Информационная карта
Дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программы
«Живое слово»
Тип программы
Образовательная область
Направленность деятельности
Способ освоения содержания
программы
Уровень освоения содержания
программы
Возрастной уровень реализации
программы
Форма реализации программы
Продолжительность реализации
программы
Год разработки программы
модифицированная
театральное искусство,
художественное слово
художественная
творческий
базовый
10-18 лет
групповая, индивидуальная
2 года
2020 год
Комплекс основных характеристик программы
Пояснительная записка.
Направленность программы
Дополнительная
общеобразовательная
программа
«Живое
слово»
разработана на основании следующих нормативно-правовых документов:
– Конвенция ООН «О правах ребёнка», одобренная Генеральной Ассамблеей
ООН 20.11 1989г.
– Федеральный закон от 29 декабря 2012 № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации» (ред. от 17.02.2023) (с изм. и доп., вступ. в силу с
28.02.2023).
– Национальный проект «Образование» (утв. президиумом Совета при
Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам
(протокол от 24 декабря 2018 г.№16) «Успех каждого ребёнка», «Цифровая
образовательная среда», «Молодые профессионалы», «Социальная
активность»/
– Распоряжение Правительства РФ от 31 марта 2022 № 678-р «Об
утверждении Концепции развития дополнительного образования детей до
2030 г. и плана мероприятий по ее реализации».
– Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28
сентября 2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
– Приказ Министерства образования и науки Челябинской области от
30.12.2020 № 01/2795 «Об утверждении Концепции развития региональной
системы воспитания и социализации обучающихся Челябинской области на
2021–2025 годы».
– Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03 сентября
2019 № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных
систем дополнительного образования детей».
– Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 02 февраля
2021 № 38 «О внесении изменений в Целевую модель развития региональных
систем дополнительного образования детей, утвержденную приказом
Министерства просвещения Российской Федерации от 03 сентября 2019 №
467».
– Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27 июля
2022 № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам».
– Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации
от 22 сентября 2021 № 652н «Об утверждении профессионального стандарта
«Педагог дополнительного образования детей и взрослых».
– Письмо Министерства просвещения России от 30 декабря 2022 № АБ3924/06 «О направлении методических рекомендаций» (вместе с
Методические рекомендации «Создание современного инклюзивного
образовательного пространства для детей с ограниченными возможностями
здоровья и детей-инвалидов на базе образовательных организаций,
реализующих дополнительные общеобразовательные программы в субъектах
Российской Федерации»).
– Письмо Минобрнауки РФ от 18.11.2015 №09-3242 «О направлении
рекомендаций»
(вместе
с
Методическими
рекомендациями
по
проектированию дополнительных общеразвивающих программ).
– Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025
года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от
29 мая 2015 г. № 996-р);
– Закон Челябинской области от 29.08.2013 № 515-30 «Об образовании в
Челябинской области».
Документы и локальные акты учреждения:
– Устав МБУДО «ДЮЦ»;
– Программа развития МБУДО «ДЮЦ»;
– Программа воспитания МБУДО «ДЮЦ»;
– Положение МБУДО «ДЮЦ» о дистанционном обучении;
– Положение о системе оценок, форм, порядке и периодичности
промежуточной и итоговой аттестации обучающихся.
– Положение о разработке дополнительной общеобразовательной программы
в МБУДО «ДЮЦ»
– Положение об организации образовательного процесса в МБУДО «ДЮЦ».
Программа имеет художественную направленность и нацелена на развитие
и поддержку детей, проявивших интерес к художественному слову и
творческие способности.
Актуальность программы «Живое слово»
Выявление, поддержка, развитие и социализация одаренных детей
становится одной из приоритетных задач современного образования.
Одаренный ребенок - это высокий уровень каких-либо способностей
человека. Отличительным критерием одаренности ребенка при высокой
восприимчивости его к обучению и творческому проявлению, является ярко
выраженная потребность в самом процессе обучения и удовольствие от
полученного результата.
Педагогическая целесообразность программы в том, что она носит
практико-ориентированный и личностно-ориентированный характер и её
реализация позволяет включить механизм воспитания каждого ребенка,
достичь комфортных условий для его творческой самореализации.
Программа соотносится с тенденциями развития дополнительного
образования и согласно Концепции развития дополнительного образования
способствует:
- созданию необходимых условий для личностного развития обучающихся,
позитивной социализации;
-удовлетворению индивидуальных
художественно-эстетическом развитии;
потребностей
обучающихся
в
-формирование и развитие творческих способностей учащихся, выявление,
развитие и поддержку талантливых учащихся;
-обеспечение духовно – нравственного воспитания обучающихся.
Отличительной
особенностью
данной
дополнительной
общеобразовательной программы в том, что она составлена в соответствии с
современными нормативными правовыми актами и государственными
программными
документами
по
дополнительному
образованию,
требованиями новых методических рекомендаций по проектированию
дополнительных общеобразовательных программ и с учетом задач,
сформированных Федеральными государственными образовательными
стандартами нового поколения.
Данная программа построена на основе методических пособий по
воспитанию речевого голоса, занятий техникой речи, художественным
чтением.
Главные принципы реализации программы –личностно-ориентированный
подход, принцип креативности (максимальная ориентация на творчество),
здоровье сберегающий фактор.
Адресат программы: данная программа ориентирована на детей 10-18 лет,
имеющих творческие способности и интерес к художественному слову.
Воспитательный аспект программы:
Хороший голос, четкая дикция, правильное литературное произношение,
умение точно, образно, эмоционально выразить свою мысль являются
основными компонентами хорошей речи.
И как много зависит от того, насколько ребенок владеет произносимым
словом. Подвижность голоса и всего речевого аппарата должна соединиться
с глубоким проникновением в мир авторских образов, мыслей, чувств, с
умением разобраться в этом мире и слить «я» поэта или писателя, свое и
зрительское «я» в едином процессе сопереживания, сотворчества.
Данная программа обучения детей исполнительскому искусству
художественного чтения дополняет и углубляет знания, полученные детьми
ранее по программе «Развитие ребенка средствами театрального искусства»
Через индивидуальный подход к конкретному ребенку реализуется задача
развития одаренных и талантливых детей. Во внимание берутся и уже
присущие ребенку способности и те, которые могут проявиться в результате
занятия по данной программе.
В процессе обучения по данной программе дети не только развивают
собственные способности в исполнительском чтецком искусстве, они также
получают навыки, которые, несомненно, пригодятся им во взрослой жизни. С
возрастанием требований к профессиональной деятельности человека вопрос
о постановке голоса, об улучшении его профессиональных качеств имеет
большое значение.
Работа с русской классической литературой дает возможность
соприкоснуться с лучшими образцами языковой культуры, воспитывает
художественный вкус, духовность, развивает умение доносить мысль автора
до слушателя, а также способствует творческому самовыражению.
Объем и сроки освоения программы:
Программа рассчитана на 2 года обучения.
Форма обучения: очная и может быть дистанционной в связи с введением
карантинных мероприятий, связанных с эпидемиологической обстановкой,
возникновения экстремальных ситуаций по причине погодных условий и т.д.
Занятия продолжаются в режиме обучения с применением дистанционных
технологий. Для этого к программе разработаны видео-уроки к разделам:
«Техника речи» Темы: «Артикуляционная гимнастика»,
«Орфоэпия» (https://vk. com/video5319295_170362273) – 20 часов
«Дикция»,
«Искусство звучащего слова» видео урок, мастер-классы (you tube.com) – 20
часов
«Выдающиеся мастера художественного чтения» аудио и видео уроки
(literaturiy. blogspot.com) -20 часов
Особенности (формы) организации образовательного процесса:
Образовательный процесс организован в соответствии с учебным планом.
Набор детей в группу осуществляется на основе диагностических
наблюдений. Это успешность в области художественного чтения,
исполнительского мастерства, положительная динамика и результативность
участия в конкурсах, фестивалях художественного чтения разных уровней.
Основной состав группы – это дети, ранее занимающиеся по программе
«Развитие ребенка средствами театрального искусства», имеющие некоторый
опыт, знания умения и навыки исполнительского мастерства.
Состав группы: постоянный в течение года. Так же допускается
дополнительный набор обучающихся на основе результатов прослушивания
Занятия проводятся преимущественно индивидуально и мелкогрупповой
форме
с учетом психолого-возрастных особенностей обучающихся и
учебных задач программы.
Методика организации образовательного процесса нацелена на то, чтобы
учащийся
открывал в себе автора: стихов, прозы, басни, скороговорок и т. д.;
Приветствуется самостоятельный, свободный выбор учащимися чтецкого
материала и самостоятельная работа над ним;
Большое внимание уделяется совместной коллективной деятельности клуба
(проведение праздничных мероприятий, концертов и т.д.)
Режим занятий, периодичность, продолжительность:
Группа 1 года обучения – 6 часов в неделю (216 часов в год)
Группа 2 года обучения -6 часов в неделю (216 часов в год)
Занятия проводятся 3 раз в неделю по 2 часа. Продолжительность занятия 45
минут с перерывом 10 мин. между занятиями согласно нормативам СанПи
Цель программы:
Художественно-эстетическое развитие личности
одаренного ребенка,
способного к творческому
самовыражению через овладение основами
художественного слова.
Задачи программы:
Задачи обучения:
1. Обучение методам работы с литературным материалом (стихами, прозой,
литературной композицией).
2. Воспитание речевого голоса.
3.Приобретение опыта творческой
мастерства в художественном чтении
деятельности
и
исполнительского
4.Формировать умение свободно держаться на сценической площадке
5. Знакомить с творчеством выдающихся мастеров художественного слова
Задачи развития:
Способствовать:
1. Развитию личностных и творческих чтецких способностей детей через
совершенствование речевой культуры.
2. Формированию потребности одаренных детей в саморазвитии
3. способствовать развитию воображения, сценического внимания,
художественного вкуса, творческой инициативы, наблюдательности,
умению действовать словом;
4. способствовать развитию поисково-познавательной деятельности
учащихся, путём включения их в мыслительные, моделирующие и
преобразующие действия
Задачи воспитания:
1. Формирование у детей нравственного отношения к окружающему миру,
чувства сопричастности к его явлениям.
2. Формирование художественного вкуса, интереса к искусству, литературе в
целом и к чтению, в частности
3. Развитие способности к продуктивной индивидуальной и коллективной
деятельности
№
п/п
Учебно-тематический план 1 года обучения гр. «ОД»
Наименование
разделов, Количество часов
Форма занятий
тема занятий
всего
теория практика Групп. Инд.
Введение
2
2
1. Техника речи
Дикция и артикуляция
10
1
9
Снятие мышечных зажимов
6
1
5
2.
Дыхание
6
1
5
5
3.
Голос
10
1
9
9
4.
Работа
над
недостатками
5
Орфоэпия
8
2
6
8
6.
Логика сценической речи
8
4
4
8
7.
Профилактика
голоса и речи
нарушений 6
2
2
2
1.
10
речевыми 12
12
2. Художественное чтение. Работа над литературным произведением
Чтение прозы:(выбор материала)
8
1.
Разбор
6
2.
Воплощение
8
8
8
3.
Обсуждение исполнения
4
4
5
6
6
Чтение стихов: (выбор материала)
8
1.
Разбор произведения
6
2.
Воплощение
8
8
8
3.
Обсуждение исполнения
4
4
4
6
6
3. Подготовка чтецов к выступлениям:
1.
Конкурсы художественного 30
чтения
30
2.
Концерты
30
30
3.
Самостоятельная творческая 20
работа
20
4. «Искусство звучащего слова»
1.
Всего
«Искусство
слова»
звучащего 10
210
26
64
79
92
Учебно-тематический план 2 года обучения гр. «ОД»
№
п/п
Наименование
занятий
разделов,
тема
Количество часов
Форма
занятий
всего теория практ. Групп. Инд.
Введение. Инструктаж по ТБ
2
2
1. Техника речи (Дыхание. Голос. Дикция)
Рече-голосовой тренинг
16
Орфоэпия
8
2
Логика сценической речи
8
2
Работа над ролью
6
Профилактика нарушений голоса
4
2
и речи
1.6
Работа
над
речевыми
12
недостатками
2. Художественное чтение. Работа
произведением
Чтение прозы:
14
2.1
Разбор
4
4
2.2
Воплощение
8
2.3
Обсуждение исполнения
2
Чтение стихов:
14
2.1.
Разбор
4
4
2.2
Воплощение
8
2. 3. Обсуждение исполнения
2
1.1
1.2
1.3
1.4
1.5
3. Работа над литературной композицией
3.1
Создание композиции
3.2
Постановка (репетиции)
3.3
Показ композиции
4. Подготовка чтецов к выступлениям
4.1
Конкурсы
художественного
чтения
4.2
Концерты, фестивали
4.3
Самостоятельная
творческая
работа
5.Искусство звучащего слова
Итого:
6
18
2
13
6
6
6
2
6
12
над
литературным
8
8
6
18
2
60
60
32
32
10
210
6
28
4
182
120
Содержание программы.
1 год обучения
Цель: - Раскрытие творческой индивидуальности ребёнка.
- совершенствование культуры речи и исполнительского уровня
Задачи:
- освобождение природного голоса
-овладение речевой техникой
- развитие навыков речевого мастерства, исполнительской деятельности
. Вводное занятие
Выявление уровня подготовки, речевых особенностей каждого ребенка.
Обсуждение плана работы на год. Особенности индивидуальных и
групповых занятий. Требования к знаниям и умениям 1 года обучения.
Требования к нормам поведения. Инструктаж по технике безопасности.
1 Техника речи.
Тема 1 Снятие мышечных зажимов. Осанка. Лицевая гимнастика и снятие
напряжения в шейных мышцах. Массаж
Дикция и артикуляция
Цель: Воспитание дикционной культуры. Воспитание внутриглоточной и
внешней артикуляции
теория: правильное направление звука
практика: артикуляционно-дикционный тренинг
предполагаемый результат: владение комплексом артикуляционной
гимнастики, чётким произношением гласных и согласных звуков
Тема 2:
Дыхание
Цель: Раскрепощение физического аппарата. Воспитание и закрепление
навыков правильной осанки и носового дыхания, постановка фонационного
(речевого) дыхания
теория: речевое дыхание (фонационное)
практика: система тренинговых упражнений
предполагаемый результат: владение навыками носового и речевого дыхания,
умение произносить на одном дыхании длинную фразу или четверостишие
Тема 3
Голос
Цель: Развитие выразительных способностей голоса. Совершенствование
системы резонаторного звучания (высотного и силового диапазона)
теория: правильное направление звука
практика: упражнения на укрепление опоры звука, резонаторного звучания
высотного и силового диапазона с добавлением текстового материала –
пословиц, поговорок, небольших литературных текстов
предполагаемый результат: умение выполнять голосовую разминку на
высотный и силовой диапазон, находить и держать опору звука
Тема 4 Работа над речевыми недостатками
Цель: Выявление речевых недостатков и их возможное исправление
практика: упражнения для устранения речевых недостатков.
Тема 5
Орфоэпия
Цель: Овладение литературным произношением
теория: знакомство с правилами литературного произношения, логическая
триада (логическая интонация, логическая пауза, логическое ударение)
практика: освоение правил произношения гласных и согласных и их
сочетаний. Словарь слов, в произношении которых часто допускаются ошибки
Тема 6
Логика сценической речи
Цель: Освоение законов и правил логики сценической речи
теория: ознакомление с законами и правилами. Логическая триада (логическая
интонация, логическая пауза, логическое ударение)
практика: упражнения для тренировки логической триады на основе
небольших литературных текстах и отрывков.
предполагаемый результат: умение применять законы и правила логики
сценической речи для высказывания в устной форме
Тема 7 Профилактика нарушений голоса и речи у детей
Цель: Закрепление знаний о мерах профилактики заболеваний голосового
аппарата.
теория: знакомство с гигиеной голосового аппарата.
практическое ознакомление с профилактическими и оздоровительными
мерами через дыхательные упражнения, самомассаж активных точек и др.
2. Художественное чтение. Работа над исполнением литературного
произведения
Цель: Знакомство с основными этапами действенного анализа литературного
произведения.
Овладение исполнительскими умениями в чтении прозаического и
стихотворного произведения.
Чтение прозы 2
Тема 1
Разбор произведения. (Анализ и понимание авторского смысла
произведения)
Время создания произведения.
отражённая в произведении.
Мировоззрение
автора.
Эпоха,
Тема и идея произведения. Событийно-действенный анализ.
Характеристика героев. Работа над видением. Выделение главного и
второстепенного в каждой части. Определение основной исполнительской
задачи чтеца (сверхзадачи)
Композиция произведения. Членение произведения на части.
Расстановка смысловых акцентов. Определение главной мысли и
исполнительской задачи чтеца для каждой части.
Особенности стиля автора. Образ рассказчика.
Тема 2
Воспитание качеств, умений и навыков, необходимых для
художественного чтения
Практика: Упражнения по устранению речевых недостатков.
Упражнения на правила логической выразительности (членение текста на
речевые звенья, определение логических ударений и логической мелодии)
Упражнения на соблюдение логических, психологических и ритмических
(стихотворных) пауз.
Упражнения на развитие воображения, наблюдательности, умения общаться.
Упражнения на выполнение действенных задач.
Тема 3
Воплощение произведения в звучащем слове. Работа над прозой.
Ясная передача мыслей автора путём использования логических пауз и
ударений.
Осмысленное
интонирование
знаков
психологической (исполнительской) паузы.
препинания.
Использование
Чёткое видение всего, о чём говорится в тексте. Выявление в чтении
своего отношения, своей оценки (своей трактовки произведения)
Передача в чтении подтекста, активного воздействия на слушателей в
процессе общения с ними.
Тема 4
Обсуждение исполнения
Развитие умения слышать ошибки логического характера (отсутствие связи
между отдельными частями, ошибки в оценке значимости отдельных
событий и эпизодов, неправильная расстановка акцентов), ошибки в
трактовке произведения, искажающие отдельные образы или идейную
направленность всего произведения (отрывка), несоответствие стилю автора
и т. п.
Чтение стихов
Цель: Знакомство с особенностями стихотворной речи и спецификой
практической работы над стихотворными произведениями.
Тема 1
Разбор произведения (Анализ и понимание авторского смысла
произведения)
История создания произведения. Мировоззрение
тематический анализ. Сверхзадача чтеца.
поэта.
Идейно-
Событийно-действенный анализ. Разбор сюжетного стиха по событиям, в
бессюжетном стихотворении - определение события или причины написания
автором данного произведения. Деление текста на « куски. » Работа над
видением. Выявление второго плана. Образный строй. Действенное
осмысление текста. Расстановка смысловых акцентов. Особенности
авторского стиля. Определение собственного отношения к написанному.
Тема 2 Воспитание качеств, навыков, необходимых для художественного
чтения стихов.
Упражнения для устранения речевых недостатков. Упражнения для
тренировки (стихи русских поэтов)
Правила чтения стихов. Особенности форм стиха. Архитектоника -рисунок
стиха, связь со смыслом и манерой исполнения. Размер и ритм.
Расстановка необходимых знаков.
Тема 3 Воплощение произведения в звучащем слове. Работа над стихом.
Ясная передача мыслей поэта путём применения правил чтения стихов.
Расстановка необходимых знаков, выделение ударных слов. Разбор строки
(ударная, безударная, безударная с «зашагиванием» - перенос ударения)
Деление строки по правилам пауз и объяснение поставленных знаков
Определение размера и ритма.Работа над логическим и образным строем
произведения. Нахождение словесного действия. Выявление собственного
отношения и оценки написанного
Тема 4 Обсуждение исполнения.
На основании знаний правил чтения стихов, уметь слышать и находить
основные ошибки чтения стихов: чтение не мыслей, а строк, недержание
ритма, заданного автором, отсутствие мелодики стиха(чтение стиха как
прозы), многоударность, неумение читать безударные строки и строки с
зашагиванием и т.д.
3. Работа над литературной композицией
ЦЕЛЬ: Знакомство с принципами и законами создания литературной
композиции и этапами работы над ней от замысла до её воплощения
Тема 1: Литературная композиция
Тема 2: Совместное создание лит композицией (написание)
Тема 3: Поэтапная работа над композицией -постановочная работа
(репетиции)
Тема 4: Показ литературной композиции
4 Подготовка и участие чтецов, ведущих
художественного чтения, фестивалях, концертах.
Цель: Подготовка
мастерства.
Тема 1
к
публичным
выступлениям.
в
Развитие
конкурсах
речевого
Подготовка к конкурсу художественного чтения.
Индивидуальная работа с чтецами. Подбор репертуара. Работа над
произведениями по схеме: разбор, воплощение, обсуждение.
Выступления в рамках районного и городского конкурсов художественного
чтения «Шаг к Парнасу», " Победа в памяти моей", международного
фестиваля «Вместе», районного «Искорки надежды»
Тема 2
Подготовка чтецов и ведущих для выступлений (концертов и
фестивалей)
Индивидуальная работа с исполнителями над концертными номерами по
схеме: подбор репертуара, разбор, воплощение, исполнение)
Тема 3. Самостоятельная творческая работа над выбранным произведением
5. « Искусство звучащего слова».
Цель: Знакомство с творческой лабораторией выдающихся мастеров
художественного чтения
Тема 1 Звучащий голос поэта.
Знакомство аудиозаписями с чтением поэтами своих стихов.
Тема 2 . Искусство художественного чтения знаменитых исполнителей.
Аудио концерты знаменитых актеров, чтецов
Чтение классиков
публицистика).
отечественной
и
зарубежной
литературы
(проза,
Я.Смоленский. Д.Журавлев.
Тема3. Открытие К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко.
Органические законы живой речи на сцене. Речевое общение.
Коммуникативность как главная функция речи. Речевое общение. Роль
словесного действия.
Тема 4 Н.Г. Ефрон "Актёр и чтец"
Общность творческого процесса. Внутренняя и внешняя техника чтеца.
Специфические особенности искусства художественного чтения. Внутреннее
слияние с автором. Актёр перевоплощается, чтец рассказывает и показывает.
2 год обучения
Цель:Раскрытие творческой индивидуальности ребёнка. Совершенствование
культуры речи и исполнительского мастерства.
Задачи:
-Овладение знаниями основ сценической речи и искусства художественного
слова
- Овладение навыками речевого искусства
- Формирование опыта творческой деятельности (исполнительской0 в
области художественного слова)
Введение. Итоги предыдущего года. Обсуждение плана работы на год.
Требования к знаниям и умениям 2 года обучения.
Требования к нормам поведения. Инструктаж по технике безопасности.
1. Техника речи. Дыхание. Голос. Дикция.
Тема 1. Рече-голосовой тренинг.
Цель: Овладение комплексной системой упражнений рече-голосового
тренинга, умение её правильно выполнять.
практика: комплекс упражнений для тренировки и развития голоса и речи
(смена ритма и регистров, расширение диапазона голоса, верного
распределения звука в сценическом пространстве с использованием сложных
движений (бег, прыжки, скакалка) и стихотворных текстов, скороговорок.
Комплекс индивидуальных упражнений для подготовки речевого аппарата к
звучанию непосредственно перед выступлением.
Тема 2 Орфоэпия
Цель: Продолжение освоения учебного материала по орфоэпии (правила
литературного произношения). Ознакомление с методикой работы со
словарём.
теория: правила литературного произношения.
практика: подбор и затранскрипировка литературных текстов на
осваиваемых орфоэпических правилах. Запись словаря труднопроизносимых
слов.
Тема 3 Логика сценической речи.
Цель: Овладение логикой сценической речи и использование приобретённых
навыков в работе над текстом.
теория: закрепление знаний о законах и правилах логики речи.
практика: задания по овладению логикой речи на материале пословиц и
поговорок, литературных текстов (отрывков).
Тема 4 Работа над ролью. Речевые характеристики роли.
Цель: Овладение средствами создания речевой характеристики образа.
теория: речевая характеристика образа. Диалектное
и акцентное
произношение как выразительное речевое средство создания драматического
образа.
практика: поиск выразительных средств речевой характеристики образа в
работе над ролью в драматическом спектакле
Тема 5 профилактика нарушений голоса и речи у детей.
Цель: Закрепление знаний о мерах профилактики заболеваний голосового
аппарата
теория: знакомство с гигиеной голосового аппарата
практическое ознакомление с профилактическими и оздоровительными
мерами через дыхательные упражнения, самомассаж активных точек и др.
Тема 6 Индивидуальная работа над речевыми недостатками.
Цель: Исправление речевых недостатков, говора.
теория: составление характеристики своих речевых недостатков после
консультации с педагогом.
практика: выявление индивидуальных речевых недостатков с помощью
педагога, фиксация в тетради упражнений по их исправлению и освоение
этих упражнений практически. Исправление говора на материале различных
текстов.
2.Художественное чтение. Работа над литературным произведением
Цель: Совершенствование исполнительских умений и навыков в чтении
прозаических и стихотворных произведений.
Тема 1 Чтение прозы
теория: знания основных этапов работы над литературным произведением
прозаического характера. Разбор. Воплощение. Обсуждение
практика: освоение метода действенного анализа литературного
произведения, поэтапной работы, закрепление исполнительских умений и
навыков на материале отрывков з произведений художественной прозы или
публицистики, русских и зарубежных авторов (время звучания до 2-х минут)
Тема 2 Чтение стихов
теория: знания этапов подготовки стихотворного произведения и
специфических особенностей работы над ним.
Практическое освоение способа работы над стихотворными произведениями
разных видов и жанров на материале различных стихотворных форм русских
и зарубежных авторов
Тема 3 Обсуждение исполнения
Критерии уровня исполнения художественного произведения подробно
описаны в содержании раздела «Художественное слово»
3. Работа над литературной композицией
ЦЕЛЬ : Знакомство с принципами и законами создания литературной
композиции и этапами работы над ней от замысла до её воплощения
Тема 1: Литературная композиция
Тема 2: Совместное создание лит композицией (написание)
Тема 3 : Поэтапная работа над композицией -постановочная работа
(репетиции)
Тема 4: Показ литературной композиции
4 Подготовка и участие чтецов, ведущих в конкурсах художественного
чтения, фестивалях, концертах.
Цель: Подготовка к публичным выступлениям. Развитие речевого
мастерства.
Тема 1 Подготовка к конкурсу художественного чтения.
Индивидуальная работа с чтецами. Подбор репертуара. Работа над
произведениями по схеме: разбор, воплощение, обсуждение.
Выступления в рамках районного и городского конкурсов художественного
чтения «Шаг к Парнасу», " Победа в памяти моей", международного
фестиваля «Вместе», районного «Искорки надежды»
Тема 2
Подготовка чтецов и ведущих для выступлений (концертов и
фестивалей)
Индивидуальная работа с исполнителями над концертными номерами по
схеме: подбор репертуара, разбор, воплощение, исполнение)
Тема 3 Самостоятельная творческая работа (от выбора литературного
произведения до его воплощения)
5. « Искусство звучащего слова».
Цель: Знакомство с творческой лабораторией выдающихся мастеров
художественного чтения
Тема 1 Звучащий голос поэта.
Знакомство аудиозаписями с чтением поэтами своих стихов.
Тема 2 . Искусство художественного чтения знаменитых исполнителей.
Аудио концерты знаменитых актеров, чтецов
Чтение классиков
публицистика).
отечественной
и
зарубежной
литературы
(проза,
.Тема 3 Рождение нового жанра Основоположники литературой эстрадыА.Я. Закушняк, В.Н.Яхонтов Литературно-Музыкальные концерты Качалова
Тема 4 Д.И.Журавлёв «Беседы об искусстве чтеца» Поэзия прозы. Музыка
стиха. Гармония мастерства художественного чтения с внутренней актёрской
техникой.
Тема 5 Сурен Кочерян «В поисках живого слова» Как завоевать слушателя?
Интонация доверительности. Ответная реакция. Способы и формы общения.
Эмоциональное сопереживание. Слово наполовину принадлежит тому, кто
говорит, а наполовину тому, кто слушает.
Тема6 С. Юрский «Искусство держать паузу» Современные мастера русской
литературной эстрады. Классика и современность.
Методическое обеспечение программы
При подаче и освоении учебного материала учитываются психологовозрастные особенности и индивидуальные способности детей. Каждый
ребенок в течение года проходит путь от упражнений по технике речи,
знакомства с приемами и методами работы над литературным произведением
к готовому чтецкому произведению, исполнительской деятельности.
Дети и педагог – участники совместного творческого процесса.
Обучение ведется согласно основным принципам педагогики искусства:
1. От постановки творческой задачи до достижения творческого
результата.
2. Смена типа и ритма работы.
3. От простого к сложному.
4. Создание высокой и устойчивой мотивации к обучению.
Основной формой занятий 1 года обучения являются индивидуальные
занятия, занятия в малой группе, позволяющие учитывать возрастные
особенности детей и формировать важнейшие умения и навыки чтецкого
исполнительского и искусства. Занятия проводятся под контролем педагога.
На 2 обучения в индивидуальные занятия и занятия в малой группе вводится
самостоятельная работа обучающихся (самостоятельная подготовка речевого
аппарата, самостоятельная работа над выбранным литературным
материалом), взаимоконтроль над выполнением заданий педагога.
Полученные в процессе обучения навыки реализуются детьми в конкретной
творческой работе.
Программа обучения чтецкому искусству по данной программе представляет
целостную систему взаимосвязанных между собою предметов:
Техника речи
Художественное чтение
Искусство звучащего слова
Все тематические блоки вводятся в программу одновременно и
сопровождают учащихся на протяжении всего курса обучения. От занятия к
занятию, от года к году меняется уровень постановки задач и отчасти
преобладающая методика (от упражнения, отработки технических навыков к
выполнению осознанной творческой задачи).
В работе с детьми и подростками по освоению законов исполнительского
искусства используется основной метод: от осмысления себя в пространстве
и времени к литературному материалу.
Тема «Техника речи»
Включает в себя работу над техникой речи в виде речевого тренинга.
Навыки правильного звучания вырабатываются и автоматизируются в
процессе многократных целенаправленных тренировочных занятий.
В процессе овладения техникой речи учащиеся глубже осознают вопросы
мировоззренческого характера: связи языка и действительности, языка и
мышления; значения культуры речевого поведения для профессиональной
деятельности и повседневной жизни.
Основным методическим принципом воспитания речевого голоса является
принцип комплексного развития всех частей речевого аппарата и их
слаженной работы в теснейшей взаимосвязи между собой.
В работу над техникой речи входит освоение приемов снятия мышечных
зажимов голосового аппарата, постановка правильного дыхания, работа над
дикцией, выстраивание логико-интонационной структуры речи. Для этого
используются специальные упражнения и тренинги. Занятия проводятся
индивидуально и затем самостоятельно каждым обучающимся.
Речевой тренинг включает в себя:
•
Упражнения на речевое дыхание.
•
Артикуляционная гимнастика: для губ, языка, челюсти.
•
Речевая гимнастика (Тон, тембр, высота звучания, интонация,
диапазон)
Тема «Логика речи»
Включает теоретические основы по логике речи.
Для освоения этой темы используется методическое
«Детектив», позволяющее освоить приемы правильной
ударений, пауз, интонации в литературном произведении.
упражнение
расстановки
В примерах классической литературы, в выбранных отрывках применяются
сразу несколько правил логики речи. Используя же данный метод
(упражнение «Детектив»), обучающиеся сами придумывают текст на
использование того или иного закона логики речи, тем самым легче и
прочнее осваивая материал на практике. Детям предлагается выдумать
детективную историю, используя в построении фразы какое-либо правило
или закон. Каждый по кругу придумывает одно предложение, следующий
продолжает историю. И уже на следующем этапе разбираются примеры из
русской классической литературы.
В речи необходимо различать мысль и смысл. Мысль определяется
грамматически организованным сочетанием слов и выявляется в ходе
логического анализа. Смысл же определяется намерениями автора и
исполнителя, и в полной мере раскрывается лишь в совокупности анализов.
При всех интонационных изменениях, которые возникают в ходе
литературного, действенного и исполнительского анализов, прямая мысль не
должна быть утрачена.
Логический анализ - разбор текста по мысли, выраженной данным
сочетанием слов. Начинается логический разбор с деления на речевые такты
– синтаксически неделимые группы слов (или одно слово), связанные друг с
другом единой мыслью. Внутри речевого такта все слова читаются слитно,
как одно слово, словно вьющаяся лента.
В ходе занятий дается понятие о видах пауз: грамматических, логических,
психологических.
Практическое
освоение
также
происходит
с
использованием метода использования упражнения «Детектив».
Следующий этап логического анализа – расстановка логических ударений.
Дети осваивают законы нового понятия, закон противопоставления, закон
сопоставления, закон сравнения, помогающие определить ударные слова.
Используется упражнение «Детектив».
Следующий этап – определение правильной интонации. Дети знакомятся с
теоретическими знаниями – интонации знаков препинания. На практике
разбирают, как читаются вводные слова и предложения, период.
Тема «Искусство звучащего слова»
Знакомит с историей искусства художественного чтения, с исполнением
стихов поэтами и известными исполнителями, актерами.
Для успешного усвоения материала используются: беседа, наглядный
материал, аудио и видео материалы.
Тема «Художественное чтение»
Включает получение теоретических знаний по анализу (литературному и
исполнительскому) выбранного произведения (поэзии, прозы) и
практических навыков по работе над чтецким материалом. Подготовка
чтецов к выступлениям (конкурсы, фестивали, концерты), самостоятельная
творческая работа
Работа по данной теме начинается с выбора литературного материала.
Выбранный текст для воплощения в художественном чтении должен
соответствовать индивидуальным данным исполнителя: его возрасту,
возможностям, интеллекту, чувству юмора и т.д.
Раскрывая известные качества ребенка, педагог должен видеть траекторию
дальнейшего развития индивидуальных творческих способностей, и по
принципу «от простого к сложному», помочь ему расширить свой творческий
диапазон. Для этого можно предложить воспитаннику попробовать себя и в
других направлениях, и в других качествах.
В выборе материала нужно руководствоваться не только художественноэстетическими, но и воспитательными факторами.
Также для успешной работы над выбранным материалом
возникнуть увлеченность материалом как ребенка, так и педагога.
должна
Большую роль играет качество литературного материала, его
понятность исполнителю и слушателю; законченность по мысли; яркие
образы.
Выбор материала начинается до того, как ребенок берет в руки книгу.
Основное, на что должен опираться ребенок – тема чтецкого отрывка. «О
чем я хочу говорить со сцены?», «Что волнует меня лично на данном этапе
жизни?», «каковы мои интересы?» и т.д.
Дети сами могут приносить тексты, которые заинтересовали их своей темой
или яркими художественными образами. Также проходит совместный поиск
произведения, исходя из темы, интересующей ребенка. Это кропотливый и
длительный процесс, но именно от правильности выбора зависит результат
работы.
Поиск автора происходит в зависимости от выбранной темы.
Для работы используются произведения русской и зарубежной классической
литературы, произведения современных авторов.
Детские авторы: Д.Хармс, Б.Заходер, С.Маршак, К.Чуковский, А.Барто и т.д
Советские писатели и поэты: М.Шолохов, А.Фадеев, В.Астафьев, В.Аксенов,
Ю.Трифонов, Б.Васильев, А.Твардовский, Д.Самойлов, А.Тарковский,
а.Вознесенский, Е.Евтушенко, Р.Рождественский и т.д.
После выбора темы исполняемого произведения, проходит работа
над переработкой литературного материала в исполнительский вариант.
Сначала выявляется сюжет. Оценивается композиция произведения. Затем
проходит работа над исполнительским вариантом.Анализ литературного
материала делится на «действенный анализ», «исполнительский анализ».
Действенный анализ - это углубленная работа по логическому осмыслению
авторского текста, предполагающая анализ текста по событийному ряду.
Основным конфликтным фактам и подробный разбор по действиям.
Исполнительский анализ – эмоционально-творческое присвоение авторского
текста, которое при исполнении должно воздействовать на других, вызывая у
них мысли, чувства и побуждения аналогичные тем, которые возникли у
исполнителя.
В чтецком искусстве «действенный анализ» уместнее совмещать с
композиционным построением чтецкого произведения, когда «собирается»
отрывок.
Обучающимся дается понятие о различии драматического актера и
чтеца.
•
У актера на конкретном отрезке роли только одно действие, у чтеца на
этом же отрезке может быть несколько отношений к действию
персонажа.
•
У актера это одно действие направлено на партнера. У чтеца партнер –
зритель, следовательно, действие направлено на зрителя.
•
Актер на сцене живет жизнью персонажа. Чтец всегда остается героем,
который не живет жизнью образа, он – рассказывает об образе.
•
Актер действует в настоящем времени, как действующее лицо знает
только свое прошлое и настоящее. Чтец повествует об уже
свершившемся событии, знает кроме прошлого и настоящего и
будущее своего героя.
Исполнительский анализ включает в себя: исполнительскую задачу;
исполнительское действие; исполнительское отношение; видения;
выразительные средства.
Исполнительская задача: (для чего я делаю), «хотение», всегда определяется
глаголом.
Исполнительское действие: (что я делаю относительно зрителя). Действие
также определяется глаголом.
Исполнительское отношение: (как я отношусь к событиям и персонажам),
тоже обозначается глаголом.
Видения – это комплекс представлений и ощущений, запечатленные всеми
органами чувств (зрительные, слуховые, вкусовые, обонятельные,
двигательные, кожные). Конкретность видений влечет за собой конкретность
отношений и конкретность действий. Вся работа над видениями проводится
в три этапа6накапливание видений, отбор видений, передача видений.
Программа предусматривает работу обучающихся над поэтическим
произведением, над прозой.
Поэзия в искусстве художественного чтения занимает особое место. Научить
читать со сцены стихи значительно сложнее, чем научить читать
прозаические произведения. Предварительная работа над стихотворным
текстом отличается от работы над прозой.
Во-первых, проза понятнее и проще для восприятия детьми и подростками. В
данном возрасте легче понимать сюжет. Который всегда присутствует в
прозаическом произведении. Именно сюжет в первую очередь вызывает
эмоциональный отклик в душе детей. В поэтическом тексте сюжет не играет
главенствующей роли. Поэзия наполнена метафорами. Поэтому для
понимания стихотворного текста необходимо умение образно мыслить,
фантазировать, читать между строк. Видения в работе над поэзией занимают
более важное значение, чем в работе над прозой.
Во-вторых, поэзия чаще всего носит личностный характер и в ней
присутствие автора является очевидным и первостепенным. Поэтому
требуется более тщательный литературоведческий анализ.
В-третьих, проза предполагает приближенную к бытовому звучанию речь.
Поэтический текст же изначально музыкален, ритмически организован.
Следовательно, требуется знание законов чтения стихотворного текста.
Таким образом, искусство звучащей поэзии предъявляет к исполнителю
дополнительное требование. С одной стороны, оно должно обладать всеми
качествами словесного действия, с другой – необходимо хорошо знать
специфические особенности этого жанра литературы, которое выражено в
формосодержании.
Форма стиха – это ноты, партитура. Чтецу необходимо научиться на основе
теоретических знаний законов поэзии пользоваться подсказками поэта,
ведущими к пониманию и верному ощущению содержания, разбираться в
партитуре и переводить их в практическое звучание.
Поэтому в работе над стихами исполнительский анализ, влекущий за собой
выявление смыслов, задач и отношений остается совершенно аналогичным
анализу прозаического произведения, а техническая работа над формой стиха
составляет отдельную дополнительную задачу.
На 2 год обучения
композицией.
идет
работа
литературно-художественной
Работа над литературной композицией проходит с группой детей (от 2 до 4-5
человек). Объединена литературная композиция обычно темой. В
композицию могут быть включены: стихи, проза, письма, другие материалы.
Главенствующую роль в композиции играет структура. Это: Экспозиция,
завязка, развитие действия. Кульминация, развязка, заключение. В
композиции может быть использован фото-видеоряд и музыкальное
сопровождение.
При работе над литературным произведением тщательно отбираются
выразительные средства.
К выразительным средствам относятся: интонация, психологическая пауза,
темпо-ритм, пластическая выразительность.
Интонация рождается в результате всех видов анализа текста. Интонация
никогда не бывает статична. Интонацию никогда не придумывают, не
подбирают, не оттачивают, не заучивают. Интонация должна быть
правдоподобна, жизненна; должна быть конкретной и соответствовать не
только творческому желанию исполнителя, но и авторскому стилю
произведения; чем разнообразнее интонация, тем богаче и интереснее речь.
Психологическая пауза, как и интонация, рождается на сценической
площадке.
Психологические паузы делятся на: паузы припоминания; паузы
умалчивания; паузы напряжения. В исполнительском искусстве большую
роль играет чувство меры.
Темпо- ритм – соединение темпа и ритма, верного внутреннего напряжения
отрывка со скоростью развития действия.
Если ритм является показателем внутренней насыщенности произведения, то
темп – это составная часть ритма, его внешнее проявление. Темпо-ритм
произведения зависит от темперамента и автора, и исполнителя.
Пластическая выразительность – это одно из сильнейших средств
воздействия на зрителя. Она слагается из: мимики, психо-жеста, движения.
Мимика чтеца – это мимика естественных переживаний человека.
Жестикуляция должна быть целесообразна, выразительна, убедительна,
скупа. Движения должны быть тщательно продуманы, чаще это только
намеки на движение. Любое пластическое проявление чтеца должно быть
тщательно отобрано во время репетиций.
Большую роль играет при исполнении общение со слушателем. Существует
три вида общения: общение с реальным слушателем; общение с
воображаемым объектом; общение с самим собой.
При работе над литературным текстом проводятся индивидуальные занятия и
занятия в малой группе. На занятиях используются произведения русской и
зарубежной классики, прозаические произведения отечественных и
зарубежных авторов.
Полученные навыки в работе над литературным произведением применяются
детьми в работе над созданием чтецкого материала.
Тема «Самостоятельная
произведением»
творческая
работа
над
выбранным
Где обучающиеся имеют возможность для творческого поиска, работы над
самостоятельной творческой темой.
Именно в самостоятельной творческой работе применяются полученные на
занятиях знания и навыки для создания художественного образа
литературного произведения и поиска и выбора того или иного средства
выразительности, для выражения своего творческого «Я».
Дети учатся анализировать свою работу и работу своих товарищей. Не боятся
логичного и доказательного изложения своей точки зрения. Учатся адекватно
оценивать результат своей работы. Получают навык публичного
выступления на зрительскую аудиторию. Расширяется диапазон творческой
деятельности детей и подростков.
Итог данной деятельности представлен в конкретном выходе на детскую
аудиторию в образовательном учреждении (традиционные концерты и
программы для учащихся школы, жителей округа; тематические концерты,
фестивали искусств), а также в участии в конкурсах окружного и
регионального уровня.
Участие детей в концертах, конкурсах чтецов, театральных фестивалях
позволяет показать не только результат индивидуальной работы каждого
конкретного ребенка, рост его творческого развития, но и знакомит детей с
творческими работами и уровнем исполнения других детей.
•
•
•
•
Ожидаемые предметные результаты
Результат аттестации фиксируется на 2-х уровнях:
базовый;
продвинутый.
Стартовый уровень отсутствует, поскольку в образовательном процессе
участвуют учащиеся, обучающиеся или прошедшее обучение в театральном
объединении, изучившие темы по модулю «Техника и культура речи».
Характеристика уровней:
Базовый – учащийся стабильно занимается, выполняет учебную программу,
владеет понятиями и терминологией; пользуется готовыми знаниями;
ориентируется в изученном материале с помощью педагога;
Продвинутый – учащийся легко выполняет творческие задания;
нестандартно применяет полученные знания; у него присутствует желание к
дополнительным самостоятельным занятиям; проявляет ярко выраженные
способности к изучаемой дисциплине; на базе приобретённых ранее знаний и
умений самостоятельно вырабатывает новые умения; стабильно участвует в
конкурсах, концертах, мероприятиях, занимает призовые места. Педагог
выполняет роль корректора, наблюдателя, советчика.
К концу первого года обучения при систематических занятиях
на базовом уровне учащийся должен:
знать:
- анатомию и физиологию речевого аппарата;
- основы техники речи;
- скороговорки и чистоговорки;
уметь:
- проводить артикуляционную гимнастику и самомассаж;
- чётко произносить скороговорки;
- работать с текстом: определять тему, делить на абзацы с помощью педагог
На продвинутом уровне учащийся должен
знать:
- законы орфоэпии; нормы литературного произншения
- законы логики в речевом действии;
-законы построения поэтического произведения и прозы
- выразительные средства при работе над поэтическими и прозаическими
отрывками
- историю развития жанра художественного слова;
- знать имеющиеся свои речевые недостатки
уметь:
- подготовить артикуляционный и голосовой аппарат к звучанию;
- работать над исправлением речевых недостатков
- анализировать художественное произведение, самостоятельно работать с
текстом
- выполнять словесное действие на литературном материале
- точно соблюдать авторский текст
- ориентироваться в мире книг (работа с каталогом, с открытым
библиотечным фондом);
- пользоваться словарями, справочниками, энциклопедиями; интернет
ресурсами
- удерживать внимание зрителей;
- владеть художественной манерой исполнения литературного материала;
- анализировать работу свою и товарищей с точки зрения реализации
замысла
К концу второго года обучения на базовом уровне учащийся должен
знать:
- анатомию и физиологию речевого аппарата;
- правила литературного произношения при чтении и рассказывании
- законы логики речи
- понятие «литературная композиция» и законы её построения
- известных мастеров художественного чтения;
уметь:
- выполнять самостоятельно комплексы: мимического, точечного и
вибрационного массажей, активного артикуляционного комплекса перед
выходом на сцену;
- произносить одну и ту же фразу или скороговорку с разными интонациями;
выбирать
интересный
литературный
материал
для
работы,
соответствующий возрасту и имеющий литературную ценность;
- найти в тексте средства выразительности, и назвать их;
- подвергать текст логическому анализу;
-анализировать художественное произведение по жанрам;
-работать с монологом;
- читать по ролям;
-самостоятельно работать над литературным материалом
- наизусть два произведения разной тематики (проза и стихотворная форма)
На продвинутом уровне учащийся должен
знать:
- знать комплекс упражнений рече-голосового тренинга
- законы построения поэтического и прозаического произведения,
литературной композиции и их выразительные средства
- законы логики речи
- литературные нормы произношения
- приёмы работы с партнёром;
- понятия «жанр, «идея», сверхзадача», «конфликт»;
уметь:
- поддерживать свой речевой аппарат в рабочей форме
- самостоятельно работать с текстом разной формы (прозой, стихами, басней)
-самостоятельно делать презентации по теме «Мастера художественного
чтения»;
- применять полученные навыки в работе над литературно-художественной
композицией
-подбирать музыкально оформление к стихам литературной композиции
- самостоятельно выбирать чтецкий материал
- точно соблюдать авторский текст
- готовить к творческому отчету тематический цикл произведений одного
или разных авторов (не менее 3 произведений);
- анализировать работу свою и товарищей с точки зрения реализации
замысла
Метапредметные результаты освоения программы
К концу первого года обучения на базовом уровне учащийся должен:
- понимать и принимать задачу, сформулированную педагогом;
- самостоятельно работать с различными источниками (интернетом, книгой,
справочниками, энциклопедией);
- свободно держаться на сцене (конкурсы, концерты);
- действовать словом;
- иметь правильную, чёткую речь, гибкость голоса, дикцию;
- обращаться за помощью к педагогу, к учащимся.
На продвинутом уровне учащийся должен:
- планировать свои действия на отдельных этапах работы над
художественным произведением;
- включаться в диалог, в коллективное обсуждение, проявлять инициативу и
активность;
- работать в группе, учитывать мнения партнёров, отличные от собственных;
- слушать и слышать собеседника;
- адекватно воспринимать оценку педагога.
К концу второго года обучения на базовом уровне учащийся должен:
- владеть перспективой мысли;
-договариваться о распределении функций и ролей в совместной
деятельности, приходить к общему решению;
- формулировать собственное мнение и позицию.
На продвинутом уровне учащийся должен:
- анализировать причины успеха/неуспеха, осваивать с помощью педагога
позитивные установки типа: «У меня всё получится», «Я ещё многое смогу»;
- осознавать значимость занятий художественным словом для личного
развития.
Личностные результаты
- владеть навыками учебного сотрудничества с учащимися и педагогом;
- контролировать, корректировать и оценивать действия свои и партнёров;
- иметь высокий уровень учебной мотивации;
- высокий уровень нравственной мотивации и самооценки;
- низкий уровень тревожности;
- иметь высокий уровень социализированности;
- определиться с выбором профессии (старшая группа).
.
Формы контроля обученности по программе
«Живое слово ».
При обучении по программе «Художественное чтение» для одаренных детей
проводится мониторинг знаний, умений и навыков, полученных
обучающимися в результате освоения программы.
Это вводный мониторинг – проводится в начале учебного года в виде
собеседования, прослушивания (чтение на выбор стихотворения).
Промежуточный – по итогам первого полугодия (усвоение программы,
выполнение контрольных упражнений, чтение наизусть выбранного
стихотворения, прозаического отрывка и т.д.) самоанализ собственных
результатов
Итоговый – в конце учебного года (выполнение контрольных упражнений,
результативность участия в конкурсах, концертах и других мероприятиях).
Так
же
в
течение
учебного
процесса
проводится текущий
контроль обучения по освоению конкретной темы, упражнения, задания.
Результативность включает в себя участие в конкурсах чтецов в
образовательном учреждении, окружных и региональных конкурсах, участие
в концертах.
Раздел программы Формы
контроля
Критерии
Техника речи.
Отсутствие зажимов и освобождение
мышц.
Голосоречевой
тренинг
Контрольные
упражнения
Владение речевым аппаратом (дикция,
артикуляция, дыхание, голос)
Искусство
звучащего слова
Собеседование Знание
известных
исполнителей
художественного чтения.
Викторина
Знание истории развития жанра
художественного чтения
Художественное
чтение
Конкурсное
или
концертное
исполнение.
Овладение основами исполнительского
искусства (логика речи, правила
орфоэпии,
органичность
и
выразительность,
эмоциональная
возбудимость, выразительность голоса
и речи); овладение этапами работы над
лит.произведением от замысла до
воплощения.
Методы определения результативности учащихся:
- анализ творческих работ, достижений учащихся (на начало учебного года и
конец года)
-практические задания творческого характера
- анкетирование
-анализ поведения учащихся на занятиях, заинтересованность предметом
-самоанализ собственных действий учащихся и их результатов
Показатели оценки результативности реализации программы (Приложение)
Показатели
Способы отслеживания,
инструментарий
Учебно-познавательная
компетенция
Карта наблюдения за уровнем
Ценностно-смысловые
компетенции
Методика М. Рокича
Общекультурные компетенции
Наблюдения за культурой
межличностного общения и
взаимодействия детей в коллективе
освоения образовательной программы
Методика социализированности личности
учащегося М. Рожкова
Коммуникативные компетенции Методика Р. Овчаровой
Компетенции личностного
совершенствования
Карта творческого роста
Дипломы, грамоты
Методика диагностики уровня
творческой активности (М. Рожков)
Педагогический мониторинг
уровня освоения образовательной программы
Критерии
Уровни
Средний
Высокий
1. Уровень
сформированности
собранности,
умение
концентрировать
своё внимание на
конкретном объекте
и переключать
внимание с объекта
на объект
Активное, заинтересованное
отношение к объекту внимания
Ребёнок предельно собран и
внимателен. Владеет умением
контролировать своё внимание
на конкретном объекте и
переключать внимание
2 Уровень учебнокоммуникативных
умений, умение
слушать и слышать
педагога
Слушает и слышит педагога,
воспринимает учебную
информацию при напоминании
и контроле, иногда принимает
во внимание мнение других
Слушает и слышит педагога,
адекватно воспринимает
информацию, учебную задачу,
уважает мнение других
Умение выступать
перед аудиторией,
зрителями
Испытывает стеснение в
присутствии зрителей
Умение работать в
группе
Умение вести
полемику
Не активен в работе в малых
группах
Участвует в дискуссии,
защищает свое мнение при
поддержке педагога, иногда сам
аргументирует
Готовность и умение выполнять
любые задания творческого
характера при зрителях
Умеет конструктивно работать
в малой группе любого состава
Самостоятельно участвует в
дискуссии, аргументирует свою
точку зрения, логически
обоснованно предъявляет
доказательства
3. Самооценка
Способность оценивать себя
адекватно реальным
достижениям заниженная
Способность оценивать себя
адекватно реальным
достижениям нормальная
4. Уровень развития
Испытывает потребность в
Присутствует устойчивый
познавательной и
творческой
деятельности
получении новых знаний, в
открытии для себя новых
способов деятельности, в
выполнении задания
творческого характера. Бывает
необходима помощь педагога.
Может придумывать
интересные идеи, но очень часто
не может оценить их и
выполнить
познавательный интерес к
творческой деятельности,
богатое воображение, гибкость
мышления, способность к
рождению новых идей. Легко и
быстро увлекается творческим
процессом
5. Уровень
сформированности
знаний, умений,
навыков
художественного
чтения
Речевой аппарат развит
недостаточно хорошо
Умеет владеть хорошо
развитым речевым аппаратом
Знает, но не в полном объеме
владеет элементами
выразительности голоса и речи
Знает и владеет
специфическими элементами
выразительности голоса и речи
Частично знает правила
орфоэпии, иногда сомневается в
В основном знает и соблюдает
правильности литературного
нормы и правила орфоэпии.
произношения
Ошибается крайне редко.
Не всегда умеет применять
Знает логические законы
правила логики сценической
сценической речи и использует
речи
приобретённые навыки в работе
Испытывает затруднения в
над текстом
самостоятельной работе над
Может самостоятельно
литературным материалом от
подготовить литературное
замысла до воплощения,
произведение, умеет адекватно
нуждается в помощи педагога
использовать речевые средства
для эффективного решения
разнообразных
Затрудняется анализировать
коммуникативных задач
работу свою и товарищей с
точки зрения реализации
Умеет анализировать работу
замысла
свою и товарищей с точки
зрения реализации замысла
Условия реализации программы:
Материально- техническое обеспечение:
•
Помещение для занятий в соответствии с санитарно-гигиеническими
требованиями и правилами противопожарной безопасности с хорошей
освещенностью
•
Оборудование (скакалки, мячи, стулья, элементы костюмов)
•
Аппаратура (магнитофон, видеомагнитофон)
Дидактическое обеспечение:
•
Музыкальная фонотека.
•
Методическая копилка (разработки занятий,
упражнений, стихотворный материал и т.д.)
•
Наличие специальной учебной и методической литературы для
педагога и родителей
•
Наличие материалов для самостоятельной и индивидуальной работы
воспитанников
подборка речевых
Формы аттестации по итогам учебного года:
- Участие в конкурсах и фестивалях художественного чтения в рамках
районного, городского и областного масштаба
- Участие в концертах, фестивалях, мероприятиях ДЮЦ и клуба «Спутник»
- Открытое занятие, отчетный концерт
Смелый, уверенный вход в будущее, развитие эмоциональной сферы,
умение владеть своим голосом, донести до слушателя авторские и свои
мысли, доброжелательность в общении со сверстниками и взрослыми –
вот к чему должны прийти дети, прошедшие обучение по программе
«Живое слово».
Список
Рекомендуемой литературы для репертуара учащихся
Первый год обучения:
1. Андерсен Г. Х. Сказки
2. Басни Крылова С., Эзопа.
3. Бажов Серебреное копытце.
4. Братья Гримм. Сказки
5. Волков А. Волшебник изумрудного города
6. Драгунский В. Денискины рассказы
7. Каверин В. Два капитана
8. Легенды и мифы Древней Греции (под ред. Н. Куна)
9. Носов Н. Незнайка и его друзья
10.Новогодняя тематика
11.Олеша Ю. Три толстяка
12.Паустовский К. Стальное колечко
13.Поэзия Великой Отечественной войны
14.Поэзия Блока, Есенина, Маяковского
15.Перро Ш. Сказки
16.Пушкин А.С. Сказки. Поэзия.
17.Распе Р. Э. Барон Мюнхгаузен
18.Русские народные пословицы, поговорки, потешки, дразнилки, считалки,
загадки
19.Русские народные сказки
20.Русские былины
21.Сент-Экзюпери А. Маленький принц
22.Твен М. Принц и нищий. Приключения Тома Сойера и Геккельберри Финна
23.Теффи Н. Юмористические рассказы
24.Чарская Л. Рассказы для детей
25.Шукшин В. М. Рассказы
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
Второй год обучения.
Аверченко А. Юмористические рассказы
Грин Г. Алые паруса. Рассказы
Гоголь Н. В. Мёртвые души. Петербургские повести. Шинель. Вечера на
хуторе близ Диканьки. Тарас Бульба
Дюма А. Три мушкетера.
Зощенко М. Юмористические рассказы
Лесков Н.С. Левша. Тупейный художник
Лермонтов М.Ю. Стихотворения. Поэмы. Герой нашего времени
Поэзия Ломоносова, Державина, Радищева, Жуковского, Некрасова,
9. Поэзия Серебряного века. В. Я. Брюсов, Н. С. Гумилёв, М. И. Цветаева, О.
Мандельштам, А. Белый, А. Ахматова, В. Ходасевич, Д. Мережковский
10.Пушкин А.С. Стихотворения. Поэмы. Повести Белкина. Пиковая дама
11.Жемчужникова, Тютчева, Фета, Баратынского
12.Салтыков-Щедрин М. Е. История одного города. Сказки. Господа Головлёвы
13.Симонов К. Поэзия
14.Тэффи Н. Юмористические рассказы
15.Твардовский А. «Василий Тёркин»
16.Чехов А.П. Рассказы.
1.
2.
3.
4.
5.
6.
Список литературы для учащихся
Аксёнова М.Д. Знаем ли мы русский язык? История некоторых названий,
или, Вот так сказанул. Издательство: Центрполиграф, 2014.
Аксёнова М.Д. Знаем ли мы русский язык? Истории происхождения слов
увлекательнее любого романа и таинственнее любого детектива.
Издательство: Центрполиграф, 2014.
Алферова Любовь «Речевой тренинг. Дикция и произношение». – СПБ.:
СПБАТИ, 2012.
Арнаутова А.Г. Игры со звуком. – М. «Творческий центр Сфера»- 2012.
Крылов И.С. Басни, Библиотека школьника. Издательство Искатель. 2017.
Литература для школьников, авторы: П.Э.Лион, Н.М.Лохова, Москва,
«Дрофа», 2012.
Список литературы для педагога
1. Алферова Любовь «Речевой тренинг. Дикция и произношение». – СПБ.:
СПБАТИ, 2012.
2. Алферова Любовь «Речевой тренинг. Дикция и произношение». – СПБ.:
СПБАТИ, 2012.
3. Алферова Любовь «Сценическая речь. Теория. История. Практика.» –
СПБ.: СПБАТИ, 2013.
4. Аксёнова М.Д. Знаем ли мы русский язык? Используйте крылатые
выражения,
зная
историю
их
возникновения.
Издательство: Центрполиграф, 2014.
5. Аксёнова М.Д. Знаем ли мы русский язык? История некоторых названий,
или, Вот так сказанул. Издательство: Центрполиграф, 2014.
6. Аксёнова М.Д. Знаем ли мы русский язык? Истории происхождения слов
увлекательнее любого романа и таинственнее любого детектива.
Издательство: Центрполиграф, 2014.
7. Артоболевская Г.В. Очерки по художественному чтению. М: 2013.
9. Гербова В.В. Приобщение к художественной литературе. – М. «Мозаика –
Синтез», 2012.
10. Итина О.М «Искусство звучащего слова» - МЛ 1988
11. Козлянинова И.П. Сценическая речь» М. 1976
12. Казакова Л.С. «Голосо-речевой тренинг и работа над литературным
текстом» Челябинск, 2005
13. Полозова Т.Д. О власти искусства слова и ценности чтения. М., 2010.
14. Министерство образования Московской области ГБОУ МО ЦРТДЮ
«Дополнительные образовательные программы: из опыта работы» - Москва,
2012.
15. Чёрная Е.И. Основы сценической речи. Фонационное дыхание и голос.
Издательство Лань. Планета музыки. 2012