Арт-пластика

КОМИТЕТ ПО ДЕЛАМ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА ЧЕЛЯБИНСКА
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Детско-юношеский центр г. Челябинска»
454010; г. Челябинск, ул. Коммунаров, 28, телефон – факс 256-23-33, dyc74@yandex.ru
ИНН 7449017210/КПП 744901001 ОКПО 36917567, ОГРН 1027402700907

Принято на заседании
методического совета
Протокол №1 от 02.09.2024

Утверждаю:
Директор МБУДО «ДЮЦ»
___________А.А. Синицын

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая
программа художественной направленности
«Арт-пластика»
Возрастная категория обучающихся: 7-8 лет
Срок реализации: 1 год

Авторы-составители: Падалец Мария Сергеевна,
Скутина Яна Сергеевна,
педагоги дополнительного
образования МБУДО «ДЮЦ

Челябинск, 2025

Содержание программы

1. Пояснительная записка ....................................................................................... 3
2. Учебно-тематический план ................................................................................ 8
3. Краткое содержание программы ..................................................................... 11
4.Условия реализации общеобразовательной программы ................................ 12
5.Методическое обеспечение общеобразовательной программы .................... 13
6.Список литературы ............................................................................................ 14
Приложение №1. Мониторинг результатов освоения дополнительной
образовательной программы «Арт-пластика» ................................................... 16
Приложение №2. Протокол результатов итоговой аттестации обучающихся 17

Информационная карта

Тип программы
Образовательная область
Направленность деятельности
Способ освоения содержания
программы
Уровень освоения содержания
программы
Возрастной уровень реализации
программы
Форма реализации программы
Продолжительность реализации
программы

модифицированная
хореографическое искусство
художественная
репродуктивный, творческий
стартовый
7-8 лет
групповая
1 год

2

1. Пояснительная записка
Хореография в вокальном коллективе является неотъемлемой частью
художественного оформления выступлений, способствуя более яркой и
выразительной подаче музыкального материала. Совмещение вокала и
движений позволяет усилить эмоциональное воздействие на зрителя, создать
цельный сценический образ и повысить уровень профессионализма
исполнителей.
Программа включает изучение базовых элементов хореографии,
ритмику, движение в пространстве, взаимодействие участников коллектива,
работу с музыкальным сопровождением. Особое внимание уделяется
адаптации танцевальных номеров под вокальный материал, чтобы движения
подчеркивали и дополняли звучание.
Включение хореографии в репертуар коллектива способствует развитию
комплексного творческого потенциала участников, расширяет возможности
сценического выражения и делает выступления более динамичными и
запоминающимися. Это важный шаг к профессиональному росту и успеху
коллектива на конкурсах, фестивалях и концертах.
Данная программа опирается на нормативно-правовые основы для
разработки дополнительных общеобразовательных программ:
– Федеральный закон от 29 декабря 2012 № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации» (ред. от 17.02.2023) (с изм. и доп., вступ. в силу с
28.02.2023);
– Национальный проект «Молодежь и дети», разработанный в
соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2024 года
№309 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до
2030 года и на перспективу до 2036 года»;
– Распоряжение Правительства РФ от 31 марта 2022 № 678-р «Об
утверждении Концепции развития дополнительного образования детей до
2030 г. и плана мероприятий по ее реализации»;
– Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
28 сентября 2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
– Приказ Министерства образования и науки Челябинской области от
30.12.2020 № 01/2795 «Об утверждении Концепции развития региональной
системы воспитания и социализации обучающихся Челябинской области на
2021–2025 годы»;
– Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
03.09.2019 № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных
систем дополнительного образования детей»(с изменениями на 21.04.2023);
– Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
02.02.2021№ 38 «О внесении изменений в Целевую модель развития
3

региональных систем дополнительного образования детей, утвержденную
приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019
№ 467»;
– Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27 июля
2022 № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам»;
– Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской
Федерации от 22.09.2021 № 652н «Об утверждении профессионального
стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»;
– Письмо Министерства просвещения России от 30.12.2022 № АБ3924/06 «О направлении методических рекомендаций» (вместе с
Методические рекомендации «Создание современного инклюзивного
образовательного пространства для детей с ограниченными возможностями
здоровья и детей-инвалидов на базе образовательных организаций,
реализующих дополнительные общеобразовательные программы в субъектах
Российской Федерации»);
– Письмо Минобрнауки РФ от 18.11.2015 №09-3242 «О направлении
рекомендаций»
(вместе
с
Методическими
рекомендациями
по
проектированию дополнительных общеразвивающих программ);
– Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до
2025 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации
от 29.06.2015 № 996-р);
– Закон Челябинской области от 29.08.2013 № 515-30 «Об образовании
в Челябинской области».
Документы и локальные акты учреждения:
– Устав МБУДО «ДЮЦ»;
– Программа развития МБУДО «ДЮЦ»;
– Программа воспитания МБУДО «ДЮЦ»;
– Положение МБУДО «ДЮЦ» о дистанционном обучении;
– Положение о системе оценок, форм, порядке и периодичности
промежуточной и итоговой аттестации обучающихся;
– Положение о разработке дополнительной общеобразовательной
программы в МБУДО «ДЮЦ»;
– Положение об организации образовательного процесса в МБУДО
«ДЮЦ».
Направленность программы.
Общеобразовательная программа
направлена на комплексное развитие исполнительских навыков у
обучающихся, сочетающих вокальное мастерство с пластикой и
выразительностью движений.
Особенностью занятий является гармоничное объединение вокального
мастерства и выразительных движений без ущерба для качества звучания.
Актуальность программы характеризуется тем, что в настоящее
время велика значимость не только социального заказа на образовательные
4

услуги в области дополнительного образования, но и комплексной
подготовки вокальных коллективов, повышающей конкурентоспособность
творческого объединения на конкурсах и фестивалях.
Основной целью программы является художественно-эстетическое
развитие личности ребенка через развитие координации и пластики тела, а
также через формирование слаженности и единство действия обучающихся
средствами хореографии.
Задачи программы
Задачи обучения:
- обучение процессу дыхания и правильной работе корпуса,
- обучение базовым элементам танца,
- обучение командной работе и взаимодействию.
Задачи развития:
- развитие общей физической подготовки (силы, выносливости,
ловкости);
- развитее ритмичности и музыкальности,
- развитие артистичности и эмоциональной выразительности.
Задачи воспитания:
- воспитание трудолюбия, терпения,
- воспитание аккуратности и опрятности.
- воспитания чувства доброты и ответственности к людям.
Форма и режим занятий:
Виды занятий: учебное занятие; занятие-импровизация и партнеринг;
занятие-репетиция.
Форма проведения занятий: групповая, в которой обучение
проводится с группой воспитанников, имеющих общее задание и
взаимодействующих между собой.
Количественный состав групп:15 чел.
Занятия проводятся два раза в неделю по 45 минут.
Результаты освоения программы:
Предметные:
- уметь правильно выполнять танцевальные шаги и движения, владеть
техникой дыхания при исполнении танцевальных шагов и элементов.
- уметь методически правильно выполнять базовые элементы танца.
- чувствовать других обучающихся при совместном передвижении в
пространстве
Метапредметные:
- проявлять силу, выносливость, ловкость;
- уметь воспроизводить музыкальный ритм, поддерживать гармонию
движений со звуком.
- уметь передавать эмоции, образ с помощью голоса, мимики, жестов и
движений.
Личностные:
- уметь настойчиво и упорно работать над достижением целей.
5

- уметь поддерживать порядок вокруг себя и заботиться о внешнем
виде.
- уметь проявлять внимание и уважение к другим людям.
Механизм подведения итогов
Для того чтобы отследить образовательный процесс, существуют
методы контроля такие, как текущий контроль, промежуточная аттестация,
итоговая аттестация.
Промежуточная аттестация определяет, насколько успешно
происходит развитие обучающегося и усвоение им образовательной
программы на каждом этапе обучения.
Формы промежуточной аттестации:
- контрольное занятие,
- устный опрос (фронтальный и индивидуальный),
- педагогическое наблюдение,
Промежуточная аттестация обучающихся проводится в период с 20 по
30 декабря.
Текущий контроль – осуществляется регулярно преподавателем на
уроках. Текущий контроль направлен на поддержание учебной дисциплины,
на ответственную организацию домашних занятий. Текущий контроль
учитывает темпы продвижения ученика, инициативность на уроках и качество
выполнения заданий.
Формы текущего контроля:
- педагогическое наблюдение,
-контрольное задание.
Технология
мониторинга
развития
обучающегося
требует
документального оформления полученных результатов на каждого ребенка. С
этой целью педагогом оформляется мониторинг результатов освоения
дополнительной образовательной программы «Арт-пластика» (Приложение№
1).
Итоговая аттестация обучающихся проводится по окончании
обучения по дополнительной общеразвивающей программе.
Формы итоговой аттестации:
- контрольное занятие,
- устный опрос (фронтальный и индивидуальный),
- педагогическое наблюдение,
-репетиционная деятельность.

6

Результаты итоговой аттестации обучающихся должны оцениваться
таким образом, чтобы можно было определить:
- насколько достигнуты прогнозируемые результаты дополнительной
образовательной программы каждым обучающимся;
- полноту выполнения дополнительной образовательной программы;
- результативность самостоятельной деятельности обучающегося в
течение обучения.
Параметры подведения итогов:
количество воспитанников (%), полностью освоивших дополнительную
образовательную - программу, освоивших программу в необходимой степени,
не освоивших программу;
- причины неосвоения детьми образовательной программы;
- необходимость коррекции программы.
Критерии оценки результативности.
Критерии оценки уровня подготовки:
- высокий уровень – обучающийся овладел на 100-80% умениями и
навыками, предусмотренными программой за конкретный период; работает
самостоятельно, не испытывает особых трудностей; выполняет практические
задания с элементами творчества;
- средний уровень – у обучающегося объём усвоенных умений и
навыков составляет 70-50%; работает с помощью педагога; в основном,
выполняет задания на основе образца;
- низкий уровень - ребёнок овладел менее чем 50%, предусмотренных
умений и навыков;ребёнок испытывает серьёзные затруднения при работе;
ребёнок в состоянии выполнять лишь простейшие практические задания
педагога.
Результаты итоговой аттестации фиксируются в «Протоколе» итоговой
аттестации обучающихся объединения, который является одним из отчетных
документов и хранится у администрации учреждения (Приложение № 2).

7

2. Учебно-тематический план

№

Название блока.

1 группа

1

Вводное занятие

1

2

Развитие общих
физических данных.

12

3

Основы хореографии.

12

4

Основы партнеринга.

8

5

Дыхательная
гимнастика.

8

6

Сценическое искусство

10

7

Работа над номером

19

8

Промежуточная
аттестация

1

9

Итоговое занятие

1

Итого:

72 часа
Учебный план

Название раздела, темы

Общее колво часов

теории

практики

Формы
аттестации/кон
троля

1.Вводное занятие:

1

1

2.Развитие общих физических
данных
1.Упражнения на гибкость

12

3

9

Контрольное
задание

4

1

3

2.Упражнения на силу

4

1

3

3.Упражнения на
выносливость
3.Основы хореографии

4

1

3

12

3

9

Контрольное
задание
8

1.Хореографическая азбука.

4

1

3

2.Современный танец

4

1

3

3.Эстрадный танец

4

1

3

4. Основы партненринга

8

2

6

4

1

3

2.Групповое взаимодействие

4

1

3

5.Дыхательная гимнастика

8

2

10

6.Сценическое искусство

10

2

8

1.Сценическое движение

5

1

4

2. Актёрское мастерство.

5

1

4

7.Работа над номером

19

4

15

1.Постановка

10

2

8

2.Репетиция

9

2

7

Промежуточная
аттестация.
Итоговое занятие.

1

1

1

1

Итого:

72

Контрольное
задание

1.Парная импровизация

17

Наблюдение

Репетиционная
деятельность

Контрольное
задание.
Репетиционная
деятельность

55

9

Календарное планирование
1год обучения. 2 часа в неделю.
№

1

2

Темы
занятий

Сентя
брь

Вводное
занятие

1

Развитие
общих
физических
данных
Упражнения
на гибкость
Упражнения
на силу
Упражнения
на
выносливост
ь
Основы
хореографи
и
Хореографич
еская азбука.
Современны
й танец
Эстрадный
танец

3

Основы
партненрин
га
Парная
импровизаци
я
Групповое
взаимодейст
вие

4
5

Дыхательна
я
гимнастика
Сценическо
е искусство
Сценичексое
движение
Актёрское
мастерство

Октя
брь

Нояб Дека
рь
брь

Янва Февр
рь
аль

Мар Апре Ма Ито
й
т
ль
го
1
12

1

1

-

-

-

1

-

-

1

4

-

1

-

1

1

-

-

1

-

4

-

-

1

1

1

-

1

-

-

4

12

1

1

1

1

-

-

-

-

-

4

-

-

-

-

1

1

1

1

-

4

-

-

-

-

-

1

1

1

1

4

8
1

1

1

1

-

-

-

-

-

4

-

-

-

-

1

1

1

-

1

4

1

1

1

1

1

1

1

1

-

8

10
1

1
1

1
1

1
1

1

1

5

1

5

10

6

7
8

Работа над
номером

19

Постановка

1

1

2

-

1

1

1

2

1

10

Репетиция

1

1

1

1

1

1

1

1

1

9

1

1

8

72

Промежуточ
ная
аттестация
Итоговое
Занятие

Всего:

1

8

8

8

8

8

8

8

8

3. Краткое содержание программы
1 блок «Развитие общих физических данных». Развитие физических
качеств – важная часть подготовки обучающихся, обеспечивающая
возможность выполнять сложные движения, сохранять выносливость и
пластичность.
В данном блоке упражнения строятся на развитие следующих
физических качеств: гибкость, сила, выносливость.
Гибкость. Улучшение амплитуды движений, важная для пластики тела
и выполнения разнообразных элементов. Упражнения: растяжка, упражнения
на развитие подвижности суставов.
Сила. Обеспечивает устойчивость поз и поддержание тела в сложных
позициях. Упражнения: силовая гимнастика с собственным весом.
Выносливость. Позволяет сохранять энергичность на протяжении
продолжительных выступлений. Упражнения: кардио, интервальные
упражнения.
Основной задачей данного блока является подготовка физического
аппарата к выполнению танцевальных элементов.
2 блок «Основы хореографии»
Хореография в вокальном коллективе, необходима для выразительного
и гармоничного движения на выступлении.
В данном блоке изучаются основные позиции рук и ног в хореографии,
шаги на месте и в продвижении. Изучаются элементы современного танца,
которые развивают пластичность и координацию обучающихся. А также
элементы эстрадного танца, которые в дальнейшем будут использоваться при
постановке номера.
Основной задачей данного этапа является, приобретение танцевальных
навыков, необходимых для гармоничного и выразительного исполнения.
3 блок «Основы партнеринга».
11

Партнеринг – это искусство взаимодействия двух (или более)
участников, совместно двигающихся, сохраняя баланс, взаимную опору и
синхронизацию.
На данном этапе обучающимся предлагаются простые упражнения на
взаимодействия в паре или в группе, где обучающиеся должны совместно
двигаться, следую конкретному заданию. В блок входят упражнения на
управление и доверие партнёров, на синхронизированное движение
относительно друг друга, на работу с весом.
Основной задачей данного этапа является достижение единства и
сотрудничества между обучающимися.
4 блок «Дыхательная гимнастика».
Включение блока дыхательной гимнастики важно для развития
координации между, движением и дыханием. Такое разделение улучшает
контроль дыхания во время выступления. В блок включены упражнения для
координации движения и дыхания, а также продвижения и дыхания.
Основной задачей данного этапа является научить обучающихся
осознанному и правильному дыханию во время исполнения движений.
5 блок «Сценическое движение и актёрское мастерство».
Для вокалистов владение сценическим движением и актёрским
мастерством, является важным аспектом развития, который помогает
убедительно донести содержание песни и создать образ на сцене.
На данном этапе изучаются разные вариации перестроений на сцене от
простых синхронных до сложных, которые подчёркивают полифонию
звучания голосов. Прорабатываются основные моменты входа на сцену,
положения на сцене и ухода.
Для развития актёрских качеств, обучающимся предлагаются
упражнения-перевоплощения в различные образы через импровизацию. А
также упражнения на различные виды эмоций и их передача через движение и
звук.
Основной задачей данного этапа является раскрепощение
обучающихся, для выразительного и честного исполнения вокального номера.
6 блок «Формирование репертуара».
Работа над репертуаром является неотъемлемой частью работы в
коллективе.
Работа направлена на комплексное осмысление и воплощение
произведения через вокал и хореографию.
Основной задачей данного этапа является научить обучающихся
синтезировать вокал и хореографию, сохраняя ровность звучания и
сценический образ.
4.Условия реализации общеобразовательной программы
Материально-техническое обеспечение.

12

- Для занятий хореографией оборудуется зал для занятий ритмикой и
танцами площадью из расчета 3 - 4 м2 на одного учащегося, высотой не
менее 4 м.
- Одна из стен зала оборудуется зеркалами на высоту 2,1 м.
- Полы в зале должны быть покрыты специальным линолеумом.
Информационное обеспечение.
- магнитофоны (1 шт.)
- видео- и фотоаппаратура для просмотра выступлений и их анализа.
- интернет-источники.
Кадровое обеспечение
В реализации данной образовательной программы заняты:
- Скутина Яна Сергеевна - педагог дополнительного образования.
5.Методическое обеспечение общеобразовательной программы
Методы обучения:
1. Демонстрационный метод
Педагог показывает движения, обучающиеся повторяют.
Метод позволяет увидеть правильное выполнение элементов.
Используется в блоках: развитие общих физических данных, основы
хореографии, основы партнеринга, сценическое искусство, работа над
номером.
2. Словесный метод
Объяснения правил движения, инструкций, деталей техники.
Метод усиливает понимание и осознанное выполнение.
Используется в блоках: вводное занятие, развитие общих физических
данных, основы хореографии, основы партнеринга, сценическое искусство,
работа над номером.
3. Практический метод
Постоянная тренировка и повторение движений для выработки
автоматизма и технического мастерства.
Используется в блоках: развитие общих физических данных, основы
хореографии, основы партнеринга, дыхательная гимнастика, сценическое
искусство, работа над номером.
4. Игровой метод
Использование игровых элементов для снятия напряжения, развития
координации и творческого начала.
Используется в блоках: дыхательная гимнастика, сценическое искусство,
работа над номером.
13

5. Аналитический метод
Разбор движений на составляющие части, изучение анатомических и
технических аспектов для повышения качества исполнения.
Используется в блоках: развитие общих физических данных, основы
хореографии, основы партнеринга, дыхательная гимнастика.
6. Импровизационный метод
Свободное творчество с использованием заданных тем или настроений,
развитие креативности и артистизма.
Используется в блоках: основы партнеринга, сценическое искусство,
работа над номером.
Формы организации учебно-воспитательного процесса:
-учебное занятие,
-интегрированное занятие,
-репетиция
Формы организации деятельности воспитанников.
- групповая.
6.Список литературы
Список литературы, рекомендуемой педагогам:
1. Альшиц Ю.Л. Тренинг Forewer. – М., ГИТИС, 2008. – 248 с.
2. Баренбойм Л.А. Элементарное музыкальное воспитание по системе
Карла Орфа. – М. : Музыка, 1978. – 368 с.
3. Ваганова А. Я. Основы классического танца. Издание 6 – СПб.: Лань,
2000. – 192с.
4. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психологическом развитии ребенка.
Вопросы психологии. – СПб – 1998. – 68 с.
5. Джозеф С. Хавилер. Тело Танцора. – М.: Новое слово, 2004 – 111с
6. Колодницкий Г.А. Музыкальные игры, ритмические упражнения и
танцы для детей. – М.: Гном-Пресс,1997. – 64 с.
7. Никитин В.Ю. Модерн-джаз танец. Этапы развития. Метод. Техника. –
М.: ИД «Один из лучших», 2004 – 414 с.
8. Смирнов И.В. Искусство балетмейстера. – М., Просвещение, 1986. –
192 с.
9. Субботина Л. Ю. Учимся играя. – Екатеринбург.: У-Фактория, 2005. –
135 с.
Список, рекомендуемой литературы для детей и родителей:
14

1. Коренева Т.Ф. Музыкально – ритмические движения.: - М.: Мозаичный

парк, 2001. – 205 с.
2. Колесникова С.В. Детская аэробика: методика, базовые комплексы. –
Ростов -на -Дону.: Феникс, 2005. – 200 с.
3. Горшкова Е.В. От жеста к танцую. – М.: Гном и Д, 2002. – 145 с.
Интернет-ресурсы:
1. Нескучный разогрев на уроке современного танца для детей 7-12 лет
2. Физическая культура - Российская электронная школа.

15

Приложение №1
Мониторинг результатов освоения дополнительной образовательной
программы «Арт-пластика»
Фами
лия,
Имя

Предметные результаты
Техн
ика
дыха
ния

Базовые
танцева
льне
элемент
ы

Взаимоде
йствие с
партнёро
м.

Метапредметные результаты
Сила.
Выносливо
сть

Ритмичн
ость

Эмоционал
ьная
выразитель
ность

Личностные результаты
Трудол
юбие

Аккурат
ность

Гуманн
ость

Общ
ий
балл

7-9 б – высокий уровень
4-6 б – средний уровень
0-3 б – низкий уровень

16

Приложение №2
Протокол результатов итоговой аттестации обучающихся

Структурное подразделение:
Название объединения:
Название дополнительной общеобразовательной программы:
Направленность программы:
ФИО педагога (полностью): Скутина Яна Сергеевна
Номер группы (согласно Сетевому городу):
Год обучения (согласно Сетевому городу):
Дата проведения аттестации (с 15 по 28 апреля):
Форма проведения аттестации (согласно учебно-тематическому плану программы):

Результаты промежуточной аттестации

п/п

Фамилия имя обучающегося

Год
обучения

Результат оценивания

1.

Всего аттестовано _________ обучающихся
Из них по результатам аттестации:
высокий уровень ___чел.
средний уровень ___чел.
низкий уровень ____чел.

Подпись педагога:

17


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».