1
Оглавление
Информационная карта дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программы «Весёлый художник»……………….3
II.
Пояснительная записка…………………………………………………4
III. Формы контроля и подведения итогов освоения программы ……...15
IV. Содержание образовательной программы…………………………...16
V.
Материально-техническое обеспечение и оснащенность
образовательного процесса…………………………………………...27
VI. Список литературы и интернет-ресурсов…………………………….28
VII. Приложение…………………………………………………………….31
I.
2
I.
Информационная карта дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программы
«Веселый художник»
Тип программы
Модифицированная
Образовательная область
Искусство
Направленность деятельности
Художественная
Способ освоения содержания
программы
Уровень освоения содержания
программы
Возрастной уровень реализации
программы
Форма реализации программы
Творческий
Общеразвивающий
5-7лет
Групповая
Продолжительность реализации 2 года
программы
Год разработки программы
2016 год
3
II.
Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивющая программа
художественной направленности «Веселый художник» разработана в 2016 г.
Программа
«Веселый
художник»
является
начальной
ступенью
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
художественной направленности «Рисунок и живопись».
Программа нацелена на развитие изобразительных творческих
способностей детей дошкольного возраста, на приобщение детей к такому
виду творческой деятельности как изобразительное искусство. Знакомство с
инструментами художника (гуашь, акварель, масляная пастель), видами
изобразительного искусства (рисунок, живопись, графика, элементы
каллиграфии), выполнение интересных творческих заданий, семейное
творчество, - всё это поможет ребёнку прикоснуться к миру искусства, увидеть
красоту окружающего мира.
Нормативно-правовая база
Программа разработана на основании следующих документов:
– Федеральный закон РФ от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
– Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях
прав ребенка в Российской Федерации»;
– Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года (утв.
распоряжением Правительства РФ от 31 марта 2022г. №678-р);
– Национальный проект «Образование» (утв. президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол
от 24 декабря 2018 г.№16) «Успех каждого ребёнка», «Цифровая образовательная среда», «Молодые профессионалы», «Социальная активность»;
– Приказ Министерства просвещения Российской Федерации № 629 от 27
июля 2022 г. «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
– Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28
сентября 2020 года N 28 об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
– Письмо Минобрнауки РФ от 18.11.2015 №09-3242 «О направлении рекомендаций» (вместе с Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ);
– Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025
года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от
29 мая 2015 г. № 996-р);
Документы и локальные акты учреждения:
– Устав МБУДО «ДЮЦ»;
– Программа развития МБУДО «ДЮЦ»;
4
– Программа воспитания МБУДО «ДЮЦ»;
– Положение МБУДО «ДЮЦ» о дистанционном обучении;
– Положение о системе оценок, форм, порядке и периодичности промежуточной и итоговой аттестации обучающихся.
Программа реализуется на бюджетной основе.
Актуальность программы
Актуальность программы «Весёлый художник заключается в
раскрытии творческого потенциала воспитанников, где особая роль отводится
изучению окружающего мира, полного красоты и гармонии. Большое
внимание в содержании программы уделяется процессу творчества, благодаря
чему рождается конечный результат - картина маленького художника, как
новое,
оригинальное,
уникальное
событие.
Содержание
общеобразовательной программы способствует созданию условий для
восприимчивости ребёнка ко всему новому и необычному. Программа
«Веселый художник» способствует развитию индивидуальности, что влечет
за собой становление творческой личности ребенка. Программа отвечает на
спрос родителей на дополнительные образовательные услуги в области
изобразительного искусства, развитие изобразительных навыков в области
рисунка, живописи, графики и каллиграфии для детей дошкольного возраста,
а также на желания детей проявить себя в роли маленьких художников:
развить свои таланты и способности в этой области.
Отличительные особенности и педагогическая целесообразность
программы
Девизом данной программы являются слова знаменитого художника,
французского мыслителя и философа Дени Дидро:
«…Страна, в которой учили бы рисовать так же, как учат читать,
превзошла бы скоро все остальные страны во всех искусствах, науках и
мастерстве…»
Программа призвана создавать условия для духовно-нравственного
воспитания обучающихся на основе общечеловеческих и национальных
ценностей и толерантности культур.
Содержание программы интегрирует элементы рисунка, живописи.
Индивидуальность программы - наряду с рисунком и живописью, погружение в мир графики и каллиграфии, в мир эстетики и красоты.
«Каллиграфия - это музыка, только обращенная не к слуху, а к глазу» (В. В.
Лазурский). Виды изобразительного искусства (рисунок, живопись, графика
и каллиграфия) изучаются в музыкальном сопровождении. Подбор
музыкальных произведений происходит в соответствии с темой занятий.
Используются музыкальные произведения русских классиков: Чайковский П.
И., Мусорский М.П., Римский-Корсаков Н.А., Глинка М.И., Лядов А. К.
Музыкальные произведения зарубежных авторов: Бах И.С., Бах К.Ф., Моцарт
В.А., Бетховен Л, Сен-Сан К., Вивальди А, Гайдн Й., Черни К., а также
ментальная музыка природы.
5
Программа включает начальные этапы знакомства с историей искусств,
в большей степени живописи, как русской, так и зарубежной.
Особое внимание уделяется творчеству отечественных мастеров
изобразительного искусства России. Это прежде всего В.Д. Поленов, И.И.,
Левитан, З.Е.Серебрякова, Е.П.Трофимов, Ф.В.Сычков, Н.П.БогдановБельский, И.Ф.Хруцкий, И.И.Шишкин.
Творческие встречи и мастер-классы с мастерами декоративноприкладного творчества
Челябинской области познакомят маленького
художника с миром прекрасного. Посещение экспозиций, выставок, музеев,
мастерских изобразительного искусства и декоративно-прикладного
творчества, экскурсии к местам жизни и деятельности деятелей культуры и
искусства - особенность программы. Приобщение детей к такой деятельности
проводится в тесном контакте с родителями. Посещение музеев, творческих
встреч, мастер-классов поможет маленькому художнику и его семье
расширить кругозор в области искусства, научит понимать и ценить предметы
живописи и декоративного творчества, позволит приобщиться к музейной
культуре.
Воспитательный аспект программы «Веселый художник»
заключается в акценте на доброту и отзывчивость. На занятиях обсуждаются
темы, в которых ребёнок может проявить себя как неравнодушный, чуткий к
чужим бедам человек. Помощь пожилым людям, забота о братьях наших
меньших, бережное отношение к природе – всё это может найти отражение в
рисунке.
Воспитание патриотизма так же является неотъемлемой частью данной
программы. Пейзажные «круизы» по родному краю, элементы лекций о том
месте, где мы живем, рисунки-путешествия по городам и селам России
вызывают в маленьких художниках нежную привязанность к Родине, желание
сохранять и беречь мир, в котором мы живём.
Искусствоведческие экскурсии
в
места
народных
художественных промыслов, в картинные галереи и выставочные залы, в
мастерские художников и скульпторов производят впечатление на маленького
художника, вызывают у него чувство гордости за достижения русского народа,
желание сохранять и приумножать национальные и культурные особенности
нашей Родины. Рассуждения о мире и войне в картинах художниках, беседы о
труде русских людей, о музыкантах и художниках, посещение виртуальных
галерей художников-участников ВОВ, участие в оформлении ежегодной
выставки, посвященной ВОВ формируют у воспитанников готовность
пожертвовать своими интересами ради Отчизны, стремление защищать
интересы Родины и своего народа. (Календарный план воспитательной работы
в «Приложении»).
Основополагающими предметами данной программы являются рисунок,
живопись, графика и калиграфия.
Рисунок – основа всех видов изобразительного искусства. Знание
базовых основ рисунка необходимо каждому профессиональному художнику.
6
Для успешного выполнения любой художественной задачи, обучаемый должен
хорошо владеть искусством рисования - одно из важных профессиональных
качеств будущих художников.
Наряду с рисунком, живопись является одним из ведущих предметов
в учебном процессе.
Дисциплина живопись является основной частью подготовки
воспитанника, - определяет уровень изучения средств и овладения системой
построения формы.
Искусство черного и белого – графика привносит интерес,
удовольствие и расширяет границы кругозора юного художника. Искусство
графики закладывает основы эстетического вкуса, пробуждает способность к
восприятию изящества и утонченности.
Особенный вид изобразительного искусства- каллиграфия. Она
создает эмоционально-образную выразительность графического оформления
рисунка. Каллиграфия – «искусство изображения слова», совершенного
дизайна, гармонии и красоты привычной типографской буквы.
Этапы реализации программы и технологии
Реализация программы проходит за 2 года.
Программу «Веселый художник» проходят дети возраста 5-7лет. Темы
учебно-тематического планирования программы доступны для данного
возраста, познавательны и увлекательны.
Происходит знакомство и приобщение детей к такому виду творческой
деятельности как рисование. Малыши только начинают приобщаться к
искусству рисунка, живописи, графики и каллиграфии. Происходит
знакомство с инструментами художника (карандаш, гуашь, акварель, масляная
пастель). Творческие художественные задания значительно обобщенные,
простые, но весьма интересные. Теоретическая терминология упрощена.
В программе разработан блок дистанционного обучения.
Дистанционный
блок
материалов
предоставляется
детям
при
неблагоприятных погодных, санитарно-эпидемиологических условиях или в
результате нарушения нормальной жизнедеятельности детского организма,
нарушения его работоспособности (болезни). Находясь в режиме обучения с
применением дистанционных технологий, руководитель объединения и его
юные художники совместно с родителями взаимодействуют на расстоянии.
При этом сохраняются все компоненты, которые способствуют обучению
изобразительной деятельности. Образовательная программа реализуется
специфичными средствами интернет-технологий, а также другими
средствами, предусматривающими интерактивность. В дистанционном
обучении эти средства являются ведущими (см.Приложение).
7
Методы и приемы обучения:
- В процессе изучения новой темы используется теоретический
материал с элементами объяснения, рассказа в сопровождении
иллюстративного и демонстрационного материала.
- Практическую часть сочетается с теоретическим материалом, на
котором дети приобретают практические навыки самостоятельного анализа
произведений искусства, учатся общению на темы искусства.
- Важным является выполнение практических упражнений. Это
элементы «зарисовок и эскизов», создание композиционных картин из разного
рода материалов, отражающих стилистические особенности искусства и его
композиционное построение.
Средства обучения программы:
- При проведении занятий по рисунку и живописи, графики необходимо
широко использовать технические средства обучения. Это могут быть слайды,
видеотека, компьютеры и компьютерные программы, репродукционный фонд.
- Для анализа произведений изобразительного искусства используются
произведения музыки, литературы, живописи.
- Не менее важно использовать и реальные предметы: рисунки, карты,
коллекции, муляжи, модели.
Принципы программы:
Образовательная программа ориентирована на личностное развитие
детей и подростков и создание условий для развития их эстетическохудожественной ориентации, на сотрудничество педагога и воспитанников,
педагога и родителей.
Принцип развития: стимулирование и поддержка эмоционального,
духовного, нравственного и интеллектуального развития и саморазвития
воспитанников. Создание условий для проявления самостоятельности,
инициативности, выявление творческих способностей детей и подростков в
различных видах деятельности, а не только накопление знаний и
формирование навыков решения предметных задач.
Принцип целостности образа мира: программа разработана как
целостная система и направлена на осознание у воспитанников разнообразных
связей между объектами и явлениями. Программа способствует
формированию представлений об основных этапах развития искусства через
понимание взаимоотношения пространства искусства с окружающей
действительностью. Изучение тем в сорпровождении классических
музыкальных произведений расширяет границы представления о целостности
мира.
8
Принцип природосообразности: Программа построена таким образом,
чтобы воспитанники научились чувствовать и понимать красоту и хрупкость
природы и ее единение с человеческой единицей и важность в пространстве
искусства.
Принцип вариативности: Возможность сосуществования различных
подходов к отбору содержания и технологии обучения, при этом сохранение
инвариантного минимума образования.
Принцип доступности и последовательности: программа построена
таким образом, что учебный материал предоставляется детям от простого к
сложному.
Принцип научности: учебный курс опирается только на современные
научные исследования в области истории искусства, архитектуры, дизайна
рисунка и живописи.
Принцип учёта возрастных особенностей: содержание и методика
работы ориентированы на детей определенного возраста.
Принцип наглядности: предполагает широкое использование
наглядных и дидактических пособий, музыкальных сопровождений,
технических средств обучения, делающих учебный процесс более интересным
и эффективным.
Адресат программы
Программа рассчитана на обучающихся в возрасте от 5 до 7 лет.
Возрастные особенности обучающихся:
Дошкольный возраст (5-6 лет)
В возрасте 5-6 лет поведение ребенка наполняется определенными
представлениями, правилами, происходит формирование самосознания.
Ребёнок уже осознает себя и относится к себе как к физическому,
духовному, общественному существу. У него возникают внутренние,
этические инстанции, формируются общие представления о природе, мире –
складывается собственное мировоззрение, формируется способность к
самооценке.
В этом возрасте формируется коммуникативная готовность: ребёнок
учится взаимодействовать с другими детьми и с педагогом по правилам,
нормам. Начинает понимать, что сверстники и взрослые люди чувствуют и
переживают не всегда так, как он. Освоение программы влияет и на развитие
когнитивной готовности: уровень развития познавательных процессов:
внимания, мышления, памяти, воображения, на формирование образного
мышления, которое позволяет ребёнку думать о предметах, сравнивать их в
уме даже тогда, когда он их не видит.
9
Освоение содержания программы повышает уровень эмоционального
развития: обучаемый преодолевает ситуативные эмоции, культурно управляет
чувствами. Происходит и социальная ситуация развития: освоение
социальных норм, взаимоотношений между людьми, общаясь со взрослыми и
сверстниками, ребенок обучается рефлексии, развивает способность к
идентификации с людьми, сказочными персонажами, изображениями и т.п.
Учится принятым позитивным формам общения, уместным во
взаимоотношениях с окружающими людьми, продвигается в развитии
речевого и эмоционального общения. Программа опирается на ведущую в этом
возрасте деятельность: на сюжетно-ролевую игру; форма общения детей – вне
ситуативно-личностная (протекает на фоне игры как ведущей деятельности,
ведущий мотив общения – личностный). Программа опирается на ведущие
психические функции обучаемого, прежде всего- память. У детей возникает
намеренное запоминание в целях последующего воспроизведения в рисунке,
наряду с высоким уровнем механического запоминания изображения. Идет
опора на внимание. Увеличивается объем, устойчивость, появляются элементы
произвольного внимания. Программа активно использует наглядно-образное
мышление; совершенствование наглядно-действенного мышления на базе
развивающегося воображения; улучшение наглядно-образного мышления на
основе произвольной и опосредствованной памяти; на занятиях рисунком и
живописью начинает активно формироваться словесно-логическое мышление
путём использования речи как средства постановки и решения
интеллектуальных задач.
Условия набора и режим занятий.
Данная программа разработана с учетом возрастных особенностей
обучаемых и предназначена для детей 5 – 7 лет.
Состав детских групп - постоянный.
Набор детей осуществляется на свободной основе. В детское творческое
объединение принимаются все дети, проявляющие интерес к
изобразительному творчеству, по заявлению родителей (законных
представителей ребёнка).
Содержание программы реализуется из расчёта 36 учебных недель,
Занятия во всех группах проводятся 2 раза в неделю по 2 часа, 144 часа в год.
Продолжительность одного часа занятий составляет 30 минут. Занятия
проводятся с обязательным 10-минутным перерывом, согласно Сан ПиН.
Воспитанники, прошедшие обучение по 2х-летней программе, могут
продолжать обучение в творческом объединении. Темы занятий те же, но
юным художникам предлагается осваивать более сложные техники в
рисовании, участвовать в выставочных экспозициях.
10
В случае возникновения экстремальных ситуаций (отмена занятий по
погодным условиям, объявление карантина и т.д.) вводится обучение с
применением дистанционных технологий (см. «Приложение»).
Срок реализации программы. Программа предполагает 2х-летний курс
обучения.
Общее количество часов по программе: 288 часов.
Форма обучения очная, возможна очная с применением дистанционных
технологий.
Формой организации образовательного процесса является учебное
занятие с элементами игры: игры-путешествия, игры-викторины, игрыхудожественной импровизации.
Программа включает внеаудиторные занятия – посещение мастерклассов, музеев, выставок, предприятий художественных промыслов,
экскурсий к памятникам архитектуры и скульптуры. Темы посещений
соответствующие данному возрасту.
Цель и задачи программы
Цель программы: приобщение детей к культуре изобразительного искусства,
развитие эстетическо-художественного вкуса и чувства гармонии.
Задачи программы:
-Эстетическая: формировать умение чувствовать и видеть красоту в себе и
окружающем мире.
-Образовательная: дать первоначальные обобщенные знания по
теоретическим и практическим основам в области художественных предметов:
рисунок, живопись, графика, каллиграфия.
-Развивающая: развивать творческие способности обучающихся.
-Познавательная: развивать познавательный интерес к живописи, рисунку и
графике, каллиграфии.
-Воспитательная: воспитывать эстетический вкус обучающихся посредством
изобразительного искусства, бережное отношение к природе, чувства
патриотизма.
-Мотивационная: создавать комфортную уютную дружественную атмосферу
в детском коллективе.
- Социально-педагогическая: формировать культуру поведения в социуме.
- Оздоровительная: формировать привычки здорового образа жизни.
Цель учебного предмета «рисунок»: приобщение к изучению натуры,
знакомство с изображением объекта, знакомство с формой, наблюдение
внешнего вида образа и использование практических первоначальных навыков
11
в его изображении на плоскости листа в условном пространстве,
формирование основ изобразительной грамоты на начальном этапе обучения
рисунку.
Задачи учебного предмета «рисунок»:
Эстетическая:
- Развитие чувств и эмоций, и воплощение их в жизнь
Обучающая:
- Получение первоначальных знаний по теории изобразительной грамоты.
- Приобщение к умению видеть, изображать форму на плоскости.
Познавательная:
- Приобщение к знаниям по разным видам рисунка (творческий, наброски)
Развивающая:
-Развитие эстетического вкуса посредством изобразительного искусства через
рисунок
-Развитие пространственного интеллекта
-Развитие кординации рук и глаз
Мотивационная:
- Создание доброжелательной обстановки
- Воспитание собранности, внимательности, терпения
Цель учебного предмета «живопись»: развитие способности видеть и
изображать форму во всем многообразии цветовых отношений, овладение
начальными способами художественной грамоты.
Задачи учебного предмета «живопись»:
Эстетическая:
- Воспитание эмоциональных чувств посредством воздействия цвета.
Образовательная:
- Обучение элементарным навыкам и умениям в области живописи.
-Обучение умению видеть в окружающем мире многообразие форм и
цвета(красок).
Развивающая:
- Использование различных видов художественных материалов.
- Развитие творческих способностей (воображение, фантазия).
Мотивационная:
- Развитие способности к сотрудничеству, включению в творческую
деятельность.
Цель учебного предмета «графика»:
Приобщение к графическому искусству и приобретение упрощенных
теоретических знаний, практических навыков в ее изображении на плоскости
листа в условном пространстве. Формирование графической культуры
учащихся.
Задачи учебного предмета «графика»:
12
Обучающая:
- Приобщение к умению видеть графическую композицию на плоскости.
Познавательная:
- Получение элементарных знаний по теории и практике искусства графики.
Развивающая:
-Развитие эстетического вкуса посредством изобразительного искусства через
графику.
-Развитие усидчивости.
Мотивационная:
- Развитие восприятия графического искусства как тонкой культуры
мироощущения.
Цель учебного предмета «каллиграфия»:
Приобщение к каллиграфическому искусству. Элементарное формирование и
развитие основ изображения на начальном этапе обучения специфических для
данного вида искусства. Формирование каллиграфической культуры
учащихся.
Задачи учебного предмета «каллиграфия»:
Обучающая:
- Научить видеть графическую композицию на плоскости.
Познавательная:
- Получение простых знаний элементов букв по теории и практике искусства
каллиграфии.
Развивающая:
-Развитие эстетического вкуса посредством изобразительного искусства через
каллиграфию.
-Развитие индивидуального видения предметов окружающего мира
Мотивационная:
-Пробуждение интереса к предмету.
Планируемые результаты 1 года обучения
Предметные результаты:
Сформированность:
- первоначальных знаний по теории изобразительной грамоты, графики,
каллиграфии;
- умения видеть и изображать форму предмета на плоскости (рисунок,
графика, каллиграфия);
- элементарных навыков и умений в области рисунка,живописи, графики,
каллиграфии;
- способности видеть цветовое разнообразие мира на своей картине;
- умения пользоваться первичными техническими приемами работы
художественными материалами;
13
-понимания специальной терминологии (натюрморт, портрет, пейзаж,
пропорция, линия, пятно, рисунок, живопись, графика, каллиграфия карандаш
кисти палитра гуашь акварель пастель);
Метапредметные результаты
-способность последовательно вести работу;
-использование многообразия цветовых решений;
-проявление твердой координации рук и глазомера;
-способность различать нюансы и выполнять детализацию;
-умение ориентироваться на плоскости и в пространстве;
- способность организовать рабочее место;
- способность к общению со сверстниками и взрослыми.
Личностные результаты:
-проявление интереса к предмету;
-проявление собранности, внимательности, терпения, трудолюбия;
-проявление включенности в творческую деятельность.
-способность устанавливать добрые отношения с окружающими
Планируемые результаты 2 года обучения
Предметные результаты:
Сформированность:
- знаний по теории изобразительной грамоты, графики, каллиграфии;
- умений и навыков в области рисунка, живописи, графики, каллиграфии;
-умения видеть графическую и каллиграфическую композицию на плоскости;
-уверенного владения первичными техническими приемами работы
художественными материалами;
- владение необходимой терминологией;
Метапредметные результаты
Сформированность:
- способности последовательно вести работу;
- видения многообразия цветовых решений;
- проявления твердой координации рук и глазомера;
- умения различать нюансы и выполнять детализацию;
- умение ориентироваться на плоскости и в пространстве;
- проявление первоначальных навыков самоанализа;
- способности к общению со сверстниками и взрослыми, готовности к
сотрудничеству.
Личностные результаты:
-проявление устойчивого интереса к предмету;
-проявление дисциплинированности,
аккуратности, внимательности,
терпения, трудолюбия;
- проявление творческих способностей.
14
III. Формы контроля и подведения итогов освоения
программы
Для оценки эффективности реализации программы, контроля качества
освоения материала программы осуществляется входной, текущий,
промежуточный, итоговый контроль, согласно Положению о системе оценок,
форм, порядке и периодичности промежуточной и итоговой аттестации
обучающихся МБУДО «ДЮЦ».
Входной контроль - проводится в различных формах (беседа; просмотр
рисунков, выполненных детьми; просмотр рисунка, выполненного как самостоятельное творческое задание,) с целью коррекции программы с учетом индивидуальных особенностей детей («багаж» знаний, интересы, состояние здоровья, состав семьи и т.д.).
Текущий контроль - осуществляется на каждом занятии. Проведение текущего контроля наиболее простой способ получения оперативной информации о соответствии знаний обучающихся планируемым этапам освоения. После изучения нового материала обучающиеся, как правило, выполняют творческую работу, предлагаемую педагогом. Результат выполнения работы оценивается педагогом. Формы контроля: выполнение творческой работы.
Промежуточный контроль - выявляет степень освоения раздела или
темы программы. Полученная информация создает условия для своевременной коррекции процесса освоения знаний, приобретения умений и навыков.
Промежуточный контроль проходит в форме выставок и просмотра творческих работ.
Итоговый контроль – оценка работы обучающихся после прохождения
всего учебного курса. Для этого вида контроля используется выполнение оригинального творческого задания.
Критерии оценки практической работы:
При оценивании детских работ необходимо учитывать:
1.Красота и гармония при исполнении практической работы.
2.Как решена композиция ребенком, насколько грамотно расположил
изображение на плоскости листа, как согласовал между собой все компоненты
изображения.
3.Как обучаемый владеет теорией предмета: использует правила построения
предметов, умеет анализировать, видеть и правильно передавать форму
изображаемого предмета.
4.Как владеет техникой: знает принципы последовательности ведения работы,
применяет их в работе, умеет доводить рисунок до определенной степени
завершенности. Знает способы живописной характеристики предмета,
различные технические приемы работы художественными материалами.
Из всех этих компонентов складывается общая оценка освоения содержания
программы учащимся.
15
При оценивании детских работ необходимо учитывать не только качество
выполнения задания, но и природные художественные данные ребенка, а также
степень его работы в объединении и по возможности дома.
Оценка (5-4-3..и т.д.) в прямом ее значении не используется.
Критерии оценки устных индивидуальных и фронтальных ответов:
1.Полнота ответа
2.Умение собеседника почувствовать суть вопроса.
3.Искренность ответов, их развернутость, образность.
4.Самостоятельность.
5.Оригинальность суждений.
Критерии оценивания выставочной работы
1.Красота и гармония.
2.Соответствие теме.
3.Композиционное построение рисунка.
4.Развернутость картины.
5.Образность форм.
6.Живописная выразительность.
7.Оригинальность и креативность.
Эффективность освоения дополнительной общеобразовательной программы определяется через мониторинг (см. Приложение), который предполагает контроль освоения предметных знаний и умений по виду деятельности,
метапредметных способов деятельности и личностное развитие обучающегося. Результаты мониторинга фиксируются в диагностических картах
(см.Приложение) по всем трём позициям и учитываются при проведении промежуточной и итоговой аттестации.
IV. Содержание общеобразовательной программы
Календарный учебный график
Этапы образовательного процесса
Начало учебного года
Продолжительность учебного
года
Продолжительность учебного занятия
Промежуточная аттестация
Итоговая аттестация
Окончание учебного года
Каникулы зимние
Каникулы летние
16
1 год обучения
1 сентября
36 недель
144 часа
45 минут
15.12-30.12
15.04-30.04
31 мая
01.01 -07.01
01.06 -31.08
2 год обучения
1 сентября
36 недель
144 часа
45 минут
15.12-30.12
15.04-30.04
31 мая
01.01 -07.01
01.06 -31.08
Учебно- тематический план
1 год обучения
№
Название раздела, темы
Количество часов
всего
1
1.1
Инструктаж по технике
безопасности.
теория
Вводное занятие
2
1
практика
1
2
2.1
2.2
2.3
Зарисовка растительных форм
Цветы для мамы
4
1
3
Графика. Летний букет
4
1
3
Каллиграфия. Летом на море
4
1
3
2.4
Тематическая выставка
2
-
-
Осень-прекрасная пора
Графика. Этюды осени
Пейзаж
4
1
4
1
3
3
2
-
3
3.1
3.2
3.3
Тематическая выставка
-
4
4.1
Эмоциональная характеристика цвета
Мелодия (свирели) в красках
2
1
1
5
5.1
Натюрморт (рисование простых форм)
Овощи-фрукты
4
1
7
Каллиграфия. Фрукты на
2
столе
Осенняя корзинка(овощи
4
грибы)
Тематическая выставка
2
-
5.2
6
6.1
6.2
7
7.1
8
8.1
8.2
17
Формы
аттестации,
контроля
беседа
беседа
наблюдение
Обсуждение
творческих
работ
Просмотр
Творческих
работ
беседа
Анализ
творческих
работ
Просмотр
Творческих
работ
Обсуждение
творческих
работ
тестирование
Просмотр
Творческих
работ
Натюрморт ((рисование бытовых предметов (сложных форм))
Рисование вазы
4
1
3
Коллективные
(без драпировки)
отзывы
Графика. Кувшин и яблоко
4
1
3
Обсуждение
(с драпировкой)
творческих
работ
Юмористическая характеристика формы и цвета
Бабушкин Сундук
4
1
7
беседа
(предметы быта и одежды)
Изображение картин зимы
Зимушка-зима
4
1
1
наблюдение
Рождественский ангел
2
1
1
тестирование
8.3
Рождественский подарок
2
1
3
8.4
Промежуточная аттестация
2
-
-
9
9.1
9.2
9.3
9.4
9.5
9.6
9.6
10
10.1
10.2
10.3
11
11.1
11.2
11.3
Изображение фигур животных
Изображение птиц
4
1
7
Разноцветные попугаи
Изображение птиц
4
Каллиграфия
Изображение домашних
4
1
7
животных Кошка-Мурлыка
Изображение домашних
4
животных
Графика
Изображение домашних
4
1
7
животных Портрет моего
Дружка
Изображение домашних
4
животных
Каллиграфия
Образ дикого животного
4
1
3
Портрет Жирафенка
Образ фантастического
животного
Добрый Дракоша
Образ фантастического
животного
Графика
Тематическая выставка
Портрет любимой мамочки
Портрет сказочного
персонажа
Тематическая выставка
18
беседа
викторина
Коллективный
анализ работ
Обсуждение
творческих
работ
Самостоятельная
работа
4
1
3
4
1
2
Коллективные
отзывы
2
-
-
Просмотр
Творческих
работ
Портрет
2
1
2
1
1
3
беседа
наблюдение
2
-
Просмотр
Творческих
работ
-
Изображение фигуры человека
Фигура человека в рисунке
4
1
3
Каллиграфия. В мире сказки
Фигура человека в живописи
4
1
3
Добрая сказка
Образ музыкального
2
1
1
произведения в красках
11.4 Промежуточная аттестация
Самостоятельная
работа
новогодняя
выставка
2
-
-
опрос
беседа
Обсуждение
творческих
работ
Просмотр и
обсуждение
Творческих
работ
12
12.1
12.2
12.3
12.4
12.5
13
13.1
13.2
13.3
13.4
Архитектура
4
1
Сельский пейзаж
Домик в деревне
Городской пейзаж
Путешествие трамвайчика
Фантастический пейзаж
Графика. Волшебный мир
гномиков
3
беседа
4
1
3
наблюдение
4
1
3
Коллективные
отзывы
1
-
наблюдение
просмотр
2
2
тестирование
наблюдение
-
Просмотр
Творческих
работ
итоговая
выставка
1
Тематическая выставка
2
Рисование по представлению
Цветы весны
2
1
Каллиграфия.Бабочки2
1
красавицы
Подготовка к выставке
2
Итоговое занятие
2
-
-
Итого
144
31
113
Учебно- тематический план
2 год обучения
№
1
1.1
Название раздела,темы
Инструктаж по технике
безопасности.
Количество часов
всего
теория
Вводное занятие
2
1
практика
1
2
2.1
2.2
2.3
Зарисовка растительных форм
Цветы для мамы
4
1
3
Графика. Летний букет
4
1
3
Каллиграфия. Летом на море 4
1
3
2.4
Тематическая выставка
2
-
-
3
3
-
3
3.1
3.2
Осень-прекрасная пора
Графика. Этюды осени
4
4
Пейзаж
1
1
3.3
Тематическая выставка
2
-
4
19
Формы
аттестации
контроля
Эмоциональная характеристика цвета
беседа
беседа
наблюдение
Обсуждение
творческих
работ
Просмотр
Творческих
работ
беседа
Анализ
творческих
работ
Просмотр
Творческих
работ
4.1
О чем поет скрипка
5
5.1
Натюрморт (рисование простых форм)
Овощи-фрукты
8
1
7
Каллиграфия. Фрукты на
столе
Осенняя корзинка(овощи
грибы)
Тематическая выставка
2
-
5.2
6
6.1
6.2
7
7.1
8
8.1
8.3
8.4
8.5
9
9.1
9.2
9.3
9.4
9.5
9.6
20
2
1
1
Обсуждение
творческих
работ
тестирование
Просмотр
Творческих
работ
Натюрморт ((рисование бытовых предметов (сложных форм))
Рисование вазы
4
1
3
Коллективные
(без драпировки)
отзывы
Графика. Кувшин,кружка и
4
1
3
Обсуждение
грибы
творческих
(с драпировкой)
работ
Юмористическая характеристика формы и цвета
Бабушкин Сундук
8
1
7
беседа
(предметы быта и одежды)
Изображение картин зимы
Зимушка-зима
2
1
1
наблюдение
Рождественский ангел
2
1
1
тестирование
Рождественский подарок
4
1
3
Самостоятель
ная работа
Промежуточная
2
новогодняя
аттестация
выставка
Изображение фигур животных
Изображение птиц
8
1
7
беседа
Разноцветные попугаи
Изображение птиц
Каллиграфия
Изображение кошачьих
8
1
7
викторина
животных
(тигренок, львенок)
Изображение кошачьих
животных
Графика
Образ земноводного
8
1
7
Коллективный
животного
анализ работ
Образ дикого животного
4
1
3
Обсуждение
Жираф и его пятнышки
творческих
работ
Образ фантастического
4
1
3
Самостоятель
животного
ная работа
Портрет Дракоши
Образ фантастического
2
1
1
Коллективные
животного
отзывы
Графика
Тематическая выставка
2
Просмотр
Творческих
работ
10
10.
1
10.
2
10.
3
Портрет любимой бабушки
2
Портрет сказочного
персонажа
Тематическая выставка
4
2
Портрет
1
1
беседа
1
3
наблюдение
-
-
Просмотр
Творческих
работ
11
11.
1
11.
2
11.
3
Изображения фигуры человека
Фигура человека в рисунке
4
1
3
Каллиграфия. В мире сказки
Фигура человека в живописи 4
1
3
Добрая сказка
Образ музыкального
2
1
1
произведения в красках
11.
4
Годовая аттестация
12
12.
1
12.
2
12.
3
12.
4
12.
5
13
13.
1
13.
2
13.
3
21
Сельский пейзаж
Домик в деревне
Городской пейзаж
Путешествие трамвайчика
Фантастический пейзаж
Графика. Волшебный мир
эльфов
Тематическая выставка
Цветы весны.
опрос
беседа
Обсуждение
творческих
работ
Просмотр
Творческих
работ
2
-
-
4
Архитектура
1
3
беседа
4
1
3
наблюдение
4
1
3
Коллективные
отзывы
2
1
1
наблюдение
2
-
-
Просмотр
Творческих
работ
Рисование по представлению
4
1
3
Бабочки-красавицы
Каллиграфия
Подготовка к выставке
2
1
1
Итоговое занятие
2
-
-
Итого
144
31
113
тестирование
Просмотр
Творческих
работ
итоговая
выставка
Вариативный учебно-тематический план для обучения с применением
дистанционных технологий
№
Раздел, тема
1.
Зарисовка растительных
форм
Цветы для мамы
2.
Пейзаж
Этюды осени
Натюрморт
(рисование простых
форм)
Овощи-фрукты
Натюрморт
((рисование бытовых
предметов (сложных
форм)) Кувшин и яблоко
4
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
22
Общее
Теория
количество
часов
4
1
Практика
Формы
контроля
3
фотовыставка
1
3
вернисаж
4
1
3
4
1
3
Изображение картин
зимы Зимушка-зима
Изображение фигур
животных Изображение
птиц
Разноцветные попугайчики
Изображение кошки Мурки
4
1
3
Игра:
придумай
mini-загадку к
своей картине
Виртуальная
экскурсия по
творческим
работам
воспитанников
выставка
4
1
3
4
1
3
Образ дикого животного.
Жираф
Образ фантастического
животного
4
1
3
4
1
3
Портрет
Портрет сказочного
персонажа
Архитектура
Сельский пейзаж
4
1
3
4
1
3
Рисование по
представлению Цветы
весны
Итого
4
1
3
48
12
36
Придумай
короткое
стихотворение
к картине
Назови
ласковым
словом кошкуМурку
Сколько пятен
у Жирафа?
Придумай
название
своей картине
выставка
Фотовернисаж
«Экспедиция
по сельской
местности»
фотовыставка
Содержание программы
1год обучения
1.Вводное занятие
Инструктаж по технике безопасности.
знакомство с коллективом,
с правилами техники безопасности,
обсуждение плана работы на год,
знакомство с историей предмета,
знакомство с материалами для рисунка и живописи
Ключевые определения: карандаш ластик кисти палитра стеки живопись
рисунок
2.Зарисовка растительных форм
– Цветы для мамы
– Графика. Летний букет
–Каллиграфия. Летом на море
наблюдение за красотой мира природы
задания выполняются в разных графических техниках: гуашь, акварель
Ключевые определения: гуашь акварель графика каллиграфия
3. Пейзаж
–Осень-прекрасная пора
–Графика. Этюды осени
изучение многообразия природных растительных форм
наблюдение характера изучаемого предмета и придание выразительности
картине;
Ключевые определения: пейзаж натюрморт
4.Эмоциональная характеристика цвета
–Мелодия (свирели) в красках.
отголоски души в «свирели»
придание выразительности рисунку
Ключевые определения: свирель выразительность эмоции
5. Натюрморт (рисование простых форм)
–Овощи-фрукты
–Каллиграфия. Фрукты на столе
–Осенняя корзинка(овощи грибы)
изучение и усвоение элементарной изобразительной грамоты
Ключевые определения: тень падающая тень собственная
6. Натюрморт (рисование бытовых предметов (сложных форм))
–Рисование вазы(без драпировки)
–Графика. Кувшин и яблоко (с драпировкой)
работа над характером предмета более сложной формы,
над ее пропорциями,
использование материалов: гуашь акварель пастель
Ключевые определения: светотень (свет/тень)
7. Юмористическая характеристика формы и цвета
23
–Бабушкин Сундук (предметы быта и одежды)
изучение элементарной грамоты при изображении группы предметов
Ключевые определения: натюрморт драпировка
8. Изображение картин зимы
–Зимушка-зима
–Рождественский ангел
–Рождественский подарок
определение цветового и эмоционального состояния пейзажа
Ключевые определения: пейзаж
9.Изображение фигур животных
–Изображение птиц Разноцветные попугаи
–Изображение птиц Каллиграфия
–Изображение домашних животных Кошка-Мурлыка
–Изображение домашних животных Графика
–Изображение домашних животных Портрет моего Дружка
–Изображение домашних животных Каллиграфия
–Образ дикого животного Портрет Жирафенка
–Образ фантастического животного Добрый Дракоша
–Образ фантастического животного Графика
внимательное изучение мира живой природы,его внешнего облика,
воспитание особого интереса и любви к животному миру и проявление его в
жизни
Ключевые определения: форма пропорции
10.Портрет
–Портрет любимой мамочки
–Портрет сказочного персонажа
наблюдение и изучение основ портрета, детализации форм
Ключевые определения: портрет деталь портрета
11.Изображение фигуры человека
–Фигура человека в рисунке Каллиграфия. В мире сказки
–Фигура человека в живописи Добрая сказка
–Образ музыкального произведения в красках
выявление формы фигуры и пропорции,
связывание этой формы с фоном самого рисунка
Ключевые определения:фигура пропорции
12.Архитектура
–Сельский пейзаж Домик в деревне
–Городской пейзаж Путешествие трамвайчика
–Фантастический пейзаж Графика. Волшебный мир гномиков
изображение архитектурных объектов и сооружений в окружающей
пространственной среде
Ключевые определения: сельский пейзаж городской пейзаж
13.Рисование по представлению
–Цветы весны
–Каллиграфия.Бабочки-красавицы
24
вспоминание и запечатление образов прекрасного мира природы
Ключевые определения: натюрморт пейзаж
Содержание программы
2год обучения
1.Вводное занятие
Инструктаж по технике безопасности.
знакомство с коллективом,
с правилами техники безопасности,
обсуждение плана работы на год,
знакомство с историей предмета,
знакомство с материалами для рисунка и живописи
Ключевые определения:карандаш ластик кисти палитра стеки живопись
рисунок графика каллиграфия
2.Зарисовка растительных форм
–Цветы для мамы
–Графика. Летний букет
–Каллиграфия. Летом на море
изучение красоты мира природы
задания выполняются в разных графических техниках: гуашь, акварель
Ключевые определения: графика каллиграфия линия пятно
3. Пейзаж
–Осень-прекрасная пора
–Графика. Этюды осени
изучение многообразия природных растительных форм
наблюдение и изучение характера изучаемого предмета
придание выразительности картине;
Ключевые определения: пейзаж натюрморт
4.Эмоциональная характеристика цвета
–О чем поет скрипка
отголоски души «скрипки»
придание выразительности рисунку
Ключевые определения: музыка скрипка живопись эмоции выразительность
5. Натюрморт рисование простых форм
–Овощи-фрукты
–Каллиграфия. Фрукты на столе
–Осенняя корзинка(овощи грибы)
изучается и осваивается элементарная изобразительная грамота
Ключевые определения: тень -падающая тень- собственная
6. Натюрморт (рисование бытовых предметов (сложных форм))
–Рисование вазы(без драпировки)
–Графика. Кувшин,кружка и грибы (с драпировкой)
работа над характером предмета более сложной формы,
25
наблюдение над пропорциями предметов
использование материалов: гуашь акварель пастель
Ключевые определения: пропорции светотень (свет/тень)
7. Юмористическая характеристика формы и цвета
–Бабушкин Сундук (предметы быта и одежды)
наблюдение и изучение элементарной грамоты при изображении группы
предметов
Ключевые определения: натюрморт драпировка юмор
8. Изображение картин зимы
–Зимушка-зима
–Рождественский ангел
–Рождественский подарок
наблюдение и определение цветового и эмоционального состояния зимнего
пейзажа
Ключевые определения: пейзаж
9.Изображение фигур животных
–Изображение птиц Разноцветные попугаи
–Изображение птиц Каллиграфия
–Изображение кошачьих животных (тигренок, львенок)
–Изображение кошачьих животных Графика
–Образ земноводного животного
–Образ дикого животного Жираф и его пятнышки
–Образ фантастического животного Портрет Дракоши
–Образ фантастического животного Графика
наблюдение мира живой природы,его внешнего облика,
воспитание особого интереса и любви к животному миру и проявление его в
жизни
Ключевые определения: пропорции фигура форма
10.Портрет
–Портрет любимой бабушки
–Портрет сказочного персонажа
изучение основ портрета, детализации форм
Ключевые определения: портрет деталь портрета
11.Изображение фигуры человека
–Фигура человека в рисунке Каллиграфия. В мире сказки
–Фигура человека в живописи Добрая сказка
–Образ музыкального произведения в красках
выявление формы фигуры и пропорции,
связывание этой формы с фоном самого рисунка
Ключевые определения: пропорции фигура
12.Архитектура
–Сельский пейзаж Домик в деревне
–Городской пейзаж Путешествие трамвайчика
–Фантастический пейзаж Графика. Волшебный мир эльфов
26
изображение архитектурных объектов и сооружений в окружающей
пространственной среде
Ключевые определения:сельский пейзаж городской пейзаж
13.Рисование по представлению
–Цветы весны
–Бабочки-красавицы Каллиграфия
вспоминание и запечатление образов прекрасного мира природы
Ключевые определения: натюрморт пейзаж
V. Материально-техническое обеспечение
и оснащенность образовательного процесса
№
Наименование оборудования
Количество единиц
Печатные пособия
1.
Набор иллюстративного материала
1
Технические средства обучения
1.
Доска магнитная
1
2.
Телевизор-проектор
1
3.
ноутбук
1
Учебно-практическое (учебно-лабораторное, специальное,
инструменты и т. п.) оборудование
1.
палитры
2
2.
папка формата А2,А3 для акварели
10
3.
мольберты
7
4.
клеенки на столах
2
Мебель
1.
стол преподавателя
1
2.
столы для детей
5
3.
стулья
15
4.
шкафы
2
Дидактические материалы
1.
презентация «Японское искусство»
1
2.
наскальная живопись-подбор иллюстра- 1
ций
3.
игра «Угадай, чей след на снегу»
1
4.
подбор иллюстраций по теме «Архитек- 1
тура»
5.
подбор иллюстраций по теме «Село в
1
Росиии»
6.
подбор иллюстраций по теме «Детский
1
портрет»
7.
Подбор иллюстраций по теме «Осень»
1
27
8.
9.
Подбор иллюстраций по теме «Натюрморты с фруктами»
Подбор иллюстраций по теме «Цветы»
11
1
Кадровое обеспечение
Реализацию осуществляет педагог дополнительного образования, имеющий
специальную подготовку в данной области.
VI.
Список литературы и интернет-ресурсов
1. Список литературы для педагогов
- Волков Н. Н. Цвет в живописи. Издательство: Искусство, 2014.
- Зайцев, А. С. Наука о цвете и живопись - Издательство: Искусство, 2013.
- Ковалев: Ф. В. Золотое сечение в живописи - Издательство: Ваша школа,
2012.
- Кожухов, В. Н. Рисование в школе. Издательство: М, Просвещение, 2014.
- Ревякин П. П. Техника акварельной живописи
Издательство:Гос.издательство литературы по строительству, архитектуре и
строительным материалам, 2015.
- Ростовцев Н. Н. История методов обучения рисованию, зарубежная школа
рисунка
Издательство: М.: Просвещение, 2011.
- Унковский, А. А. Живопись фигуры - Издательство: М: Просвещение, 2013.
- Фёдоров М. В. Рисунок и перспектива - Издательство: М: Искусство, 2015.
- Шембель А. Ф. Основы рисунка - Издательство: М: Высшая школа, 2009.
Интернет-источники:
2. Список литературы для обучающихся
- Гинзбург Н. Как рисовать натюрморт Издательство: АСТ, Асрель, 2004.
- Гинзбург Н. Основы рисунка Издательство: АСТ, Астрель, 2006.
Джонсон К Наброски и рисунок. – Серия: Первые шаги. Издательство:
Попурри, 2001.
- Калиниченко О.В., Сергиенко В.В. Изобразительное искусство: учебник для
уч. 1 классов. Издательство: К.: Освита, 2012.
- Лукичев А.Ю. Карандашный рисунок по сетке. Издательство: Шаг первый,
2011.
- Феррон М.: Морские пейзажи. Сборник упражнений по рисунку и живописи.
– Издательство: Белый город, 2002.
- Харрисон Х. Энциклопедия техник рисунка. Издательство: АСТ, Астрель,
2005.
3. Рекомендуемые интернет - ресурсы
1. Российская академия художеств. Люди, события, факты истории
28
[Электронный ресурс] : Российская академия художеств. - Режим доступа:
http://www.rah.ru/content/ru/home_container_ru.html.
2. Всемирная энциклопедия искусства [Электронный ресурс] : artprojekt.ru. Режим доступа : http://www.artprojekt.ru/
3. Энциклопедия живописи и графики [Электронный ресурс] : Art-каталог. Режим доступа : http://www.art-catalog.ru/
4. Галерея Arttrans [Электронный ресурс] : каталог русских и знаменитейших
мировых художников. - Режим доступа : http://www.arttrans.com.ua/sub/artists/
5. История изобразительного искусства. Изобразительное искусство,
архитектура. Русская живопись [Электронный ресурс] : путеводитель по
истории мирового искусства. - Режим доступа : http://la-fa.ru/
6. История русской живописи Александра Бенуа [Электронный ресурс] :
Русская школа живописи XIX веке. - Режим доступа :
http://www.benua-rusart.ru/main.html
7. Уроки рисования [Электронный ресурс] : Opox. - Режим доступа :
http://opox.ru/
8. Библиотека изобразительных искусств [Электронный ресурс] : ArtLib.ru. Режим доступа : http://www.artlib.ru/
9. Русская живопись [Электронный ресурс] : Энциклопедия русской
живописи. - Режим доступа : http://www.artsait.ru/index.htm
10. Музеи стран мира. Художники [Электронный ресурс] : museum-online. Режим доступа : http://museum.museum-online.ru/
11. Коллекция книг о живописи и искусстве [Электронный ресурс] : сайт для
учащихся в художественных учебных заведениях. - Режим доступа :
http://hudozhnikam.ru/index.html
12. Руссие художники – пейзажи [Электронный ресурс] : soft-light.ru. - Режим
доступа : http://soft-light.ru/pic/20155-russkie_khudozhniki__pejjzazhi.html
13. Современное искусство [Электронный ресурс] : интернет магазин картин. Режим доступа : http://artnow.ru/ru/index.html
14. Картинная галерея. Книги о живописи [Электронный ресурс] :
энциклопедия живописи. - Режим доступа : http://painting.artyx.ru/
15. Цвет : Изобразительное искусство, уроки живописи и рисунка
[Электронный ресурс] : сайт для художников. - Режим доступа :
http://www.linteum.ru/category27.html
16. Основные направления изобразительного искусства XX века
[Электронный ресурс] : 20century-art.ru. - Режим доступа :
http://20centuryart.ru/
17. Галерея живописи [Электронный ресурс] : Виртуальный музей шедевров
мирового искусства. - Режим доступа : http://smallbay.ru/grafica.html
18. Технология живописи [Электронный ресурс] : сайт о живописи. – Режим
доступа : http://paintingart.ru/articles.html
19. Живопись и рисование [Электронный ресурс] : Электронная библиотека. Режим доступа : http://rubooks.ws/risovanie/
29
20. Живопись фигуры – А. А. Унковский [Электронный ресурс] : Коллекция
книг о живописи и искусстве для учащихся в художественных учебных
заведениях. - Режим доступа : http://hudozhnikam.ru/zhivopis_figuri.html
21. Русская портретная живопись 1930 — 1990 годов [Электронный ресурс]
:Ленинградская школа живописи : история, художники, творческое наследие.
- Режим доступа : http://www.leningradschool.com/port_r.html#54
30
VI. Приложение
1. Дистанционное обучение
Дистанционный блок материалов воспитанники изучают на платформе ZOOM
или Сферум при помощи удалённой конференцсвязи, в режиме онлайн-встреч при
помощи родителей. Во время видеоконференции организуется совместная
активная творческая работа, охватывающая большое количество участников, их
пап и мам. Такая система дистанционного обучения имеет другие возможности по
сравнению с очным обучением. Теоретические знания осваиваются детьми
удаленно при помощи педагога и родителя как помощника, органично вплетаясь в
практические задания и упражнения. Юные художники в тесном контакте с
родителями могут вновь и вновь обращаться к материалу, выполняя практические
задания, приобретают устойчивые навыки.
- Skype - IP-телефония. Программа Skype позволяет совершать конференц-звонки,
видеозвонки, а также обеспечивает передачу текстовых сообщений (чат) и
передачу файлов художественной направленности. Есть возможность вместе с
изображением с веб-камеры передавать изображение с экрана монитора, а значит
корректировать детские рисунки, также создавать и отправлять видеосообщения.
В распоряжении детей и родителей текстовые и видеолекции, различные
художественные задачи для решения картины, и важно есть,- возможность
консультироваться с руководителем объединения.
- Электронная почта: руководителя объединения и администратора каждой группы
юных учащихся. На электронную почту администратора группы выкладываются
задания, как практического, так и теоретического содержания, разного рода
ссылки, выкладывается информация о презентациях и обучающих программах,
очень удобно отправлять текстовые, голосовые и видео сообщения, документы,
изображения, видеозаписи и файлы.
- Телевидение: обучающие программы на TV Культура, канал Звезда, канал ОТР это видео, мастер-классы профессионалов художественного профиля.
- Информационные коммуникационные интернет-сети: платформа Viber и
социальная сеть ВКонтакте. Приложение-мессенджер Viber позволяет отправлять
художественные сообщения-задания, вопросники и художественные заданиятесты, теоретическую часть занятий по рисованию. При помощи Viber
отправляется презентации-лекции о художниках и его произведениях. Обратная
связь: родители детей отправляют свои работы в виде фото или видео-отчётов.
Выполненные работы родитель обучающегося отправляет на проверку и
постоянно получает обратную связь.
- Видеолекции о пейзаже, видеобзоры портрета, лонгриды, прямые трансляции из
ведущих музеев и лучшие мероприятия и мастер-классы художественной
направленности предоставляется в группе ВКонтакте.
Преимущества обучения с применением дистанционных технологий:
- Экономичность — сокращаются расходы на поездки к месту обучения, снижаются
затраты на проведение обучения (поездок к месту учёбы, как воспитанников, так
и руководителей объединения); сокращается время на обучение (сбор, время в
пути), обучающиеся не ограничены расстоянием и могут учиться вне зависимости
от места проживания
- Гибкость — учащиеся могут получать образование в подходящее для них время и
в удобном месте, самостоятельно планировать время, место и продолжительность
занятий
- Массовость - обучение большого количества юных художников.
-Обучение за счет применения современных технических и информационных
средств, объёмных электронных библиотек, систем видео и аудиохранилищ.
- Создается единая образовательная среда (особенно актуально для большого
количества обучающихся)
- Подходит в качестве дополнительного обучения.
2. Мониторинг (диагностические карты)
Степень выраженности оцениваемого качества
Низкий уровень– ребенок овладел менее половины объема знаний, навыков, предусмотренных
программой, испытывает серьезные затруднения при выполнении практической творческой
работы(рисунка), специальным оборудованием не владеет, избегает употреблять специальные термины
Средний уровень– объем усвоенных знаний, умений и навыков составляет более половины объема,
предусмотренных программой, выполняет практическое творческое задание (рисунок) при помощи
педагога, работает с оборудованием при помощи педагога, сочетает специальную терминологию с
бытовой
Высокий уровень – ребенок усвоил практически весь объем знаний, умений и навыков, предусмотренных
программой за конкретный период, творчески и самостоятельно подходит к выполнению практического
задания(рисунка), со специальным оборудованием работает самостоятельно и не испытывает
затруднений, специальные термины употребляет осознанно и в полном соответствии с их содержанием
Показатели
(оцениваемые
параметры)
Критерии
1(2) год обучения
Степень выраженности оцениваемого качества
Уровень
начало
уч/года
Общеучебные умения
и навыки
Учебноинтеллектуальные
умения
Практические и
Творческие умения и
навыки
Техническая
подготовка
Владение
композиционным
построением
Самостоятельность в
построении эскиза
рисунка
Использование
цветового наложения в
рисунке
Самостоятельность в
использовании
наложения цветовой
архитектуры
Креативность в
выполнении заданий
Соответствие
теоретических знаний
1 полугодие
2 полугодие
Методы
Диагностики
(наблюдение
беседа)
наблюдени и
беседа
беседа
32
(владение
специальной
терминологией)
ребенка программным
требованиям
Осмысленность и
правильность
использования
специальных терминов
Способность
пользоваться
специальным
оборудованием и
оснащением
(инструментами
художника)
Владение
специальным
оборудованием и
оснащением
навыки
Учебнокоммуникативные
умения
наблюдение
Умение слушать и
слышать
наблюдение
Адекватность восприятия информации, идущей от педагога
Свобода владения и
подачи информации
Учебноорганизационные
умения и навыки:
умение организовать
свое рабочее место,
навыки соблюдения
правил безопасности,
умение аккуратно
выполнять работу
Сотрудничество со
сверстниками и взрослыми
Способность готовить
свое рабочее место к
деятельности и
приводит в порядок
после творческой
деятельности
беседа
Аккуратность и дисциплинированность в работе
Соблюдение правил
безопасности
Мониторинг результатов освоения общеобразовательной программы
«Веселый художник»
Ф.И. воспитанника, год обучения______________________________________________
Показатели
Критерии
Степень выраженности
оцениваемого качества
Уровень
Методы
диагностики
(наблюдение
собеседование)
1.Теоретическая подготовка
1. Теоретические
знания (по основным
Соответствие
теоретических
высокий уровень (ребенок освоил
практически весь объем знаний,
33
разделам учебнотематического плана
программы)
знаний ребенка
программным
требованиям;
2. Владение
элементарной
специальной
терминологией
Осмысленность и
правильность
использования
специальной
терминологии
2.Практическая подготовка
1.Практические
Владение
умения и навыки,
композиционным
предусмотренные
построением
программой
Использование
цветового
наложения в
рисунке
предусмотренных программой за
конкретный период).
средний уровень (объем
освоенных знаний составляет
более 1/2);
низкий уровень (ребенок овладел
менее чем 1/2 объема знаний,
предусмотренных программой);
высокий уровень (специальные
термины употребляет осознанно
и в полном соответствии с их
содержанием)
наблюдение
собеседование
средний уровень (ребенок
сочетает специальную
терминологию с бытовой);
низкий уровень (ребенок, как
правило, избегает употреблять
специальные термины);
высокий уровень - ребенок
самостоятельно и грамотно
строит композицию на листе и
гармонично использует цветовое
наложение
наблюдение
средний уровень –
композиционное построение
рисунка происходит с помощью
педагога как и использование
цветового фактора
низкий уровень – ребенок и при
помощи педагога не способен
построить композицию в рисунке
и не способен использовать цвет
2.Творческие навыки
Креативность
выполнения
творческих
заданий
творческий уровень (всегда
выполняет практические задания
с элементами творчества,
фантазии, воображения)
наблюдение
репродуктивный уровень
(выполняет в основном задания
на основе образца затрудняется
включать элемент творчества);
ребенок в состоянии выполнять
лишь простейшие творческие
задания педагога
3.Владение
специальным
оборудованием и
оснащением
Способность самостоятельно
пользоваться специальным оборудованием и оснащением (инструментами художника)
высокий уровень (работает с инструментами художника самостоятельно, не испытывает особых трудностей).
наблюдение и
собеседование
средний уровень (работает с
оборудованием с помощью педагога);
34
низкий уровень умений (ребенок
испытывает серьезные затруднения при работе с инструментами
художника);
3. Общеучебные умения и навыки
3.1 Учебно-коммуникативные умения
Умение слушать и
Адекватность
слышать педагога
восприятия
информации,
идущей от
педагога
высокий уровень – сосредоточен,
внимателен, слушает и слышит
педагога, адекватно
воспринимает информацию
наблюдение и
собеседование
средний уровень – слушает и
слышит педагога, воспринимает
учебную информацию при
напоминании и контроле,
низкий уровень – испытывает
серьезные затруднения в
концентрации внимания, с
трудом воспринимает учебную
информацию.
3. 2 Учебно-организационные умения и навыки
Умение организовать
свое рабочее
(творческое) место
Способность
самостоятельно
готовить свое
рабочее место к
деятельности и
приводит в
порядок после
творческой
деятельности
высокий – самостоятельно
готовит рабочее место и
приводит в порядок после работы
наблюдение
средний – организовывает
рабочее место и приводит
впорядок при напоминании
низкий – испытывает затруднения
при организации рабочего места,
нуждается в помощи
Навыки соблюдения
в процессе
деятельности правил
безопасности
Соответствие
реальных навыков
соблюдения
правил
безопасности
программным
требованиям
высокий – освоил весь объем
навыков, предусмотренных
программой за конкретный
период
наблюдение и
собеседование
средний – допускает ошибки
низкий – овладел менее половины
нужных навыков
Мониторинг развития личности ребенка в процессе освоения дополнительной
общеобразовательной программы «Веселый художник»
Ф.И. воспитанника, год обучения______________________________________
Показатели
Критерии
Степень выраженности оцениваемого качества
уровень
Методы
диагностики
(наблюдение
собеседование
опрос)
35
1.Организационно-волевые качества:
Терпение
наблюдение
Способность переносить (выдерживать) известные нагрузки в течение
определенного времени, преодолевать
трудности
внимательность
Способность концентрироваться на
определенной творческой деятельности, побуждать себя к практическим
действиям
собранность
Способность уметь сосредотачиваться
собраться, напряч свои силы на выполнение творческой работы
2. Ориентационные качества:
Самостоятельность
Интерес к занятиям
Творческая активность
высокий уровень - терпения хватает на все
занятия
средний уровень – на большую часть занятия
низкий уровень – менее чем на половину
занятия
высокий уровень – способен внимание концентрировать на все занятие с творческой
деятельностью, способен побуждать себя
к практическим действиям
средний уровень – способен внимание концентрировать только на половину занятия
с творческой деятельностью, чаще с педагогом способен побуждать себя к практическим действиям
низкий уровень – ребёнок не способен
концентрировать внимание и побуждать
себя к практическим творческим действиям
высокий уровень – способен сосредотачиваться, собраться, напряч свои силы на выполнение творческой работы
средний уровень – способен при помощи
педагога сосредотачиваться, собраться,
напряч свои силы на выполнение творческой работы периодически
низкий уровень –не способен сосредотачиваться, не может собраться, не может
напряч свои силы на выполнение творческой работы как самостоятельно так и с педагогом
собеседование
Желание освоить материал сверх программы.
Осознанное участие ребёнка в освоении образовательной программы
Количество и качество выдвигаемых
идей, замыслов, нестандартных вариантов решений.
высокий уровень – без помощи педагога
средний уровень – на ½ нуждается в помощи педагога
низкий уровень – полностью нуждается в
помощи
высокий уровень – постоянно поддерживается самостоятельно
средний уровень – периодически поддерживается
низкий уровень – продиктован ребёнку
извне
высокий уровень – самостоятельно генерирует идею творческой работы
средний уровень – периодически прибегает
к помощи педагога
низкий уровень – идея продиктована ребёнку извне
3. Поведенческие качества:
Коммуникативные умения
Сотрудничество
наблюдение
Последовательность и ясность выражения мыслей, применение речевого
этикета, построение общения с учётом ситуации
Готовность к сотрудничеству со
сверстниками и взрослыми
высокий уровень – выполняет или стремится к выполнению всех критерий высокого коммуникативного навыка
средний уровень – участвует в общении
чаще по инициативе других, умение пользоваться речевым этикетом неустойчивое.
низкий уровень – малоактивен и малоразговорчив, избегает общения и публичных
выступлений
высокий уровень –самостоятельно проявляет готовность к сотрудничеству со
сверстниками и взрослыми
средний уровень – проявляет готовность к
сотрудничеству со сверстниками и взрослыми при побуждении извне
низкий уровень – избегает сотрудничества
со сверстниками и взрослыми
4. Личностные достижения обучающегося
собеседование
36
Направленность динамики личностных
изменений.
Нравственное развитие обучающегося
Освоение культурных ценностей, выбор позиции в ситуациях, характер
мотивов поведения.
Характер изменения личностных качеств.
высокий уровень – знание общекультурных ценностей, опора на них в своём поведении, адекватность мировосприятия, миропонимания и мировоззрения согласно
возрасту. Есть достижения.
средний уровень – знание общекультурных
ценностей, опора на них в своём поведении, но отсутствие заметных достижений.
низкий уровень – знание общекультурных
ценностей, но иногда опора на них в своём
поведении отсутствует.
Мониторинг личностного развития ребенка
в процессе освоения им дополнительной общеобразовательной программы
«Веселый Художник»
№
п
/
п
Ф.
И.
реб
ен
ка
Организационно-волевые
качества
Терпе
ние
Внима
тельно
сть
Собра
нность
Ориентационные качества
Самос
тоятел
ьность
Интерес
к
занятиям
в
объедине
нии
Творчес
кая
актинос
ть
Поведенческие качества
Коммуникати
вность
Сотрудничеств
о
Личностные
достижения
Динамика
Нравстве
личностны
нное
х
развитие
изменений
Степень
выраженно
сти
оцениваем
ого
качества
(уровень)
1
2
37
Методы
Диагнос
тики
(наблюд
ение
собесед
ование)
Календарный план воспитательной работы
№
п/п
Название события,
мероприятия
Форма
проведения
Сроки
Воспитательный результат
Информационный продукт,
иллюстрирующий
успешное достижение цели
события (ссылки на
размещение)
1
День открытых дверей
ДЮЦ
Встреча
родителей и детей
с педагогами
август
Включение родителей и детей в
образовательный процесс
Фото и видеоотчёт на сайте
ДЮЦ и в сообществе в ВК
2
Посвящение в
воспитанники ДЮЦ
Праздник
сентябрь
Приобщение детей к сообществу
ДЮЦ
Фото и видеоотчёт на сайте
ДЮЦ и в сообществе в ВК
3
Великие русские
художники
Беседа,
рассуждение по
картине
В течение
года
Расширение кругозора, воспитание
духовной русской культуры
Фотоотчёт на странице
сообщества в ВК
4
«День учителя»
Беседа, работа в
объединении
октябрь
Воспитание уважения к труду
учителя
Фотоотчёт на странице
сообщества в ВК
октябрь
Воспитание уважения к пожилым
Фотоотчёт на странице
Поздравительные
открытки
5
«День пожилого
Беседа, работа в
объединении
человека»
Поздравительные
открытки
людям, желания помогать, проявлять
заботу
сообщества в ВК
Воспитание любови к Отчизне,
гражданской идентичности,
патриотизма, уважения и интереса к
культурам разных народов
Фотоотчёт на странице
сообщества в ВК
Участие в акциях
6
«День Народного
Единства»
Беседа, работа в
объединении
Участие в акциях
ноябрь
Размещение работ на сайте
организаторов
7
«День матери»
Беседа, работа в
объединении
Участие в акциях
ноябрь
Воспитание любви, уважения,
бережного отношения к маме
Фотоотчёт на странице
сообщества в ВК
Размещение работ на сайте
организаторов
8
«Новый год»
Новогодняя
кампания ДЮЦ:
оформление
здания,
изготовление
открыток,
Игровая
программа
Беседа, работа в
объединении
декабрь
Расширение знаний об истории
празднования Нового года в России
Фото и видеоотчёт на сайте
ДЮЦ и в сообществе в ВК
Воспитание культуры празднования
и культуры дарить подарки
Выставка в ДЮЦ
Расширение кругозора посредством
знакомства с художниками,
Фотоотчёт на странице
сообщества в ВК
9
«Рождество Христово»
январь
39
посвящающими себя теме
Рождества,
Размещение работ на сайте
организаторов
Расширение знаний об истории
празднования Рождества.
Воспитание культуры празднования
и культуры дарить подарки в
Рождество
10
11
Городская выставкаконкурс детского
декоративноприкладного
творчества «Город
мастеров»
С праздником 23
Февраля!
Городской конкурсвыставка детского
Занятие, работа в
объединении.
Январьфевраль
Воспитание и уважение к истории
своей Родине, любовь к Отчизне
Фотоотчёт на странице
сообщества в ВК
Беседа, занятие,
участие в акциях,
конкурсах
Изготовление
поздравительных
открыток
февраль
Воспитание и уважение к старшему
поколению и к защитникам Родины,
любовь к Отчизне.
Фотоотчёт на странице
сообщества в ВК
Занятие
Февральапрель
Беседа, экскурсия
Воспитание и уважение к истории
своей Родине, Любовь к Отчизне,к
Размещение работ на сайте
организаторов
Фотоотчёт на странице
сообщества в ВК
40
изобразительного
творчества «Весенний
вернисаж»
Беседа, экскурсия
ее природе и родному краю.
Размещение работ на сайте
организаторов
12 Женский День!
8Марта!
занятие
Март
13 Оформление Выставки,
посвященной теме
ВОВ
Беседу
Апрель
Воспитание и уважение к старшему
поколению и к защитникам Родины,
любовь к Отчизне.
Выставка в ДЮЦ,
Фотоотчёт на странице
сообщества в ВК
Апрель
Воспитание и уважение к старшему
поколению и к защитникам Родины,
любовь к Отчизне, к родной земле.
Размещение работ на сайте
организаторов
Воспитание и уважение к старшему
поколению, к защитникам Родины,
любовь к Отчизне, стремление
защищать и гордится Родиной.
Выставка в ДЮЦ,
Фотоотчёт на странице
сообщества в ВК
Занятие
Воспитание и уважение к старшему
Рисунки и
женскому поколению любовь к маме, поздравительные открытки
«Цветы для мамы и
к бабушке.
бабушки»
Военные
зарисовки (копии)
14 Всероссийский
патриотический
конкурс « Сыны и
дочери Отечества»
15 Оформление Концерта
ко Дню Победы для
ветеранов ВОВ в ДЮЦ
Беседа, занятие
Участие в
конкурсе
Занятие
Поздравительные
плакаты
Май
41
16 9мая! День Победы!
Беседа, занятие
Май
Воспитание и уважение, гордости к
старшему поколению, к защитникам
Родины, любовь к Отчизне, к
родному краю.
Выставка в ДЮЦ,
Фотоотчёт на странице
сообщества в ВК
Май, июнь
Воспитание любови к Отчизне,
гражданской идентичности,
патриотизма, уважения и интереса к
культурам разных народов
Размещение работ на сайте
организаторов
Поздравительные
открытки для
дедушек и
прадедушек
17 «День России»
Беседу
Занятие
Участие в акциях,
конкурсах
Фотоотчёт на странице
сообщества в ВК
42