Гитара зовёт

1

Содержание программы
Информационная карта .......................................................................................... 3
1. Комплекс основных характеристик программы .............................................. 4
1.1. Пояснительная записка .............................................................................. 4
1.2. Цели и задачи программы.......................................................................... 9
1.3. Воспитательный аспект программы ......................................................... 9
1.4. Календарный учебный график, учебно-тематический план,
содержание программы и планируемые результаты по годам обучения .. 15
1 год обучения.............................................................................................. 15
2 год обучения.............................................................................................. 21
3 год обучения.............................................................................................. 25
1.5. Формы текущего контроля и промежуточной (итоговой) аттестации 30
2. Комплекс организационно-педагогических условий .................................... 32
2.1. Методическое обеспечение ..................................................................... 32
2.2. Материально-техническое обеспечение и оснащенность
образовательного процесса............................................................................. 33
2.3. Списки литературы .................................................................................. 34
Приложение 1. Контрольно-измерительные материалы программы .............. 36
Мониторинг предметных и метапредметных результатов освоения
программы ........................................................................................................ 36
Мониторинг личностных результатов освоения программы ..................... 37
Приложение 2. План концертной деятельности объединения ......................... 39
Приложение 4. Репертуар ..................................................................................... 40
Приложение 5. Список аудиозаписей для обучающихся ................................. 41
Приложение 6. Учебный план дистанционного обучения ............................... 42

2

Информационная карта
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
«Гитара зовёт»
Тип программы
Образовательная область
Направленность деятельности

Модифицированная
Музыкальное искусство
Художественная

Способ освоения содержания
программы
Уровень освоения содержания
программы
Возрастной уровень реализации
программы
Форма реализации программы

Репродуктивный, творческий

Продолжительность реализации
программы
Год разработки программы

3 года

базовый
9-18 лет
Групповая

2010 год

3

1. Комплекс основных характеристик программы
1.1. Пояснительная записка
Направленность
программы.
Дополнительная
общеобразовательная общеразвивающая программа «Гитара зовёт»
разработана в 2010 году и корректируется ежегодно. Содержание программы
«Гитара зовёт» имеет художественную направленность и нацелено на
воспитание нравственных основ личности посредством приобщения детей и
подростков к искусству авторской песни.
Основанием для разработки программы являются нормативноправовые документы, регламентирующие работу дополнительного
образования:
– Федеральный закон РФ от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»;
– Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных
гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;
– Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года
(утв. распоряжением Правительства РФ от 31.03.2022 № 678-р);
– Национальный проект «Образование» (утв. президиумом Совета при
Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам
(протокол от 24.12.2018 № 16) «Успех каждого ребёнка», «Цифровая
образовательная среда», «Молодые профессионалы», «Социальная
активность»;
– Приказ Министерства просвещения Российской Федерации № 629 от
27.07.2022 «Об утверждении порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам»;
– Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
28.09.2020 № 28 об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
– Письмо Минобрнауки РФ от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении
рекомендаций»
(вместе
с
Методическими
рекомендациями
по
проектированию дополнительных общеразвивающих программ);
– Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период
до 2025 года (утверждена распоряжением Правительства Российской
Федерации от 29.05.2015 № 996-р);
Документы и локальные акты учреждения:
– Устав МБУДО «ДЮЦ»;
– Программа развития МБУДО «ДЮЦ»;
– Программа воспитания МБУДО «ДЮЦ»;
– Положение МБУДО «ДЮЦ» о дистанционном обучении;
– Положение о системе оценок, форм, порядке и периодичности
промежуточной и итоговой аттестации обучающихся.
Программа реализуется на бюджетной основе.
4

Актуальность программы определяется прежде всего запросом
общества на сформированную творческую личность, обладающую высокими
духовно-нравственными качествами и формирующуюся в том числе
благодаря музыкальной деятельности. Инструментальная музыка и песня
удовлетворяет потребность подростка в самовыражении и желании
гармонизировать отношения со сверстниками.
Песня – самая простая форма вокальной музыки – в жизни человека
испокон веков играла весьма значимую роль, сопровождая его и в горе, и в
радости. Ещё со времён античности музыка и поэзия были неразделимы, то
есть являлись видом единого искусства, который со всей полнотой отображал
жизнь различных социальных слоёв, а также наиболее полно передавал их
стремления и интересы. Вполне естественно, что в процессе интенсивного
развития данного демократичного жанра непрерывно появлялись новые виды,
среди которых особого внимания заслуживают народные, исторические,
детские, колыбельные, эстрадные, а также бардовские песни, в наше время
получивших название авторских.
Авторская песня – это обладающий яркими индивидуальными чертами,
своеобразный песенный жанр, который зародившись в неформальной тёплой
приятельской обстановке, более рассчитан не для концертного, а для бытового
исполнения. Данные композиции не сочиняются на заказ, а создаются на
глубоком эмоциональном подъеме внезапно и самопроизвольно. Главной
особенностью авторской песни является то, что создателем поэтического
текста и музыкального сопровождения композиции является автор, который
не значится профессиональным поэтом или музыкантом. Он же, как правило
под гитарный аккомпанемент, является и непременным исполнителем своего
сочинения. Авторскую песню принято характеризовать как поющую поэзию,
так как именно поэтический текст занимает в композиции пальму первенства,
а мелодическое сопровождение лишь способствует эмоциональному
воздействию на слушателей. Авторскую песню называют формой духовного
общения людей, которые считают себя единомышленниками. Авторисполнитель не отделяет себя от аудитории, а демонстрирует своё творчество
в виде простой, доверительной беседы и при этом рассчитывает на ответную
реакцию. Такому искусству присуща особая задушевность, глубокая
искренность и выражение сокровенных мыслей, а потому оно доступно
воспринимается любым человеком и очаровывает слушателей социальной
правдивостью волнующих проблем.
Авторская песня имеет не только художественную и творческую, а
также и социальную направленность. Тексты бардовской песни наполнены
нравственным смыслом. Авторская (бардовская) песня – это целый пласт в
российской культуре; эта увлекательная творческая деятельность,
сопровождающаяся многими фестивалями, конкурсами, концертами,
объединяет людей на природе.

5

Отличительные особенности программы
В данной программе предусмотрен широкий спектр деятельности. Здесь
дети выбирают для себя, чем они хотят заниматься: играть на гитаре или петь,
сочинять музыку или стихи, ходить в походы или участвовать в фестивалях, а
возможно, совмещать все вместе.
Образовательная программа реализуется в клубе по месту жительства, в
котором есть свои традиции и обычаи. Клуб максимально приближен к месту
проживания, доступен и открыт для свободного посещения, в нём создаётся
атмосфера тепла и уюта, где можно занять свой досуг, встретиться с друзьями.
Для многих детей такой клуб становится вторым домом, местом, где
несовершеннолетние в процессе проведения общих мероприятий приобретают
опыт позитивного взросления и социальной ответственности.
Педагог совместно с детьми на базе клуба, а также на базе других
площадок
(музыкально-нотный
отдел
Детской
библиотеки
им. В. Маяковского; школы Ленинского района и др.) занимается
организацией и проведением фестивалей, смотров, конкурсов и даже выставок
для показа результата творческой деятельности.
Обучающиеся обмениваются опытом с другими коллективами
авторской песни посредством выездов на фестивали, концерты и т.п.
Этапы реализации программы
1. Ознакомительный:
Дети знакомятся с основами аккомпанемента «Гитара», жанром
«Бардовская песня» и его классиками, осваиваются в клубе, включаются в
коллективные творческие дела клуба.
2. Обучающий.
На данном этапе ребята получают знания в рамках программы. Данный
этап реализации программы предусматривает следующее:
– упрощенное изучение музыкальной грамоты (бардовский минимум),
– овладение азами аккомпанемента и исполнения песни,
– практика гитарного аккомпанемента, вокала и сценического
мастерства,
– первый опыт выступления на сцене под собственный аккомпанемент,
– активное участие в коллективных творческих делах и социальнозначимых проектах.
3. Творческо-поисковый.
Учащиеся получают знания не только с помощью педагога, но и
самостоятельно
–
из
различных
информационных
источников,
рекомендованных педагогом. Также ребята занимаются самостоятельным
подбором репертуара, авторским творчеством, выступают на детских
концертах, участвуют в проектной деятельности, коллективных творческих
делах.
Адресат программы. Данная программа рассчитана на детей от 9 до 18
лет.
6

Возрастные особенности обучающихся 9–10 лет
В младшем школьном возрасте закладывается фундамент нравственного
поведения, происходит усвоение моральных норм и правил поведения,
начинает формироваться общественная направленность личности. В сознании
ребёнка закладываются определённые нравственные идеалы, образцы
поведения. Ребёнок начинает понимать их ценность и необходимость.
Именно в этом возрасте ребёнок переживает свою уникальность, он
осознает себя личностью, стремится к совершенству. Это находит своё
отражение во всех сферах жизни ребёнка, в том числе и во взаимоотношениях
со сверстниками. Дети находят новые групповые формы активности, занятий.
Дети 9-10 лет отличаются большой жизнерадостностью, внутренней
уравновешенностью, постоянным стремлением к активной практической
деятельности. Эмоции занимают важное место в психике этого возраста, им
подчинено поведение ребят. Дети этого возраста весьма дружелюбны, легко
вступают в общение. Для них все большее значение начинают приобретать
оценки их поступков не только со стороны старших, но и сверстников. Их
увлекает совместная коллективная деятельность. Они легко и охотно
выполняют поручения и отнюдь не безразличны к той роли, которая им при
этом выпадает. Они хотят ощущать себя в положении людей, облеченных
определенными обязанностями, ответственностью и доверием. Неудача
вызывает у них резкую потерю интереса к делу, а успех сообщает
эмоциональный подъём.
Возрастные особенности детей 11–14 лет
В
данном
возрасте
происходит
изменение
поведенческих
характеристик: у подростков формируется система ценностей и взглядов. Ярко
выражено желание проявить свои способности, определиться с той сферой, в
которой можно их реализовать. Важнейшим содержанием психического
развития подростков становится развитие самосознания, у подростков
возникает интерес к своей собственной личности, к выявлению своих
возможностей и их оценке. В нравственном плане подросток начинает
руководствоваться в своем поведении теми нравственными убеждениями,
которые он усваивает под влиянием окружающей среды.
В подростковом возрасте происходит изменение характера
познавательной деятельности. Подросток становится способным к более
сложному аналитико-синтетическому восприятию предметов и явлений. У
него формируется способность самостоятельно мыслить, рассуждать,
сравнивать, делать относительно глубокие выводы и обобщения. Развивается
способность к абстрактному мышлению.
Для подросткового возраста характерно интенсивное развитие
произвольной памяти, возрастание умения логически обрабатывать материал
для запоминания. Характерная особенность подросткового возраста – половое
созревание организма. Половое созревание вносит серьёзные изменения в
жизнь ребенка, нарушает внутреннее равновесие, вносит новые переживания,
влияет на взаимоотношения мальчиков и девочек. Стоит обратить внимание
7

на такую психологическую особенность данного возраста, как
избирательность внимания. Это значит, что дети откликаются на необычные,
захватывающие занятия и дела, а быстрая переключаемость внимания не дает
возможности сосредоточиться долго на одном и том же деле. Однако, если
создаются трудно преодолимые и нестандартные ситуации, ребята
занимаются работой с удовольствием и длительное время. Потребности
подростка могут быть реализованы только в процессе активного опробования
себя во взаимодействии с окружающими, в различных видах деятельности,
поступках, действиях.
Возрастные особенности обучающихся 15-18 лет
В этом возрасте происходит существенное изменение самосознания –
повышается значимость собственных ценностей, частные самооценки
собственных качеств личности перерастают в целостное отношение к себе.
Человек осознает себя принадлежностью мира. В этом возрасте происходит
формирование половой взрослой принадлежности. Юноши начинают
понимать значение слова «мужчина», а девушки – слово «женщина».
Старшеклассники пытаются обратить внимание на собственную непохожесть
и уникальность и пытаются это подчеркнуть возможными средствами. Многие
ребята в этом возрасте задумываются о своей карьере, ставят определённые
жизненные цели и пытаются поэтапно их реализовать. Этот возраст
характерен мечтанием о будущем и с будущим связаны все переживания
подростков.
Старшеклассники сенситивны к освоению своего внутреннего мира,
идет совершенствование умения управлять собой, обогащение эмоциональной
сферы.
Характерной чертой нравственного развития в этом возрасте является
усиление сознательных мотивов поведения. Развиваются и укрепляются
следующие качества: целеустремлённость, решительность, настойчивость,
самостоятельность, инициативность, умение владеть собой.
Условия набора и режим занятий. В творческое объединение
принимаются все учащиеся в возрасте от 9 до 18 лет, проявляющие интерес к
данному виду творчества (по личному заявлению или заявлению родителей
(законных представителей) учащегося). Набор проходит без предварительного
отбора. Каждый ребенок получает возможность для развития на своем уровне
музыкальности и одарённости.
Продолжительность одного часа занятий во всех группах составляет 45
минут. Занятия проводятся с 10-минутным перерывом, согласно СанПин.
В случае неблагоприятной эпидемиологической обстановки, связанной
с отменой занятий, погодными условиями, пропусками по уважительной
причине кого-то из обучающихся и других обстоятельств, предусмотрена
возможность обучения с применением дистанционных технологий. Занятия
проходят в форме видео уроков. Обратная связь осуществляется в форме
видеоотчетов.
8

Объём программы
Содержание программы реализуется в течение 3 лет. Общее количество
часов по программе составляет 576/648 часов.
Ведущая форма организации обучающихся на занятии – групповая.
Виды занятий: учебное занятие, репетиция, мастер-класс, тренинг,
мини-концерт.
Часть учебного времени отводится на посещение мастер-классов,
концертов, культурных центров города и общение с известными музыкантами
и исполнителями.
Учебное занятие включает: теоретическую часть, (согласно
календарному плану), практическую часть: упражнения дыхательной
гимнастики, распевку, разбор нового текстового и музыкального материала.
1.2. Цели и задачи программы
Цель – формирование музыкальной культуры и духовно-нравственное
развитие личности ребенка средствами авторской песни.
Для достижения цели ставятся следующие задачи:
Задачи воспитания:
− приобщение подростков к искусству авторской (самодеятельной) песни;
− формирование художественного вкуса;
− формирование нравственности у детей;
− обеспечение условий для плодотворного общения со сверстниками,
комфортной эмоциональной среды;
− прививание навыков здорового образа жизни.
Задачи развития:
− развитие творческой инициативности;
− развитие способности к организации полезного досуга.
Задачи обучения:
− овладение навыками аккомпанемента на шестиструнной гитаре;
− овладение основными элементами постановки голоса;
− овладение навыками сценического мастерства;
− осознание своих музыкальных способностей и творческих
возможностей с целью дальнейшей профессиональной ориентации на
деятельность в сфере культуры;
− знание правил гигиены голоса;
− овладение специальной терминологией.
Успешное решение всех этих задач возможно лишь при условии, что
деятельность учащихся на занятиях будет организована с учётом их
возрастных особенностей и способностей.
1.3. Воспитательный аспект программы
В рамках программы реализуется
воспитательной деятельности:
9

несколько

направлений

– через содержание программы (работа с содержанием песен);
Песни бардов основаны на жизненном опыте, они направлены на
высмеивание пороков, в них затронуты такие важные темы, как любовь,
дружба и уважение к природе, земле, миру, которые важны для
подрастающего поколения. При разучивании песен затронутые в них темы
обсуждаются в коллективе. Кроме того, участие в фестивалях и просмотр
концертов предполагает обсуждение сценической культуры поведения, форм
представления себя и своего творчества.
Приобщение воспитанников к искусству авторской песни происходит
постепенно, на каждом занятии. Уже на первом занятии педагог дает общее
представление о бардовской песне, о чем она, где используется и как
пригодится в жизни. В программе существует специальный раздел под
названием «Авторская песня», в котором подробно изучается история
бардовской песни, особенности данного жанра, происходит знакомство с
биографиями и творчеством авторов-исполнителей. При знакомстве с
биографиями авторов-исполнителей выполняется ещё одна воспитательная
задача: профориентационная, ведь бард – это не профессия, бард зарабатывает
себе на жизнь, работая на различных предприятиях, в школах и больницах
и т.д. Благодаря этому обучающиеся учатся разграничивать понятия
«профессия» и «хобби».
– через систему наставничества;
В рамках программы обучающиеся проявляют интерес к
наставничеству. Обучающиеся второго года активно помогают детям первого
года, а третьего – второму. Также выпускники очень часто приходят в гости,
помогая педагогу организовывать мероприятия, начиная с клубного масштаба
и заканчивая всероссийскими мероприятиями. Так, воспитанники и
выпускники объединения принимают участие в качестве стажёров-вожатых,
полноценных вожатых и входят в административный состав Всероссийского
детско-молодежного фестиваля дружбы и творчества «Солнечный круг».
– через участие воспитанников в мероприятиях объединения;
В объединении проходят традиционные мероприятия: Дни осеннего,
зимнего, весеннего и летнего именинника; День матери; Новый год; «23+8»;
Масленица, День Победы и Отчётный концерт. Каждое мероприятие проходит
в форме творческой встречи: ребята поют тематические песни, выступают с
рассказом о празднике, обычае и готовят чаепитие.
– через участие воспитанников в мероприятиях ДЮЦ;
Воспитанники клуба активно принимают участие в проекте «Я –
наставник». Каждый сбор в рамках данного проекта заканчивается «орлятским
кругом», которые проводят дети клуба.
– через участие воспитанников в мероприятиях района.
С 2019 года под руководством воспитанника клуба совместно с
музыкально-нотным отделом Детской библиотеки им. В. В. Маяковского
реализуется проект «Концертная деятельность в Музыкально-нотном отделе
Детской библиотеки им. В. Маяковского».
Основные формы воспитательной работы: беседа, просмотр концертов с
обсуждением, участие в фестивалях.
10

Календарный план воспитательной работы
№

Название события,
мероприятия

Форма проведения

1

День открытых дверей

Беседа

2

Посвящение в
воспитанники ДЮЦ

Участие
мероприятии

3

День осеннего именинника Чаепитие

4

Концертно-конкурсная
деятельность

5

Праздник осени

Сроки

сентябрь
в сентябрь

Воспитательный результат

Информационный продукт,
иллюстрирующий успешное
достижение цели события
(ссылки на размещение)

Привлечение внимания к бардовской
песне
Приобщение воспитанников к команде Фотоотчёт в группе ДЮЦ
ДЮЦ, знакомство с коллективом, https://vk.com/mbudo_dyc
вовлечение в образовательный процесс

октябрь

Командообразование,
сплочение
коллектива
Участие в концертах и в течение Формирование
умения
конкурсах
года
сконцентрироваться,
поделиться
опытом, выявить и разобрать свои и
чужие
ошибки.
Формирование
способности
к
самоанализу,
самодисциплине.
Сплочение
коллектива,
формирование
способности
к
взаимовыручке,
ответственности.
Познавательнооктябрь
Знакомство с традициями осени, с
развлекательный
сезонными
социокультурными
концерт-беседа
традициями,
с
музыкально(интерактивная
поэтическими произведениями об
форма)
осени. Развитие организационного
опыта.
11

Отчёт в группе объединения
https://vk.com/kap_gitara_zovet
Отчёт в группе объединения
https://vk.com/kap_gitara_zovet

Отчёт в группе объединения
https://vk.com/kap_gitara_zovet

День самоуправления

Подготовка
и октябрь
проведение учебного
занятия
старшими
воспитанниками

Отчёт в группе объединения
https://vk.com/kap_gitara_zovet

6

День матери

Организация клубного
концерта

Отчёт в группе объединения
https://vk.com/kap_gitara_zovet

7

Посещение
выступлений

8

Празднование Нового года

Новогодняя
программа

9

День зимнего именинника

Чаепитие

10

Районный
детско- Организация
и
юношеский
фестиваль проведение фестиваля
авторской песни «Гитара
по кругу»
23 + 8
Познавательнофевральразвлекательный
март

11

творческих Творческая
концерт

встреча,

игровая

Вовлечение старших воспитанников в
процесс подготовки учебного занятия.
Профориентация.
Воспитание
сплоченности коллектива, развитие
дружеских качеств.
ноябрь
Формирование понимания значимости
семьи и бережного отношения к
семейным
ценностям.
Развитие
организационного опыта.
в течение Расширение познаний воспитанников в
года
бардовской песне, формирование
умения воспринимать происходящее
на сцене и провести его анализ с целью
применения полученного опыта в
творческой деятельности.
декабрь
Сплочение коллектива в неформальной
обстановке.
Воспитание
чувства
коллективизма.
Знакомство
с
новогодними и рождественскими
традициями.
январь
Командообразование,
сплочение
коллектива
февраль
Профориентация (ведущие, работники
сцены, администрирование фестиваля).

Отчёт в группе объединения
https://vk.com/kap_gitara_zovet

Отчёт в группе объединения
https://vk.com/kap_gitara_zovet

Отчёт в группе объединения
https://vk.com/kap_gitara_zovet
Отчёт в группе объединения
https://vk.com/kap_gitara_zovet

Вовлечение старших воспитанников в Отчёт в группе объединения
процесс подготовки сценария и мини- https://vk.com/kap_gitara_zovet
12

12

13

14

15
16

концерт-беседа
(интерактивная
форма)
Открытый
городской Помощь
в март
детско-молодёжный
организации
и
фестиваль авторской песни проведении
«Поющие дворы»
фестиваля, участие в
мастер-классах
Тематический концерт «В Познавательномире профессий»
развлекательный
концерт-беседа
(интерактивная
форма)
Празднование Дня Победы Познавательный
концерт-беседа
(интерактивная
форма)

апрель

выступлений.
Воспитание
сплоченности коллектива, развитие
дружеских качеств.
Профориентация (ведущие, работники Отчёт в группе объединения
сцены, администрирование фестиваля). https://vk.com/kap_gitara_zovet
и
в
группе
фестиваля
«Поющие дворы»
https://vk.com/pdfestival
Профориентация. Вовлечение старших Отчёт в группе объединения
воспитанников в процесс подготовки https://vk.com/kap_gitara_zovet
сценария и мини-выступлений.

май

Воспитание
патриотизма
и
гражданственности,
чувства
благодарности к погибшим в годы
Великой Отечественной войны, а также
развитие и поддержание интереса к
историческому
прошлому
своей
Родины.
День весеннего и летнего Чаепитие
май
Командообразование,
сплочение
именинника
коллектива.
Мероприятия в ДЮЦ в Участие
в в течение Развитие наставничества в коллективе.
рамках проекта «Я – интерактивных
года
Развитие способности делиться своими
наставник»
площадках,
знаниями и умениями с ровесниками.
подготовка
и
Выявление и поддержка талантливых
проведение
мастердетей.
классов
для
13

Отчёт в группе объединения
https://vk.com/kap_gitara_zovet

Отчёт в группе объединения
https://vk.com/kap_gitara_zovet
Отчёт в группе объединения
https://vk.com/kap_gitara_zovet
и в группе ДЮЦ
https://vk.com/mbudo_dyc

17

18

обучаемых
объединений ДЮЦ
Всероссийский фестиваль Помощь
в май
дружбы
и
творчества организации
и
«Солнечный круг»
проведении
фестиваля, участие в
мастер-классах
Отчётный концерт СП
Участие в концерте
май

19

Церемония
сертификатов
выпускников

20

Реализация
проекта Организация
и в течение
«Концертная деятельность проведение концертов года
в
Музыкально-нотном
отделе
Детской
библиотеки
им.
В.
Маяковского»
Летний лагерь ДЮЦ
Помощь в проведении июнь
лагеря
(подготовка
вожатых)

21

вручения Награждение,
концертное
выступление

май

Профориентация
(сценаристы,
ведущие,
работники
сцены,
администрирование
фестиваля,
вожатые, стажёры).

Отчёт в группе объединения
https://vk.com/kap_gitara_zovet
и в группе фестиваля
https://vk.com/solkrug2023

Приобщение воспитанников к команде
СП, сплочение детского коллектива.
Развитие
самостоятельности
и
творческих способностей учащихся.

Отчёт в группе объединения
https://vk.com/kap_gitara_zovet
Отчёт в группе объединения
https://vk.com/kap_gitara_zovet
и в группе ДЮЦ
https://vk.com/mbudo_dyc
Отчёт в группе объединения
https://vk.com/kap_gitara_zovet
и в группе библиотеки
https://vk.com/muz_chodb

Развитие
самостоятельности
и
творческих способностей учащихся.
Профориентация
(сценаристы,
ведущие,
работники
сцены,
фотографы).
Развитие
самостоятельности
и
творческих способностей учащихся.
Профориентация (вожатые).

14

1.4. Календарный учебный график, учебно-тематический план,
содержание программы и планируемые результаты по годам обучения
Календарный учебный график
Показатель
Количество учебных
недель в год
Периодичность занятий
в неделю
Продолжительность
занятия, часы
Количество часов в
неделю
Количество часов в год
Общее количество часов
по программе

1 год обучения

2 год обучения

3 год обучения

36

36

36

2/3

3

3

2

2

2

4/6

6

6

144/216

216

216

576/648 часов

Общий учебный план
№

Название раздела

1

Вводное занятие,
Инструктаж, Введение в
ОП
Аккомпанемент «Гитара»

2
3
4
5
6
7.

1 год
обучения

2 год
обучения

3 год
обучения

2

2

2

42/52

58

57

96/138

125

130

3
11/15

3
22

3
18

4

4

4

2
216

2
216

2
216

Авторская (бардовская)
песня
Музыкальная теория
Концертная деятельность
Промежуточная и
итоговая аттестация
Итоговое занятие
Итого

Формы
контроля/аттестаци
и
Опрос
Тест, контрольное
задание
Прослушивание,
Мини-концерт
Тест
Концертное
выступление
Концертное
выступление
–
648

1 год обучения
Учебный план
№

1
2

Тема
Вводное занятие, инструктаж,
введение в ОП
Аккомпанемент «Гитара»
15

Всего

Теория

Практика

2

2

-

Форма
контроля/
аттестации
Опрос

42/52

10/14

32/38

Тест

3.9
4
4.1
5
5.1
5.2
6

История гитары
Строение гитары, основные
составляющие, посадка гитариста
Разминка для пальцев
Изучение аккордов
Тональность Ля минор
Тональность Ми минор
Тональность До мажор
Прием Барре
Тональность Ре минор
Изучение способов извлечения звуков
- бой четвёрка
- щипок 2/4
- четырёхзвучное арпеджио
- приём «Глушение большим пальцем»
- бой шестёрка
Авторская (бардовская) песня
История бардовской песни
Особенности жанра
Творчество классиков жанра
Разбор текста песен
Разбор мелодии песен
Разбор аккордов песен
Разбор смысловой нагрузки песни
Работа над голосом:
– постановка вокального дыхания
– постановка вокальной опоры
Разучивание песен
Музыкальная теория
Основы нотной системы
Концертная деятельность
Подготовка к конкурсам, фестивалям
Концерты, фестивали
Промежуточная аттестация

7.

Итоговое занятие

2.1
2.2
2.3
2.4

2.5

3
3.1
3.2
3.3
3.4
3.5
3.6
3.7
3.8

Всего

16

2
2

2
1

–
1

9
17
4
4
3
3
3
16/22
8/9
5/7
1/2
1/2
1/2
96/138
2
2
10/18
10/18
10/18
10/20
8/20
20
10
10
16/20
3
3
11/15
11
4
4

1
5
1
1
1
1
1
5
0/1
0/1
0/1
0/1
0/1
20
2
2
2
2
2
2
4
2
1
1
2
2
2
2/3
2
1
–

8
12
3
3
2
2
2
11/17
8
5/6
1
1
1
76/118
–
–
8/16
8/16
8/16
8/18
4/16
18
9
9
14/18
1
1
9/12
9
3
4

2
216

2
37

–
179

Прослушива
ние,
миниконцерт

Тест
Концертное
выступление
Концертное
выступление
–

Календарно-тематический план
№
1
2
2.1
2.2
2.3
2.4

2.5

3
3.1
3.2
3.3
3.4
3.5
3.6
3.7
3.8

Тема
Вводное занятие, инструктаж,
введение в ОП
Аккомпанемент «Гитара»
История гитары
Строение гитары, основные
составляющие, посадка гитариста
Разминка для пальцев
Изучение аккордов:
– тональность Ля минор
– тональность Ми минор
– тональность До мажор
– приём Барэ
– тональность Ре минор
Изучение способов извлечения звуков:
– бой четвёрка
– щипок 2/4
– четырёхзвучное арпеджиио
– приём «глушение большим пальцем»
– бой шестёрка
Авторская (бардовская) песня
История авторской песни
Особенности жанра
Творчество классиков жанра
Разбор текста песен
Разбор мелодии песен
Разбор аккордов песен
Разбор смысловой нагрузки песни
Работа над голосом
– постановка вокального дыхания

Сентябрь Октябрь
2
-

Ноябрь
-

Декабрь
-

Январь
-

Февраль
-

Март
-

Апрель
-

Май
-

16
2
2

14
-

6
-

3
-

6
-

4
-

1
-

1
-

1
-

1
4
4
7
7
6
2
2
2
1

1
4
4
9
2
7
10
2
2
3
2
1

1
3
3
2
2
14
2
2
2
4
2
1

1
2
17
4
1
4
2
2
2
1

1
3
3
2
-

1
3
3
-

1
-

1
-

1
-

2
16
4
2
2
2
2
2
1

18
4
4
2
2
2
2
1

20
4
4
4
1
3
2
1

21
2
4
4
5
2
1

16
1
4
2
4
2

17

3.9
4
4.1
5
5.1
5.2
6
7.

– постановка вокальной опоры
Разучивание песен
Музыкальная теория
Основы нотной системы
Концертная деятельность
Подготовка к концертам, конкурсам,
фестивалям
Концерты, фестивали
Промежуточная аттестация
Итоговое занятие
Всего

1
-

1
1
-

1
2
4
2

1
2
2
-

1
2
2
2

1
2
2
2

1
2
3
3
-

1
4
-

2
5
5
5

24

24

2
24

2
2
24

24

24

24

2
24

2
24

Содержание программы
№

Название темы

часы

Теоретическая часть

часы

Вводное занятие.
Инструктаж по т/б,
введение в ОП
Аккомпанемент
«Гитара»

2

См. Приложение №6

2

52

Исторические сведения о
гитаре.
Общие сведения о гитаре,
диапазон, настройка
гитары. Посадка при игре
на гитаре. Постановка
правой и левой руки.
Обозначение пальцев

14

Практическая часть

Движения пальцев при
игре на гитаре.
Упражнения на
постановку рук.

18

часы

Что должны знать и уметь

-

Знать инструктаж по т/б
Уметь эвакуироваться без паники

38

Знать историю гитары.
Знать строение гитары и основные
составляющие.
Знать обозначение пальцев.
Уметь правильно сидеть при игре
на гитаре, ставить правую и левую
руки.
Уметь играть бои «четвёрка» и
«шестёрка», щипок 2/4,
четырёхзвучное арпеджио и
пользоваться приёмом «глушение
большим пальцем»

Авторская
(бардовская) песня

138

Понятие «Авторская
песня».
Отличие от других
песенных жанров.
История авторской песни.
Фестивали авторской
песни. Знакомство с
авторами-исполнителями.
Понимание смысла песен.

20

Песни – эхо
Пение песен с листа

118

Работа над голосом

20

Знакомство с разными
видами распевок и
дыхательных гимнастик

2

18

Визитка

30

5

25

Знать основы придумывания
визиток.
Уметь подготавливать концертные
номера.
Уметь слушать других.
Знать правила поведения на сцене и
в зрительном зале.
Иметь навык выступления на сцене.

Подведение итогов

4

Сочинение визитки.
Правила поведения на
сцене и в зрительном зале.
Инструктаж по технике
безопасности и правилам
поведения в общественных
местах.
Основы актёрского
мастерства.
Беседа-обсуждение о
результатах и перспективах
обучения.

Распевки и
дыхательная
гимнастика перед
каждым занятием.
Репетиция визитки.
Опыт выступления на
сцене, работа с
публикой.

-

-

-

4

19

Знать отличие авторской песни от
других жанров.
Знать бардов: Ю. Визбор,
В. Высоцкий, Б. Окуджава,
А. Галич, В. Городницкий, Вадим и
Валерий Мищуки, Вера и Нина
Вотинцевы, Ю. Гарин, А. Дольский,
Ю. Ким.
Знать до 10 песен.
Уметь играть песни.
Знать распевки и дыхательную
гимнастику.

Результаты освоения программы 1 года обучения
Предметные результаты:
Знания:
− истории гитары и бардовской песни
− биографии авторов-исполнителей (классиков), их творчество
− песен
− правил посадки и постановки рук при игре на гитаре
− записи аккордов: табличная
− правил положения корпуса, рук, ног, шеи во время пения
Умения:
− петь в унисон
− играть на гитаре
− извлекать звук приемами: щипок 2/4, арпеджио шестизвучное, бои
«четвёрка» и «шестёрка»
− использовать прием «глушение большим пальцем»
− правильно держать корпус, руки, ноги, шею во время пения
Навыки:
− развитого песенного интонирования;
− участия в отчетных концертах, семинарах, фестивалях авторской
песни.
Метапредметные результаты:
Знания:
− правил гигиены и охраны голоса
− основных правил звукопроизношения
− понятий: артикуляция, интонирование, унисон, регистры, размер,
такт
− правил техники безопасности, поведения, оказания доврачебной
помощи.
Умения:
− вступать в общение и взаимодействовать.
Навыки:
− развитого дыхания
− умения осмысливать тексты бардовских песен с извлечением
жизненных уроков.
Личностные результаты:
Навыки:
− восприятия эстетического вкуса
− общения в коллективе.
Компетенции первого года обучения:
− умение отличить авторскую песню от других жанров.
20

− умение пользоваться нижнеребёрным дыханием.
− умение играть на гитаре стоя и при этом петь.
− организация своего досуга.
2 год обучения
Учебно-тематический план
№

Тема

Всего

Теория

Практика

1

Вводное занятие.
Инструктаж по т/б, введение в ОП
Аккомпанемент «Гитара»
Разминка для пальцев
Изучение аккордов
– тональность Си минор
– тональность Ре мажор
– тональность Ля мажор
– тональность Ми мажор
Изучение способов извлечения звуков
– ломанное арпеджио
– щипок 4/4
– бой «марш»
Авторская (бардовская) песня
История туристской песни
Творчество уральских авторовисполнителей
Разбор текста песен
Разбор мелодии песен
Разбор аккордов песен
Разбор смысловой нагрузки песни
Постановка голоса
– дыхательная гимнастика
– распевка
– разложение на голоса
Разучивание песен
Музыкальная теория
Гитара в первых позициях
Концертная деятельность
История фестивалей авторской песни
Сценическая культура
Подготовка сценических номеров
Концерты, конкурсы, фестивали
Промежуточная аттестация

2

2

-

58
9
24
6
6
6
6
25
9
8
8
125
2
18

8
1
4
1
1
1
1
3
1
1
1
29
2
2

50
8
20
5
5
5
5
22
8
7
7
96
16

11
13
13
10
38
10
12
16
20
3
3
22
2
4
12
4
4

2
3
3
2
14
3
5
6
1
2
2
6
2
2
1
1
-

9
10
10
8
24
7
7
10
19
1
1
18
2
11
3
4

2
216

2
45

171

2
2.1
2.2

2.3

3
3.1
3.2
3.3
3.4
3.5
3.6
3.7

3.8
4
4.1
5
7.1
7.2
7.3
7.4
6
7

Итоговое занятие
Всего

21

Форма
контроля/ат
тестации
Опрос
Контрольное
задание

Прослушива
ние,
Миниконцерт

Тест
Педагогичес
кое
наблюдение

Концертное
выступление
-

№
1
2
2.1
2.2

2.3

3
3.1
3.2
3.3
3.4
3.5
3.6
3.7

3.8
4
4.1

Тема
Вводное занятие.
Инструктаж по т/б, введение в ОП
Аккомпанемент «Гитара»
Разминка для пальцев
Изучение аккордов
– тональность Си минор
– тональность Ре мажор
– тональность Ля мажор
– тональность Ми мажор
Изучение сложных способов
извлечения звуков
– ломанное арпеджио
– щипок 4/4
– бой «марш»
Авторская (бардовская) песня
История туристской песни
Творчество уральских авторовисполнителей
Разбор текста песен
Разбор мелодии песен
Разбор аккордов песен
Разбор смысловой нагрузки песни
Постановка голоса
– дыхательная гимнастика
– распевка
– разложение на голоса
Разучивание песен
Музыкальная теория
Гитара в первых позициях

Календарно-тематический план
Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь
2
-

Январь
-

Февраль
-

Март
-

Апрель
-

Май
-

8
1
4
4
3

8
1
4
2
2
3

8
1
4
4
4

10
1
4
4
5

8
1
4
2
2
3

8
1
4
4
3

4
1
3

3
1
2

1
1
-

3
14
2
-

3
4

3
3

5
-

3
4

3
4

3
3

2
2

-

7
1
2
4
5
-

1
1
2
3
1
2
2
-

1
1
1
2
1
1
1
1
1
1

1
1
1
3
2
1
1
4
1
1

1
1
1
2
1
1
2
3
1
1

1
1
2
2
2
1
1
1
-

4
1
2
1
2
1
1
1
3
-

3
3
2
1
2
1
1
6
-

5
5
1
3
1
2
1
1
-

22

-

5
5.1
5.2
5.3
5.4
6
7

Концертная деятельность
История фестивалей авторской песни
Сценическая культура
Подготовка сценических номеров
Концерты, конкурсы, фестивали
Промежуточная аттестация
Итоговое занятие
Всего

24

3
1
2
24

5
1
2
2
24

2
1
1
2
24

1
1
24

3
3
24

3
3
24

2
1
1
2
24

5
2
3
2
24

Содержание программы
№

Название темы

часы

Теоретическая часть

часы

Вводное занятие.
Инструктаж по т/б,
введение в ОП
Аккомпанемент
«Гитара»

2

См. Приложение № 6

2

Туристская песня

2

Авторская
(бардовская) песня
Урала

10

58

История туристской
песни
Знакомство с авторамиисполнителями.

Практическая часть

часы

-

7

Аккорды, бой, перебор и
щипок

51

2

-

-

10

-

-

23

Что должны знать и уметь

Знать инструктаж по т/б
Уметь эвакуироваться без
паники
Знать строение гитары и
основные составляющие.
Знать обозначение пальцев.
Уметь правильно ставить
аккорды
Уметь играть бой, перебор,
щипок
Знать историю туристской
песни
Знать особенности
бардововской песни и
авторов-бардов Урала

Работа с песнями

62

Разбор текстов,
мелодии, аккордов
песен. Придание
смысла песням.
Постановка голоса,
разложение на голоса,
разучивание песен,
прогон песен перед
публикой.

10

Разбор текстов, мелодии и
аккордов песен бардов
Урала, придание им
смысла и их разучивание.
Постановка голоса.
Разложение на голоса.
Прогон песен перед
публикой.

52

Распевки,
дыхательная
гимнастика

16

1

Распевки и дыхательная
гимнастика перед каждым
занятием.

15

Визитка

10

-

Репетиция визитки.
Опыт выступления на
сцене, работа с публикой.

10

-

Фестивали

4

Знакомство с разными
видами распевок и
дыхательных
гимнастик.
Инструктаж по технике
безопасности и
правилам поведения в
общественных местах.
Основы актерского
мастерства.
История. Сценическая
культура

Знать гармонические обороты
изучаемых песен.
Знать аккорды к изучаемым
песням.
Знать по четыре песни
изучаемых авторов Урала.
Уметь разбирать тексты и
мелодии песен.
Иметь навыки вокального
мастерства.
Иметь навыки выступления на
сцене.
Распевки, правильно дышать

3

Выступление на
фестивалях.

1

Подведение итогов

1

-

-

Знать историю фестивалей.
Знать правила поведения на
сцене.
Иметь навыки выступления на
фестивалях.
-

Обсуждение что
1
достигнуто, что не
получилось достигнуть,
над чем стоит
задуматься.
24

Ожидаемые результаты 2 года обучения
Предметные результаты:
Знания:
− биографии авторов-исполнителей (уральских), их творчество
− запись аккордов: цифровая.
Умения:
− петь в 2 голоса
− извлекать звук приемами: щипок 1/2, арпеджио трехзвучное, бой 6-ка
− аккомпанировать песни.
Навыки:
− пения в ансамбле.
Метапредметные результаты:
Знания:
− скороговорок.
Умения:
− сочинение четверостиший.
Навыки:
− выступления на сцене.
Личностные результаты:
Навыки:
− обучения других игре на гитаре.
Компетенции второго года обучения
− самостоятельно (без педагога) слушать авторскую песню,
− умение видеть скрытый смысл песен,
− развитие эстетического вкуса,
− умение чисто интонировать,
− умение пользоваться микрофоном,
− организация досуга в жизнедеятельности клуба.
3 год обучения
Учебно-тематический план
№
1
2
2.1
2.2

Тема
Вводное занятие.
Инструктаж, введение
Аккомпанемент «Гитара»
Разминка для пальцев
Изучение аккордов
Постановка барэ (Минор)
Постановка барэ (Мажор)
Тональность Фа мажор
Тональность Соль мажор
Тональность Си мажор
Тональность До минор

Всего

Теория

Практика

2

2

-

57
9
32
4
4
4
4
4
4

11
1
8
1
1
1
1
1
1

46
8
24
3
3
3
3
3
3

25

Форма контроля
/аттестации
Опрос
Контрольное
задание

2.3

3
3.1
3.2
3.3
3.4
3.5
3.6
3.7

3.8
4
4.1
5
5.1
5.2
5.3
5.4
6
7

Тональность Фа минор
Тональность Соль минор
Транспонирование
– диез
– бемоль
Авторская (бардовская) песня
История рока
Творчество челябинских авторовисполнителей
Разбор текста песен
Разбор мелодии песен
Разбор аккордов песен
Разбор смысловой нагрузки песни
Постановка голоса
– дыхательная гимнастика
– распевка
– канон
Разучивание песен
Музыкальная теория
Знаки сокращения нотного письма
Подготовка к конкурсам,
фестивалям
Фестивальная экология
Правила поведения на природе
Подготовка сценических номеров
Концерты, фестивали
Промежуточная и итоговая
аттестация
Итоговое занятие
Всего

4
4
16
8
8
130
2
18

1
1
2
1
1
29
2
2

3
3
14
7
7
101
16

12
14
10
10
48
12
18
16
18
3
3
18

2
4
2
2
14
4
4
6
1
2
2
6

10
10
8
8
32
8
14
10
17
1
1
12

2
2
10
4
4

2
2
1
1
-

9
3
4

2
216

2
62

154

26

Прослушивание,
Мини-концерт

Тест
Педагогическое
наблюдение

Концертное
выступление
-

№
1
2
2.1
2.2

2.3

3
3.1
3.2
3.3
3.4
3.5
3.6
3.7

Календарно-тематический план
Тема
Сентябрь Октябрь Ноябрь
Декабрь
Вводное занятие.
2
Инструктаж, введение
Аккомпанемент «Гитара»
8
5
8
8
Разминка для пальцев
1
1
1
1
Изучение аккордов
4
4
4
4
Постановка мини-барэ (Минор)
2
2
Постановка мини-барэ (Мажор)
2
2
Тональность Фа мажор
4
Тональность Соль мажор
4
Тональность Си мажор
Тональность До минор
Тональность Фа минор
Тональность Соль минор
Транспонирование
3
3
3
Диез
2
2
2
Бемоль
1
1
1
Авторская (бардовская) песня
14
История рока
2
Особенности авторской песни
4
4
2
Челябинска
Разбор текста песен
1
1
2
Разбор мелодии песен
1
1
3
Разбор аккордов песен
Разбор смысловой нагрузки
2
1
1
песни
Постановка голоса
8
4
4
4
– дыхательная гимнастика
2
2
1
2
– распевка
2
2
3
2
– канон
4
2
1
27

Январь
-

Февраль
-

Март
-

Апрель
-

Май
-

8
1
4
4
3
2
1
3

8
1
4
4
3
3
4

6
1
4
4
1
1
3

5
1
4
4
-

1
1
-

1
1
1
1

1
1
2
2

4
1
1

2
4
2
1

2
5
1

4
1
3

3
1
2
-

3
1
2
1

3
1
2
3

3
1
2
3

3.8
4
4.1
5
5.1
5.2
5.3
5.4
6
7

Разучивание песен
Музыкальная теория
Знаки сокращения нотного
письма
Подготовка к конкурсам,
фестивалям
Фестивальная экология
Правила поведения на природе
Подготовка сценических
номеров
Концерты, фестивали
Промежуточная и итоговая
аттестация
Итоговое занятие
Всего:

4
-

4
3
3

-

-

2
-

1
-

3
-

3
-

1
-

-

-

3

3

1

2

2

1

6

-

-

1

1

1

2

2

1

2
2
2

-

-

2
-

2
2

-

-

-

2

-

24

24

24

24

24

24

24

24

2
24

Содержание программы
№

1.

2.

3.

Название темы

часы

Теоретическая
часть

часы

Практическая часть

часы

Что должны знать и уметь

Вводное занятие.
Инструктаж по т/б,
введение в ОП
Аккомпанемент
«Гитара»

2

См. Приложение №6

2

-

-

Знать инструктаж по т/б
Уметь эвакуироваться без паники

57

Построение аккордов
мини-Баррэ

11

46

Рок

1

История рока

1

Постановка минибаррэ
Транспонирование
-

Знать обозначение пальцев.
Уметь правильно ставить мини-баррэ
Уметь транспонировать
Знать историю рока

28

-

Авторская
(бардовская) песня
Челябинска
Работа с песнями

10

Распевки,
дыхательная
гимнастика

16

6.

Визитка

10

7.

Фестивали

4

8

Подведение итогов

1

4.

5.

62

Знакомство с
авторамиисполнителями.
Разбор текстов,
мелодии, аккордов
песен. Придание
смысла песням.
Постановка голоса,
канон, разучивание
песен, прогон песен
перед публикой.

10

-

-

Знать особенности бардововской
песни и авторов-бардов Челябинска

10

52

Знакомство с разными
видами распевок и
дыхательных
гимнастик.
Инструктаж по
технике безопасности
и правилам поведения
в общественных
местах. Основы
актерского
мастерства.
Фестивальная
экология. Правила
поведения на природе.
Обсуждение что
достигнуто, что не
получилось
достигнуть, над чем
стоит задуматься.

1

Разбор текстов,
мелодии и аккордов
песен бардов
Челябинска, придание
им смысла и их
разучивание.
Постановка голоса.
Канон.
Прогон песен перед
публикой.
Распевки и
дыхательная
гимнастика перед
каждым занятием.
Репетиция визитки.
Опыт выступления на
сцене, работа с
публикой.

15

Знать гармонические обороты
изучаемых песен.
Знать аккорды к изучаемым песням.
Знать по четыре песни изучаемых
авторов Челябинска.
Уметь разбирать тексты и мелодии
песен.
Иметь навыки вокального
мастерства.
Иметь навыки выступления на сцене.
Распевки, правильно дышать

10

-

4

-

-

Знать фестивальную экологию.
Знать правила поведения на природе.

1

-

-

-

-

29

Ожидаемые результаты программы 3 года обучения
Предметные результаты:
Знания:
− биографии авторов-исполнителей (челябинских), их творчество
− запись аккордов: нотная
− длительности нот, пауз.
Умения:
− петь в три и более голосов
− извлекать звук приемами: щипок 4/4, арпеджио ломанное, бой
импровизированный
− настраивать гитару.
Навыки:
− аккомпанирования самому себе
− самостоятельный подбор репертуара.
Метапредметные результаты:
Знания:
− правил поведения публичных выступлений.
Умения:
− сочинения стихотворений.
Навыки:
− выступления на сцене.
Личностные результаты:
Навыки:
− самостоятельные разборы текстов, аккордов, мелодий песен.
Компетенции третьего года обучения
−
самостоятельно (без педагога) подбирать репертуар,
−
умение донести до слушателя смысл песни,
−
знание сценического этикета,
−
уверенно чувствовать себя на сцене,
−
организация досуга для других,
−
сформированность самостоятельной системы взглядов ребёнка и
его вкусов в области авторской песни, желание и способность
самостоятельного подбора и освоения материала, песенное творчество и
стремление к участию в концертной деятельности.
1.5. Формы текущего контроля и промежуточной (итоговой) аттестации
Эффективность освоения дополнительной общеобразовательной
программы определяется через мониторинг, который предполагает контроль
освоения предметных знаний и умений по виду деятельности,
метапредметных способов деятельности и личностное развитие
обучающегося.
30

Результаты мониторинга фиксируются в диагностических картах
(таблицах) по всем трём позициям и учитываются при проведении
промежуточной и итоговой аттестации (См. Приложения 1, 2, 3).
Промежуточная аттестация проводится как оценка результатов
обучения за определённый промежуток учебного времени – полугодие, год –
в форме концертного прослушивания. Сроки проведения промежуточной
аттестации – 15-30 декабря, 15-30 апреля.
Итоговая аттестация обучающихся проводится по окончании обучения
по дополнительной образовательной программе в форме концертного
прослушивания. Сроки проведения итоговой аттестации – 15-30 апреля.
По результатам прохождения итоговой аттестации может выдаваться
документ об освоении дополнительной общеобразовательной программы с
указанием общего количества часов.
Критерии оценки концертного выступления:
№
Критерий оценки
1 умение держать себя на
публике

2

эмоциональность и
выразительность выступления

3

точность вокального
интонирования

4

знание текста песни

5

качество игры на гитаре

Степень выраженности критерия
высокий – обучающийся умеет свободно держать
себя на публике;
средний – обучающийся умеет преодолеть
стеснение, но не сразу;
низкий – обучающийся сильно стесняется
выступать, не может побороть волнение
высокий – обучающийся умеет выразить
разнообразные эмоции, отразить характер музыки
и песни, обладает развитой мимикой;
средний – обучающийся не всегда умеет передать
весь спектр эмоций или не всегда может отразить
характер песни;
низкий – обучающемуся очень сложно передать
характер музыки, он зажат, у него не развита
мимика.
высокий – обучающийся обладает хорошим
слухом и точно интонирует голосом;
средний – обучающийся не всегда точно попадает
в ноты песни;
низкий – обучающийся часто неправильно
интонирует во время пения.
высокий – обучающийся знает все слова песни и не
ошибается на выступлении;
средний – обучающийся иногда забывает слова
или искажает текст песни;
низкий – обучающийся часто забывает слова или
искажает текст песни.
высокий – обучающийся свободно владеет игрой
на гитаре;
средний – имеет незначительные ошибки в
аккордах, ритме и темпе;
низкий – не может сыграть с листа песню.
31

2. Комплекс организационно-педагогических условий
2.1. Методическое обеспечение
Формы организации работы:
− групповые распевки
В учебном кабинете находится синтезатор. Авторская песня связана не
только с ее прослушиванием, а также пением. Большая часть занятий
начинается с распевки, это связано с голососбережением ребенка, особенно в
период мутации.
− групповое разучивание песен
− беседы о творчестве авторов-исполнителей
− лекции
− концерты
− прослушивание аудиозаписей
− просмотр видеозаписей, фотографий
− праздники внутри объединения, «огоньки»
− итоговые концерты
− выезды на фестивали.
Используемые методы:
Информационно-рецептивный:
− беседа
Такая форма активно используется на занятиях по теме «Разбор
смысловой нагрузки песни», где происходит диалог педагога с учениками.
Обучающиеся делятся своими мыслями по поводу смысла песни. Идёт общий
и построчный анализ содержания произведения.
− рассказ
− объяснение
− показ.
Репродуктивный:
− повторение
− закрепление
− совершенствование.
Каждое занятие начинается с повторения изученного материала на
прошлом занятии, что даёт ребёнку вспомнить, закрепить и
усовершенствовать предыдущий материал.
Исследовательский:
− самостоятельная работа.
Детям даётся обширный материал для самостоятельной работы: в
частности, ребята самостоятельно разучивают песни или делают их анализ.
На второй год обучения обучающийся уже начинает самостоятельно
подбирать себе репертуар и разбирать его с педагогом.

32

На третий год обучения обучающийся не только самостоятельно
подбирает репертуар, но и разбирает аккорды и способ извлечения звуков на
гитаре.
Творческий:
− стимулирование к сочинению стихов
Первый год обучения – педагог дает детям готовые рифмы, просит
сочинить четверостишия, а затем совместно с ними работает над разбором
ошибок.
Второй год – ребята сочиняют четверостишия без готовых рифм.
Третий год – ребята сочиняют четверостишия без готовых рифм и с
определенным заданием.
− стимулирование к сочинению музыки.

2.2.
№

Материально-техническое
образовательного процесса

обеспечение

Наименование основного оборудования

и

оснащенность
Количество
единиц

I. Печатные пособия
Плакаты (Схемы, таблицы, портреты, авторов-исполнителей и т.д.)
14
Книги, Сборники песен, Самоучители
9
II. Технические средства обучения
1.
Персональный компьютер
1
2.
Устройства ввода/ вывода звуковой
2
информации - микрофон, колонки и наушники
3.
Принтер цветной
1
4.
Внешний накопитель информации
1
5.
Мобильное устройство для хранения
1
информации (флеш-память)
6.
Синтезатор
1
III. Учебно-практическое (учебно-лабораторное, специальное, инструменты и т.п.)
оборудование
1.
Гитары
2
2.
Пюпитр
1
3.
Подставка для гитары
1
4.
Подставка для ног
1
5.
Чехлы для гитары
2
6.
Струны
2 комплекта
7.
Медиатр
3
8.
Кападастр
1
9.
Барабан (пионерский)
1
10. Маракас
1
11. Тюнер
1
12. Ремень для гитары
1
13. Трещотки
2
IV. Мебель
1.
Стол (в т.ч. компьютерный)
5
1.
2.

33

2.
3.
4.
1.
2.

Стулья
Шкафы для хранения оборудования/книг
Стенды информационные
V. Дидактические материалы
Наглядно-иллюстрационный материал
Раздаточный материал (песни, схемы, аккорды и т.д.)

12
3
10
5
12 (* на
количество
групп)

2.3. Списки литературы
Литература для детей
1.
Антология бардовской песни : песенник. – М., 2004.
2.
Бардовские песни / сост. Шипов Р. М., Эксмо, 2006.
3.
Барды Урала / сост. К. Просеков. – Челябинск, 1993.
4.
Берковский, В. С. Песни / В. С. Берковский. – Тверь, 1991.
5.
Берковский, В. С. Я выбрал песню / В. С. Берковский; сост. В. Романова.
– М. : АСТ : Астрель, 2008.
6.
Визбор, Ю. Сад вершин. – М., 1988.
7.
Возьмёмся за руки, друзья! – М. : Молодая гвардия, 1990.
8.
Грушинский. Книга песен. – Куйбышев. 1990.
9.
Давай с тобой поговорим. Песни Олега Митяева. – М. : Техмаком. 1992.
10. Люди идут по свету : сборник авторской песни. – М. : Физкультура и
спорт, 1990.
11. Никитин, С. Времена не выбирают. – М. : Аргус, 1994.
12. Серебряные песни Ильменки. – Ч. : Абрис, 1998.
13. Старые песни : сборник авторской песни. – Свердловск : Старт, 1991.
14. Топоров С. Таблица аккордов. – М. : Дека, 1994.
Интернет-источники:
www.bards.ru
Литература для педагога

Балабин, М. А. Туристская секция коллектива физкультуры – М. :
Профиздат, 1988.
 Барды Урала / сост. К. Просеков. – Челябинск, 1993.

Городницкий, А. Перелетные ангелы. Стихи и песни. – Свердловск :
Старт, 1991.
 Городницкий, А. След в океане. – Петрозаводск : Карелия, 1993.
 Давай с тобой поговорим. Песни Олега Митяева. – М. : Текмахом, 1992.

Демакова, И. Д. Воспитательная деятельность педагога в современных
условиях. – СПб. : КАРО, 2007.
 Домажор. Первые шаги гитариста. – Ч., 2006.

Драгачев, С. П. Туризм и здоровье. – М. : Знание, 1984.

Климович, В. Гитара в авторской песне. – Минск, 2003.
 Кузин, Ю. «Чтение с листа на гитаре в первые годы обучения»
Новосибирск. 2002.
34

 Лирика / Э. Асадов. – М. : Издательство «Э», 2016.
 Лучшие песни под гитару с аккордами. – Новосибирск : РИФ плюскнига, 2003.
 Матвеева, В. «Обращение к душе». М.1990.
 Молотков, В. Джазовая импровизация на шестиструнной гитаре. – Киев
: Музыкальная Украина, 1983.
 Наполним музыкой сердца. Антология авторской песни. – М. : Музыка,
1998.
 Наполним музыкой сердца. Сборник песен. – Минск : Беларусь, 1990.
 Наши песни / сост. Ю. Загорулько, Е. Шипунова, 2011.
 От костра к микрофону. Авторская песня. – СПб. : Респекс, 1996.
 Песни под гитару с аккордами. Для дома, для души. – № 139.
Новосибирск : РИФ плюс-книга, 2004.
 Попчиковский, В. Ю. Организация и проведение туристских походов. –
М. : Профиздат, 1987.
 Просеков, К. Фестиваль – не только песни у костра. – Челябинск, 2007.
 Серебряный Ильмень. Страницы биографии авторской песни. –
Челябинск, 2001.
 Соловьев, П.В. Школа для самостоятельного обучения игре на
шестиструнной гитаре / А. А. Щетинкин, П. В. Соловьев. – Челябинск : ПринтЭкспресс, 2006.
 Томилин, А. Путешествие в мир ритма : учебное пособие по гитарному
аккомпанементу. – Воронеж, 2005.
 Томилин, А. Путешествие в мир тональностей : учебное пособие по
гитарному аккомпанементу (Часть 1). – Воронеж, 2005.

35

Приложение 1. Контрольно-измерительные материалы программы
Мониторинг предметных и метапредметных результатов освоения программы
Фамилия,
имя
ребенка

Показатели
(оцениваемые параметры)
Теоретическая подготовка
Владение специальной
терминологией
Практические умения и навыки
Владение специальным
оборудованием и оснащением
Творческие навыки

Общеучебные умения и навыки
Учебно-интеллектуальные умения
Учебно-коммуникативные умения:
Умение слушать и слышать
педагога
Умение выступать перед
аудиторией
Умение вести полемику,
участвовать в дискуссии
Учебно-организационные умения
и навыки: умение организовать
свое рабочее место, навыки
соблюдения правил безопасности,
умение аккуратно выполнять
работу

Критерии
Соответствие теоретических знаний ребенка
программным требованиям
Осмысленность и правильность использования терминов
Знание метров бардовской песни
Овладение инструментом гитара
Уметь ставить изучаемые аккорды
Уметь играть изученные ритмические рисунки
Овладение голосом (вокальные способности)
Креативность исполнения песен
Исполнение изучаемых песен
Самостоятельность в подборе и анализе репертуара
Самостоятельность в пользовании источниками по теме
Адекватность восприятия информации, идущей от
педагога
Свобода владения и подачи информации
Самостоятельность в поиске недостающей информации
Участие в концерта, конкурсах, фестивалях
Самостоятельная подготовка и уборка рабочего места
Аккуратность и ответственность в работе
Соблюдение правил безопасности

36

Начало
года

__ год обучения
Конец 1
Конец
полугодия уч. года

Степень выраженности оцениваемого качества
Минимальный уровень – ребенок овладел менее половины объема знаний, навыков,
предусмотренных программой, испытывает серьезные затруднения при работе с
литературой, специальным оборудованием избегает употреблять специальные
термины (1-19 баллов)
Средний уровень – объем усвоенных знаний, умений и навыков составляет более
половины объема, предусмотренных программой, ребенок сочетает специальную
терминологию с бытовой, работает с литературой и оборудованием при помощи
родителей или педагога (20-38 баллов)
Максимальный уровень – ребенок усвоил практически весь объем знаний, умений и
навыков, предусмотренных программой за конкретный период, специальные термины
употребляет осознанно и в полном соответствии с их содержанием, со специальной
литературой и оборудованием работает самостоятельно и не испытывает затруднений
(39-57 баллов)

Мониторинг личностных результатов освоения программы
Фамилия,
имя
ребенка

Показатели
(оцениваемые
параметры)
Терпение

Воля

Критерии

Степень выраженности оцениваемого
качества

1. Организационно-волевые качества
Способность
переносить Терпения хватает менее чем на ½ занятия
известные нагрузки в течение Более чем на ½ занятия
определенного
времени, На все занятие
преодолевать трудности
Способность активно побуждать Волевые усилия ребенка побуждаются
себя к практическим действиям
извне
Иногда – самим ребенком
Всегда – самим ребенком
37

Возможное
число баллов

1
2
3
1
2
3

Самоконтроль

Умение контролировать свои Ребенок постоянно действует под
поступки (приводить к должному воздействием контроля извне
свои действия)
Периодически контролирует себя сам
Постоянно контролирует себя сам
2. Ориентационные качества
Самооценка
Способность оценивать себя Завышенная
адекватно
реальным Заниженная
достижениям
Нормальная
Интерес к занятиям в Осознанное участие ребенка в Продиктован ребенку извне
объединении
освоении
образовательной Периодически поддерживается самим
программы
ребенком
Постоянно поддерживается ребенком
самостоятельно
3. Поведенческие качества
Конфликтность
Способность
занять Периодически провоцирует конфликты
(отношение ребенка к определенную
позицию
в Сам в конфликтах не участвует, старается
столкновению
конфликтной ситуации
их избежать
интересов (спору) в
Пытается
самостоятельно
уладить
процессе
возникающие конфликты
взаимодействия)
Тип сотрудничества
Умение воспринимать общие Избегает участия в общих делах
(отношение ребенка к дела как свои собственные
общим делам детского
Участвует при побуждении извне
объединения)
Инициативен в общих делах

38

1
2
3

1
2
3
1
2
3

1
2
3

1
2
3

Приложение 2. План концертной деятельности объединения
Название
1. Выезд на открытый городской фестиваль
семейного музицирования «Музыка души –
в каждой семье»
2. Выезд на районный фестиваль «Гитара по
кругу»
3. Концерт для бабушек и мам, поздравление
девочек
4. Выезд на областной фестиваль «Поющие
дворы»
5. Выезд на Всероссийский фестиваль
дружбы и творчества «Солнечный круг»
6. Итоговые концерты

Месяц

Ответственный

Декабрь

Чикуров Д.А.

Февраль

Чикуров Д.А.

Март

Чикуров Д.А.
Синицкая В.В.

Март

Чикуров Д.А.

Май

Чикуров Д.А.

Июнь

Чикуров Д.А.
Синицкая В.В.
Чикуров Д.А.

Июль

Чикуров Д.А.

Июль

Чикуров Д.А.

Май

7. Выезд на Ильменский фестиваль
8. Выезд на областной фестиваль «Наполним
музыкой сердца»
9. Выезд на Международный фестиваль им.
Валерия Грушина

Таблица результативности
ФИО

1*
**

2

3

4

*Номер в названии столбца – номер фестиваля
** Ставятся: + принял участие и – участия не принимал

39

5

6

7

8

9

Приложение 4. Репертуар
№
1
2
3

Название песни
«Простая песенка»
«Бумажный солдатик»
«Неделики»

4
5
6
7
8
9

«Старушка на потолке»
«Волшебник»
«Семь гномов»
«Пони»
«Кораблик детства»
«Крокодил» (Плачет крокодил, мой
бедный плачет...)
«Октябренок Алешка»
«На улице дождик»
«Милая моя»
«Серега Санин»
«Рассказ ветерана»
«Ты у меня одна»
«Песня о друге»
«На братских могилах»
«Веселый барабанщик»
«До свидания, мальчики»
«Надежды маленький оркестр»
«Грузинская песня»
«Атланты»
«В переходе метро на Тверской…»
«Иерусалим»
«Здравствуйте, люди»
«Мне звезда упала на ладошку»
«На этом береге туманном»
«Каждый выбирает для себя»
«Времена не выбирают»
«Песня про собаку Тябу»
«Вспомните, ребята»
«Я так хочу весну»
«Приезжайте»
«До свидания, друзья»
«И снова что-то нас зовет»
«Алые паруса»
«Пора в дорогу»
«Будьте добры»
«За туманом»
«Неважно, кто кого перепоет»
«Как здорово»

10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41

Авторы
Сергей Матвеенко
Булат Окуджава
сл. Рафаэль Валитов, муз. Нелли
Бубенкова
ст. В. Лифшиц, муз. Р. Валитов
сл. Ю. Мориц, муз. В. Сурган
автор неизвестен
сл. Ю. Мориц, муз. С. Никитин
Е. Зубков
автор неизвестен
сл. В. Крапивин, муз. А. Тушкова
А. Шамуилов
Юрий Визбор
Юрий Визбор
Юрий Визбор
Юрий Визбор
Владимир Высоцкий
Владимир Высоцкий
Булат Окуджава
Булат Окуджава
Булат Окуджава
Булат Окуджава
Александр Городницкий
Вадим и Валерий Мищуки
Вера и Нина Вотинцевы
Юрий Гарин
Александр Дольский
Ю. Мориц, Сергей Никитин
Ю. Левитанский, Сергей Никитин
А. Кушнер, С. Никитин
Виктор Берковский и Дмитрий Сухарев
Виктор Берковский и Дмитрий Сухарев
В. Матвеева
С. Семенов
С. Семенов
С. Семенов
автор неизвестен
В. Ланцберг
А. Тальковский
Юрий Кукин
Ю. Устинов
Олег Митяев

40

Приложение 5. Список аудиозаписей для обучающихся
№
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14

Название
Архив авторской песни в mp3, ч.1,2.
А.Дулов. «Наш разговор» Исп. автор и российские
барды.
Барды. Золотые хиты. Диск 1,2.
Б.Окуджава, А.Дольский. 2в1, серия «Лучшие
песни»
Вячеслав Ковалев. «В начало»
В. Берковский «Черешневый кларнет».
Г.Хомчик. «По-женски о вечном».
Песни нашего века, чч.1, 2, Постскриптум
Российские барды. Библиотека «Комсомольской
правды», т.т. 1-18.
Сборник песен «Великая отечественная война»
Сборник песен «Этих дней не смолкнет слава!»
Татьяна и Сергей Никитины. «Зимний праздник»
Татьяна Клеветова. «Новые страны». 2009г.
Ю.Кукин. «Возвращение»

Носитель
CD-диск
CD-диск
CD-диск
CD-диск
CD-диск
CD-диск
CD-диск
CD-диски
CD-диски
СD-диск
СD-диск
CD-диск
CD-диск
CD-диск

Приложение 6. Учебный план дистанционного обучения
1 год обучения
№

Тема

1
1.1
1.2

Аккомпанемент «Гитара»
История (Документ Word)
Разминка для пальцев
Видеоурок: https://vk.com/video/playlist/23067763_2?section=playlist_2&z=video2
3572283_456239354%2Fclub23067763%2
Fpl_-23067763_2
Изучение способов извлечения звуков
- щипок ¾
Видеоурок:
https://vk.com/video/@kap_gitara_zovet?z
=video23067763_456239018%2Fclub23067763%
2Fpl_-23067763_-2
Авторская (бардовская) песня
Работа над голосом
- постановка вокального дыхания
(видеоурок)
- постановка вокальной опоры
(видеоурок)
Разучивание песен (Конференц-связь
Zoom)
Музыкальная теория
(Видеоурок)
Концертная деятельность
Видеоконцерты, онлайн фестивали
(Запись выступлений на видео)
Всего:

1.3

2
2.1

2.2
3
4
4.1

Всего

Теория

Практика

20
2
9

4
2
1

16
8

9
9

1
1

8
8

40
20
10
10

4
2
1
1

36
18
9
9

20

2

18

3

2

1

15
15

2
2

13
13

78

12

66

Форма
контроля/
аттестации
Видеоотчет

Прослушива
ние,
Миниконцерт

Тест,
видеоотчет
Педагогичес
кое
наблюдение

2 год обучения
№

Тема

Всего

Теория

Практик
а

1
1.1
1.2

Аккомпанемент «Гитара»
Разминка для пальцев (Видеоурок)
Изучение способов извлечения звуков
- щипок 4/4 (Видеоурок)
Авторская (бардовская) песня
Работа над голосом
- постановка вокального дыхания
(видеоурок)
- постановка вокальной опоры (видеоурок)
Разучивание песен
(Конференц-связь Zoom)

20
9
9
9
40
20
10
10

4
1
1
1
4
2
1
1

16
8
8
8
36
18
9
9

20

2

18

2
2.1

2.2

42

Форма
контроля/
аттестации
Видеоотчет

Прослушива
ние,
Миниконцерт

3
4
4.1

Музыкальная теория
(Видеоурок)
Концертная деятельность
Видеоконцерты, онлайн фестивали (Запись
выступлений на видео)
Всего:

3

2

1

15
15

2
2

13
13

76

10

66

Тест,
видеоотчет
Педагогичес
кое
наблюдение

3 год обучения
№

Тема

1
1.1
1.2
2
2.1

2.2
3
4
4.1

Всего

Теория

Практика

Аккомпанемент «Гитара»
Разминка для пальцев (Видеоурок)
Изучение способов извлечения звуков
- щипок Марш (Видеоурок)
Авторская (бардовская) песня
Работа над голосом
- постановка вокального дыхания
(видеоурок)
- постановка вокальной опоры
(видеоурок)
Разучивание песен (Конференц-связь
Zoom)
Музыкальная теория (Видеоурок)

20
9
9
9
40
20
10
10

4
1
1
1
4
2
1
1

16
8
8
8
36
18
9
9

20

2

18

3

2

1

Концертная деятельность
Видеоконцерты, он-лайн фестивали
(Запись выступлений на видео)
Всего:

15
15

2
2

13
13

76

10

66

43

Форма
контроля/
аттестации
Видеоотчет

Прослушива
ние,
Миниконцерт

Тест,
видеоотчет
Педагогичес
кое
наблюдение


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».