Анализ воспитательной работы МБУДО «ДЮЦ»
2024 - 2025 учебный год.
В 2024-2025 учебном году в ДЮЦ была реализована
Программа воспитания.
Программа воспитания МБУДО «ДЮЦ» направлена на
приобщение обучающихся к российским традиционным духовным
ценностям, правилам и нормам поведения в обществе, а также
решение проблем гармоничного вхождения обучающихся в
социальный мир и налаживания ответственных взаимоотношений с
окружающими их людьми.
Реализация цели осуществляется через решение следующих задач:
- реализовывать воспитательные возможности общих ключевых дел;
сохранение и развития традиций ДЮЦ ;
- реализовывать потенциал руководителя творческого объединения
(педагога дополнительного образования) в воспитании обучающихся,
поддерживать активное участие детского сообщества объединения в
жизнедеятельности ДЮЦ;
- использовать в воспитании детей возможности учебного занятия,
поддерживать использование интерактивных форм занятий с
обучающимися;
- организовать работу с родителями обучающихся (законными
представителями), направленную на совместное решение проблем
личностного развития детей;
- обеспечить профилактику асоциального поведения, ориентировать
обучающихся на здоровый образ жизни;
- организовать профессиональную ориентацию ;
- формировать социальную активность обучающихся, включить их в
общественно-политическую,
социальную,
культурную
жизнь
общества;
актуализировать
медиа-ресурс,
обеспечив
формирование
современной цифровой образовательной среды;
- развивать наставничество, волонтерское движение в Детскоюношеском центре.
Практическая реализация цели и задач воспитания в 2024-2025
учебном году осуществлялась в рамках следующих направлений
воспитательной работы учреждения:
Модуль
«Ключевые
культурно-образовательные
события»;
- Модуль «Воспитание в детском объединении»;
- Модуль «Воспитание на учебном занятии»;
- Модуль «Взаимодействие с родителями»;
- Модуль «Здоровье сбережение»;
- Модуль «Профессиональное самоопределение»;
1
- Модуль «Социальная активность»;
- Модуль «Медиа-ресурс»;
- Модуль «Наставничество и волонтёрство»;
Определены ключевые идеи учебного года:
- включенность в деятельность Российского движения детей и
молодежи;
- актуализация проекта «Памятные места родного края»;
- организационно-педагогическое сопровождение профессионального
самоопределения обучающихся;
- реализации проекта «Механизмы вовлечения обучающихся в
активную социальную практику через проектную деятельность»;
- развитие самоуправления учащихся, предоставления им реальной
возможности участия в деятельности творческих и общественных
объединений различной направленности через проект «Равныйравному».
Ключевые дела – комплекс коллективных творческих дел и акций,
интересных и значимых для обучающихся, объединяющих их в единый
коллектив Детско-юношеского центра.
На городском уровне
Календарь образовательных событий для обучающихся и воспитанников
муниципальных образовательных организаций города Челябинска,
Челябинской области на учебный год.
На уровне учреждения:
В данный модуль входят проект «Мы вместе!»; проект «Памятные места
родного края»; раздел «Безопасность»; летняя оздоровительная кампания;
создание предметно-эстетической среды.
На уровне творческих объединений:
выбор и делегирование представителей творческих объединений в
актив учреждения, ответственных за подготовку общих ключевых дел;
участие творческих объединений в реализации общих ключевых дел;
рефлексия в рамках творческого объединения итогов участия в общих
ключевых дел.
На индивидуальном уровне:
вовлечение по возможности каждого ребенка в ключевые дела
учреждения в одной из возможных для них ролей: сценаристов,
постановщиков, исполнителей, ведущих, декораторов, музыкальных
редакторов, корреспондентов, ответственных за костюмы и
оборудование, ответственных за приглашение и встречу гостей и т.п.);
индивидуальная помощь ребенку (при необходимости) в освоении
навыков подготовки, проведения и анализа ключевых дел;
наблюдение за поведением ребенка в ситуациях подготовки,
проведения и анализа ключевых дел, за его отношениями со
2
сверстниками, старшими и младшими ребятами, с педагогами и
другими взрослыми;
при необходимости коррекция поведения ребенка через частные
беседы с ним, через включение его в совместную работу с другими
детьми, которые могли бы стать хорошим примером для ребенка, через
предложение взять в следующем ключевом деле на себя роль
ответственного за тот или иной фрагмент общей работы.
Событийный ряд реализации ключевых идей учебного года.
1.
В сентябре 2024 года внесены корректировки в
документацию
первичного
отделения
Общероссийского
общественно-государственного движения детей и молодежи
«Движение первых» Детско-юношеского центра. Так же произошла
смена руководителей Движения на базе МБУДО «ДЮЦ».
Представители всех структурных подразделений – познакомились с
направлениями деятельности, с планами на текущий год и миссией и
основополагающими принципами «Движения первых», намечены
перспективы участия в событиях РДДМ.
2.
Актуализирован проект «Памятные места родного края»,
целью которого является познакомить детей с природой, историей,
архитектурой, традициями жителей Южного Урала. Помимо
традиционно практикуемых экскурсий в музеи, выставочные центры
Челябинска, диапазон проекта расширился: воспитанники ДЮЦ
приняли участие в проекте «Маршруты Танкограда» - автобусная
экскурсия по знаковым местам Ленинского района, неоднократно
посещали памятники города Челябинска, связанные с историей
Великой Отечественной войны; Центр исторического наследия
ЮУЖД; Музей воинов-интернационалистов; организованы просмотр
фильмов «Мы живем в Аркаиме», «Учу историю по улицам своим»,
виртуальная фото- экскурсия по Таганаю, изучение материалов
образовательного проекта
«Южноуральский краекториум. Окно в историю». Воспитанники
приняли участие в творческих конкурсах, в которых отражается тема
родного края, национальных традиций и общекультурных ценностей:
«БуквART: челябинская азбука» (Центр историко-культурного
наследия г. Челябинска),
«Моя малая Родина», «Улицы Челябинска», «Красота Божьего мира»
в рамках Образовательных Рождественских встреч. Почти 70 %
педагогов ведут постоянную просветительную работу по повышению
общекультурного
уровня
учащихся,
стимулируя
интерес
воспитанников к истории, культуре, традициям, народам Урала;
продвигая положительный образ родного города, Малой Родины,
формируя у детей и молодежи гражданскую идентичность.
3
3.
В
рамках
организационно-педагогического
сопровождения профессионального самоопределения обучающихся
практически все
педагоги используют потенциал своей
направленности. В целевой установке учебного процесса –
получение
необходимых
предметных
и
метапредметных
компетенций. Формирование личностный компетенций, мотивации к
выбору будущей профессии учебного занятия не всегда достаточно.
Педагоги расширяют поле воспитательного пространства, давая
возможность воспитаннику понять свои возможности, определиться
с выбором. С этой целью около 800 воспитанников всех СП
подключились
к
проекту
на
сайте
"Проектория"
https://proektoria.online/lessons, где смогли прослушать цикл уроков
по профориентации от профессиональных спикеров, узнать о новых
технологиях, познакомится с современными профессиями.
4.
Положительный опыт системы профориентационной
работы имеют педагоги структурных подразделений:
Клуб «Орленок»: профориентационные беседы на тему
поступления и подготовки портфолио в колледжи и школу искусств
«Обзор творческих вузов и школ искусств»; посещение
обучающимися с родителями Дня открытых дверей в ЮУрГИИ им.
Чайковского и ЮУрГК, школы искусств № 4; встречи с интересными
людьми, профессионалами своего дела, просмотр и обсуждение
видео-интервью «Диалог с художником: Любовь Серова», «Судьба и
творчество» Челябинского музея изобразительных искусств;
авторская презентация «Творческие профессии» и т.д.
Клуб «Орбита»: цикл обзорных бесед «Знакомство с
профессиями»: знакомство детей с профессиями: артиста театра,
преподавателя сценической речи ,оформителя, вокалиста, мастера
швейного дела, шахматиста, тренера по шахматам, художника (на
занятиях), кукловода (экскурсия в кукольный театр), пожарный
(экскурсия на пожарную выставку).
Клуб «Спутник»:
Составление
профессиограммы по специальностям родителей, презентации
«Профессия моих родителей», ознакомительные экскурсии в
МИДИС, ЧГИК, встреча с выпускниками, Летняя трудовая практика.
Клуб «Лад»: помощь в профориентации обучающихся, в
выборе профессии, ознакомлении с направлениями обучения
художественному
творчеству
осуществляется
следующей
деятельностью:
посещение
спектаклей
в
Челябинском
государственном институте культуры, где дети имели возможность
не просто быть зрителем, но и пообщаться со студентами, узнать из
первых уст про учебу, получить советы тем, кто рассматривает
вариант поступления на факультет театра, кино и телевидения.
4
Так же ребята, вместе с педагогами побывали на экскурсии в
Камерном театре, где познакомились с различными театральными
профессиями. Для воспитанников ТО «Аккорд» были проведены
беседы на тему выбора профессий на примере известных российских
бардов.
- СП «ДЮЦ»: просмотр и обсуждение видео-роликов « Профессиишвея и портной», «О профессии закройщик- портной»,« Профессиядизайнер одежды: где учиться» (Гоголева О.П.); организация и
проведение программ «Отдел кадров будущего», «Навигатор в
будущее» ,
«Мир профессий» (Баркеева Д.Р., Валитова И.С., Анисина З.Д.);
научно- проектная деятельность по профилю, лекции практикующих
мастеров, посещение творческих фестивалей: «Платье города – 2025
г.», «Парад мод» (Марьина А.Р.).
- Разработка и реализация экскурсионных маршрутов были
организованы для воспитанников творческих объединений МБУДО
«ДЮЦ». Было затронуто несколько аспектов - это и профориентация
(работа экскурсовода), и реализация проекта «Я-Наставник»
(экскурсии проводятся для обучающихся объединений), а так же
проекта «Памятные места родного края». Экскурсии разработаны по
Ленинскому району: «По улице Новороссийской», «Озеро Смолино»,
«Храм «Утоли моя печали».
5.
В рамках городской опорной площадки «Механизмы
вовлечения обучающихся в активную социальную практику через
проектную
деятельность»
коллективы
ДЮЦ
продолжили
реализацию социальных проектов, разработанных в 2021-2022
учебном году. В 2 0 2 5 г о д у б ы л и п р е з е н т о в а н ы и
реализованы следующие проекты:
1. «Здоровая Россия – Общее Дело»
Руководитель – Валитова Ирина Сергеевна
2. «Учимся помогать»
Руководитель – Анисина Злата Дмитриевна
3. «Школа волонтёра»
Руководители – Иванова Любовь Александровна, Валитова Ирина Сергеевна
4. «Я – мастер»
Руководитель – Гуляева Лариса Анатольевна
5. «Апсайклинг. Подари жизнь старым вещам»
Руководитель – Гоголева Ольга Павловна
6. «Помощь приюту для животных - инвалидов «Спаси меня»»
Руководители – Горшенина Людмила Владимировна
7. «Подарок другу»
Руководители – Шелпакова Ирина Владимировна, Васикова Светлана
Юрьевна,
18
Конусикова Екатерина Борисовна, Бархатова Татьяна Анатольевна
Проектная деятельность как одна из наиболее эффективных
форм организации воспитательного процесса продолжается и
находит новые деятельностные выходы. Воспитанники ДЮЦ
приняли участие в социальных проектах «Помощь природе» (сбор
макулатуры, батареек, крышек от пластиковых бутылок для
вторичной переработки), «ВоБлаго» (сбор вещей для семей,
попавших в трудную жизненную ситуацию), социальном проекте по
сбору корма для приюта бездомных животных « Каштанка»,
Благотворительных проектах "Я хочу говорить!" (проект направлен
на содействие обучению детей с тяжелыми нарушениями речи и
опорно-двигательной
системы
навыку
альтернативной
коммуникации), «Свет творчества» на базе ГАУЗ «Челябинской
областной детской клинической больницы». Воспитанники клуба
«Орбита» приняли участие в городских семинарах «Команда
лета», проводимых центром
«Креатив». Ребята разработали и защитили проект, который
планируют осуществить во время летнего отдыха в отрядах ДЮЦ и
клуба «Орбита».
Участники волонтёрского движения, под руководством Ирины
Сергеевны Валитовой, в рамках грантовых проектов, организовали
ряд мероприятий по формированию здорового образа жизни.
Участие в проектах способствует формированию
активной гражданской позиции, личной сопричастности ,
росту самосознания.
6.
Практика наставничества (проект «Ровесник-ровеснику»)
широко применяется в деятельности многих объединений.
Воспитанники транслируют свои навыки и умения в учебной
деятельности, помогая младшим в освоении образовательной
программы, выступают в роли организаторов праздников, турниров,
мероприятий для родителей, гостей, своих ровесников, проявляют
инициативу в общественно-полезной деятельности. В этом учебном
году проект «Равный-равному» с целевой установкой развития
самоуправления, реальной возможностью деятельностного участия в
творческих и социально-значимых событиях нашел свое выражение
в реализации проекта «Я-Наставник».
Цель проекта: создание условий для реализации творческого
потенциала воспитанников через участие в проекте «Я – Наставник».
Задачи проекта:
создания единого образовательного пространства для
реализации приоритетных направлений Программы воспитания
ДЮЦ,
поддержка социально активных обучающихся,
18
мотивация к самореализации посредством трансляции
сверстникам собственного практического опыта в различных сферах
деятельности.
19 октября был дан старт проекта. В мероприятии приняли участие
157 воспитанников из всех структурных подразделений ДЮЦ, 13
педагогов, 9 вожатых и приглашенные гости. День был насыщен
мероприятиями. Завершились сборы рефлексией и подведением
итогов.
В ноябре для участников проекта проведены обучающие
семинары
«Актёрское
мастерство»,
«Эффективное
общение»,
«Психология
общения»,
«Педагогический ликбез», «Медиа сопровождение», в содержание
которых полезные знания для тех, кто очень скоро выйдет перед
своими сверстниками в роли Наставника.
В конце декабря ребята встретились вновь на праздничной
предновогодней программе программе.
В феврале участники проекта, теперь уже в роли наставников,
проводили свои мастер-классы для своих сверстников. Мастерклассы были записаны на видео и представлены экспертам для
анализа, оценки творческого потенциала ребят, выработки
рекомендаций.
39 наставников в самых различных направлениях творчества
продемонстрировали свой уровень владения материалом, умение
контактировать с аудиторией,
своё обаяние.
В марте во всех структурных подразделениях прошли
творческие мастерские в самых разнообразных форматах, где
участники проекта вновь пробовали себя в роли наставников. Так
ребята головного здания ДЮЦ провели «вертушку».. Были
сформированы 7 команд из воспитанников объединений, и они по
очереди проходили мастер-классы , проводимые своими
ровесниками.
Проект расширил свои границы и в феврале были организованы
мастер – классы (образовательный интенсив) для сотрудников
образовательных организаций Ленинского района, которые проведи
для них педагоги МБУДО «ДЮЦ». Участники смогли не только
услышать рекомендации спикеров, но и поделиться своим опытом. В
лаборатории приняли участие 150 человек, из них педагоги
дополнительного
образования
и
заместители
директоров
образовательных организаций.
Всего в проекте приняли участие 87 обучающихся от 23
педагогов . На Церемонии подведения итогов каждому из них был
вручен сертификат участника проекта, самым активным, принявшим
18
участие во всех событиях проекта и победителей в рейтинге мастерклассов к сертификатам прилагались подарки, предоставленные
нашим социальным партнѐром О.А. Толмачевым , депутатом
Челябинской Городской Думы, генеральным директором кампании
«Ниагара».
Событийный ряд проекта был логически выстроен на
протяжении всего учебного года: точка отсчёта «Образовательный
интенсив»: мотивация к пробе сил, выход на новый уровень
самопознания – цикл обучающих семинаров: мотивация к
саморазвитию, ликвидация «болевых точек» - Новогодний
нетворкинг: релаксация, мотивация к дружескому общению ,
обретение близких по
духу товарищей
–
Практикум:
Мастер-классы,
«Творческая гостиная»: проба сил, мотивация к деятельности –
Церемония награждения: подведение итогов, ситуация успеха,
мотивация к развитию. В целом проект способствовал
формированию у воспитанников уверенности в
своих силах, развитию психологической уверенности перед публичными
выступлениями, стремлению к постоянному саморазвитию.
В штатном режиме были реализованы и остальные модули Программы.
Достижения обучающихся и их коллективов (объединений, команд) в
олимпиадах, конкурсах, соревнованиях.
Конкурсная деятельность занимает важное место в организации
образовательного
и
воспитательного
процесса
в
учреждениях
дополнительного образования. Она помогает выявлять индивидуальные
способности учащихся, способствует развитию творческой личности,
самообразованию и стимулирует мотивацию к достижениям и саморазвитию.
Участие в конкурсах оказывает влияние на:
- раскрытие духовных, физических и интеллектуальных аспектов личности;
- увеличение самооценки среди учащихся;
- значительное развитие детских способностей.
Для педагогов конкурсы становятся прекрасной возможностью получать
новые впечатления от общения с коллегами, расширять свои
профессиональные горизонты, сопоставлять свои успехи с достижениями
других, а также наблюдать и оценивать уровень подготовки своих
обучающихся, что в свою очередь развивает внутреннюю мотивацию.
В 2024 году воспитанники ДЮЦ участвовали в 315 различных мероприятиях,
включая смотры, конкурсы, соревнования, выставки и другие, охватывающие
направления, такие как художественное, физкультурно-спортивное,
туристско-краеведческое, социально-гуманитарное, естественно-научное и
техническое.
18
Включенность воспитанников ДЮЦ в мероприятия в 2024 году
(в сравнении с 2022, 2023 гг.)
Уровен Художеств Физкуль
ь
енная
турноспортив
ная.
М\наро
д
Россия
регион
город
ИТОГ
О
69\58\61
-\1\-
44\64\67
15\24\31
26\26\33
154\172\19
2
2\1\1
30\16\19
32\29\35
64\47\55
Из них
2024
международного уровня
– 71 конкурсов
( 357–участники, 234 –
призеры)
Всероссийского уровня76
Турист
кокраеве
дческа
я
-\1\4
Социал
ьно гумани
тарная
Естест
веннонаучна
я
Техни Итого
ческа
я
2\5\5
-\1\1\1
-\-\-
71\66\71
2-\1\1
6\6\6
8\9\9
16\20\2
0
5\4\4
4\3\4
7\19\19
18\20\3
2
-\1\1\1
-\6\6\1
5\5\5
8\5\8
1\2\2
-\-\3\6\6
4\8\8
54\75\76
55\55\61
81\92\107
261\288\31
5
2023
международного уровня
– 66 конкурсов
( 343–участники, 227 –
призеры)
Всероссийского уровня75
18
2022
международного уровня
– 71 конкурсов
( 358–участники, 239 –
призеры)
Всероссийского уровня54
(385- участники,
213 – призеры)
Регионального – 61
(339 – участники,121 –
призеры)
городского – 107
(691 – участники,271 –
призеры)
В 315 мероприятиях
Приняли участие –1790
Стали призерами - 839
(341- участники,
195 – призеры)
Регионального – 55
(329 – участники,109 –
призеры)
городского – 92
(596 – участники,187 –
призеры)
В 288 мероприятиях
Приняли участие –1609
Стали призерами - 718
(201- участники,
144 – призеры)
Регионального – 55
(251 – участники,137 –
призеры)
городского – ,81
(297 – участники,89 –
призеры)
В 261 мероприятиях
Приняли участие –1107
Стали призерами - 609
В сравнении с предыдущим годом произошло изменение показателей:
количество мероприятий увеличилось на 27 мероприятий по сравнение с
предыдущим годом, количество участников увеличилось на 181 единицу,
количество призеров увеличилось на 121единиц.
Показатель качества по годам
художес
твенная
2024
2023
2022
957\579
Качеств
о 61%
883\519
Качеств
о 58%
712\462
Качеств
о 65 %
Физкуль
турноспортив
ная
519\159
Качеств
о 31%
469\125
Качеств
о
26%
264\92
Качеств
о
35%
Социаль
ногуманит
арная
185\34
Качеств
о 18%
148\23
Качеств
о
15%
56\29
Качеств
о
52%
Туристк
окраевед
ческая
63\31
Качеств
о 49%
51\25
Качеств
о
49%
47\10
Качеств
о
21%
Естестве техниче
нноская
научная
Итого
31\19
Качеств
о 61%
24\13
Качеств
о
54%
7\5
Качеств
о 71%
1790\839
Качеств
о 47%
1609\718
Качеств
о
45%
1107\609
Качеств
о 55 %
Процент качества (соотношение количество призеров
участников)
равен в среднем 47 , что больше, чем в 2023 году (45 %.)
18
35\17
Качеств
о 49%
30\13
Качеств
о
43%
21\11
Качеств
о
52%
к
количеству
Показатель качества по годам
Количество участников в направленностях по уровням мониторинговых
мероприятий
18
Соотношение количества участников и призеров по направленностям 2024 год
Количество участников по направленностям – 2024 год
18
Количество призеров по направленностям – 2024 год
В 2024 году процент участников мониторинговых мероприятий среди
обучающихся составляет 56% (1790 человек) от общего числа учащихся,
которое равно 3190, в то время как в прошлом году этот показатель был 41%,
а в 2022 – 28%. Кроме того, процент призеров, достигнувших 26% (839
человек) от общего количества обучающихся, также демонстрирует рост по
сравнению с 18% в 2023 году и 15% в 2022 году. Увеличение этих
показателей произошло не только благодаря росту числа участников и
призеров, но и за счет снижения общего числа обучающихся.
Каждый
педагог
Детско-юношеского
центра
создает
условия,
способствующие участию своих воспитанников в мониторинговых
мероприятиях, хотя степень вовлеченности варьируется. Примечательные
успехи показывают следующие педагоги: Гоголева О.П., Гуляева Л.А.,
Перепелко Н.Н., Лаптева С.С., Судоргин А.В., Судоргина Н.В. и Горшенина
Л.В.
Высокие результаты также демонстрируют педагоги образцового коллектива
современной хореографии «Феерия» (Падалец М.А., Краснова А.С.,
Филиппова А.В., Скутина Я.С.), коллектива народного танца «Задумка»
(Зайкова А.А., Усирков И.А.) и образцовой студии современного вокала
«Эклектика» (Шубина Т.Ю., Шубин О.Б.). Эти творческие коллективы
активно участвуют в конкурсах и фестивалях, и их воспитанники имеют
высокие достижения на международных, всероссийских и региональных
уровнях.
Педагоги, работающие в специфических областях, таких как шахматы,
дзюдо, авторская песня и мультипликация, также поддерживают участие
своих воспитанников в мониторинговых мероприятиях, несмотря на
отсутствие подходящих конкурсов в городской программе. Например,
Манелов Г.Э. регулярно выводит своих обучающихся на шахматные
турниры, организованные спортивной школой по шахматам и шашкам.
Юные дзюдоисты активно участвуют в областных и всероссийских
соревнованиях, а подопечные Андрея Васильевича Семенчёнка сдают нормы
ГТО.
Через объединения авторской песни, руководители клубов способствуют
вовлечению своих учеников в бардовские фестивали.
Воспитанники мультстудии "Звездочка" под руководством педагога
Перепелко Н.Н. активно участвуют в онлайн- конкурсах.
Преподаватели детско-юношеского центра активно осваивают онлайн-среду,
что отвечает современным требованиям. Интернет - конкурсы составляют
значительную часть мероприятий – 30%, а именно 91 из 293.
Тем не менее, приоритетом для нас остаётся участие в городских и
областных событиях. Это обусловлено муниципальным заданием, стоящим
18
перед центром, и является важным критерием оценки качества нашей
работы.
Педагоги детско - юношеского центра играют важную роль в воспитании
подрастающего поколения. Воспитательная работа включает в себя
формирование у детей и подростков моральных ценностей, социальных норм
поведения, ответственности и уважения к другим людям. Это также
способствует развитию творческих способностей, познавательного интереса
и активной гражданской позиции.
Информационная справка по летней оздоровительной кампании
«Лето - 2025»
МБУДО «ДЮЦ».
В период с 1.06-30.08.2025 в МБУДО «ДЮЦ» были организованы
различные формы работы летней оздоровительной кампании.
1.
Профильные отряды:
В июне в рамках городского оздоровительного в МБУДО «ДЮЦ»
функционировали профильные отряды Детско-юношеского центра с
питанием питанием: три
отряда - художественной,
социальногуманитарной, технической направленностей - на площадке ДЮЦ (45
человек), один отряд художественной направленности на площадке
структурного подразделения Клуб «Орбита» (20 человек), отряди социальногуманитарной направленностей в СП
На площадке СП «Мрия» в рамках ГОЛ при МБОУ «СОШ № 55»
организованы 3 отряда:
художественной и физкультурно-спортивной
направленностей (45 человек).
Профильный отряд без питания «Летняя творческая мастерская» на
площадке СП Клуб «Лад» имел художественную направленность (15
человек).
2.
Профильный трудовой отряд.
В июне на площадке Детско-юношеского центра организован трудовой
отряд
Администрации города Челябинска в количестве
12 человек
(руководитель отряда – Валитова И.С., педагог – организатор). Отряд внёс
свою лепту в благоустройство родного района, работая на уборке улиц,
скверов «Семьи», «Защитников Отечества», площадь у РК «Аврора». Кроме
того, ребята активно участвовали в насыщенной социально-досуговой
программе города «Трудовое лето 2025», а так же являлись организаторами
мероприятий для трудовых отрядов Ленинского района.
3.
Экспедиции.
18
С 11 по 20 июля группа из 21 юного исследователя из клуба «Орбита»
Детско-юношеского центра приняла участие в очередной экспедиции,
организованной Центром детского и юношеского туризма и краеведения
«Наследие». Юные воспитанники уже в 18-й раз становятся участниками
экспедиций «Наследие», и каждый раз это превращается в яркое и
запоминающееся событие.
В рамках экспедиции ребята получают ценные знания в области
экологии, геологии, астрономии и туризма, участвуя в различных мастерклассах («Метеостанция», «Фитоценоз», «Санитарно-пищевая экспресс
лаборатория», «Медиостудия», «Журналистика», «Предметно-экологическая
лаборатория», «Картография»). Помимо образовательной программы, для
участников организуется насыщенный досуг, включающий «Весёлые
старты», квесты, творческие конкурсы «Алло, мы ищем таланты», вечера с
песнями под гитару и посиделки у костра.
9 воспитанников Детско-юношеского центра под руководством
педагогов приняли участие в Межрегиональных тренировочных Сборах
детских туристских отрядов рес. Карелия, организатороми которой
выступила - Санкт-петербургская молодежная общественная организация
спортивного туризма и экстримальных видов спорта "Скиф", г. Орлёнок
4.
Организация выездов воспитанников в загородные лагеря.
21.07. – 07.08 учебно-тренировочные сборы в ДОЛ «Акакуль» - 39
человек (руководители: Пашковенко К.А., Пашковенко А.В., Чертов В.Д.,
педагоги дополнительного образования);
27.07-09.08 учебно- тренировочные сборы ДОЛ «Еланчик» - 32
человека ( руководители: Судоргин А.В., Судоргина Н.В., педагоги
дополнительного образования)
15.07.-28.07 учебно- тренировочные сборы ДСОЛ «Олимпиец» - 9
человек ( педагог дополнительного образования Семенчёнок А.В.).
Юные спортсмены не только продолжали тренировки на свежем
воздухе, но и были активно включены в досуговую программу лагерей.
5.
«Кружковая» работа.
В период летних каникул организована «кружковая» работа по
реализации краткосрочных образовательных программ с общим охватом 347
детей: в СП клуб «Лад» «Бисерное лето», «Песня в дорогу»,
«Фестивальный мультфильм» и «Летняя творческая мастерская».
Велась активная кружковая работа - «Марья-искусница» (рук. Валитова
М.А.), клуб авторской песни «Аккорд» (рук. Валитов Р.М.), мультстудия
«Звездочка» (рук. Перепелко Н.Н.) и профильный отряд.
18
Так же, воспитанники клуба, совместно с педагогами активно посещали
выставки, участвовали в мероприятиях и акциях, организовали мастер классы
для детей-инвалидов Инклюзивного Театрального проекта - Мир на ладошке
в ДОЛ «Еланчик». . Морозова Ж.В.).
СП Клуб «Орбита» - «Шахматы»;
На площадке ДЮЦ - «Дзюдо», «Танцуют все», «Мы умеем рисовать»,
«Юный постановщик танца», «Шьём сами», «Моя безопасность», «Мы
вместе»…
В июне на спортивной площадке ДЮЦ были организованы тренировки
дзюдоистов, подвижные игры и мероприятия для детей летнего лагеря ДЮЦ.
В июле и августе на спортивную площадку открыт свободный доступ для
детей и подростков района ежедневно с 8.00 до 21.00.
6.
Творческая деятельность.
Полина Римач, София Покидова - клуб дзюдо «Лион» - в составе
сборной составе команды УрФО завоевали золото на Первенстве России в
Нижнем Новгороде ( рук. Пашковенко А.В., Пашковенко К.А.).
Екатерина Панфилова клуб дзюдо «Лион» стала обладателем премии
Главы города (рук. Чертов В.Д.)
Воспитанники вокальной студии «Вдохновение», вместе с педагогом,
приняли участие во Всероссийской акция "Марш жизни".
Клуб "Элма" - продемонстрировал активную спортивную деятельность
летом, став участником и призером различных турниров по дзюдо. Регулярные
тренировки и участие в соревнованиях, под руководством педагогов Судоргина А.В., Судоргиной Н.В., Емец А.А. позволили спортсменам клуба
достичь высоких результатов и показать отличные выступления на разных
уровнях состязаний. Таких как:
- Открытый турнир посвящённый «Дню защиты детей» среди юношей и
девушек 2013-2014, 2015-2016г.р.
- Международные соревнования «Этап серии профессиональных
соревнований Russian judo Tour»
- Открытый турнир посвящённый «Дню защиты детей» среди юношей и
девушек 2013-2014, 2015-2016г.р.
Организатором турниров выступали - Министерство спорта Челябинской
области, Федерация дзюдо РОССИИ;
Образцовый коллектив народного танца «Задумка» стали участниками
праздничных событий и конкурсов:
- Праздничный концерт, посвящённый Дню защиты детей;
- Всероссийская акция «Марш Жизни»;
- Мероприятие, посвящённое празднику «День Здоровья и открытие трудовой
смены»;
18
- 19 Областной фестиваль народного творчества, посвящённый Дню России и
80-летию победы в Великой Отечественной Войне;
- «Русский Хоровод-2025»;
- 31 Всероссийский Бажовский фестиваль народного творчества;
- Хореографический конкурс «Огневушке на радость»;
- Фестиваль солнца;
- Мероприятие, посвящённое празднику «День Семьи, Любви и Верности»;
- 3 Областной фестиваль традиционной культуры «Яблочный Спас»;
Педагоги – организаторы, ПДО и воспитанники ДЮЦ принял активное
участие в следующих мероприятиях района:
1.Районный праздник "День здоровья"
2. Открытие Трудового лета
3. Районный праздник торжественного вручения паспортов совместно с
Ленинской организацией "Движение первых", приуроченное Дню России
4. Отчётный концерт центра танцевальных искусств "АзАрт"
5. Выставка плодов и цветов
6. Торжественное вручение паспортов, приуроченное ко дню
государственного Дню флага
7. Торжественное мероприятие, посвящённое 90 - летию образовательной
системы Ленинского района
В июне на площадке Детско-юношеского центра работал районный
штаб «Трудовое лето - 2025».
Охват воспитанников ДЮЦ разными формами работы 702 человека,
что составляет 50 % от общего числа воспитанников (1391 физических лиц) ,
72 ребенка из категории нуждающихся в особой заботе государства, из них 5
опекаемых, 5 с ОВЗ, 23 из малообеспеченных семей, 36 из многодетных
семей, 43 ребенка из неполных семей.
Деятельность профильных отрядов, творческих объединений,
трудового отряда осуществлялась по Программам, разработанных на летний
период. Образовательные программы профильной смены «Курс на взлёт.
Быстрее, выше, сильнее!» планируются к участию в городском конкурсе
«Лето - это маленькая жизнь», в котором ДЮЦ традиционно принимает
участие. На протяжении нескольких лет летние программы ДЮЦ являются
победителями конкурса в различных номинациях, благодаря тому, что особое
внимание уделяется воспитательному компоненту, познавательноразвивающему содержанию деятельности.
В летний период была разработана программа «Быстрее, выше, сильнее!»
В рамках программы дети смогли попробовать себя в различных видах спорта:
- лёгкая атлетика,
- гимнастика,
- футбол,
- плавание.
18
Это позволит ребятам укрепить здоровье, развить физические способности и
повысить уверенность в себе.
Кроме спортивных дисциплин, программа включала в себя
познавательные квесты и интеллектуальные игры, способствующие
расширению кругозора и развитию аналитического мышления.
Ребята приняли участие в творческих мастер-классах и мероприятиях. Это даёт
возможность - развивать мелкую моторику, воображение и художественный
вкус.
Особое внимание уделялось развитию коммуникативных навыков. Дети учлись
взаимодействовать друг с другом, разрешать конфликты мирным путем и
эффективно общаться в команде.
В программе СП «Синтай» - разноплановая деятельность,
объединяющая различные направления оздоровления, отдыха и воспитания
детей в условиях городского летнего лагеря.
- спортсмены сдавали нормативы и получали новые пояса по карате;
- вокальная группа обновила песенный репертуар и в конце смены
показала великолепный отчетный концерт;
- отряд художников «Палитра» организовал выставку своих работ «Это
восхитительное лето!».
В профильном отряде Клуба "Орбита" дети обучались шахматной игре,
театральным навыкам, изобразительному искусству; посещали музеи,
картинные галереи, театры, кино, боулинг, лазертаг, зоопарк;
В клубе "Лад" профильный отряд "Летняя творческая мастерская",
объединила
начинающих
художников.
Деятельность
этого
специализированного отряда была посвящена профессиональной ориентации
и совершенствованию художественного мастерства участников. Время
пролетело незаметно и дни оказались очень продуктивными. Главной темой
для творчества было лето! Юные художники отправлялись на пленэр, где
изучали окружающий мир, уделяя внимание деталям: от разнообразия цветов
до тончайших переходов света и тени. Впечатления от увиденного нашли
отражение в их живописных работах.
Необходимо отметить, что в качестве вожатых профильных отрядов
привлекались старшие обучающиеся – проект Детско-юношеского центра
«Ровесник ровеснику» по развитию наставничества. Они были
незаменимыми помощниками педагогам: организовывали мероприятия,
прекрасно общались с младшими, умело решали детские проблемы.
На сайте ДЮЦ размещены отчеты летней компании, в которых
отражается интересная,
эмоционально-насыщенная жизнь детей и
подростков в летний период.
Одним из приоритетов в работе было обеспечение безопасности
детей.
Строго соблюдались требования УМВД РФ по городу Челябинску по
организованным выездам детей и Роспотребнадзора при организации
18
отдыха (согласование меню, медицинское сопровождение, требования к
транспортному сопровождению при организованной перевозке групп детей,
требования по предоставлению справок о прививках против клеща,
неконтактности по инфекциям),
рекомендаций Роспотребнадзора по
соблюдению правил личной и общественной гигиены.
- все выезды за территорию ДЮЦ совершать строго при наличии приказа на
каждый выезд с указанием цели выезда, ответственных за жизнь и здоровье
детей, за подписью ответственных;
- обязательно проводился целевой инструктаж с детьми при выходе (выезде);
- педагоги несли персональную ответственность за жизнь и здоровье детей,
выполнение правил охраны труда, пожарной и дорожной безопасности.
Таким образом, основные воспитательные задачи учебного года
удалось выполнить: воспитанники были вовлечены в творческую,
концертную,
экскурсионную,
проектную
деятельность,
удалось
реализовывать воспитательные возможности общих ключевых дел,
использовались разнообразные формы организаций событийного ряда,
проведены мероприятия, направленные на формирование здорового образа
жизни,
профессиональную
ориентацию,
социальную
активность
обучающихся, актуализацию медиа-ресурсов, развитию наставничества,
волонтерской деятельности.
В целом чувствуется положительная динамика развития социальной и
творческой активности детей. Дети стали более отзывчивее, внимательнее и
более мотивированы к деятельности. Отмечается комфортность пребывания
воспитанников в ДЮЦ, позитивная творческая атмосфера.
Как
показал
мониторинг,
нашим
детям
не
хватает
коммуникабельности,
удовлетворенности
личностным
развитием,
личностной заинтересованности (привлекательности) в событиях (по
причине своей пассивной роли в мероприятиях). Это требует от педагога
перестройки образовательного процесса , не в ущерб учебной деятельности ,
но с усилением воспитательной компоненты в системе своей работы.
Наличие действенного плана воспитательной работы детского объединения
у каждого педагога как залог эффективности воспитания, обязательно.
В ФГБНУ «Институт изучения детства, семьи и воспитания»
разработаны методические рекомендации «Разработка и реализация раздела
о
воспитании
в
составе
дополнительной
общеобразовательной
общеразвивающей программы». Четкая структура, целеполагание с учетом
потенциала той или иной направленности, рекомендуемые формы, методы и
т.д. - документ способствует формированию педагогами программ к
действию - осмысленному, ответственному, систематическому.
В следующем учебном году важно сохранить данные направления и
продолжить их работу, особое внимание стоит уделить направлению
социальной активности, включения обучающихся в проектную
деятельность (создание и реализацию социально-значимых проектов),
наставничество.
18
Определены приоритеты воспитания 2023-2024 учебного года:
Патриотическое
воспитание;
гражданская
самоидентификация
(общероссийская гражданская идентичность - это когда человек в первую
очередь считает себя гражданином России, а потом уже представителем той
или иной национальности).
- Формирование семейных ценностей.
- Профориентационная работа.
- Нацеленность коллективов на создание активов, развитие самоуправления.
Приложить работу над проектами «Живое дело» (социальные проекты
объединений), «Ровесник-ровеснику» (наставничество в объединениях) ;
- Активное участие в проектах РДДМ «Движение первых».
И задача каждого педагога на 2024-2025 учебный год: разработка и
реализация актуальной Программы воспитания своего детского
объединения.
Исполнитель: Низаметдинова В.Н., заместитель директора по воспитательной работе.
18