Анализ воспитательной работы МБУДО «ДЮЦ»
2022-2023 учебный год.
В 2022-2023 учебном году в ДЮЦ была реализована Программа
воспитания.
Программа воспитания МБУДО «ДЮЦ» направлена на приобщение
обучающихся к российским традиционным духовным ценностям, правилам и
нормам поведения в обществе, а также решение проблем гармоничного
вхождения обучающихся в социальный мир и налаживания ответственных
взаимоотношений с окружающими их людьми.
Реализация цели осуществляется через решение следующих задач:
I. реализовывать воспитательные возможности общих ключевых дел;
сохранение и развития традиций ДЮЦ ;
II. реализовывать потенциал руководителя творческого объединения
(педагога
дополнительного
образования)
в
воспитании
обучающихся, поддерживать активное участие детского
сообщества объединения в жизнедеятельности ДЮЦ;
III. использовать в воспитании детей возможности учебного занятия,
поддерживать использование интерактивных форм занятий с
обучающимися;
IV. организовать работу с родителями обучающихся (законными
представителями) , направленную на совместное решение проблем
личностного развития детей;
V. обеспечить профилактику асоциального поведения, ориентировать
обучающихся на здоровый образ жизни;
VI. организовать профессиональную ориентацию ;
VII. формировать социальную активность обучающихся , включить их
в общественно-политическую, социальную, культурную жизнь
общества;
VIII. актуализировать медиа-ресур, обеспечив
формирование
современной цифровой образовательной среды;
IX. развивать наставничество, волонтерское движение в Детскоюношеском центре.
Практическая реализация цели и задач воспитания в 2022-2023 учебном
году осуществлялась в рамках следующих направлений воспитательной
работы учреждения:
модуль «Ключевые культурно-образовательные события»;
модуль «Воспитание в детском объединении»;
модуль «Воспитание на учебном занятии»;
модуль «Взаимодействие с родителями»;
модуль «Здоровьесбережение» ;
модуль «Профессиональное самоопределение»;
модуль «Социальная активность»;
модуль «Медиа-ресурс»;
1
модуль «Наставничество и волонтерство».
Определены ключевые идеи учебного года:
1.
включенность в деятельность Российского движения детей и
молодежи ;
2.
актуализация проекта «Памятные места родного края»;
3.
организационно-педагогическое
сопровождение
профессионального самоопределения обучающихся;
4.
реализации проекта «Механизмы вовлечения обучающихся в
активную социальную практику через проектную деятельность»;
5.
развитие самоуправления учащихся, предоставления им реальной
возможности участия в деятельности творческих и общественных
объединений различной направленности через проект «Равный-равному».
Событийный ряд реализации ключевых идей учебного года.
1.
В марте 2023 года зарегистрировано первичное отделение
Общероссийского общественно-государственного движения детей и
молодежи «Движение первых» Детско-юношеского центра. В начале апреля
состоялось
торжественное
открытие первичного отделения РДДМ.
Участников мероприятия – представители всех структурных подразделений –
познакомились
с
направлениями
деятельности,
с
миссией
и
основополагающими
принципами
«Движения
первых»,
намечены
перспективы участия в событиях РДДМ.
2.
Актуализирован проект «Памятные места родного края», целью
которого является познакомить детей с природой, историей, архитектурой,
традициями жителей Южного Урала. Помимо традиционно практикуемых
экскурсий в музеи, выставочные центры Челябинска, диапазон проекта
расширился: воспитанники ДЮЦ приняли участие в проекте «Маршруты
Танкограда» - автобусная экскурсия по знаковым местам Ленинского района,
неоднократно посещали памятники города Челябинска, связанные с историей
Великой Отечественной войны; Центр исторического наследия ЮУЖД;
Музей воинов-интернационалистов; организованы просмотр фильмов «Мы
живем в Аркаиме», «Учу историю по улицам своим», виртуальная фотоэкскурсия по Таганаю, изучение материалов образовательного проекта
«Южноуральский краекториум. Окно в историю». Воспитанники приняли
участие в творческих конкурсах, в которых отражается тема родного края,
национальных традиций и общекультурных ценностей: «БуквART:
челябинская азбука» (Центр историко-культурного наследия г. Челябинска),
«Моя малая Родина», «Улицы Челябинска», «Красота Божьего мира» в
рамках Образовательных Рождественских встреч. Почти 70 % педагогов
ведут постоянную просветительную работу по повышению общекультурного
уровня учащихся, стимулируя интерес воспитанников к истории, культуре,
традициям, народам Урала; продвигая положительный образ родного города,
Малой Родины, формируя у детей и молодежи гражданскую идентичность.
2
3.
В рамках организационно-педагогического сопровождения
профессионального самоопределения обучающихся практически все
педагоги используют потенциал своей направленности. В целевой установке
учебного процесса –
получение необходимых предметных и
метапредметных компетенций. Формирование личностный компетенций,
мотивации к выбору будущей профессии учебного занятия не всегда
достаточно. Педагоги расширяют поле воспитательного пространства, давая
возможность воспитаннику понять свои возможности, определиться с
выбором. С этой целью около 700 воспитанников всех СП подключились к
проекту на сайте "Проектория" https://proektoria.online/lessons, где смогли
прослушать цикл уроков по профориентации от профессиональных
спикеров, узнать о новых технологиях, познакомится с современными
профессиями, посетить примерочную профессий. Также воспитанники
приняли участие
Всероссийском образовательном проекте в сфере
информационных технологий «Урок Цифры». и проекте по профориентации
«Билет в будущее».
Положительный опыт системы профориентационной работы имеют
педагоги структурных подразделений:
Клуб «Орленок»: профориентационные беседы на тему
поступления и подготовки портфолио в колледжи и школу искусств «Обзор
творческих вузов и школ искусств»; посещение обучающимися с родителями
Дня открытых дверей в ЮУрГИИ им. Чайковского и ЮУрГК, школы
искусств № 4; встречи с интересными людьми, профессионалами своего
дела, просмотр и обсуждение видео-интервью «Диалог с художником:
Любовь Серова», «Судьба и творчество»
Челябинского музея
изобразительных искусств; авторская презентация «Творческие профессии»
и т.д.
Клуб «Орбита»: цикл обзорных бесед «Знакомство с
профессиями»: знакомство детей с профессиями: артиста театра,
преподавателя сценической речи ,оформителя, вокалиста, мастера швейного
дела, шахматиста, тренера по шахматам, художника (на занятиях), кукловода
(экскурсия в кукольный театр), пожарный
(экскурсия на пожарную
выставку).
Клуб «Спутник»:
Составление профессиограммы по
специальностям родителей, презентации «Профессия моих родителей»,
ознакомительные экскурсии в МИДИС, ЧГИК, встреча с выпускниками,
Летняя трудовая практика.
Клуб «Лад»: помощь в профориентации обучающихся, в выборе
профессии, ознакомлении с направлениями обучения художественному
творчеству осуществляется следующей деятельностью: воспитанники
театрального коллектива «Балаганчик» побывали на спектаклях в
Челябинском государственном институте культуры, где детям удалось
посмотреть спектакли , пообщаться со студентами, узнать из первых уст про
учебу, получить советы тем, кто рассматривает вариант поступления в
3
театральный институт. Юные артисты ездили на экскурсию в Камерный
театр, где познакомились с различными театральными профессиями. Для
воспитанников ТО «Аккорд» были проведены беседы на тему выбора
профессий на примере известных российских бардов. Уже трое выпускников
«Аккорда» Пятков Иван, Кошелева Виктория, Фиронова Анастасия
поступили на обучение в педагогический колледж по специальности
«Музыкальный руководитель. Учитель музыки». В гости к ребятам приходил
студент 3 курса Иван Пятков с рассказом о Челябинском педагогическом
колледже. На творческой встрече Иван ответили на вопросы ребят,
обязательно ли становиться музыкантом и как музыка помогает в жизни.
СП «ДЮЦ»: просмотр и обсуждение
видео-роликов «
Профессии- швея и портной», «О профессии закройщик- портной»,«
Профессия- дизайнер одежды: где учиться» (Гоголева О.П.); организация и
проведение программ «Отдел кадров будущего», «Навигатор в будущее» ,
«Мир профессий» (Баркеева Д.Р., Валитова И.С., Анисина З.Д.); научнопроектная деятельность по профилю, лекции практикующих мастеров,
посещение творческих фестивалей: «Платье города - 2023г», «Парад мод»
(Марьина А.Р.).
Разработка
и
реализация
экскурсионных
маршрутов
воспитанниками объединения «Мой край» (педагог Деброва Л.Г.) носит
многоаспектный характер: это и профориентация (работа экскурсовода), и
реализация проекта «Я-Наставник» (экскурсии проводятся для обучающихся
объединения и учащихся ОО № 130) и проекта «Памятные места родного
края» (экскурсии разработаны по Ленинскому району: «По улице
Новороссийской», «Озеро Смолино», «Храм «Утоли моя печали»).
4.
В рамках городской опорной площадки «Механизмы вовлечения
обучающихся в активную социальную практику через проектную
деятельность» коллективы ДЮЦ продолжили реализацию социальных
проектов, разработанных в 2021-2022 учебном году. В их числе проекты
«Простые шаги к правильной осанке» (педагог Попова Е.Г.), «Вдоль озера
Смолино» (педагог Деброва Л.Г.), «С песней по жизни» (педагог Лаптева
С.С.), фото сушка «Мир глазами детей» (педагог Авдеева Е.К.), «Подарок
другу» (педагог Гумарова Т.Г.)
Социальный проект «Читающий «Лад» в этом учебном году был
посвящен Поэзии и проходил под девизом «Лад» читает стихи». В ноябре
2022 был проведен опрос «Читаете ли вы стихи?». В результате выяснилось,
что дети читают только те стихи, которые они проходят по школьной
программе. И в рамках «поэтического ликбеза» с ноября по апрель были
организованы и проведены : вечера поэзии, поэтический батл, на странице
клуба «Вконтакте» дети читали стихи Э. Асдова, В.Высоцкого,
И.Токмаковой и т.д. Воспитательный эффект: повышение статуса чтения,
читательской активности, расширение поэтических горизонтов .Курировали
Проект ребята из творческого объединения «Аккорд».
4
С социальным проектом «Знай и люби Челябинск» ребята детского
объединения «Мы вместе» клуба «Орбита» (педагог Шелпакова И.В.)
выступили на XI областном форуме «Молодежь за экологию и культуру», где
получили 5 дипломов победителей и 2 диплома призеров. А так же углубив и
расширив информацию по истории Южно-Уральской железной дороге,
Рузова Елена выступила
на XXX Южно-Уральский и Челябинский
молодежный интеллектуальный форум «Шаг в будущее» и получила
диплом лауреата.
Ребята приступили к разработке нового проекта «История народов
Южного Урала». Жигалевой Александрой был написан реферат «История
казахского народа», Колышкиным Тимуром –«История башкирского
народа». С данной информацией ребята выступили перед своими
сверстниками в клубе Орбита с приглашением ребят из Ленинского приюта и
ГПД 99 школы. А Колышкин Тимур, с разработанным им рефератом, принял
участие в
в 1 районной научно-практической конференции юных
исследователей «Планета открытий» и получил диплом за изучение и
сохранение традиций.
Театральное объединение под руководством Васиковой С.Ю. активно
продолжало социальный проект «Праздничное детство». В рамках которого
были разработаны, организованы и праздник «Осень золотая», «День
матери», «Новый год»,«День защитника Отечества», «Масленица», «День
космонавтики», «Пасха», «День Победы». Проект «Праздничное детство»
объединил воспитанников всех объединений клуба, сдружил их между собой.
Результаты проводимых мероприятий систематически выкладывались на
сайте ДЮЦ и в группу ВК клуба «Орбита» в виде заметок с фото и видео
отчетом. Ребята могли посмотреть и проанализировать результаты своей
деятельности, показать их своим друзьям и родителям.
В клубе «Спутник» успешно реализуются проекты «Игры наших
родителей» и «Дети детям 2.0». Этот проект в действии с 2020 года.
Воспитанники объединения «Золотая иголочка» пробуют себя в роли
педагога на базе Социально-реабилитационного центра Ленинского района.
В результате такой работы у ребятишек СРЦ проявился интерес к
рукоделию. Дети приняли участие в выставках-конкурсах «Зимняя мозаика,
«Новогодний переполох» и «На волне безопасности». Они выполнили две
работы: панно «Новогодние мечты» и «Приключения зайца на самокате»,
получив сертификаты участников конкурсов. И для них это большая победа
,которой порадовались и их наставники.
В данное время воспитанники клуба «Спутник» активно внедряют
социальный проект «Твоя безопасность на СИМ». В апреле-мае
осуществляли выходы в школы №76(ф), 100, 130, где знакомили учащихся 78 класса с правилами безопасного передвижения на самокатах. Данный
проект вызвал у школьников большой интерес, а для закрепления знаний
ученикам были выданы буклеты с одноименным названием. Буклеты были
распечатаны при помощи депутата Челябинской городской думы Родионова
5
В.А. В летний период планируется осуществлять выходы в летние городские
лагеря микрорайона клуба.
Опорная площадка завершена. Но проектная деятельность как одна из
наиболее эффективных форм организации воспитательного процесса
продолжается и находит новые деятельностные выходы. Воспитанники ДЮЦ
приняли участие в социальных проектах «Помощь природе» (сбор
макулатуры, батареек, крышек от пластиковых бутылок для вторичной
переработки), «ВоБлаго» (сбор вещей для семей, попавших в трудную
жизненную ситуацию), социальном проекте по сбору корма для приюта
бездомных животных « Каштанка», Благотворительных проектах "Я хочу
говорить!" ( проект направлен на содействие обучению детей с тяжелыми
нарушениями речи и опорно-двигательной системы навыку альтернативной
коммуникации), «Свет творчества» на базе ГАУЗ «Челябинской областной
детской клинической больницы». Воспитанники клуба «Орбита» приняли
участие в городских семинарах «Команда лета», проводимых центром
«Креатив». Ребята разработали и защитили проект, который планируют
осуществить во время летнего отдыха в отрядах ДЮЦ и клуба «Орбита».
Кроме того, воспитанники клуба «Орбита » приняли участие в
Региональном конкурсе лучших практик наставничества «Наставник
будущего» и получили дипломом лауреата 3 степени.
Участие в проектах способствует формированию активной
гражданской позиции, личной сопричастности , росту самосознания.
5.
Практика наставничества (проект «Ровесник-ровеснику») широко
применяется в деятельности многих объединений. Воспитанники
транслируют свои навыки и умения в учебной деятельности , помогая
младшим в освоении образовательной программы , выступают в роли
организаторов праздников, турниров, мероприятий для родителей, гостей,
своих ровесников, проявляют инициативу в общественно-полезной
деятельности. В этом учебном году проект «Равный-равному» с целевой
установкой
развития
самоуправления,
реальной
возможностью
деятельностного участия в творческих и социально-значимых событиях
нашел свое выражение в реализации проекта «Я-Наставник».
Цель проекта
: создание условий для реализации творческого
потенциала воспитанников через участие в проекте «Я – Наставник».
Задачи проекта :
создания единого образовательного пространства для реализации
приоритетных направлений Программы воспитания ДЮЦ,
поддержка социально активных обучающихся,
мотивация к самореализации посредством трансляции
сверстникам собственного практического опыта в различных сферах
деятельности.
16 октября был дан старт проекта. В мероприятии приняли участие 70
воспитанников из всех структурных подразделений ДЮЦ, 10 педагогов, 8
6
вожатых и приглашенные гости. День был насыщен мероприятиями:
тематическая программа «Ключи знаний в мир информации» от опытных
наставников «Школы «Лидер»; спортивно-туристическая эстафета; дайджест
цикла обучающих семинаров . Завершились сборы рефлексией, песнями под
гитару и обменом контактами.
В ноябре для участников проекта проведены обучающие семинары
«Актѐрское мастерство», «Эффективное общение», «Психология общения»,
«Педагогический ликбез», «Медиа сопровождение», в содержание которых
полезные знания для тех, кто очень скоро выйдет перед своими сверстниками
в роли Наставника!
В конце декабря ребята встретились вновь. В праздничной программе
были презентация баннеров, стартин и новогодний «огонек» со свечами,
стихами, песнями под гитару. Необходимо отметить, что представленные
баннеры - визитные карточки участников проекта, показали большой
диапазон интересов и возможностей
В феврале участники проекта, теперь уже в роли наставников,
проводили свои мастер-классы для своих сверстников. Мастер-классы были
записаны на видео и представлены экспертам для анализа, оценки
творческого потенциала ребят, выработки рекомендаций.
35 наставников в самых различных направлениях творчества
продемонстрировали
свой уровень владения материалом, умение
контактировать с аудиторией,
своѐ обаяния.
В марте во всех структурных подразделениях прошли творческие
мастерские в самых разнообразных форматах, где участники проекта вновь
пробовали себя в роли наставников. Так ребята головного здания ДЮЦ
провели «вертушку».. Были сформированы 5 команд из воспитанников
объединений, и они по очереди проходили мастер-классы , проводимые
своими ровесниками.
Всего в проекте приняли участие 87 обучающихся от 23 педагогов . На
Церемонии подведения итогов каждому из них был вручен сертификат
участника проекта, самым активным, принявшим участие во всех событиях
проекта и победителей в рейтинге мастер-классов
к сертификатам
прилагались подарки, предоставленные нашим социальным партнѐром О.А.
Толмачевым , депутатом Челябинской Городской Думы, генеральным
директором кампании «Ниагара» .
Событийный ряд проекта был логически выстроен на протяжении всего
учебного года: точка отсчета «Образовательный интенсив»: мотивация к
пробе сил, выход на новый уровень самопознания – цикл обучающих
семинаров: мотивация к саморазвитию, ликвидация «болевых точек» Новогодний нетворкинг: релаксация, мотивация к дружескому общению ,
обретение близких по духу товарищей – Практикум: Мастер-классы,
«Творческая гостиная» : проба сил, мотивация к деятельности – Церемония
награждения: подведение итогов , ситуация успеха, мотивация к развитию. В
целом проект способствовал формированию у воспитанников уверенности в
7
своих силах, развитию психологической уверенности перед публичными
выступлениями, стремлению к постоянному саморазвитию.
В штатном режиме были реализованы и остальные модули Программы.
В 2022-2023 учебном году воспитанники ДЮЦ приняли участие в 261
мониторинговых мероприятиях - смотры, конкурсы, соревнования, выставки
и т.д., следующих направленностей: художественной, физкультурноспортивной, туристско-краеведческой, социально-гуманитарной, естественно
- научной, технической.
Включенность воспитанников ДЮЦ в мониторинговые мероприятия
2022-2023учебный год (в сравнении с 2021-2022, 2020-2021 гг.)
2021
2022
2023
81
71
34
42
39
международный Всероссийский
58
55
54 54 54
46
областной
45
муниципальный
Их них
2023
международного
уровня – 71 конкурсов
( 358–участники, 239
– призеры)
Всероссийского
уровня- 54
(201- участники,
2022
международного
уровня – 39 конкурсов
(209 –участники, 174
– призеры)
Всероссийского
уровня- 54
(190- участники,
8
2021
международного
уровня – 34 конкурсов
(110 –участники, 55 –
призеры)
Всероссийского
уровня- 54
(244- участники,
144 – призеры)
Регионального – 55
(251 – участники,137
– призеры)
городского – ,81
(297 – участники,89 –
призеры)
145 – призеры)
Регионального – 46,
(169 – участники, 74 –
призеры)
городского – 58,
(254 – участники,72 –
призеры)
В 261 мероприятиях
Приняли участие –
1107
В 187 мероприятиях
Приняли участие –
822\
Стали призерами -
158 – призеры)
Регионального – 42,
(191 – участники, 60 –
призеры)
городского – 45,
(234 – участники,68 –
призеры)
В 175 мероприятиях
приняли участие -779\
стали призерами - 341
Стали призерами -
609
465
В сравнении с предыдущим годом произошло изменение показателей :
количество мероприятий увеличилось на 74 мероприятий ;
количество участников увеличилось на 285 единицы;
количество призеров увеличилось на 144 единицы .
Процент качества (соотношение количество призеров к количеству
участников) равен в среднем 55 %.
Показатель качества по годам
2019
2020
2021
2019
43%
2023
55%
2022
56%
2022
2023
2020
42%
2021
43%
Количество участников в направленностях по уровням мониторинговых
мероприятий
9
250
200
150
международный
100
Всероссийский
50
региональный
муниципальный
0
Количество участников и призеров по направленностям
количество участников
количество призеров
712
462
264
92
56 29
47 10
7 5
Количество участников по направленностям.
10
21 11
712
художественная
264
спортивная
56
социальногуманитарная
7
естественно
научная
21
техническая
47
туристкокраеведческая
Количество призеров по направленностям
462
92
29
художественная
спортивная
социальногуманитарная
5
естественно
научная
11
техническая
10
туристкокраеведческая
Процент участников (1107) в мониторинговых мероприятиях от
общего числа обучающихся (4812) составляет 23%.
Процент призеров (609 человека\коллективов)
мониторинговых
мероприятий от общего числа обучающихся (4812) составляет 12,6%
% призеров – статус «одаренные дети» - равен 18,8 % (642 человека =
230 обучающихся «личников» +412 человека в составе коллективов) от
числа физических лиц обучающихся (3409)
11
Практически каждый педагог Детско-юношеского центра создает
своим учащимся условия для участия в мониторинговых мероприятиях.
Степень задействованности разная, у кого то это более десятка мероприятий,
у кого-то одно-два.
Активно работаю в этом направлении педагоги Зайкова А.А.,
Перепелко Н.Н., Лаптева С.С., Горшкова Л.Л., Шубина Т.Ю., ., Судоргины
А.В., Н.В., Патракова О.В, Москвичева Н.Г., Бархатова Т.А., Горшенина
Л.В., Деброва Л.Г.
Высокие показатели также у педагогов образцового коллектива
современной хореографии «Феерия» (Падалец М.А., Краснова А.С.,
Филиппова А.В.), коллектива народного танца «Задумка» (Зайкова А.А.,
Усирков И.А.), образцовой студии современного вокала «Эклектика» (
Шубина Т.Ю., Шубин О.Б.). Данные коллективы мотивированы на участие в
конкурсах, Фестивалях. В их активе высокие достижения Международных,
Всероссийских, региональных уровней.
Одним из приоритетных направлений воспитательной работы являются
обеспечение безопасности жизнедеятельности воспитанников, пропаганда
здорового образа жизни, профилактика социально-опасных и негативных
явлений среди несовершеннолетних. Во всех структурных подразделения
сложилась система мероприятий, которые планомерно проводились в
течение учебного года.
Работа с родителями обучающихся направлена на совместное решение
проблем личностного развития детей. Воспитательная работа это не
"педагог-ребѐнок", а "педагог-ребѐнок-семья". Мы постоянно на связи с
родителями детей, приобщаем их к созданию условий для достижение
творческих и социальных успехов детей.
В начале года проводятся собрания с родителями, где простраиваются
взаимоотношения участников образовательного процесса, определяются
нормы и правила поведения, цели и задачи года. для решения учебновоспитательных задач. Общение с родителями осуществляется очно и в
родительских чатах, которые созданы для всех творческих объединений.
Происходит постоянное взаимодействие с родителями по вопросам
творческой деятельности коллектива и детей.
Несомненную практическую помощь в работе с родителями приносит
открытие занятия, показ готовых творческих номеров в конце каждого
полугодия, участие коллектива в концертных программах. После таких
мероприятий родители понимают важность качества требований к
материалам и инструментам, с которыми будет работать его ребенок,
необходимость приобретения костюмов, музыкальных инструментов,
необходимость домашней работы и т.д.
12
Анализы воспитательной работы структурных подразделений
отражают многоаспектность и объемность событий учебного года.
Сохраняются традиции; интересные наработки закрепляются, становясь
достоянием объединения; актуально проявление инициативы и новаторства
как воспитанниками , так и педагогами.
Нельзя обойти вниманием следующие события этого года.
В этом году НПК «Планета открытий», традиционно проводимая для
воспитанников ДЮЦ по инициативе педагогов перешла в статус I районной
научно-практической конференции юных исследователей «Планета открытий
– 2023». Тематика конференции «В краю уральском гордо жить» объединила
более 30 научных работ, которые были посвящены талантливым людям,
литературе, культуре, народам, экологии, истории и даже кухне Урала.
В апреле 2023 года для воспитанников ДЮЦ, учащихся школ
Ленинского района, юных исследователей ДПиШ им. Н.К Крупской,
родителей и научных руководителей был организован настоящий праздник
науки. Члены жюри , в числе которых были представителями высшего
образования, кандидаты наук, отметили, что ребята выбирают очень
интересные и разнообразные темы, большинство ребят проявляют горячую
заинтересованность в исследовательской деятельности.
В этом учебном году Валитова И.С., методист и воспитанники Школы
«Лидер» Александр Печеркин и Алексей Корчагин получили гранты
Губернатора Челябинской области для реализации проектов: в рамках
«СоцПроектора» (Валитова И.С.) в течении марта-апреля 60 человек
обучающихся Ленинского района прошли курс семинаров по написанию
грантов, а Александр и Алексей провели Фестиваль настольных игр Our
GameFEST, реализуя свой интереснейший проект.
Проявляя солидарность с бойцами СВО, воспитанники центра,
родители , педагоги приняли участие в акции «Помоги солдату» по сбору
гуманитарного груза участникам военной операции. В течение года дети
писали письма , своими руками делали голубей мира, смайлики, вкладывая
их в посылки. Воспитанниками клуба «Орбита» было изготовлено и
отправлено на фронт 100 окопных свечей. Проведены «Уроки Мира»,
мастер-класс по мультипликации для детей Волновахского района Донецкой
области.
Значение данных инициатив неоценимо. И взрослые , и дети с особой
остротой стали задумываться о понятиях война и мир, Родина, патриотизм.
Мониторинг эффективности воспитательной работы проводится
посредством наблюдения за поведением воспитанников , рефлексией после
события, в личных беседах с воспитанниками объединений, родительских
отзывах в групповых чатах и личных встречах, анкетирование родителей
«Изучение мнения о качестве оказания услуг организаций дополнительного
образования».
13
Одним из показателей эффективности воспитательного процесса
является стабильность объединения как свидетельство сознательного выбора
ребенка: «Мне комфортно, интересно, я чувствую себя здесь хорошо,
безопасно…я здесь нужен!».
В конце учебного года был проведен мониторинг удовлетворенности
обучающихся Детско-юношеского центра образовательным процессом
(воспитательный аспект)
Проведен опрос, в котором участвовали обучающиеся , в количестве
438 человек(13% от общего количества обучающихся).
В таблице 1 представлен стимульный материал для опроса.
Таблица 1– Опросник «Удовлетворенность образовательной средой»
(воспитательный аспект)
Суждения
1
.
.
Баллы
2
3
4
1 В нашем объединении происходит много
важных, интересных и радостных событий, в которых я
принимаю активное участие
2 Среди ребят нашего объединения не принято
обижать и высмеивать друг друга
3
Приходя на занятия, я чувствую себя хорошо
.
.
.
4 Я думаю, что в нашем объединении нас понастоящему готовят к самостоятельной жизни
5 Я считаю, что в нашем объединении созданы
условия для реализации интересных идей и развития
моих способностей
Детям предлагается, прочитав суждения, оценить степень своего
согласия. Оценки 1,2,3-низкий уровень удовлетворенности,4-средний,5высокий.
Суждения:
1.«Содержание и разнообразие деятельности» - В нашем объединении
происходит много важных, интересных и радостных событий, в которых я
принимаю активное участие»;
2. «Взаимное уважение (качество взаимодействия)» - Среди ребят
нашего объединения не принято обижать и высмеивать друг друга;
3. «Психологический климат» - Приходя на занятия, я чувствую себя
хорошо;
4. «Результаты личностного развития (самооценка, самоопределение)»
-Я думаю, что в нашем объединении нас по-настоящему готовят к
самостоятельной жизни:
14
5
5.«Качество воспитывающей среды» - Я считаю, что в нашем
объединении созданы условия для реализации интересных идей и развития
моих способностей.
Большинство обучающихся Детско-юношеского центра отмечают
(таблица № 2) свою удовлетворенность качеством образовательной среды (74
%); хорошим психологическим климатом, сложившимся в коллективах (75
%);
качеством взаимодействия (68 %). Высокая оценка может
свидетельствовать о том, что обучающиеся ценят ту деятельность, которой
они заняты в своем коллективе, чувствуют себя на занятиях комфортно и
безопасно, взаимодействие в коллективах основано на уважительном
отношении и доверии к окружающим людям.
Меньшее
количество
обучающихся
отмечают
уровень
удовлетворенности личностным развитием (58 %) и охватом содержания и
разнообразия деятельности (53 %). Не все обучающиеся соотносят то, чем
они занимаются в Центре с будущей самостоятельной деятельностью, не
связывают полученный опыт с практическим применением в дальнейшей
жизни; также обучающиеся при всем разнообразии, предлагаемой
внеурочной деятельности отмечают свою не полную включенность и
активность – часто ссылаясь на свою «загруженность» в школе.
Исходя из предыдущих исследований и факторного анализа
(ресурсность, жизнестойкость, коммуникативные склонности) мы полагаем,
что на уровень вовлеченности, активности, самоопределения обучающихся
влияет
низкий
уровень
их
коммуникативных
склонностей.
15
Таблица 2 – результаты анкетирования обучающихся по уровням удовлетворенности образовательным процессом
(воспитательный аспект), чел, %
Объединения
СП «Орбита»
Итого: 93
%
СП «Орлѐнок»
Итого: 22
%
СП «Синтай»
Итого: 39
%
Отдел «ДЮЦ»
Итого чел.: 180
%
СП «Лад»
Итого чел.: 30
%
СП «Бригантина»
Итого чел.: 61
%
СП «Спутник»
Итого чел.: 13
%
СП «Мрия»
Итого, чел.: 10
%
Итого чел.: 448
%
Содержание и
разнообразие
деятельности
Взаимное уважение
(качество
взаимодействия)
Психологический
климат
Результаты личностного
развития (самооценка,
самоопределение)
Качество
воспитывающей среды
в
54
58
с
19
20
н
20
22
в
63
68
с
12
13
н
18
19
в
73
79
с
12
13
н
7
8
в
68
73
с
12
13
н
13
14
в
80
86
с
7
8
н
6
6
12
55
6
27
4
18
21
95
1
5
–
–
22
100
–
–
–
–
13
59
6
27
3
14
22
100
–
–
–
–
26
67
11
27
2
6
25
64
9
23
5
13
24
61
14
36
1
3
29
74
7
18
3
8
31
80
6
15
2
5
81
45
52
29
47
26
126
70
36
20
18
10
137
76
34
19
9
5
92
51
40
22
48
27
115
64
41
23
24
13
12
40
в
40
65
9
30
с
13
21
9
30
н
8
13
17
57
в
35
58
4
13
с
19
31
9
30
н
7
11
17
57
в
44
72
5
17
с
11
18
8
26
н
6
10
9
30
в
35
58
8
26
с
12
20
13
44
н
14
22
21
70
в
45
73
5
17
с
15
25
4
13
н
1
2
6
46
6
46
1
8
9
69
3
23
1
8
9
69
4
31
–
–
7
54
6
46
–
–
11
85
2
15
–
–
6
60
237
53
1
10
117
26
3
30
94
21
4
40
300
67
2
20
86
19
4
40
62
14
6
60
333
74
3
30
83
19
1
10
32
7
4
40
257
57
3
30
94
21
3
30
97
22
5
50
330
74
5
50
81
18
–
–
37
8
16
Данные таблицы обработаны и графически представлены в диаграмме.
100
Количество человек, %
90
74
80
70
60
74
67
57
53
50
40
30
20
26
21
19
21
19
14
22
18
8
7
10
0
Содержание и разнообразие Качество взаимодействия
деятельности
Психологический климат
Личностное развитие
(самооценка)
Качество воспитывающей
среды
Уровни удовлетворенности
Высокий
Средний
Низкий
Результаты мониторинга удовлетворенности обучающихся образовательным процессом
(воспитательный аспект), %
17
Таким образом, основные воспитательные задачи учебного года удалось
выполнить: воспитанники были вовлечены в творческую, концертную,
экскурсионную, проектную деятельность, удалось реализовывать воспитательные
возможности общих ключевых дел, использовались разнообразные формы
организаций событийного ряда, проведены мероприятия, направленные на
формирование здорового образа жизни, профессиональную ориентацию,
социальную активность обучающихся, актуализацию медиа-ресурсов, развитию
наставничества, волонтерской деятельности.
В целом чувствуется положительная динамика развития социальной и
творческой активности детей. Дети стали более отзывчивее, внимательнее и более
мотивированы к деятельности. Отмечается комфортность пребывания
воспитанников в ДЮЦ, позитивная творческая атмосфера.
Как показал мониторинг, нашим детям не хватает коммуникабельности,
удовлетворенности личностным развитием, личностной заинтересованности
(привлекательности) в событиях (по причине своей пассивной роли в
мероприятиях). Это требует от педагога перестройки образовательного процесса ,
не в ущерб учебной деятельности , но с усилением воспитательной компоненты в
системе своей работы. Наличие действенного плана воспитательной работы
детского объединения у каждого педагога как залог эффективности воспитания,
обязательно.
В ФГБНУ «Институт изучения детства, семьи и воспитания» разработаны
методические рекомендации «Разработка и реализация раздела о воспитании в
составе дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы».
Четкая структура, целеполагание с учетом потенциала той или иной
направленности, рекомендуемые формы, методы и т.д. - документ способствует
формированию педагогами программ к действию - осмысленному, ответственному,
систематическому.
В следующем учебном году важно сохранить данные направления и
продолжить их работу, особое внимание стоит уделить направлению социальной
активности, включения обучающихся в проектную деятельность (создание и
реализацию социально-значимых проектов), наставничество.
Определены приоритеты воспитания 2023-2024 учебного года:
Патриотическое
воспитание;
гражданская
самоидентификация
(общероссийская гражданская идентичность - это когда человек в первую
очередь считает себя гражданином России, а потом уже представителем той или
иной национальности).
Формирование семейных ценностей.
Профориентационная работа.
Нацеленность коллективов на создание активов, развитие самоуправления.
Приложить работу над проектами «Живое дело» (социальные проекты
объединений), «Ровесник-ровеснику» (наставничество в объединениях) ;
Активное участие в проектах РДДМ «Движение первых».
И задача каждого педагога на 2023-2024 учебный год: разработка и
реализация актуальной Программы воспитания своего детского объединения.
Исполнитель: Макарова Л.С., заместитель директора по воспитательной работе.
18