Вокал

1

Информационная карта
дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программы
«Вокал»
Тип программы
Образовательная область
Направленность деятельности
Способ освоения содержания
программы
Уровень освоения содержания
программы
Возрастной уровень реализации
программы
Форма реализации программы
Продолжительность реализации
программы
Год разработки программы

модифицированная
Вокально-инструментальное
искусство
Художественная.
Репродуктивный, творческий
Общекультурный, базовый
7-16 лет
Групповая, подгрупповая,
3 года
2007 год

2

Комплекс основных характеристик программы
Пояснительная записка
Направленность программы
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Вокал» разработана в 2007 году, имеет художественную направленность.
Программа нацелена на формирование и развитие художественного вкуса,
овладение элементарными вокальными и инструментальными навыками.
Программа разработана на основании следующих нормативных документов для
проектирования дополнительной общеобразовательной программы:
– Федеральный закон от 29 декабря 2012 № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации» (ред. от 17.02.2023) (с изм. и доп., вступ. в силу с
28.02.2023).
– Национальный проект «Образование» (утв. президиумом Совета при
Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам
(протокол от 24 декабря 2018 г.№16) «Успех каждого ребёнка», «Цифровая
образовательная
среда»,
«Молодые
профессионалы»,
«Социальная
активность»/
– Распоряжение Правительства РФ от 31 марта 2022 № 678-р «Об утверждении
Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 г. и плана
мероприятий по ее реализации».
– Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28
сентября 2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
– Приказ Министерства образования и науки Челябинской области от
30.12.2020 № 01/2795 «Об утверждении Концепции развития региональной
системы воспитания и социализации обучающихся Челябинской области на
2021–2025 годы».
– Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03 сентября
2019 № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем
дополнительного образования детей».
– Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 02 февраля
2021 № 38 «О внесении изменений в Целевую модель развития региональных
систем дополнительного образования детей, утвержденную приказом
Министерства просвещения Российской Федерации от 03 сентября 2019 №
467».
– Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27 июля 2022
№ 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам».
– Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от
22 сентября 2021 № 652н «Об утверждении профессионального стандарта
«Педагог дополнительного образования детей и взрослых».
3

– Письмо Министерства просвещения России от 30 декабря 2022 № АБ-3924/06
«О направлении методических рекомендаций» (вместе с Методические
рекомендации «Создание современного инклюзивного образовательного
пространства для детей с ограниченными возможностями здоровья и детейинвалидов
на
базе
образовательных
организаций,
реализующих
дополнительные общеобразовательные программы в субъектах Российской
Федерации»).
– Письмо Минобрнауки РФ от 18.11.2015 №09-3242 «О направлении
рекомендаций» (вместе с Методическими рекомендациями по проектированию
дополнительных общеразвивающих программ).
– Закон Челябинской области от 29.08.2013 № 515-30 «Об образовании в
Челябинской области».
Документы и локальные акты учреждения:
– Устав МБУДО «ДЮЦ»;
– Программа развития МБУДО «ДЮЦ»;
– Программа воспитания МБУДО «ДЮЦ»;
– Положение МБУДО «ДЮЦ» о дистанционном обучении;
– Положение о системе оценок, форм, порядке и периодичности
промежуточной и итоговой аттестации обучающихся.
– Положение о разработке дополнительной общеобразовательной программы в
МБУДО «ДЮЦ»
– Положение об организации образовательного процесса в МБУДО «ДЮЦ».
Программа реализуется на бюджетной основе.
Актуальность программы
Искусство – необходимая часть жизни человека. Искусство – это его душа.
Искусство петь – это умение раскрывать душу, заставляя окружающих слушать ее.
Пение развивает художественный вкус учащихся, расширяет и обогащает их
музыкальный кругозор. Вокал служит одним из важнейших факторов развития слуха,
музыкальности
обучающихся,
помогает
формированию
интонационных
возможностей, необходимых для овладения исполнительским навыкам. Во время
обучения, дети знакомятся с лучшими образцами современной музыкальной
культуры. Учатся исполнять и анализировать музыку.
Педагогическая целесообразность образовательной программы заключается в
художественно-эстетическом развитии обучающихся, приобщении их к современной
эстрадной и бардовской музыке, раскрытии в детях разносторонних способностей. На
занятиях вокалом формируется эстетический вкус, развиваются коммуникативные
способности обучающихся улучшается физическое развитие и эмоциональное
состояние детей. Учитывая, что пение самый доступный вид деятельности, задача
руководителя - привить детям любовь к пению, сформировать необходимые
навыки. Пение по памяти способствует развитию музыкальной памяти.
Отличительные особенности программы в сочетании освоения навыков
классического вокала и авторской песни. Вокал и авторская песня занимает важное
место в системе музыкального воспитания и образования ребенка, развивает
4

художественный вкус детей, расширяет их музыкальный кругозор, способствует
повышению культурного уровня.
Принципы образовательной программы.
- принцип комплексности, системности и последовательности обязывает строить
процесс обучения таким образом, чтобы овладение новыми знаниями, умениями и
навыками опиралось на то, что уже освоено;
- принцип сознательности предусматривает заинтересованное, а не механическое
освоение детьми необходимых знаний и умений;
- принцип взаимодействия на нескольких уровнях -- взаимоотношения взрослого и
ребенка во время занятий; взаимодействие детей как партнеров по творческой
деятельности;
- сенсорное взаимодействие ребенка с материалом;
- принцип гармонии личности и среды ориентация на максимальную самореализацию
личности;
- принцип гуманизации – обеспечение благоприятных
условий освоения
общечеловеческих, социокультурных ценностей, предполагающих создание
оптимальной среды для воспитания и отдыха детей;
- принцип доступности в соответствии учебного материала возрастным и
психологическим особенностям у детей, в создании адекватной педагогической среды.
- принцип наглядности.
Этапы освоения программы:
На протяжении всего периода обучения педагог формирует и развивает
важнейшие вокально-хоровые навыки учащихся, постепенно усложняя задачи,
расширяя диапазон певческих возможностей детей.
В младшем школьном возрасте занятия вокалом служат одним из важнейших
факторов развития слуха, музыкальности детей, помогают формированию
интонационных навыков, необходимых для дальнейшего развития творческой
личности.
При выборе репертуара учитываются возрастные особенности и
индивидуальные возможности обучающихся. Классические произведения
российских и зарубежных композиторов сочетаются с изучением творчества
современных композиторов и музыкального материала разных жанров.
Постепенно, с овладением вокальными навыками, накоплением опыта
вокального исполнения, репертуар усложняется. Краткие пояснительные беседы при
освоении песенного репертуара используются для выявления своеобразия стилей
отдельных композиторов. Такие беседы и прослушивание произведений
способствуют обогащению музыкального кругозора учащихся, помогают в
формировании художественной культуры, способствуют раскрытию содержания и
характера исполнения произведения, развитию эстетического вкуса и эмоциональной
сферы.
Огромное влияние на развитие музыкальности учащихся оказывает работа
над художественным образом исполняемого произведения, выявлением его
идейно-эмоционального смысла. Особое значение приобретает работа над
словом, музыкальной и поэтической фразой, умение почувствовать и выделить
5

кульминационные моменты произведения.
В коллективе создается атмосфера творчества, взаимопомощи,
ответственности каждого за результат общего дела. Это способствует
воспитанию чувства товарищества, помогает поверить в собственные силы,
формирует личность.
Адресат программы. Возраст детей, участвующих в реализации данной
образовательной программы, 7-16 лет. В творческое объединение дети принимаются
на свободной основе. Обучающиеся делятся по группам и возрастным категориям:
Младшие школьники(7-10 лет) Средние школьники (11-14 лет) Старшие школьники
(15-16 лет).
Младший школьный возраст характеризуется готовностью к учебной
деятельности. В этом возрасте активно развивается воображение и творческое
мышление. Поэтому на занятиях применяется больше наглядных методов,
используются игровые технологии.
В среднем школьном возрасте у подростков формируется свой стиль,
музыкальный вкус. Посредством приобщения к песенному творчеству они уже могут
определить актуальные направления для развития собственного творчества, изучать
дополнительный материал самостоятельно, анализировать музыкальный материал.
В старшем школьном возрасте учащиеся более ответственно относятся к
подготовке ко всем мероприятиям и конкурсам, более требовательно относятся к
выбору музыкального материала, проявляют стремление к сочинению собственных
произведений, где отражают свои чувства и переживания.
Объём программы. Программа рассчитана на 3 года обучения. Общее
количество часов по программе составляет 576 часов.
Форма обучения очная, очная с применением дистанционных технологий.
Формы организации образовательного процесса, виды занятий.
В ходе реализации программы сочетается групповая (работа в вокальной группе)
и подгрупповая работа. Возможны индивидуальные занятия с учащимися при
подготовке к выступлениям на концертах и конкурсах. Часть учебного времени
отводится на концертную деятельность учащихся.
Виды занятий. Учебное занятие, сводная репетиция, посещение и участие
в концертах фестивалях различного уровня. Экскурсии и посещение
мероприятий культурных центров города.
Этапы учебного занятия
1. Организационный момент, постановка образовательных, воспитательных,
развивающих задач, сообщение темы и плана занятия.
2. Проверка имеющихся у детей знаний и умений и их готовность к изучению
новой темы.
3. Ознакомление с новым материалом.
4. Упражнения на освоение и закрепление знаний, умений, навыков по образцу,
их применение в сходных ситуациях, использование упражнений творческого
характера.
6

5. Подведение итогов занятия, формулирование выводов, рекомендации для
самостоятельной подготовки.
Традиционные формы организации деятельности детей в учебном
процессе
Форма
Педагогические задачи
Лекция
Демонстрация
Репетиция

Конкурс
Концерт
Экскурсия
Посещение
концертовфестивалей
Конкурсы
смотры,
фестивали

Устное изложение (показ) какой-либо темы или песни,
развивающее творческую мыслительную деятельность
обучающихся.
Форма групповых занятий в виде обсуждения подготовленных
сообщений (показ упражнений) под руководством педагога;
формирует аналитическое мышление, отражает интенсивность
самостоятельной работы
Встреча представителей различных организаций; прививает
навыки
открытого
обсуждения
результатов
своей
деятельности
Коллективный поход или поездка с целью осмотра,
знакомства; обогащает чувственное восприятие и наглядные
представления
Поездка (передвижение) со специальным заданием (целью);
реализует комплекс разноплановых задач познания,
воспитания, оздоровления и др.

Нетрадиционные формы организации деятельности детей в учебном
процессе
Чаепитие
Обладает большой силой, создает особую психологическую
атмосферу, смягчает взаимоотношения
«Крепкий
Решение трудных вопросов в жизни совместно с группой,
орешек
доверительный разговор на основе добрых взаимоотношений
День добрых
Упражнение в умении оказывать знаки внимания, доставлять
сюрпризов
радость
Конверт
Свободный обмен мнениями на разные темы в дружеской
вопросов
обстановке
В случае отмены занятий по погодным условиям, при объявлении
карантина, других экстремальных ситуациях – вводится обучение с
применением дистанционных технологий.
В учебном плане указаны темы, которые возможно дать в дистанционном
варианте.
Дистанционное обучение - способ организации процесса обучения,
основанный
на
использовании
современных
информационных
и
телекоммуникационных технологий, позволяющих осуществлять обучение на
7

расстоянии без непосредственного контакта между педагогом и учащимися.
Под дистанционными образовательными технологиями понимаются
образовательные технологии, «реализуемые в основном с применением
информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на
расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников»
Основной целью внедрения дистанционных форм обучения в программу
было создание условий учащимся для свободного доступа к информационным
ресурсам и получения качественного образования с помощью дистанционного
обучения для развития навыков самостоятельной работы. Основными задачами
внедрения дистанционного обучения в образовательный процесс можно
считать:
пополнение информационного образовательного ресурса−
объединения; создание единой образовательной информационной среды для−
участников педагогического процесса;
создание образовательного
информационного Интернет пространства объединения, где размещается
информация для учащихся и родителей; повышение конкурентоспособности
личности через освоение учащимися информационных технологий для
успешного встраивания в систему общественных, профессиональных и
межличностных отношений; увеличение эффективности коммуникативной
деятельности в режиме on-line (общение через сеть Интернет); формирование у
учащихся потребности в систематическом и системном повышении
внутреннего потенциала, освоение способов познавательной деятельности в
пространстве дистанционного образования.
Виды занятий: видео-урок, выполнение упражнений и заданий, просмотр
онлайн концертов и фестивалей.
Условия набора и режим занятий. В творческое объединение принимаются все
дети в возрасте от 7 до 16 лет, проявляющие интерес к вокальному искусству по
заявлению родителей (законных представителей).
Режим занятий
1 год обучения 2 год обучения
3 год обучения
Количество раз в
3
3/4
3
неделю
Продолжительность
2
2-3
2
занятия, часы
Количество часов в
6
4/6
6
неделю
Количество часов в
216
144/216
216
год
Продолжительность одного часа занятий составляет 45 минут. Занятия проходят с
обязательными 10 -минутным перерывом, согласно Сан ПиН.

8

Цель программы: формирование и развитие духовно-нравственных ценностей
личности через приобщение к вокальному и инструментальному творчеству.
Задачи программы
Образовательные задачи:
– формирование и развитие начальных навыков вокального творчества;
– формирование музыкально-ритмичных навыков;
– обучение способам правильного дыхания;
– обучение элементарным способам игры на гитаре;
– освоение специальной терминологии.
Развивающие задачи:
– формирование и развитие артистичности, эмоциональности;
– формирование и развитие внимательности, наблюдательности, творческого
воображения и фантазии;
– развитие коммуникативных навыков.
Воспитательные задачи:
– воспитание эстетического вкуса;
– воспитание ответственности, самостоятельности;
– воспитание уважения к окружающим;
– воспитание трудолюбия, бережного отношения к труду других людей;
Ожидаемые результаты освоения образовательной программы
Личностные
Самоопределение:
внутренняя позиция
обучающегося;
Самоуважение;
Самооценка.

Предметные
Основы вокальноинструментального
творчества

Метапредметные
Регулятивные: управление
своей деятельностью.
Самоконтроль,
инициативность и
самостоятельность.

Определение границ
собственного знания и не
знания

Опыт предметной
деятельности по получению,
преобразованию и
применению новых знаний.

Ориентация на выполнение
моральных и нравственных
норм; способность решения
моральных проблем на
основе децентрации;
объективная оценка своих
поступков.

Предметные и
метапредметные действия с
учебным материалом
Умение пользоваться
терминологией

Коммуникативные:
Умение общаться в
коллективе;
Овладение навыками
сотрудничества
Познавательные:
Умение
работать
с
информацией;
Использование
знакосимволических средств;
способность делать выводы

Планируемые результаты 1 года обучения
Сформированность:
– знаний правил гигиены голоса;
– умения следить за чистотой интонации, исполнять музыкальные произведения на
певческом дыхании;
– умения петь чисто и слаженно в ансамбле несложные песни в унисон с
9

сопровождением и без сопровождения инструмента, фонограммы;
Проявление:
–трудолюбия и волевых усилий;
–чувства ответственности;
– культуры общения.
Планируемые результаты 2 года обучения
Сформированность:
– знаний в области музыкальной грамоты;
– знаний в области инструментальной грамоты;
Владение:
– практическими основами игры на гитаре; способами исполнения под собственный
аккомпанемент; использования всех позиций баррэ в исполнении песен;
– способами петь на одном дыхании более длинные фразы, тянуть звук;
– основами пения под фонограмму в группе и соло;
– специальной терминологией.
Проявление:
–способности выстраивать дружеские отношения в коллективе.
– ответственного отношения к общему делу;
– эмоциональности и артистизма.
Планируемые результаты 3 года обучения
Сформированность:
– умения петь по цепочке, петь песни с элементами двух и трех-голосия, пение
канонов:
– умения играть в ансамбле;
– способности адекватно оценивать собственное творчество, анализировать, делать
выводы;
– способности к продуктивному сотрудничеству;
– умения находить решение в конфликтных ситуациях;
Проявление:
–ответственного отношения к коллективной работе;
–трудолюбия,
упорства,
воли
в
достижении
результата
– культуры общения;
– эстетического и музыкального вкуса.
Воспитательный аспект программы
Занятия вокально-инструментальным творчеством имеют большие
возможности в реализации воспитательной направленности образования.
Каждое занятие предполагает воспитательные моменты, которые гармонично
вписываются в основную тему и в той или иной степени способствуют:
- формированию уважения к национальным традициям (беседы, изучение,
знакомство, слушание лучших образцов музыки разных народов мира);
- воспитанию чувства патриотизма (прослушивание и изучение военнопатриотических песен.);
10

- воспитанию чувства товарищества, чувства личной ответственности,
способности к сотрудничеству (исполнение ансамблевых произведений);
- воспитанию нравственных качеств по отношению к окружающим
(доброжелательность, уважение к чужому мнению, уважение к старшим и пр.);
- воспитанию уважения к труду музыканта, развитию кругозора, интеллекта
(посещение концертов и фестивалей);
- воспитанию разумной самооценки, (участие в конкурсах, фестивалях);
- воспитанию любви к природе, пониманию ее красоты (исполнение песен о
Родине).
Тематика занятий позволяет раскрыть перед обучающимися ценность
музыкального кругозора, красоту, многожанровую музыку внимание на
общечеловеческих ценностях (патриотизм, материнство, доброта…) педагог
реализует идею гуманизации образования, помогая учащимся осмыслить роль и
место человека в обществе. Воспитательная работа в творческом объединении
не ограничивается только учебным временем. Посещение мероприятий
культурных центров города, участие в концертной, конкурсной деятельности
Детско-юношеского центра, города даёт возможность для сплочения детского
коллектива и формирования общей культуры личности. (Календарный план
воспитательной работы см в «Приложении 4»)
Оценка эффективности реализации программы
Эффективность
освоения
дополнительной
общеобразовательной
программы «Вокал» определяется через мониторинг, который предполагает
контроль освоения предметных знаний и умений по виду деятельности,
метапредметных способов деятельности и личностное развитие обучающегося.
Критериями оценки будет являться сохранность коллектива,
теоретические знания, практические умения, личностный рост воспитанников,
работа с родителями.
Результаты мониторинга фиксируются в диагностических картах
(таблицах) по всем трём позициям и учитываются при проведении
промежуточной и итоговой аттестации (см. Положение о системе оценок, форм,
порядке и периодичности промежуточной и итоговой аттестации ДЮЦ).*
- Текущий контроль осуществляется по мере изучения материала программы в
форме опроса, выполнения упражнений. контрольного занятия.
- Промежуточная аттестация проводится в конце каждого полугодия в декабре
и апреле учебного года.
Формы: контрольный урок, активное участие в концертах, фестивалях, смотрах,
конкурсах.
- Итоговая аттестация проводится в конце третьего года обучения.
Выступлением на конкурсах и фестивалях.
По результатам прохождения итоговой аттестации может выдаваться
документ об освоении дополнительной общеобразовательной программы с
указанием общего количества часов.
В конце каждого полугодия проводится промежуточная аттестация
воспитанников. Промежуточная аттестация проводится как оценка результатов
11

обучения за определённый промежуток учебного времени – полугодие, год.
Промежуточная аттестация обучающихся включает в себя проверку
теоретических знаний и практических умений и навыков.
Промежуточная аттестация проводится в конце каждого полугодия в декабре и
апреле в форме контрольного урока. Итоговая аттестация обучающихся
проводится по окончании3 года обучения, в апреле в форме контрольного
урока и отчетного концерта.
Промежуточная и итоговая аттестация
обучающихся оцениваются по уровням: высокий, средний и низкий.
В результате освоения образовательной программы и успешно пройденной
аттестации, учащемуся выдается свидетельство о дополнительном образовании
в данной области.
Организация занятий в объединении дополнительного образования не
предполагает отметочного контроля знаний, в связи, с чем приняты следующие
критерии оценки результативности:
-высокий уровень – объём знаний и навыков 100-80%, предусмотренных
программой за конкретный период; специальные термины употребляет
осознанно и в полном соответствии с их содержанием; работает с
оборудованием самостоятельно, не испытывает особых трудностей; выполняет
практические задания с элементами творчества;
- средний уровень – объём знаний и навыков 70-50%; сочетает
специальную терминологию с бытовой; работает с оборудованием с помощью
педагога; в основном, выполняет задания на основе образца;
- низкий уровень – обучающийся овладел менее чем 50% объёма знаний
и навыков, предусмотренных программой; ребёнок, как правило, избегает
употреблять специальные термины. Обучающийся испытывает серьёзные
затруднения при работе с оборудованием; ребёнок в состоянии выполнять лишь
простейшие практические задания педагога.
Календарный учебный график
Этапы образовательного
процесса
Начало учебного года
Продолжительность
учебного года
Продолжительность
учебного занятия
Промежуточная
аттестация
Итоговая аттестация
Окончание учебного
года
Каникулы зимние
Каникулы летние

1 год обучения

2 год обучения

3 год обучения

01 сентября
36 недель
144/216 часов

01 сентября
36 недель/
144/216 часа

01 сентября
36 недель
144/216часа

45 минут

45 минут

45 минут

С 15 по 30 декабря

С 15 по 30 декабря

С 15 по 30 апреля
31 мая

С 15 по 30
декабря
С 15 по 30 апреля
31 мая

С 1 по 7 января
С 1 июня

С 1 по 7 января
С 1 июня .

С 1 по 7 января
С 1 июня

12

С 15 по 30 апреля
- С 15 по 30 апреля
31 мая

Учебно-тематический план первого года обучения
(Для детей среднего и старшего школьного возраста)
№

Тема

Кол-во
часов

Теория

1.

Вводное занятие

2

2

2.
2.1

Формирование вокальных
навыков
Формирование вокальных навыков.

12

2

10

2.2

Развитее певческого дыхания

10

3

7

3.

Формирование дикции

3.

Формирование дикции

10

2

8

3.1

10

2

6

3.2
4.

Разминка артикуляционного
Аппарата
Скороговорки с буквой «р»
Развитие слуховых навыков

4.

Развитие слуховых навыков

11

4

7

4.1

Обучение частота интонации

11

2

6

4.2

Развитие мелодического слуха

3

3

4.3
5.

Развитие гармонического слуха
Работа над репертуаром

3

3

5.1

Знакомство с русским романсом

7

2

5

5.2

Знакомство с бардовской песней

10

2

8

5.3

Знакомство с Эстрадной песней

10

2

8

5.4
6.

Работа над репертуаром
Знакомство с шестиструнной
гитарой

10

2

8

Промежуточная аттестация
Знакомство с шестиструнной
гитарой
Знакомство с советскими и
современными бардовскими

2
8

4

2
4

8

6

2

6.1
6.2

Практика

Формы
контроля/аттеста
ции
Беседа и опрос
Зачетное занятие

Зачетное занятие

6

6
Контрольное
занятие

Концертное
выступление

13

Промежуточная
аттестация
Контрольное
занятие.

6.3

исполнителями
Изучение аккордов

10

6

4

6.4

Изучение игры перебором

10

2

8

6.5

Изучение игры боем

10

2

8

7.

Репетиции

7.1

Репетиции

10

4

6

7.2

Работа над образом

8

4

6

7.3

6

2

4

7.4
8.

Работа над сценическими
движениями
Работа с микрофоном
Концертная деятельность

8

2

6

8.1

Участие в конкурсах, фестивалях

Открытое
занятие

3

5

4

8
8.2

9

Участие в праздниках клуба
«Орбиты» и концерты

7

3

Промежуточная аттестация
Итоговое занятие

4
2

2

Всего:

216

67

4

14

155

Фестивали конкурсы
Промежуточная
аттестация
Конкурс
Промежуточная
аттестация
концерт
концерт
Открытое
занятие

Календарно -тематическое планирование первого года обучения
(Для детей среднего и старшего школьного возраста)
Месяцы
№
1.

Темы
Вводное занятие

2.
2.1
2.2
3.
3.
3.1
3.2
4.
4.
4.1
4.2
4.3
5.

Формирование вокальных навыков
Формирование вокальных навыков.
Развитее певческого дыхания
Формирование дикции
Формирование дикции
Разминка артикуляционного
Аппарата
Скороговорки с буквой «р»
Развитие слуховых навыков
Развитие слуховых навыков
Обучение частота интонации
Развитие мелодического слуха
Развитие гармонического слуха
Работа над репертуаром

5.1

Знакомство с русским романсом

5.2
5.3
5.4
6.
6.1
6.2
6.3
6.4
6.5

Знакомство с бардовской песней
Знакомство с Эстрадной песней
Работа над реппертуаром
Знакомство с шестиструнной гитарой
Знакомство с шестиструнной гитарой
Знакомство с советскими и современными бардовскими исполнителями
Изучение аккордов
Изучение игры перебором
Изучение игры боем

IX
2

X

4
4

8
6

4
4

6

XI

XII

3

I

II

2

1

III

IV

V

4
6
6
6

1

6
2
2

6
6

3
3
3
3

6

3

1

3
3

6
4
6

1

1

7
4

4

4
4
3

15

Итого

7.

Репетиции

7.1

Репетиции

7.2

Работа над образом

3

3

7.3

Работа над сценическими движениям

3

3

7.4

Работа с микрофоном

3

3

8.

Концертная деятельность

8

Концертная деятельность

8.1

Участие в конкурсах, фестивалях

8.2

Участие в праздниках клуба «Орбиты»

7

9

Итоговое занятие

2

10

Промежуточная аттестация

4

3

3

2

4
1

Всего:

24

16

24

24

27

21

21

4

27

2

2
2

26

1

24

216

Содержание тематического плана первого года обучения
(Для детей среднего и старшего школьного возраста)
1.Вводное занятие.
Теория: Инструктаж по технике безопасности. Общие понятия эстрадного
вокала и авторской песни.
2. Формирование вокальных навыков
Теория: Физиологическое строение певческого аппарата.
Практика: Исполнение вокальных упражнений. Пропевание с закрытым ртом,
открытым на гласные буквы а-о-у, Распевание с использованием согласных.
2.1 Развитие певческого дыхания
Теория: Физиологическое строение певческого дыхания.
Практика: Тренировка певческого дыхания в различных упражнениях, уделяя
особое внимание активному и короткому вдоху через нос и равномерное
выпускание звука через рот.
3.Формирование дикции
Теория: Понятия дикции и артикуляции. Что между ними общего и чем
отличаются.
Практика: Проговаривание скороговорок на различные звуки.
3.1 Разминка артикуляционного аппарата.
Теория: способы развития артикуляционного аппарата с помощью различных
упражнений.
Практика: развитие дикции при помощи скороговорок и использование
скороговорок на распев под музыкальный инструмент.
4. Развитие музыкального слуха
Теория: Понятия: музыкальный слух, унисон, многоголосие. Понятие
мелодический и гармонический музыкальный слух.
Практика: Тренировка пения в унисон, пение по интервалам, пение по цепочке,
каноном.
1.Работа над репертуаром
Теория: Понятие об эстрадном репертуаре, какой он бывает, (концертный,
конкурсный, фестивальный, праздничный).
Практика: Работа над интонацией, над посылом звука, над музыкальными
фразами, работа над образом, работа над ансамблем, работа над слаженностью
эстрадного номера.
6. Знакомство с шестиструнной гитарой
Теория: строение музыкального инструмента (гитара), история происхождения
гитары. Знакомство с различными музыкальными жанрами, где звучит гитара
(Испанская, народная, кантри, рок, блюз. Бардовская песня).
Практика: слушание лучших музыкальных образцов в исполнении гитары.
7. Репетиция.
Теория: понятие репетиция, правила поведения на репетиции, правила
обращения с микрофоном.
Практика: Тренировка движений эстрадного номера, работа с микрофоном.
8. Концертная деятельность.
17

Теория: Правила поведения на сцене, за кулисами и в зрительном зале. Вход и
выход зрительный зал строго после исполнения номера.
Практика: Участие в концертах
Промежуточная аттестация.
Теория: Пояснение порядка проведения контрольного урока, проверка, знаний
аккордов на память.
Практика: показательное выступление, перед товарищами своей группы и
аттестационной комиссией.
9. Итоговое занятие.
Теория :просмотр фото и видео отчетов с конкурсов фестивалей и концертов,
подведение итогов. Домашнее задание на лето.

18

Учебно-тематический план 1 года обучения
(младший школьный возраст)
№

Тема

всего

Теория

1.

Вводное занятие

2

2

2.
2.1
2.2
2.3
3.

Музыкальные жанры
Обзор музыкальных жанров
Авторская песня
Эстрадная песня
Формирование вокальных навыков

8
8
8

3.1

Ознакомление с певческим дыханием

3

1

2

3.2
3.3

Формирование артикуляционного аппарата
Развитие гармонического и мелодического
слуха
Знакомство с музыкальными
инструментами
Промежуточная аттестация
Струнные

3
3

1
1

2
2

3

1

2

2
3

1

2
2

3

1

2

1

2

4.

4.1
4.2

Народные

Практика

Опрос
2
2
2

6
6
6

4.3
5.

Духовые
Работа над репертуаром

3

5.1
5.2

Особенности авторской песни
Знакомство с современными бард.
Исполнителями исполняющие детские
бардовские песни ( С. Никитин, и трио
Мультики)
Особенности популярной (эстрадной)
песни
Концертная деятельность
Музыкально-просветительская
деятельность
Промежуточная аттестация
Итоговое занятие

3
3

1
1

2
2

3

1

2

7
3

1

6
3

2
2

2

Итого (часов)

72

21

5.3
6.
7.

8.

Форма
контроля
Опрос и беседа

Контрольный
урок

Опрос
Промежуточна
я аттестация

Опрос

19

Концерт
Промежуточна
я аттестация

2
Открытое
занятие
51

№

Темы

1.

Вводное занятия

2.

Музыкальные жанры

Календарно-тематическое планирование
1 года обучения
(младший школьный возраст)
Месяцы
IX X
XI
XI I
II
I
2

2.1 Обзор музыкальных жанров
2.2 Авторская песня

2
2

2
2

2
2

2.3 Эстрадная песня
3. Формирование вокальных навыков

2

4

2

3.1 Ознакомление с певческим дыханием

1

3.2 Формирование артикуляционного
аппарата
3.3 Развитие гармонического и
мелодического слуха
4. Знакомство с музыкальными
инструментами
Промежуточная аттестация

III

итог
о

2
2

1

1

2
1

2

2

Струнные

2

1

4.2

Народные

2

1

4.3

Духовые

1

2

2

1

Работа над репертуаром

5.1 Особенности авторской песни
5.2 Знакомство с современными бард.
Исполнителями исполняющие детские
бардовские песни ( С. Никитин, и трио
Мультики)
5.3 Особенности популярной (эстрадной)
песни
6. Концертная деятельность
7. Музыкально-просветительская
деятельность
8
Промежуточная аттестация
9.

V

2
2

4.1

5.

IV

Итоговое занятие
Итого (часов)

2

1

1

2
3
3

4

2
8

8

20

8

8

8

9

10

9

2
8

72

Содержание учебно-тематического плана 1 года обучения
(младший школьный возраст)
Тема 1 Вводное занятие.
Теория: Знакомство с техникой безопасности.
2. Музыкальные жанры
Обзор музыкальных жанров
Теория: Знакомство с музыкальными жанрами:
• Народная музыка
• Духовная музыка
• Индийская классическая музыка
• Арабская классическая музыка
• Европейская классическая музыка
• Блюз
• Джаз
• Кантри
• Романс, авторская песня
• Электронная музыка
• Рок
• Популярная (эстрадная)
Практика: Слушание лучших музыкальных образцов каждого музыкального
жанра.
1.2Авторская песня
Теория: История авторской песни. Знакомство с Советскими бардами
(Ю.Визбор, Г.Хомчик, О.Митяев) Знакомство с современными бардовскими
исполнителями. (Е. Романова, гр. Камчадалы, Р. Валитов)
Практика: Слушание лучших образцов советских и современных бардов.
Популярная (Эстрадная) песня
Теория: История создания эстрадной песни.
Практика: Слушание лучших образцов эстрадной музыки. Слушание лучших
образцов детских коллективов эстрадной песни.
2.Формирование вокальных навыков
2.1. Ознакомление с певческим дыханием.
Теория: Понятие певческое понятие. Как правильно пользоваться дыханием в
пении.
Практика: Тренировка короткого вдоха через нос и равномерное выпускание
воздуха вместе со звуком через рот.
2.2 Формирование артикуляционного аппарата
Теория: Понятие что такое артикуляция и дикция. В чем сходство и различия
между двумя этими понятиями.
Практика: Развитие артикуляционного аппарата с помощью артикуляционной
гимнастики, различных упражнений языка и губ, скороговорки.
2.3Развитие мелодического и гармонического слуха
Теория: Понятие что такое гармонический слух, понятие что такое мелодический
слух. Понятие что такое интонация. Определение сходства и различия.
21

Практика:
3. Знакомство с музыкальными инструментами.
Знакомство с музыкальными инструментами с помощью наглядных методов. И
слушание каждого инструмента в музыкальных записях.
3.1 Струнные
Теория: История создания струнных музыкальных инструментов. Виды струнных
инструментов. Где используются, в каких оркестрах играют на струнных
инструментах.
Практика: слушание по отдельности каждый инструмент и в ансамблевом
исполнении, и в оркестрах. Учиться различать звучание, скрипки, альта,
виолончели.
3.2 Народные
Теория: История создания народных музыкальных инструментов. Виды народных
инструментов. Где используются, в каких оркестрах играют на народных
инструментах.
Практика: слушание по отдельности звучания каждого народного инструмента в
ансамблевом исполнении, и в оркестрах.
3.3 Духовые
Теория: История создания духовых музыкальных инструментов. Виды духовых
инструментов. Где используются, в каких оркестрах играют на духовых
инструментах.
Практика: слушание по отдельности каждый духовой инструмент и в ансамблевом
исполнение, и в оркестрах.
4. Работа над репертуаром
Работа над репертуаром включает в себя, работу с текстом, мелодией,
музыкальными фразами.
4.1 Особенности авторской песни
бард. Исполнителями исполняющие детские песни. (Трио Мультики, С.
Никит)
Практика: Разучивание и исполнение детских бардовских песен.
4.3 Особенности эстрадной песни Практика: Прослушивание лучших образцов
классической и современной авторской песни. Обучение и исполнение авторской
песни под аккомпанемент руководителя.
4.2 Знакомство с современными исполнителями эстрадной музыки
Практика: Прослушивание лучших образцов советской и современной эстрадной
музыки. Исполнение детских эстрадных песен.
5. Концертная деятельность.
Практика: Участие в мероприятиях: смотры, конкурсы, фестивали, концерты.
6. Музыкально-просветительская деятельность
Практика: Посещения музеев, фестивалей, концертов, конкурсов.
7.Промежуточная аттестация.
Теория: правила поведения во время выступления.
Практика: Выступление на концерте, посвященном «Дню семьи»
7. Итоговое занятие.
22

Практика: Отчетный концерт Объединения «Созвучие». Подготовка отчетного
концерта. Награждение грамотами обучающихся объединения.

23

Учебно-тематический план второго года обучения
(Для детей среднего и старшего школьного возраста)
№

Тема

Кол-во
часов

Теория

Практика

1.

Вводное занятия

2

2

2.
2.1

Формирование вокальных
навыков
Вокальные упражнения

12

2

10

2.2

Развитее певческого дыхания

10

3

7

3.

Формирование дикции

3.

Развитие дикции

5

2

3

3.1

Разминка артикуляционного
Аппарата

5

2

3

3.2
4.

Скороговорки с буквой «р»
Развитие слуховых навыков

1

4.

Развитие музыкального слуха

6

2

4

4.1

Обучение частота интонации

6

2

4

4.2

Развитие мелодического слуха

3

3

4.3
5.

Развитие гармонического слуха
Работа над репертуаром

3

3

5.1

Знакомство с русским романсом

7

2

5

5.2

Знакомство с бардовской песней

5

2

3

5.3

Знакомство с Эстрадной песней

5

2

3

5.4
6.

Работа над репертуаром
Знакомство с шестиструнной
гитарой

5

2

3

6.1

Промежуточная аттестация
Знакомство с шестиструнной
гитарой

2
8

Формы
контроля/аттеста
ции
Беседа и опрос
Зачетное занятие

Зачетное занятие

1
Контрольное
занятие

Концертное
выступление

4

24

2
4

Контрольное
занятие.
Промежуточная
аттестация

6.2

Знакомство с советскими и
современными бардовскими
исполнителями

8

6

2

6.3

Изучение аккордов

10

6

4

6.4

Изучение игры перебором

5

2

3

6.5

Изучение игры боем

5

2

3

7.

Репетиции

7.1

Работа над музыкальным номером

5

2

3

7.2

Работа над образом

4

1

3

7.3

Работа над сценическими
движениями

4

1

3

7.4
8.

Работа с микрофоном
Концертная деятельность

4

2

2

8.1

Участие в конкурсах, фестивалях

5

5

8.2

Участие в праздниках клуба
«Орбиты»
Промежуточная аттестация
Итоговое занятие

5

5

2
2

2
2

Всего:

144

53

9

Открытое
занятие

25

95

Фестивали конкурсы
ПРомежуточная
аттестация
ПРомежуточная
аттестация
концерт
Открытое
занятие

Календарно-тематическое планирование
2 года обучения

(Для детей среднего и старшего школьного возраста)
№
1.

Темы
Вводное занятия

2.

Формирование вокальных навыков

Месяцы
IX
2

X

XI

XII

I

II

2

Вокальные упражнения

2

2

2

2

2

Развитее певческого дыхания

2

2

2

2

2

Развитие дикции

2

3

1

1

1

1

1

3.1

Разминка артикуляционного
Аппарата

3.2

Скороговорки с буквой «р»

1

3

1

2

2.1

III

2.2
3.
3.

4.
4.

Формирование дикции

Развитие слуховых навыков
Развитие музыкального слуха
Обучение частота интонации

3

3

Развитие мелодического слуха

1

1

1

4.3

Развитие гармонического слуха

1

1

1

5.

Работа над репертуаром

4.1
4.2

26

IV

V

Итого

5.1
5.2
5.3
5.4

Знакомство с русским романсом

2

2

Знакомство с бардовской песней

1

2

5

Знакомство с Эстрадной песней

5

Работа над репертуаром
Знакомство с шестиструнной гитарой

3

2

6.
Промежуточная аттестация
6.1
6.2
6.3
6.4
6.5

7.
7.1
7.2

2

Знакомство с шестиструнной гитарой

3

Знакомство с советскими и современными
бардовскими исполнителями
Изучение аккордов

1
3

2
5

1

2

Изучение игры перебором
Изучение игры боем

2

3

4

2

2

3

1

2

Репетиции
Работа над музыкальным номером

1

Работа над образом

2

2
1

27

3

7.3
7.4
8.
8.1

8.2

9

Работа над сценическими движениями

2

Работа с микрофоном

2

2

2

Концертная деятельность
Участие в конкурсах, фестивалях

2

3

Участие в праздниках клуба «Орбиты»

2

3

Промежуточная аттестация

2

Итоговое занятие

2

Всего:

16

16

28

16

16

16

16

16

16

16

144

Содержание тематического плана второго года обучения
(Для детей среднего и старшего школьного возраста)
1.Вводное занятие
Теория: Что такое пение. Строение голосового аппарата, дыхательные органы,
артикуляционный аппарат и резонатор. Инструктаж по технике безопасности.
Содержание программы на д.
2. Формирование вокальных навыков
Фонетико-интонационные упражнения.:
• Формирование вокальных навыков
• активизация дыхания
• предельное опускание нижней челюсти
• твердое произношение согласных звуков
• о сознание и речевая разработка грудного и фальцетного регистра и
«порога» речевой унисон
Приемы :согласные, гласные речевой унисон, тренировка трахеи, скороговорки.
Комплекс «начинающий» (по Шереметьеву В.А.)
2.1 Развитие певческого дыхания
Теория: Физиологическое строение певческого дыхания
Практика: Тренировка певческого дыхания заключается в различных
упражнениях, уделяя особое внимание активному и короткому вдоху через нос
и равномерное выпускание звука через рот.
2.2 Обучение звукообразованию
Теория: Понятие звукообразования. Понятие мягкая атака звука. Понятие пение
с придыханием. Понятие пение с твердой атакой звука.
Практика: Тренироваться петь без зажатия голосовых связок, Пение на зевке с
широко открытым ртом. Тренировка пения с нужной атакой. Для данного
изучаемого произведения.
2.3 Формирование артикуляционного аппарата
Теория: Знакомство с артикуляционным аппаратом и его строение. Развитее
языка, губ и мышц лица, при помощи различных упражнений.
Практика: Тренировка дикции при помощи скороговорок на разные буквы и
использование скороговорок на распев под музыкальный инструмент.
2.4 Развитие мелодического и гармонического слуха.
Теория: Понятие музыкального слуха, строение слуха. Понятие мелодического
и гармонического слуха.
Практика: Пение акапельно, пение по гамме, пение по цепочке. Пение
индивидуально.
Пение каноном, Пение интервалов. Пение задержанием.
3.Знакомство с шестиструнной акустической гитарой
Теория: История происхождения и некоторые сведения о шестиструнной
гитаре. Музыкальные звуки, музыкальный звукоряд, принципы настройки
гитары.
Посадка исполнителя, положения гитары и расстановка рук.
Разучивание песен под аккомпанирование руководителя на гитаре.
29

3.1 Изучение аккордов баррэ
Теория: Понятие баррэ. Изучение аккордов F, F#, Hm
Практика: Постановка руки и пальцев на гитаре, изученных данных аккордов.
Практические упражнения.
3.2 Изучение приемов игры на гитаре боем
Теория: понятие что такой бой. Виды боя. Демонстрация песен с
использованием изучаемого боя.
Практика: Практические упражнения: на открытых струнах, затем на
последовательности простых аккордов, постепенно усложняя их более
сложными аккордами, и переходя в баррэ. Закрепление боя бардовской песней.
3.3 Изучение игры перебором
Теория: Понятие Что такое перебор, виды перебора
Практика: отрабатывание двух переборов. (Pimami; Pimiaimi) Проигрывание
перебора c начала на открытых струнах, затем на простых аккордах,
постепенно усложняя аккорды и переходя в баррэ.
3. Работа над репертуаром
Частота исполнения певческого репертуара, работа над дикцией, музыкальной
фразой и образом.
Особенности авторской песни
Теория: Демонстрация лучших образцов детской авторской песни
Практика: Запись в тетради наиболее понравившейся песни, ее разбор (аккорды
и прием игры). Исполнение по свой аккомпанемент.
4.2 История авторской песни.
Теория: История авторской песни.
4.3 Знакомство советскими и современными бардами
Теория: Биографические данные, особенности написания песен.
Практика: Слушание бардовских песен, анализ.
5.Особенности эстрадной песни
Работа над репертуаром: детские песни, народные песни, эстрадные песни,
бардовские песни.
Демонстрация лучших образцов детских эстрадно-вокальных номеров
5.1 Эстрадная манера исполнения
5.2 Постановка эстрадно-вокального номера:
Теория: Знакомство с образцами эстрадно-вокальных номеров детских
коллективов.
Практика: Работа над сценическими движениями, их синхронностью. Работа
над одновременным снятием звука.
6.Репетиция
7. Музыкально-просветительская деятельность
Концертная деятельность обучающихся 1 года обучения сводится к
выступлениям на обще клубных мероприятиях, т.е. на праздниках, проводимых
в клубе Орбита.
7.1 Концертная деятельность
30

Теория: Правила поведения на сцене, за кулисами и в зрительном зале. Вход и
выход зрительный зал строго после исполнения номера.
Практика: Участие в концертах, тематических мероприятиях СК «Орбита»
7.2 Фестивали, конкурсы
Теория: Правила поведения на сцене, за кулисами и в зрительном зале. Вход и
выход зрительный зал строго после исполнения номера.
Практика: Участие в конкурсах, фестивалях, смотрах. Районного, городского,
областного, регионального, всероссийского уровня.
Практика: Посещение фестивалей, концертов, музейных экспозиций.
8.Итоговое занятие
Теория: Подведение итогов, задание на лето.

31

Учебно - тематический план третьего года обучения
Для обучающихся среднего и старшего школьного возраста
№

Тема

1.

Вводное занятия

Знакомство с советскими
исполнителями бардовской песни
2.1 Знакомство творчества Ю.Кима

Кол-во
часов
2

Теория

Практи
ка

Опрос, беседа

2

Опрос, беседа

2.

10

5

5

2.2 Знакомство с творчеством
А.Иващенко и Г.Васильева

10

5

5

2.3 Знакомство с творчеством
С.Никитина

10

5

5

2.4 Творчество М.Щербакова

10

5

5

2.5 Творчество А. Колмыкова и
И. Лунькова

10

3

3.

Знакомство с творчеством
современных авторовисполнителей

10

4

4

Обучение игре на гитаре

Контрольное занятие
2
8
10
10

3
3
3

5
7
7

4.4 Аккорды с баррэ
4.5 Сочинение и игра
последовательностей с этими
аккордами.
5. Создание концертного репертуара.

10
6

3
2

7
4

6

2

4

Исполнение многоголосия

Опрос, открытый урок

6.1 Пение на двуголосие

10

2

8

6.2 Пение на трехголосие

10

2

8

6.3 Частота интонации

10

2

8

10

2

8

7.1 Работа над образом

10

2

8

7.2 Работа над сценическими
движениями

10

2

8

7.

Репетиция

Опрос, беседа

6

Промежуточная аттестация
4.1 Виды аккомпанемента на гитаре.
4.2 Модуляция.
4.3 Навыки игры в ансамбле

6.

Формы контроля

32

Открытый урок

7.3 Работа с микрофоном

10

2

8

8.

Концертная деятельность

8

2

6

9.

Участие в конкурсах фестивалях

10

2

8

10. Участие в праздниках клуба
«Орбиты»
Итоговая аттестация

10

2

8

11. Итоговое занятие

2

2

216

67

Всего:

2

33

Концерты, конкурсы,
смотры, Фестивали
Концерты, конкурсы,
смотры, Фестивали
Концерты, конкурсы,
смотры, Фестивали

2
Открытое занятие
149

Календарно-тематическое планирование
3 года обучения
(Средний и старший школьный возраст)
Темы

IX

X

1.

Вводное занятия

2.

Знакомство с советскими бард исполнителями

2.1

Знакомство творчества Ю.Кима

5

5

2.2

Знакомство с творчеством А.Иващенко и
Г.Васильева

5

5

2.3

Знакомство с творчеством С.Никитина

5

5

2.4

Творчество М.Щербакова

5

5

2.5

Творчество А. Колмыкова и И. Лунькова

XI

XII

3

1

I

2

4
2

3.

Знакомство с творчеством современных
авторов-исполнителей

4

Обучение игре на гитаре

5

5

Промежуточная аттестация

2

4.1

Виды аккомпанемента на гитаре.

6

2

4.2

Модуляция.

6

3

1
34

II

III

IV

V

итого

4.3

Навыки игры в ансамбле

7

3

4.4

Аккорды с баррэ

3

3

4.5

Сочинение и игра последовательностей с этими
аккордами.

2

4

5.

Создание концертного репертуара.

6.

Исполнение многоголосия

5

1

6.1

Пение на двуголосие

5

5

6.2

Пение на трехголосие

3

5

6.3

Частота интонации

5

5

7.

Репетиция

2

2

2

4

7.1

Работа над образом

4

4

2

7.2

Работа над сценическими движениями

5

5

7.3

Работа с микрофоном

5

5

8.

Концертная деятельность

4

4

9.

Участие в конкурсах фестивалях

5

5

10.

Участие в праздниках клуба «Орбиты»

2

8

11.

Итоговое занятие
Всего:

26

26

4

6

24
2

24

35

26

25

19

24

25

2

216

Содержание учебно-тематического плана третьего года обучения
Для детей среднего и старшего школьного возраста
1.Вводное занятие
Теория: Что такое пение. Строение голосового аппарата, дыхательные органы,
артикуляционный аппарат и резонатор. Инструктаж по технике безопасности.
Содержание программы на д.
2. Знакомство с советскими бардовскими исполнителями.
Рассказ биографии бардов. Слушание лучших образцов их песен, просмотр
видео материала с их выступлений на фестивалях таких как Ильменский и
Грушинский.
2.1 Знакомство творчества Ю. Кима
Теория: Биография барда
Практика: Слушание лучших образцовых песен. Разбор и выучивание песен
наиболее понравившихся.
2.2 Знакомство с творчеством А. Иващенко и Г. Васильева
Теория: Биография барда
Практика: Слушание лучших образцовых песен. Разбор и выучивание песен
наиболее понравившихся.
2.3 Знакомство с творчеством С. Никитина
Теория: Биография барда
Практика: Слушание лучших образцовых песен. Разбор и выучивание песен
наиболее понравившихся.
2.4 Творчество М. Щербакова
Теория: Биография барда
Практика: Слушание лучших образцовых песен. Разбор и выучивание песен
наиболее понравившихся.
2.5 Творчество А. Колмыкова и И. Лунькова
Теория: Биография барда
Практика: Слушание лучших образцовых песен. Разбор и выучивание песен
наиболее понравившихся.
3. Знакомство с творчеством современных авторов-исполнителей
Рассказ биографии бардов. Слушание лучших образцов их песен, просмотр
видео материала с их выступлений на фестивалях таких как Ильменский и
Грушинский.
4.Обучение игре на гитаре.
Освоение новых аккордов с приемом баррэ, освоение новым приемом игры
боем и перебором. Научиться чувствовать соседнюю гитару, чувство ритма и
слаженности игры в ансамбле.
4.1 Виды аккомпанемента на гитаре.
Теория: Понятие аккомпанемент, их виды. Перебор, щипок, щипок с
перебором, бой.
Практика: Тренировка игры на гитаре всеми приемами игры на гитаре.
Модуляция
36

Теория: Понятие модуляция, Понятие транспонирование, понятие диез,
бемоль. Понятие тональность.
Практика: тренировка самостоятельно переходить с одной тональности в
другую. (Транспонировать)
Навыки игры в ансамбле
Теория:
Практика:
4. Создание концертного репертуара
Научиться исполнять концертный репертуар, посвященный тематическим
праздникам.
5. Исполнение многоголосия
Разбор произведения, петь отдельными фразами, частота интонации.
Учиться слышать соседний голос и другую партию.
6. Репетиция
Сценические движения, работа над образом, правильной эстрадновокальной подачей на зрителя. Работа с микрофоном, учиться правильно
держать и управлять микрофоном во время пения и исполнения вокальноэстрадного номера.
7. Концертная деятельность
Выступление учащихся. Правила поведения за кулисами и на сцене.
9. Участие в конкурсах и фестивалях
Выступление на конкурсах, смотрах, фестивалях. Районного, городского
регионального и всероссийского масштаба.
10. Участие в праздниках клуба «Орбиты»
Правила поведения за кулисами и на сцене.
11. Итоговое занятие. Подведение итогов. Отчетный концерт.

37

Методическое обеспечение программы
Важными методами изучения и освоения представленной программы
являются:
- метод «забегания» вперёд и «возвращение» к пройденному материалу;
- метод общения;
- метод импровизации;
- метод драматизации.
Все методы и приёмы музыкального обучения находятся в тесной взаимосвязи.
Взаимодействие разнообразных методов и принципов работы помогает
педагогу реализовать цель – формировать музыкальную культуру детей.
Необходимо живое общение педагога с детьми, позволяющее легко переходить
от хорошо знакомого материала к новому, от простого к сложному, поскольку
носит эмоциональный характер. Методы музыкального воспитания
представляют собой различные способы совместной деятельности учителя и
детей, где ведущая роль принадлежит педагогу. Развивая воображение,
эмоциональную отзывчивость, музыкальное мышление, педагог стремиться к
тому, чтобы общение с искусством вызывало у ребят чувство радости,
проявлению их активности и самостоятельности. Такой процесс восприятия
информации наиболее эффективен.
Дидактический принцип построения материала «от простого к сложному»
может быть реализован, например, в вокально-хоровой работе. Пение учебного
материала начинается с упражнений, маленьких попевок, песен, и с
постепенным усвоением материала песенный репертуар усложняется. Поэтому
же принципу происходит и использование метода «забегания» вперед и
«возвращения» назад. Педагог, давая материал годового курса, «забегает»
вперед, приоткрывая завесу знаний будущих лет, в последствие повторяя
пройденный материал.
Совместная подготовка педагога и детей к проведению праздников реализуется
по принципу педагогического сотрудничества. Управление педагогическим
процессом осуществляется через создание условий.
Реализацию творческого потенциала ребёнка, самостоятельную деятельность,
приобретение навыков и умений.
При подготовке к праздникам, привлекая детей к вокально-хоровой работе,
следует учитывать желание и тягу каждого участника, его психологический
настрой. «Зажатый» ребёнок плохо осваивает материал и ощущает страх,
поэтому необходима дополнительная, индивидуальная работа.
В процессе межличностного общения в цепи «педагог – ребёнок» реализуется
коммуникативный потенциал ребёнка и формируется его мировоззрение.
Получая информацию от педагога, каждый ребёнок и группа в целом
включаются в диалог, совместный поиск решения. Дети учатся активно
мыслить, применяя полученные знания в творческом процессе.
Разнообразие методов музыкального воспитания определяется спецификой
музыкального искусства и особенностями музыкальной деятельности
учащихся. Методы применяются не изолированно, а в различных сочетаниях.
38

В начальной стадии работы над произведением педагог использует: словесный,
наглядно-слуховой, метод обобщения и метод анализа.
От педагога требуется умение сочетать различные методы и виды работы в
зависимости от музыкального опыта детей.
Классификация методов обучения
Основные группы
Подгруппы методов
методов
1. Организация и 1. Перцептивные (передача
осуществление
и восприятие информации)
учебно2.Логические
познавательной
(осуществление
деятельности
мыслительных операций)
3.Гностические
(по
характеру познавательной
деятельности).
4. Самоуправление учебнопознавательной
деятельностью
2. Мотивация и 1. Эмоциональное
стимулирование
стимулирование
2. Формирование
познавательного интереса

3.
Контроль
коррекция

4. Взаимодействие

3. Формирование долга и
ответственности
и 1. Экспертный контроль и
коррекция
2. Взаимный контроль и
коррекция
3. Самостоятельный
контроль и коррекция
1. Освоение правил
общения
2. Методы взаимных
заданий
3. Работа во временных
группах
4. Ситуации совместных
переживаний
5. Выбор ответственных
консультантов

39

Отдельные методы
Словесные, наглядные, практические
Индуктивные,
дедуктивные,
анализ,
обобщение, систематизация и др.
Информационно-рецептивные,
инструктивно-продуктивные,
проблемные, поисковые
Работа под руководством педагога,
дозированная помощь, самостоятельная
работа
Поощрение и порицание
Создание ситуаций успеха
Постановка системы перспектив
Создание ситуаций творческого поиска
Выстраивание игрового,
приключенческого сюжета
Выбор социальной значимости конечного
продукта
Формирование понимания личностной
значимости учения (для будущей жизни)
Предъявление учебных требований
Устный, письменный, машинный
Взаимопроверка, рецензия, смотр знаний
Рефлексия деятельности, самопроверка,
самооценка

Мозговой штурм
Психологические упражнения

Материально-техническое обеспечение и оснащенность
образовательного процесса
№
Наименование оборудования
Печатные пособия
1.
Ноты детских песен
2.
Песенники бардовский песен
Технические средства обучения
1.
Ноутбук
2.
Колонки
3.
Микрофон
4.
Усилитель звука
Учебно-практическое (учебно-лабораторное, специальное,
инструменты и т. п.) оборудование
1.
Фортепиано
2.
Гитара
Мебель
1.
Стол
2.
Стулья
3.
Скамейки

Количество единиц

1
2
2
1

1
5
3
14
5

Занятия проводятся с применением дидактического комплекса: Аудио, видео
записи. Иллюстративные пособия. Различные сборники песен как советских,
так и современных авторов - исполнителей.
Кадровое обеспечение. Реализацию программы осуществляет педагог
дополнительного образования, имеющий специальную подготовку в данной
области.

40

Список литературы для педагога
1. Бах И.,Сен-Санс К.,Мендельсон Ф., Шуман Р, Григ Э. в переложении
для детского хора, Новосибирск, «Книжица», 1996
2. «Вокальные
ансамбли».
Репертуарно-методическое
«Музыкальная Украина», Киев, 1973

пособие,

3. Гляжу в озера синие». Песенник составитель Сироткин Е
4. Когдатебе 16...» Лирические песни для старшеклассников, Ленинград,
«Советский композитор», 1988
5. «Молодежная эстрада», журнал «Хоровая музыка».
6. «Мир нужен всем». Песни для детей среднего и старшего школьного
возраста. Москва: «Советский композитор», 1988
7. Марченко Л. «Детские песни о разном» 1 и 2 выпуск. Москва, «Феникс»,
1999
8. «Одолжи мне крылья» Репертуар младшего хора
9. Поплянова Е. «Жили-были трали-вали» стихи Пикулевой Н. Челябинск,
ЦГО, 1997
10. Поплянова Е. «Возвращайся, песенка» песни на стихи Татаринова Б.
Новосибирск, «Книжица», 1999
11.«Пение в школе». 5 класс. Пособие для учителей.
12.«Пение в школе» Пособие для учителей. 5-6 класс
13. «Русская классика». Репертуар хорового класса Москва, «Кифара», 2001
14. Струве Г. «Я хочу увидеть музыку». Сборник для детского хора. 2-е
издание, Москва, 1995
15. Шахов Г. «Журчит ласково ручей», Москва, «Кифара», 1998г.
16. Шереметьев В.А. Пение и в воспитание детей в хоре : Методика и опт
работы вокально-хоровой школы «Мечта»/ В.А. Шереметьев ; ЧГАКИ2Е изд.- Челябинск.2005
17. Вещицкий П. Самоучитель игры на шестиструнной гитаре (аккорды и
аккомпанемент) Москва «Советский композитор» 1992

41

Список литературы для обучающихся
1. Каноны для датского хора. Сост. Абелян,
Музгиз, 1964 г.
2. Споем, друзья. Хоровые произведения для юношества.
Сост. Д. Локшин, М., Музгиз, 1985 г.
Отчизна моя дорогая. Песни доя школьников среднего и
старшего возраста. Выпуск I. Сост. З. Тольдберг,
М.,Музгиз,1985 г.
3. Песни для детского хора, для висельников младшего,
среднего возраста. Сост. Г. Даврошич, Б.Федулов. М., Музгиз, 1983 г.
4. Репертуар школьных хоров. Выпуск 20. М.,1989 г.
5. Соколов В., Попов В., Абелян Д. Школа хорового пения. Выпуск 2
Для школьников среднего, старшего возраста. М. ,Музгиз,1971 г.
6. Мы любим Родину. Песни и хоры для школьников.
СОСТАВ. В. Корозо. М., Музыка, 1965 г.
7. д. Родина моя. Песни для детских хоров. Обр. Благообразова С.
М.,
8. Музыка, 1964 г.
9. Русские народные песни. Сост. Н.Калугина, В.Попов,
М. "Музыка", 1991 г.
10. Забавные песенки. Для среднего и старшего школьного возраста.
Сост. М. Раухвергер, М., Советский композитор,1971

42

Методическое обеспечение программы
Первый год обучения (средний и старший возраст)
Наименование
раздела (тема
учебнотематического
плана)
Формирование
Вокальных навыков

Формы организации
УВП (учебновоспитательного
процесса)
Учебное занятие

Формы
организации
деятельности
воспитанников
Групповая
работа

Методы

Дидактический
комплекс,
оборудование

Репродуктивные
методы:
-Словесные:
Обсуждение,
разных вокальных
техник исполнения
(эстрадный,
джазовый,
авторский, рок
музыки)
-наглядные
Просмотр видео
записей лучших
образцов
музыкальных
исполнителей
-практические
Исполнение
вокальных
упражнений

1. оборудование,
фортепиано
2. наглядность:
Иллюстрации
аудиозаписи и т.п.
3. дидактические
пособия (текст песен)
5. методические
рекомендации

43

Формы подведения
итогов по разделу
(теме)

- творческая работа,
Правильное
исполнение всех
вокальных
упражнений,
исполнение
выученного
песенного
репертуара.

Формирование
дикции

Учебное занятие

Групповая
работа

Репродуктивные
методы:
-Словесные
Рассказ о строение
речевого аппарата,
беседа о
нарушение дикции
и речи, объяснение
для чего нам
служит речевой
аппарат.
-наглядные
Демонстрационные
иллюстрации,
видео ролики о
дикции.
-практические
Выполнение всех
дикционных
упражнений,
проговаривание
скороговорокв
разных темпах.

44

1. оборудование,
2. наглядность:,
аудиозаписи и т.п.
3. дидактические
пособия (текст песен)
5. методические
рекомендации

- творческая работа,
Выполнение всех
дикционных
упражнений,
проговаривание
скороговорок.

Развитие слуховых
навыков

Учебное занятие

межгрупповая,
индивидуальная
работа в парах
(постоянного
или переменного
состава)

Репродуктивные:
- словесные:
рассказ о слуховом
аппарате, беседа о
мелодическом и
гармоническом
слухе и о его
развитие.
объяснение; виды
музыкального
слуха, как
музыкальный слух
развивать.
- наглядные:
демонстрация
видео роликов
лучших образцов
детских
коллективов
исполнение в
многоголосие;
- практические:
практическая
работа
Исполнение
музыкальных
распевок,
направленных на
развитее
мелодческого и
гармонического
45

1. оборудование,
2. наглядность:
аудиозаписи, видео
ролики и т.п.
3. учебные пособия,
учебная литература,,

- творческая работа,
Исполнение
вокальных
упражнение,
развивающие
мелодический и
гармонический слух.
Использование
многоголосия в
песнях и
музыкальных
произведениях.

слуха.

Работа над
репертуаром

Учебное занятие

Групповая
работа

Репродуктивные:
- словесные:
рассказ, беседа,
объяснение;
- наглядные:
демонстрация;
- практические:
практическая
работа
упражнения,

46

1. оборудование,
2. наглядность:
аудиозаписи и т.п.
3. учебные пособия,
учебная литература,,

- показательные
выступления

Знакомство с
шестиструнной
гитарой

Учебное занятие

Групповая
работа

Репродуктивные:
- словесные:
рассказ, беседа,
- наглядные:
иллюстрация,
демонстрация;
- практические:
практическая
работа, опыты,
упражнения,
Продуктивные:
- дискуссия,
исследовательский
(креативный)

1. оборудование,
2. наглядность:
таблицы, схемы,
модели, картины
(репродукции),
3. учебные пособия,
учебная литература,,

- тестирование, зачет
(собеседование

Репетиции

Репетиция(сводная
репетиция),

межгрупповая,
индивидуальная
работа в парах
(постоянного
или переменного
состава

Репродуктивные:
- словесные:
рассказ, беседа,
лекция,
объяснение;
- наглядные:
иллюстрация,
демонстрация;
- практические:
практическая
работа,
Продуктивные:
- частичнопоисковый
(эвристический)

Наглядность:
таблицы, схемы,
модели, картины
(репродукции),
видеоматериалы,
аудиозаписи и т.п

- показательные
выступления,
- концерт,
- открытое занятие

47

Концертная
деятельность

воспитательнодосуговые
мероприятия

межгрупповая,
индивидуальная
работа в парах
(постоянного
или переменного
состава

Репродуктивные:
- словесные:
рассказ, беседа,
лекция,
объяснение;
- наглядные:
иллюстрация,
демонстрация;
- практические:
практическая
работа,
Продуктивные:
- частичнопоисковый
(эвристический

48

Наглядность:
таблицы, схемы,
модели, картины
(репродукции),
видеоматериалы,
аудиозаписи и т.п

- показательные
выступления,
- концерт,
- открытое занятие

Мониторинг результатов обучения
по дополнительной общеобразовательной программе «Вокал»
Ф.И. учащегося___________________________________

Показатели

Критерии

(оцениваемые
параметры)

Теоретическая
подготовка

Знание
Вокальных
распевок,
знание
элементарных
аккордов,
знание основные приемы
игры на гитаре.
Знание
элементарных
аккордов

Степень выраженности оцениваемого критерия
Высокий уровень
Средний уровень
Низкий уровень
(3 б.)
(2 б.)
(1б.)
Знает
и
правильно
исполняет
вокальные
упражнения,
умеет
исполнить любой прием
игры.
Уверенно различает и
называет аккорды

Знает основное виды Затрудняется исполнить
игры и аккордов, но вокальные упражнения
играет,
глядя
в
тетрадь.

Затрудняется в
различении,
не использует записи в
тетради
Знание строения гитары и Знает строение гитары, Определяет
при Не определяет
демонстрация
на уверенно определяет на помощи
записи
в
инструменте
инструменте.
тетради.

Строение
музыкального
инструмента
(гитара)
Практические
Память аккордов
умения и навыки
Игра
всех
аккордов,
Постановка руки и пальцев
Использование
приемов игры на
гитаре
Ритм
Исполнение песен.

Различает и называет,
используя записи в
тетради

Знает и безошибочно Знает, но
исполняет
ошибки
Знает
и
выполняет
постановку правильно
Всегда
проявляет
ритмический слух
Артистичен
и
эмоционален
при
исполнении

49

допускает Исполняет
с
комментариями
педагога
Знает, но допускает Исполняет
с
ошибки
комментариями
педагога
Ритмический рисунок Ритмический рисунок
иногда нарушается
не выдержан
Артистичен,
но «Зажат»
при
недостаточно
исполнении
эмоционален
при
исполнении

Количество баллов
1
2
полугодие
полугодие

Специальная
подготовка

Творческие навыки

Общеучебные
умения и навыки
Учебноинтеллектуальные
умения
Учебнокоммуникативные
умения:

Частичное
освоение
музыкального инструмента,
исполнение песен:

Проявляет уверенность
во
владении
инструментом
и
исполнении песен.

Определение
характера Фантазирует,
с
музыки, понимание образа удовольствием
включается
в
выполнение творческих
заданий,
старается
придавать
образу
характерные оттенки
Проявление
Активен,
проявляет
познавательного интереса, интерес
к
новому,
концентрация внимания
задаёт вопросы, умеет
сосредоточиться
на
последовательности
выполнения задания.

Иногда
проявляет
неуверенность
в
исполнении песен и
аккомпанименте
Включается в
выполнение
творческих заданий с
помощью педагога

Всегда нуждается в
дополнительных
рекомендациях
при
инструментальном
и
вокальном исполнении
Пассивен, не проявляет
интерес к творчеству

Проявляет
интерес,
задаёт вопросы, но
концентрируется
на
задании недолго.

Проявляет интерес к
новому
только
при
содействии
педагога,
нуждается в постоянном
руководстве.

Слушает, но иногда не
воспринимает задание.
Доброжелателен, но не
всегда
проявляет
стремление
к
общению.
Умение выступать перед Старается быть на виду, Испытывает волнение
аудиторией
не испытывает тревоги перед выступлением,
перед выступлением
ощущает дискомфорт.
Соблюдение
правил
безопасности

Отвлекается, не следует
рекомендациям
Замкнут,
подвержен
частой
смене
настроения.

Умение слушать и слышать Внимателен,
всегда
педагога
следует рекомендациям
Проявление дружелюбия и Всегда
позитивен,
общительности
доброжелателен,
расположен к общению,

50

Не проявляет желания
участвовать
в
выступлении.

Мониторинг результатов обучения ребенка
по дополнительной образовательной программе
Фамилия, имя
ребенка

Показатели
(оцениваемые параметры)

Критерии

Теоретическая подготовка
Владение специальной
терминологией

Соответствие теоретических знаний ребенка
программным требованиям
Осмысленность и правильность использования
терминов

Практические умения и
навыки
Владение специальным
оборудованием и оснащением
Творческие навыки
Общеучебные умения и
навыки
Учебно-интеллектуальные
умения
Учебно-коммуникативные
умения:
Умение слушать и слышать
педагога
Умение выступать перед
аудиторией
Учебно-организационные
умения и навыки: умение
организовать свое рабочее
место, навыки соблюдения
правил безопасности, умение
аккуратно выполнять работу

Владение основами вокальной техники
Освоение технических приемов игры на гитаре
Владением правильным певческим дыханием
Креативность в выполнении заданий
Самостоятельность в подборе и анализе спец.
литературы
Самостоятельность в пользовании
компьютерными источниками
Адекватность восприятия информации, идущей
от педагога
Свобода владения и подачи информации
Самостоятельность, логика в построении
проекта
Самостоятельная подготовка и уборка рабочего
места
Аккуратность и ответственность в работе
Соблюдение правил безопасности

51

Начало
года

1 год обучения
Конец 1
полугодия

Конец уч.
года

Степень выраженности оцениваемого качества
Низкий уровень – ребенок овладел менее половины объема знаний, навыков, предусмотренных программой, испытывает
серьезные затруднения при работе с литературой, специальным оборудованием избегает употреблять специальные термины
Средний уровень – объем усвоенных знаний, умений и навыков составляет более половины объема, предусмотренных
программой, ребенок сочетает специальную терминологию с бытовой, работает с литературой и оборудованием при помощи
родителей или педагога.
Высокий уровень – ребенок усвоил практически весь объем знаний, умений и навыков, предусмотренных программой за
конкретный период, специальные термины употребляет осознанно и в полном соответствии с их содержанием, со
специальной литературой и оборудованием работает самостоятельно и не испытывает затруднений.

Мониторинг личностного развития ребенка в процессе освоения
дополнительной образовательной программы
Фамилия,
имя
ребенка

Показатели
(оцениваемые
параметры)
Терпение
Воля
Самоконтроль

Критерии

Степень выраженности оцениваемого качества

1. Организационно-волевые качества
Способность переносить известные Терпения хватает менее чем на ½ занятия
нагрузки в течение определенного Более чем на ½ занятия
времени, преодолевать трудности
На все занятие
Способность активно побуждать себя Волевые усилия ребенка побуждаются извне
к практическим действиям
Иногда – самим ребенком
Всегда – самим ребенком
Умение контролировать свои поступки Ребенок постоянно действует под воздействием
52

Возможное
число
баллов
1
2
3
1
2
3
1

(приводить к должному свои действия) контроля извне
Периодически контролирует себя сам
Постоянно контролирует себя сам
2. Ориентационные качества
Самооценка
Способность оценивать себя адекватно Завышенная
реальным достижениям
Заниженная
Нормальная
Интерес
к Осознанное
участие
ребенка
в Продиктован ребенку извне
занятиям
в освоении образовательной программы Периодически поддерживается самим ребенком
объединении
Постоянно поддерживается ребенком самостоятельно
3. Поведенческие качества
Конфликтность Способность занять определенную Периодически провоцирует конфликты
(отношение
позицию в конфликтной ситуации
Сам в конфликтах не участвует, старается их избежать
ребенка
к
Пытается самостоятельно уладить возникающие
столкновению
конфликты
интересов (спору)
в
процессе
взаимодействия)
Тип
Умение воспринимать общие дела как Избегает участия в общих делах
сотрудничества
свои собственные
(отношение
Участвует при побуждении извне
ребенка к общим
делам
детского
Инициативен в общих делах
объединения)

53

2
3

1
2
3
1
2
3
1
2
3

1
2
3

Мониторинг личностного развития ребенка в процессе освоения им
дополнительной образовательной программы
№
п/п

Ф.И. ребенка

Организационно-волевые
качества
Терпение Воля Самоконтроль

1
2
3
4
5
6
7
8
9

54

Ориентационные качества
Самооценка

Интерес к
занятиям в
объединении

Поведенческие качества
Конфликтность

Тип
сотрудничества

Мониторинг результатов обучения ребенка
по дополнительной образовательной программе
Теоретическая подготовка

№
п/п

Ф.И. ребенка

Соотв.
требований
теоретических
знаний
программным
требованиям

Осмыслен
ность и
правильно
сть
использов
ания.
терминов

Обще-учебные навыки

Практические навыки
Уме
ние
игре
на
гита
ре

Владением
правильны
м
певческим
дыханием

Креати
вность
в
выпол
нении
задани
й

Самосто
ятельнос
ть в
подборе
и
анализе
спец.лит
ературы

55

Самостояте
льность в
пользовани
и
компьютерн
ыми
источникам
и

Адекватн
ость
восприяти
я
информац
ии,
идущей
от
педагога

Свобод
а
владен
ия и
подачи
инфор
мации

Самосто
ятельно
сть,
логика в
построе
нии
проекта

Учебно-организационные
навыки
Самостоя Умен Общая
тельная
ие
гигиен
подготов чувст
а,
ка и
воват поддер
уборка
ь
жание
рабочего площ здоров
места
адку
ья

Календарный план воспитательной работы
№
п/п

Название события,
мероприятия

1

Работа с родителями

2

Осенний праздник для
воспитанников детских
объединений

3

Творческая встреча с
вокально-инструментальными
ансамблями
Конверт вопросов

4

Форма проведения

Сроки

Родительские
собрания,
публикация
информации в
группе ВК,
организация совместных праздников
Праздник на уровне
клуба

В течении
года

Чаепитие с игровой
программой и пение
песен под гитару
Свободный обмен
мнениями на разные
темы в дружеской
обстановке
экскурсия

октябрь

6

Экскурсия в музей железной
дороги

7

Праздничная программа для
родителей «День матери»

Концертная
программа

8

Новогодняя елка

Праздник на уровне
клуба

Воспитательный результат

Знакомство родителей с целевыми
ориентирами воспитания
обучающихся и общими целевыми
установками воспитательной работы в
детском объединении. Объединение
усилий родителей и педагога по их
осуществлению.
Проявление личностных качеств
каждого ребёнка;
- приобретение опыта участия в
концертах, выставках
Сплочение коллектива

октябрь

Ноябрь

Сплочение коллектива Воспитывать
нравственные качества по отношению к
окружающим (доброжелательность,
чувство товарищества и т.д.).
Знакомство с историей родного края,
усвоение навыков безопасного
поведения на ж/д
Формирование чувства
сопереживания, любви и заботы по
отношению к матери;
-опыта участия в концертах
Опыт работы в команде, творческого
самовыражения.

Ноябрьосенние
каникулы
ноябрь

декабрь

56

Информационный продукт,
иллюстрирующий успешное
достижение цели события
(ссылки на размещение)
Протоколы собраний, Фото- и
видео материалы, информация
в группу в ВК клуба по
проведенным мероприятиям
совместно с детьми.
Фото- и видео материалы
с выступлением детей,
информация в группу в ВК
клуба
Фотографии мероприятия
Фотографии мероприятия

Фото- и видео материалы,
информация в группу в ВК
клуба
Фото- и видео материалы
с выступлением. детей,
информация в группу в ВК
клуба
Фото- и видео материалы
с выступлением. детей,
информация в группу в ВК

10

«Масленица годовая — наша
гостья дорогая»

Праздник на уровне
клуба

Февраль-март

11

Праздник для родителей «День
семьи»

Выступление на
уровне клуба

май

12

День Победы

Праздник на уровне
клуба

май

13

Отчетный концерт коллектива
ансамбля «Созвучие»

Отчетный концерт

май

57

Получение информации о народных
традициях, формирование гордости за
многолетнюю культуру своего народа
Воспитание уважения к старшим,
людям труда, воспитание семейных
ценностей, традиций
Знакомство с историей нашей Родины,
воспитание патриотизма через связь
поколений.
Получение опыта художественного
творчества

клуба
Фото- и видеоматериалы
с выступлением детей
Фото- и видео материалы,
информация в группу в ВК
клуба
Фото- и видео материалы,
информация в группу в ВК
клуба
Фото- и видео материалы,
информация в группу в ВК


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».