Акварелька

Оглавление
Информационная карта дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программы «Акварелька»………………………...2
II.
Комплекс основных характеристик программы………………………3
III. Содержание дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программы…………………………………………7
IV. Формы контроля и подведения итогов освоения программы………16
V.
Учебно-методический комплекс программы………………………...17
VI. Материально-техническое обеспечение и оснащённость
образовательного процесса……………………………………………41
VII. Социальное партнерство при реализации образовательной
программы. Кадровое обеспечение реализации программы……….20
VIII. Список литературы и интернет ресурсов…………………………....20
IX. Приложение……………………………………………………………23
I.

I.

Информационная карта дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программы «Акварелька»

Наименование
учреждения,
где
реализуется программа
Наименование
программы

Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования
«Детско-юношеский центр г. Челябинска»
Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа «Акварелька»

Направленность
программы

художественная

Тип программы

модифицированная

Образовательная область
Уровень освоения
Продолжительность
освоения
Возраст обучающихся
Форма организации
образовательного
процесса

искусство, изобразительная деятельность
общекультурный базовый
1 год
5-7 лет
групповая

2

II.

Комплекс основных характеристик программы

Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
художественной направленности «Акварелька» разработана в 2021 году для
детей дошкольного возраста. Содержание программы направлено на
приобщение детей дошкольного возраста к изобразительному творчеству,
освоение традиционных и нетрадиционных техник рисования.
Программа является модифицированной и разработана на основе следующих
нормативно-правовых документов:

– Федеральный закон РФ от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»;
– Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях
прав ребенка в Российской Федерации»;
– Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года (утв.
распоряжением Правительства РФ от 31 марта 2022г. №678-р);
– Национальный проект «Образование» (утв. президиумом Совета при
Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам
(протокол от 24 декабря 2018 г.№16) «Успех каждого ребёнка», «Цифровая
образовательная среда», «Молодые профессионалы», «Социальная
активность»;
– Приказ Министерства просвещения Российской Федерации № 629 от 27
июля 2022 г. «Об утверждении порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам»;
– Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28
сентября 2020 года N 28 об утверждении санитарных правил СП 2.4.364820 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
– Письмо Минобрнауки РФ от 18.11.2015 №09-3242 «О направлении
рекомендаций»
(вместе
с
Методическими
рекомендациями
по
проектированию дополнительных общеразвивающих программ);
– Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025
года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от
29 мая 2015 г. № 996-р);
Документы и локальные акты учреждения:
– Устав МБУДО «ДЮЦ»;
– Программа развития МБУДО «ДЮЦ»;
– Программа воспитания МБУДО «ДЮЦ»;
– Положение МБУДО «ДЮЦ» о дистанционном обучении;
– Положение о системе оценок, форм, порядке и периодичности
промежуточной и итоговой аттестации обучающихся.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Акварелька» художественной направленности. Уровень освоения
3

программы: базовый.
Актуальность программы
Освоение как можно большего числа разнообразных изобразительных
техник позволяет обогащать и развивать внутренний мир детей. Говоря об
изобразительных техниках и материалах, необходимо уточнить, что их
подразделяют на традиционные и нетрадиционные. В первом случае мы
знаем почти все от красок до различных мелков, а во втором затрудняемся
ответить. А, ведь, можно рисовать зубной щеткой и ватой, пальцами и
ладонью, мятой бумагой, свечой, трубочкой гоняя краску (каплю) по листу
бумаги. Нетрадиционная техника рисования помогает детям почувствовать
себя свободными, раскрепоститься, увидеть и передать на бумаге то, что
обычными способами и материалами сделать трудно. А главное то, что
нетрадиционное рисование играет важную роль в общем психическом
развитии ребенка. Ведь самоценным является не конечный продукт –
рисунок, а развитие личности: формирование уверенности в себе, в своих
способностях, самоидентификация в творческой работе, целенаправленность
деятельности.
Отличительные особенности и новизна программы
Изобразительная деятельность с применением нетрадиционных техник и
материалов способствует развитию у ребенка мелкой моторики рук и
тактильного восприятия, пространственной ориентировке на листе бумаги,
глазомера и зрительного восприятия, внимания и усидчивости,
изобразительных навыков и умений, наблюдательности, эмоциональной
отзывчивости, кроме того, в процессе этой деятельности формируются
навыки контроля и самоконтроля. Непосредственно организованная
деятельность с использованием нетрадиционных материалов и техник
помогает ребятам получить информацию о разнообразии окружающего мира,
уточнить свои представления о цвете, форме и размере предметов и их
частей, у них развиваются воображение, мышление, речь. Иными словами,
изобразительная деятельность с применением нетрадиционных техник и
материалов способствует решению ряда задач подготовки детей к школе.
Адресат программы
В реализации данной программы участвуют дети в возрасте 5 -7 лет.
Возрастные особенности.
Старший дошкольный возраст (от 5 до 7 лет). Дети этого возраста обладают
повышенной двигательной активностью. При правильной организации
занятий работоспособность детей может долго не снижаться. Для этого на
занятии
необходимо
чередовать
разнообразную
по
структуре,
направленности и типу деятельности. Рисование – любимое занятие старших
дошкольников, ему они посвящают много времени. Дети с удовольствием
демонстрируют свои рисунки друг другу, обсуждают их содержание,
обмениваются мнениями. Любят устраивать выставки рисунков, гордятся
4

своими успехами. На занятии наибольшее значение имеет не словесное
объяснение, а показ: яркая картинка или слайд, действие. Это запоминается
гораздо сильнее. Занятия должны быть эмоциональными. Для этого
используются творческие игровые ситуации.
Объем общеобразовательной программы.
Срок реализации программы – 1 год. Общее количество часов по программе
составляет 144 часа в год из расчёта 36 учебных недель.
Форма обучения – очная, возможна очная с применением дистанционных
технологий.
Основными
формами организации
образовательного
являются: групповая, подгрупповая, индивидуальная

процесса

Групповая форма позволяет ощутить помощь со стороны друг друга,
учитывает возможности каждого, ориентирована на скорость и качество
работы.
Индивидуальная форма формирует и оттачивает личностные качества
обучающегося, а именно: трудолюбие, усидчивость, аккуратность, точность
и четкость исполнения. Данная организационная форма позволяет готовить
обучающихся к участию в выставках и конкурсах.
Основной формой работы по программе являются учебные занятия:
практикумы, праздники, творческие мастерские, экскурсии и др.
Теоретическая часть даётся в форме мини-лекций, бесед с просмотром
иллюстрированного материала, презентаций и видеоматериала.
Условия набора, режим занятий:
Набор в творческое объединение осуществляется на добровольной
основе по желанию детей и на основании заявления родителей (законных
представителей) обучающихся. Наличие специального уровня подготовки не
предусмотрено. Вступительных испытаний нет. Занятия проводятся в
группах, сочетая принцип группового обучения с индивидуальным
подходом. При этом происходит усложнение творческих заданий в
соответствии с возрастом.
Показатель

1 год обучения

Количество учебных недель в год

36

Периодичность занятий в неделю

2

Продолжительность занятия, часы

2

Количество часов в неделю

4

5

Количество часов в год

144 часа

Продолжительность одного часа занятий составляет 30 минут. Занятия
проводятся с обязательным 10-минутным перерывом, согласно Сан ПиН.
Наполняемость в группах составляет: 10-12 человек. Группы формируются с
учётом возрастных особенностей и индивидуальных возможностей
воспитанников 5 – 7 лет. Допускается отклонения от данного стандарта в
связи с индивидуальным уровнем подготовки обучающегося.
Цель и задачи дополнительной общеобразовательной программы
Цель программы:
Раскрытие творческого потенциала ребёнка
художественно – изобразительными средствами, формирование интереса к
изобразительному искусству посредством освоения нетрадиционных техник
рисования.
Задачи программы:
•
•
•
•
•

развивать воображение, фантазию, художественный вкус;
расширять методы познания окружающей действительности;
формировать культуру личности ребёнка во всех проявлениях;
воспитывать нравственные и эстетические чувства, эмоционально –
ценностное позитивное отношение к себе и окружающему миру;
учить работать индивидуально и в коллективе.
Ожидаемые результаты программы
Личностные:
- проявление интереса к изобразительному творчеству;
- проявление доброжелательности и общительности по отношению к другим
людям;
- проявление трудолюбия, аккуратности, усидчивости, терпения, умения
довести начатое дело до конца;
- понимание экономичного отношения к используемым материалам,
проявление основ культуры труда,
Метапредметные:
- умение организовать своё рабочее место;
- проявление образного мышления, внимания, фантазии;
- проявление творческих способностей;
- проявление коммуникабельности, способности работать в коллективе;
- способность оказать взаимопомощь при выполнении работы;
Предметные:
- способность различать разные техники нетрадиционного рисования,
используя различные художественные материалы и приемы работы с ними;
- владение различными техническими приёмами изображения;
- умение отбирать художественные материалы, средства художественной
выразительности для создания образов природы, человека, явлений и
6

передачи своего отношения к ним.
Воспитательный аспект.
Занятия изобразительным творчеством имеют большие возможности в
реализации воспитательной направленности образования.
Каждое занятие предполагает воспитательные моменты, которые
гармонично вписываются в основную тему и в той или иной степени
способствуют:
- формированию уважения к национальным традициям (беседы, изучение и
выполнение творческих работ по мотивам народного искусства);
- воспитанию чувства патриотизма (просмотр картин великих русских
художников, «День космонавтики», тема ВОВ и др.);
- воспитанию чувства товарищества, чувства личной ответственности,
способности к сотрудничеству (выполнение коллективных творческих работ,
совместных творческих проектов);
- воспитанию нравственных качеств по отношению к окружающим
(доброжелательность, уважение к чужому мнению, уважение к старшим и
пр.);
- воспитанию уважения к труду художника, развитию кругозора, интеллекта
(посещение экскурсий и выставок);
- воспитанию разумной самооценки, ощущению сопричастности к миру
искусства (участие в конкурсах, выставках);
- воспитанию любви к природе, пониманию ее красоты (выполнение
заданий на пейзажную тематику).
Тематика занятий ИЗО позволяет раскрыть перед воспитанниками
ценность человеческого бытия, красоту природы. Акцентируя внимание на
общечеловеческих ценностях (патриотизм, материнство, доброта…) педагог
реализует идею гуманитаризации образования, помогая учащимся осмыслить
роль и место человека в обществе. (Календарный план воспитательной
работы см в «Приложении»)

III.

Содержание программы
Календарный учебный график

Этапы образовательного процесса
Начало учебного года
Продолжительность учебного года

1 год обучения
1 сентября
36 недель
144 часа

Продолжительность учебного занятия
30 минут
Промежуточная аттестация

15.12-30.12
15.04-30.04

Итоговая аттестация
7

Окончание учебного года
Каникулы зимние
Каникулы летние

31 мая
01.01 -07.01
01.06 -31.08

Учебный план дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программы «Акварелька»
№ п/п

Формы
Практи
аттестации/ко
Теория
ка
часов
нтроля

Кол-во

Тема

Раздел 1. Вводный 8ч.

1
1.
1.1.

1.2.
2.
2.1.

Вводное
занятие.
Условия
безопасной работы. Знакомство с
планом работы.

4

Диагностика.
экспериментирование

4

Свободное

1

-

-

3

Практическая
работа

3

Практическая
работа

Раздел 2. Акварель и не только 16 ч.
«Синяя страна». Рисование «Тучи»
по сырому, тональная градация.

4

1

Беседа.
2.2.

«Летят воздушные шары» смешение цветов.

4

1

3

Практическая
работа

2.3.

«Лунный город» восковые мелки
+акварель

4

1

3

Практическая
работа

2.4.

«Чудная ночь» - акварель + соль

4

1

3

Практическая
работа

3.

Раздел 3. Пятнография (монотипия, кляксография, ниткография, мыльная
пена). 20 ч.

3.1.

Волшебные цветы - ниткография

4

1

3

Практическая
работа
Беседа.

3.2.

«Я
в
подводном
кляксография.

4

1

3

Практическая
работа

3.3.

«Бабочка» - монотипия.

4

1

3

Практическая
работа

3.4.

«Букет сирени» – мыльная пена.

4

1

3

Практическая
работа

3.5

«Осенние мотивы»

4

1

3

Практическая

мире»

-

8

работа
Раздел 4. Граттаж (хроматический, ахроматический). 16ч.

4.

4

1

3

Практическая
работа
Беседа.

4.2. «Морское царство» - граттаж.

4

1

3

Практическая
работа

4.3.

«Мудрая сова» - граттаж.

4

1

3

Практическая
работа

4.4.

«Зимняя сказка» - граттаж.

4

1

3

Практическая
работа

4.1 «Сказка о синей птице» граттаж.

5.

5.1.

Раздел 5. Пальчиковая живопись (рисование пальчиками, отпечатки ладошек).
16 ч.
«Блюдо» - витраж.
3
4
1
Практическая
работа
Беседа.

5.2.

«Сказочный лабиринт» - путаница
из линий.

4

1

3

Практическая
работа

5.3.

«Вязаный
узор»
цветовая
гармония из различных линий.

4

1

3

Практическая
работа

5.4.

«Разноцветный мир» - мозаика.

4

1

3

Практическая
работа

Раздел 6. Тычок (ватными палочками, жёсткой кистью). 16 ч.

6.
6.1.

«Утро в зимнем лесу» - тычок

4

1

3

Практическая
работа
Беседа.

6.2.

«Ласковый котенок» - тычок

4

1

3

Практическая
работа

6.3.

«Астры в вазе» - тычок

4

1

3

Практическая
работа

6.4.

«Несуществующее
тычок

4

1

3

Практическая
работа

животное»

-

Раздел 7. Печатание 16 ч.
7.1.

«Дом, в котором я
печатание пенопластом.

живу»

-

4

1

3

Практическая
работа
Беседа.

7.2.

«Цветы

печатание

4

1

3

Практическая

в

вазе»

-

9

работа

пробкой, различные линии.

7.3.

«Воздушный шар» - печатание
пупырчатой пленкой.

4

1

3

Практическая
работа

7.4.

«Ёжик» - рисование мятой бумагой.

4

1

3

Практическая
работа

Раздел 8. Смешанная техника. 32 ч.

8.
8.1.

«По морям, по волнам» рисование с помощью зубной
щетки

4

1

3

Практическая
работа
Беседа.

8.2.

«Ночной город» - граттаж

4

1

3

Практическая
работа

8.3.

«Весенний лес» - набрызг

4

1

3

Практическая
работа

8.4.

«Цветущий куст сирени»
рисование манной крупой

4

1

3

Практическая
работа

8.5.

«Аромат лета» - кляксография

4

1

3

Практическая
работа

8.6.

«Праздничный
салют»
проступающий рисунок

-

4

1

3

Практическая
работа

8.7.

«Деревья отражаются в воде» монотипия

4

1

3

Практическая
работа

8.8.

«Звездное небо»
акварель+соль

4

1

3

Практическая
работа

-

свеча

-

+

Промежуточная аттестация

2

2

Выставка

Итоговое занятие «Я и мое
царство» - рисование любым
нетрадиционным
способом
рисования

2

2

Выставка

ИТОГО

144

34

106

10

Содержание программы
Раздел 1. Введение в программу
1.1. Инструктаж по технике безопасности. Беседа о пожарной
безопасности, о правилах дорожного движения.
a. Знакомство с программой.
Цель и задачи программы. Знакомство с учебным планом обучения.
Основные формы работы. Знакомство детей друг с другом.
Раздел 2. Акварель и не только
Акварель как язык цвета, цветное изображение мира. Помочь детям выразить
через рисунок свои наблюдения и представления о предметах и явлениях
окружающей жизни.
2.1. «Синяя страна». Рисование «Тучи» - по-сырому, тональная
градация.
Теория: Знакомить детей с техникой размывки, вливания цвета в цвет (2 – 3
цвета), а так же познакомить детей с техникой рисования по сырому слою.
Практика: Рисование тучи по сырому листу бумаги. Создание хмурого неба
путем постепенного затемнения одного цвета и переход в другой.
2.2. «Летят воздушные шары» - смешение цветов.
Теория: Знакомить детей с техникой размывки, вливания цвета в цвет (2 – 3
цвета).
Практика: Рисование воздушных шаров путем «вливания» одного цвета в
другой.
2.3. «Лунный город» восковые мелки +акварель
Теория: Дать детям знания о законах композиции и учить применять эти
знания на практике.
Практика: В технике рисования восковыми мелками учить детей рисовать
не только ребром, но и торцом мелка для образования широких, ярких линий.
2.4. «Чудная ночь» - акварель + соль
Теория: Помочь детям выразить через рисунок свои наблюдения и
представления о предметах и явлениях окружающей жизни.
Практика: Использовать в рисовании соль и клейстер для создания
спецэффектов.
11

Раздел 3.
Пятнография (монотипия, кляксография, ниткография,
мыльная пена).
3.1. Волшебные цветы - ниткография
Теория: Познакомить с техникой ниткографии.
Практика: На нить нужно обильно нанести краску, затем произвольно
укладываем нитку петлями и зигзагами на лист бумаги. Накрываем сверху
чистым листом бумаги, плотно прижимают друг к другу рукой, а нить
вытягивают за конец.
3.2. «Я в подводном мире» - кляксография.
Теория: Познакомить с нетрадиционной художественной техникой
кляксографии. Учить пользоваться трубочкой для выдувания клякс.
Практика: На листе бумаги делаются кляксы из красок и с помощью
трубочки раздуваются, далее недостающие детали дорисовываются.
3.3. «Бабочка» - монотипия.
Теория: Познакомить детей с техникой монотипии, а так же одним из
способов смешивания красок - симметричной монотипией.
Практика: На бумаге наносят краску небольшими пятнами, затем лист
сгибают пополам прижимают и проглаживают. Далее лист разворачивают и
недостающие детали дорисовывают.
3.4. «Букет сирени» – мыльная пена.
Теория: Научить детей рисовать при помощи мыльной пены. Учить
пользоваться трубочкой для выдувания мыльной пены.
Практика: Смешиваем в стаканчике с водой гуашь и жидкое мыло.
Вспениваем при помощи трубочки мыльную пену. Аккуратно выкладываем
пену на лист бумаги. Недостающие детали дорисовываем.
3.5. «Осенние мотивы»– закрепление пройденной темы.
Теория: Определение уровня владения нетрадиционными техниками
рисования
Практика: Свободное экспериментирование.
Раздел 4. Граттаж (хроматический, ахроматический).
Знакомство детей с нетрадиционной художественной техникой граттаж
(процарапывание рисунка палочкой, пером).
4.1 «Сказка о синей птице» - граттаж.
12

Теория: Научить детей владеть новым инструментом – палочкой, пером.
Научить владеть новыми выразительными средствами: линия, штрих, пятно.
Раскрыть понятие хроматические цвета (все цвета спектра) и ахроматические
цвета (чёрный, белый, серый).
Практика: Подготовка листа путем покрывания его разными слоями краски,
свечи и туши,
затем создания наброска будущей картины. Далее
процарапывание рисунка.
4.2. «Морское царство» - граттаж.
Теория: Научить детей владеть новым инструментом – палочкой, пером.
Научить владеть новыми выразительными средствами: линия, штрих, пятно.
Практика: Подготовка листа путем покрывания его разными слоями
краски, свечи и туши, затем создания наброска будущей картины. Далее
процарапывание рисунка.
4.3. «Мудрая сова» - граттаж.
Теория: Научить детей владеть новым инструментом – палочкой, пером.
Научить владеть новыми выразительными средствами: линия, штрих, пятно.
Практика: Подготовка листа путем покрывания его разными слоями
краски, свечи и туши, затем создания наброска будущей картины. Далее
процарапывание рисунка.
4.4. «Зимняя сказка» - граттаж.
Теория: Научить детей владеть новым инструментом – палочкой, пером.
Научить владеть новыми выразительными средствами: линия, штрих, пятно.
Практика: Подготовка листа путем покрывания его разными слоями
краски, свечи и туши, затем создания наброска будущей картины. Далее
процарапывание рисунка.
Раздел 5. Пальчиковая живопись (рисование пальчиками, отпечатки
ладошек).
5.1. «Блюдо» - витраж.
Теория: Познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования витраж.
Практика: Начинаем рисование с наброска простым карандашом, затем
покрываем контур клеем ПВА. После высыхания клея закрашиваем
пространство между контурами.
5.2. «Сказочный лабиринт» - путаница из линий.

13

Теория: Показать приёмы получения точек и коротких линий, использовать
точку и линию, как средство выразительности. Рисование с помощью линий
и точек.
Практика: Закрепить навыки рисования слитных линий в разных
направлениях, научить детей чередовать у себя на листе различные формы и
цвета в определённом ритме.
5.3. «Вязаный узор» - цветовая гармония из различных линий.
Теория: Показать приёмы получения точек и коротких линий, использовать
точку и линию, как средство выразительности. Рисование с помощью линий
и точек.
Практика: Закрепить навыки рисования слитных линий в разных
направлениях, научить детей чередовать у себя на листе различные формы и
цвета в определённом ритме.
5.4. «Разноцветный мир» - мозаика.
Теория: Познакомить детей с техникой рисования – мозаика, а так же
создавать разноцветную композицию, чередуя цвета между собой в контуре
рисунка. Практика: Начинаем рисование с наброска простым карандашом,
затем в контуре рисунка создаем мозаичный узор. После этого обводим
линии темным маркером. Раскрашиваем работу, используя средства на выбор
детей.
Раздел 6. Тычок (ватными палочками, жёсткой кистью).
6.1. «Утро в зимнем лесу» - тычок
Теория: Познакомить с новой техникой рисования – тычок жесткой
полусухой кистью.
Практика: Прорисовка контурного рисунка простым карандашом. Далее на
сухую жесткую кисть набираем совсем немного гуаши, держа кисть
вертикально. Делаем сверху «тычки», располагая их внутри контура и по
краю силуэта.
6.2. «Ласковый котёнок» - тычок
Теория: Познакомить с новой техникой рисования – тычок жесткой
полусухой кистью.
Практика: Прорисовка контурного рисунка простым карандашом. Далее на
сухую жесткую кисть набираем совсем немного гуаши, держа кисть
вертикально. Делаем сверху «тычки», располагая их внутри контура и по
краю силуэта.
6.3. «Астры в вазе» - тычок
14

Теория: Познакомить с новой техникой рисования – тычок жесткой
полусухой кистью.
Практика: Прорисовка контурного рисунка простым карандашом. Далее на
сухую жесткую кисть набираем совсем немного гуаши, держа кисть
вертикально. Делаем сверху «тычки», располагая их внутри контура и по
краю силуэта.
6.4. «Несуществующее животное» - тычок
Теория: Познакомить с новой техникой рисования – тычок жесткой
полусухой кистью.
Практика: Прорисовка контурного рисунка простым карандашом. Далее на
сухую жесткую кисть набираем совсем немного гуаши, держа кисть
вертикально. Делаем сверху «тычки», располагая их внутри контура и по
краю силуэта.
Раздел 7. Печатание
7.1. «Дом, в котором я живу» - печатание пенопластом.
Теория: Познакомить детей с техникой печати.
Практика: Рисуем эскиз будущей картины, затем заполняем штампом
рисунок. Далее дорисовываем детали.
7.2. «Цветы в вазе» - печатание пробкой, различные линии.
Теория: Познакомить детей с техникой печати.
Практика: Рисуем эскиз будущей картины, затем заполняем штампом
рисунок. Далее дорисовываем детали.
7.3. «Воздушный шар» - печатание пупырчатой пленкой.
Теория: Познакомить детей с техникой печати.
Практика: Рисуем эскиз будущей картины, затем заполняем штампом
рисунок. Далее дорисовываем детали.
7.4. «Ёжик» - рисование мятой бумагой.
Теория: Познакомить детей с техникой рисования мятой бумагой.
Практика: Рисуем эскиз будущей картины, затем заполняем штампом
рисунок. Далее дорисовываем детали.
Раздел 8. Смешанная техника.
8.1. «По морям, по волнам» - рисование с помощью зубной щетки
15

Теория: Дать детям знания о законах композиции и учить применять эти
знания на практике.
Практика: Рисование деревьев с помощью зубной щетки или жесткой кисти.
8.2. «Ночной город» - граттаж
Теория: Научить детей владеть новым инструментом – палочкой, пером.
Научить владеть новыми выразительными средствами: линия, штрих, пятно.
Практика: Подготовка листа путем покрывания его разными слоями краски,
свечи и туши,
затем создания наброска будущей картины. Далее
процарапывание рисунка.
8.3. «Весенний лес» - набрызг
Теория: Помочь детям выразить через рисунок свои наблюдения и
представления о предметах и явлениях окружающей жизни.
Практика: Рисование деревьев с помощью зубной щетки или жесткой кисти.
8.4. «Цветущий куст сирени» - рисование манной крупой
Теория: Дать детям знания о законах композиции и учить применять эти
знания на практике.
Практика: Рисуем эскиз картины, далее клеем
заполним детали
необходимые для покрытия манной крупой. Посыпаем равномерным слоем
манной крупой.
8.5. «Аромат лета» - кляксография
Теория: Закрепить технику кляксографии. Учить пользоваться трубочкой
для выдувания клякс.
Практика: На листе бумаги делаются кляксы из красок и с помощью
трубочки раздуваются, далее недостающие детали дорисрвываются.
8.6. «Праздничный салют» - проступающий рисунок
Теория: Дать детям знания о законах композиции и учить применять эти
знания на практике.
Практика: В технике рисования восковыми мелками учить детей рисовать
не только ребром, но и торцом мелка для образования широких, ярких
линий.
8.7. «Деревья отражаются в воде» - монотипия
Теория: Познакомить детей с техникой монотипии, а так же одним из
способов смешивания красок
16

Практика: На бумаге наносят краску небольшими пятнами, затем лист
сгибают пополам, прижимают и проглаживают. Далее лист разворачивают и
недостающие детали дорисовывают.
8.8. «Звездное небо» - свеча + акварель+соль
Теория: Помочь детям выразить через рисунок свои наблюдения и
представления о предметах и явлениях окружающей жизни.
Практика: Использовать
спецэффектов.

в

рисовании

соль

Итоговое занятие «Я и мое царство»
нетрадиционным способом рисования

и

свечу
-

для

рисование

создания
любым

Практика: Самостоятельное использование умений, навыков, необходимых
для работы в нетрадиционных техниках.

IV.

Формы контроля и подведения итогов освоения
образовательной программы.

Эффективность освоения дополнительной общеобразовательной
программы определяется через мониторинг (см. Приложение), который
предполагает контроль освоения предметных знаний и умений по виду
деятельности, метапредметных способов деятельности и личностное
развитие обучающегося. Результаты мониторинга фиксируются в
диагностических картах (таблицах) по всем трём позициям и учитываются
при проведении промежуточной и итоговой аттестации (см. Положение о
системе оценок, форм, порядке и периодичности промежуточной и итоговой
аттестации ДЮЦ).*
Вводный контроль (входная диагностика) проводится в начале
учебного года (сентябрь) для определения уровня подготовки обучающихся.
Форма проведения –работа на свободную тему, собеседование.
Текущий контроль проводится по окончании изучения нового
материала в разных формах: практическая работа, самостоятельная работа,
игра-соревнование, опрос-викторина, обсуждение работ (выявление плюсов и
минусов), беседы по теории, истории изобразительного искусства.
Аттестация
Результативность обучения определяется в процессе промежуточной (за
полугодие, в конце декабря) и итоговой аттестации (по окончании курса
обучения, в конце апреля). Целью промежуточной аттестации воспитанников
является выявление уровня развития способностей и личностных качеств
ребенка и их соответствие прогнозируемому результату образовательной
программы на данном этапе обучения (критерии освоения программы
«Теоретический курс», «Практический курс»). Диагностические карты,
заполняемые в конце учебного года, позволяют проследить рост каждого
17

воспитанника и подвести итог по завершении образовательной программы
(см. «Приложение»)
Формы аттестации учащихся: наблюдение педагога, выставки,
конкурсы, тестирование, самостоятельная работа. Работы на выставку
отбираются по критериям оценки.
По результатам прохождения итоговой аттестации может выдаваться
документ об освоении дополнительной общеобразовательной программы с
указанием общего количества часов.
Способы определения результативности освоения программы
Вид результата
Результаты обучения

Результаты развития

Результаты воспитания

V.

Способы оценивания
Анализ детских работ.
Устный опрос (беседа, собеседование).
Подсчет количества выполненных работ. Анализ
участия в выставках.
Наблюдение за использованием знаний в
практической работе.
Педагогический контроль:
входной (форма – беседа);
текущий (основная форма – наблюдение,
собеседование, участие в обсуждении работ;
итоговый (основная форма – участие в круглом
столе).
Наблюдение, оценка активности, включённости
ребёнка в жизнь коллектива

Комплекс организационно-педагогических условий
Методическое обеспечение

1. Обеспечение программы различными видами методической
продукции.
После изложения теоретических сведений педагог вместе с детьми переходит
к практической деятельности. Метод непосредственного показа очень важен,
т.к. учит детей технике обращения с различными художественными
материалами (акварель, гуашь, пастель, тушь, восковые мелки). Педагог
демонстрирует, как нужно работать с разными инструментами (кисть,
карандаш, перо, палитра и др.). При этом используется для показа учебная
доска или лист бумаги, прикрепленный на мольберт. Таким образом, педагог
раскрывает творческие возможности работы над определённым заданием.
- Дети после объяснения приступают к работе. Практическая деятельность
обучающихся строится от простого к сложному, от учебных упражнений до
построения композиции.
18

- В конце занятия для закрепления полученных знаний и умений уместно
провести анализ выполненной работы и разбор типичных ошибок. После
подведения итогов занятия педагог может дать рекомендации детям в виде
домашнего задания.
- Чтобы дети не уставали, а полученные результаты радовали и вызывали
ощущение успеха, задания должны быть зрительно эффектными.
- На первых занятиях особенно важно похвалить каждого ребёнка за
выполненную работу, внушить уверенность в себе, воодушевить на
продолжение обучения.
- Перед началом занятий, а также когда дети устают, полезно проводить
игровую разминку для кистей рук.
- Игровая гимнастика в виде упражнений (рисунок в воздухе) помогает
ребёнку быстрее освоить основы изобразительного творчества.
- Чтобы дети быстро не утомлялись и не теряли интерес к предмету, полезно
вводить смену видов деятельности и чередование технических приёмов с
игровыми заданиями.
- Например, любой акварельный «подмалевок» может послужить фоном для
следующих заданий, где могут быть использованы трафарет, аппликация,
дорисовка тушью, пастелью, мелками и др.
- Нередко игровая смена различных приёмов и техник оказывается настолько
удачной, что из рисунка-«золушки» рождается сказочной красоты «шедевр».
- Удачи окрыляют даже самых неуверенных детей, пробуждают желание
экспериментировать, творить, дать своей фантазии «космическую» свободу.
- В условиях предвкушения удачи образовательный процесс будет проходить
легко, вызывая активный интерес каждого подростка, независимо от его
способностей, что приведет к желаемому результату. Ведь художественное
образование не должно ориентироваться только на наиболее способных к
изобразительной деятельности детей.
2. Дидактические материалы
Дидактические материалы (наглядные пособия, демонстрационные карточки,
образцы выполненных заданий и др.) используются на каждом занятии,
кроме занятий по развитию фантазии, воображения и проверочных занятий.
Детям предоставляется возможность углубить и расширить знания в
процессе познания мира животных, птиц, человека, пейзажа и т.д.

VI. Материально-техническое обеспечение реализации
образовательной программы.
Успешная реализация программы во многом зависит от материальнотехнического обеспечения.
19

Кабинет для занятий имеет необходимое естественное и электрическое
освещение и достаточную площадь для занятий группы в количестве 10
человек (в соответствии с требованиями СанПиН); оборудован необходимой
мебелью: столы, стулья, стеллажи, шкафами для хранения инструментов,
красок. Наличие расходных материалов обеспечивается родителями обучающихся.
№
Наименование оборудования
Количество единиц
Печатные пособия
1
Технические средства обучения
1
Ноутбук
1
2
Монитор
1
3
Магнитная доска
1
Учебно-практическое (учебно-лабораторное, специальное,
инструменты и т. п.) оборудование
1
мольберт
7
2
доска
1
3
клеёнка на рабочий стол
3
4
голова гипсовая
4
5
гипсовая фигура
17
6
карандаш HB, B1, B2, B3
6
7
альбомы
2
8
кисть круглая № 2, 4, 6
10
9
кисть плоская № 2, 4, 6
10
10
гуашь
3 набора
11
акварель
10 наборов
12
восковые мелки
10 наборов
13
палитра
10
14
непроливайка
10
15
16
крафт-бумага
1 рулон
17
тушь
10 банок
Мебель
1
стол
7
2
стул
20
3
шкаф
2
Расходные материалы для занятий (бумага, краски, кисти и др.)
обеспечиваются родителями.

20

VII. Социальное партнерство при реализации образовательной
программы. Кадровое обеспечение реализации программы.
Реализация программы «Акварелька» должна обеспечиваться
педагогическими кадрами, имеющими: высшее педагогическое образование
и образование в области изобразительного искусства; практические навыки в
области
декоративно-прикладного
искусства.
Помимо
хорошей
профессиональной
подготовки,
педагогу
необходимо
обладать
определенными способностями к работе в сфере художественного творчества
детей, умением создавать общую атмосферу доверия и заинтересованного
общения.
Одно из направлений социального партнёрства это взаимодействие
учреждения с семьями обучающихся. Важно сформировать у родителей
понимание их принадлежности к образовательной деятельности.
Взаимодействие с родителями в рамках реализации программы
осуществляется по нескольким направлениям: привлечение к обеспечению
материально-технических условий, участие в совместных с детьми
праздниках, посещение выставок работ обучающихся, совместные экскурсии.
Социальное партнёрство осуществляется и с учреждениями культуры.
Активной формой организации социального партнерства является разработка
и реализация совместных проектов с библиотеками города Челябинска.
Обучающиеся посещают информационно-просветительские мероприятия в
библиотеках. Союз писателей Челябинска оказывает помощь в организации
встреч с детскими писателями города Челябинска и иллюстраторами на базе
структурного объединения. Со стороны обучающихся взаимодействие
выражается в оформлении библиотечных выставок, что позволяет увидеть
пользу от своего творческого труда и получить практические навыки в
оформлении экспозиции.

21

VIII. Список литературы и интернет ресурсов
Список литературы для педагога
1. Комарова Т.С. «Изобразительная деятельность в детском саду» (программа
и методические рекомендации) - М. «Мозаика - Синтез» 2006.
2. Лахути М.Д. «Как научиться рисовать» - М. «РОСМЭН» 2001.
3. Галанов А.С., Корнилова С.Н., и др. Занятия с дошкольниками по
изобразительному искусству. – М.: ТЦ “Сфера”, 1999.
4. Казакова Р.Г. «Рисование с детьми дошкольного возраста: методические
рекомендации.» – М.: Мозаика-Синтез, 2006.
5. Казакова Р.Г. «Рисование с детьми дошкольного возраста»
Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий.– М.: ТЦ Сфера,
2005 г.
6. Борисова Е. Развиваем творческие способности старших дошкольников в
рисовании.// Дошкольное воспитание. – 2002. – №2.
7. Щербакова И.В. «Обучение детей нетрадиционным способам изображения
объектов живой и неживой природы» // Дошкольная педагогика. – 2007. №5, №7, №8.
8. Григорьева Г.Г. «Игровые приёмы в обучении дошкольников
изобразительной деятельности» - М. «Просвещение» 1995.
9. Трофимова М.В., Тарабарина Т.И. «И учёба, и игра: изобразительное
искусство» - Я. «Академия развития» 1997 г.
10. М.Г. Дрезнина «Каждый ребёнок - художник» - М. «ЮВЕНТА» 2002.
11. Женевьев Кастерман «Живопись» Детское справочное бюро. – М. АСТ.
АСТРЕЛЬ 2002.
12. В.И. Вислоушкин «Экспресс – рисование» Программа. – Вуктыл. МУ
«Центр Изобразительного искусства». 2001.
13. Е.В. Баранова, А.М. Савельева «От навыков к творчеству» Обучение
детей 2 – 7 лет технике рисования. М. «Мозаика – Синтез». 2009.
14. Т.В. Калинина «Цветы и травы» Первые успехи в рисовании. С-Пт.
Творческий Центр «Сфера». 2009.
15. Т.В. Калинина «Большой лес» Первые успехи в рисовании. С-Пт.
Творческий Центр «Сфера». 2009.
16. Т.В. Калинина «Башня, растущая в небо» Первые успехи в рисовании. СПт. Творческий Центр «Сфера». 2009.
17. Т.В. Калинина «Птицы, звери, комары и мухи» Первые успехи в
рисовании. С-Пт. Творческий Центр «Сфера». 2009
Список литературы для учащихся
1. Энциклопедия для детей. Искусство. Т.7. Ч. 1. Архитектура,
изобразительное и декоративно-прикладное искусство XVII-XIXвеков. М, 1999.
2. Изобразительное искусство: 4-е изд. - М.: Дрофа, 2003.
3. Ячменева В.В. Занятия и игровые упражнения по художественному
22

4.
5.
6.
7.

творчеству с детьми 7-14 лет. - М.: Туманит. Изд. Центр «Владос», 2003.
Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство: Ч.1. Основы рисунка. –
Обнинск: Титул, 2004.
Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство: Ч.2. Основы живописи.
– Обнинск: Титул, 2005.
Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство: Ч.3. Основы
композиции. – Обнинск: Титул, 2005
Аллекова Е.М. Живопись. - М.: Слово, 2001.
Рекомендуемые интернет - ресурсы

1. Российская академия художеств. Люди, события, факты истории
[Электронный ресурс] : Российская академия художеств. - Режим доступа:
http://www.rah.ru/content/ru/home_container_ru.html.
2. Всемирная энциклопедия искусства [Электронный ресурс] : artprojekt.ru. Режим доступа : http://www.artprojekt.ru/
3. Энциклопедия живописи и графики [Электронный ресурс] : Art-каталог. Режим доступа : http://www.art-catalog.ru/
4. Галерея Arttrans [Электронный ресурс] : каталог русских и
знаменитейших мировых художников. - Режим доступа :
http://www.arttrans.com.ua/sub/artists/
5. История изобразительного искусства. Изобразительное искусство,
архитектура. Русская живопись [Электронный ресурс] : путеводитель по
истории мирового искусства. - Режим доступа : http://la-fa.ru/
6. История русской живописи Александра Бенуа [Электронный ресурс] :
Русская школа живописи XIX веке. - Режим доступа :
http://www.benua-rusart.ru/main.html
7. Уроки рисования [Электронный ресурс] : Opox. - Режим доступа :
http://opox.ru/
8. Библиотека изобразительных искусств [Электронный ресурс] : ArtLib.ru. Режим доступа : http://www.artlib.ru/
9. Русская живопись [Электронный ресурс] : Энциклопедия русской
живописи. - Режим доступа : http://www.artsait.ru/index.htm
10. Музеи стран мира. Художники [Электронный ресурс] : museum-online. Режим доступа : http://museum.museum-online.ru/
11. Коллекция книг о живописи и искусстве [Электронный ресурс] : сайт
для учащихся в художественных учебных заведениях. - Режим доступа :
http://hudozhnikam.ru/index.html
12. Руссие художники – пейзажи [Электронный ресурс] : soft-light.ru. Режим доступа : http://soft-light.ru/pic/20155russkie_khudozhniki__pejjzazhi.html
13. Современное искусство [Электронный ресурс] : интернет магазин
картин. - Режим доступа : http://artnow.ru/ru/index.html
14. Картинная галерея. Книги о живописи [Электронный ресурс] :
энциклопедия живописи. - Режим доступа : http://painting.artyx.ru/
23

15. Цвет : Изобразительное искусство, уроки живописи и рисунка
[Электронный ресурс] : сайт для художников. - Режим доступа :
http://www.linteum.ru/category27.html
16. Основные направления изобразительного искусства XX века
[Электронный ресурс] : 20century-art.ru. - Режим доступа :
http://20centuryart.ru/
17. Галерея живописи [Электронный ресурс] : Виртуальный музей шедевров
мирового искусства. - Режим доступа : http://smallbay.ru/grafica.html
18. Технология живописи [Электронный ресурс] : сайт о живописи. – Режим
доступа : http://paintingart.ru/articles.html
19. Живопись и рисование [Электронный ресурс] : Электронная библиотека.
- Режим доступа : http://rubooks.ws/risovanie/
20. Живопись фигуры – А. А. Унковский [Электронный ресурс] : Коллекция
книг о живописи и искусстве для учащихся в художественных учебных
заведениях. - Режим доступа : http://hudozhnikam.ru/zhivopis_figuri.html
21. Русская портретная живопись 1930 — 1990 годов [Электронный ресурс]
:Ленинградская школа живописи : история, художники, творческое
наследие.
- Режим доступа : http://www.leningradschool.com/port_r.html#54

24

IX. Приложение
1. Игровые задания.
Игра – викторина по изобразительному искусству.
Цель:
расширять знания учащихся по изобразительному искусству
• дать возможность учащимся проявить себя
Интеллектуальная разминка
Я рисую облака,
А внизу течет река.
Коль не хороша картинка,
Я сотру ее…. (резинкой)
•

Краски я на ней мешаю,
Получаю новый цвет.
Не всегда она большая,
Но удобна, спору нет.
С красками она дружна.
Ну, скажите, кто она?(палитра)
Когда художник, независимо от века,
Изобразил нам на картине человека,
То ту картину назовем, сомнений нет,
Конечно, не иначе как... (портрет)
Переставьте буквы в словах так, чтобы получились новые слова,
относящиеся к изобразительному искусству
каркас =к….. (краска)
(красящее вещество)
мольба =……(альбом)
(переплетенные листы)
Этаж + мир = ……. (Эрмитаж)
(Название музея)
Фара + эль =……. (Рафаэль)
Словесное сложение
• Воронье слово + густые водоросли = произведение живописи (Картина)
• Крик вороны + дно предмета = на него вешают занавески (Карниз)
• Лев + тина = художник пейзажист (Левитан)
• Атс + туя = скульптурное изображения человека (статуя)
Расширяем кругозор
Какая школьная оценка «проживает» в картинной галерее
Федор Павлович Решетников «Опять двойка»
Назовите жанр картины

(Пейзаж, Иван Иванович Шишкин. Рожь)
Разновидность пейзажа
Марина (морской пейзаж), Ивана Константиновича Айвазовского.
Название картины Виктора Михайловича Васнецова
Богатыри
Знаете ли вы эту картину Алексея Кондратьевича Саврасова
Грачи прилетели
В каком жанре написана картина Ореста Адамовича Кипренского? Кто
изображен на ней?
Портрет. А.С. Пушкин
Назовите здание, в котором хранятся картины
Третьяковская галерея
2. Мониторинг результатов обучения ребенка по дополнительной
образовательной программе «Акварелька» (диагностические карты)
№ ФИ обучающегося
Результаты
1

Различает разные техники
нетрадиционного рисования,
используя
различные
художественные материалы
и приемы работы с ними;

2

Создает изображения на
плоскости графическими
средствами

Уровни освоения
Предметные результаты

Методы

Высокий:
обучающийся
усвоил
большинство теоретических знаний и
приемов рисования и самостоятельно
применяет их на практике
3 балла
Средний: обучающийся освоил основные
теоретические знания и приемы рисования,
но не может применять их на практике без
помощи педагога
2 балла
Низкий: обучающийся освоил некоторые
теоретические знания, но часто путает их
1 балл
Высокий:
обучающийся
использует
художественные материалы и приёмы
работы с ними для передачи собственного
замысла
3 балла

Наблюде
ние,
беседа

Наблюде
ние,
беседа

Средний:
обучающийся
использует
различные художественные материалы и
приёмы работы с ними для передачи
собственного замысла, но не в полной мере
2 балла

3

Использует выразительные
средства изобразительного

Низкий: обучающийся выполняет каждое
действие, опираясь на подсказку, намек
1 балл
Высокий:
обучающийся
освоил
большинство теоретических знаний и

Наблюде
ние,
26

искусства: композицию,
форму, ритм, линию, цвет,
объем, фактуру; различные
художественные материалы
для воплощения
собственного
художественно-творческого
замысла

4

Выбирает художественные
материалы, средства
художественной
выразительности для
создания образов природы,
человека, явлений и
передачи своего отношения
к ним

самостоятельно применяет их на практике
для
воплощения
собственного
художественно-творческого замысла
3 балла
Средний: обучающийся усвоил основные
теоретические знания, но не может
применять их на практике без помощи
педагога
2 балла
Низкий: обучающийся освоил некоторые
теоретические знания, но не уверен и путает
их, не может на практике обойтись без
помощи педагога
1 балл
Высокий: обучающийся самостоятельно
выполняет эскиз и выбирает выразительные
средства
3 балла

беседа

Наблюде
ние,
беседа

Средний: обучающийся не может обойтись
без помощи педагога в выполнении эскиза и
выборе выразительных средств
2
балла
Низкий: обучающийся с трудом выполняет
эскиз
1 балл

12-высокий 8- средний 4 - низкий

ИТОГ :

Метапредметные
5

Умение определять цель
работы, проявлять
инициативу и
самостоятельность в
обучении

Высокий: обучающийся самостоятельно
определяет
цель
работы,
проявляет
инициативу
и
самостоятельность
в
обучении
3 балла
Средний:
обучающийся
не
всегда
самостоятельно определяет цель работы,
проявляет инициативу и самостоятельность
в обучении
2 балла

Наблюде
ние,
беседа

Низкий:
обучающийся
не
может
самостоятельно определить цель работы,
проявить инициативу и самостоятельность в
обучении
1 балла
6

Навыки самостоятельно
Высокий:
обучающийся
всегда
организовывать своё рабочее самостоятельно организует своё рабочее
место
место
3 балла

Наблюде
ние,
беседа

Средний: обучающийся иногда нарушает
правила организации рабочего места 2
балла
Низкий: обучающийся часто нарушает
правила организации рабочего места 1 балл
7

Рефлексия (то есть
самооценка,
самонаблюдение,
самоконтроль) в процессе

Высокий:
обучающийся
проявляет
самостоятельность мышления почти во всех
моментах работы с педагогом, не боится
высказывать своё мнение, умеет доказывать

Наблюде
ние,
беседа
27

работы над изображением

его

3 балла

Средний:
обучающийся
проявляет
самостоятельность мышления в некоторых
моментах работы, иногда высказывает своё
мнение, не всегда приводит аргументы в
пользу своей точки зрения
2 балла
Низкий: обучающийся редко проявляет
самостоятельность мышления, почти не
высказывает своё мнение и не может его
доказать
1 балл
Умение выразить и отстоять
свою точку зрения, принять
другую

8

Высокий:
обучающийся
осознанно
выражает и отстаивает свою точку зрения, в
процессе работы способен принять другую
3 балла

Наблюде
ние,
беседа

Средний: обучающийся пытается отстаивать
свою точку зрения, но не всегда слышит
мнение педагога и сверстников
2 балла

Способность ставить и
формулировать для себя
цели действий,
прогнозировать результаты,
анализировать их (причём
как положительные, так и
отрицательные), делать
выводы в процессе работы и
по её окончании,
корректировать намеченный
план, ставить новые цели

9

Низкий: обучающийся путается в принятии
решений, с трудом отстаивает свою точку
зрения, не слышит мнение окружающих
1 балл
Высокий:
обучающийся
ставит
и
формулирует для себя цели действий,
прогнозирует результаты, анализирует их,
делает выводы в процессе работы и по её
окончании, корректирует намеченный план,
ставит новые цели
3 балла

Наблюде
ние,
беседа

Средний: обучающийся не всегда ставит и
формулирует для себя цели действий,
прогнозирует и анализирует результаты,
делает выводы в процессе работы и по её
окончании.
2 балла
Низкий: обучающийся не способен ставить
и формулировать для себя цели действий,
прогнозировать результаты, анализировать
их, делать выводы в процессе работы и по
её окончании.
1
балл

15 – высокий; 10– средний; 5 - низкий

ИТОГ:

Личностные
10

Осознанное оказание
поддержки и помощи
другому, взаимопонимание

Высокий: обучающийся демонстрирует
готовность к осознанному оказанию
поддержки и помощи другому
3 балла

Наблюде
ние,
беседа

Средний:
обучающийся
не
всегда
демонстрирует готовность к осознанному
оказанию поддержки и помощи другому
2 балла
Низкий:
обучающийся
не
готов
к
28

осознанному
помощи
1 балл

оказанию

поддержки и
другому

11

Мотивация к конкурсной и
выставочной деятельности

Высокий: обучающийся всегда проявляет
интерес к участию в выставках и конкурсах
и часто самостоятельно участвует в них
3 балла
Средний: обучающийся проявляет интерес к
участию в выставках и конкурсах, но сам
редко проявляет инициативу участия
2 балла
Низкий: обучающийся не проявляет интерес
к участию в выставках и конкурсах 1 балл

Наблюде
ние,
беседа

12

Ответственное отношение к
учению, готовность и
способность к саморазвитию

Высокий: обучающийся всегда проявляет
ответственность в работе, готовность и
способность к саморазвитию
3 балла

Наблюде
ние,
беседа

Средний: проявление ответственности у
обучающегося наблюдается лишь на
некоторых этапах работы, готовность и
способность к саморазвитию проявляются
не активно
2
балла
Низкий:
поведение
обучающегося
в
отношении
работы
нередко
требует
внимания учителя и напоминаний о
необходимости быть ответственным 1 балл
Аккуратность и
пунктуальность

Высокий: обучающийся вовремя приходит
на занятия, опрятно выглядит, без подсказки
убирает рабочее место
3 балла
Средний: обучающийся иногда опаздывает
на занятия, забывает необходимые
инструменты для работы, убирает рабочее
место с подсказки педагога
2 балла
Низкий: обучающийся часто опаздывает на
занятия, не опрятно выглядит, не убирает
рабочее место
1 балл
12 – высокий; 8 – средний; 4 – низкий;
ИТОГ:
13

Наблюде
ние,
беседа

3. Критерии оценки работ
Критерии оценки творческой работы

№
п\п

1.

Критерии оценки

Степень выраженности критерия Баллы

Последовательность выполнения

Последовательность нарушена

1 балл
29

работы

2.

3.

Последовательность выполнена
частично правильно

2 балла

Последовательность выполнения 3 балла
работы выполнена грамотно
Работа выполнена не аккуратно 1 балл
Аккуратность частичная
2 балла

Аккуратность работы

Проявление творческой
самостоятельности при работе

Работа выполнена грамотно
Работа выполняется под
руководством руководителя
Обучающийся частично
применяет творческую
самостоятельность

3 балла
1 балл

Обучающийся самостоятельно
реализует творческий замысел

3 балла

2 балла

0-2 - низкий уровень освоения программы;
3-7- средний уровень освоения программы;
8-12 - высокий уровень освоения программы

Критерии оценки выставочной работы
№
п/п

Критерии оценки
выставочной работы
Композиция

Освоение
художественных
материалов

Степень выраженности критерия
Композиция соответствует замыслу.
Компонует предметы в листе простой
композиции.
Композиция соответствует замыслу.
Изображаемые предметы уравновешены
в плоскости листа.
Композиция соответствует замыслу.
Изображаемые предметы уравновешены
в плоскости листа.
Детальность
изображения.
Выбор
материала
в
соответствии
с
замыслом.
Законченность
работы
(полное
наполнение листа цветом и тоном).
Умеет
пользоваться
карандашами,
фломастерами, мелками.
Законченность работы (полное
наполнение листа цветом). Умеет
пользоваться гуашью, карандашами и
другими графическими материалами.
Аккуратность при работе с контуром.
Законченность работы
(полное
наполнение листа цветом).
Умеет пользоваться
гуашью,
акварелью

Баллы
1

2

3

1

2

3

30

карандашами и другими графическими
материалами. Аккуратность при работе с
контуром. Аккуратность при работе с
деталями.
Цветовое решение

Использование в работе открытых и
сложных цветов (работа с палитрой).
Умение отличать тепло-холодные цвета.
Использование в работе открытых и
сложных цветов (работа с палитрой).
Применение сложного чистого цвета в
работе с гуашью. Создание теплого и
холодного оттенка одного цвета.
Использование в работе открытых и
сложных цветов (работа с палитрой).
Применение сложного чистого цвета в
работе с акварелью или гуашью.
Создание теплого и холодного оттенка
одного цвета. Умеет с помощью цвета
сделать необходимый акцент в работе.

1

2

3

31

4. Календарный план воспитательной работы
№
п/п

Название события,
мероприятия

Форма
проведения

Сроки

Воспитательный результат

1

День открытых дверей.
Выставка работ
участников
творческого
объединения за 20222023 уч.г.
«Дети – дороги, дороги
- опасны»

Выставка

Сентябрь

Познакомить детей и родителей с
объединениями и рассказать об
обучении.

Беседа
Игра-викторина

Сентябрь

3

День Матери «Моя
Мама»

Беседа, работа в
объединении

Ноябрь

4

День народного
единства «В дружбе сила!».

Беседа, работа в
объединении

Ноябрь

5

Новогодний праздник
«Праздник к нам
приходит».

Беседа, работа в
объединении

Декабрь

Расширение знаний правил
дорожного движения и правил
безопасного поведения на улице.
Расширить представления о
празднике «День Матери», вызвать
положительные эмоции от
совместной работы в процессе
продуктивной деятельности
Знакомство детей с историей
праздника. Воспитание у детей
патриотических чувств, любовь к
Родине.
Расширить представления о
празднике «Новый год», вызвать
положительные эмоции от
совместной работы в процессе

2

Информационный продукт,
иллюстрирующий
успешное достижение цели
события (ссылки на
размещение)
Размещение фото и
видеоотчётов на сайте и в
сообществе ДЮЦ в ВК

Фотоотчёт
Выставка рисунков.
Оформление афиши к
театральной постановке.
Выставка рисунков

Выставка рисунков.
Оформление афиши к
театральной постановке.

6

«Я в ответе за
собственное здоровье»

Беседа

Декабрь

7

«День Защитника
Отечества»

Беседа, работа в
объединении

Февраль

8

Масленичная неделя

Беседа, работа в
объединении

Февраль

9

Международный
женский день «8
марта»

Беседа, работа в
объединении

Март

10

Профилактическая
беседа «Нет
алкоголизму и
табакокурению!»

Беседа

Март

продуктивной деятельности
Познакомить детей с основными
ценностями здорового образа жизни.
Формировать знания о здоровье, как
его поддерживать и беречь. Дать
детям представление о привычках.
Расширить представления о
празднике «День Защитника
Отечества», вызвать чувство
гордости за Российскую армию,
желание быть похожими на сильных
и смелых воинов
Расширить представления о
«Масленицы», вызвать
положительные эмоции от
совместной работы в процессе
продуктивной деятельности
Знакомство с историей
возникновения праздника.
Воспитание любви к матери и
уважения к женщине, расширение
представления детей о весеннем
празднике – 8 Марта.
Формирование активного
негативного отношения детей к
табакокурению и алкоголю.
Формированию здорового образа

Просмотр документального
фильма.

Выставка рисунков.
Просмотр патриотического
фильма

Выставка рисунков.
Проведение народных игр.
Совместное приготовление
угощения к масленице.
Выставка рисунков.
Изготовление подарка для
Мамы.

Просмотр документального
фильма о вреде алкоголя и
табакокурения.
33

11

«День космонавтики»

Беседа, работа в
объединении

Апрель

12

Праздник Светлой
Пасхи

Беседа, работа в
объединении

Апрель

13

Беседа, работа в
объединении

Май

14

Конкурс рисунков на
асфальте "Миру-мир!",
посвященный
Международному Дню
мира.
День Победы

Беседа, работа в
объединении

Май

15

"Внимание – дети!".

Беседа

Май

жизни
Познакомить детей с историей
развития отечественной
космонавтики, с теми, кто внес свой
вклад в покорение космоса.
Воспитывать чувство гордости за
свою Родину.
Расширить представления о
празднике «Пасха», вызвать
положительные эмоции от
совместной работы в процессе
продуктивной деятельности
Повышение интереса к
изобразительному искусству.
Раскрытию творческого потенциала,
заложенного в детях.
Расширить знания детей о празднике
«День Победы», о том, как
защищали свою страну русские
люди в годы Великой
Отечественной войны. Воспитание
патриотизма у детей, вызвать
положительные эмоции от
совместной работы в процессе
продуктивной деятельности
Расширение знаний правил

Выставка рисунков

Выставка рисунков.
Оформление афиши к
театральной постановке.
Рисунки на асфальте

Выставка рисунков.
Оформление афиши к
театральной постановке.

Рисунки на асфальте
34

Беседы "Опасное
движение. Рисунки на
асфальте "Светофор".

Работа на улице

дорожного движения и правил
безопасного поведения на улице.

35


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».