Весёлый карандаш

Информационная карта дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программы «Весёлый карандаш»
Наименование учреждения,
где реализуется программа

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного
образования
«Детско-юношеский центр г. Челябинска»

Наименование программы

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая)
программа «Весёлый карандаш»

Направленность
программы

художественная

Тип программы

модифицированная

Образовательная область

искусство, изобразительная деятельность

Уровень освоения

Общекультурный базовый

Продолжительность
освоения

1 год

Возраст обучающихся

7-10 лет

Форма организации
образовательного процесса

групповая

Цель программы

Раскрытие
творческого
потенциала
ребёнка
художественно
–
изобразительными
средствам,
формирование интереса к изобразительному искусству
посредством освоения первоначальных навыков.

Краткое содержание
программы

В процессе обучения учащиеся получают знания о
простейших закономерностях строения формы, о линейной
и воздушной перспективе, цветоведении, композиции,
декоративной стилизации форм, правилах рисования, а
также о наиболее выдающихся мастерах изобразительного
искусства и красоте природы.

Основные ожидаемые
результаты

В результате реализации программы предполагается
достижение определенного уровня овладения детьми
изобразительной грамоты. Дети будут знать специальную
терминологию, получат представление о видах и жанрах
искусства,
научатся
обращаться
с
основными
художественными
материалами
и
инструментами
изобразительного искусства.

2

Комплекс основных характеристик программы
Пояснительная записка
Направленность дополнительной общеобразовательной программы:
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Веселый карандаш» является программой художественной направленности.
Содержание программы направлено на то, чтобы через искусство
приобщить детей к творчеству, на формирование художественного вкуса и
практических навыков изобразительного творчества. Целый ряд специальных
заданий на наблюдение, сравнение, домысливание, фантазирование служат
для достижения этого.
Программа «Весёлый карандаш» является модифицированной и разработана
на основе следующих нормативно-правовых документов, регламентирующих
деятельность дополнительного образования:
– Конвенция ООН «О правах ребёнка», одобренная Генеральной Ассамблеей
ООН 20.11 1989г.
– Федеральный закон от 29 декабря 2012 № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации» (ред. от 17.02.2023) (с изм. и доп., вступ. в силу с
28.02.2023).
– Национальный проект «Образование» (утв. президиумом Совета при
Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам
(протокол от 24 декабря 2018 г.№16) «Успех каждого ребёнка», «Цифровая
образовательная среда», «Молодые профессионалы», «Социальная
активность»/
– Распоряжение Правительства РФ от 31 марта 2022 № 678-р «Об
утверждении Концепции развития дополнительного образования детей до
2030 г. и плана мероприятий по ее реализации».
– Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28
сентября 2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
– Приказ Министерства образования и науки Челябинской области от
30.12.2020 № 01/2795 «Об утверждении Концепции развития региональной
системы воспитания и социализации обучающихся Челябинской области на
2021–2025 годы».
– Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03 сентября
2019 № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных
систем дополнительного образования детей».
– Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 02 февраля
2021 № 38 «О внесении изменений в Целевую модель развития региональных
систем дополнительного образования детей, утвержденную приказом
Министерства просвещения Российской Федерации от 03 сентября 2019 №
467».
– Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27 июля
2022 № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
3

образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам».
– Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации
от 22 сентября 2021 № 652н «Об утверждении профессионального стандарта
«Педагог дополнительного образования детей и взрослых».
– Письмо Министерства просвещения России от 30 декабря 2022 № АБ3924/06 «О направлении методических рекомендаций» (вместе с
Методические рекомендации «Создание современного инклюзивного
образовательного пространства для детей с ограниченными возможностями
здоровья и детей-инвалидов на базе образовательных организаций,
реализующих дополнительные общеобразовательные программы в субъектах
Российской Федерации»).
– Письмо Минобрнауки РФ от 18.11.2015 №09-3242 «О направлении
рекомендаций»
(вместе
с
Методическими
рекомендациями
по
проектированию дополнительных общеразвивающих программ).
– Закон Челябинской области от 29.08.2013 № 515-30 «Об образовании в
Челябинской области».
Документы и локальные акты учреждения:
– Устав МБУДО «ДЮЦ»;
– Программа развития МБУДО «ДЮЦ»;
– Программа воспитания МБУДО «ДЮЦ»;
– Положение МБУДО «ДЮЦ» о дистанционном обучении;
– Положение о системе оценок, форм, порядке и периодичности
промежуточной и итоговой аттестации обучающихся.
– Положение о разработке дополнительной общеобразовательной программы
в МБУДО «ДЮЦ»
– Положение об организации образовательного процесса в МБУДО «ДЮЦ»

4

Актуальность программы.
В системе эстетического, творческого воспитания подрастающего
поколения особая роль принадлежит изобразительному искусству. Умение
видеть и понимать красоту окружающего мира, способствует воспитанию
культуры чувств, развитию художественно-эстетического вкуса, трудовой и
творческой активности, воспитывает целеустремленность, усидчивость,
чувство взаимопомощи, дает возможность творческой самореализации
личности ребенка. Занятия изобразительным искусством являются
эффективным средством приобщения детей к изучению изобразительных не
традиционных техник. Знания, умения, навыки воспитанники демонстрируют
своим сверстникам, выставляя свои работы. Актуальность этой программы
заключается в том, чтобы помочь детям своевременно узнать, какими
возможностями обладают, казалось бы, самые обыкновенные материалы для
рисования, какие существуют приемы работы простым и цветными
карандашами, фломастерами, гуашью.
Отличительные особенности и новизна программы
Новизна программы состоит в том, что на занятиях используются не
только традиционные художественные средства (карандаш, фломастеры,
акварель, гуашь), а также нетрадиционные методы рисования. В процессе
обучения учащиеся получают знания о простейших закономерностях
строения формы, о линейной и воздушной перспективе, цветоведении,
композиции, декоративной стилизации форм, правилах рисования, а также о
наиболее выдающихся мастерах изобразительного искусства и красоте
природы.
Программа даёт возможность ребятам приобщиться к достижениям культуры
через беседы, просмотр видеофильмов, слайдов, репродукций, а также
походов на выставки, музеи и выставки собственных работ.
У детей формируется умение сориентироваться в жизни, достигается
постоянное приобретение умений и навыков в любимом деле,
профориентация на будущее, а главное - становление характера, развитие
нравственно-эстетических качеств детей.
Преемственность и согласованность данной программы со школьными
предметами позволяет расширить кругозор детей, воспитать в них хороший
вкус, привить детям навыки и умения, которые будут способствовать
успешному приобретению школьных знаний.
На занятиях присутствует сотворчество педагога и детей, объединенное
общим содержанием, поддерживается интерес к совместным действиям,
используется художественное слово, музыка. Все это вызывает у детей
эмоциональный отклик и создает радостное настроение. Дети становятся
духовно богаче.
На занятиях предусматривается деятельность, создающая условия для
творческого развития воспитанников 7-10 лет и учитывается
дифференцированный подход, зависящий от степени одаренности и возраста
воспитанников.
5

Основные дидактические принципы программы: доступность и наглядность,
последовательность и систематичность обучения и воспитания, учет
возрастных и индивидуальных особенностей детей. Обучаясь по программе,
дети проходят путь от простого к сложному, периодически возвращаясь к
пройденному материалу на новом, более сложном творческом уровне.
Работа с различными материалами в разных техниках расширяет круг
возможностей
ребенка,
развивает пространственное
воображение,
конструкторские способности, способствует развитию зрительного
восприятия, памяти, образного мышления, привитию ручных умений и
навыков, необходимых для успешного обучения.
Для качественного развития творческой деятельности юных художников
программой предусмотрен выбор обучающимся художественной формы,
художественных средств выразительности. Они приобретают опыт
художественной деятельности в графике, живописи. Традиционно
совмещаются правила рисования с элементами фантазии.
Теоретические знания по всем разделам программы даются на самых
первых занятиях, а затем закрепляются в практической работе.
Практические занятия и развитие художественного восприятия
представлены в программе в их содержательном единстве. Применяются
такие методы, как репродуктивный (воспроизводящий); иллюстративный
(объяснение сопровождается демонстрацией наглядного материала);
проблемный (педагог ставит проблему и вместе с детьми ищет пути её
решения); эвристический (проблема формулируется детьми, ими и
предлагаются способы её решения).
Среди методов такие, как беседа, объяснение, игра, конкурсы, выставки,
праздники, эксперименты, а также групповые, комбинированные
практические занятия.
На занятиях дети слушают эмоциональные рассказы педагога из жизни
выдающихся художников, композиторов, рассказы о значении цвета и звуков
в жизни, в духовном мире.
Для бесед об искусстве рекомендуются следующие произведения
искусства: И.Бродский «Опавшие листья»; И.Грабарь «Мартовский снег»;
Левитан «Весна. Большая вода», «Март», «Золотая осень»; В.Пластов
«первый снег»; В.Серов «Осень»; А.Саврасов «Грачи прилетели»;
И.Шишкин «На севере диком»; Ю.Васнецов «Три медведя».
Следует помнить, что огромное влияние на активизацию изобразительной
деятельности детей, на их идейно – эстетическое воспитание оказывает
прослушивание музыкальных произведений П.Чайковского, Л.Бетховена,
Э.Грига, С.Прокофьева, Д.Кабалевского и других композиторов, что
обеспечивает глубокое понимание художественных образов, создает
соответствующий эмоционально – образный настрой.

6

Адресат программы:
В реализации данной программы участвуют дети в возрасте 7 -10 лет.
Возрастные особенности. Младший школьный возраст (от 7 до 10 лет). Дети
младшего школьного возраста обладают повышенной двигательной
активностью. При правильной организации занятий работоспособность детей
может долго не снижаться. Для этого на занятии необходимо чередовать
деятельность, разнообразную по структуре, направленности и типу. На
занятии наибольшее значение имеет не объяснение, а показ: яркая картинка
или слайд, действие. Это запоминается гораздо сильнее. Занятия должны
быть эмоциональными. Для этого используются творческие игровые
ситуации.
Занятия проводятся в группах, индивидуально, сочетая принцип группового
обучения с индивидуальным подходом.
Наполняемость в группах составляет: 15 человек. Группы формируются с
учётом возрастных особенностей и индивидуальных возможностей
воспитанников: младшая 7 – 10 лет. Допускается отклонения от данного
стандарта в связи с индивидуальным уровнем подготовки обучающегося.
Воспитательный аспект программы
Занятия изобразительным творчеством имеют большие возможности в
реализации воспитательной направленности образования.
Каждое занятие предполагает воспитательные моменты, которые
гармонично вписываются в основную тему и в той или иной степени
способствуют:
- формированию уважения к национальным традициям (беседы, изучение и
выполнение творческих работ по мотивам народного искусства);
- воспитанию чувства патриотизма (просмотр картин великих русских
художников, «День космонавтики», тема ВОВ и др.);
- воспитанию чувства товарищества, чувства личной ответственности,
способности к сотрудничеству (выполнение коллективных творческих работ,
совместных творческих проектов);
- воспитанию нравственных качеств по отношению к окружающим
(доброжелательность, уважение к чужому мнению, уважение к старшим и
пр.);
- воспитанию уважения к труду художника, развитию кругозора, интеллекта
(посещение экскурсий и выставок);
- воспитанию разумной самооценки, ощущению сопричастности к миру
искусства (участие в конкурсах, выставках);
- воспитанию любви к природе, пониманию ее красоты (выполнение
заданий на пейзажную тематику).
Тематика занятий ИЗО позволяет раскрыть перед воспитанниками
ценность человеческого бытия, красоту природы. Акцентируя внимание на
общечеловеческих ценностях (патриотизм, материнство, доброта…) педагог
7

реализует идею гуманитаризации образования, помогая учащимся осмыслить
роль и место человека в обществе. (Календарный план воспитательной
работы см в «Приложении»)
Объем программы. Срок реализации программы «Весёлый карандаш» – 1
год.
Общее количество часов: 144 часа в год.
Форма обучения – очная, очная с использованием дистанционных
технологий.
Основными
формами организации
образовательного
процесса
являются: групповая, подгрупповая, индивидуальная.
Групповая форма позволяет ощутить помощь со стороны друг друга,
учитывает возможности каждого, ориентирована на скорость и качество
работы.
Индивидуальная форма формирует и оттачивает личностные качества
обучающегося, а именно: трудолюбие, усидчивость, аккуратность, точность
и четкость исполнения. Данная организационная форма позволяет готовить
обучающихся к участию в выставках и конкурсах.
Основной формой работы по программе являются учебные занятия:
практикумы, праздники, творческие мастерские, экскурсии и др.
Теоретическая часть даётся в форме мини-лекций, бесед с просмотром
иллюстрированного материала, презентаций и видеоматериала.
Условия набора, режим занятий. Набор в творческое объединение
осуществляется на добровольной основе по желанию детей и на основании
заявления родителей (законных представителей) обучающихся. Наличие
специального уровня подготовки не предусмотрено. Вступительных
испытаний нет.
Режим занятий
Показатель

1 год обучения

Количество учебных недель в год

36

Периодичность занятий в неделю

2

Продолжительность занятия, часы

2

Количество часов в неделю

4

Количество часов в год

144часа

При этом происходит усложнение творческих заданий в соответствии с
возрастом.
Занятия в группах всех годов обучения проходят с обязательным
10-минутным перерывом, согласно Сан ПиН. В случае возникновения
8

экстремальных ситуаций, при которых невозможна очная форма реализации
программы, применяются дистанционные формы обучения. Материалы для
изучения, задания размещаются в группе ВКонтакте детского творческого
объединения.

Цель и задачи дополнительной общеобразовательной программы:
Цель программы:
Раскрытие творческого потенциала ребёнка
художественно – изобразительными средствам, формирование интереса к
изобразительному искусству посредством освоения первоначальных
навыков.
Задачи программы:
- развивать воображение, фантазию, художественный вкус;
- расширять области и методы познания окружающей действительности;
- формировать культуру личности ребёнка во всех проявлениях;
- воспитывать нравственные и эстетические чувства, эмоционально –
ценностное позитивное отношение к себе и окружающему миру;
- учить работать индивидуально и в коллективе.
Ожидаемые результаты и способы определения их результативности
Результаты
Различает
виды
художественной деятельности
и участвует в художественнотворческой
деятельности,
используя
различные
художественные материалы и
приемы работы с ними;

Уровни освоения
Предметные результаты
Высокий:
обучающийся
усвоил
большинство
теоретических знаний и приемов рисования и
самостоятельно применяет их на практике

Наблюдение,
беседа

Средний:
обучающийся
освоил
основные
теоретические знания и приемы рисования, но не
может применять их на практике без помощи педагога
Низкий:
обучающийся
освоил
теоретические знания, но часто путает их

Создает изображения на
плоскости графическими
средствами (карандаши,
фломастеры), красками;

Методы

некоторые

Высокий:
обучающийся
использует
различные
художественные материалы и приёмы работы с ними
для передачи собственного замысла

Наблюдение,
беседа

Средний:
обучающийся
использует
различные
художественные материалы и приёмы работы с ними
для передачи собственного замысла, но не в полной
мере
Низкий: обучающийся выполняет каждое действие,
опираясь на подсказку, намек

использует выразительные
средства изобразительного
искусства: композицию, форму,
ритм, линию, цвет, объем,

Высокий:
обучающийся
освоил
большинство
теоретических знаний и самостоятельно применяет их
на
практике
для
воплощения
собственного
художественно-творческого замысла

9

Наблюдение,
беседа

фактуру; различные
художественные материалы для
воплощения собственного
художественно-творческого
замысла

Средний:
обучающийся
усвоил
основные
теоретические знания, но не может применять их на
практике без помощи педагога

Выбирает художественные
материалы, средства
художественной
выразительности для создания
образов природы, человека,
явлений и передачи своего
отношения к ним

Высокий: обучающийся самостоятельно выполняет
эскиз и выбирает выразительные средства

Интерес и понимание особой
роли культуры и искусства в
жизни общества и каждого
отдельного человека

Высокий: обучающийся всегда проявляет интерес к
познанию особой роли культуры и искусства в жизни
общества, задает множество вопросов педагогу и часто
самостоятельно ищет ответы на возникающие вопросы

Низкий:
обучающийся
освоил
некоторые
теоретические знания, но не уверен и путает их, не
может на практике обойтись без помощи педагога
Наблюдение,
беседа

Средний: обучающийся не может обойтись
без
помощи педагога в выполнении эскиза и выборе
выразительных средств
Низкий: обучающийся с трудом выполняет эскиз
Наблюдение,
беседа

Средний: обучающийся проявляет интерес к познанию
особой роли культуры и искусства в жизни общества,
задает вопросы педагогу, но сам редко ищет ответы на
возникающие вопросы
Низкий: обучающийся редко проявляет интерес к
познанию особой роли культуры и искусства в жизни
общества, редко задает вопросы учителю, ищет ответы
на вопросы только с подачи педагога
Метапредметные
Умение определять цель
работы, проявлять инициативу
и самостоятельность в
обучении

Высокий: обучающийся самостоятельно определяет
цель
работы,
проявляет
инициативу
и
самостоятельность в обучении

Наблюдение,
беседа

Средний: обучающийся не всегда самостоятельно
определяет цель работы, проявляет инициативу и
самостоятельность в обучении
Низкий: обучающийся не может самостоятельно
определить цель работы, проявить инициативу и
самостоятельность в обучении

Навыки самостоятельно
организовывать своё рабочее
место

Высокий:
обучающийся
всегда
организует своё рабочее место

Наблюдение,
беседа

Средний: обучающийся иногда нарушает правила
организации рабочего места
Низкий: обучающийся часто
организации рабочего места

Рефлексия (то есть самооценка,
самонаблюдение,
самоконтроль) в процессе
работы над изображением

самостоятельно

нарушает

правила

Высокий: обучающийся проявляет самостоятельность
мышления почти во всех момнах работы с педагогом,
не боится высказывать своё мнение, умеет доказывать
его

Наблюдение,
беседа

Средний: обучающийся проявляет самостоятельность
мышления в некоторых моментах работы, иногда
высказывает своё мнение, не всегда приводит
аргументы в пользу своей точки зрения
Низкий:
обучающийся
редко
проявляет
самостоятельность мышления, почти не высказывает
своё мнение и не может его доказать
Умение выразить и отстоять
свою точку зрения, принять

Высокий: обучающийся осознанно выражает и
отстаивает свою точку зрения, в процессе работы

10

Наблюдение,
беседа

другую

способен принять другую
Средний: обучающийся пытается отстаивать свою
точку зрения, но не всегда слышит мнение педагога и
сверстников
Низкий: обучающийся путается в принятии решений, с
трудом отстаивает свою точку зрения, не слышит
мнение окружающих

Способность ставить и
формулировать для себя цели
действий, прогнозировать
результаты, анализировать их
(причём как положительные,
так и отрицательные), делать
выводы в процессе работы и по
её окончании, корректировать
намеченный план, ставить
новые цели

Высокий: обучающийся ставит и формулирует для себя
цели действий, прогнозирует результаты, анализирует
их, делает выводы в процессе работы и по её
окончании, корректирует намеченный план, ставит
новые цели

Наблюдение,
беседа

Средний: обучающийся не всегда ставит и
формулирует для себя цели действий, прогнозирует и
анализирует результаты, делает выводы в процессе
работы и по её окончании.
Низкий: обучающийся не способен ставить и
формулировать
для
себя
цели
действий,
прогнозировать результаты, анализировать их, делать
выводы в процессе работы и по её окончании.
Личностные

Осознанное оказание
поддержки и помощи другому,
взаимопонимание

Высокий: обучающийся демонстрирует готовность к
осознанному оказанию поддержки и помощи другому
Средний: обучающийся не всегда демонстрирует
готовность к осознанному оказанию поддержки и
помощи другому
Низкий: обучающийся не готов к
оказанию поддержки и помощи другому

Мотивация к конкурсной и
выставочной деятельности

Наблюдение,
беседа

осознанному

Высокий: обучающийся всегда проявляет интерес к
участию в выставках и конкурсах и часто
самостоятельно участвует в них

Наблюдение,
беседа

Средний: обучающийся проявляет интерес к участию в
выставках и конкурсах, но сам редко проявляет
инициативу участия
Низкий: обучающийся не проявляет интерес к участию
в выставках и конкурсах
Ответственное отношение к
учению, готовность и
способность к саморазвитию

Высокий:
обучающийся
всегда
проявляет
ответственность в работе, готовность и способность к
саморазвитию

Наблюдение,
беседа

Средний: проявление ответственности у обучающегося
наблюдается лишь на некоторых этапах работы,
готовность и способность к саморазвитию проявляются
не активно
Низкий: поведение обучающегося в отношении работы
нередко требует внимания учителя и напоминаний о
необходимости быть ответственным
Аккуратность и
пунктуальность

Высокий: обучающийся вовремя приходит на занятия,
опрятно выглядит, без подсказки убирает рабочее
место
Средний: обучающийся иногда опаздывает на занятия,
забывает необходимые инструменты для работы,
убирает рабочее место с подсказки педагога
Низкий: обучающийся часто опаздывает на занятия, не
опрятно выглядит, не убирает рабочее место

11

Наблюдение,
беседа

Результаты обучения к концу первого года обучения:
Предметные:
знать:

уметь:

- основные и дополнительные цвета;
- цветовую гамму красок (тёплые, холодные
цвета);
- понятие симметрии;
- контрасты форм;
- свойства красок и графических материалов;
- азы воздушной перспективы (дальше,
ближе);
-выразительные
средства
изобразительного

- смешивать цвета на палитре, получая
нужные цветовые оттенки;
- правильно использовать художественные
материалы в соответствии со своим
замыслом;
- грамотно оценивать свою работу,
находить её достоинства и недостатки;
- работать самостоятельно и в коллективе;
- рационально строить самостоятельную
искусства: композицию, форму, ритм, линию, творческую деятельность
цвет, объем, фактуру
− различные художественные материалы для
воплощения собственного художественнотворческого замысла
− о правилах безопасности труда и личной
гигиены
при
работе
с
указанными
инструментами

- организовать место занятий
трудиться,
результата;

добиваться

нужного

- следовать устным инструкциям
адекватно
воспринимать
оценку
руководителя,
принимать
и
сохранять
учебную
− приемы
работы
с
выразительными
средствами (карандаш, акварель, гуашь и задачу

т.д)
− о значении понятий: живопись, рисунок,
пейзаж, натюрморт, портрет, симметрия,
стилизация, композиция
− особенности работы с выразительными
средствами
− о произведениях великих художников
− о видах художественной деятельности

Личностные:
уметь:

−

ставить цель предстоящей творческой работы, обдумывать замысел, находить
необходимый художественный материал;
− проявлять фантазию и воображение;
− учитывать разные мнения, находить ответы на вопросы, формулировать собственное
мнение;
− координировать действия.

Метапредметные:
уметь:
−
−
−
−

совершенствовать трудовые навыки;
организовать свою самостоятельную творческую деятельность;
проявлять эмоциональную отзывчивость;
уважать ценности семьи, признавать ценности здоровья своего и других людей.

− правильно организовать рабочее место;
− бережно и экономно использовать материал.
12

Способы определения результативности освоения программы
Вид результата
Результаты обучения

Результаты развития

Результаты воспитания

Способы оценивания
Анализ детских работ.
Устный опрос (беседа, собеседование).
Подсчет количества выполненных работ и числа побед в
конкурсах по профилю деятельности объединения. Анализ
участия в выставках.
Наблюдение за использованием знаний в практической работе.
Педагогический контроль:
входной (форма – беседа);
текущий (основная форма – наблюдение, собеседование,
участие в обсуждении работ;
итоговый (основная форма – участие в круглом столе).
Анализ мотива прихода обучающегося в объединение.

Формы аттестации и контроля
Эффективность освоения дополнительной общеобразовательной
программы определяется через мониторинг, который предполагает контроль
освоения предметных знаний и умений по виду деятельности,
метапредметных способов деятельности и личностное развитие
обучающегося.
Результаты мониторинга фиксируются в диагностических картах (таблицах)
по всем трём позициям и учитываются при проведении промежуточной и
итоговой аттестации
Промежуточная аттестация проводится согласно Положению
о
системе оценок, форм, порядке и периодичности промежуточной и итоговой
аттестации обучающихся Муниципального бюджетного учреждения
дополнительного образования «Детско-юношеского центра г. Челябинска»
Промежуточная аттестация проводится как оценка результатов обучения за –
полугодие и год.
1-ый год обучения: промежуточная аттестация – декабрь.
Итоговая аттестация – апрель.
Промежуточная и итоговая аттестация обучающихся включает в себя
проверку теоретических знаний и практических умений и навыков учащихся.
Промежуточная аттестация обучающихся может проводиться в следующих
формах: творческие работы, самостоятельные работы репродуктивного
характера; отчетные выставки.
Итоговая аттестация обучающихся может проводиться в форме отчетной
выставки.

13

Календарный учебный график
Этапы образовательного процесса
Начало учебного года
Продолжительность учебного года

1 год обучения
1 сентября
36 недель
144 часа

Продолжительность учебного занятия
30 минут
Промежуточная аттестация

15.12-30.12
15.04-30.04

Итоговая аттестация
31 мая
01.01 -07.01.2024
01.06 -31.08.2024

Окончание учебного года
Каникулы зимние
Каникулы летние

Задачи на 1-й год обучения
Формирование знаний о названии основных и составных цветов, их
эмоциональной характеристики.
Умение пользоваться кистью, красками, палитрой.
Умение использовать площадь листа, изображать предметы крупно.
Овладение начальными навыками выразительного использования трехцветия
(красный, желтый, синий цвета и их смеси).
Подбор краски в соответствии с передаваемым в рисунке настроением.
Воспитание усидчивости, терпения, аккуратности, навыков взаимопомощи.
Умение отличать технику исполнения.

14

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
1 ГОД ОБУЧЕНИЯ

Формы
Кол-во
Практи
Теория
аттестации/конт
часов
ка
роля
Раздел 1. Вводный 4 ч.

Тема

1.1. Вводное занятие. Условия безопасной
2
2
работы. Знакомство с планом работы. Беседа о
пожарной безопасности, о правилах дорожного
движения.
1.2. Смысл рисования? С чего нужно начинать
2
1
учиться рисовать? Материалы и инструменты
художника. Виды изобразительного искусства.
Раздел 2. Живопись 20 ч.

-

-

1

2.1. Цветоведение. «Радуга и праздник
красок!» Основные и составные цвета.
Цветовой круг.
2.2. Королева Кисточка и волшебные
превращения красок.

4

1

3

4

1

3

2.3. Праздник тёплых и холодных цветов

4

1

3

Практическая
работа

2.4. Твоё настроение. Рисуем дождь.

4

1

3

Практическая
работа

2.5. Урок – экскурсия. Волшебные краски
осеннего дерева. Хоровод лесных растений

4

1

3

Практическая
работа

1

3

Практическая
работа

3.1. Волшебная линия

Раздел 3. Рисунок 20ч.
4

Устный опрос
Практическая
работа
Практическая
работа

3.2.Композиция. Выделение композиционного
центра

4

1

3

Практическая
работа

3.3. Создаём красивые узоры из точек.

4

1

3

3.4. Пятно. Удивительные узоры на крыльях у
бабочек
3.5. Форма. Мои любимые игрушки

4

1

3

4

1

3

Практическая
работа
Практическая
работа
Практическая
работа

Раздел 4. Декоративное рисование 18ч.
4.1 Первый снег

2

2

Практическая
работа

4.2. Красавица зима

2

2

Практическая
работа

4.3.Декоративные узоры

2

2

Практическая
работа.

15

4.4. Красота снежинок

2

2

4.5. Дворец Снежной королевы.

2

2

4.6. Новогодняя ёлка

2

2

4.7. Украшения для ёлки

2

2

4.8. Чудесные проделки Мороза

2

2

Промежуточная аттестация

2

Практическая
работа.

Творческая
работа с
элементами
дизайна.
Практическая
работа.
Практическая
работа.
Выставка

Раздел 5. Зимние пейзажи родного края 22ч.
5.1. Посещение картинной галереи
2
5.2. Красота вокруг нас

20

2

18

Практическая
работа
Раздел 6. Элементы формообразования животных и птиц 12ч.
6.1. Наши младшие друзья
6
1
5
Практическая
работа
6.2. Птицы родного края. Рисование снегирей
6
1
5
Практическая
на снегу
работа.
Раздел 7. Пропорции тела и лица человека. 16ч.
7.1. Зимние забавы детей

8

1

7

7.2. Замечательный портрет

8

1

7

1

11

Практическая
работа

14

Практическая
работа
Подготовка к
выставке
Выставка

Практическая
работа
Практическая
работа

Раздел 8. Натюрморт. 12ч.
8.1. Живописный натюрморт
Итоговая аттестация

12

Раздел 9. Линейная перспектива 16ч.
9.1. Комната моей мечты

16

Подготовка к итоговой выставке

2

2

2
144

2
122

Просмотр работ
ИТОГО

16

2

22

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

1 год обучения
Раздел 1. Введение в программу
Тема 1.1. Инструктаж по технике безопасности. Беседа о пожарной
безопасности, о правилах дорожного движения. Знакомство с
программой. Особенности первого года обучения.
Цель и задачи программы. Знакомство с учебным планом первого года
обучения. Основные формы работы. Знакомство детей друг с другом.
Тема 1.2. Смысл рисования. С чего нужно учиться рисовать.
Техника безопасности в изостудии. Организация рабочего места.
Знакомство с художественными материалами и оборудованием. Рисование
простых предметов.
Раздел 2. Живопись
Живопись как язык цвета, цветное изображение мира. Отождествление
художника и волшебника в древние времена.
Тема 2.1. Цветоведение. Цветовые оттенки основных цветов
Теория: Особенности акварели: прозрачность, «нежность». Знакомство
с различными приемами работы акварелью. Особенности рисования по сухой
и влажной бумаге (вливания цвета в цвет).
Экспериментирование в работе с акварелью (снятие краски губкой,
использование соли и выдувание соломинкой акварельных клякс).
Практика: Работа с красками. Выполнение заданий: «Танец дружных
красок», «Ссора красок», «Сказочные коврики», «Витражные окошки».
Тема 2.2. Королева Кисточка и волшебные превращения красок.
Теория: Знакомство с историей возникновения кисти. Различные типы
кистей: жёсткие и мягкие, круглые и плоские, большие и маленькие. Правила
работы и уход за кистями. Понятие различных видов мазков, полученных при
разном нажиме на кисть: «штрих-дождик», «звёздочка», «кирпичик»,
«волна». Главные краски на службе у Королевы Кисточки (красная, синяя,
жёлтая), секрет их волшебства. Способы получения составных цветов путем
смешивания главных красок.
Практика: Выполнение заданий: «Цветик-семицветик», «Радугадуга», «Праздничный букет», «Салют».
Тема 2.3. Праздник тёплых и холодных цветов.
Теория: Знакомство с богатой красочной палитрой на примере
природных явлений (гроза, снежная буря, огонь, извержение вулкана).
Деление цветов на тёплые и холодные. Особенности тёплых цветов
(ощущение тепла, согревания). Особенности холодных цветов (чувство
прохлады). Взаимодополнения тёплых и холодных цветов.
Практика: Выполнение заданий: упражнение на зрительную и
ассоциативную память «Холод – тепло», «Сказочное солнышко», «Золотая
рыбка», «Морское дно», «Зимний лес».
Тема 2.4. Твоё настроение. Рисуем дождь.
17

Теория: Деления цветов на насыщенные (яркие) и малонасыщенные
(блеклые). Насыщенность как степень отличия цвета от серого.
Практика: Приёмы постепенного добавления в яркий цвет белой или
чёрной краски. Блеклые красочные сочетания. Изменения «настроения
цвета» при добавлении белой краски. Цветовые ощущения в результате
добавления белой краски (нежность, лёгкость, воздушность). Цветовые
ощущения при добавлении чёрной краски цвета (тяжесть, тревожность,
загадочность).
Тема 2.5. Урок – экскурсия. Волшебные краски осеннего дерева.
Хоровод лесных растений
Теория: Работа с акварелью, гуашью. Беседа о красоте осенней
природы И.Левитан. «Золотая осень» Сбор осенних листьев. Наблюдать
природу и природные явления. Понимать разницу в изображении природы в
разное время года
Практика: Выполнение заданий: «Сказочный букет», «Дремучий лес».
Раздел 3. Рисунок
Рисунок как непосредственный вид искусства. Рисунок простым
карандашом, фломастером, шариковой или гелевой ручкой, углём, пастелью,
тушью, восковыми мелками.
Тема 3.1. Волшебная линия.
Теория: Линии – начало всех начал. Классификация линий: короткие и
длинные, простые и сложные, толстые и тонкие. «Характер линий» (злой,
весёлый, спокойный, зубастый, хитрый, прыгучий).
Практика: Выполнение заданий: «Линейная фантазия», «Лабиринты».
Тема 3.2. Композиция
Теория: Выделение композиционного центра.
Практика: Рисование предметов природного мира.
Тема 3.3. Создаём красивые узоры из точек
Теория: Точка – «подружка» линии. Способы получения точки на
бумаги: лёгкое касание карандаша, касание другого рисующего предмета.
«Характер точек»: жирные и тонкие, большие и маленькие, круглые и
сложной формы. Техника пуантелизма (создание изображения при помощи
одних лишь точек). Особенности работы в технике пуантелизма с
использованием разнообразных изобразительных материалов (маркеры,
пастель, цветные фломастеры и карандаши).
Практика: Выполнение заданий: «Танец бабочек», «Образ доброго и
злого сказочного героя».
Тема 3.4. Пятно
Теория: Пятно как украшение рисунка. «Характер пятен». Зависимость
пятен от их плотности, размера и тональности. Техника создание пятна в
рисунке. Изображение пятна разными способами: различным нажимом на
рисовальный инструмент, наслоением штрихов друг на друга, нанесением на
лист бумаги множества точек, сеточек или других элементов. Пятно,
18

полученное с помощью заливки тушью (четкий контур, схожесть с
силуэтом).
Практика: Выполнение заданий: «Танец бабочек», «Образ доброго и
злого сказочного героя».
Тема 3.5 Форма.
Теория: Понимание формы предмета. Знакомство с различными
видами форм (геометрическими, природными, фантазийными), способы их
изображения на бумаге. Формы и ассоциации.
Практика: Задания-игры: «Построй сказочный город», «Мои любимые
игрушки».
Раздел 4. Декоративное рисование
Декоративное рисование и его роль в развитии детей младшего
школьного возраста. Декоративное рисование и возможности развития
абстрактного мышления, творческой импровизации ребёнка.
Тема 4.1. «Первый снег» тематическая композиция
Теория: Красота зимней природы. Беседа по картине А.Пластова
«Первый снег». Зимний пейзаж в творчестве русских художников. Холодные
цвета.
Практика: Рисование снега по фону, разными способами. Создавать
элементарные композиции на заданную тему на плоскости. Передавать с
помощью цвета характер и эмоциональное состояние природы.
Тема 4.2. «Красавица зима»
Теория: Рисование на основе наблюдений или представлений за
красотой зимней природы. Беседа по картине К.Коровина «Зимой». Поиск
композиции, индивидуальный творческий подход к цветовому решению,
использование разных художественных материалов.
Практика: Выполнение заданий: Наблюдать природу и природные
явления, различать их характер и эмоциональное состояние. Различать
теплые и холодные цвета. Овладевать основами языка живописи.
Тема 4.3. Декоративные узоры.
Теория: Узоры как средство украшения. Узоры, созданные природой
(снежинки, ледяные узоры на стекле). Узоры, придуманные художником.
Выразительные возможности и многообразие узоров.
Практика: Выполнение заданий с использованием необычных для
рисования предметов – ватных палочек, расчёски, кулинарных формочек.
Тема 4.4. «Красота снежинок»
Теория: Рисование снежинок на цветном фоне. Беседа по картине
С.Ткачева «В зимний праздник деревня»
Практика: Использовать контраст для усиления эмоциональнообразного звучания работы. Создавать элементарные композиции на
заданную тему.
Тема 4.5. Дворец Снежной королевы.
Теория: Ритм геометрических форм. Холодная цветовая гамма. Гуашь.
Рисование композиции. Беседа о сказке «Снежная королева»
19

Х.К. Андерсона.
Практика: Выполнение заданий с использованием необычных для
рисования
предметов,
нетрадиционных
техник
рисования
(акварель+соль+гуашь)
Тема 4.6. «Новогодняя ёлка»
Теория: Рисование композиции. Беседа о наступающем Новом году.
Беседа по картине Н.Рериха «Снегурочка».
Практика: Передавать с помощью ритма движение и эмоциональное
состояние в композиции на плоскости. Создавать элементарные композиции
на заданную тему на плоскости. Поиск композиции Особенности строения
ели и сосны. Красочное оформление новогодней ёлки используя разные
материалы.
Тема 4.7. «Украшения для ёлки».
Теория: Рисование с натуры игрушек на ёлку (шары, бусы, рыбки).
Форма предмета. Плоское и объёмное изображение предметов
Практика: Различать разнообразие форм предметного мира Наблюдать,
сравнивать, сопоставлять, анализировать геометрические формы предметов.
Тема 4.8. «Чудесные проделки Мороза»
Теория: Рисование с использованием нетрадиционных техник.
Практика: Выполнение заданий с использованием необычных для
рисования предметов, нетрадиционных техник рисования (акварель+ соль+
восковые мелки).
Промежуточная аттестация. Выставка работ.
Раздел 5. Зимние пейзажи родного края
Тема 5.1. Посещение картинной галереи.
Теория: Посещение художественных музеев и выставок, знакомство с
произведениями искусства (живописью, графикой, скульптурой).
Тема 5.2. «Красота вокруг нас»
Теория: Рассматривание фотографий зимних пейзажей. Самые
интересные по цвету – утренние или вечерние фотографии. Контраст теплых
и холодных цветов усиливает впечатление таинственности.
. Практика: Обучать приемам создания цветовой гармонии. Развивать
глазомер и чувство цвета. Закреплять умение строить композицию картины.
Воспитывать любознательность, желание совершенствовать художественные
навыки.
Раздел 6. Элементы формообразования животных и птиц
Тема 6.1. Наши младшие друзья.
Теория: Рассматривание изображений различных животных. Беседа на
тему строения тела животных, повадках
Практика: Рисование по памяти или представлению. Простые и сложные
формы. Поэтапное рисование животных, этапы рисования животных на
основе геометрических фигур.

20

Тема 6.2. Снегири прилетели
Теория: Рассматривание изображений различных птиц родного края.
Рисование снегирей на снегу. Беседа на тему строения тела птиц.
Практика: Простые и сложные формы. Поэтапное рисование птиц,
этапы рисования птиц на основе геометрических фигур.
Раздел 7. Пропорции тела и лица человека
Тема 7.1. Зимние забавы детей
Теория: Рассматривание изображений людей в различных позах.
Беседа на тему строения тела человека.
Практика: Изображение человека в движении с передачей особенностей
характерной позы и движений. Макет скелета человека. Наращивание объема
на проволочный макет скелета. Пропорции человеческой фигуры.
Тема 7.2. Замечательный портрет
Теория:
Рассматривание
репродукции
картин
художников
портретистов. Альбомы с семейными фотографиями. Беседа о строении лица
человека.
Практика: Рисование портрета с передачей характерных особенностей
внешнего вида, характера и настроения человека.
Раздел 8. Натюрморт.
Тема 8.1. Живописный натюрморт.
Теория: Рассматривание репродукции картин художников. Использование
предметов быта простых геометрических форм. Компоновка ниже линии
горизонта с фруктами и овощами на фоне.
Практика: Рисование по всему листу бумаги с передачей пропорциональных
и пространственных отношений.
Итоговая аттестация. Практическая работа.
Раздел 9. Линейная перспектива.
Тема 9.1. Комната моей мечты.
Теория: Беседа о законах линейной перспективы интерьера, как строить
перспективу комнаты и предметов в ней. Рассматривание репродукций.
Практика: Выстраивание перспективу куба, как основа будущей комнаты.
Итоговая выставка
Просмотр творческих работ. Оценка, анализ работ самими
обучающимися. Подготовка работ к выставке. Подготовка места выставки.
Выставка работ. Мероприятие для родителей. Подведение итогов учебного
года. Фотоотчёт.

21

4. Методическое обеспечение
1. Обеспечение программы различными видами методической
продукции.
- После изложения теоретических сведений педагог вместе с детьми
переходит к практической деятельности. Метод непосредственного показа
очень важен, т.к. учит детей технике обращения с различными
художественными материалами (акварель, гуашь, пастель, тушь, восковые
мелки). Педагог демонстрирует, как нужно работать с разными
инструментами (кисть, карандаш, перо, палитра и др.). При этом
используется для показа учебная доска или лист бумаги, прикрепленный на
мольберт. Таким образом, педагог раскрывает творческие возможности
работы над определённым заданием.
- Дети после объяснения приступают к работе. Практическая деятельность
обучающихся строится от простого к сложному, от учебных упражнений до
построения композиции.
- В конце занятия для закрепления полученных знаний и умений уместно
провести анализ выполненной работы и разбор типичных ошибок. После
подведения итогов занятия педагог может дать рекомендации детям в виде
домашнего задания.
- Чтобы дети не уставали, а полученные результаты радовали и вызывали
ощущение успеха, задания должны быть зрительно эффектными.
- На первых занятиях особенно важно похвалить каждого ребёнка за
выполненную работу, внушить уверенность в себе, воодушевить на
продолжение обучения.
- Перед началом занятий, а также когда дети устают, полезно проводить
игровую разминку для кистей рук.
- Игровая гимнастика в виде упражнений (рисунок в воздухе) помогает
ребёнку быстрее освоить основы изобразительного творчества.
- Чтобы дети быстро не утомлялись и не теряли интерес к предмету, полезно
вводить смену видов деятельности и чередование технических приёмов с
игровыми заданиями.
- Например, любой акварельный «подмалевок» может послужить фоном для
следующих заданий, где могут быть использованы трафарет, аппликация,
дорисовка тушью, пастелью, мелками и др.
- Нередко игровая смена различных приёмов и техник оказывается настолько
удачной, что из рисунка-«золушки» рождается сказочной красоты «шедевр».
- Удачи окрыляют даже самых неуверенных детей, пробуждают желание
экспериментировать, творить, дать своей фантазии «космическую» свободу.
- В условиях предвкушения удачи образовательный процесс будет проходить
легко, вызывая активный интерес каждого подростка, независимо от его
22

способностей, что приведет к желаемому результату. Ведь художественное
образование не должно ориентироваться только на наиболее способных к
изобразительной деятельности детей.
2. Дидактические материалы
Дидактические материалы (наглядные пособия, демонстрационные
карточки, образцы выполненных заданий и др.) используются на каждом
занятии, кроме занятий по развитию фантазии, воображения и проверочных
занятий.
Детям предоставляется возможность углубить и расширить знания в
процессе познания мира животных, птиц, человека, пейзажа и т.д.

23

Материально-техническое обеспечение
Успешная реализация программы во многом зависит от материальнотехнического обеспечения.
Кабинет для занятий имеет необходимое естественное и электрическое
освещение и достаточную площадь для занятий группы в количестве 10-12
человек (в соответствии с требованиями СанПиН); оборудован необходимой
мебелью: столы, стулья, стеллажи, шкафами для хранения инструментов,
красок. Расходные материалы обеспечиваются за счёт родительских средств.
1.
2.
3.
4.
5.

1.
2.
3.

Мебель
Рабочее место преподавателя:
(стол, доска)
Рабочие столы для учащихся
Стулья
Стеллажи для материалов
Контейнеры
для
индивидуальных
материалов
Дидактические материалы
Фонд лучших работ учащихся по разделам и
темам
Наглядные методические пособия по темам
Презентационные материалы по тематике

24

1/1
5
12
3
2

1
10

Кадровое обеспечение реализации программы
Реализация программы «Весёлый карандаш» должна обеспечиваться
педагогическими кадрами, имеющими: высшее педагогическое образование
и образование в области изобразительного искусства; практические навыки в
области
декоративно-прикладного
искусства.
Помимо
хорошей
профессиональной
подготовки,
педагогу
необходимо
обладать
определенными способностями к работе в сфере художественного творчества
детей, умением создавать общую атмосферу доверия и заинтересованного
общения.
Социальное партнерство при реализации образовательной
программы, взаимодействие с семьей обучающихся
Взаимодействие с родителями в рамках реализации программы
осуществляется по нескольким направлениям: участие в совместных с
детьми праздниках, посещение выставок работ обучающихся, привлечение к
обеспечению
материально-технических
условий.
Социальное
взаимодействие осуществляется и с учреждениями культуры: посещение
выставок, музейных экспозиций, концертов, спектаклей. Активной формой
организации социального партнерства является разработка и реализация
совместных проектов с библиотеками города Челябинска. Обучающиеся
вместе с родителями посещают информационно-просветительские
мероприятия в библиотеках района и города. Союз писателей Челябинска
оказывает помощь в организации встреч с детскими писателями города
Челябинска и иллюстраторами детских книг.

25

Для разработки программы использованы материалы:
- Грибовская А.А. «Ознакомление дошкольников с графикой и живописью»,
Москва «Педагогическое общество.России», 2004 г.
- Уильям Ф. Пауэлл. Основы рисования.
- Курбатова Н.В. «Учимся рисовать», Москва «Слово», 2002 г.
- Рутковская А. «Рисование в начальной школе», Москва, Олма-Пресс, 2003
г.
- Федотова И.В. «Изобразительное искусство», Волгоград «Учитель», 2006 г.
- Фатеева А.А. «Рисуем без кисточки», Ярославль «Академия развития», 2006
г.
- Фиона Уотт «Как научиться рисовать», Москва «Росмэн», 2002 г.
- Фиона Уотт «Я умею рисовать», Москва «Росмэн», 2003 г.
- Шпикалова Т.Я. «Изобразительное искусство», Москва «Просвещение»,
2000 г.
- Шалаева Г.П. «Учимся рисовать», Москва «Слово», 2004 г.
- Сарафанова Н. А. «Подарки к праздникам». Москва «Мир книги» 2005.
- Гибсон Р. «Карнавал. Маски. Костюмы». Москва «Росмэн» 2002.
- Хайнс К., Харви Д., Дангворд Р., Гибсон Р. «Домашний кукольный
театр». Москва «Росмэн» 2002.
- Мартин Б. «Рисуем с удовольствием». Минск «Попурри» 2003.
- Блейк В. « Начинаем рисовать». Минск «Попурри» 2003.

26

Приложение 1
Тестовые материалы
для итогового контрольного опроса обучающихся
на выявление уровня знаний теоретического материала
Первый год обучения
Фами
лия,
имя
ребён
ка

№

1

2

3

4

5

6

7

8

9.

Перечень вопросов

Ответы (в баллах)
Правильный
Не во всём
ответ
правильный
ответ

Какие цвета нужно
смешать, чтобы
получить оранжевый
цвет?
фиолетовый цвет?
зелёный цвет?
Какие цвета
относятся к тёплой
гамме?
Какие цвета
относятся к
холодной гамме?
Что такое
симметрия? Какие
предметы имеют
симметричную
форму?
Какие
геометрические
фигуры ты знаешь?
Чем отличаются
предметы,
изображенные на
первом и дальнем
планах?
Какая разница
между
вертикальным и
горизонтальным
форматом листа?
С чего лучше
начинать рисунок (с
мелких деталей или
с крупных частей)?
Что такое орнамент?

27

Оценка
Неверный
ответ

Мониторинг личностного развития обучающегося в процессе освоения им
дополнительной образовательной программы «Весёлый карандаш»
Ф.И. обучающегося, год
обучения____________________________________________________________
Показатели
Критерии
Степень
Уровень
(оцениваемые
выраженности
параметры)
оцениваемого
1 полугодие 2 полугодие
качества
1. Организационно-волевые качества
Терпение
Способность
Терпения хватает
переносить известные менее, чем на ½
нагрузки в течение занятия
определенного
Более, чем на ½
времени,
занятия
преодолевать
На все занятие
трудности
Воля
Способность активно Волевые усилия
побуждать себя к ребенка
практическим
побуждаются
действиям
извне
Иногда – самим
ребенком
Всегда – самим
ребенком
Самоконтроль
Умение
Ребенок
контролировать свои постоянно
поступки(приводить
действует
под
к должному свои воздействием
действия)
контроля извне
Периодически
контролирует себя
сам
Постоянно
контролирует себя
сам
2. Ориентационные качества
Самооценка
Способность
Завышенная
оценивать
себя
адекватно реальным Заниженная
достижениям
Нормальная
Интерес
к Осознанное участие Продиктован
занятиям
в ребенка в освоении ребенку извне
объединении
образовательной
Периодически
программы
поддерживается
самим ребенком
Постоянно
поддерживается
ребенком
самостоятельно

28

Конфликтность
(отношение
ребенка
к
столкновению
интересов
(спору)
в
процессе
взаимодействия)

3. Поведенческие качества
Способность занять Периодически
определенную
провоцирует
позицию
в конфликты
конфликтной
ситуации

Сам в конфликтах
не
участвует,
старается
их
избежать
Пытается
самостоятельно
уладить
возникающие
конфликты
Тип
Умение
Избегает участия
сотрудничества воспринимать общие в общих делах
(отношение
дела
как
свои
ребенка к общим собственные
делам детского
объединения)
Участвует
при
побуждении извне
Инициативен
в
общих делах

29

30

Мониторинг личностного развития ребенка в процессе освоения им дополнительной образовательной программы
№ группы______________
№ п/п

Ф.И. ребенка

Организационноволевые качества
Терпен Воля Самоко
ие
нтроль

Ориентационные
качества
Самооц
Интерес к
енка
занятиям в
объединении

31

Поведенческие качества
Конфликтность

Тип сотрудничества

32


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».