Информационная карта
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программы
«Волшебный мир Lego»
Тип программы
модифицированная
Образовательная область
конструирование
Направленность деятельности
техническая
Способ освоения содержания
программы
Уровень освоения содержания
программы
Возрастной уровень реализации
программы
Форма реализации программы
Продолжительность реализации
программы
Год разработки программы
творческий, эвристический
общекультурный базовый
6-8 лет
групповая
1 год
2023 год
Комплекс основных характеристик программы
Пояснительная записка
Направленность программы. Дополнительная общеразвивающая
программа «Волшебный мир Lego» имеет техническую направленность и
составлена в соответствии с нормативно-правовыми документами,
регламентирующими деятельность дополнительного образования и
методическими рекомендациями по проектированию дополнительных
общеобразовательных общеразвивающих программ:
– Федеральный закон от 29 декабря 2012 № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации» (ред. от 17.02.2023) (с изм. и доп., вступ. в силу с
28.02.2023).
– Национальный проект «Образование» (утв. президиумом Совета при
Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам
(протокол от 24 декабря 2018 г.№16) «Успех каждого ребёнка», «Цифровая
образовательная среда», «Молодые профессионалы», «Социальная
активность».
– Распоряжение Правительства РФ от 31 марта 2022 № 678-р «Об
утверждении Концепции развития дополнительного образования детей до
2030 г. и плана мероприятий по ее реализации».
– Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28
сентября 2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
– Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03 сентября
2019 № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных
систем дополнительного образования детей».
– Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 02 февраля
2021 № 38 «О внесении изменений в Целевую модель развития региональных
систем дополнительного образования детей, утвержденную приказом
Министерства просвещения Российской Федерации от 03 сентября 2019 №
467».
– Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27 июля
2022 № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам».
– Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации
от 22 сентября 2021 № 652н «Об утверждении профессионального стандарта
«Педагог дополнительного образования детей и взрослых».
– Письмо Минпросвещения России от 30 декабря 2022 № АБ-3924/06 «О
направлении методических рекомендаций» (вместе с Методические
рекомендации «Создание современного инклюзивного образовательного
пространства для детей с ограниченными возможностями здоровья и детейинвалидов на базе образовательных организаций, реализующих
дополнительные общеобразовательные программы в субъектах Российской
Федерации»).
– Письмо Минобрнауки РФ от 18.11.2015 №09-3242 «О направлении
рекомендаций»
(вместе
с
Методическими
рекомендациями
по
проектированию дополнительных общеразвивающих программ).
– Закон Челябинской области от 29.08.2013 № 515-30 «Об образовании в
Челябинской области».
– Приказ Министерства образования и науки Челябинской области от
30.12.2020 № 01/2795 «Об утверждении Концепции развития региональной
системы воспитания и социализации обучающихся Челябинской области на
2021–2025 годы».
Документы и локальные акты учреждения:
– Устав МБУДО «ДЮЦ»;
– Программа развития МБУДО «ДЮЦ»;
– Программа воспитания МБУДО «ДЮЦ»;
– Положение о системе оценок, форм, порядке и периодичности
промежуточной и итоговой аттестации обучающихся.
– Положение о разработке дополнительной общеобразовательной программы
в МБУДО «ДЮЦ».
– Положение об организации образовательного процесса с детьми с
ограниченными возможностями здоровья в МБУДО «ДЮЦ».
– Положение об организации образовательного процесса в МБУДО «ДЮЦ».
Содержание программы направлено на формирование и развитие
элементарных навыков конструирования посредством обучения работе с
конструкторами LEGO.
Программа реализуется на бюджетной основе.
Актуальность. Конструирование теснейшим образом связано с
чувственным и интеллектуальным развитием ребенка. Особое значение оно
имеет для совершенствования остроты зрения, точности цветовосприятия,
тактильных качеств, развития мелкой мускулатуры кистей рук, восприятия
формы и размеров объекта, пространства. Дети пробуют установить, на что
похож предмет и чем он отличается от других; овладевают умением
соизмерять ширину, длину, высоту предметов; начинают решать
конструктивные задачи «на глаз»; развивают образное мышление; учатся
представлять предметы в различных пространственных положениях,
мысленно менять их взаимное расположение. В процессе занятий идет работа
над развитием интеллекта воображения, мелкой моторики, творческих
задатков, развитие диалогической и монологической речи, расширение
словарного запаса. Особое внимание уделяется развитию логического и
пространственного мышления. Дети учатся работать с предложенными
инструкциями, формируются умения сотрудничать с партнером, работать в
коллективе. Кроме этого развиваются коммуникативные навыки и
творческие способности за счет активного взаимодействия детей в ходе
групповой проектной деятельности.
Отличительные особенности программы. Конструирование является
комплексным и интегративным по своей сути, оно предполагает реальные
взаимосвязи практически со всеми образовательными областями. Занятия по
Lego-конструированию главным образом направлены на развитие
изобразительных, словесных, конструкторских способностей. Все эти
направления тесно связаны, и один вид творчества не исключает развитие
другого, а вносит разнообразие в творческую деятельность. Каждый ребенок,
участвующий в работе по выполнению предложенного задания, высказывает
свое отношение к выполненной работе, рассказывает о ходе выполнения
задания, о назначении выполненного проекта.
Содержание программы способствует комплексному использованию
информационных технологий и метода проекта как средства модернизации
познавательного процесса и способа интеллектуального развития
обучающегося. С помощью конструкторов серии LEGO легко научиться
конструировать не только по схеме (которые являются обязательным
приложением), но и воплощать свои задумки, строя города, станции и
обыгрывая свои изобретения. Воспитанников интересует сам процесс
создания некой формы и проектирование изделия, включая множество
предметных мелочей. Преимущества использования LEGO-технологий в
учебном процессе обучающихся:
• использование lego-конструктора является великолепным средством
для интеллектуального развития, обеспечивающее интеграцию
различных видов деятельности: конструирование находится в
образовательной области «Познание» и интегрируется с
образовательными
областями
«Коммуникация»,
«Труд»,
«Социализация»,
«Чтение
художественной
литературы»,
«Художественное творчество», «Безопасность»;
• основой образовательной деятельности с использованием LEGOтехнологий является игра – ведущий вид детской деятельности.
LEGO – позволяет учиться, играя, и обучаться в игре;
• использование LEGO-технологий позволяет поднять на более
высокий
уровень
развитие
познавательной
активности
воспитанников, а это – одна из составляющих успешности их
обучения в школе;
• LEGO-технология – средство развивающего обучения, способствует
воспитанию социально активной личности с высокой степенью
свободы мышления, развития самостоятельности, способности
решать любые задачи творчески;
• LEGO-технология
объединяет
элементы
игры
с
экспериментированием,
а,
следовательно,
активизирует
мыслительно-речевую деятельность воспитанников.
Адресат программы. Настоящая программа ориентирована на детей 68 лет.
Возрастные особенности обучающихся.
6 лет
Это возраст активного развития физических и познавательных
способностей ребенка. Игра остается основным способом познания
окружающего мира, хотя меняются ее формы и содержание. Старший
дошкольный возраст является очень важным возрастом в развитии
познавательной сферы ребенка, интеллектуальной и личностной. Его можно
назвать базовым возрастом, когда в ребенке закладываются многие
личностные аспекты, прорабатываются все моменты становления «Я»
позиции. Именно 90% закладки всех черт личности ребенка закладывается в
возрасте 6 лет. Этот период называют сензитивным (восприимчивым) для
развития всех познавательных процессов: внимания, восприятия, мышления,
памяти, воображения. Для развития всех этих аспектов усложняется игровой
материал, он становится логическим, интеллектуальным, когда ребенку
приходится думать и рассуждать. В 6 лет ребенок как губка впитывает всю
познавательную информацию. Научно доказано, что ребенок в этом возрасте
запоминает столько материала, сколько он не запомнит потом никогда в
жизни. В этом возрасте ребенку интересно все, что связано с окружающим
миром, расширением его кругозора.
7-8 лет
Главная особенность обучающихся этого возраста – первичное
осознание позиции школьника, прежде всего через новые обязанности,
которые обучающийся учится выполнять. Присутствует острое желание быть
успешным в учебе. Учебная деятельность эффективнее осуществляется в
условиях игры, наличия элементов соревнования. Первоклассник хорошо
запоминает, когда не только слышит информацию, но и видит ее наглядное
отображение, имеет возможность потрогать носитель информации. Внимание
и память в основном непроизвольны, то есть для концентрации ребенку
требуется внешняя помощь (интересные картинки, звуковые сигналы,
игровые ситуации. Учащийся хорошо ориентируется в пространстве и
правильно использует многообразные обозначения пространственных
отношений: вправо, влево, вверх, вниз и т.д. На основании нагляднодейственного мышления, формируется наглядно-образное и более сложная
форма мышления – словесно-логическое.
Мотивы поведения: интерес к новым видам деятельности; интерес к
миру взрослых, стремление быть похожим на них; проявляют
познавательные интересы; устанавливают и сохраняют положительные
взаимоотношения с взрослыми и сверстниками. Педагог становится самой
значимой фигурой, его похвала или порицание часто важнее, чем родителей.
Объём программы. Срок реализации программы – 1 год, общее
количество учебных часов – 72 и 36 часов.
Форма обучения –
дистанционных технологий.
очная,
возможна
очная
с
применением
Формы организации образовательного процесса и виды занятий.
Программа предусматривает проведение занятий, интегрирующих в себе
различные формы и приёмы игрового обучения. Методика предусматривает
проведение занятий в различных формах: групповой, парной,
индивидуальной. Занятия построены таким образом, что один вид
деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу детей
динамичной, насыщенной и менее утомительной.
В случае возникновения ситуаций, связанных с отменой занятий,
возможно обучение с применением дистанционных технологий.
Дистанционное обучение – это особый вид обучения, главной особенностью
которого является интерактивность взаимодействия всех участников
образовательного процесса. Дистанционному обучению свойственны как
общепедагогические
дидактические
принципы
обучения,
так
и
специфические принципы. Использование новых информационных и
телекоммуникационных технологий позволяет осуществить взаимодействие
участников дистанционного обучения независимо от их местонахождения с
помощью электронной почты, чата, форума, видеоконференции, вебинара,
онлайн-семинара.
Виды занятий:
• беседа,
• ролевая игра,
• познавательная игра,
• конструирование по инструкции,
• конструирование объектов по иллюстрациям и рисункам,
• конструирование по образцу с последующим достраиванием по
собственному замыслу,
• конструирование по замыслу,
• конструирование по условиям,
• проект.
Примерная структура занятия:
1. Вводная часть: актуализация знаний, формулировка темы урока,
постановка цели урока, разработка алгоритма действий.
2. Основная часть: конструирование.
3. Заключительная часть: оценивание, подведение итогов, выставка
работ.
Формы организации деятельности учащихся на занятии:
фронтальная (проведение лекции-визуализации для всей группы),
индивидуальная (выполнение индивидуальных заданий), групповая (работа в
малых группах).
Методы обучения. В процессе обучения используется всё
многообразие методов и приёмов обучения: беседа, дискуссия, игра,
самостоятельная работа, выполнение практических упражнений и заданий,
решение проблемных ситуаций и др.
Условия набора и режим занятий. В детское творческое объединение
принимаются все дети, проявляющие интерес к данной области, в возрасте от
6 до 8 лет по заявлению родителей (законных представителей)
Наполняемость группы составляет 12 человек. Группы имеют постоянный
состав.
Периодичность и продолжительность занятий.
Показатель
1 год обучения
Количество учебных недель
36
Периодичность занятий в неделю
1
Продолжительность занятия (часы)
1/2
Количество часов в неделю
1/2
Количество часов в год
36/72
Продолжительность одного часа занятий составляет 45 минут у
школьников / 30 минут у дошкольников, согласно СанПиН. Занятия
проводятся с обязательным 10-минутным перерывом.
Методические приёмы, используемые на занятиях:
• Обследование LEGO-деталей, которое предполагает подключение
различных анализаторов (зрительных и тактильных) для знакомства
с формой, определения пространственных соотношений между
ними (на, под, слева, справа), восприятия целостности постройки из
LEGO-деталей.
• Показ некоторых действий и комментирование действий с
конструктором. Для того чтобы задать направление деятельности,
необходимо показать один вариант действия, чтобы дети, в
дальнейшем активизируя мыслительную деятельность, нашли
другие. Например, показать, как скрепляются две детали, и
попросить найти другие способы скрепления.
• Предъявление речевого образца. Педагог должен предъявить детям
образцы высказываний.
• Выполнение словесных инструкций. Словесные инструкции в
процессе занятия сначала формулируются педагогом, а потом –
детьми.
• Использование словесного объяснения, просьбы, поручения.
• Показ картинок с изображением LEGO-деталей и предметов
окружающего мира.
Цель программы: формирование и развитие элементарных навыков
конструирования посредством обучения работе с конструкторами LEGO.
Задачи обучения:
• научить распознавать детали по форме, размеру, цвету, находить
закономерности, отличия и общие черты в конструкциях;
• научить основным приемам сборки деталей LEGO;
• научить создавать различные конструкции по образцу, модели,
схеме, условиям, замыслу;
• формировать первичные представления о конструкциях, простейших
основах механики.
Задачи развития:
• формировать предпосылки учебной деятельности: умение и желание
трудиться, выполнять задания в соответствии с инструкцией и
поставленной целью, доводить начатое дело до конца, планировать
будущую работу;
• создать условия для развития у учащихся памяти, внимания,
образного и пространственного мышления;
• способствовать
развитию
творческой
инициативы
и
самостоятельности;
• способствовать расширению кругозора и развитию представлений об
окружающем мире.
Задачи воспитания:
• развивать коммуникативные способности и навыки межличностного
общения;
• воспитывать ценностное отношение к собственному труду, труду
других
• людей и его результатам;
• формировать навыки сотрудничества: в паре, команде, коллективе.
Творческий продукт. Создание оригинальной конструкции по картам
сборки или творческому замыслу.
Планируемые результаты:
Личностные:
– проявление интереса к окружающему миру;
– проявление способности к умению не создавать конфликтов и находить
выходы из спорных ситуаций;
– проявление самостоятельности и личной ответственности за свои поступки;
– мотивация к творческому труду, работе на результат.
Метапредметные:
– умение ставить перед собой цели и определять задачи;
– способность отличать новое от уже известного;
– умение работать с информацией;
– умение слушать, работать в диалоге;
– умение работать над проектом в команде;
– умение анализировать итоги деятельности, делать выводы.
Предметные:
Воспитанник узнает:
– правила техники безопасности в работе конструктором;
– названия базовых деталей, способы их соединения;
– простейшие основы механики;
– основные принципы конструирования.
Воспитанник научится:
– распознавать детали и механизмы;
– находить закономерности, отличия и общие черты в конструкциях;
– конструировать по образцу, модели, схеме, по заданным условиям, по
собственному замыслу.
Оценка эффективности образовательной деятельности.
Систематическая диагностика личностного развития каждого
обучающегося проводится с момента поступления ребенка в объединение.
Для
оценки
эффективности
образовательной
деятельности
осуществляется входной и текущий контроль, промежуточная и итоговая
аттестация, согласно Положению о системе оценок, форм, порядке и
периодичности промежуточной и итоговой аттестации обучающихся
«МБУДО ДЮЦ».
Входная диагностика конструктивной деятельности детей проводится
по методике Е.П. Беляковой «Анализ способов действия и анализ продуктов
детского творчества».
Текущий контроль осуществляется на каждом занятии для получения
оперативной информации о соответствии знаний и умений обучающихся
планируемым этапам освоения. После изучения нового материала
обучающиеся, как правило, выполняют самостоятельную работу.
Мониторинг усвоения дополнительной образовательной программы
«Волшебный мир Lego» осуществляется на основании диагностики
конструктивно-игровой деятельности ребенка с LEGO. Результаты
мониторинга фиксируются в диагностических картах (таблицах).
Промежуточная аттестация проводится один раз в полугодие и
проходит в форме фотовыставки работ. Полученная информация создает
условия для своевременной коррекции процесса освоения знаний,
приобретения умений и навыков.
Итоговая аттестация проводится в форме творческой работы.
Учебно-тематический план
1 года обучения (72 часа)
№
п/п
1
Наименование разделов и тем
Вводное занятие
Общее
кол-во
часов
Из них:
Теория
Формы аттестации /
контроля
Практика
2
1
1
2
Архитектура
8
3
5
3
Овощи, фрукты, ягоды
6
2
4
4
Транспорт
8
3
5
5
Зимняя сказка
6
2
4
6
Промежуточная аттестация
2
0
2
7
Самостоятельное
конструирование
2
0
2
8
Животные и птицы
10
4
6
9
Растения
8
3
5
10
Космос
8
3
5
11
Персонажи
8
3
5
12
Итоговая аттестация
2
0
2
13
Итоговое занятие
2
0
2
Всего часов
72
24
50
Беседа, наблюдение,
самостоятельная
работа
Беседа, наблюдение,
самостоятельная
работа
Беседа, наблюдение,
самостоятельная
работа
Беседа, наблюдение,
самостоятельная
работа
Беседа, наблюдение,
самостоятельная
работа
Самостоятельная
работа
Самостоятельная
работа
Беседа, наблюдение,
самостоятельная
работа
Беседа, наблюдение,
самостоятельная
работа
Беседа, наблюдение,
самостоятельная
работа
Беседа, наблюдение,
самостоятельная
работа
Самостоятельная
работа
Самостоятельная
работа
Учебно-тематический план
1 года обучения (36 часов)
№
п/п
Наименование разделов и тем
Общее
Из них:
кол-во
часов Теория Практика
Формы аттестации /
контроля
2
Архитектура
4
1
3
3
Овощи, фрукты, ягоды
3
1
2
4
Транспорт
4
1
3
5
Зимняя сказка
3
1
2
6
Промежуточная аттестация
Самостоятельное
конструирование
1
0
1
Беседа, наблюдение,
самостоятельная работа
Беседа, наблюдение,
самостоятельная работа
Беседа, наблюдение,
самостоятельная работа
Беседа, наблюдение,
самостоятельная работа
Беседа, наблюдение,
самостоятельная работа
Самостоятельная работа
1
0
1
Самостоятельная работа
8
Животные и птицы
5
2
3
9
Растения
4
1
3
10
Космос
4
1
3
11
Персонажи
4
1
3
12
13
Итоговая аттестация
Итоговое занятие
Всего часов
1
1
36
0
0
9,5
1
1
26,5
1
7
Вводное занятие
1
0,5
0,5
Беседа, наблюдение,
самостоятельная работа
Беседа, наблюдение,
самостоятельная работа
Беседа, наблюдение,
самостоятельная работа
Беседа, наблюдение,
самостоятельная работа
Самостоятельная работа
Самостоятельная работа
Содержание программы
Раздел 1. Вводное занятие.
Теория. Правила поведения в lego-классе. Техника безопасности. Словарь
кубиков. Устойчивость и прочность конструкций. Способы сортировки и
упорядочивания деталей. Основные способы соединения деталей: кладка,
перекрытие, ступенчатая кладка. Нестандартные способы соединения
деталей.
Практика. Конструирование по замыслу с использованием основных видов
соединений. Игра на закрепление названий деталей. Закрепление правил для
успешного конструирования.
Планируемые результаты. Знание правил поведения и ТБ. Знание названий
деталей и основных способов соединения. Создание моделей по замыслу.
Развитие пространственного мышления.
Раздел 2. Архитектура.
Теория. Понятия по теме «Архитектура». История развития архитектуры.
Виды и типы архитектурных сооружений. Основные составляющие в
конструкции архитектурных арок, мостов, одноэтажного и многоэтажного
домов. Обсуждение значимых объектов города.
Практика. Конструирование по заданным схемам и по замыслу:
архитектурные арки, мосты, одноэтажные и многоэтажные дома.
Планируемые результаты. Создание моделей архитектурной арки, моста по
схеме с заданными параметрами и собственному замыслу. Умение строить
здания разного размера и обустраивать вокруг них территорию.
Экологическое воспитание. Развитие эстетического вкуса. Развитие
пространственного
мышления.
Соблюдение
пропорций.
Развитие
коммуникативных навыков.
Раздел 3. Овощи, фрукты, ягоды.
Теория. Обсуждение новых терминов и закрепление уже знакомых по теме
раздела.
Практика. Конструирование по заданным схемам и по замыслу.
Предполагаемые результаты. Создание моделей плодовых растений и
культур по схемам и замыслу. Экологическое воспитание. Развитие
эстетического вкуса. Развитие пространственного мышления. Соблюдение
пропорций. Развитие коммуникативных навыков.
Раздел 4. Транспорт.
Теория. Обсуждение строения автомобиля и способов конструирования
модели автомобиля. Создание игрового пространства для сюжетно-ролевой
игры «Авторемонтная мастерская». Обсудить основные виды транспорта,
перечислить виды воздушного транспорта. Обсудить основные виды
транспорта, перечислить виды водного транспорта. Обсудить виды путей
сообщения, транспортных сооружений и устройств различных видов
транспорта
Практика. Воспроизведение объектов окружающей действительности с
подвижными элементами Конструирование по показу педагога и
технологическим картам Конструирование транспорта по замыслу
Предполагаемые результаты. Умение доводить начатое дело до конца.
Конструирование объектов окружающей действительности. Соблюдение
пропорций. Развитие коммуникативных навыков. Создание собственного
транспорта по замыслу.
Раздел 5. Зимняя сказка.
Теория. Символы и традиции зимних праздников.
Практика. Конструирование новогодних атрибутов.
Предполагаемые результаты. Умение доводить начатое дело до конца.
Конструирование новогодних атрибутов. Развитие эстетического вкуса.
Развитие пространственного мышления. Соблюдение пропорций. Развитие
коммуникативных навыков.
Раздел 6. Промежуточная аттестация.
Практика. Конструирование на заданную тему.
Раздел 7. Самостоятельное конструирование.
Практика. Создание моделей из конструктора lego по собственному замыслу.
Предполагаемые результаты. Умение доводить начатое дело до конца.
Развитие эстетического вкуса. Развитие пространственного мышления.
Соблюдение пропорций. Развитие коммуникативных навыков.
Раздел 8. Животные и птицы.
Теория. Закрепление знаний о мире животных. Виды животных. Эволюция
животных.
Практика. Конструирование животных разных видов: домашние, дикие,
животные древнего мира, мифические животные.
Предполагаемые результаты. Создание животных разных видов по схеме,
показу, замыслу. Умение доводить начатое дело до конца. Развитие
эстетического вкуса. Развитие пространственного мышления. Соблюдение
пропорций. Развитие коммуникативных навыков.
Раздел 9. Растения.
Теория. Знакомство с миром растений. Виды растений.
Практика. Конструирование цветов в вазе в трёхмерном пространстве.
Конструирование деревьев в трёхмерном пространстве.
Предполагаемые результаты. Создание цветов и деревьев в трёхмерном
пространстве по замыслу, показу, схеме. Умение доводить начатое дело до
конца. Развитие эстетического вкуса. Развитие пространственного
мышления. Соблюдение пропорций. Развитие коммуникативных навыков.
Раздел 10. Персонажи.
Теория. Знакомство с персонажами сказок. Знакомство со значимыми
историческими личностями. Знакомство с интересными людьми.
Практика. Конструирование персонажей в одномерном и трёхмерном
пространстве.
Предполагаемые результаты. Создание сказочных, исторических, интересных
персонажей по показу, схеме, замыслу. Умение доводить начатое дело до
конца. Развитие эстетического вкуса. Развитие пространственного
мышления. Соблюдение пропорций. Развитие коммуникативных навыков.
Раздел 11. Конструирование подвижных моделей.
Теория. Подвижные способы крепления кубиков.
Практика. Конструирование подвижных моделей из обычных кубиков.
Предполагаемые результаты. Создание подвижных моделей по показу, схеме,
замыслу из обычных кубиков. Умение доводить начатое дело до конца.
Развитие эстетического вкуса. Развитие пространственного мышления.
Соблюдение пропорций. Развитие коммуникативных навыков.
Раздел 12. Итоговая аттестация.
Практика. Конструирование на заданную тему.
Раздел 13. Итоговое занятие.
Практика. Свободное конструирование по собственному замыслу.
Предполагаемые результаты. Создание моделей по замыслу. Развитие
пространственного
мышления.
Соблюдение
пропорций.
Развитие
коммуникативных навыков. Умение доводить начатое дело до конца.
Развитие эстетического вкуса. Развитие пространственного мышления.
Соблюдение пропорций. Развитие коммуникативных навыков.
Воспитание
Целью воспитания является развитие личности, социализация детей на
основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в
российском обществе правил и норм поведения в интересах человека и
семьи.
Задачами воспитания по программе являются:
• формирование интереса к технической деятельности;
• формирование интереса и потребности в техническом творчестве;
• формирование опыта участия в технических проектах и их оценки;
• формирование воли и упорства в реализации проектов;
• формирование и развитие коммуникативных навыков;
•
формирование
трудолюбия,
дисциплинированности,
доброжелательности;
• восприимчивость к разным видам искусства, ориентации на
творческое самовыражение, реализацию своих творческих
способностей, на эстетическое обустройство своего быта в семье;
• осознание ценности жизни, здоровья и безопасности, значения
личных усилий в сохранении и укреплении здоровья, соблюдения
правил личной и общественной безопасности;
• установки на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение
гигиены, режим занятий и отдыха).
Формы и методы воспитания
В воспитательной деятельности с детьми по программе используются
методы воспитания:
• метод убеждения (рассказ, разъяснение, внушение);
• метод положительного примера (педагога и других взрослых,
детей);
• метод упражнений (приучения);
• методы одобрения и осуждения поведения детей, педагогического
стимулирования, поощрения (индивидуального и публичного);
• метод переключения видов деятельности;
• методы руководства и самовоспитания, развития самоконтроля и
самооценки детей в воспитании;
• методы воспитания воздействием группы, в коллективе.
Анализ результатов воспитания
проводится в процессе
педагогического наблюдения за поведением детей, их общением,
отношениями детей друг с другом, в коллективе, их отношением к педагогам,
к выполнению своих заданий по программе. Косвенная оценка результатов
воспитания, достижения целевых ориентиров воспитания по программе
проводится путём опросов родителей в процессе реализации программы
(отзывы родителей) и после её завершения (итоговые исследования
результатов реализации программы за учебный период, учебный год).
Воспитательная работа в объединении.
Работа в объединении:
• массовые мероприятия учебного характера: итоговые занятия,
открытые занятия (октябрь, апрель), участие в конкурсах внутри
объединения (в конце первого полугодия и в конце учебного года),
участие в городских конкурсах;
• диагностика обучающихся: психологический комфорт, отношение к
педагогу, уровень воспитанности и др.;
• тематические беседы по ПДД, ППБ, ТБ и охране здоровья;
• мероприятия, направленные на социальное воспитание: беседы о
здоровье, о взаимоотношениях с другими людьми, толерантности;
Работа в ДЮЦ:
•
участие в социально значимых программах, акциях и проектах
ДЮЦ;
• участие в массовых мероприятиях воспитательно-развивающего
характера (тематические, календарные праздники);
• организация совместной работы с педагогом-психологом.
Работа с родителями:
• проведение родительских собраний: сентябрь, май;
• проведение открытых уроков: октябрь, апрель;
• оформление информационных стендов: фото работ, групповые
рейтинги обучающихся и прочее.
• индивидуальные встречи и консультации по необходимости;
ведение закрытого сообщества в социальных месенджерах для
информирования родителей о важных событиях ДЮЦ и объединения,
размещения фотографий и видео с прошедших занятий, проведения опросов
(удовлетворенность работой объединения и пожелания родителей).
Комплекс организационно-педагогических условий реализации
программы
Календарный учебный график
Этапы образовательного процесса
Начало учебного года
Продолжительность учебного года
Периодичность занятий
Продолжительность учебного занятия
(дошкольники – 30 минут, школьники – 45
минут)
1 год обучения
01 сентября
Группа № 1. 36 часов в год
Группа № 2. 72 часа в год
Группа № 1. 1 раз в неделю по 1
часу
Группа № 2. 1 раз в неделю по 2
часа
Группа №1. 45 минут
Группа №2. 30 минут
Промежуточная аттестация (с указанием даты)
С 15 декабря по 30 декабря 2023
года
Итоговая аттестация (с указанием даты)
С 15 апреля по 30 апреля 2024 года
Окончание учебного года
Каникулы зимние
Каникулы летние
31 мая 2024 года
С 01 по 07 января 2024 года
С 1 июня 2024 года
Виды и формы контроля планируемых результатов.
Входной
Формы контроля
В начале
Определения уровня развития
учебного года детей, их творческих способностей
Текущий
Цель проведения
Определение степени освоения
учащимися учебного материала.
Определение готовности детей к
восприятию нового материала.
В течение
Повышение ответственности и
всего
заинтересованности воспитанников
учебного года в обучении. Выявление детей,
отстающих и опережающих
обучение. Подбор наиболее
эффективных методов и средств
обучения.
Наблюдение, опрос,
самостоятельная
творческая работа,
презентации
творческих работ,
демонстрации
моделей.
Промежуточный
Время
проведения
По окончании
Определение степени освоения
первого
учащимися учебного материала.
полугодия
Определение результатов обучения.
Опрос,
самостоятельная
работа, презентация
творческих работ,
демонстрация
моделей.
Итоговый
Вид
контроля
Определение изменения уровня
развития детей, их творческих
способностей.
Определение
результатов
обучения.
Ориентирование
учащихся
на
дальнейшее
(в
том
числе
самостоятельное)
обучение.
Получение
сведений
для
совершенствования
образовательной
программы
и
методов обучения.
В конце
учебного
обучения
Беседа, опрос,
наблюдение
Выставка, конкурс,
презентация
творческих
работ,
демонстрация
моделей, итоговые
занятия,
коллективный
анализ работ.
Календарный план воспитательной работы
№ п/
п
1
2
Название события,
мероприятия
Форма
проведения
Посвящение в
воспитанники
ДЮЦ
участие в
мероприяти
и
«Что такое
бумагопластика?»
вводное
занятие,
беседа,
практическа
я
деятельност
ь
Сроки
Воспитательный
результат
Информационны
й продукт,
иллюстрирующи
й успешное
достижение цели
события (ссылки
на размещение)
сентябр
ь
приобщение
воспитанников к
команде ДЮЦ,
знакомство с
коллективом,
вовлечение в
образовательный
процесс
Фотоотчёт в
группе
социальной сети
сентябр
ь
вовлечение
воспитанников
группы в
творческую
деятельность по
моделированию
Фотоотчёт в
группе
социальной сети
3
Правила поведения
в помещении СП и
на занятии
инструктаж
сентябр
ь
январь
4
Я и моя семья
цикл бесед
ноябрь,
март
цикл бесед
в
течении
года
5
Моя безопасность
Воспитание
уважения к правам
и обязанностям
человека;
воспитание
социальной
коммуникации
Углубление
представления
воспитанников о
ценности семьи; о
соблюдении
традиций,
объединяющих
близких людей;
воспитание
уважительного
отношения к
членам семьи;
формирование
чувства любви к
Родине, как
большой семье.
формирование
осторожности и
осмотрительности
6
7
8
Здоровьезбережени
е
цикл бесед
в
течении
года
Моя будущая
профессия
цикл бесед и
рассказов об
интересных
личностях в
разных
профессиях.
в
течении
года
Скоро-скоро
Новый год
выставка
работ
внутри
объединени
я
декабрь
в общении с
незнакомыми
людьми;
формирование у
воспитанников
навыков личной
безопасности;
формирование и
обобщение знаний
о безопасности
дома, об
экстренных
службах
(01,02,03,04).
обогатится
социальный опыт и
расширится
кругозор
воспитанников;
у детей
сформируются
представления о
здоровом образе
жизни; снижение
заболеваемости и
детского
травматизма среди
воспитанников.
знакомство с
различными
интересными
профессиями;
формирование
положительного
отношения к
осознанному,
профессиональном
у выбору, к
профессиональном
у росту; мотивация
к поиску
информации о
различных
профессиях, к
самовоспитанию,
саморазвитию.
Углубление
интереса к
творческой
деятельности;
формирование
художественного
Фотоотчёт в
группе
социальной сети
9
10
11
С днем
Защитников
Отечества
беседа и
выставка
работ
внутри
объединени
я
Международный
женский день
беседа и
выставка
работ
внутри
объединени
я
День космонавтики
беседа и
выставка
работ
внутри
объединени
я
февраль
март
апрель
вкуса; создание
«ситуации успеха»;
развитие
коммуникативных
навыков при
работе в группе
Воспитание
российской
гражданской
идентичности,
чувства
патриотизма;
воспитание
уважительного
отношения к
основным
символам
государства
Расширение знаний
о культурных
традициях и
государственных
праздниках;
воспитание
положительного
отношения к
женщине;
повышение
интеллектуального
уровня
воспитанников при
знакомстве с
историей и
традициями
праздника;
активизация
творческого
потенциала;
укрепление
дружеского
отношения внутри
группы
Воспитание
российской
гражданской
идентичности,
чувства
патриотизма;
представление о
национальных
героях и
важнейшем
Фотоотчёт в
группе
социальной сети
Фотоотчёт в
группе
социальной сети
Фотоотчёт в
группе
социальной сети
12
13
14
С Днём Победы
беседа и
выставка
работ
внутри
объединени
я
Ура, каникулы
итоговое
занятие
май
Поздравления
именинников
праздничное
мероприяти
е внутри
коллектива
в
течении
года
май
событии в истории
России
Воспитание
российской
гражданской
идентичности,
чувства
патриотизма;
представление о
национальных
героях и
важнейшем
событии в истории
России
Формирование
чувства
удовлетворенности
от творческой
самореализации и
устойчивого
желания
продолжить
занятия этим видом
творчества в
дальнейшем
проявление
внимания,
доброжелательност
и и уважительного
отношения друг к
другу;
формирование
чувства
сплочённости;
развитие
коммуникативных
навыков.
Фотоотчёт в
группе
социальной сети
Фотоотчёт в
группе
социальной сети
Фотоотчёт в
группе
социальной сети
Материально-техническое обеспечение и оснащенность
образовательного процесса
№
1
1
2
3
4
5
6
7
1
2
3
1
2
3
Наименование оборудования
Печатные пособия
Методические материалы по темам курса
Технические средства обучения
Мультимедийное сопровождение по темам курса
Пластина 32х32
Конструкторы LEGO (свободный стиль)
Кирпичики LEGO для творческих занятий
Колёса LEGO
Окна, двери, черепица для крыши LEGO
Базовый набор «Учись учиться»
Мебель
Рабочие столы и стулья
Проектор
Экран для проектора
Дидактические материалы
Схемы для занятий по темам курса
Образцы моделей
Иллюстрации, картинки с изображениями
предметов и объектов по темам курса
Количество единиц
по количеству тем
по количеству тем
12
2 шт
4 набора
24 пары
12 штук
2 шт
4/12
1
1
по количеству тем
по количеству тем
по количеству тем
Список литературы
1. Бедфорд А. Секретная инструкция LEGO. – М.: ЭКОМ П., 2013. –
320 с.;
2. Беспалько В.П. Основы теории педагогических систем. – Воронеж:
изд-во воронежского университета, 2002 г.;
3. Галушкина, Н.П. Преемственность в развитии детей до-школьного и
начального школьного возраста в условиях центра образовательной
робототехники [Текст]: учеб.-метод. пособие / Н.П. Галушкина, Л.А.
Емельянова, И.Е. Емельянова. – Челябинск: Изд-во Юж.-Урал. гос.
гуман.- пед. ун-та, 2017. – 157 с.;
4. Исогава Йошихито. Большая книга идей LEGO Technic. Машины и
механизмы – Москва : Э, 2017. – 328 с.;
5. Комарова Л.Г. Строим из LEGO (моделирование логических
отношений и объектов реального мира средствами конструктора
LEGO). – М.: ЛИНКА – ПРЕСС, 2001. – 88 с.;
6. Кузнецова М.Н., Николаева И.В., Кедровских О.С. Играем вместе с
ЛЕГО. Образовательная программа по ЛЕГО-конструированию для
дошкольников в соответствии с ФГОС ДО. – Челябинск: Край Ра,
2016. – 168 с.;
7. Лусс Т.В. Формирование навыков конструктивно-игровой
деятельности у детей с помощью LEGO. – Москва: Гуманитарный
издательский центр ВЛАДОС, 2003. – 104 с.;
8. ПервоРобот LEGO® WeDoTM - книга для учителя [Электронный
ресурс]. Аленина Т.И., Енина Л.В., Колотова И.О., Сичинская Н.М.,
Смирнова Ю.В., Шаульская Е.Л. под рук В.Н. Халамова;
9. Поташник М. М. Управление развитием школы – М.: Знание, 2001 г.
-380 с. Тришина С. В. Информационная компетентность как
педагогическая категория [Электронный ресурс]. ИНТЕРНЕТ –
ЖУРНАЛ «ЭЙДОС»;
10. Фешина Е.В. Лего-конструирование в детском саду. Пособие для
педагогов. – М.: Сфера, 2016. – 136 с.
1
2
3
Каждый параметр отмечается «+» или «–»
Низкий уровень 0 - 6 баллов: 0 человек
Средний уровень 7-12 баллов: 2 человека
Высокий уровень 13-18 баллов: 1 человек
Общий балл
Воспитание (применение в речи
слов приветствия, прощания,
благодарности и тд)
Дисциплинированность
Способность не создавать конфликты
(дружелюбие), способность выходить
из конфликтных ситуаций
Проявление самостоятельности
Метапредметные результаты
Интерес к окружающему миру
Мотивация к труду,
работа на результат
Соблюдение правил ТБ
Умение ставить цели и
выполнять задачи
Умение анализировать итоги,
делать выводы
Умение работать в диалоге
Предметные результаты
Умение работать с информацией
Конструировать по собственному
замыслу (практика)
(практика)
Конструирование по готовой
модели (практика)
Конструирование по схеме (практика)
Конструирование по заданным
условиям (практика)
распознавать детали и механизмы,
находить закономерности , отличия и
общие черты в конструкциях (практика)
Название базовых деталей,
способы их соединения (теория)
Знание основных принципов
конструирования (теория)
ФИ ребёнка
№
Приложение 2
Мониторинг результатов освоения дополнительной образовательной программы «Название программы» (1-е полугодие/ 2-е полугодие)
Личностные результаты