Программа воспитания на 2024-2025 учебный год

Содержание программы
1
2
3
4

Пояснительная записка
Цель и задачи воспитания
Особенности организуемого воспитательного процесса
в Детско-юношеском центре
Виды, формы и содержание деятельности
4.1. Модуль «Ключевые культурно-образовательные
события»
4.2. Модуль «Воспитание в детском объединении»
4.3. Модуль «Воспитание на учебном занятии»
4.4. Модуль «Взаимодействие с родителями»
4.5. Модуль «Здоровьесбережение»
ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН
ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ
4.6. Модуль «Профессиональное самоопределение»
4.7. Модуль «Социальная активность»
4.8. Модуль «Медиа-ресурс»
4.9. Модуль «Наставничество и волонтерство»
Основные направления самоанализа воспитательной
работы

Сертификат: 0BA886D048A1C5422D364D7015B87A76
Владелец: Синицын Александр Анатольевич
Действителен: с 10.09.2024 до 04.12.2025

5

1

3-4
4-7
7-10
10-24
10-13
13-14
14-16
16-16
17-19
19-20
20-22
22-23
23-24
24-27

Содержание программы
1
2
3
4

5

Пояснительная записка
Цель и задачи воспитания
Особенности организуемого воспитательного процесса
в Детско-юношеском центре
Виды, формы и содержание деятельности
4.1. Модуль «Ключевые культурно-образовательные
события»
4.2. Модуль «Воспитание в детском объединении»
4.3. Модуль «Воспитание на учебном занятии»
4.4. Модуль «Взаимодействие с родителями»
4.5. Модуль «Здоровьесбережение»
4.6. Модуль «Профессиональное самоопределение»
4.7. Модуль «Социальная активность»
4.8. Модуль «Медиа-ресурс»
4.9. Модуль «Наставничество и волонтерство»
Основные направления самоанализа воспитательной
работы

2

3-4
4-7
7-10
10-24
10-13
13-14
14-16
16-16
17-19
19-20
20-22
22-23
23-24
24-27

1. Пояснительная записка
С 1 сентября 2020 года вступил в силу Федеральный закон от 31 июля
2020 г. № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об
образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания
обучающихся».
Путин В.В. отметил, что смысл предлагаемых поправок в том, чтобы
«укрепить, акцентировать воспитательную составляющую отечественной
образовательной системы». Он подчеркнул, что система образования не
только учит, но и воспитывает, формирует личность, передает ценности и
традиции, на которых основано общество.
«Воспитание – деятельность, направленная на развитие личности,
создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на
основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в
российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи,
общества и государства, формирование у обучающихся чувства патриотизма,
гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам
Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему
поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному
наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации,
природе и окружающей среде».
Программа воспитания Муниципального бюджетного образовательного
учреждения дополнительного образования «Детско-юношеского центра г.
Челябинска» (далее – Программа воспитания) разработана в соответствии с:
- Федеральным законом от 31 июля 2020 г. № 304-ФЗ «О внесении
изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»
по вопросам воспитания обучающихся»;
- методическими рекомендациями «Примерной программы воспитания»,
утвержденной 02.06.2020 года на заседании Федерального учебнометодического объединения по общему образованию;
- Федеральными государственными образовательными стандартами
(далее – ФГОС) общего образования;
- Федеральным законом от 31 июля 2020г. № 304-ФЗ «О внесении
изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»
по вопросам воспитания обучающихся»;
- Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания граждан
России, с Концепцией развития дополнительного образования до 2030 года;
Стратегией развития воспитания до 2025 года (распоряжение Правительства
РФ от 29.05.2021г. № 996-р);
- приказом Министерства образования и науки Челябинской области от
20.12.2020 № 01/2795 «Об утверждении Концепции развития региональной
системы воспитания и социализации обучающихся Челябинской области на
2021-2025 годы»;
3

- приказом Комитета по делам образования г. Челябинска от 28.06.2021
№ 1396-у «Об утверждении Концепции развития муниципальной системы
воспитания и социализации обучающихся г. Челябинска»;
Данная программа воспитания направлена на приобщение обучающихся
к российским традиционным духовным ценностям, правилам и нормам
поведения в российском обществе, а также решение проблем гармоничного
вхождения обучающихся в социальный мир и налаживания ответственных
взаимоотношений с окружающими их людьми.
Вместе с тем, она призвана обеспечить достижение обучающимися
личностных результатов, определенных ФГОС: формирование основ
российской идентичности, готовности к саморазвитию, мотивации к
познанию и обучению, ценностных установок и социально значимых качеств
личности; активное участие в социально значимой деятельности учреждения.
Программа призвана обеспечить достижение обучающимся личностных
результатов: формировать у них основы российской идентичности;
готовность к саморазвитию; мотивацию к познанию и обучению; ценностные
установки и социально-значимые качества личности; активное участие в
социально-значимой деятельности учреждения.
Цели и задачи Программы воспитания на 2024-2025 учебный год
формируются с учетом целевых установок нормативных документов:
- Федеральный закон «О российском движении детей и молодежи» от
14.07.2022 N 261-ФЗ;
- Постановление Правительства Челябинской области от 19.05.2022 №
283-п «Об организации оказания государственной услуги «Услуга по
созданию условий в Челябинской области для обеспечения отдельных
категорий граждан возможностью путешествовать с целью развития
туристического потенциала Российской Федерации»».
- Приказ Министерства образования и науки Челябинской области от
18.11.2020 № 01\2428 «Об организации работы по внедрению региональной
целевой модели наставничества в Челябинской области»;
Концепция
организационно-педагогического
сопровождения
профессионального самоопределения обучающихся Челябинской области на
2020-2024 гг.,
- Методические рекомендации «Об использовании государственных
символов Российской Федерации при обучении и воспитании детей и
молодежи в образовательных организациях, а также организациях отдыха
детей и их оздоровления».
2. Цель и задачи воспитания
Современный национальный идеал личности – о высоконравственный,
творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу
4

Отечества как свою личную, осознающей ответственность за настоящее и
будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях
российского народа.
Исходя из этого, а также основываясь на базовых для нашего общества
ценностях, таких как: семья, труд, отечество, природа, мир, знания, культура,
здоровье, человек, формулируется цель воспитания в МБУДО «ДЮЦ»:
формирование
у
обучающихся
духовно-нравственных
ценностей,
способности к осуществлению ответственного выбора собственной
индивидуальной образовательной траектории, способности к успешной
социализации в обществе.
Данная цель ориентирует педагогов на обеспечение положительной
динамики развития личности обучающегося, которое отражается:
- в усвоении основных норм, которые общество выработало на основе
этих ценностей, то есть, в усвоении социально - значимых знаний;
- в развитии позитивных отношений к общественным ценностям, то есть
в развитии их социально значимых отношений;
- в приобретении соответствующего ценностям опыта поведения, опыта
применения сформированных знаний и отношений на практике, то есть в
приобретении опыта осуществления социально значимых дел.
Программа реализуется в единстве учебной и воспитательной
деятельности МБУДО «ДЮЦ» по направлениям воспитания:
– гражданское воспитание, формирование российской гражданской
идентичности, принадлежности к общности граждан Российской Федерации,
к народу России как источнику власти в российском государстве и субъекту
тысячелетней Российской государственности, изучение и уважение прав,
свобод и обязанностей гражданина Российской Федерации; (ведется
совместная работа с территориальной избирательной комиссией)
– патриотическое воспитание – воспитание любви к родному краю,
Родине, своему народу, уважения к другим народам России, формирование
общероссийской культурной идентичности (проведение общешкольных
ключевых дел к Дню защитников Отчества, Дням воинской славы, Дню
Победы, Дню освобождения от немецко – фашистских захватчиков, участие в
акциях посвященных бойцам РФ специальной операции на Украине);
– духовно-нравственное воспитание обучающихся на основе духовнонравственной культуры народов России, традиционных религий народов
России, формирование традиционных российских семейных ценностей;
воспитание
честности,
доброты,
милосердия,
сопереживания,
справедливости, коллективизма, дружелюбия и взаимопомощи, уважения к
старшим, к памяти предков, их вере и культурным традициям;
– эстетическое воспитание: формирование эстетической культуры на
основе российских традиционных духовных ценностей, приобщение к
лучшим образцам отечественного и мирового искусства (посещение музеев и
театров региона, экскурсионные поездки по городам России);
5

– физическое воспитание: развитие физических способностей с учѐтом
возможностей и состояния здоровья, формирование культуры здорового
образа жизни, эмоционального благополучия, личной и общественной
безопасности, навыков безопасного поведения в природной и социальной
среде, чрезвычайных ситуациях;
– трудовое воспитание: воспитание уважения к труду, трудящимся,
результатам труда (своего и других людей), ориентации на трудовую
деятельность, получение профессии, личностное самовыражение в
продуктивном, нравственно достойном труде в российском обществе, на
достижение выдающихся результатов в труде, профессиональной
деятельности (организация субботников, летние трудовые формирования и
т.д.);
– экологическое воспитание: формирование экологической культуры,
ответственного, бережного отношения к природе, окружающей среде на
основе российских традиционных духовных ценностей, навыков охраны и
защиты окружающей среды (участие в экологических акциях «Бегите воду»,
«Эколята», «Бумаге – вторая жизнь и др.);
– познавательное направление воспитания: стремление к познанию
себя и других людей, природы и общества, к получению знаний,
качественного образования с учѐтом личностных интересов и потребностей.
(участие в научно-практических конференциях онлайн и офлайн, конкурсе
чтецов, конкурсах и фестивалях науки и творчества).
Выделяются целевые приоритеты воспитания с учетом возрастных
особенностей обучающихся:
- в воспитании обучающихся младшего возраста приоритет в усвоении
социально-значимых норм и традиций того общества, в котором они живут;
- подросткового возраста - в развитии социально-значимых отношений
и, прежде всего, ценностных отношений. В этом возрасте особую значимость
для детей приобретает становление их собственной жизненной позиции,
собственных ценностных ориентаций;
- в воспитании обучающихся
юношеского возраста
приоритет
воспитания в приобретении практического опыта участия в социальнозначимых делах, самоопределении, выбор жизненного пути.
Педагогические воздействия нацелены на формирование актуальных
социальных и культурных компетенций обучающихся, навыков
жизнестойкости и самоопределения, формирование навыков XXI века через
приобщение детей к культурному наследию на муниципальном и
региональном уровнях, через популяризацию среди обучающихся научных
знаний, через физическое воспитание и формирование культуры здоровья,
через профессиональное самоопределение, через экологическое воспитание и
развитие добровольчества (волонтерства) среди обучающихся, через
содействие реализации и развитию лидерского и творческого потенциала
детей как приоритетов российской государственной политики в сфере
6

образования.
Реализация цели осуществляется через решение следующих задач:
1. Реализовывать воспитательные возможности общих ключевых дел;
сохранение и развития традиций МБУДО «ДЮЦ»;
2. Реализовывать потенциал руководителя творческого объединения
(педагога дополнительного образования) в воспитании обучающихся,
поддерживать активное участие детского сообщества объединения в
жизнедеятельности МБУДО «ДЮЦ»;
3. Использовать в воспитании детей возможности учебного занятия,
поддерживать использование интерактивных форм занятий с обучающимися;
4. Организовать работу с родителями обучающихся (законными
представителями), направленную на совместное решение проблем
личностного развития детей;
5. Обеспечить профилактику асоциального поведения, ориентировать
обучающихся на здоровый образ жизни;
6. Организовать профессиональную ориентацию;
7. Сформировать социальную активность обучающихся, включить их в
общественно-политическую, социальную, культурную жизнь общества;
8. Актуализировать
медиа-ресур,
обеспечив
формирование
современной цифровой образовательной среды;
9. Развить наставничество, волонтерское движение в МБУДО «ДЮЦ».
3. Особенности воспитательного процесса,
организуемого в МБУДО «ДЮЦ»
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
детей детско-юношеский центр города Челябинска (МБУДО «ДЮЦ»)
основан 27 ноября 1972 года, расположен в центре Ленинского района г.
Челябинска по адресу: 454010, ул. Коммунаров 28.
МБУДО «ДЮЦ» является неотъемлемой частью образовательной
системы Ленинского района города Челябинска. Выполняя образовательные,
методические, организационные функции, он способствует развитию
творческого потенциала образовательной системы района и города, активно
влияет на формирование культурно-образовательного пространства
посредством интеграции основного и дополнительного образования,
реализации социально-значимых образовательных проектов. Одна из
центральных идей и ценностей образовательной деятельности МБУДО
«ДЮЦ» – развитие личности ребѐнка через систему творчески
организованного процесса.
Как центр дополнительного образования учреждение организует
образовательную деятельность на площадках основного здания, 7
структурных подразделений и 4 образовательных организаций района.

7

4905 воспитанников в возрасте от 5 до 18 лет занимаются в 417 детских
творческих объединениях шести направленностей: художественная,
социально-гуманитарная, физкультурно-спортивная, техническая, туристскокраеведческая, естественнонаучная.
Возрастная характеристика обучающихся: дошкольники - 21% (1030
чел.), младшая возрастная категория 7-10 лет - 49% (2403 чел.), средняя
возрастная категория 11 14 лет -22% (1079 чел.), старшая возрастная
категория 15-18 лет - 8% (392 чел.).
Социальный паспорт МБУДО «ДЮЦ» отражает своеобразие семей
обучающихся, в числе которых многодетные семьи, малообеспеченные,
неполные; выявлен континент детей, оставшиеся без попечения родителей
(опекаемые),
дети-инвалиды, дети с ограниченными возможностями
здоровья, обучающиеся, чьи родители являются участниками боевых
действий и специальной военной операции. Детей, состоящих на учете в
ОДН, в МБУДО «ДЮЦ» не выявлено.
Эта информация позволяет педагогам выстраивать образовательный
процесс с учетом возможных социальных рисков, психо-эмоциональных
особенностей детей, проектирования индивидуальных воспитательных
траекторий.
В своей деятельности МБУДО «ДЮЦ» сотрудничает с администрацией
Ленинского района, Советом Активной Молодѐжи при Администрации
Ленинского района, Управлением социальной защиты населения Ленинского
района, Дворцом пионеров и школьников им. Н.К. Крупской, Челябинским
институтом развития образования, ВУЗами города Челябинска (ЮжноУральский государственный гуманитарно-педагогическим университетом,
Южно-Уральским государственным университетом,
Челябинской
государственной
Академией
культуры
и
искусства,
Уральской
государственной Академией физической культуры), Центром Олимпийской
подготовки по дзюдо, детско-юношеской школой единоборств «Каратэ»,
детско-юношеской спортивной школой «Восход», загородными детскими
оздоровительными лагерями «Акакуль», «Еланчик», «Солнечная поляна»,
Центром казачьей культуры «Пчѐлочка златая», Всероссийской
общественной организацией ветеранов «Боевое братство», Общероссийской
общественной организация ДИМСИ, МАОУ «Лицей № 37», МБОУ «СОШ №
55 г. Челябинска», МБОУ «СОШ № 130 г. Челябинска», МБОУ «СОШ № 146
г. Челябинска», коррекционной школой-интернатом № 9, Социальнореабилитационным центром для несовершеннолетних, Центром детским
экологическим и т.д.).
Обучающиеся МБУДО «ДЮЦ» вовлечены в социально-значимые
проекты, творческие события, спортивные мероприятия, благотворительные
акции,
проводится
комплекс
мероприятий
по
безопасности
жизнедеятельности, в том числе информационной безопасности.

8

В МБУДО «ДЮЦ» наработан комплекс мероприятий, формирующий
воспитательное пространство учреждения: события досуговой программы
«Дом, где согреваются сердца», благотворительные акции «Милосердие»,
социально-значимые проекты – «Ровесник-ровеснику», «Хоккейный корт»,
«Дети-детям», «Возрождение народных традиций», «Здоровая Россия-общее
дело»;
мероприятия
по
здоровьесбережению
и
безопасности
жизнедеятельности, в том числе информационная безопасность;
коллективные творческие дела по формированию коллективизма
и
личностной траектории развития.
В летний период представлен широкий спектр форм организации
социально-значимого
досуга:
профильные
отряды
Городского
оздоровительного лагеря; спортивные объединения в загородных
оздоровительных лагерях; трудовые отряды; туристические походы, экологокраеведческая экспедиция, «кружковая» работа в вечернее время; в течение
лета в МБУДО «ДЮЦ» работает районный штаб «Трудовое лето».
Педагогами МБУДО «ДЮЦ» инициированы творческие проекты, в
числе которых городской юношеский турнир по многоборью дзюдо имени
Е.Н. Родионова; фестивали самодеятельной песни «Гитара по кругу»
(открытый городской) и «Поющие дворы» (областной); Всероссийский
конкурс
патриотической
песни
«Звездное
сияние
Отчизны»;
Международный фестиваль-конкурс современного творчества «Птица
удачи».
В МБУДО «ДЮЦ» созданы условия для участия обучающихся в
мониторинговых мероприятиях всех уровней и направленностей. Активно
используется Интернет пространство для творческого развития и
самореализации.
В 2020-2021 учебном году в МБУДО «ДЮЦ» открыт Волонтерский
центр. Наработан комплекс мероприятий в рамках городской опорной
площадки «Механизмы вовлечения обучающихся в активную социальную
практику через проектную деятельность».
Диапазон воспитательных мероприятий, реализуемых в МБУДО
«ДЮЦ», расширяет личностное пространство обучающихся для получения
социального опыта, приобщения к общественным ценностям, традициям
культуры, дает возможность для проявления и развития инициативы,
творческой и гражданской активности, возможность перехода от роли
пассивного слушателя и созерцателя к роли активного участника или
организатора событий, а в дальнейшем, и режиссером своей собственной
жизни.
В основу организации и проведения мероприятий положены следующие
принципы:
- информационной насыщенности, определяющие содержательную
составляющую всех событий;

9

- массовости, предполагающей максимальное включение воспитанников
МБУДО «ДЮЦ» в досуговую Программу, а также активное включение в
событийный ряд родителей и педагогов;
- эмоциональности, обеспечивает личностное сопереживание
и
«проигрывание» различных социальных ролей;
- принцип возрастного подхода, реализующийся через три основных
этапа развития ребенка (5-10 лет, 11-13 лет, 14-18 лет) и определяющий
содержание и формы досуговых мероприятий.
4. Виды, формы и содержание деятельности
Практическая реализация цели и задач воспитания осуществляется в
рамках следующих направлений воспитательной работы учреждения.
4.1. Модуль «Ключевые культурно-образовательные события»
Ключевые дела – комплекс коллективных творческих дел и акций,
интересных и значимых для обучающихся, объединяющих их в единый
коллектив Детско-юношеского центра.
На городском уровне
Календарь образовательных событий для обучающихся и воспитанников
муниципальных образовательных организаций города Челябинска,
Челябинской области на учебный год.
На уровне учреждения:
В данный модуль входят проект «Мы вместе!»; проект «Памятные места
родного края»; раздел «Безопасность»; летняя оздоровительная кампания;
создание предметно-эстетической среды.
На уровне творческих объединений:
 выбор и делегирование представителей творческих объединений в
актив учреждения, ответственных за подготовку общих ключевых дел;
 участие творческих объединений в реализации общих ключевых дел;
 рефлексия в рамках творческого объединения итогов участия в общих
ключевых дел.
На индивидуальном уровне:
 вовлечение по возможности каждого ребенка в ключевые дела
учреждения в одной из возможных для них ролей: сценаристов,
постановщиков, исполнителей, ведущих, декораторов, музыкальных
редакторов, корреспондентов, ответственных за костюмы и оборудование,
ответственных за приглашение и встречу гостей и т.п.);
 индивидуальная помощь ребенку (при необходимости) в освоении
навыков подготовки, проведения и анализа ключевых дел;

10

наблюдение за поведением ребенка в ситуациях подготовки,
проведения и анализа ключевых дел, за его отношениями со сверстниками,
старшими и младшими ребятами, с педагогами и другими взрослыми;
 при необходимости коррекция поведения ребенка через частные
беседы с ним, через включение его в совместную работу с другими детьми,
которые могли бы стать хорошим примером для ребенка, через предложение
взять в следующем ключевом деле на себя роль ответственного за тот или
иной фрагмент общей работы.


Проект «Мы вместе!»
Цель: развитие культурного пространства в Центре, толерантных
взаимоотношений, создание детско-взрослых сообществ, творческих
коллективов.
Задачи:
 создание условий для сплочения ребят, развития коммуникативных
навыков, уважительного отношения к мнению окружающих;
 реализация творческого потенциала каждого ребенка через участие в
конкурсах, акциях, коммунарских сборах;
 воспитание чувства ответственности за возложенные дела и принятые
решения каждым ребенком и детским коллективом в целом;
Создание развивающего комплекса в виде проектных лабораторий,
творческих мастерских, лидерских площадок, представляющих возможность
воспитанников выявить и развить заложенные в них способности в течение
учебного года и в период каникулярного времени. Базируется на выверенных
временем, ставших доброй традицией событиях, но обновляемых по
содержанию, образного решения, воспитательных технологий.
Проект «Памятные места родного края»
Цель: Создание эффективных комплексных условий для развития
нравственно - патриотического воспитания.
Задачи:
- апробация и внедрение современных методик и технологий по
нравственно-патриотическому воспитанию;
- стимулирование интереса школьников к истории, культуре, традициям,
народам Урала;
- продвижение положительного образа г. Челябинска;
- формирование у детей и молодежи гражданской идентичности;
- формирование у детей и подростков толерантного отношения к
культурным традициям народов, проживающих на территории Урала;
- развитие творческой активной личности обучающихся.
Реализуется через изучение истории, культуры, народов родного края.
Посещение образовательных экскурсий и поездок по Челябинской области.

11

Подготовка и работа экскурсоводов виртуальных экскурсий знаковых мест
района, города, области.
Раздел «Безопасность»
Обеспечение безопасности жизнедеятельности и формирования навыков
безопасного поведения – одна из первоочередных задач в воспитательной
работе учреждения. Охватывает многие сферы жизни ребенка: личная
безопасность, безопасность дорожного движения, терроризм, чрезвычайные
ситуации. Этому направлению уделяется достаточно много времени и
внимания. В каждом объединении проводятся инструктажи с
воспитанниками по безопасности жизнедеятельности , тренировочные
занятия по отработке навыков действия в чрезвычайных ситуациях, беседы
ролевые игры, квесты, целевые игровые программы, конкурсы рисунков,
плакатов; вопросы безопасности включены в темы родительских собраний;
информация регулярно размещается на информационном стенде и на сайте
ДЮЦ.
Летняя оздоровительная кампания
Цель: создание благоприятных условий для оздоровления и организации
досуга обучающихся в период каникул, на увеличение количества детей,
охваченных организованным отдыхом.
Воспитательная ценность педагогически-организованного отдыха
состоит в том, ребенок имеет возможность получить эмоциональнонасыщенный, социально- значимый досуга, снять напряжение и усталость
учебного года, сменить форму деятельности,
восстановить здоровье,
удовлетворить
потребность в новизне впечатлений, творческой
самореализации, общении и самодеятельности в разнообразных формах,
включающих труд, спорт, искусство, культуру, игру и другие сферы
возможного самоопределения.
В летний период МБУДО «ДЮЦ» предоставляет своим воспитанниками
широкий диапазон форм организации летней оздоровительной кампании:
профильные отряды на площадках ДЮЦ, клубов по месту жительства,
трудовые отряды, походы, эколого-краеведческую и творческие экспедиции
, тренировочные сборы в загородных лагерях, «кружковая» работа. В
течение лета работает штаб «Трудовое лето».
Создание предметно-эстетической среды
Окружающая ребенка предметно-эстетическая среда учреждения
создает атмосферу психологического комфорта, поднимает настроение,
способствует позитивному восприятию Детско-юношеского центра.
Воспитывающее влияние на ребенка осуществляется через такие формы
работы с предметно-эстетической средой школы как:
- оформление интерьера помещений
12

- размещение на стенах сменяемых экспозиций: творческих работ
обучающихся, позволяющих им реализовать свой творческий потенциал, а
также знакомящих их с работами друг друга; фотоотчетов об интересных
событиях, происходящих в учреждении;
- озеленение рекреаций, кабинетов, благоустройство территории:
разбивка клумб, оборудование спортивных и игровых площадок;
- благоустройство кабинетов, осуществляемое педагогом вместе с
обучающимися, позволяющее им проявить свои фантазию и творческие
способности;
- событийное оформление пространства при проведении мероприятий;
- акцентирование внимания обучающихся и родителей посредством
элементов предметно-эстетической среды (стенды, плакаты) на важных для
воспитания ценностях учреждения, традициях, правилах.
4.2. Модуль «Воспитание в детском объединении»
Осуществляя работу с объединением, педагог разрабатывает план
воспитательной работы на год,
организует работу с коллективом;
индивидуальную работу с обучающимися , работу с родителями (законными
представителями). При этом педагог ставит цели и задачи, в соответствии с
приоритетами деятельности учреждения, определяет эффективные средства
достижения; создает условия для самореализации личности ребенка;
взаимодействует с родительской общественностью. Устанавливает
причинно-следственную связь целей деятельности и полученных
результатов: сохранность контингента, успешность воспитанников, динамика
развитие личности ребенка, сформированность коллектива, наличие
традиций в объединении.
Работа с коллективом объединения:
- инициирование и поддержка участия объединения в общих ключевых
делах, оказание необходимой помощи детям в их подготовке, проведении и
анализе;
- организация с обучающимися познавательной, трудовой, спортивнооздоровительной, духовно-нравственной, патриотической, творческой,
профориентационной деятельности, позволяющей вовлечь в неѐ детей с
самыми разными потребностями,
дать возможность самореализации,
установить доверительные отношения с обучающимися объединения;
- сплочение коллектива объединения через различный формы
организации воспитательной работы: игры и тренинги;
экскурсии,
«огоньки» и вечера, дающие каждому обучающемуся возможность
рефлексии собственного участия в жизни объединения;
- выработка совместно с обучающимися законов объединения,
формирование традиций, летописи объединения, «Галерею выпускников».

13

Индивидуальная работа с обучающимися:
- изучение особенностей личностного развития обучающихся
объединения через наблюдение за поведением детей в их повседневной
жизни, в специально создаваемых педагогических ситуациях, в играх,
погружающих ребенка в мир человеческих отношений, в организуемых
педагогом беседах по тем или иным нравственным проблемам;
- поддержка ребенка в решении важных для него жизненных проблем
(налаживание взаимоотношений со сверстниками или учителями, выбор
профессии, успеваемость и т.п.), когда каждая проблема трансформируется
руководителем объединения в задачу для обучающегося, которую они
совместно стараются решить;
- коррекция поведения ребенка через частные беседы с ним, его
родителями или законными представителями, с другими обучающимися
объединения; через предложение взять на себя ответственность за то или
иное поручение в объединении.
Работа с родителями (законными представителями) обучающихся:
- информирование родителей об успехах и проблемах их детей, о жизни
объединения и учреждения в целом;
- помощь родителям обучающихся или их законным представителям в
регулировании отношений между ними, администрацией и педагогами
учреждения;
- организация родительских собраний, происходящих в режиме
обсуждения наиболее острых проблем обучения и воспитания обучающихся;
- создание и организация работы родительских активов объединения,
участвующих в управлении учреждения дополнительного образования и
решении вопросов воспитания и обучения их детей;
- привлечение членов семей обучающихся к организации и проведению
дел объединения.
4.3. Модуль «Воспитание на учебном занятии».
Педагоги должны стремиться не только дать углубленные знания по
своему предмету, но и обеспечить для каждого воспитанника ситуацию
успеха, личностное развитие, создать атмосферу доброжелательного
сотрудничества, обогатить общую культуру,
направив предметную
деятельность в воспитательное русло.
Реализация педагогами Детско-юношеского цента воспитательного
потенциала занятия предполагает следующее:
установление
доверительных
отношений,
способствующих
позитивному восприятию обучающимися требований и просьб педагога,
привлечению их внимания к обсуждаемой на занятии информации,
активизации их познавательной деятельности;

14

- побуждение обучающихся соблюдать на занятии общепринятые нормы
поведения, правила общения, принципы учебной дисциплины и
самоорганизации;
- использование воспитательных возможностей содержания программы
дополнительного образования через демонстрацию детям примеров
ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и
добросердечности, через подбор соответствующих задач для решения,
проблемных ситуаций для обсуждения в объединении;
- применение на занятии интерактивных форм работы обучающихся:
интеллектуальных игр, стимулирующих познавательную мотивацию
обучающихся; дискуссий, которые дают детям возможность приобрести
опыт ведения конструктивного диалога; групповой работы или работы в
парах, которые учат обучающихся командной работе и взаимодействию с
другими детьми;
- включение в занятие игровых процедур, которые помогают поддержать
мотивацию детей к получению знаний, налаживанию позитивных
межличностных отношений в объединении, помогают установлению
доброжелательной атмосферы во время занятия;
- инициирование и поддержка исследовательской деятельности
обучающихся в рамках реализации ими индивидуальных и групповых
исследовательских проектов, что даст обучающимся возможность
приобрести навык самостоятельного решения теоретической проблемы,
навык генерирования и оформления собственных идей, навык уважительного
отношения к чужим идеям, оформленным в работах других исследователей,
навык публичного выступления перед аудиторией, аргументирования и
отстаивания своей точки зрения.
Важным
компонентом
воспитательного
воздействия
является
организация экскурсий, походов во время образовательного процесса.
Экскурсии, походы помогают обучающемуся расширить свой кругозор,
получить новые знания об окружающей его социальной, культурной,
природной среде, научиться уважительно и бережно относиться к ней,
приобрести важный опыт социально одобряемого поведения в
различных ситуациях. На экскурсиях, в походах создаются благоприятные
условия для воспитания
самостоятельности и ответственности,
формирования у них навыков самообслуживания, преодоления их
инфантильных и эгоистических наклонностей, обучения рациональному
использованию своего времени, сил, имущества. Эти воспитательные
возможности реализуются в рамках следующих видов и форм деятельности:
- походы выходного дня в течение года и многодневные походы во
время каникул;
- эколого-геологические экспедиции; творческие пленэры в
лесопарковой зоне, на береге озера;

15

- экскурсии в музеи, художественную галерею, предприятия; выезды на
спектакли и концерты в театры, филармонию представления в кинотеатр,
цирк и т.д.
4.4. Модуль «Взаимодействие с родителями»
Работа с родителями или законными представителями обучающихся
осуществляется для более эффективного достижения цели воспитания,
которое обеспечивается согласованием позиций семьи и учреждения в
данном вопросе. Данный модуль нацелен на:
- доступность и открытость услуг, осуществление обратной связи в
вопросах воспитания, создание благоприятных условий для развития
совместного творчества детей и родителей;
- расширение социального партнѐрства родителей, педагогов и
обучающихся в процессе формирования творческих способностей,
стремления к здоровому образу жизни и продуктивному проведению досуга;
- обеспечение продуктивного сотрудничества с родителями,
привлечение к деятельности творческого объединения, для сплочения
коллектива, понимания и решения общих задач обучения, воспитания,
дальнейшего профессионального самоопределения обучающихся;
Работа с родителями или законными представителями обучающихся
осуществляется в рамках следующих видов и форм деятельности.
На групповом уровне:
- родительский комитет, участвующий в деятельности творческого
объединения и решении вопросов воспитания и социализации их детей;
- общие родительские собрания, происходящие в режиме обсуждения
наиболее острых проблем обучения и воспитания обучающихся;
- педагогическое просвещение родителей по вопросам воспитания детей,
в ходе которого родители получают рекомендации руководителей
объединений и обмениваются собственным творческим опытом и находками
в деле воспитания детей;
- взаимодействие с родителями посредством сайта учреждения,
сообщества
в
социальной
сети:
размещается
информация,
предусматривающая ознакомление родителей, новости МБУДО «ДЮЦ».
На индивидуальном уровне:
 обращение к специалистам по запросу родителей для решения острых
конфликтных ситуаций;
 участие родителей в педагогических советах, связанных с обучением и
воспитанием конкретного ребенка;
 помощь со стороны родителей в подготовке и проведении общих
мероприятий ДЮЦ и мероприятий в объединениях ;
 индивидуальное консультирование по вопросам воспитания.

16

4.5. Модуль «Здоровьесбережение»
Модуль ориентирован на пропаганду здорового образа жизни,
профилактику социально-опасных и негативных явлений среди
несовершеннолетних.
Совместная деятельность педагогов, обучающихся, родителей по
данному направлению включает в себя воспитание культуры здоровья,
распространение идей здорового образа жизни; воспитание культуры
поведения, способности противостоять негативному влиянию со стороны.
адекватного
отношения
к
социально-опасным
явлением,
стрессоустойчивость, формирование безопасного поведения.
Данный модуль реализуется по следующим направлениям:
Профилактика правонарушений
Задачи:
- организация профилактической работы по предупреждению
правонарушений обучающихся;
- повышение правовой культуры обучающихся и социально –
педагогической компетенции родителей учащихся;
Реализация путем:
- составления и корректировки социального паспорта учреждения;
- выявления семей и детей, находящихся в социально опасном
положении, детей «группы риска»;
- разработки памяток «Мои права и обязанности»; оформление стенда
«Безопасность»
- консультирование родителей ;
- участие в акциях «Дети улиц», «Образование всем детям»; «Защита»,
«Подросток»
- встречи с работниками правоохранительных органов по вопросу
ответственности за участие в противоправных действиях.
Профилактика психо-эмоциональный деструкций (в том числе
суицидального поведения)
Задачи:
- оказать помощь в решении личностных проблем социализации и
построении конструктивных отношений с родителями, педагогами и
сверстниками;
- содействовать профилактике неврозов;
- способствовать развитию навыков саморегуляции и управления
стрессом.
Реализация путем:
- работы педагога – психолога;
- лекториев для педагогического коллектива;

17

- индивидуальных консультаций для родителей, обучающихся,
педагогов;
- изучения межличностных взаимоотношений учащихся в детских
коллективах (социометрия) и выявление «изолированных» детей;
- психологической диагностики обучающихся с проблемами обучения,
развития, воспитания;
- информирования о действии «Телефонов доверия», памятки,
инструкции.
Профилактика
вредных
привычек
(алкоголизма,
наркомании,
табакокурения)
Задачи воспитания:
- продолжить формирование знаний об опасности различных форм
зависимостей, негативного отношения к ним путѐм просветительской и
профилактической деятельности с учащимися, педагогами, родителями;
- способствовать обеспечению условий для организации и проведения
мероприятий, направленных на формирование у учащихся стремления к
ведению здорового образа жизни; повышать значимость здорового образа
жизни, престижность здорового поведения через систему воспитательных
мероприятий;
- продолжить развитие коммуникативных и организаторских
способностей учащихся, способности противостоять негативному влиянию
со стороны.
Реализация путем:
- организации циклов бесед, в том числе режиме онлайн, круглых
столов, акций,
- формирование правовой грамотности обучающихся, ответственности
за нарушение закона РФ «Об ограничении курения табака», Законы КО «О
профилактике наркомании и токсикомании на территории РФ « О мерах по
предупреждению
причинения
вреда
здоровью
и
развитию
несовершеннолетних в КО», «О защите несовершеннолетних от угрозы
алкогольной
зависимости
и
профилактике
алкоголизма
среди
несовершеннолетних» другие нормативные акты, регулирующие поведение
школьников и принятие мер воспитательного воздействия к ним;
- организации семинаров для педагогов с элементами тренинга по
профилактике наркомании, табакокурения, алкоголизма;
- организации консультаций для родителей по вопросам профилактики
алкоголизма, наркозависимости и лечения их последствий.
Профилактика экстремизма и терроризма
Задачи:
- воспитание культуры толерантности и межнационального согласия;
18

- достижение необходимого уровня правовой культуры как основы
толерантного сознания и поведения;
- формирование в детской и молодежной среде мировоззрения и
духовно- нравственной атмосферы этнокультурного взаимоуважения,
основанных на принципах уважения прав и свобод человека, стремления к
межэтническому миру и согласию, готовности к диалогу;
Реализация путем:
- организации плановой эвакуации обучающихся и отработка действий в
чрезвычайных ситуациях;
- организации инструктажей по поведению в ситуации опасности ;
- организации тематических круглых столов по проблеме воспитания
толерантности у обучающихся, по профилактике экстремизма, расовой,
национальной, религиозной розни;
- организации родительских собраний по проблеме воспитания
толерантности у обучающихся, по профилактике проявлений экстремизма;
- организации уроков доброты, нравственности;
Пропаганда здорового образа жизни
Воспитание культуры здоровья, распространение идей здорового образа
жизни; объединение усилий родителей, педагогов по формированию
ценностей здорового образа жизни подрастающего поколения реализуется
через комплекс спортивных, оздоровительных мероприятий, таких как
турнир по дзюдо «День открытого ковра», городской открытый турнир по
дзюдо имени Е.Родионова; социально-оздоровительный проект «Лидер
здоровья» (заливка, чистка хоккейного корта, соревнования по хоккею);
летние оздоровительные Программы; многодневные туристические походы и
поход выходного дня; участие в Традиционном массовом забеге любителей
спорта и активного образа жизни
«Лыжня России»; акции «Спортальтернатива пагубным привычкам», «Выбираем жизнь!», тематические
игровые программы, просмотр и обсуждение видеороликов по материалам
«Здоровая Россия Общего дела»; подготовка волонтеров по пропаганде
здорового образа жизни; выставочная экспозиция «Здоровый образ жизни».
4.6. Модуль «Профессиональное самоопределение»
Мир меняется, происходят изменения в различных сферах нашей
жизни. Особенно, на рынке труда. Чтобы быть востребованным в будущем,
молодой человек должен обладать определенными навыками и
компетенциями:
- профессиональные качества: умение программировать; технические,
инженерные навыки; владение иностранными языками и др.;
- личные качества: способность выявлять проблему и решать еѐ; умение
находить подход к людям и понимать их потребности; умение распоряжаться
ресурсами, информацией, умение управлять проектами и процессами и т.д.
19

В учреждении осуществляется педагогическая поддержка обучающихся
в их профессиональном самоопределении, оказание помощи в выявлении
профессиональных интересов и склонностей обучающихся, помощь в
определении реальных возможностей в освоении той или иной профессии,
успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда.
Реализуется через комплекс мероприятий:
- цикл бесед: знакомство с профессиями в предметной деятельности
практически по каждой образовательной программе;
- использование ресурсов культурно-досуговой среды: организация и
проведение экскурсий (музеи, театры, выставочные залы и т.д.);
- целевые экскурсии для знакомства с профессиями (образовательные
организации среднего и высшего профессионального образования,
предприятия, МЧС и т.д.);
- организация и проведение мастер-классов, тренировок, тренингов и т.д.
с привлечением стороннего специалиста-профессионала в той или иной
области;
- встречи с интересными людьми (в контексте знакомства с
профессиями, необходимыми условиями для овладения данной профессией,
личностными качествами);
- организация и проведение онлайн конференций со специалистами по
профилю деятельности;
- встречи с выпускниками МБУДО «ДЮЦ»;
- использование потенциала родителей для знакомства с профессиями:
организация родительского лектория в объединениях;
- трудоустройство обучающихся, летняя практика.
Для реализации поставленных цели и задач, комплекса мероприятий
необходимо:
- взаимодействие с педагогом-психологом учреждения;
- проведение тестирования по профориентации, мотивации учащихся;
- оказание консультативной помощи педагогам;
- разработка и внедрение профессионально-образовательного маршрута,
в соответствии с личностными особенностями, интересами и способностями
учащегося;
- консультирование родителей, проведение родительских собраний.
- взаимодействие с ВУЗами, СУЗами, ДОУ, ОУ, УДО и другими
организациями для профессиональных проб и предпрофессиональной
подготовки учащихся.
4.7. Модуль «Социальная активность»
Данный модуль ориентирован преимущественно на подростков и
юношество, носит ярко выраженный деятельностный характер. Включает в

20

себя проект «Активная
самоуправление.

молодежь»,

социальное

проектирование,

«Активная молодежь»
Цель: Формирование социальной активности молодежи, включение их в
общественно-политическую, социальную, культурную жизнь общества
Педагогическая целесообразность:
- содействовать формированию и становлению активной гражданской
позиции молодежи;
- вовлечение молодежи в социальную практику и ее информирование о
потенциальных возможностях развития;
- формирование у молодежи базовых национальных ценностей,
патриотизма, служения Отечеству, активной жизненной и гражданской
позиции, ответственности, здорового образа жизни, отношения к семье,
обществу, труду;
- обеспечение участия молодежи в процессе коллективного управления
общественной жизнедеятельности и в процессе самоуправления собственной жизнедеятельности;
- развитие у молодых людей положительных навыков индивидуального
и коллективного управления общественной жизнью.
Реализуется через привлечение молодежи к участию в общественной и
общественно-политической жизни, вовлечение в деятельность органов
самоуправления различных сфер жизни общества; внедрение системы
развивающих, ролевых, спортивных игр, конкурсов, фестивалей по профилям
деятельности и интересам молодежи, работу Волонтерского центра.
Жизнь воспитанников МБУДО «ДЮЦ» старшей возрастной категории
насыщена и активна. Они включены в работу Совета активной молодежи
при Администрации Ленинского
района г. Челябинска; в качестве
организаторов и лекторов проводят программы по профориентации;
социальному проектированию; формированию здорового образа жизни,
информационной безопасности; участвуют в благотворительных акциях и
т.д.
Социальное проектирование
Данное направление реализуется в рамках городской опорной площадки
по теме «Механизмы вовлечения обучающихся в активную социальную
практику через проектную деятельность».
Задачи:
- формирование активной «Я – позиции» обучающихся в реальном и
будущем жизненном самоопределении, и самореализации;
- развитие культурного, коммуникативного потенциала участников
проекта (программы) в процессе совместной общественно-полезной
деятельности;
21

- обеспечить личностную значимость для участников программы
приобретенного опыта и возможности его применения в дальнейшей жизни.
Реализуется через мотивацию обучающихся к освоению социального
проектирования как одного из эффективных способов полифункциональной
деятельности, способствующей позитивным преобразованиям, так как
владение методами социального проектирования позволяет человеку
мыслить конструктивно, приобрести необходимые компетенции, быть
востребованным и успешным на рынке труда.
Комплекс мероприятия включает в себя обучающий курс по
социальному проектированию, разработку проектов , Фестиваль социальных
инициатив , реализация и представление результатов . Данный проект
призван включить в социально-значимую деятельность оптимальное
количество обучающихся, показать реальные результаты , простимулировать
участников, создать ситуацию успеха и значимости личного вклада каждого
в общее нужное дело.
Самоуправление
Самоуправление актуализировано в объединениях старшеклассников, то
есть в одной трети коллективов ДЮЦ.
Поскольку обучающимся
младшего и подросткового возраста не всегда удается самостоятельно
организовать свою деятельность, детское самоуправление в основе своей
носит характер детско-взрослого самоуправления , ведущую роль в котором
на сегодняшний день отведена педагогу. Такая расстановка сил задает
направление вектору в воспитательной работе на развитие самоуправления в
ДЮЦ.
На уровне учреждения:
- организация деятельности Совета ДЮЦ , в состав которого войдут
обучающиеся - представители всех структурных подразделений .
На уровне объединений:
- организация инициативной группы в объединении , представляющей
интересы коллектива , принимающих участие в мероприятиях ДЮЦ в
активном качестве; становятся инициаторами и организаторами событий в
своем коллективе; совмещающих функцию помощника педагога в качестве
наставника.
На индивидуальном уровне:
- вовлечение обучающихся в планирование, организацию, проведение и
анализ общих дел учреждения и дел объединений; через реализацию
функций обучающимися, отвечающими за различные направления работы в
объединении.
3.8. Модуль «Медиа учреждения»
Цель медиа учреждения (совместно создаваемых обучающимися и
педагогами средств распространения текстовой, аудио и видео информации):
22

развитие коммуникативной культуры обучающихся, формирование навыков
общения и сотрудничества, поддержка творческой самореализации
обучающихся.
Воспитательный потенциал медиа учреждения реализуется в рамках
следующих видов и форм деятельности:
интернет-группа
учреждения–
разновозрастное
сообщество
обучающихся, педагогов, родителей, поддерживающее интернет-сайт
учреждения и соответствующую группу в социальных сетях с целью
освещения деятельности образовательной организации в информационном
пространстве, привлечения внимания общественности к учреждению,
информационного продвижения ценностей Детско-юношеского центра и
организации виртуальной диалоговой площадки, на которой детьми,
педагогами и родителями могли бы открыто обсуждаться значимые для
учреждения вопросы;
- практически каждое объединение имеет свои группы в Viber, WhatsAp
для взаимодействия с родителями и детьми;
- использование информационно-коммуникативных технологий и
возможностей сети Интернет активистами Детско-юношеского центра по
внедрению технологий, обеспечивающих нравственное, гражданскопатриотическое воспитание и социализацию детей и подростков;
- использование медиа-ресурсов для проведения скайп-конференций,
мастер-классов, интернет-лекций по вопросам воспитания;
- медиа-кейс событий Детско-юношеского центра.
Особое внимание уделяется информационной безопасности. ДЮЦ
является городской опорной площадкой по образованию для устойчивого
развития «Межрегиональное сетевое партнерство: учимся жить устойчиво в
глобальном мире: Экология. Здоровье. Безопасность», в рамках которой
отработан насыщенный событийный ряд:
- цикл семинаров для обучающихся «Твоя информационная
безопасность» (в том числе информационный терроризм) для средней и
старшей возрастной категории; вертушка «5 минут о самом главном!»
(информационная безопасность для младших школьников);
- просмотр и обсуждение видео - лекций известных ученых,
работающих в области информационной безопасности;
- просмотр и обсуждение видеороликов по проблемам информационной
безопасности.
4.9. Модуль «Наставничество и волонтѐрство»
В рамках реализации Национального проекта «Образование»,
федерального проекта «Социальная активность», направленного на создание
максимально комфортных условий для развития наставничества, поддержки
общественных инициатив и проектов, в том числе в сфере волонтѐрства, в

23

Детско-юношеском центре особое внимание уделяется мотивации детей и
молодѐжи к участию в наставнической и волонтерской деятельности.
Деятельность творческой группы педагогов дополнительного
образования, в объединениях которых есть учащиеся, достигающие высоких
результатов и проявляющие интерес и способности к деятельности
наставника внутри детского объединения, была направлена на развитие
инициативности наставников и применение полученных знаний на практике.
Целевая установка:
- выявление обучающихся, обладающие потенциалом инструктора и
волонтѐра;
-создание условий самореализации обучающихся, их личностного роста;
-развитие коммуникативной компетенции, лидерских качеств,
нравственных установок;
- отработка
практических умений и навыков по организации
разнообразной деятельности.
Обучающиеся включены в реализацию проекта «Дети-детям»
(«Ровесник-ровеснику»): Творческие лаборатории «Реализация творческого
потенциала», «Я-Наставник»; Социальные проекты «Я могу!», Творческая
гостиная «В гостях у…»; Мастерская прикладного творчества; Мастерская
изо-творчества.
С целью развития волонтѐрства планируется организация календарных
праздников для пациентов «Дома-интерната № 1 для престарелых и
инвалидов»; традиционная Акция «Милосердие» - сбор вещей семьям,
попавшим в трудную жизненную ситуацию совместно с «Центром защиты
семьи, материнства и детства»; сбор «Доброй посылки» для Детской
областной
онкологической
больницы
г.
Челябинска,
оказание
благотворительной помощи приюту для животных; изготовление кормушек
для птиц; участие в в социальном проекте «Жизнь дана на добрые дела»:
С целью привлечения учащихся к волонтѐрской деятельности в Детскоюношеском центре организован Волонтерский центр; обучающиеся ДЮЦ
входят в команду организаторов областного конкурса волонтѐров «Здоровая
Россия - Общее дело», инициированный Общероссийской общественной
организацией
поддержки
президентских
инициатив
в
области
здоровьесбережения нации «Общее дело» при поддержке Министерства
образования и науки Челябинской области.
5. Основные направления самоанализа воспитательного процесса,
организуемого в учреждении дополнительного образования
Самоанализ организуемой в МБУДО «ДЮЦ» воспитательной работы
осуществляется по выбранным самим учреждением направлениям и
24

проводится с целью выявления основных проблем воспитания и
последующего их решения. Основными
принципами,
на
основе
которых осуществляется самоанализ
воспитательной работы в
образовательной организации, являются:
принцип гуманистической направленности осуществляемого
анализа, ориентирующий экспертов на уважительное отношение как к
обучающимся, так и к педагогам, реализующим воспитательный процесс;
принцип приоритета анализа сущностных сторон воспитания,
ориентирующий экспертов на изучение не количественных его показателей, а
качественных – таких как содержание и разнообразие деятельности, характер
общения и отношений между обучающимися и педагогами;
принцип развивающего характера осуществляемого анализа,
ориентирующий экспертов на использование его результатов для
совершенствования воспитательной деятельности педагогов: грамотной
постановки ими цели и задач воспитания, умелого планирования своей
воспитательной работы, адекватного подбора видов, форм и содержания их
совместной с обучающимися деятельности;
принцип разделенной ответственности за результаты личностного
развития обучающихся, ориентирующий экспертов на понимание того, что
личностное развитие школьников – это результат как социального
воспитания (в котором образовательная организация участвует наряду с
другими социальными институтами), так и стихийной социализации, и
саморазвития обучающихся.
Основные направления самоанализа воспитательного процесса
1. Результативность
освоения
содержания
дополнительных
общеобразовательных
общеразвивающих программ в части решения
воспитательных задач выявляется и представляется на основе Положения о
проведении текущей и промежуточной аттестации. Организуется в
соответствии с указанными в программе механизмами выявления и
способами фиксации и предъявления результатов.
2. Решение задач модулей Программы воспитания оценивается в
процессе проводимого в учреждении самообследования деятельности
МБУДО «ДЮЦ» в части решения задач воспитания. Отчет о результатах
самообследования представляется на сайте центра до 20 апреля текущего
года.
3. Результаты реализации задач приоритетного направления Программы
воспитания на период 2024–2025 годы представляются для обсуждения на
педагогических советах центра.
Самоанализ организуемой в Детско-юношеском центре воспитательной
работы осуществляется по выбранным направлениям и проводится с целью
выявления основных проблем воспитания и последующего их решения.
Самоанализ осуществляется ежегодно.
25

Основными принципами, на основе которых осуществляется самоанализ
воспитательной работы, являются:
- принцип гуманистической направленности осуществляемого анализа,
ориентирующий экспертов на уважительное отношение, как к
воспитанникам, так и к педагогам, реализующим воспитательный процесс;
- принцип приоритета анализа сущностных сторон воспитания,
ориентирующий экспертов на изучение не количественных его показателей, а
качественных – таких как содержание и разнообразие деятельности, характер
общения и отношений между школьниками и педагогами;
- принцип развивающего характера анализа, ориентирующий экспертов
на использование его результатов для совершенствования воспитательной
деятельности педагогов: грамотной постановки ими цели и задач воспитания,
умелого планирования своей воспитательной работы, адекватного подбора
видов, форм и содержания их совместной с детьми деятельности;
- принцип разделенной ответственности за результаты личностного
развития школьников, ориентирующий экспертов на понимание того, что
личностное развитие обучающихся – это результат как социального
воспитания (в котором учреждение участвует наряду с другими социальными
институтами), так и стихийной социализации и саморазвития детей.
Основные направления анализа воспитательной работы в учреждении
1. Результаты воспитания, социализации и саморазвития обучающихся.
Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ, является
динамика личностного развития обучающихся в каждом объединении.
Осуществляется анализ педагогами дополнительного образования,
руководителями детского объединения.
Способом получения информации о результатах воспитания,
социализации и саморазвития школьников является педагогическое
наблюдение, диагностика «Уровень воспитанности».
Рассматривается динамика личностного развития обучающихся в
каждом конкретно взятом объединении. Анализ осуществляется на основе
критериев, обозначенных к общеобразовательной общеразвивающей
программе, реализуемой в объединении.
Внимание педагогов сосредотачивается на следующих вопросах:
- какие прежде существовавшие проблемы личностного развития
ребенка удалось решить за минувший учебный год;
- какие проблемы решить не удалось и почему;
- какие новые проблемы появились, над чем далее предстоит работать
педагогическому коллективу.
2. Состояние организуемой в учреждении совместной деятельности
детей и взрослых.
Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ, является:

26

- наличие в учреждении интересной, событийно-насыщенной и
личностно-развивающей
совместной
деятельности
участников
образовательного процесса (общие ключевых мероприятий, традиций
учреждения, инновационная деятельность);
- включенность всех звеньев воспитательной системы;
- наличие положительной эмоциональной атмосферы;
- открытость воспитательного процесса в учреждении общественности
(информации на сайте учреждения, в группе МБУДО «ДЮЦ» во
«ВКонтакте»; социальное партнерство, организация социально-значимой
деятельности);
- использование потенциала учебного занятия в контексте воспитания;
- качество воспитательной работы в детском объединении;
- вовлеченность семьи в воспитательный процесс;
- эффективность профилактики;
- включенность обучающихся в волонтѐрскую деятельность,
наставничество;
- включенность обучающихся в социальную активность;
- системность деятельности медиа ресурсов.
Осуществляется анализ руководителями структурных подразделений
заместителем директора по воспитательной работе.
Способами получения информации могут быть наблюдение за
участниками во время действия, их реакция, эмоциональный отклик;
рефлексия после проведенного мероприятия; беседы с обучающимися и их
родителями, педагогами, лидерами ученического самоуправления, при
необходимости – их анкетирование. Полученные результаты обсуждаются
на педагогическом совете учреждения.
3.Управление
воспитательным
процессом
в
образовательной
организации.
Осуществляется посредством анализа:
- степень включенности каждого педагога в процесс воспитания
эффективность деятельности;
- методическое сопровождение деятельности педагога в вопросах
воспитания, обеспечение роста профессиональной квалификации;
- мотивация педагога;
- ресурсное обеспечение воспитательного процесса.
Отслеживание
состояния
воспитательного
процесса
в образовательной организации, своевременная его корректировка и прогноз
ирование дальнейшего развития проводится ежегодно.

27


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».