Нарды путь чемпиона - Манелов Г.Э.

Комитет по делам образования г. Челябинска
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Детско-юношеский центр г. Челябинска»
Принято на заседании
методического совета
Протокол №

Утверждаю:
Директор МБУДО «ДЮЦ»
___________А. А. Синицын

Дополнительная общеобразовательная, общеразвивающая программа
физкультурно-спортивной направленности
«Нарды: путь чемпиона»
Для детей 12-16 лет
Срок реализации 1 год

Автор-составитель:
Манелов Гиви Эммануилович,
педагог дополнительного
образования МБУДО «ДЮЦ»

Челябинск, 2025

Содержание программы
Информационная карта……………………………………………….……........3
1. Комплекс основных характеристик программы
1.1 Пояснительная записка …………………………………………………......4
1.2 Цель и задачи программы………………………………………….………..9
1.3 Воспитательный аспект программы…………………………………........10
1.4 Исторический аспект программы……………………………….……..….13
2. Планирование и оценка деятельности по реализации программы
2.1 Учебный график…………………………………………………………....15
2.2 Учебно-тематический план……………………………………………......16
2.3 Календарно-тематический план…………………………………..…....….18
2.4 Содержание учебного плана…………………………………………….....21
2.5 Планируемы результаты программы………………………………….......26
3. Комплекс организационно-педагогических условий
3.1

Методическое обеспечение программы………………………….….....28

3.2

Материально-техническое обеспечение………………………............ .30

3.3

Кадровое обеспечение…………………………………………………...31

3.4 Информационное обеспечение……………………………………….........31
3.5 Список литературы………………………………………………………....32
Приложение 1. Система оценки эффективности реализации
программы…………………………………………………………………..…..34
Приложение 2. Вопросы для итоговой аттестации…………………………..35
Приложение 3. Мониторинг результатов обучения по дополнительной
образовательной программе…………………………………………………...36
Приложение 4. Алгоритм учебного занятия для каждого раздела
программы……………………………………………………………………....37

2

Информационная карта
дополнительной общеобразовательной программы
«Нарды: путь чемпиона»»
Тип программы

Модифицированная

Образовательная область

Спортивно-интеллектуальная игра

Направленность деятельности

Физкультурно-спортивная

Способ освоения содержания
программы

Творческий

Уровень освоения содержания
программы

Базовый

Возрастной уровень реализации
программы

12-16 лет

Форма реализации программы

Групповая, подгрупповая,
индивидуальная

Продолжительность реализации
программы

1 год

Год разработки программы

2025 год

3

1. Комплекс основных характеристик программы
1.1 Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
спортивно – интеллектуальной направленности «Нарды» разработана в 2025
году на основании нормативно-правовых документов, регламентирующих
деятельность дополнительного образования.
Перечень документов, в соответствии с которыми разработана программа:
– Федеральный закон от 29 декабря 2012 № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации» (ред. от 17.02.2023) (с изм. и доп., вступ. в силу с
28.02.2023);
– Национальный проект «Молодежь и дети», разработанный в соответствии с
Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2024 года №309 «О
национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года
и на перспективу до 2036 года»;
–

Распоряжение Правительства РФ от 31 марта 2022 № 678-р «Об

утверждении Концепции развития дополнительного образования детей до
2030 г. и плана мероприятий по ее реализации»;
– Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28
сентября 2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
– Приказ Министерства образования и науки Челябинской области от
30.12.2020 № 01/2795 «Об утверждении Концепции развития региональной
системы воспитания и социализации обучающихся Челябинской области на
2021–2025 годы»;
– Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019
№ 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем
дополнительного образования детей» (с изменениями на 21.04.2023);
4

–

Приказ

Министерства

просвещения

Российской

Федерации

от

02.02.2021№ 38 «О внесении изменений в Целевую модель развития
региональных систем дополнительного образования детей, утвержденную
приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019
№ 467»;
– Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27 июля
2022 № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам»;
– Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации
от 22.09.2021 № 652н «Об утверждении профессионального стандарта
«Педагог дополнительного образования детей и взрослых»;
– Письмо Министерства просвещения России от 30.12.2022 № АБ-3924/06 «О
направлении

методических

рекомендаций»

(вместе

с

Методические

рекомендации «Создание современного инклюзивного образовательного
пространства для детей с ограниченными возможностями здоровья и детейинвалидов

на

базе

образовательных

организаций,

реализующих

дополнительные общеобразовательные программы в субъектах Российской
Федерации»);
– Письмо Минобрнауки РФ от 18.11.2015 №09-3242 «О направлении
рекомендаций»

(вместе

с

Методическими

рекомендациями

по

проектированию дополнительных общеразвивающих программ);
– Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025
года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от
29.06.2015 № 996-р);
– Закон Челябинской области от 29.08.2013 № 515-30 «Об образовании в
Челябинской области».
Документы и локальные акты учреждения:
– Устав МБУДО «ДЮЦ»;
– Программа развития МБУДО «ДЮЦ»;
5

– Программа воспитания МБУДО «ДЮЦ»;
– Положение МБУДО «ДЮЦ» о дистанционном обучении;
– Положение

о

системе

оценок,

форм,

порядке

и

периодичности

промежуточной и итоговой аттестации обучающихся;
– Положение о разработке дополнительной общеобразовательной программы
в МБУДО «ДЮЦ»;
– Положение об организации образовательного процесса в МБУДО «ДЮЦ».
Программа направлена на содействие развитию интеллектуальных
способностей и творчества детей, через увлечение нардами.
Актуальность программы
Программа «Нарды путь чемпиона» базируется на современных
требованиях модернизации системы образования. Освоение спортивноинтеллектуальной игры нарды, способствует социальному, культурному,
личностному

и

профессиональному

самоопределению.

Содействует

развитию логического мышления, учит концентрировать внимание, что
особенно актуально. Данная программа является средством творческой
самореализации

детей,

воспитывает

усидчивость,

самообладание,

психологическую устойчивость, рациональность.
Отличительные особенности программы
Программа «Нарды» является самостоятельным целостным курсом для
учащихся подросткового возраста. Программа обеспечивает разностороннее
личностное развитие учащихся, их готовность применять знания, умения,
личностные качества для решения актуальных и перспективных задач в
жизненной практике.
Сегодня игровая терапия нашла широкое применение в работе
дополнительного образования. Нарды как игра, являются действенным
средством комплексного развития, и одновременно выполняет сразу
несколько крайне важных функций: социализация, развитие, воспитание,
6

адаптация,

релаксация.

Человек

может

свободно

выражать

себя,

освободиться от напряжения и разочарования повседневной жизнью,
опробовать себя в конкретной социальной роли, установить общение,
овладеть социальными навыками и т.д.
Во время игры нарды дети отвлекаются от негативных мыслей, у них
снижается уровень стресса, улучшается психологическое состояние.
Благодаря внедрению игры нарды в свою жизнь, человек сохраняет
привычку проводить время содержательно и с пользой. Таким образом,
сохраняется установка на рациональное времяпрепровождение.
Также в процессе игры нарды, в головном мозге активизируются
процессы кровоснабжения, усиливается нейронная активность в области
мозга, ответственного за память и обучаемость. Установлено, что настольные
игры

уменьшают

риск

снижения

когнитивных

(познавательных)

способностей человека.
Учебный материал программы содержит ряд приемов, методик,
способов контроля результативности обучения в рамках инновационных
технологий.

Инновационные

любознательности,

приемы

познавательной

направлены

активности,

на

развитие

потребности

в

самообразовании; инновационные методики поддерживают тематическую
проектно-исследовательскую

деятельность

учащихся

и

представление

результатов в рамках практических занятий и турниров; контроль
результатов

обучения

отслеживается

через

мониторинг

динамики

результативности.
Адресат программы
Программа адресована учащимся подросткового возраста 12-16 лет.
Прием на обучение осуществляется без предварительной подготовки.
Программа реализуется в детском объединении «Нарды путь чемпиона» (СП
клуб «Орбита» МБУДО «ДЮЦ»).
Возрастные особенности детей подросткового возраста
7

Подростковый возраст 12-16 лет. Признаком возраста 12-16 лет
является переход от детства к взрослости. Социальная ситуация развития
характеризуется стремлением приобщиться к миру взрослых, ориентацией
поведения на общепринятые нормы и ценности, эмансипацией от взрослых и
группирование. Главной направленностью жизнедеятельности является
личностное общение в процессе обучения и организационно-трудовой
деятельности,

стремление

занять

положение

в

группе

сверстников.

Кризисным моментом возраста является чувство «взрослости», восприятие
себя и самооценка. Происходит становление человека как субъекта
собственного

развития.

Возраст

характеризуется

теоретическим

рефлексивным мышлением, интеллектуализацией восприятия и памяти,
личностной рефлексией и гипертрофированной потребностью в общении со
сверстниками.
Срок освоения программы. Программа рассчитана на 1 год обучения.
Общий объем программы составляет 144 часа.
Режим занятий
Занятия проходят по группам одного возраста 3 раза в неделю: по 1часу 2
раза в неделю и по 2 часа 1 раз в неделю.
Количество часов в неделю - 4 часа.
Продолжительность одного часа занятия в группах 45 мин.
Всего за курс обучения объем программы составит 144 часа.
Формы обучения – очная.
Программа может реализовываться с применением электронного обучения и
дистанционных образовательных технологий.
Форма организации учебного (образовательного) процесса групповая,
подгрупповая, индивидуальная.
Виды занятий:
-практическое занятие;
-теоретическое занятие
Условия зачисления и перевода
8

На обучение по программе «Нарды» принимаются все обучающиеся
желающие и проявляющие интерес к обучению игры в нарды. На каждый
последующий учебный год по результатам собеседования и уровню
имеющейся подготовки могут приниматься новые обучающиеся.
Состав группы 10 человек, исходя из объема помещения и требований
СанПиН.
1.2 Цель и задачи программы
Цель программы: содействовать развитию интеллектуальных
способностей и творчества детей, через увлечение нардами.
Для реализации цели базового уровня программы предполагается
решение следующих педагогических задач:
Задачи обучения
- познакомить с историей нард;
- содействовать приобретению обучающимися теоретических знаний по
спортивным нардам и правилам проведения соревнований;
- обучить самостоятельной работе в соответствии с планированием (по
алгоритму), анализу результатов, коррекции при необходимости.
Задачи развития
- содействовать развитию внимания, наблюдательности, зрительной памяти;
- развивать исследовательские способности;
- содействовать развитию моторики;
- развивать продуктивное сотрудничество с педагогом и другими
обучающимися;
- развивать способность анализировать;
- развивать умение решать творческие задачи.

Задачи воспитания
9

- научить находить компромисс;
- содействовать появлению уважения к мнению собеседника;
- воспитывать уважение, интерес и патриотические чувства к своей стране;
- формировать чувство коллективизма;
-содействовать развитию коммуникативности.

1.3 Воспитательный аспект программы
Основная задача воспитания – формирование активной жизненной
позиции, способствовать воспитанию ответственности.

Благодаря нардам

можно показать ребенку, что в жизни придется неоднократно сталкиваться с
победами, поражениями. На занятиях мы учим тому, что во время
проигрышей не стоит злиться и расстраиваться. При поражениях нужно
вести себя по-спортивному благодарно, ведь победу непременно удастся
одержать в следующий раз.
Нарды дополнительно способствуют развитию уверенности. Ребенок
будет осознавать то, что умеет играть в эту игру, в отличие от некоторых
сверстников. Он поймет, что ему есть чем гордиться. Если у ребенка есть
проблемы с социальной адаптацией, то нарды помогут справиться с ней, ведь
это не одиночная игра. Подросток может играть как со своими сверстниками,
так и с взрослыми людьми, общаться с ними, узнавать что-то новое.

№

Календарный план воспитательной работы
Содержание

сроки

1. Проект «Горжусь своей страной!» (Реализация патриотического
направления)
1.1 Посещение Политического вернисажа в честь Дня
Сентябрь 2025г.
рождения города
1.2

Просмотр видеоролика ко Дню России

Май 2026

1.3

Концерт ко дню Победы - зрители

Май 2026

10

1.4

Товарищеский турнир посвященный «Дню
народного единства»

Ноябрь 2025

2. Проект «Ровесник ровеснику» (Включение обучающихся в проект по
наставничеству)
2.1 Подготовка старших воспитанников для проведения
В течение года
разминки на занятиях по нардам с младшими
воспитанниками.
3. Проект «Моя будущая профессия» (Мероприятия в объединении по
профориентации).
Ноябрь 2025 г.
3.1 Знакомство воспитанников с профессиями:
железнодорожник (экскурсия в музей железной
дороги);
Актер театра (экскурсия в Молодежный театр)
Январь 2025г.
Тренер по нардам
Сентябрь 2025
4. Проект «Мы Вместе!» (традиционные мероприятия Детско-юношеского
центра)
4.1 «День открытых дверей ДЮЦ»
сентябрь
4.2

Посвящение в воспитанники

сентябрь

4.3

День учителя

октябрь

4.4

Мероприятия по БДД в дни школьных каникул
«Правила дорожного движения не знают каникул

ноябрь

4.5

Новогодние мероприятия

декабрь

4.6

Церемония вручения сертификатов

май

4.7

Праздничные мероприятия, посвящённые Дню
Победы «Живы мы памятью, живы мы совестью…».

май

4.8

Отчётные мероприятия творческих коллективов
ДЮЦ

4.9

Финальный праздник года «За честь ДЮЦ»

1. Традиционные мероприятия нашего коллектива.
5.1 Праздник Осени
5.2

Масленица

5.3

Пасха

апрель, май
май
октябрь
март
апрель

11

5.4

День Матери

ноябрь

5.5

День семьи

май

5.6

День Победы

май

5.7

Участие в новогоднем и рождественском турнирах
по нардам

5.8

Чаепитие посвященное к дню именинника

2. Мероприятия по безопасности жизнедеятельности.
6.1 Просмотр тематических видео-проектов

январь
в течение года
в течение года

6.2

Беседы по безопасному подходу к учреждению

сентябрь

6.3

Участие в учебной пожарной безопасной эвакуации

октябрь

6.4

Беседы по безопасности поведения в зимний период

декабрь

3. Мероприятия по здоровьесбережению, профилактика асоциальных
явлений.
7.1

Разговоры о важном

7.2

Беседы по антитеррору

в течение года
сентябрь

4. «Взаимодействие с родителями»
8.1

8.2
8.3

8.4

8.5

День открытых дверей. Представление деятельности
объединения, ознакомление с образовательными
программами, Уставом ДЮЦ
Родительские собрания.
Использование потенциала родителей для знакомства
с профессиями: организация родительского лектория
в объединениях
Привлечение родителей к работе творческого
объединения в качества помощников, консультантов,
партнёров, проведение совместных мероприятий и
праздников
Анкетирование
родителей
«Степень
удовлетворенности организацией воспитания в
ДЮЦ»

12

сентябрь
сентябрь, май
в течение года
в течение года

декабрь, май

1.4 Исторический аспект программы
Игра в нарды имеет давние корни. Первые упоминания о подобных
играх археологи обнаружили на территории Древней Месопотамии и Египта
— им более 5000 лет.
Нарды – одна из старейших игр с богатым культурным наследием. Ещё
в 3500 году до нашей эры в Древнем Египте играли в сенет, являющийся
одним из предвестников нард. В римской табуле игроки тоже передвигали
фишки по игровому полю и использовали кости в виде кубиков. Упоминания
игры можно найти и на Востоке. На сегодняшний день нарды пользуются
популярностью во всём мире, а правила наиболее распространённого
варианта игры ещё в XVIII веке установил англичанин Эдмонд Хойл.
На Руси нарды появились примерно в XI–XII веках, путь игры в
Россию был связан с арабскими торговыми путями.
В апреле 2022 года нарды были признаны видом спорта.
Российские спортсмены, в том числе юные, участвуют и побеждают на
международных соревнованиях и чемпионатах мира. Однако, помимо
профессиональных достижений, перед руководителями отечественных нард
стоит задача популяризации игры. Для этого ведётся обширная работа среди
всех групп населения.
Отечественные

спортсмены

без

ограничений

выступают

на

международных соревнованиях по нардам, а национальная федерация
аккредитована Минспорта. В состав национальной команды России вошли 24
спортсмена из 13 регионов страны.
Нарды широко

распространены

во

многих

странах,

на

всех

континентах нашей планеты. Это одна из самых демократичных игр,
изобретенных человеком. В нарды увлеченно играют люди самых разных
возрастов и сословий. Равные шансы на старте, азартная динамичная борьба,
требующая расчета, логики, интуиции, умения рисковать и, конечно, немного
удачи. Игра нарды рекомендуется всем, у кого проблемы с концентрацией
внимания.
13

О полезных свойствах игры наслышаны во многих странах. В числе
народов, приучающих детей к игре, есть армяне. Для них это не просто
развлечение, а своеобразный способ самовыражения. В Армении люди
понимают,

что

эта

игра

развивает

у

детей

способность

быстро

ориентироваться, делает ум более гибким. В стране даже есть памятник,
посвященный любимому развлечению. Он представлен человеком, сидящим
за нардами. Скульптура была возведена в центре Еревана в 2007г.
Развитие нард в России идёт полным ходом. Создана школа нард,
сформирована

национальная

команда,

запущена

платформа

для

дистанционных турниров. И это только начало, ведь нарды – гораздо глубже,
чем просто игра в фишки и кости. Они выходят за пределы игровой доски,
повышают концентрацию и формируют аналитическое мышление

14

2. Планирование и оценка деятельности по реализации программы
2.1 Календарный учебный график
Этапы образовательного процесса

1 год обучения

Начало учебного года

01 сентября

Продолжительность учебного года

36 недель: 144 часа

Продолжительность учебного занятия

45 минут

Итоговая аттестация

с 15 по 30 апреля

Окончание учебного года

31 мая

Каникулы зимние

с 1 по 7 января 2025г

Каникулы летние

с 1 июня 2025г

15

2.2 Учебно-тематический план
N
П/П

Содержание
программы

Количество часов
Всего

Форма контроля

теория

практи
ка

1
2

1
4

Беседа
Беседа

2

4

Беседа, опрос,
практические задания

2

4

6

2

4

Практические
задания, беседа,
опрос
Решение задач

6

2

4

Учебная игра по
усовершенствованию

Раздел 3
Знакомство со спортивными нардами
3.1
Цель и правила
6
2
игры
3.2
Домашние камни
6
2

4

Беседа, опрос,
практические задания
Практические
задания, опрос
Практические
задания, опрос
Решение задач

Раздел 1
Основные правила в игре нарды
1.1
Вводное занятие
2
1.2
Введение в
6
нарды. История
игры и
философия нард.
1.3
Различные виды
6
нард.
Раздел 2
Длинные нарды
2.1
Длинные нарды.
6
Общие понятия
2.2
2.3

Свойства
заборов
Классификация
заборов

4

3.3

Дубли

6

2

4

3.4

6

2

4

6

2

4

3.6

Вторичные
домашние камни
Важное значение
взятия пунктов
Куб удвоения

6

2

4

3.7

Игра на время

6

2

4

2

4

3.5

Раздел 4
Стратегии в спортивных нардах
4.1
Удерживающая
6
игра

16

Учебная игра по
усовершенствованию
Практические
задания, опрос
Учебная игра по
усовершенствованию
Практические
задания, опрос

4.2

Тайминг

6

2

4

4.3

Блокирующая
игра
Атакующая игра
Подсчет шагов

6

2

4

6
6

2
2

4
4

3

1

2

6

2

4

4.8

Шансы при
броске
Дублирование и
диверсификация
Обратная игра

6

2

4

4.9

Теория дебютов

4

2

2

4.10

Построение
блокад и
блокирования
фишек
противника
Теория удвоения

5

2

3

4

2

2

учебная игра по
усовершенствованию

10

Соревнование
Беседа,
анкетирование, минитурнир

4.4
4.5
4.6
4.7

4.11

Учебная игра по
усовершенствованию
Решение задач
Решение задач
Практические
задания, опрос
Практические
задания, опрос
Практические
задания, опрос
Учебная игра по
усовершенствованию
Практические
задания, опрос
Решение задач

Раздел 5
Турниры
5.1

5.2

Клубные
турниры по
нардам
Итоговое занятие
итого

10

2

1

1

144

46

98

17

2.3 Календарное планирование
(36 недель, 4 часов в неделю, всего 144 часа)
№
1

Наименование разделов
и тем

Введение в нарды.
1.2 История игры и
философия нард

2

9

10 11 12

1

2

3

4

5

Всего
часов

Основные правила в игре нарды

1.1 Вводное занятие

1.3

месяц

Различные виды
нард.

Т

1
2

Пр

1

Т

1

1
6

Пр

3

1

Т

1

1
6

Пр

3

1

Т

1

1

Длинные нарды

Длинные нарды.
2.1
Общие понятия
2.2 Свойства заборов
Классификация
2.3
заборов

Пр.
Т

6
2

1

1

1

1
6

Пр.

3

Т

2

Пр.

1
6

4

18

3

3.1

Знакомство со спортивными нардам
Цель и правила
игры

Пр.
Домашние камни

3.2
Дубли
3.3

3.4

3.5

Вторичные
домашние камни
Важное значение
взятия пунктов.
Куб удвоения

3.6
Игра на время
3.7
4
4.1

1
6

2

2

Т

2

Пр.

3

1

Т

1

1

6

6

Пр.

2

2

Т

1

1

Пр.

1

3

6

Т

1

1
6

Пр.

2

Т

2

Пр.

3

2
6

Т

1
2
6
2

2

Стратегии в спортивных нардах
Удерживающая
игра

4.2

4.4

1

Пр.

Тайминг

4.3

Т

Блокирующая
игра.
Атакующая игра

Т

2
6

Пр.

3

1

Т

1

1

Пр.

2

2

6

Т

1

1
6

Пр.

2

Т

2
19

2
6

Подсчет шагов
4.5

2

2

Т

1

1
6

Пр.
Шансы при броске

4.6

4.7

Пр.

Дублирование и
диверсификация
Обратная игра

4.8
Теория дебютов
4.9

2

Т

2
1
3

Пр.

2

Т

2
6

Пр.

3

Т

1
1

6

Пр.

2

Т

2
2

Построение
Т
блокад и
4.10
блокирования
Пр.
фишек противника

2

Теория удвоения

Пр.

2

Т

2

5
5.1

2
4

Пр.

4.11

1

5
2

1

4

Турниры
Клубные турниры
по нардам
Итоговое занятие

5.2
Итого

Т
10
Пр.

10

Т

1

Пр.

1
16 16 16 16 16 16 16 16 16

20

2

144

2.4 Содержание учебно-тематического плана
Раздел 1. Основные правила в игре нарды
1.1 Вводное занятие.
На вводном занятии проводится инструктаж по технике безопасности.
Обучающимся рассказываются правила поведения в помещениях. Также
проходит преподаватель знакомит ребят с содержанием программы на
учебный год.
1.2 Введение в нарды. История игры и философия нард.
Теория: Педагог рассказывает детям историю увлекательной игры нарды.
Рассказывает про мировое движение backgammon. Также большее внимание
уделяется рассказы про игру нарды в России. Какие соревнования
проводятся, существуют даже чемпионаты мира по нардам. Раскрываются
основные понятия программы по нардам.
Практика: Педагог объясняет правила игры в нарды и проводится первая
учебная игра.
1.3 Различные виды нард.
Теория: На данных занятиях педагог рассказывает какие виды нард
существуют. Особое внимание уделяется длинным нардам: backgammom,
nardgammon.
Практика: обучающиеся пробуют выполнять ходы, проводятся учебные
игры.
Раздел 2. Длинные нарды
2.1 Общие понятия.
Теория: Преподавателем рассказываются правила игры в длинные нарды.
Раскрываются основные понятия, такие как первый ход, тихий ход,
«заборы», дефицит ходов, пустые места, выброс.
Практика: Проводится учебная игра, на которой ребята применяют
полученные знания.
2.2. Свойства заборов.
21

Теория: Раскрываются общие понятия. Рассказывается как ставить заборы.
Как перепрыгивать заборы.
Практика: учебная игра по усовершенствованию.
2.3. Классификация заборов.
Теория: Большое внимание уделяется классификациям заборов, какие
бывают, как правильно выставлять. Существует забор в 3 фишки, забор в 4
фишки, забор в 5 фишек, глухой забор.
Практика: учебная игра по усовершенствованию полученных знаний.
Раздел 3. Знакомство со спортивными нардами
3.1. Цель и правила игры в спортивные нарды (backgammon).
Теория: Рассказываются цель и правила игры в спортивные нарды. Какие
существуют ходы, дом, сбивание, зарядка, выкидка, обозначения.
Практика: учебная игра по усовершенствованию.
3.2. Домашние камни.
Теория: Педагог рассказывает какие существуют домашние камни 6-4, 5-3, 42, вплотную по значимости к домашним камням 6-1.
Практика: учебная игра по усовершенствованию, полученные знания
применяются в игре.
3.3 Дубли.
Теория:

Раскрывается

понятие

дублей,

плюсы

и

минусы

дублей.

Использование дублей в начале игры. 6-6, 5-5, 4-4, 3-3, 2-2, 1-1.
Практика: учебная игра по усовершенствованию.
3.4 Вторичные домашние камни.
Теория: Происходит разбор вторичных домашних камней 6-5, 6-4, 6-3, 6-2, 61, 5-5, 5-4, 5-3, 5-2, 5-1, 4-4, 4-3, 4-2, 4-1, 3-3, 3-2, 3-1, 2-1, 2-2, 1-1.
Практика: учебная игра по усовершенствованию, полученные знания
применяются в игре.
3.5 Важное значение взятия пунктов.
Теория: Рассказывается насколько важно уметь взять пункт. Раскрываются
захваты пунктов в различных теориях игры.
22

Практика: учебная игра по усовершенствованию, полученные знания
применяются в игре.
3.6 Куб удвоения.
Теория: Рассказывается история появления куба удвоения. Правила
использования куба удвоения. Варианты использования куба удвоения.
Практика: учебная игра по усовершенствованию, полученные знания
применяются в игре.
3.7. Игра на время.
Теория: Объясняются правила игры на время. Для чего нужно играть на
время.
Практика: учебная игра по усовершенствованию.
Раздел 4 Стратегии в спортивных нардах
4.1. Удерживающая игра.
Теория: Рассказывается как происходит удерживание пункта или пунктов в
Доме или Дворе противника, чтобы побить его фишки, когда он будет
вводить их в свой Дом.
Практика: учебная игра по усовершенствованию, полученные знания
применяются в игре.
4.2. Тайминг.
Теория: Объясняется как производится расчет времени отстающего до конца
игры. Замедляющие ходы. Применение рискованных ходов. Битва блокад.
Практика: учебная игра по усовершенствованию.
4.3. Блокирующая игра.
Теория: Рассказывается как происходит формирование несколько закрытых
пунктов в ряд. Какие выгодные позиции блокирующей игры. Разрушение
блокады.
Практика: учебная игра по усовершенствованию, полученные знания
применяются в игре.
4.4. Атакующая игра.
23

Теория: Раскрываются основы атакующей игры. Как происходит взятие
«золотого пункта». Владение «якорного» пункта. Выгоды и недостатки
атакующей игры.
Практика: учебная игра по усовершенствованию, полученные знания
применяются в игре.
4.5. Подсчет шагов.
Теория: Раскрывается метод подсчета шагов. Прямой метод. Метод
сравнения. Метод мысленного перемещения. Отслеживание счета. Оценка
гонки.
Практика: учебная игра по усовершенствованию, полученные знания
применяются в игре.
4.6. Шансы при броске.
Теория: Оцениваются шансы при броске. Какие выбают шоты. Прямые
шоты. Одинарные шоты, Двойные шоты. Тройные шоты. Множественные
прямые шоты. Непрямые шоты.
Практика: учебная игра по усовершенствованию, полученные знания
применяются в игре.
4.7. Дублирование и диверсификация.
Теория:

Рассказываются

основы

дублирования

и

диверсификации.

Дублирование чисел, которые необходимы для побития. Повторный ввод
фишки в игру и побитие. Побитие и выход из блокады. Подход к границе
блокады и побитие. Чего можно достичь путем дублирования, а чего нельзя.
Побитие и блокада. Дублирование непрямых шотов.
Практика: учебная игра по усовершенствованию, полученные знания
применяются в игре.
4.8. Обратная игра.
Теория: Рассказывается, что же такое обратная игра. Агрессивное начало
игры и обратная игра вынужденного характера. В каких случаях может быть
выгодна обратная игра.
24

Практика: учебная игра по усовершенствованию, полученные знания
применяются в игре.
4.9. Теория дебютов.
Теория: Рассказывается теория дебютов. Развитие концепции игры в нарды в
современном понимании и различные мнения на дебютные ходы.
Практика: учебная игра по усовершенствованию, полученные знания
применяются в игре.
4.10. Построение блокад и блокирования фишек противника.
Теория: Объясняется как происходит построение блокад и блокирование
фишек. Раскрываются типы блокад. Порядок расположения закрытых
пунктов. Связь с пунктами противника. Когда и как необходимо закрывать
пункты.
Практика: учебная игра по усовершенствованию, полученные знания
применяются в игре.
4.11. Теория удвоения.
Теория: Раскрывается теория удвоения. Особое внимание уделяется
принципу три к одному. Раскрывается понятие гэммоны. Предложения
удвоения. Преимущества и недостатки.
Практика: учебная игра по усовершенствованию, полученные знания
применяются в игре.
Раздел 5 Турниры
5.1 Клубные турниры по нардам.
Практика: на данном этапе проводятся клубные турниры.
5.2 Итоговое занятие
Теория:

Проходит

беседа

с

обучающимися,

задаются

вопросы

по

пройденному материалу, подводятся итоги учебного года.
Практика: Осуществляется показ освоенных умений, в формате минитурнира.

25

2.5 Планируемые результаты программы
Личностные:
- появление навыка находить компромисс;
- сформированность чувства уважения к мнению собеседника;
- появление чувства интереса, уважения и патриотизма к своей стране;
- сформированность чувства коллективизма;
- развитие коммуникативности у обучающихся;
Метапредметные:
- значительное повышение наблюдательности, внимания и зрительной
памяти;
- повышение интереса исследовательской деятельности;
- развитие навыков моторики;
- появление навыка продуктивного сотрудничества с педагогом и другими
учащимися;
- появление способности анализировать;
- умение решать творческие задачи;
Предметные:
- знаний истории возникновения игры в нарды;
- освоение теоретических знаний по спортивным нардам и правилам
проведения соревнований;
- умение работать самостоятельно в соответствии с планированием (по
алгоритму), анализу результатов, коррекции при необходимости.
Приобретённые в процессе обучения знания и умения контролируются
в следующих формах деятельности:
1. Практическая игра.
2. Решение задач по нардам
3. Дидактические игры и задания, игровые упражнения;
4. Теоретические занятия
5. Участие в турнирах и соревнованиях.
26

Таким образом, в результате освоения программы, обучающиеся
должны знать:
-Историю нард;
-Термины игры;
- Правила хода;
- Ориентироваться на доске;
- Правильно расставлять фишки;
- Играть в длинные нарды;
- Играть в спортивные нарды;
- Решать задачи.

27

3. Комплекс организационно-педагогических условий реализации
программы
3.1 Методическое обеспечение программы
Ключевые элементы методического обеспечения – использование
современных образовательных платформ, проведение турниров, разбор партий,
демонстрация ходов, поставленных решение задач.
Обучение детей происходит через использование простых методов,
демонстраций и игровых форм. Развитие навыков через решение сложных
комбинаций, анализ партий, обсуждение той или иной позиции, участие в
турнирах. Также применяется качественный критичный разбор игры и ее
стратегии, тем самым происходит закрепление навыков и развитие
соревновательного духа. Для того, чтобы научить ребят расчету в уме, им
предлагаются для решения различные несложные задачи. Благодаря
правильно простроенной работе происходит улучшение качества игры.
Основные формы и средства обучения:
1. Практическая игра.
2. Решение задач по нардам
3. Дидактические игры и задания, игровые упражнения;
4. Теоретические занятия
5. Участие в турнирах и соревнованиях.
Дидактические принципы
Процесс обучения базируется на системе дидактических принципов:
– принцип развивающего и воспитывающего обучения (применение
индивидуального и личностного подхода к каждому ученику; требования
точно и своевременно выполнять задания; воспитание целеустремленности,
выдержки и самообладания; формирование наклонностей, способностей и
склонностей);
–

принцип

дифференцированного

обучения

(организация

учебной

деятельности на основе способностей, склонностей, возможностей каждого
28

учащегося,

помощь

каждому

воспитаннику

в

раскрытии

его

индивидуальности);
– принцип связи теории с практикой (закрепление теории на практике);
– Принцип наглядности (использования на занятиях различных наглядных
средств, таких как картинки, схемы, демонстрация действий и т.д.)
− принцип систематичности и последовательности (соблюдение строгой
логики в обучении, переход к новому на основе изученного);
− принцип психологической комфортности в коллективе (беседы о
взаимопонимании, взаимопомощи, проведение Дней именинника, посещение
совместных экскурсий).
В процессе реализации программы «Нарды» применяются следующие
методы:
- словесный (рассказ, беседа, объяснение);
- практический (упражнения, коллективные и индивидуальные задания,
проектно-исследовательская деятельность);
- наглядный (работа с игровым набором, наглядными и фотоматериалами,
тематические видеопросмотры);
- репродуктивный (повторение освоенных знаний и умений, самостоятельная
работа);
- метод контроля (опрос, наблюдение, психологическая поддержка).
-

метод

самоконтроля

(самоанализ,

самостоятельное

исправление

недостатков в работе).
Широко используются узкоспециальные методы, направленные на
формирование личностной эмоционально-чувственной мотивации ребенка.
При этом роль педагога заключается в сопереживании, соучастии в
«познавательном эксперименте», который ставят сами дети. На развитие
эмоциональной

сферы

обучающихся,

эмпатической

нацелен важный обучающий метод – метод диалога.
Программа предлагает:
1. Тематические турниры.
29

чувствительности

2. Тематические сеансы одновременной игры против тренера или
других, более сильных нардистов.
Методы

работы

при

обучении

игре

в

нарды

предполагают

коллективное обсуждение той или иной позиции, лекции, беседы об истории
нард. Для развития

творческих способностей

занимающихся

важно

проведение соревнований составления комбинаций, предугадывание ходов в
партиях мастеров и других. В процессе обучения детей игре в нарды
огромное значение имеют индивидуальные методы работы, поскольку нарды
являются игрой индивидуальной. Но именно в коллективном обучении
развиваются и укрепляются индивидуальные способности. Очень важно
приучить детей к обязательному критическому разбору всех своих партий,
как выигранных, так и проигранных. Благодаря критическому анализу ребята
смогут улучшить свое качество игры. Для того, чтобы научить ребят расчету
в уме, полезно предлагать им для решения несложные задачи.
Педагогические технологии
В образовательном процессе используются следующие инновационные
педагогические технологии: технология развивающего обучения, технология
группового

обучения,

технология

дифференцированного

обучения,

технологии сотрудничества, технология коллективного взаимообучения,
технология разно-уровневого обучения, технология проблемного обучения,
технология коллективной творческой деятельности, здоровье сберегающая
технология, технология коллективных обсуждений, технология игровой
деятельности, технология создания ситуации успеха.
3.2 Материально-техническое обеспечение
Кабинет для занятий - светлое помещение, отвечающее санитарноэпидемиологическим

требованиям

к

образования (СанПиН 2.4.4 3172-14).
30

учреждениям

дополнительного

Оборудование: столы и стулья ученические, демонстрационная
настенная магнитная доска, стенды, комплект спортивных нард 4-6 штук,
проектор, ноутбук, два компьютера с подключением в интернет.
3.3 Кадровое обеспечение
Реализацию программы «Нарды путь чемпиона» обеспечивает педагог
дополнительного образования Манелов Гиви Эмануилович, обладающий не
только профессиональными знаниями, но и компетенциями в организации и
ведении образовательной деятельности детского объединения физкультурноспортивной направленности высшей категории.
3.4 Информационное обеспечение
- Банк ЭОР, электронно-библиотечная система, которая обеспечивает
возможность индивидуального доступа, для каждого обучающегося из любой
точки, в которой имеется доступ к сети Интернет.
- Единое информационное пространство – группа секции в социальных сетях.
- ЭБС «НАУЧНАЯ ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА «ELIBRARY.RU», ООО
«РУНЭБ».

31

3.5 Список литературы
Список литературы для педагога
1. Амелин, Ю. Н. Короткие нарды : всё о нардах / Ю. Н. Амелин. —
Ростов-на-Дону: Феникс, 2000 — 128 c.
2. Ахундов, Н. Ф. Школа игры в длинные нарды / Н. Ф. Ахундов. — М.,
2009.
3. Магриль, П. Нарды / П. Магриль, Р. Р. Магриль / Переводчик: В.
Сомило. — Днепропетровск: Баланс Бизнес Букс, 2006 — 448 с.
4. Некрасов, К. В. Секреты нард / К. В. Некрасов, С. Б. Ратников. —
Принт, 2011 — 395 с.
5. Носовский, А. М. Нарды : Бэкгаммон / А. М. Носовский. — АСТ, 2004
— 32 с.
6. Осипенков, Д. С. Некрасов К.В., Нарды. Школа мастерства / Д. С.
Осипенков, К. В. Некрасов. — Город, 2011 — 222 с.
7. Чеботарев, Р. Б. Длинные нарды / Р. Б. Чеботарев. — Днепропетровск:
Баланс Бизнес Букс, 2010 — 256 с.
8. Шехов, В. Г. Нарды: от новичка до чемпиона / В. Г. Чехов. — Феникс,
2009 — 250 с.
Список литературы для обучающихся
1. Ахундов, Н. Ф. Справочник по длинным нардам : Теория и практика
игры / Н. Ф. Ахундов. — 2012 — 136 с.
2. Ревишвили, В. Спортивные нарды (перевод с груз.) / В. Ревиашвили. —
Тбилиси, 1997 — 43 с.
3. Капуллер, Д. А. Руководство по игре в короткие нарды (перевод с нем.)
/ Д. А. Капуллер. — Альфарет, 2006 — 226 с.
4. Фадеев, И. Нарды - игра тысячелетий: Самоучитель. Правила. Сборник
игр / И. Фадеев. — Феникс, 2011.
5. Хоппер, М. Нарды : Избранные стратегии для тех, кто любит
побеждать / М. Хоппер. — Центрполиграф, 2010.
32

Интернет-ресурсы
1. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. Адрес
доступа: http://schoolcollection.edu.ru/
2. Информационная система "Единое окно доступа к образовательным
ресурсам". Адрес доступа: http://window.edu.ru/
3. ЭБС

«Издательство

Информационное

Лань»,

письмо

от

ООО

«Издательство

13.09.2013

г.

Адрес

Лань».
доступа:

http://e.lanbook.com/
4. ЭБС «НАУЧНАЯ ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА «ELIBRARY.RU»,
ООО «РУНЭБ». Адрес доступа: http://elibrary.ru/

33

Приложение 1. Система оценки эффективности
реализации программы
Эффективность освоения образовательной программы определяется через:
 Входная диагностика – беседа с воспитанником при приеме в
объединение с целью определения уровня его знаний, умений и
навыков;
Основные вопросы:
1. Знаете ли вы, что за игра нарды?
2. Нарды - это вид спорта или просто игра?
3. Для чего вы хотите научиться играть в нарды?
4. Какие виды нард бывают?
5. Что нужно для игры в нарды?
6. Как вы думаете, какая польза от данной игры?
7. Можно ли участвовать в соревнованиях по нардам?
 Текущий контроль – проводится через наблюдение за обучающимися,
за их успеваемостью, а также их результатами в промежуточных
турнирах;
 Итоговая аттестация, проводится в конце учебного года по результатам
освоения образовательной программы, в формате мониторинга.
Теория: перечень вопросов для анкетирования (Приложение 2).
Практика: учитываются результаты проектной деятельности, участие в
соревнованиях.
Критерии оценки результативности
Высокий – освоение учебного плана 80-100%
Средний – освоение учебного плана на 60-70%
Низкий уровень – освоение учебного плана ниже 60 %

34

Приложение 2. Вопросы для итоговой аттестации
Перечень вопросов для итоговой аттестации по образовательной программе
«Нарды – путь чемпиона»
1. Кто придумал игру Нарды?
2. Как переводится слово нарды с английского языка?
3. Где каждый год проходит чемпионат мира по нардам?
4. Сколько видов игры нарды существует?
5. Из скольких полей/пунктов состоит доска?
6. Для какой игровой стратегии желательно оставаться в гонке?
7. Когда можно показать куб удвоения?
8. Какие числа расположены на кубе удвоения?
9. До какого числа очков обычно играются партии в нардах?
10.Какой раздел математики часто используется при игре в нарды?
11.Какие санкции влечет просрочка времени игрокам?
12.Что является сигналом окончания хода?
13.Как называется устройство для совершения бросков?

35

1

2

3

4

Низкий уровень 0 - 4 баллов:
Средний уровень 5-9 баллов:
Высокий уровень 10-13 баллов.
36

Предметные результаты
Метапредметные результаты

Личностные результаты

Сформированность:
Сформированность:
Сформированность:

чувство коллективизма и
коммуникативность

чувство уважения и патриотизм к стране

чувство уважения к мнения собеседника

навык находить компромисс

проявление способности анализировать

навык продуктивного сотрудничества с
педагогом и учащимися

развитие моторики

повышение интереса к исследовательской
деятельности

повышение наблюдательности, внимания
и зрительной памяти

овладение самостоятельной работой
в соответствии с планированием
(по алгоритму), анализу
результатов, коррекции при необходимости

№ Ф.И.
воспитанника

освоение теоретических знаний по
спортивным нардам и правилам
проведения соревнований

знание истории возникновения
игры в нарды

Приложение 3. Мониторинг результатов обучения по дополнительной образовательной программе

ФИО педагога Манелов Г.Э.

итого

Приложение 4. Алгоритм учебного занятия
для каждого раздела программы
I. Организационный этап
Приветствие учащихся. При необходимости подготовка рабочих мест к
занятию. Повторение правил техники безопасности.
II. Основной этап
Теоретическая часть. Закрепление изученного материала, повторение.
Сообщение и обсуждение нового материала. Тематическая беседа.
Практическая часть. Выполнение заданий. Практическая работа.
Программа предусматривает 2 вида теоретических занятий по каждой
теме.
Лекция: теоретические вопросы объясняет педагог.
Практика: учащиеся воспроизводят теоретические правила в жизнь при
помощи игры между с собой или с тренером
Во время занятий проводится также индивидуальная работа с
занимающимися:
- разбор сыгранных партий;
- работа с заданиями по тактике;
- тренировочные партии с тренером.
- просмотр и анализ матчей чемпионата мира и России по нардам.
Практическая часть занятий также имеет несколько форм:
Безусловно при обучении игры в нарды необходимо проводить турниры.

37


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».