаемые результаты:
1. Умение определять размер, абрис формы предмета и его соотношение с
другими предметами.
2. Понимание основ изображения линий, плоскостных и объемных форм в
графике;
3. Работы карандашом, мелками.
Тема №3
Основы композиции
Задачи:
1.Раскрыть сущность и предназначение композиции;
2.Познакомить с разными видами изобразительных и пространственных
композиций.
3.Научить выстраивать равновесные, гармоничные статические и динамические
композиции в пространстве и на плоскости листа бумаги.
Краткое содержание:
Знакомство с основными типами пространственной композиции. Композиция
предметных форм в графике и живописи. Динамика и статика в композиции.
При усложнении ученикам предлагается выстроить цветовые, плоскостные и
пространственные композиции самостоятельно, нарисовать их.
Теоретические сведения:
Композиция, в переводе с латинского языка, означает: «располагать,
сочинять, составлять». Художник должен так расположить предметы, детали,
линии, пятна цвета и света, чтобы произведение было максимально
выразительным, законченным и целостным.
В композиции важно все – массы предметов и их силуэты, их «зрительный
вес», ритм, с которым они размещены на полотне или листе бумаги,
перспектива (ниже или выше уровня глаз), цвет, группировка, направление
основных линий предметов, направление линий перспективного сокращения
предметов, расположение предметов относительно горизонтали и вертикали, а
также относительно друг друга. Композиция в изобразительном искусстве
14

имеет разное предназначение, и владение навыками композиционного видения
также должно формироваться в процессе специальных упражнений.
Практическая работа:
1.Упражнения на создание гармоничных предметных и декоративных
композиций в пространстве.
2.Изображение композиции предметных форм на листе.
Ключевые понятия:
Композиция, равновесие, симметрия, цвет, контраст, статика, динамика,
цветовые сочетания, ракурс, ритм, масштаб.
Предполагаемые результаты:
1.Обучающиеся научатся самостоятельно строить композицию из различных по
характеру, размеру, фактуре, цвету предметов, приводя постановку к
гармоничному сочетанию, равновесию, освещению.
2.Научатся выстраивать композицию на изобразительной плоскости.
3. Попробуют свои силы в изображении несложных, композиционно
выстроенных натюрмортах и декоративных работах.
Тема №4
Рисование фигур и тел с натуры.
Задачи:
1.Обучить технике рисования тел с натуры: плоских фигур, многогранных
геометрических тел, тел вращения, ритмических расчлененных деталей.
2.Дать основы изображения предметов.
Краткое содержание:
Изображение плоских прямолинейных фигур в пространстве. Рисование
криволинейных плоских фигур. Изображение многогранных геометрических
тел. Рисование комбинированных фигур. Рисование простых и сложных
деталей и объектов. Работа над натюрмортом. Пейзаж как сложная
геометрическая композиция. Начинающие ученики выполняют работу простым
карандашом. При усложнении используются гелиевые ручки, фломастеры или
мелки.
Теоретические сведения.
Геометрической фигурой называется совокупность точек, линий и
поверхностей. Фигура называется плоской, если все ее точки лежат в одной
плоскости. Геометрическое тело – это любая ограниченная плоскость
пространства вместе с ее границей. Задача педагога научить учащихся видеть
совокупность геометрических тел, соединенных одно с другим в разных
положениях в предметах быта, мебели, улиц и домов.
Практическая работа.
Изображение геометрических фигур, тел, предметов разнообразной формы на
плоскости листа. Постановка натурного натюрморта, его геометрическое
построение на листе и прорисовка предметов с учётом перспективы и
освещения.
Ключевые понятия:
15

Геометрическая фигура, предмет, форма, текстура, центр, контур.
Предполагаемые результаты:
В процессе занятий обучающиеся научаться изображать на плоскости листа
геометрические фигуры, тела и предметы сложной конструкции. Выполнят
красочные натюрморты и пейзажи.
Тема №5
Рисование живой натуры.
Задачи:
1.Объяснить особенности изображения растений, насекомых, рыб, птиц,
животных.
2. Научить рисованию головы и туловища человека.
Краткое содержание.
Рисование растений. Рисование рыб, насекомых и птиц. Рисование животных.
Основы анатомии человека. Рисование головы человека. Рисование головы и
торса. При усложнении выполняются динамические и ракурсные
трансформации головы и тела человека или животных.
Теоретические сведения:
Рисование живой натуры – основной этап обучения. Только он даёт
возможность для развития активного творческого потенциала обучающегося.
Умение отразить на плоской поверхности листа или холста объемные объекты,
связав их по законам композиции, определяет способности художественного
индивидуального видения мира и дает возможность использовать весь свой
накопленный теоретический и практический опыт.
Рисование живой натуры начинается с менее сложных форм: листья
деревьев, трава, цветы, плоды. Затем формы усложняются.
Особое внимание уделяется рисованию головы человека его фигуры. В
завершении темы ребятам предлагается выполнить автопортрет, портреты
друзей, семьи и любимых животных.
Практическая работа.
Рисование живой натуры осуществляется сначала под руководством
педагога, а затем самостоятельно. Степень сложности заданий определяется
индивидуальными способностями обучающегося и его возрастом.
Ключевые
понятия: детали, тоновой рисунок, зарисовки элементов и
деталей, средняя линия, динамика и статика, контур, набросок, пропорции,
ракурс, пейзаж, портрет, автопортрет.
Предполагаемые результаты.
1.Закрепление навыков рисования в графике и живописи;
2.Закрепление умений выстраивать композицию, перспективу, симметрию;
3.Развитие глазомера, наблюдательности, воображения при изображении живой
натуры;
4.Самостоятельное изображение насекомых, птиц, животных и человека;

16

Тема № 6
Основы живописи.
Задачи:
1.Ознакомление с разными видами и жанрами живописи, известными
живописцами;
2.Познакомить с материалами, инструментами, техниками, используемыми в
живописи;
3.Рассказать о цвете, «лепке образа».
4.Обучать приемам нанесения мазка и распределению красок при работе с
акварелью, гуашью;
5.Выполнение обучающимися студийных живописных работ.
Краткое содержание:
История живописи. Известные зарубежные и отечественные живописцы
(знакомство с репродукциями работ). Материалы и инструменты в живописи.
Техника исполнения живописных работ разными красками и подготовка
основы под живопись. Композиция в живописи. Цвет, тон, палитра, рефлексы,
колорит, свет. Сюжет, компоновка, целостность. Натюрморт. Пейзаж. Портрет.
Картина.
При усложнении ученикам предлагается выполнить работу в заданной
цветовой тональности.
Теоретические сведения:
Живопись обладает самыми выразительными способами отображения
действительности на плоскости. Ей доступно воспроизведение объема
предметов, их материальной плоти, глубины изображаемого пространства,
окружающей предметы среды, впечатляющих эффектов освещения. Живопись
способна, также, отражать мир человеческих чувств, переживаний, характеров,
передавать тончайший оттенки настроения, неуловимые мгновения в жизни
человека и природы. Живопись отражает духовное содержание эпохи, несет
идеологическую, историческую правду. Живописец исполняет сюжет
живописными пластическими средствами (композиция, рисунок, цвет, ритм…)
и придает изображаемому свою оценку, своё виденье.
Практическая работа:
1.Изучение произведений мастеров живописцев, работавших в разных видах
живописи и разных жанрах.
2.Обучение процессу подготовки рабочего места, материалов и инструментов.
3.Практические занятия живописью: акварель, гуашь.
Ключевые понятия: живопись, жанр, картина, сюжет, колорит, цвет, краски,
смыв, мазок, формат листа и его положение.
Предполагаемые результаты:
1.Обучающиеся узнают разные виды и жанры живописи, познакомятся с
известными полотнами живописцев разных времен и народов.
2.Научаться выбирать палитру, готовить основу, работать с красками
соответственно индивидуальным способностям, склонностям и возрасту.
3.Освоят живописные техники акварели и гуаши;
4.Выполнят самостоятельно живописные работы для выставки.
17

Тема № 7
Основы декоративно-художественного оформления.
Задачи:
1.Показать учащимся варианты декоративных произведений.
2.Познакомить с разными видами декоративно-оформительских работ.
3.Обучить основам орнаментальной композиции и узора.
4. Научить работе по воображению, фантазии, представлению и символу.
5.Заинтересовать в выполнении декоративно-оформительских работ в клубе, в
школе, дома, участии в выставке творческих работ.
Краткое содержание:
Декоративное искусство и дизайн в нашей жизни. Стилизация предметной и
живой натуры в декоративно-художественном исполнении. Народные
промыслы России. Символизм и стилизация в орнаменте и узоре.
Декоративный натюрморт. Стилизованный пейзаж.
Поздравительные
открытки. Элементы дизайна в интерьере, одежде, быту. При усложнении
ученикам предлагается разработать и нарисовать орнамент и узор на заданную
тему самостоятельно.
Теоретические сведения:
Декоративно- оформительское искусство (дизайн) относится к видам
изобразительного искусства. В декоративно-оформительском искусстве, в
отличие от других перед художником не ставится задача максимального
приближения к натуре, а объекты и формы подвергаются частичной
трансформации, стилизации.
Практическая работа:
1.Составление композиции орнамента и узора.
2.Выполнение декоративных работ по образцам из серии «Хохлома», «Гжель».
3.Выполнение предметных и сюжетных декоративных композиций на заданную
тему.
4.Работа над плакатом поздравительной открыткой.
5.Выполнение эскизов дизайна одежды и предметов обихода.
Ключевые понятия: орнамент, узор, шрифт, плакат, открытка, симметрия.
Предполагаемые результаты:
1.Обучающиеся научатся трансформировать реальное изображение объектов в
декоративное.
2.Поробуют выполнить декоративные композиции с орнаментами и узорами по
мотивам народного творчества Хохломы, Гжели, Жёстово, Урало-сибирской
росписи…
3.Выполнят эскизы оформления одежды и обихода.
4.Нарисуют плакаты и открытки.

18

2.2 Учебно-тематический план 2-го года обучения
№
1

2

3

4

5

6

7

8

Темы занятий
Беседа ПБ, ТБ и ПДД. Инструктаж.
1.Введение.
Знакомство
изобразительным искусством.

всег
о
2

теори
я
2

практика

с
2

1

1

Средства изображения предметов
1.основы графики: линия, штрих, контур;
2.плоскостное изображение
3.объёмное изображение.

16

3

13

Основы композиции
1. статические композиции
2. динамические композиции;
3. композиционные решения.
Рисование фигур и тел с натуры
1.геометрические фигуры
2.геометрические тела;
3.изображение предметов интерьера
4.изображение экстерьера
Рисование живой натуры
1.изображение растений;
2.изображение насекомых
Промежуточная аттестация
3.изображение животных;
4.изображение человека.
Основы живописи:
1. техника акварели:
натюрморт,
пейзаж,
портрет;
2. работа гуашью:
натюрморт,
пейзаж,
портрет.
Основы
декор.
художественного
оформления
1.орнаменты
2.узоры
Итоговая аттестация
3.народные промыслы России;
4.оформительское искусство;
Итоговое занятие

16

1
1
1
3
1
1
1
4
1
1
1
1
4
1
1
1
1
6

3
5
5
13
5
5
3
12
3
3
3
3
20
3
3
2
5
7
30

1
1
1

5
5
5

1
1
1
5

5
5
5
25

1
1

3
5
2
8
7

Всего часов:

Формы
контроля
беседа,опрос

16

24

36

опрос
беседа
выставка

творческая
работа
творческая
работа

выставка
выставка

выставка

выставка

30

2

2
1
2

144

29

выставка

выставка
опрос, анкета

115

Содержание программы 2-го года обучения
Тема № 1
Вводное занятие, ТБ ПБ.
19

Тема №2
Средства изображения предметов
Задачи:
1.Рассказать об основных направлениях и техниках в графике;
2.Объяснить какие бывают линии, штрихи, как показать форму предмета через
его контур, абрис, положение в пространстве.
3.Научить изображать плоские и объёмные предметы и композиции.
Краткое содержание:
Анализ формы предметов. Изображаемый предмет и пространство.
Восприятие предмета человеческим глазом. Перспективный анализ натурной
формы в пространстве. Изображение плоских и объёмных предметов при
помощи линий и штриха, света и тени. Плоскость в перспективе. Объем в
перспективном изображении. Освещение предмета. Техника рисования.
Рисовальные принадлежности и материалы. При усложнении учениками
самостоятельно выполняется рисунок выбранных предметов в любой
графической технике.
Теоретические сведения:
Как отобразить объект на плоскости листа? Как показать его фактуру, объем,
цвет с учетом воздуха? Как оценивает предметы человеческий глаз? Как найти
линию симметрии? Именно на эти вопросы будет дан ответ на первых занятиях.
А также будет рассказано, что такое перспектива и правила ее построения на
плоскости листа. Далее будет объяснено, как влияет на цвет и форму предмета
его освещение и удаление от художника. Будет рассказано о материалах,
рисовальных принадлежностях и технике рисования карандашом, гелиевой
ручкой, фломастером, восковыми мелками, пастелью; о приемах рисования с
натуры.
Практическая работа:
1.Построение линий и геометрических фигур в перспективе.
2.Построение плоскости с предметами в перспективе.
3.Построение куба, шара, пирамиды, конуса…
4.Освоение техники работы с карандашом, гелиевой ручкой, пастелью,
мелками.
Ключевые понятия: конструкция формы, детали, пространственная
организация, геометрическая структура, функциональное назначение формы,
композиционная связь, равновесие, перспектива, линия горизонта, точка схода,
плоская фигура, объемная фигура, освещенность, рефлекс, блик, штрих, нажим,
тонирование, светотень.
Предполагаемые результаты:
1. Умение определять размер, абрис формы предмета и его соотношение с
другими предметами.
2. Понимание основ изображения линий, плоскостных и объемных форм в
графике с учётом перспективы;
3. Работы карандашом, гелиевой ручкой, мелками…

20

Тема №3
Основы композиции
Задачи:
1.Раскрыть сущность и предназначение композиции;
2.Познакомить с разными видами изобразительных и пространственных
композиций (динамических и статических).
3.Научить выстраивать равновесные, гармоничные композиции в пространстве
и на плоскости листа бумаги.
Краткое содержание:
Знакомство с основными типами пространственной композиции. Композиция
плаката. Композиция шрифта. Композиция в архитектуре. Композиция в
скульптуре. Композиция предметных форм в графике и живописи. Композиция
в декоративном искусстве и народных промыслах. При усложнении ученики
самостоятельно ставят пространственную предметную композицию и делают
рисунок в любой технике.
Теоретические сведения:
Композиция, в переводе с латинского языка, означает: «располагать,
сочинять, составлять». Художник должен так расположить предметы, детали,
линии, пятна цвета и света, чтобы произведение было максимально
выразительным, законченным и целостным.
В композиции важно все – массы предметов и их силуэты, их «зрительный
вес», ритм, с которым они размещены на полотне или листе бумаги,
перспектива (ниже или выше уровня глаз), цвет, группировка, направление
основных линий предметов, направление линий перспективного сокращения
предметов, расположение предметов относительно горизонтали и вертикали, а
также относительно друг друга. Композиция в изобразительном искусстве
имеет важное предназначение, и владение навыками композиционного видения
также должно формироваться в процессе специальных упражнений.
Практическая работа:
1.Упражнения на создание гармоничных предметных и декоративных
композиций в пространстве.
2.Изображение композиции предметных форм на листе (графика и живопись).
Ключевые понятия:
Композиция, равновесие, симметрия, динамика, статика, колорит, контраст,
цветовые сочетания, ракурс, ритм, масштаб, иллюзия пространства.
Предполагаемые результаты:
1.Учащиеся научатся самостоятельно строить композицию из различных по
характеру, размеру, фактуре, цвету предметов, приводя постановку к
гармоничному сочетанию, равновесию, освещению.
2.Научатся выстраивать композицию на изобразительной плоскости.
3. Попробуют свои силы в изображении композиционно выстроенных
натюрмортах и декоративных работах.
Тема №4
Рисование фигур и тел с натуры.
21

Задачи:
1.Обучить технике рисования тел с натуры: плоских фигур, многогранных
геометрических тел, тел вращения, ритмических расчлененных деталей.
2.Дать основы изображения предметов быта, интерьера и экстерьера.
Краткое содержание:
Изображение плоских прямолинейных фигур в пространстве. Рисование
криволинейных плоских фигур. Изображение многогранных геометрических
тел. Рисование комбинированных фигур. Рисование простых и сложных
деталей и объектов. Работа над натюрмортом. При усложнении ученики
выполняют пейзаж как сложную геометрическую композицию.
Теоретические сведения.
Геометрической фигурой называется совокупность точек, линий и
поверхностей. Фигура называется плоской, если все ее точки лежат в одной
плоскости. Геометрическое тело – это любая ограниченная плоскость
пространства вместе с ее границей. Задача педагога научить ребят видеть
совокупность геометрических тел, соединенных одно с другим в разных
положениях в предметах быта, мебели, улиц и зданий.
Практическая работа.
Изображение геометрических фигур, тел, предметов разнообразной формы на
плоскости листа. Постановка натурного натюрморта, его геометрическое
построение на листе и прорисовка предметов с учётом перспективы и
освещения. Изображение предметов интерьера. Рисунок экстерьера здания.
Ключевые понятия:
Геометрическая фигура, тело, тела вращения, сопряжения, центр основания,
сечение, абрис, внутренняя конструкция, фактура, интерьер и экстерьер.
Предполагаемые результаты:
В процессе занятий обучающиеся научаться изображать на плоскости листа
геометрические фигуры, тела и предметы сложной конструкции. Выполнят
красочные натюрморты и пейзажи. Нарисуют эскизы интерьера помещений и
экстерьера зданий.
Тема №5
Рисование живой натуры.
Задачи:
1.Объяснить особенности изображения растений, насекомых, рыб, птиц,
животных.
2. Научить рисованию головы и туловища человека.
Краткое содержание.
Рисование растений. Рисование рыб, насекомых и птиц. Рисование животных.
Основы анатомии человека. Рисование головы человека. Рисование головы и
торса. При усложнении ученики выполняют рисование фигуры человека в
динамике.
Теоретические сведения:
22

Рисование живой натуры – основной этап обучения. Только он даёт
возможность для развития активного творческого потенциала обучающегося.
Умение отразить на плоской поверхности листа или холста объемные объекты,
связав их по законам композиции, определяет способности художественного
индивидуального видения мира и дает возможность использовать весь свой
накопленный теоретический и практический опыт.
Рисование живой натуры начинается с менее сложных форм: листья деревьев,
трава, цветы, плоды. Затем формы усложняются. Применяются приемы
построения симметричных сечений для создания сложных форм, активно
используются знания композиционного построения.
Особое внимание уделяется рисованию головы человека его фигуры.
Применяются приемы модульного построения. В завершении темы
обучающимся предлагается выполнить рисунок животного, автопортрет,
портреты друзей, семьи.
Практическая работа.
Рисование живой натуры осуществляется сначала под руководством
педагога, а затем самостоятельно. Степень сложности заданий определяется
индивидуальными способностями обучающегося и его возрастом. Материалы и
техника исполнения выбираются обучающимися самостоятельно, из ранее
освоенного по программе.
Ключевые понятия: детали, тоновой рисунок, зарисовки элементов и
деталей, ось симметрии, динамика и статика, контур, модуль, набросок,
пропорции, ракурс, обрубовка, пленер, пейзаж, портрет, автопортрет.
Предполагаемые результаты.
1.Закрепление навыков рисования в графике и живописи;
2.Закрепление умений выстраивать композицию, перспективу, симметрию;
3.Развитие глазомера, наблюдательности, воображения при изображении живой
натуры;
4.Самостоятельное изображение насекомых, птиц, животных и человека;
Тема № 6
Основы живописи.
Задачи:
1.Ознакомление учащихся с разными видами и жанрами живописи, известными
живописцами (анималистами, маринистами, пейзажистами, портретистами…);
2.Познакомить с материалами, инструментами, техниками, используемыми в
живописи;
3.Рассказать о цвете, «лепке образа», созданию воздушной среды, колорите.
4.Обучать приемам нанесения мазка и распределению красок при работе с
акварелью, акрилом, гуашью;
5.Выполнение обучающимися студийных живописных работ.
Краткое содержание:
История живописи. Известные зарубежные и отечественные живописцы
(знакомство с репродукциями работ). Материалы и инструменты в живописи.
23

Техника исполнения живописных работ разными красками и подготовка
основы под живопись. Композиция в живописи. Цвет, тон, палитра, рефлексы,
колорит, свет. Сюжет, компоновка, целостность. Натюрморт. Пейзаж. Портрет.
Картина.
При усложнении вид и техника живописной работы выбирается учеником.
Теоретические сведения:
Живопись обладает самыми выразительными способами отображения
действительности на плоскости. Ей доступно воспроизведение объема
предметов, их материальной плоти, глубины изображаемого пространства,
окружающей предметы среды, впечатляющих эффектов освещения. Живопись
способна, также, отражать мир человеческих чувств, переживаний, характеров,
передавать тончайший оттенки настроения, неуловимые мгновения в жизни
человека и природы. Живопись отражает духовное содержание эпохи, несет
идеологическую, историческую правду. Живописец исполняет сюжет
живописными пластическими средствами (композиция, рисунок, цвет, ритм…)
и дает изображаемому свою оценку.
Обучающиеся знакомятся с назначением живописи, которая разделяется на
монументальную, станковую, театрально-декоративную, декоративную
роспись, декоративное оформление (дизайн), иконопись, миниатюру, диораму,
панораму…
Употребление разных по составу красок и основы требует практических
знаний и навыков. Важную роль в реализации замысла художника имеет, также
и формат картины.
Практическая работа:
1.Изучение произведений мастеров живописцев, работавших в разных видах
живописи и разных жанрах.
2.Обучение процессу подготовки рабочего места, материалов и инструментов,
основы для живописи.
3.Практические занятия живописью: акварель, гуашь.
Ключевые понятия: живопись, жанр, картина, сюжет, колорит, цвет,
рефлекс, краски, грунт, многослойная живопись, гризайль, растворители,
разбавители, формат, роспись.
Предполагаемые результаты:
1.Обучающиеся узнают разные виды и жанры живописи, познакомятся с
известными полотнами живописцев разных времен и народов.
2.Научаться выбирать палитру, готовить основу, работать с красками
соответственно индивидуальным способностям, склонностям и возрасту.
3.Освоят живописные техники акварели и гуаши;
4.Выполнят самостоятельно живописные работы для выставки.
Тема № 7
Основы декоративно-художественного оформления.
Задачи:
1.Показать учащимся варианты декоративных произведений.
24

2.Познакомить с разными видами декоративно-оформительских работ.
3.Дать основы орнаментальной композиции и узора.
4.Научить выполнять стилизацию предметов и пространства.
5. Научить работе по воображению, фантазии, представлению и символу.
6.Заинтересовать в выполнении декоративно-оформительских работ в клубе, в
школе, дома, участии в выставке творческих работ.
Краткое содержание:
Декоративное искусство и дизайн в нашей жизни. Стилизация предметной и
живой натуры в декоративно-художественном исполнении. Народные
промыслы России. Символизм и стилизация в орнаменте и узоре. Искусство
плаката. Декоративный натюрморт. Стилизованный пейзаж. Поздравительные
открытки и плакаты. Элементы дизайна в интерьере, одежде, быту. При
усложнении ученику предлагается выполнить плакат или стенгазету.
Теоретические сведения:
Декоративно - оформительское искусство (дизайн) относится к видам
изобразительного искусства. В декоративно-оформительском искусстве, в
отличие от других перед художником не ставится задача максимального
приближения к натуре, а объекты и формы подвергаются частичной
трансформации, стилизации. Художник-оформитель (дизайнер) чаще работает
не с конкретной плоскостью картины, а с пространством, где его произведение
должно внести изменение освещенности, комфортности, информационной
наполненности. От художественного видения автора, его опыта,
профессионализма, таланта, предпочтений зависит и стиль выполняемых работ.
Ценится оригинальность, целостность, гармоничность, выполняемых работ.
Приветствуется знание сочетаемости разных материалов и техник исполнения.
Чем шире арсенал опыта художника, тем выше возможности достижения
успеха и признания, а значит и возможность самореализации автора.
Практическая работа:
1.Составление композиции орнамента и узора.
2.Выполнение декоративных работ по образцам из серии «Народные промыслы
России».
3.Выполнение сюжетных декоративных композиций на заданную тему.
4.Работа над плакатом и поздравительной открыткой.
5.Выполнение эскизов дизайна одежды и предметов обихода.
Ключевые понятия: орнамент, узор, шрифт, плакат, открытка, «золотое
сечение», симметрия, стилистика, трансформация, символика.
Предполагаемые результаты:
1.Обучающиеся научатся трансформировать реальное изображение объектов,
при стилизации, в декоративное.
2.Выполнят декоративные композиции с орнаментами и узорами по мотивам
народного творчества Хохломы, Гжели, Жёстово, Городца, Урало-сибирской
росписи…
3.Выполнят эскизы оформления одежды и обихода.
4.Выполнят плакаты и открытки.
25

2. Комплекс организационно-педагогических условий
реализации программы
2.1. Календарный учебный график
Этапы образовательного процесса
Начало учебного года
Продолжительность учебного года

1 год обучения
01 сентября
36 недель
144 часов

2 год обучения
01 сентября
36 недель/
144 часа

Продолжительность учебного занятия

45 минут

45 минут

Промежуточная аттестация
Итоговая аттестация
Окончание учебного года
Каникулы зимние

С 15 по 30 декабря
С 15 по 30 апреля
31 мая
С 1 по 7 января 2024

С 15 по 30 декабря
С 15 по 30 апреля
31 мая
С 1 по 7 января 2024

Каникулы летние

С 1 июня 2024 г.

С 1 июня 2024 г.

2.2. Методическое обеспечение программы
№

Темы занятий

Форма
организа
ции
УВП

1

Беседа ПБ, ТБ и ПДД.
Инструктаж.
инструк
1.Введение. Знакомство с таж
изобразительным
искусством.

2

Средства
изображения учебное
предметов
занятие
1.основы графики: линия,
штрих, контур;
2.плоскостное изображение
3.объёмное изображение.
Основы композиции
учебное
1.динамическиекомпозиции занятие
2. статические композиции;
3.композиционные решения.

3

Форм
а
орган
изаци
и
деятти
групп
овая

Методы

Дидактич
еский
комплекс

Формы
подведе
ния
итогов
по теме

беседа
опрос
тренинг

плакаты
схемы;

Беседа
опрос

групп
овая

объяснение;
иллюстрация;
демонстрация;
упражнения;
практическая
работа;
объяснение;
иллюстрация;
демонстрация;
упражнения;
практическая
работа;

оборудов
ание;
схемы;
репродук
ции;

опрос;
творческ
ая
работа

оборудов
ание;
схемы;
модели;
картины;
методиче

опрос;
творческ
ая
работа;

групп
овая

26

4

Рисование фигур и тел с учебное
натуры
занятие
1.геометрические фигуры
2.геометрические тела;
3.изображение
предметов
интерьера
4.изображение экстерьера

групп
овая

объяснение;
иллюстрация;
демонстрация;
упражнения;
практическая
работа;

ские
пособия;
оборудов
ание;
схемы;
модели;
картины;
методиче
ские
пособия

5

Рисование живой натуры
1.изображение растений;
2.изображение насекомых
3.изображение животных;
4.изображение человека.

учебное
занятие

групп
овая

объяснение;
иллюстрация;
демонстрация;
упражнения;
практическая
работа;

оборудов
ание;
схемы;
картины;
аудиозап
иси;

выставка
опрос

Основы живописи:
1. техника акварели:
натюрморт,
пейзаж,
портрет;
2. работа гуашью:
натюрморт,
пейзаж,
портрет.
Основы
декор.
художественного
оформления
1. орнаменты
2.узоры
3.народные
промыслы
России;
4.оформительское
искусство;
Итоговое занятие

учебное
занятие

групп
овая

объяснение;
демонстрация;
иллюстрация;
упражнения;
практическая
работа

оборудов
ание;
картины;
учебные
пособия

творческ
ая
работа,
конкурс,
выставка

учебное
занятие

групп
овая

объяснение;
демонстрация;
иллюстрация;
упражнение;
практическая
работа

оборудов
ание;
картины;
учебные
пособия;
карточки

выставка
опрос
промежу
точная
аттестац
ия

праздни
к

групп
овая

беседа; игры

аудиозап
иси

опрос,
анкета

6

7

8

опрос;
творческ
ая
работа

промежу
точная
аттестац
ия

27

План творческо-воспитательной работы
Цели:
1.Формирование творческой, деловой атмосферы на занятиях для повышения
активности, заинтересованности и ориентации обучающихся на здоровый образ
жизни.
2.Повышение уровня коммуникативных связей, уровня эмпатии и
толерантности обучающихся.
3.Выявление и развитие творческих способностей, склонностей обучающихся.
Помощь в самореализации и самоопределении.
4.Воспитание чувства патриотизма, любви к природе, уважения к человеку и
культурным ценностям.
Задачи:
1.Организовать набор в группы художественно-оформительского творчества
ребят в возрасте от 7 до 11 лет по их желанию и творческому интересу.
2.Сформировать дружные коллективы, где каждый бы стремился внести свой
посильный вклад в общее дело и заботился бы о престиже группы. А группа
поддерживала каждого и радовалась его достижениям. Повышение
коммуникативной компетенции.
3.Воспитать чувство внутреннего стремления к совершенствованию и
творчеству как необходимого условия самореализации. Научить брать на себя
ответственность, обязательства, и выполнять их.
4.Воспитать чувство гордости за свою Родину, за красоту ее природы, за
доброту ее людей, чувство патриотизма. Развитие духовно-нравственной
компетенции.
5.Прививать чувство толерантности к другим народам и их культуре, религии,
обычаям и традициям, посредством силы искусства.
Организационная работа:
1.Привлечение детей в коллективы школы-студии «Изумрудный город»
осуществляется посредством объявлений, бесед, встреч с учащимися школы,
детских садов, выступления на родительских собраниях и перед педагогами. А
также пропаганда и реклама с помощью выставок, дня «открытых дверей».
2.Проведение родительских собраний, выставок детских работ для родителей,
приглашение их на праздники и презентации клуба.
3.Проведение внутригрупповых и общих праздников в течение года.
4.Посещение выставок и музеев.
Воспитательная работа:
1.Посредством примеров, представленных в произведениях искусства,
ориентировать обучающихся на здоровый образ жизни. Проводить
тематические занятия, например, «Спорт в искусстве», «Движение и здоровье».
Регулярно проводить физические разминки на переменах или в процессе
работы, при утомлении.
2.Посредством искусства, психологических упражнений на развитие
коммуникативности, доброжелательности, повышения культуры общения,
формировать психологически комфортную среду в коллективах.
28

3.Посредством приобщения к искусству, проведением бесед, воспитывать у
обучающихся чувство любви к Родине, родной природе.
4.Создание традиций, ритуалов в коллективах школы-студии. Начало ведения
летописи коллектива: альбом с фотографиями групп, фотографии победителей
конкурсов с их работами, награды, отзывы и пожелания.
Творческая работа:
1.Эстетическое
оформление
помещения,
где
проводятся
занятия,
облагораживание среды.
2.Организация местных выставок, конкурсов, участие в районных, городских,
областных выставках. Участие во Всероссийских и международных выставках.
3.Изготовление наглядных пособий.
4.Организация занятий «День шедевра». Подготовка вместе с детьми докладов,
об известных картинах и мастерах, их жизни и творчестве.
5.Формирование фонда и архива работ обучающихся.
Календарный план воспитательной работы
№
п/
п

Название события,
мероприятия

Форма
проведения

Сроки

Воспитательный
результат

1.

«День знаний»
«День открытых
дверей»
«Посвящение в
художники»

Родительские
собрания

Сентябрь

Знакомство с
родителями и
детьми

Информационный
продукт,
иллюстрирующий
успешное достижение
цели события (ссылки
на размещение)
Информационная
памятка для
родителей

Развлечение

ПДД, ППБ
«Посвящение в
художники»

Беседа

Сентябрь

Инструктаж

Фильмы |
Безопасность | ЮжноУральская ЖД (rzd.ru)
Памятка буклет
Выставка

«День рождение
города Челябинска»

Беседа
Рисование

Сентябрь

Знакомство детей с
историей города
Челябинска

Выставка

Сентябрь

Воспитывать доброе
и уважительное
отношение к
воспитателям

День дошкольного
работника

Беседа
Рисование

Выставка

29

2.

3.

4.

Международный
день пожилых
людей

Беседа
Рисование

Октябрь

Вызвать у детей
чувства уважения,
сострадания,
сочувствия к
пожилым людям

Изготовление
поздравительных
открыток

«Золотая осень»

Беседа,
рассматривание
репродукций
художников

Октябрь

Воспитывать
бережное отношение
к природе, желание
беречь и охранять ее

Выставка

Международный
день учителя

Беседа
рисование

Октябрь

День отца в России

Беседа
Рисование

Октябрь

Выставка,
изготовление
открыток,
Выставка
Выставка
Портрет

«Международный
день школьных
библиотек»

Беседа
Рисование

Октябрь

Воспитывать
уважительное
отношение к
учителям
Воспитывать
уважительное
отношение к отцу
Приобщение детей к
изучению
культурного и
исторического
наследия

«День народного
единства»

Беседа
Рисование

Ноябрь

Развивать чувство
гражданственности
и патриотизма,
любовь к Родине

Выставка
«Моя Родина»
Разноцветный мир
(vk.com)

«Я и моя семья»

Беседа
Рисование

Ноябрь

Выставка
«Моя семья»

«Покормите птиц
зимой»

Беседа
Рисование

Ноябрь

Формирование
понятия «семья» и
повышение роли
семейных ценностей
в становлении
личности ребёнка
Воспитывать
заботливое
отношение к птицам,
желание помогать в
трудных зимних
условиях

«День матери»

Беседа
Рисование

Ноябрь

Воспитывать у детей
доброе, заботливое,
уважительное
отношение к матери,
стремление ей
помогать, радовать
её

Выставка
Разноцветный мир
(vk.com)

«Международный
день художника»

Беседа

Декабрь

Знакомство детей с
профессией
художника,

Знакомство с
профессией.
Художник - YouTube

Выставка
«Мое любимое
литературное
произведение»

Выставка
Разноцветный мир
(vk.com)

30

«Новогодний
колейдоскоп»

Беседа
Рисование

Декабрь

Профилактическая
акция «Зимние
каникулы»

Беседа

Декабрь

5.

Профилактическая
акция «На волне
безопасности»

Беседа

Январь

6.

Межведомственная
акция «Дети улиц»

Беседа

Февраль

День защитника
Отечества

Беседа
Рисование

Февраль

воспитывать
Презентации
эстетические
чувства, интерес к
изучению творчества
художников, интерес
к профессии
художника.
Создание
Выставка
положительного
Изготовление
эмоционального
поздравительных
настроя,
открыток
новогоднего
настроения другим
людям
Повторить правила
Презентации
дорожного
движения, меры
безопасности при
поездке в
автомобиле, правила
поведения в зимнее
время года на улице.
Повторить правила
https://vk.com/videoдорожного
156239004_456239237
движения, меры
Памятка. Буклет.
безопасности при
поездке в
автомобиле, правила
поведения в зимнее
время года на улице.
Профилактика
Видеоролики
безнадзорности и
Презентации
правонарушений
несовершеннолетних
Воспитывать
Выставка
чувство
Разноцветный мир
патриотизма,
(vk.com)
чувства гордости за
свой народ, любовь
к родине.
Воспитывать
положительное
отношение к службе
в армии.

31

7.

8.

8 марта Международный
женский день

Беседа
Рисование

Март

27 марта
Всемирный день
театра

Беседа
Рисование

Март

День космонавтики

Беседа
Рисование

Апрель

В рамках месячника
ЗОЖ
«Быть здоровыми
хотим!»
Всемирный день
Земли

Беседа
Рисование

Апрель

Беседа
Рисование

Апрель

Праздник Весны и
Труда

Беседа
Рисование

Май

День Победы

Беседа
Рисование

Май

«Правила
безопасности
поведения на воде»

Беседа

Май

Воспитание у ребят
духовнонравственных
качеств,
самоуважения.
Формировать
доброе, отзывчивое
отношение к
матерям, бабушкам
и всем женщинам.
Расширение знаний
у детей о театре и
театральном
искусстве.

Выставка
Разноцветный мир
(vk.com)

Воспитывать
чувство гордости за
свою страну;
уважение к людям,
посвятившим свою
жизнь освоению
космоса.
Воспитывать
ответственное
отношение к своему
здоровью
Воспитывать
стремление к
бережному
отношению
окружающей среды,
активному участию
в делах по её защите
Воспитывать
интерес к труду,
рабочим профессиям
Воспитывать
чувство любви к
Родине, гордость за
свою страну,
уважительного
отношения к людям
старшего поколения

Выставка
Разноцветный мир
(vk.com)

Профилактика
поведения на воде в
летнее время года

Учебный фильм по
ОБЖ - Безопасность
(yandex.ru)
Памятка. Буклет

Выставка

Выставка
Разноцветный мир
(vk.com)
Выставка

Выставка
Выставка
Разноцветный мир
(vk.com)

32

Организация техники безопасности на занятиях.
1. Проведение занятий по пожарной безопасности в начале учебного года.
2. Проведение занятий по антитеррористической безопасности.
3. Проведение бесед по технике безопасности работы с материалами и
инструментами, используемыми в графике, живописи и декоративнооформительском искусстве.
4. Проведение бесед по правилам дорожного движения.
5. Проведение бесед по поведению вблизи водоемов.
Средства необходимые для реализации программы:
Учебно-методические:
Учебно-методические пособия и памятки для учащихся;
Наглядные пособия и образцы по темам программы;
Информационные подборки о разных видах, жанрах изобразительного
искусства;
Биографические материалы о великих мастерах живописи;
Учебно-методические материалы для педагога.
Материально-техническое оснащение:
Просторное светлое помещение;
Большие столы, удобные для размещения работ, стулья;
Стенды, рамы, подставки для размещения и оформления детских выставочных
работ;
Стеллажи, шкафы для хранения материалов, инструментов, архива и
литературы;
Аудио- и видеотехника для сопровождения занятий.
3. Материально-техническое обеспечение и оснащенность
образовательного процесса
№

Наименование оборудования

Количество
единиц

Печатные пособия
Набор открыток «Времена года» (уральские пейзажи)
Набор открыток «Рождество»
Набор открыток «Столбы» (пейзажи)
Набор открыток «Импрессионисты и постимпрессионисты»
(живопись)

1
1
1
1

Набор открыток «Третьяковская художественная галерея»

1

Набор открыток государственный музей московского кремля
«Русское золотое и серебряное дело» XVIII- нач.XX вв.

1

Набор открыток «Пёстрый мир аквариума»

1

Набор открыток «Эрмитаж в акварели»
Набор открыток «Аранжировка» (композиции из растений)

1
1
33

Набор открыток «Народные промыслы»
Технические средства обучения
Компьютер
Музыкальный центр
Аудио записи «Звуки природы»
Детский альбом «П.И. Чайковский»
Времена года «П.И. Чайковский»
Учебно-практическое (учебно-лабораторное, специальное,
инструменты и т. п.) оборудование
Комплект цветных карандашей
Комплект простых карандашей
Краска –гуашь
Акварельные краски
Кисти круглые ( тонкие )
Кисти круглые ( толстые )

1
1
1
1
1
1

10
1
1
5
5
5

Кисти плоские ( узкие )
Палитра

5
1

Баночка для воды
Цветные восковые мелки
Комплект Фломастеры
Мел для доски
Цветной мел
Белая бумага
Ватман
Цветная бумага
Альбомы

5
10
1
3
5
15
3
2
10

Доска
Мольберт

1
1

Стол учебный
Стулья
Стеллажи для хранения дидактического и методического
материала
Стол рабочий
Дидактические материалы
Мир искусства 4-7 лет Пейзаж
Мир искусства 4-7 лет Натюрморт
Мир искусства Детский портрет
Мир искусства Портрет
Народные узоры Изобразительная деятельность и
художественный труд

5
19
4

В гостях у хозяйки Медной горы 5-9 лет

1

Мебель

1
1
1
1
1
1

Для дальнейшего совершенствования художественных способностей
учащимся предоставляется возможность обучаться в группе одарённых детей
«Фантазия»,
где
осуществляется
индивидуальное
обучение
и
предпрофессиональная подготовка.
34

При завершении обучения детей по программе, проводится итоговая
аттестация. Аттестационной комиссии предоставляется персональные
портфолио, творческие работы учащихся. В соответствии с уставом ДЮЦ,
выдаётся свидетельство об освоении программы.
Заключение
Ожидается, что в результате реализации данной программы, дети приобретут
знания о разных видах, жанрах и направлениях художественного
изобразительного искусства. Научатся «читать» и оценивать разные
художественные произведения, что обеспечит повышение их информационной,
общекультурной и духовно-нравственной компетенции. Научатся выражать
свои мысли, чувства, переживания, фантазии посредством художественного
творчества, что будет способствовать активному развитию правополушарного
мышления и стимуляции межполушарных связей центральной нервной
системы. А это влечёт, в свою очередь, стрессоустойчивость, чувство
самодостаточности, защищённости, самореализованности и хорошей
социальной адаптации. Усложнения в процессе работы для учеников, в той же
группе, позволят им приобрести новые навыки работы, освоить новые
материалы, приемы и техники исполнения работ. А те, кто занимается рядом,
увидят разные возможности и варианты творческой реализации
Список рекомендуемой литературы для детей и родителей:
1.Емельянова, Татьяна Александровна. Рисуем подводный мир: от пираньи до
кита. - Москва : Астрель ; Санкт-Петербург : Астрель-СПб, 2010. - 31 с. : цв. ил.
- (Школа рисования).
2.Жостовский букет. Альбом для творчества. - М.: Мозаика-Синтез, 2016. - 168
c.
3. Жукова, Людмила Михайловна. Азбука русской живописи. - Москва : Белый
город, 2004. - [141] с. : цв. ил, портр, рис. - (Моя первая книга) (Энциклопедия
малыша).
4.Ломов С.П. Изобразительное искусство для детей. Виды и жанры
изобразительного искусства. Астель. М. 2009г. 143с. (электронная книга,
библиотека) 5.Неменская Л.А., Горяева Н.А. Питерских А.С. Изобразительное
искусство. Искусство вокруг нас. 3кл. Просвещение. М. 2008г. 144 с.
6.Попова, Светлана Григорьевна. Интерьер : энциклопедия. - М. : Белый город,
2002. - 47, [1] с. : цв. ил. - (Энциклопедия живописи для детей).
7.Поль Кале Карандаш. Школа рисования. Минск Попурри. 2000.
8.Рондели Л.Д. Народное декоративно-прикладное искусство. М. Просвещение.
1984.
9.Сокольникова, Наталья Михайловна. Изобразительное искусство для детей.
Натюрморт. Портрет. Пейзаж : книга для семейного чтения и творческого
досуга : - Москва : АСТ : Астрель, печ. 2010. - 142, [1] с. : цв. ил. 4. Н. М.
Сокольникова,
10.Энциклопедический словарь юного художника. М Педагогика. 1983.
35

11.Энциклопедия для детей. Искусство. М. Аванта. 2001.
12.Юный художник. Журнал.
Список литературы для педагога:
1.Аллекова Е.М. Живопись. – М.: Слово, 2014
2.Беда Г. Живопись и ее изобразительные средства. – М., 2008
3.Гараева Р.В. О произведениях живописи. М. 1985.
4.Горяева Н.А. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. – М.:
Просвещение, 2009.
5.Курс художника-оформителя. М. ЗНУИ.1983
6.Ловцова И.В., Горчаков С.А., Живопись:учебное пособие для орг.доп.
образования/ М.: Просвещение, 2020.-111 с.:ил
7.Маслов Н.Я. Пленэр. М. просвещение. 1984.
8.Начинающему художнику. Как построить композицию и перспективу.
Астрель. М. 2002г. 32 с. (электронная книга)
9.О материалах и технике оформительских работ. М. ЗНУИ.1982.
Эрнест Норлинг - Объемный рисунок и перспектива. - ЭКСМО, 2004г.
10.Погонина Ю.В. Сергеев С.И. Чумерина И.А. Основы изобразительного
искусства: учебное пособие для начального профессионального образования.
Академия. М. 2012г. 128 с. (электронная книга, библиотека)
11.Павлова А.А., Е.И Корзинова. Графика в средней школе. Методическое
пособие для учителя. – М.: ВЛАДОС, 2016
12.Речицкая Е., Сошина Е. Развитие творческого воображения младших
школьников. М Владос.1999
13.Стародуб К.И. Евдокимова Н.А. Рисунок и живопись. Феникс. Ростов-наДону. 2011г. 190 с. (электронная книга, библиотека)
14. Юному художнику. Практическое руководство по изобразительному
искусству. М. Академия художеств. 1980.
15.Юный художник. Журнал.
16.Ячменева В.В. Занятия и игровые упражнения по художественному
творчеству с детьми 7-14 лет. – М.: Гуманит. Изд. Центр «Владос», 2013
(Михайлова Н., Юсфин С. Понимать детство // Народное образование− 1998.№ 4.- С. 124. )

36

Приложение 1
Промежуточная аттестация
Тест:

Дата:

индивид.
особ.

баллы
баллы

техника

индивид. особ.

Итоговая аттестация
Тест:

креативность

цвет
композиция

форма

контур

штрих
линия

линия

ФИ

перспектива

Руководитель:
№

Дата:
Руководитель:

Баллы : 20-30 (низкий), 30-40 (средний); 40-50 (высокий)

техника

креативность

перспектива

цвет
композиция

форма

контур

штрих
линия

ФИ

линия

№

Подпись педагога _________
37

Приложение 2
Тест «Круги» Э. Вартега
Методика направлена на изучение невербального компонента креативности. Может
проводиться как в групповой, так и в индивидуальной форме. Выдается бланк с 20 кругами
(диаметр — 3 см.)
Инструкция. На бланке нарисовано 20 кругов. Ваша задача — нарисовать как можно
больше предметов или явлений, используя круги как основу. Рисовать можно и вне, и внутри
(использовать 1—2 и больше кругов для одного рисунка). Подумайте, как использовать
круги, чтобы получились оригинальные рисунки. Под каждым рисунком напишите, что
нарисовано. Рисовать надо слева направо. На выполнение теста дается 5 мин. Не забывайте,
что результаты вашей работы будут оцениваться по степени оригинальности рисунков.

Бланк методики «Круги Вартега»
Обработка результатов включает следующие показатели:
1) беглость мышления — общее количество рисунков, за каждый рисунок - 1 балл;
2) гибкость мышления — количество классов рисунков, за каждый класс —
1 балл (классы рисунков: природа — растения и животные можно разделить на два класса,
предметы быта, наука и техника, спорт, декоративные предметы, человек, экономика,
Вселенная);
3) оригинальность мышления — за каждый редко встречающийся рисунок —
2 балла. Для этого нужно провести ранжирование по частоте встречаемости конкретного
рисунка во всей выборке;
4) коэффициент творческого воображения — общая сумма баллов но оригинальности
делится на количество рисунков.
Школьники

Беглость

Гибкость

Оригинальность

Коэфицент творческого
воображения

Девочки 7 лет
Мальчики 7 лет
Девочки 8 лет
Мальчики 8 лет
38

Девочки 9 лет
Мальчики 9 лет
Девочки 10 лет
Мальчики 10 лет
Девочки 11 лет
Мальчики 11 лет

39


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».